Научная статья на тему 'Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека'

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
617
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ / ОНТОГЕНЕЗ / АМПЛИТУДА / АКРОФАЗА / ПСИХОЛОГіЧНі РИТМИ / АМПЛіТУДА / PSYCHOLOGICAL RHYTHMS / ONTOGENESIS / AMPLITUDE / AKROPHASE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краузе Т. М.

В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом» индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест САН) человека в процессе онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhythms in psychology: circadian rhythms of the functional consisting (test of FAM) are of ontogenesis of man

Presently a nonlinear dynamics and wave design become the determining paradigms of scientific thought [1,2]. To this problematic now takes the study of biological clock [5]. It is set that bioand neurophysiology vibrations have cyclic periodicity. It is rotined that architectonics of biorhythms is unique description of individual [2,3,4]. Desynchronizes (dizritmiya) draws violation of the psychological state and properties of individuality [4,5]. Architectonics of psikhoritmovs is their spectrums, periodicals, phases, coherentness, stability are unique description, «psychological portrait»' individual, determining his adaptive potential [9]. However in differential psychology and psychophysiology heuristic possibilities of biorhythmology in the process of ontogenesis to the present tense in a due measure are underestimated. In accordance with the pictures of hierarchical organization of individuality and experimental researches of psychological rhythms of the functional states (test of FPI) of man were conducted in the process of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека»

После табл 2 имеется греческая буква (ф)

РИТМЫ В ПСИХОЛОГИИ: ЦИРКАДИАННЫЕ РИТМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ (ТЕСТ

САН) В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА.

Краузе Т.М.

Межрегиональная академия управления персоналом, г. Харьков

Аннотация. В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлене, что био- и нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов - их спектры, периодика, фазы, когерентності, стабильность - являются уникальной характеристикой «психологическим портретом» индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологическихритмов функциональных состояний (тест САН) человека в процессе онтогенеза.

Ключевые слова: психологическиеритмы, онтогенез, амплитуда акрофаза.

Анотація. Краузе Т.М. Ритми в психології циркадіанні ритми функціональних полягань (тест САН) в онтогенезі людини. В даний час нелінійна динаміка і хвилеве моделювання стають визначальними парадигмами науковогомислення [1,2]. До цієї проблематики зараз відносять вивчення біологічного годинника [5]. Встановлено, що біо- і нейрофізіологічні коливання мають циклічну періодичність Показано, що архітектоніка біоритмів є унікальною характеристикою індивіда [2,3,4]. Десинхроноз (дізрітмія) вабить порушення психологічного стану і властивостей індивідуальності [4,5]. Архітектоніка психоритмів - їх спектри, періодика, фази, когерентність, стабільність - є унікальною характеристикой, «психологічним портретом»' індивіда, що визначає його адаптивний потенціал [9]. Проте в диференціальній психології і психофізіології евристичні можливості біорітмологиі в процесі онтогенезу до теперішнього часу в належній мірі недооцінені. Відповідно до уявлень про ієрархічну організацію індивідуальності і були проведені експериментальні дослідження психологічнихритмів функціональних станів (тест САН) людини в процесі онтогенезу

Ключові слова: психологічні ритми, онтогенез, амплітуда, акрофаза.

Annotation. Krauze T.M. Rhythms in psychology: circadian rhythms of the functional consisting (test of FAM) are of ontogenesis of man. Presently a nonlinear dynamics and wave design become the determining paradigms of scientific thought [1,2]. To this problematic now takes the study of biological clock [5]. It is set that bio- and neurophysiology vibrations have cyclic periodicity. It is rotined that architectonics of biorhythms is unique description of individual [2,3,4]. Desynchronizes (dizritmiya) draws violation of the psychological state and properties of individuality [4,5]. Architectonics of psikhoritmovs is their spectrums, periodicals, phases, coherentness, stability - are unique description, «psychological portrait»' individual, determining his adaptive potential [9]. However in differential psychology and psychophysiology heuristic possibilities of biorhythmology in the process of ontogenesis to the present tense in a due measure are underestimated. In accordance with the pictures of hierarchical organization of individuality and experimental researches of psychological rhythms of the functional states (test of FPI) of man were conducted in the process of ontogenesis.

Key words: psychological rhythms, ontogenesis, amplitude, akrophase.

Введение.

При подходе оценки уровня психического здоровья человека, снижения резистентности его организма, в частности адаптивное снижение надежности, состояния повышенной неспецифической уязвимости психики организма и степень адекватности психологических реакций, ускользают количественные критерии психического здоровья. Как определить эти важные параметры, если нет количественных критериев? Очевидно, что ближе всего к количественной оценке психического здоровья лежит путь исследования через оценку уровня психологических проявлений организма и особенно через познание диапазона его компенсаторно-адаптивных реакций в естественных динамических условиях среды.

Такой подход закономерен и ведет к необходимости познания пространственно-временной организации человека, т.е. к биоритмологическому подходу, в котором центральное место занимают биоритмы, в том числе, ритмы психологических состояний

Наиболее полное представление о комплексной организации функциональной динамики живой системы во времени раскрывает временная организация, подчиняющаяся определенным правилам и закономерностям, т.е. до известной степени предсказуемая. Временная организация может быть представлена широким спектром ритмов различных частот, модулирующихдруг друга, трендами - однонаправленными линейными изменениями функций, в том числе, психопатических накладывающихся на комплекс биологических ритмов и наблюдаемых в процессе онтогенеза

В дифференциальной психологии и психофизиологии фундаментальным направлением является концепция иерархической организации субъективной реальности [3,7,8,10]. Однако в рамках этого направления проблема индивидуальных различий архитектоники психоритмов как одного из механизмов саморегуляции индивида в процессе онтогенеза до настоящего времени в большой науке практически мало. Для выявления психоритмов до настоящего времени не используются современные математико-статистические методы спектрального,

периодограммного или косинор-анализа [6]. Представляет большой интерес психологический прогноз развития личности и социального поведения человека в процессе онтогенеза Таким образом, теоретическая неразработанность в рамках дифференциальной психофизиологии проблемы суточных психоритмов индивида в процессе онтогенеза, а также отсутствие научно-аргументированных основанных на методах спектрального анализа процедур прогноза многоуровневых характеристик индивидуальности в зависимости от возраста обусловили актуальность и выбор темы данного исследования

Данная публикация призвана открыть новые подходы в исследованиях временной организации психопатических реакций человеческого организма в процессе онтогенеза.

Работа выполнена в соответствии с тематикой диссертационных работ академии.

Формулирование целей работы

Целью работы явилось выявление и анализ психологических ритмов функциональных состояний в процессе онтогенеза, полученных психометрическим методом - тест САН.

Методика исследования.

В исследованиях приняло участие 100 человек в возрасте 3-90 лет, разделенные на 7 групп в соответствии с возрастным статусом

Функциональные состояния определялись психометрическим методом количественной оценки психических явлений с применением шкал субъективных оценок функционального состояния (тесты САН).

Тест САН предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний). Испытуемым предлагалось выбрать и отметить цифру и соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале, состоящей из тридцати пар утверждений противоположногозначения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). По "приведенным" баллам рассчитывалась среднее арифметическое по каждой из шкал активности, самочувствия и настроения как отдельно, так и в целом по группе. При анализе функционального состояния учитывались не только значения отдельных показателей исследуемых ритмов в пределах исследуемых групп (определённого возрастного периода), но и соотношение определяемых показателей между ними.

Выявление колебательногохарактера изменений психопатических реакций в течение суток и являются ли эти колебания случайными, или же они подчинены определенному (циркадианному) ритму, осуществлялось методом математико-статистической обработки: метод косинор-анализ.

Теоретической основой теста САН является представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека Процесс адаптации во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий: функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. В процессе тестирования выявлялись личностные характеристики, отличающиеся относительной стабильностью и во многом определяющие успех процесса адаптации в самых различных условиях жизнедеятельности

Для этого, по каждой исследуемой группе формировался массив данных, по которым был проведен однофакторный дисперсионный анализ и определены доверительные интервалы, средние значения и дисперсии исходных показателей (таблица 1). На основании полученных показателей были сформированы массивы данных для дальнейшей аппроксимации методом косинор-анализа (таблица 2).

При анализе функционального состояния учитывались не только значения отдельных показателей исследуемых ритмов в пределах исследуемых групп (определённого возрастного периода), но и соотношение определяемых показателей между ними.

На основании полученных показателей были сформированы массивы данных для дальнейшей аппроксимации методом косинор-анализа (таблица 2).

Согласно косинор-анализа, каждая хронограмма апроксимировалась методом наименьших квадратов в синусоиду Для математико-статистической обработки использовались количественные оценки психических явлений, полученных в ходе тестирования (тест САН).

Однофакторный дисперсионный анализ по данным теста САН.

Таблица 1.

Однофакторный дисперсионный анализ (тест САН)

Самочуствие

итоги итоги итоги июги итоги июги июги

группы Д1ФПФрФИЯ г^лпы чреДНФв Э1ФП*рФИЯ группы •:р«,Э№4 31Фперсия группы •:р4Д4$» Д-1ФП*рФИЯ гр^лпы •:р*дн** Д1ФПФРФИЯ Гр}ЛПЫ Зклерсия группь •:р4Д4»4 Э-клерсия

1 5.91 5,90 5,69 5,81 5,46 5,99 5,97 5,78 5.94 5.95 6.07 6.08 6,21 5,86 5.92 6.00 0,43 0,38 0,58 0,34 0,72 0,44 0,43 0,35 0,23 0,35 0,43 0,40 0,28 0,36 0,24 0.43 2 5,79 6,05 5.93 6,02 5,83 5,53 6,07 5.88 5.89 5,99 6,01 5,74 6,13 6,19 5.93 5.61 0,49 0,40 0,55 0,57 0,53 0,81 0,28 0,51 0,19 0,57 0,40 0,57 0,40 0,43 0,51 0.29 3 4.92 5,20 5,10 5,22 5.46 5.46 5,17 4,88 4.92 5,28 5,49 5,16 5,51 4,85 5,04 479 1,50 0,55 0,66 0,86 0,89 0,86 0,95 0,99 1,28 0,62 0,88 1,19 1,06 0,76 0,95 0.89 4 4,44 3.82 3,25 3.72 4,61 4,28 3,84 4,37 4,35 4,23 4,32 4.72 4.72 3.83 4,07 3.99 1,61 1,91 2,85 3,57 3,88 3,46 3,08 1,29 0,94 1,74 1,83 0,84 1.73 2.74 2,45 5.3^ в 3.27 3,34 3.53 3,39 3.27 3,14 3,24 3,59 3,41 3,49 3,23 3.28 3,45 3.28 3,16 3.54 0,46 1,04 0,55 0,24 0,47 0,52 0,14 0,50 0,34 0,73 0,44 0,17 0,34 0,21 0,47 0.56 6 3,41 3,45 2,98 3,22 3,18 3,07 3,20 3,35 3,10 2,73 3,00 3,16 3.04 3,34 2,82 3.04 0,32 0,73 0,30 0,55 0,56 0,54 0,22 0,52 0,32 0,50 0,32 0,23 0,46 0,29 0,34 0.27 7 2,78 2,85 2,43 2,45 2,96 2,70 2,65 3,12 2.53 2.53 2,58 3,01 2,83 3,14 2.54 2.63 0,40 1,33 0,82 0,92 0,46 0,71 0,59 0,92 0,81 0,68 0,55 0,40 1,01 0,25 0,82 0.42

Активность

итоги итоги июги июги июги июги июги

Группы вреднее Длспврсия Гр],ЛПЫ вреднее Дчспврсия Группы вреднее Дюперсия Группы вреднее Д.1СПЙрСИЯ Гр^лпы вреднее Дюпврсия Гр}ЛПЫ вреднее Дюперсия Группь вреднее ДЮПбрСИЯ

6,05 0,28 5,54 0,23 5,45 1,16 4,44 1,61 3,311 0,04438 3,24 0,03 3,08 0,16

6,05 0,28 6,01 0,40 5,75 0,66 3,89 1,78 3,932 0,61575 2,30 0,63 2,50 1,11

6,18 0,27 6,15 0,26 5,38 0,91 3,51 2,23 3,487 0,13922 3,24 0,38 3,24 0,28

5,94 0,39 5,96 0,39 5,44 0,88 3,85 3,25 3,23 0,14844 2,97 0,35 2,90 0,40

6,10 0,27 5,75 0,42 5,71 0,70 4,47 3,59 3,517 0,60957 2,74 0,53 2,67 0,52

6,02 0,26 5,88 0,34 5,63 1,14 4,08 3,02 3,737 0,27159 2,47 1,07 2,56 0,98

5,92 0,37 5,94 0,39 5,67 0,67 3,98 2,60 3,128 0,37176 2,96 0,30 2,91 0,23

5,92 0,27 5,99 0,57 5,24 0,78 4,31 1,22 3,723 1,04421 3,11 1,14 3,06 1,10

5,96 0,24 5,69 0,36 5,36 1,18 4,29 0,44 3,262 0,5885 2,84 0,63 2,84 0,64

5,90 0,36 5,85 0,50 5,62 0,27 4,09 1,30 3,509 0,41726 3,24 0,69 3,25 0,69

5,82 0,19 6,04 0,24 5,60 0,78 4,32 1,83 3,412 0,17393 3,04 0,41 2,92 0,66

6,00 0,42 6,07 0,40 5,39 1,21 4,58 0,35 3,338 0,28679 2,92 0,33 2,92 0,33

5,94 0,49 6,10 0,27 5,76 1,26 4,58 1,54 3,613 0,7954 3,24 1,00 3,24 0,99

5,97 0,56 5,74 0,43 5,17 1,58 3,76 2,04 3,199 0,17247 2,93 0,35 2,93 0,35

5,70 0,55 5,93 0,41 5,76 0,34 4,07 2,45 3,327 0,37037 2,74 0,89 2,75 0,64

5.81 0.63 5.81 0.31 5.11 1.45 3.92 2.18 3.115 0.37766 2.88 0.23 2.87 0.21

Настроение

итоги итоги июги июги июги июги июги

группы вреднее Д-1ФПФрФИЯ Гр^ЛПЫ вреднее Э1ФП*рФИЯ группы •:р«Д№4 31Фперсия группы •:р4Д4$» Д-1ФП*рФИЯ гр^лпы вреднее Д1ФПФрФИЯ Гр)ЛПЫ '1р$ДЖ дклерсия группь •:р4Д4»4 Э-клерсия

6,15 0,45 5,80 0,96 4,75 2,01 3,60 2,31 3,64 0,43 3,67 0,40 2,48 0,53

6,26 0,23 6,08 0,33 4,88 1,64 4,15 2,12 3,52 0,26 3,81 0,42 2,66 0,77

6,15 0,36 5,88 0,35 4,60 1,89 3,76 2,24 3,13 0,33 3,19 0,46 2,44 0,51

6,27 0,25 5,83 0,48 4,63 1,87 3,58 1,62 3,03 0,60 3,34 1,20 2,63 0,35

6,06 0,55 6,09 0,26 5,08 1,18 3,79 1,52 3,21 0,16 3,75 0,62 2,84 0,28

6,21 0,38 6,01 0,28 5,05 0,99 4,22 1,84 3,19 0,65 3,45 0,91 2,76 0,24

6,20 0,27 5,83 0,68 4,75 1,33 3,78 2,19 2,85 0,30 3,12 0,67 2,41 0,31

5,98 0,55 5,64 0,71 4,34 2,04 3,99 2,06 3,71 0,56 3,65 0,74 2,93 0,90

6,31 0,36 5,90 0,56 4,76 1,61 4,46 1,43 3,24 0,89 3,27 0,97 2,53 0,70

6,23 0,41 6,09 0,14 4,88 0,45 4,66 1,05 2,76 0,50 2,93 0,87 2,71 0,46

6,30 0,22 5,98 0,30 5,11 1,47 3,45 1,81 3,07 0,45 3,25 0,88 2,68 0,33

6,13 0,58 6,03 0,56 5,10 1,66 4,10 2,40 3,02 0,24 3,18 0,49 2,66 0,46

5,93 0,59 6,17 0,40 5,40 0,50 4,58 1,46 3,38 0,33 3,67 0,53 2,64 0,51

6,06 0,54 5,67 0,55 4,58 1,72 3,84 2,03 2,60 0,35 2,85 0,57 2,41 0,24

6,06 0,59 6,02 0,32 4,84 1,56 3,66 2,12 3,30 1,30 3,36 1,18 2,97 1,24

5.99 0.56 5.65 0.59 4.40 э.О? 4.20 2.43 3.36 0.42 3.39 0.53 2.97 0.20

Тестирование проводилось в течение 11 месяцев, через разные интервалы времени и в разные часы суток (не менее четырнадцати). Каждый массив наблюдений за один день формировался в хронограммы (в противоположность этому расчетные кривые — в с ину со иды). Входной информацией для определения суточных ритмов психопатических реакций служил массив хронограмм, полученных на основе среднестатистических данных для всего периода психологическоготестирования, в пределах каждой возрастной группы

Таблица 2.

Исходный массив данных для расчёта и графической интерпретации средних синусоид психологических ритмов.

Тест САН

с А М о Ч V в С т В И Е

І. е- Воераст Бремя. 1 ■:редіие значения 1 й Возраст Бремя. 1 ■:редіие значения 1 й Возраст Бремя. 1 ■Ірн^НИн значения 1 Й Возраст Бремя. 1 ■: реяние значения 1 й Возраст Бремя. 1 ■іреаме значения й Возраст Бремя. 1 ■іреаме значения І. й Возраст Бремя. 1 •: резние значения

9,1 5,8 9,1 6,0 9,1 5,0 9,1 4,3 9,1 3,5 9,1 3,3 9,1 3,0

10,6 6,1 10,6 5,7 10,6 5,0 10,6 4,5 10,6 3,7 10,6 3,2 10,6 2,9

11,6 5,9 11,6 6,1 11,6 5,2 11,6 3,8 11,6 3,5 11,6 3,4 11,6 3,2

12,1 6,1 12,1 6,1 12,1 5,0 12,1 4,0 12,1 3,4 12,1 2,9 12,1 2,9

1— 13,4 6,1 Ф 13,4 5,8 Ф 13,4 5,0 Ф 13,4 4,2 Ф 13,4 3,2 Ф 13,4 3,1 Ф 13,4 2,6

ф 14,5 6,* С 14,5 5,8 С 14,5 5,4 С 14,5 4,2 С 145 3,2 С 145 3,0 С 145 2,5

4 С 15,1 5,9 О 00 15,1 5,9 ю 15,1 4.9 л О 15.1 3.9 с ю 15.1 3,1 ю 15,1 3,3 7 О 15,1 2,6

Л <г> 16,3 5,9 16,3 5,7 •і а 16,3 5,3 4 16,3 3,8 •У ю 16,3 3,6 О 16,3 3,1 { сг> 16,3 2,8

17.1 6.0 17.1 5.8 17.1 5.2 17.1 4.4 17.1 3.4 17.1 3.1 17.1 2.7

п 17.4 5.8 2 17.4 6.0 17.4 5.3 <м 17.4 3.9 17.4 3.6 ю 17.4 3.2 17.4 2.6

18.5 5.9 18.5 6.2 18.5 4.8 18.5 4.1 18.5 3.4 18.5 2.9 18.5 2.3

19,0 5,8 19,0 6,0 19,0 5,5 19,0 4,2 19,0 3,3 19,0 3,0 19,0 2,5

19.3 5.9 19.3 5.6 19.3 5.1 19.3 4.2 19.3 3.2 19.3 3.1 19.3 2.7

21,* 5,7 21,0 6,0 21,0 5,7 21,0 4,7 21,0 3,1 21,0 3,3 21,0 2,9

АКТ и в н с } С Г ь

1 воераст Бремя. 1 ■: редои* 1 возраст Бремя. 1 ■: редои* 1 возраст Бремя. 1 ■Гредоие 1 возраст Бремя. 1 ■Іредние 1 возраст Бремя. 1 'Греэше возраст Бремя. 1 'Греэше 1 возраст Бремя. 1 •! редние

е- »НчЧЖИЯ Й значения й значения й значения Й значения й значения й- значения

9,1 5,8 9,1 6,2 9,1 5,5 9,1 4,3 9,1 3,4 9,1 3,0 9,1 2,8

1«,6 6,0 10,6 5,9 10,6 5,4 10,6 4,2 10,6 3,3 10,6 2,7 10,6 2,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11,6 5,9 11,6 6,0 11,6 5,4 11,6 4,2 11,6 3,5 11,6 2,9 11,6 2,8

12,1 5,7 12,1 5,9 12,1 5,3 12,1 4,2 12,1 3,7 12,1 2,9 12,1 3,0

13.4 6.0 Ф 13.4 5.7 Ф 13.4 5.3 Ф 13.4 41 Ф 13.4 3.5 Ф 13.4 3.0 Ф 13.4 2.7

ф 14.5 5.9 С 14.5 6.0 С 14.5 5.7 С 14.5 3.9 С 145 3.2 С 145 2.5 С 145 3.0

А С 15.1 6.? о 00 15.1 5.7 ю 15.1 5.2 л О 15.1 4.2 с ю 15.1 3.1 ю 15.1 2.8 7 О 15.1 3.2

1 СП 16,3 6,0 1 16,3 6,0 ■5 <м 16,3 5,8 4 п 16,3 3,9 э ю 16,3 3,1 О 16,3 2,8 № 16,3 2,9

1 17,1 6,1 1 17,1 6,3 1 17,1 5,5 1 17,1 4,2 1 17,1 3,5 1 17,1 3,0 1 17,1 2,9

й 17,4 6,0 о 17,4 5,7 ф 17,4 5,2 <м 17,4 3,9 17,4 3,4 ю 17,4 2,9 17,4 3,0

18.5 5.9 18.5 6.0 18.5 5.2 18.5 41 18.5 3.4 18.5 3.2 18.5 3.1

19,* 6,* 19,0 5,6 19,0 5,7 19,0 4,4 19,0 3,8 19,0 3,1 19,0 3,0

19.3 5.9 19.3 5.9 19.3 5.4 19.3 3.9 19.3 3.4 19.3 3.1 19.3 2.9

21,* 5,9 21,0 5,7 21,0 6,1 21,0 4,2 21,0 3,6 21,0 3,2 21,0 2,7

Н А С Т Р О Е Н И Е

І. Воераст Время. Ї ■:редіие 1 Возраст Бремя. Ї ■:редіие 1 Возраст Время. Ї ■Ірн^НИн 1 Возраст Время. Ї ■: реяние 1 Возраст Время. Ї ■іреаме 1 Возраст Бремя. Ї ■іреаме І. Возраст Бремя. Ї •: резние

й- »НчЧЖИЯ Й значения й значения Й значения Й значения й значения Й значения

9.1 5.3 9.1 5.9 9.1 5.2 9.1 40 9.1 3.5 9.1 3.4 9.1 2.7

10,6 5,8 10,6 5,7 10,6 4,6 10,6 3,9 10,6 3,3 10,6 3,6 10,6 2,8

11,6 6,* 11,6 6,0 11,6 4,9 11,6 3,6 11,6 3,4 11,6 3,2 11,6 3,0

12,1 5,5 12,1 5,8 12,1 4,6 12,1 41 12,1 3,0 12,1 3,3 12,1 2,9

1— 13,4 5,8 Ф 13,4 5,9 Ф 13,4 4,9 Ф 13,4 3,7 Ф 13,4 3,1 Ф 13,4 3,2 Ф 13,4 2,5

ф 14,5 6,1 С 14,5 6,1 С 14,5 4,5 С 14,5 40 С 145 3,0 С 145 3,5 С 145 2,6

с 15,1 5,7 00 15,1 5,8 ю 15,1 4,7 л О 15,1 3,5 с ВД 15,1 2,8 ВД 15,1 3,0 7 О 15,1 2,6

1 <г> 16,3 6,4 16,3 6,1 •і а 16,3 5,0 4 16,3 42 Э Ю 16,3 2,9 О 16,3 3,3 Ф 16,3 2,8

■ 17,1 6,6 ■ 17,1 5,9 ' 17,1 5,1 17,1 40 17,1 3,3 17,1 3,4 17,1 2,8

17,4 6,6 2 17,4 5,9 2- 17,4 4,9 см 17,4 44 чГ 17,4 3,2 & вд 17,4 3,4 17,4 2,7

18.5 6.6 18.5 5.6 18.5 4.5 18.5 3.8 18.5 3.2 18.5 3.6 18.5 2.7

19,* 6,6 19,0 6,0 19,0 5,0 19,0 40 19,0 3,4 19,0 3,5 19,0 2,6

19,3 6,4 19,3 5,8 19,3 4,5 19,3 43 19,3 3,2 19,3 3,4 19,3 2,5

21,* 6,6 21,0 6,3 21,0 5,3 21,0 43 21,0 3,6 21,0 3,5 21,0 2,3

Среднестатистические данные рассчитывалась с учётом расчётных параметров, полученных методом однофакторногодисперсионного анализа, для каждой возрастной группы Алгоритм вычислений косинор-анализа использован из работы И.П. Емельянова [6]. Выходной информацией косинор-анализа являлись основные параметры ритмов: амплитуда синусоиды (А) и акрофаза, т. е. время наступления максимума функции (ф). Эти данные рассчитывались как для отдельных синусоид, так и для средней синусоиды Выводы строились по данным сравнительного анализа средних суточных синусоид, интерпретированных в форме графиков.

Результаты исследо вания

В ходе обработки полученных данных статистически достоверную реализацию имеют ритмы с основным периодом 24 часа (наблюдается одна акрофаза и одна батифаза).

Формы графиков психологических ритмов являются характерными, поскольку именно ими (или их вариациями) исчерпываются почти все формы средних хронограмм, полученных в результате обработки экспериментальных данных теста САН (графики 1, 2 и 3).

Анализ кривых полученных ритмов психологических состояний, полученных по тесту САН, указывают на

стабильную софазность ритмов самочувствия активности и настроения в процессе онтогенеза

Эасш і ми і.1 ■/и м у с и иди імимч^ініиші ни і|.>уімі.ім - і еіі СДН. Пі.'|ьн.ід Т_¿і ч.

-І 171ч1■*** || 1 1'- 1МЫ + ІІЧ-+.' лсіЬ |

ч:

г-1 потны? >:-м п+Т' у Г&Л1ІН < 4К-(£ леи

у Т \ 1 ръппа ‘*1 п*і і Г

і/ 1 рпп> У |И 11 г>«Ті | V.-' N. \

І ІІФШНІРІІ.НІІ \

1 1111 л 3 | Р.‘-Г:- л ■: ■ | | ' ■ + ! ч + _._ ' Ч-. 1 ^+‘+"ч X -

.

■ 1 'леченые снгх :щы с ли:«т,к шип - тссі САН. 11: |Ч10Д 1 '¿і ч

* . . Р Ч - . . И .. .... . .......

График 1. Расчетные синусоиды самочувствия. Период Т=24 ч. Тест САН.

Данная тенденция отмечается для групп 2-6 (10-65 лет). Динамика изменения амплитуды психологических ритмов настроения, имеющая максимальное значение в утренние часы для группы 2 (10-18 лет), выявляет снижение этого показателя в процессе онтогенеза группы 2-6 (10-65 лет), с переходом ритмов в батифазу, с максимальной амплитудой приходящейся на 14-16 часов дня.

Психологические ритмы самочувствия и активности 1-й группы (3-9 лет) находятся в софазности, со смещением акрофаз на 2 час и имеют почти равные амплитуды (таблица 1).

График 3. Расчетные синусоиды настроения. Период Т=24 ч. Тест САН.

Психологический ритм настроения 1-й группы (3-9 лет), сохраняя тенденцию софазности с ритмами самочувствия и активности, носит импульсивный характер с низкой амплитудой батифазы в утренние часы (8-9 часов утра) и высоким показателем амплитуды в вечернее время (20 часов). Интересно, что период перехода батифазы в акрофазу для психологическогоритма настроения группы 1 приходится на 15 часов, когда амплитуда акрофазы ритма самочувствия максимальна. Такой эффект по-видимому, обусловлен самогармонизирующим процессом организма в этот период времени, что находит дальнейшее отражение в высокой синхронизации всех психологических ритмов (самочувствия, активности и настроения) последующих возрастных периодов групп 2-4 (10-40 лет). В этот возрастной период отмечается высокая синхронность психологических ритмов, но с тенденцией уменьшения их амплитуд в процессе онтогенеза (график 4).

Если для групп 2-4 (10-40 лет) отмечается высокая синхронность психологическихритмов, с незначительным смещением акрофаз и снижением амплитуд, то для групп 5 и 6 наблюдается тенденция асинхронности психологических ритмов, переходящая в десинхроз этих ритмов для группы 7 (66-90 лет). Для группы 7 (66-90 лет) десинхроз выражается в противофазности психологических ритмов самочувствия и активности, возможно обусловленной тем, что для этой возрастной категории людей характерна достаточно высокая самоорганизованность и адаптация, идущие в «разрез» с самочувствием (график 4).

Мпскльк смде'ВДИсаш'рдесюнл.ыпнпивгтн ■кк^нмнп-ка-.'нН.Период I 24-ч.

- I Пгтт4,:м.п(г-, .............

----------- I Г'-ппл I■ ||-Е '■! п*т-

V з

■И- —

| Г\у,чт 5 пег)!

>** V

"“'■Л ^ л'-1-«!--! 1-

; I |*ши |1-м I-' Н1[

[Д^ппд 111‘‘‘ 1м 1Д1| _ _ (

и - "I Г|уппл1 ...............................................................................’*&'■.................■ >•.........................1...........\....................."'--г-.........................

■'................................................................................................................................^ ' ■■■■;;...................................................................................

РыГН III. К1 П11IV-.- 11Л,ЬI ■. ЛЬ>-|-иг ШИ1 ■ 14.41 ОчН. 11^|1||>Л11 Т"21»

* Раскти-^ нидеыцы итпяю пI ■ пн < ля П>|Ш4Д Т-24ч.

ишммнепн^мн.ы н:+:1|чн1мм тсI 1:.Ч1 11+|1111!.■ 1-Мч.

: ь м 'с .кегля 1 ч ' * и I. к ■ I1 I :ч ■ г ■ > : • 1: . у I. ;к и з с • / м 1« к <■ р -ч ¡а ■ . * а 1 I ■ 1 м в :■ и ч. м 1 ' и м к ; м л ( . • в а : л 1 и м ::

График 4. Сводный график расчетных синусоид психологических ритмов. Период Т=24 ч. Тест САН.

Также, для группы 7 (66-90 лет) наблюдается точка - 12 часов дня, соответствующая пересечению всех психологических ритмов, когда для противофазных ритмов самочувствия и активности происходит смена акрофазы и батифазы, а для психологическогоритма настроения имеет место максимальная амплитуда акрофазы (график 5).

Расчетные синусоиды психологических ритмов - тест САН. Период Т— 24 ч.

____________________________________________________________________________ 7,0

Рлсчвіньїв синусоиды настроения - іесі САН. Период Т—24 ч.

— Расчетные синусоиды АКТИВНОСТИ - тест Г.АН. Период Т=24 ч. -85

— Расчетные синусоиды слыочувствия. «наивности и построения - тест САН.

Период Т—24 ч.___________________________________________________________ - 6 о

График 5. Сводный график расчетных синусоид психологических ритмов групп 5-7 (41-90 лет). Период Т=24 ч.

Тест САН.

Выводы.

Выявленные суточные психологические ритмы исследуемых функциональных состояний, индивидуальные (для каждой возрастной группы) достаточно хорошо синхронизированы, акрофазы не очень сильно смещаются друг относительно друга в течение наблюдаемого периода, так что в целом может свидетельствовать о наличии суточной периодичности

Перспективность исследований.

Интерес к познанию особенностей временной организации биосистем в онтогенезе возрастает в связи с необходимостью решения вопроса о том, что же является определяющим в онтогенезе — изменение физиологического, а, вместе с ним, и психического состояния с возрастом, которое приводит к изменению временной организации, или, напротив, изменение иерархической структуры временной организации, которое изменяет функциональное состояние организма.

Практическое знание хронологического изучения онтогенеза состоит в поиске путей оптимизации нормального развития и поддержания циркадианной системы в старости. Такие исследования помогут установить нормативы для разных этапов пре- и постнатального развития, лучше решать вопросы разграничения нормы от патологии, диагностики и терапии, профотбора и другие.

Литература

1. Аминев Г.А., Трускалов В.В. Флуктуации вызванного потенциала и социальная адаптация личности. //Физиология человека, 1984, Т.10, ц3. - С.465-468.

2. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. -М.: Наука, 1985. - С. 15-31.

3. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. -М.: Физкультураи спорт, 1989. -208 с.

4. Бехтерев В.М. Объективная психология -М.: Наука, 1991. - 480 с.

5. Бюннинг Э. Биологические часы. /Кн.: Биологические часы. -М.: Мир, 1964. - С. 11-26.

6. Емельянов И.П. Формы колебаний в биоритмологии -Новосибирск: Наука, 1976. - 127 с.

7. Капица С.В., Кудюмов С.В., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего - М.: Наука, 1997. - 285 с.

8. Макаров В.И. Три ритма. //Наука и жизнь, 1986, ц 1. - С. 96-102.

9. Меницкий Н. Моделирование структуры и функции центральной нервной системиы /Кн.: Механизмы

деятельности центрального нейрона. -М., Л.: Наука, 1969. - С. 203-241.

10. Пэрна Н.А. Ритм, жизнь и творчество. -Л.; М.: Петроград, 1925. -141 с.

11. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Т. В ритме солнца. -М.: Наука, 1969. - 112 с.

Поступила в редакцию 16.10.2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.