Научная статья на тему 'Ритмология как метод синтезирования науки и искусства'

Ритмология как метод синтезирования науки и искусства Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
1144
37
Поделиться

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Хрипун В. И.

В статье средствами философского анализа рассматриваются роль и значение ритмологии, могущей выступить в нашу эпоху связующим звеном между наукой и искусством. С помощью ритмологии возможно духовное трансцендирование, открывающее человеку факт поразительного сходства бытийных основ мироздания с его собственным духовным миром.

Текст научной работы на тему «Ритмология как метод синтезирования науки и искусства»

Хрипун В.И.

Оренбургский государственный университет

РИТМОЛОГИЯ КАК МЕТОД СИНТЕЗИРОВАНИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА

В статье средствами философского анализа рассматриваются роль и значение ритмологии, могущей выступить в нашу эпоху связующим звеном между наукой и искусством. С помощью ритмологии возможно духовное трансцендирование, открывающее человеку факт поразительного сходства бытийных основ мироздания с его собственным духовным миром.

Многие люди нашей эпохи выглядят поис-тине биороботами первого, а в лучшем случае второго или третьего поколения. Что такое робот первого поколения? Это человек с малым кругозором, у которого очень маленькая оперативная память, у него очень мало операций, которые он производит в головном мозге, и этот человек может охватить, к примеру, только свою семью и работу. Это его круг, его оперативная память, больше в свою голову он ничего не вмещает. И если вы попытаетесь такого человека вывести за рамки его мировосприятия, вы столкнетесь с агрессией, причем чем больше вы будете «давить» на такого человека, тем большую ответную агрессию вы будете получать. Вывести этого человека за пределы его миропонимания очень сложно. С таким человеком очень трудно говорить разумно, что бы ему ни говорили, он вас не воспринимает, у него существует как бы защитная реакция: он прекращает слушать, пока вы не найдете к нему какую-нибудь зацепку.

Проанализируйте себя и попытайтесь понять, не бываете ли вы подобны этому человеку, у которого есть только две структуры поведения - «да» и «нет», и больше никаких вариантов. У такого человека задействована только одна (задняя) часть головного мозга, остальные доли мозга не работают, и они ему, как правило, не нужны. «Человек находится как бы в очень плотной оболочке, из которой ему выходить не хочется, как из уютной квартиры, в которой все устроено: мягкий диван, ничего делать не нужно, холодильник полный. Попробуйте такого человека уговорить что-нибудь сделать? Из этого состояния его очень трудно вывести. Таких называют «умалишенные», у них кругозор мышления очень узкий - все идет только от желудка». (1)

Все вокруг, видимое и невидимое находится в постоянном движении. Каждое движение создает волны определенной длины и частоты, которые, собираясь в единую волну, создают звучание (звук - это волна). Звуковая волна идет

в пространство, отражаясь от сознания людей, доходит к тому человеку, которого вы назвали, и «энергетика у этого человека начинает либо накапливаться, либо разряжаться, в зависимости от того, с каким чувством вы послали к нему этот звук» (2).

Все, что человечеством еще не познано, мы называем божественным. Бог для человека -непонимаемое, непознаваемое, недосягаемое Великое Ничто, которое нельзя потрогать, нельзя пощупать, но постоянно идет ощущение, что есть кто-то или что-то, кто нами управляет, выстраивает нашу жизнь по какому-то образу и подобию, и человек вольно или невольно следует этим путем.

Целый ряд ученых, исходя из концепции волновой природы реальности, высказывает предположение, что образы человеческого сознания представляют собой своеобразные голограммы, возникающие в результате настройки сознания на тот или иной аспект реальности.

Своеобразная монадность человеческого сознания, гениально предугаданная еще Г. Лейбницем, нашла свое теоретическое оформление в концепции известного физика Д. Бома.

Размышляя над впечатляющими открытиями квантовой физики, ученый исследует порядок, который внутренне присущ космической сети взаимоотношений на более глубоком уровне - уровне «непроявленности».

Бом называет этот порядок «имплицитным», или «вложенным», имея в виду, что по аналогии с голограммой мир структурируется таким образом, что каждая существующая вещь в целом «вкладывается» в каждую из своих составных частей. В рамках этого порядка взаимоотношения внутри целого не имеют ничего общего с локальностью во времени и пространстве. Мир, по мнению автора, представляет собой бесконечный процесс холодвижения, выступающего скрытой основой всех материальных сущностей. Физика исследует квазистатичные, квазиавтономные черты этого холодвижения.

Явления, которые мы воспринимаем непосредственно нашими чувствами и при помощи научных приборов, представляют лишь фрагменты реальности - «развернутый» или «эксплицитный» (явный) порядок, который представляет собой только одну из конкретных форм, источником и генерирующей матрицей которой является более фундаментальная всеобщность - свернутый, или имплицитный (неявный), порядок.

Отметим на полях, что человек в действительности обладает очень маленьким диапазоном чувств. Мы воспринимаем очень малый диапазон звуковых волн, видим еще меньший диапазон световых волн, но мы узнали рентгеновское излучение, альфа, бета, гамма-излучение. На самом деле излучений на нашей планете очень много, но мы овладели только очень малой их частью. И когда говорят об ауре, аури-ческих свечениях возле святых, то мы должны знать, что на самом деле возле каждого человека есть свет, в физическом мире прямо не выявляемый, но проявляющийся на уровне квантовых эффектов.

В основе концепции Д. Бома лежат выводы из теории относительности и квантовой теории. В частности, математика квантовой теории показывает, что основное движение материи следует понимать как процесс развертывания и свертывания, когда неисчислимое множество волн развертывается на всем бесконечном пространстве в каждой области и свертывается обратно в целое.

«Другими словами, из неуловимого свертывания в целое возникает, путем развертывания, весь проявленный универсум со всем множеством различных отдельных объектов. Движения такого рода я назвал «импликативный» (внутренний) порядок, в котором существование каждой части мироздания постоянно поддерживается развертыванием из целого и свертыванием в целое», - пишет Д. Бом (3). Современная физика предполагает, что каким-то образом все существующее внутренне соотнесено с целым. Пример внутренней взаимосвязи можно найти в сознании. В сознании мы удержим все, что вокруг нас, и содержание сознания определяет, что мы есть на данный момент времени и как мы будем реагировать на мир. С целым и со всем остальным мы, следовательно, соединены внутренне, а не внешне и не механично.

Особо следует отметить, что такого рода процессы и движения «свертки» и «развертки»

происходят в строго определенных ритмах, изучение которых и входит в задачу метода «рит-мология».

Традиционная модель познания не могла и не может убедительно объяснить факты гениальных научных открытий, то есть факты обретения принципиально новых знаний, которые, как правило, есть результат интуитивных озарений и лишь впоследствии облекаются в сообщаемую, рационально-логическую форму. Оставалось не ясным: откуда берутся эти знания? Как это возможно, чтобы человек - маленькое, беспомощное по космическим масштабам существо, мог проникнуть в сущность процессов мироздания и постичь их смысл?

Осознание несоразмерности ограниченных познавательных возможностей человека и глубины и безмерности тайн, открывающихся ему в познании, выразилось в представлениях о некоем Высшем источнике, Абсолюте, Атмане, Боге, питающем человеческое сознание и, более того, придающем смысл всему сущему. Они облекались в разную форму и выступали в истории философии в виде различных понятий -от анаксагоровского «нуса», гераклитовского «логоса», платоновского «мира идей» и гегелевского «саморазвивающегося духа» до «потоков сознания» У. Джемса и «космического сознания» Ф. Бекка.

В современном научном познании эти представления трансформировались в понятие «информационного поля».

Еще в 1982 году академик М. Марков, выступая на президиуме Академии наук СССР, говорил, что «информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является кроме банка информации еще и регулятивным началом в судьбах людей и человечества» (4).

Понятие информационного поля весьма условно и не может рассматриваться как абсолютно тождественное физическому полю. Информационное поле - это не хранилище информации, не резервуар, в котором в готовом виде пребывают «чистые знания».

Предположения о существовании информационного поля обрели реальную почву после открытия и теоретического подтверждения физиками ЭПР-парадокса (парадокс Энштейна -Подольского - Розена), суть которого состоит в том, что разлетающиеся в разные стороны

осколки сложного ядра мгновенно имеют информацию друг о друге и что, по утверждению другого физика - Ф. Капры, «проливает свет на фундаментальную взаимосвязь и нераздельную слитность Вселенной» (5).

Любое изменение организованности физической среды влечет за собой изменение ее плотности, которое передается в пространстве мгновенно на любые расстояния. По этой причине наша мысль или информация переносятся волною плотности мгновенно. Информационные поля коррелируют процессы в физических средах и являются в конечном счете эффектом голограммы.

Как показывают исследования, скрытый, внутренний слой бытия не раскрывается полностью в четко артикулированной дискурсивной форме. Эта скрытая реальность носит континуальный характер, и равносильно тому, как в физической реальности пространство поля в любой своей точке содержит возможность возникновения частиц, реальность, образуемая семантическими полями, содержит в себе возможность понимания - интуитивного схватывания смысла, который лишь потом облекается в четкую дискурсивную форму, приобретает знаковую оболочку. Улавливание, постижение смысла возможно благодаря наличию во внутренней структуре личности арефлексивного слоя сознания. Это угадывание, схватывание неар-тикулированных, непроясненных содержаний непосредственно зависит от воспринимающего субъекта, предполагает его смыслотворческую деятельность.

В отличие от известной принудительности рационально-логического мышления, на уровне интуитивного познания человек не просто усваивает внешне навязываемую ему информацию, но придает ей свой смысл, свое значение -в зависимости от уровня и характера своей собственной воспринимающей способности.

Таким образом, «прояснение смысла предполагает порождение смысла. Эти два момента, которые могут быть выделены только условно, взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют единство, которое в силу своей фундаментальности может быть понято как онтологическое основание человеческого бытия» (6).

Исследователи приходят к выводу, что «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии... мозг

связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи - энергетическим и информационным» (7).

Принцип действия механизма внутримоз-говой структуры, где все операции с информацией осуществляются на основе волновых процессов, имеет резонансный характер, то есть «мозг человека отзывается на вибрации космоса, и более того - сама активность человеческого мозга (мышление, воображение, интуиция) представляет собой одну из этих вибраций, ее персонифицированное выражение» (8).

Из этого мы можем заключить, что поскольку волновые процессы, в соответствии с положениями квантовой физики, обладают свойством нелокальности (т. е. отсутствием стабильной фиксации в одной определенной точке и одновременно присутствием во всех точках пространства), то и сознание человека, обладающее волновой природой, потенциально содержит в себе информацию обо всей Вселенной.

Фундаментальные теоретические исследования в области физики и математики, с одной стороны, и современные исследования, связанные с деятельностью человеческой психики и мозга, -с другой, обнаруживают поразительную корреляцию результатов, а именно: наличие в структуре внутреннего духовного мира человека некоего единого принципа, который условно можно было бы назвать принципом монадности, или целостности - «мудрое сияние этнически ликует принятым импульсом целостности, трансформирующимся в цельность» (Е.Д. Марченко). Применительно к физической реальности принцип целостности выражается в таком невероятном для механического миропонимания свойстве, как нелокальность частиц, то есть способность пространства в любой его точке порождать (или выводить из скрытого, неявного бытия) частицы и, как условие этого, наличие в каждой точке пространства информации о любой его части. Наглядным проявлением этой целостности является голограмма с ее характерным свойством распределенной памяти.

Аналогичные свойства обнаруживаются и при исследовании человеческой психики. Результаты эмпирических наблюдений содержат многочисленные свидетельства наличия в психике индивида трансперсональных содержаний, включающих информацию обо всем Универсуме.

Гипотеза о голографическом характере образов человеческого сознания довершает картину внутреннего единства, целостности мироз-

дания. Обнаружение этого единства возможно только в процессе духовного постижения. Человек - вот бытие, которому дано обнаружить глубины, скрытые основы всего сущего, постигнуть его сокровенные смыслы. Это проникновение, осуществляющееся в процессе духовного трансцендирования, открывает ему факт поразительного сходства бытийных основ мироздания с его собственным внутренним, духовным миром, факт сопричастности человеческого духа к порождению смыслов бытия.

Основы материального мира представляют собой лишь вероятностные процессы бесконечных взаимодействий и взаимопревращений. Сознание все чаще обнаруживает свою включенность в сеть этих взаимодействий. Однако ни с чем не сравнима роль сознания в конструировании собственно человеческого бытия, которое никогда не есть только пребывание в вещном мире, но всегда есть осуществление смысла, достигаемое в творческом усилии каждого из нас.

Список использованной литературы:

1. Марченко Е.Д. За законами радуги. СПб. 2001., Т.1. С. 242.

2. Марченко Е.Д. За законами радуги. СПб. 2001., Т.2. С. 75.

3. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек. 1993. №1. С. 11.

4. Мартынов А.В. Исповедимый путь. М., 1989. С. 67.

5. Капра Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. Спб., 1994. С. 289.

6. Фомина З.В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты. Саратов, 1997. С. 147.

7. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989. С. 80.

8. Фомина З.В. Указ. соч. С. 139.