Научная статья на тему 'РИТМИЧЕСКИЕ ДЖАЗОВЫЕ ФОРМУЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УДАРНОЙ УСТАНОВКЕ'

РИТМИЧЕСКИЕ ДЖАЗОВЫЕ ФОРМУЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УДАРНОЙ УСТАНОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

480
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ударная установка / ритм / звук / свинг / джаз / рок-н ролл. / Drum set / rhythm / sound / swing / jazz / rock and roll

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ойбек Алтмишевич Эгамкулов

Анализируются разнообразные методы исполнения, ставшие основой в обучение эстрадно-джазовому искусству. Анализ и характеристика разных современных зарубежных и узбекских исполнителей на ударной установке; сделана попытка личностного самонаблюдения педагогического и исполнителського опыта. В заключении выводы и рекомендации по перспективе дальнейшего развития ударной установки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A variety of performance methods are analyzed, which became the basis for teaching pop-jazz art. Analysis and characterization of various modern foreign and Uzbek performers on a drum set; an attempt is made to personal self-observation of pedagogical and performing eхperience. In conclusion, conclusions and recommendations for the future development of the drum kit.

Текст научной работы на тему «РИТМИЧЕСКИЕ ДЖАЗОВЫЕ ФОРМУЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УДАРНОЙ УСТАНОВКЕ»

РИТМИЧЕСКИЕ ДЖАЗОВЫЕ ФОРМУЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА

УДАРНОЙ УСТАНОВКЕ

Ойбек Алтмишевич Эгамкулов

Преподаватель Джиззакского государственного педагогического института

Анализируются разнообразные методы исполнения, ставшие основой в обучение эстрадно-джазовому искусству. Анализ и характеристика разных современных зарубежных и узбекских исполнителей на ударной установке; сделана попытка личностного самонаблюдения педагогического и исполнителського опыта. В заключении - выводы и рекомендации по перспективе дальнейшего развития ударной установки.

Ключевые слова: Ударная установка, ритм, звук, свинг, джаз, рок-н-

ролл.

A variety of performance methods are analyzed, which became the basis for teaching pop-jazz art. Analysis and characterization of various modern foreign and Uzbek performers on a drum set; an attempt is made to personal self-observation of pedagogical and performing eхperience. In conclusion, conclusions and recommendations for the future development of the drum kit.

Keywords: Drum set, rhythm, sound, swing, jazz, rock and roll.

ВВЕДЕНИЕ

Ударная установка постоянно совершенствовалась и видоизменялась. Так в начале XX века появилась возможность работать в помещениях, и ударная установка приблизилась к современному виду. Позже, придя в музыку бит, рок-н-ролл и рок, в описанной выше классической ударной установке произошли очередные изменения: помимо названных, набор в ней становится многообразным и дополняется разными элементами. Кроме того, изменяется тембр звучания барабанов: он звучит более громко, глубоко, низко и насыщенно. Могут использоваться разные варианты ритма, ранее не использовавшиеся. Появилась новая манера игры на двух бас-бочках (бластбит).

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

March, 2022

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Особый, свойственный рок-музыке напор достигается тем, что удары бас-бочки приходятся не только на сильную долю, но и на слабые. Используется быстрая басовая дробь, позволяющая добиться стремительного бешеного ритма. В новых ритмических рисунках специально смещаются акценты. Самое заметное нововведение, касающееся ударных инструментов в русле рок-музыки - появление бластбитов (манеры игры на двух басбочках). Это ещё одно важнейшее событие, приведшее к способности сильно изменить музыкальное звучание и даже давшее толчок появлению новых музыкальных стилей. Двумя бочками вместо одной ударники начали комплектовать свои наборы довольно давно, но полноценно 11 применяться такое решение стало только в 80-х годах ХХ века.

Перкуссионные идиофоны тоже включает в себя инструменты, характерные для различных этнических образований. Как и мембранофоны, эти конструкции нужны для расширения тембровых возможностей ударной установки.

Во второй половине ХХ века также наблюдается развитие джазового музыкального искусства. Джаз (английское jazz), род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США. Основные черты джаза -основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и так называемый «свинговый характер».

Свинг - метроритмическая пульсация, основанная на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей такта. Благодаря свингу создаётся эффект «раскачивания» звуковой массы, расшатывания метрической основы. Пример №1.:

Свинговое исполнение четырех четвертей. Пример №2:

в классической нотации примерно будет выглядеть так: пример №3

March, 2022

418

С целью упростить нотное изложения джазовой музыки, композиторами и аранжировщиками была введена следующая схема:

пример №4

Джазовая культура на сегодняшний день включает разные виды, формы и типы стилей и ритмов. В частности, блюз, рэгтайм, мэйнстрим, би-боп и современный джаз, (свободные формы фри-джаза и электронной музыки).

Из истории искусств джазовой музыки известно, что существуют три основные течения джаза - это спиричул и госпел, блюз, регтайм.

- спиричуэл и госпел - духовные песнопения негров;

- блюз - изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило - с текстом о нелегкой жизни черных;

- рэгтайм - фортепианная танцевальная музыка. Остановимся подробнее на них.

Существует и множество других ритмов и стилей джазовой музыки. Баррел - Хаус - стиль, возникший во второй половине XIX века и получивший распространение к началу ХХ века; архаический стиль негритянского фортепианного джаза. Музыка в стиле баррел - хаус исполнялась на фортепиано в остро синкопированной, ударной манере, без педали, с чётким разделением функций правой и левой рук пианиста (в партии правой руки -свободная синкопированная мелодия, в партии левой руки - аккомпанемент типа «бас - аккорд» со строго выдержанной метрической пульсацией). Баррел - Хаус, этот стиль практиковался и в небольших ансамблях, в состав которых кроме фортепиано могли входить банджо, гитара, мандолина, губная гармоника, бас и ударные, а также примитивные фольклорные инструменты (казу, джаг, - «поющая пила», уошбоэрд, гребешок с папиросной бумагой и т.п.).

В двадцатые годы XX века, в Чикаго развивалась совершенно другая школа фортепианной игры, названная буги-вуги. Принцип аккомпанемента в ней строился на повторяемых остинатных (то есть неизменных и повторяющихся) фигурах в левой руке. В партии правой руки встречаются довольно сложные, часто полиритмические (то есть с наложением одного ритма на другой) остинатные конфигурации, кластерные (очень сложные) гармонии с

March, 2022

419

блюзовыми нотами. Характерными чертами буги-вуги является насыщенность брейками (остановка сопровождения в левой руке для выхода на последующую импровизацию в правой) и риффами (короткие мелодические фразы, повторение которых раз за разом нагнетает напряжение). Эти приемы найдут отражение в оркестровом звучании стиля свинг и станут первой ступенькой для рок-н-ролла. Как правило, буги-вуги игрались на гармонию блюза; этот тип сольного фортепианного музицирования был наиболее популярным на вечеринках. Этот стиль стал национальным стилем американцев в 1939 году.

Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянского инструментального блюза. Предположительно является результатом перенесения в практику фортепианного музицирования северноамериканских негров игры на банджо и гитаре, использовавшейся при сопровождении блюзового пения. Стиль буги-вуги возник в США во второй половине XIX века. Классические образцы относятся к 20-м гг. ХХ века. В период свинга буги-вуги вошёл в репертуар биг-бендов.

Характерные черты фортепианного буги-вуги - опора на блюзовую традицию, преобладание метроритмики и фразировки типа офф-бит, насыщенность брейками и рифами, импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанимента (walkingbaas -«блуждающий бас») и ритмики в партии левой руки пианиста (шаффл-ритм). Некоторые особенности джазового буги-вуги (двеннадцатитактовый блюзовый квадрат, моторная ритмика, быстрый темп, остинатная повторность басовых фигураций) стали атрибутами созданного в 30-е годы коммерческой индустрией развлечения модного эксцентрического танца, с тем же названием, популярного в Европе с 1945года.

Брейк (англ. Прорыв, перерыв, перемена) - короткая сольная импровизационная вставка, прерывающая звучание ансамбля. Может выполнять роль каденционного «ответа», завершающий какой-либо раздел джазовой пьесы, или вступления к аккомпанированному импровизационному хорусу солиста.

Квадрат, в джазовой музыке этим термином обозначается законченная функционально-гармоническая структура определённого масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т.д.), лежащая в основе темы, на которую исполняется импровизация, и многократно повторяемая без существенных изменений на протяжении

всей пьесы.

March, 2022

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ещё одним распространённым стилем в джазовой музыке является регтайм (англ. «разорваное время», т.е. синкопированный ритм). Самобытный американский фортепианный жанр, сложившийся в последней четверти XIX века в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических разновидностей менестрельных песен (кук сонг) и танцев (кэйкуок). В распространении и развитии рэгтайма ведущая роль принадлежала европейским музыкантам (в особенности это относится к эстрадному концертному рэгтайму). Характерные черты регтайма - сопоставление постоянно синкопирующей мелодии с метрически чётким маршеобразным аккомпанементом типа (бас-аккорд), использование остинатно повторяемых мелодических и ритмических моделей, не совпадающих с тактовой группировкой, особый тип композиционной структуры и др.

Другими распространёнными стилями джазовой музыки являются страйд-стиль, самба, рок, босса-нова. Студентам первого курса факультета эстрадного искусства, следует овладеть ритмами и специфическими приёмами игры разных джазовых стилей на фортепиано. Остановимся подробнее на них.

Страйд - стиль (от англ. Stride большой шаг) - техника фортепианного сопровождения мелодии, связанная с партией левой руки пианиста, в которой постоянно чередуются басовые звуки (на первой и третьей долях четырёхдольного размера) и аккорды (на второй и четвёртых долях). При этом левая рука музыканта перебрасывается («шагает») через одну - две октавы. Страйд - манера была разработана пианистами и композиторами стиля рэгтайм, а затем получила дальнейшее развитие фортепианного джаза.

Самба - одна из разновидностей латиноамериканских ритмов. В приложении учебника приводятся примеры ритмов джазовой музыкальной культуры исполнения.

Рок - разновидность джазовой музыки. Ритмы рока исходят из размера и характера акцентов .Их можно разделить на три группы: на 12/8; с акцентами на каждую четверть такта на 4/4 (8/8/) с акцентами на вторую и четвёртую доли такта.

Другим фортепианным стилем, получившим большое распространение и популярность в джазовой музыке является буги-вуги. Впервые название появилось на пластинке, записанной

пианистом Кларенсом П.Смитом в 1928 году в Чикаго.

March, 2022

Латиноамериканских ритмов много. Они весьма разнообразны и красочны. Эти ритмы динамичны и очень распространены в эстрадной музыке. Ещё одним распространённым ритмом в джазовой музыке является босса-нова. Организация ритма основывается на партиях гитары. Бас - гитара и ударных.

Постепенно джаз вышел из традиционно-расовых рамок, затем перешел к профессиональной и, параллельно, к развлекательной функции. Позже он стал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял, в значительной степени, широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку. По определению Алексея Баташева: «джаз -разновидность музыкально-импровизационного искусства, объединившая в органическом единстве традиции музыкальных языков и культур разных народов Земли».

Работа над произведениями, содержащих элементы джаза всегда осложняется отсутствием достаточно полной информации об этом, достаточно непростом стиле. Сказывается и отсутствие необходимой методической литературы, и редкие посещения учащимися джазовых концертов и фестивалей, где они могли бы перенимать необычные элементы исполнения джаза. Кроме того, в джазовых произведениях, помимо классических приемов изложения нотного текста содержится немало специфических элементов собственно джазовой музыки, смысл которых достаточно непросто объяснить начинающему музыканту, ранее не игравшему джаз.

Творческая деятельность каждого из узбекских композиторов в области сочинения эстрадно-джазовых произведений для ударной установки весьма интересна, а потому заслуживает особого внимания. Вместе с ним появились новые формы, виды, типы узбекской эстрадно-джазовой ударной музыки.

REFERENCES

1. М.Андреев Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах. М., 1972.

2. А.Баташев История джазовой музыкальной культуры М.М., 2000.

3. К.Бюхера Работа и ритм М., 1923.

4. Л.Ганиева Методология фортепианно-ансамблевой музыки Узбекистана. Т.: Нишон ношир, 2016.

March, 2022

422

5. Л.Ганиева Эстрадно-инструментальное исполнительство Учебник. Т.: Мш1да, 2019.

6. Р.Грубер История музыкальной культуры. Т. I. - Л., 1941. - 595 е.; Т.П.-М.,

7. Э.Денисов Ударные инструменты в современном оркестре. М.:Советский композитор, 1982.

8. А.Панайотов Ударные инструменты в современных оркестрах. М.: Музыка, 1973.

9. В. Никитин. «Начинающий джазовый пианист». М., 1982.

10. Ж.Рамо, М.Равель, К.Дебюсси, И.Стравинский. Различные пьесы для разных инструментов в сопровождении фортепиано. М., 1996-2006.

11. К.Закс История музыкальных инструментов. Мшт^гише^е, 1980.

12. В.Коротков Иновационные технологии обучения в музыкальном образовании. // Сборник научных трудов. Т.2. Т.: «Янги авлод», 2018.

13. А.Измайлов Ощущение времени для исполнителя на ударных инструментах. Т .: Музыка, 2019.

14. Egamqulov, О. (2020). Эстрадно-джазовые произведения и методы их изучения. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(83). извлечено от https://science.i-еёи.иг/тёех.рИр/агсЫуе ispi/article/view/7233

15. Egamqulov, О. (2020). Изучение джазового стиля «бибоп» в музыкальной педагогике. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(83). извлечено от https://science.i-edu.uz/index.php/archive ispi/article/view/7248

1953.

March, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.