Научная статья на тему 'РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ'

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / ритмическая гимнастика / двигательная подготовка / adolescents / rhythmic gymnastics / engine training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Дмитриевич, Иванова Светлана Сергеевна

Подтверждена актуальность проблемы двигательной подготовленности подростков и доказано, что количество обучающихся основной школы с удовлетвори-тельным уровнем двигательной подготовки не уменьшается. Разработана и экспериментально обоснована эффективность программы по ритмической гимнастике на уроках физической культуры для школьников 7-х классов с целью повышения их уровня физической подготовленности и интереса к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Александр Дмитриевич, Иванова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHYTHMIC GYMNASTICS AS A MEANS OF MOTOR TRAINING OF TEENAGERS

The relevance of the problem of motor preparedness of adolescents has been relevant and it has been proven that the number of students in the main school with a satisfactory level of motor preparation is not reduced. Developed and experimentally substantiated the effectiveness of the program on rhythmic gymnastics in the lessons of physical culture for schoolchildren of 7 grades in order to increase their level of physical fitness and interest in classes.

Текст научной работы на тему «РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

УДК 796.412 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-28-33

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ

А.Д. Иванов, С.С. Иванова

Подтверждена актуальность проблемы двигательной подготовленности

подростков и доказано, что количество обучающихся основной школы с удовлетвори-

тельным уровнем двигательной подготовки не уменьшается. Разработана и экспери-

ментально обоснована эффективность программы по ритмической гимнастике на

уроках физической культуры для школьников 7-х классов с целью повышения их уровня

физической подготовленности и интереса к занятиям.

Ключевые слова: подростки, ритмическая гимнастика, двигательная подго-

товка.

RHYTHMIC GYMNASTICS Иванов Александр Дмитриевич, магистрант,

AS A MEANS OF MOTOR TRAINING [email protected], Россия, Нижний Новгород,

OF TEENAGERS Нижегородский государственный педагогический уни-

верситет имени Козьмы Минина,

Ivanov A.D., student, [email protected] Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук,

univer.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin доц., [email protected], Россия, Нижний Новгород,

Nizhniy Novgorod State Pedagogical Univer- Нижегородский государственный педагогический уни-

sity, верситет имени Козьмы Минина

Ivanova S.S., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, svetlana-604@

mail.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin В настоящее время вопрос сохра-

Nizhniy Novgorod State Pedagogical Univer- нения здоровья является актуальным [3].

sity

Уровень развития физических способно-

The relevance of the problem of motor prepa- стей является одним из важных показа-

redness of adolescents has been relevant and it телей физического здоровья школьников.

has been proven that the number of students in

the main school with a satisfactory level of К сожалению, многие обучающиеся не

motor preparation is not reduced. Developed могут похвастаться отличным или хоро-

and experimentally substantiated the effec-

tiveness of the program on rhythmic gymnas- шим уровнем развития двигательных

tics in the lessons of physical culture for способностей. Поэтому приоритетной за-

schoolchildren of 7 grades in order to increase дачей, стоящей перед физической куль-

their level of physical fitness and interest in

classes. турой, является поиск эффективных пу-

тей и средств комплексного воздействия

Key words: adolescents, rhythmic gymnastics,

engine training. на физическое развитие школьников [1].

Одним из эффективных средств,

обладающим возможностью решать вышеперечисленные задачи, является

ритмическая гимнастика [5]. Занятия ритмической гимнастикой очень хо-

рошо подходят для применения в процессе школьного физического воспи-

тания, так как позитивно влияют на развитие двигательных качеств зани-

мающихся и вызывают большой интерес у подростков к занятиям физиче-

ской культурой. Кроме того, занятия ритмической гимнастикой не требуют

специфической организации учебного процесса, возможно их проведение

28

2

Физическая культура [Physical culture]

не только в зале, но и на открытом воздухе, сочетание с другими видами

физической культуры в школе (гимнастикой, легкой атлетикой, спортив-

ными играми, например, в качестве разминки), нет необходимости в спе-

циальном оборудовании на занятиях.

Перед проведением исследования предположили, что применение

средств ритмической гимнастики на уроках физической культуры у обу-

чающихся 7-х классов позволит улучшить не только их физическую подго-

товленность, но и повысить интерес к занятиям физической культурой, что

будет способствовать приобщению школьников к регулярным занятиям

физическими упражнениями [7].

Провели констатирующее исследование, которое состояло из анке-

тирования школьников и тестирования их двигательных качеств: гибкости

(наклон вперед из положения сидя), выносливости (кросс на 2000 м),

быстроты (бег на 30 м), координации (челночный бег 3×10 м) и силы

(мальчики – подтягивание на высокой перекладине из виса, девочки – под-

тягивание на низкой перекладине из положения лежа) [6], с последующим

определением уровня общей физической подготовленности. Для изучения

интереса школьников к занятиям физической культурой использовалась

анкета [2].

Предварительное анкетирование школьников 7-х классов показало,

что в экспериментальной группе до внедрения программы преобладали

средний и высокий уровни интереса к занятиям физической культурой.

Однако 5 чел. к урокам физической культуры относились без особого

интереса: при возможности пропускали уроки, испытывали сложности при

выполнении определенных нагрузок, что тоже не способствовало хорошей

посещаемости, не испытывали интереса к занятиям физической культурой,

потому что было скучно. В контрольной группе ситуация была схожая:

в основном у школьников наблюдался средний уровень интереса к урокам

физической культуры, без особого интереса к урокам физической

культуры относились 8 чел.

Тестирование обучающихся контрольной и экспериментальной

групп показало, что исследуемые показатели соответствовали низкому или

среднему уровню физической подготовленности. Кроме того, в обеих

группах у мальчиков наблюдался низкий уровень развития гибкости, у

девочек – координационных способностей. Различия по всем тестовым

показателям были недостоверны и свидетельствовали об однородности

сформированных групп.

Таким образом, существует необходимость в разработке и экспери-

ментальном обосновании эффективности программы по ритмической гим-

настике на уроках физической культуры для школьников 7-х классов с

целью повышения не только уровня их физической подготовленности, но и

интереса к урокам физической культуры.

29

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Педагогический эксперимент проводился в общеобразовательной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школе в течение октября – декабря 2019 года. В эксперименте приняли

участие школьники 7-х классов общеобразовательной школы г. Нижнего

Новгорода (7«А» и 7«Б» классы выступили в качестве контрольной и экс-

периментальной групп соответственно).

Учебно-воспитательный процесс по физической культуре в школе

осуществлялся по программе физического воспитания В.И. Ляха,

А.А. Зданевича. Контрольная группа занималась в соответствии с этой

программой.

В программу физической культуры экспериментальной группы вне-

сены следующие изменения:

– вариативная часть включает разработанный программный мате-

риал по ритмической гимнастике;

– в базовую часть уроков в подготовительной части в качестве

общеразвивающих упражнений включались комплексы ритмической гим-

настики.

Программа разработана для первой и второй четверти учебного

процесса и состоит из двух блоков: в первом – в вариативной части прово-

дилось 8 уроков ритмической гимнастики в сочетании с базовым разделом

«Гимнастика»; во втором – использовались комплексы ритмической гим-

настики, которые проводились в подготовительной части в качестве раз-

минки, а также в заключительной части на уроках снарядовой гимнастики

(в основном упражнения на гибкость).

Уроки ритмической гимнастики, проводимые в первой четверти,

состояли из трех частей (подготовительной, основной и заключительной).

Задачи каждой части соответствовали стандартным задачам уроков физи-

ческой культуры. В содержание подготовительной части входили быстрые

и мелкие движения руками, шеей, туловищем и ногами, а также упражне-

ния на большие группы мышц, бег и подскоки [4]. Основная часть

состояла из серий упражнений в положении стоя (разнообразные шаги с

продвижениями или с любыми движениями рук, наклоны и повороты

туловища, выпады, приседания, махи и повороты, а также танцевальные

шаги, комбинации всех вышеперечисленных упражнений), прыжково-

беговых упражнений (различные танцевальные упражнения, многоскоки,

бег, шаг галопа, прыжки в разных направлениях, в различных сочетаниях в

сочетании с движениями рук и т. д. (важно в конце данного блока выпол-

нить 1–2 упражнения для перехода к 3-му блоку) и упражнений в партере

сидя или лежа (в данном блоке в основном используются упражнения

силового характера, упражнения могут выполняться из разных исходных

положений: поднимание туловища, опускание и поднимание ног, отжима-

ние (сгибание–разгибание рук в упоре лежа), наклоны, скручивания и

т. д.). В заключительной части, как правило, применялись упражнения на

гибкость и упражнения, способствующие расслаблению.

30

4

Физическая культура [Physical culture]

В процессе обучения использовались следующие методы:

– целостный – с его помощью осваиваются относительно доступные

упражнения;

– расчлененный – применяется при изучении сложных упражнений

и для исправления ошибок во время коррекции двигательного навыка.

Во время занятий обращалось внимание школьников на правильное

дыхание во время выполнения упражнений: вдох должен быть короче, а

выдох длиннее в 1,5–2 раза. Кроме этого, на каждом занятии использова-

лось современное музыкальное сопровождение, что способствовало повы-

шению эффективности занятий ритмической гимнастикой. Музыка непо-

средственно воздействует на эмоциональное состояние школьника и

повышает его физическую работоспособность. Необходимо соблюдать

следующие условия:

– использовать современную музыку, что повышает интерес

школьников к занятиям физическими упражнениями;

– подбирать определенный темп музыки [8].

Также в процессе занятий необходимо формировать у подростков

навыки правильного измерения частоты сердечных сокращений.

В конце второй четверти было проведено повторное тестирование и

анкетирование.

Анализ полученных результатов анкетирования после внедрения

программы показал, что в экспериментальной группе показатели измени-

лись: интерес вырос до высокого уровня, уменьшилось количество школь-

ников с низким уровнем. Основная часть школьников стала меньше про-

пускать уроки физической культуры и по их отзывам занятия стали более

интересными по содержанию. В контрольной группе ситуация изменилась,

но незначительно.

Итоговое тестирование показало следующие результаты: у мальчи-

ков обеих групп произошли улучшения показателей, однако достоверно

улучшились только показатели в челночном беге. Остальные показатели

улучшились недостоверно, но в большей степени, чем в контрольной

группе.

После внедрения разработанной программы по ритмической гимна-

стике у девочек также улучшились показатели по всем тестам: достоверно

– показатели координационных способностей и гибкости, недостоверно –

показатели в остальных тестах. Итоговые тестовые значения в эксперимен-

тальной группе были выше, чем в контрольной.

Результаты педагогического эксперимента показали, что примене-

ние ритмической гимнастики в процессе школьного физического воспита-

ния способствует улучшению показателей физической подготовленности

школьников и повышению интереса к урокам физической культуры.

Проведенное исследование позволило выявить, что занятия ритми-

ческой гимнастикой положительно влияют на развитие физического здо-

ровья обучающихся основной школы, повышают уровень их физической

31

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

подготовленности. Занятия ритмической гимнастикой очень эмоцио-

нальны, используемые упражнения достаточно просты и позволяют

составлять различные комбинации. Занятия ритмикой дают возможность

самим ученикам контролировать свое состояние здоровья, подбирать

музыку, упражнения и танцевальные движения. Комплексность ритмиче-

ской гимнастики может обеспечить достижение социально значимых

результатов: здоровья, физического развития, культуры движений, эсте-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тики физического имиджа, сохранение и развитие индивидуальных черт

характера.

Список литературы

1. Артеева Л.Д. Ритмическая гимнастика как система физического

воспитания // Февральские чтения: сб. материалов двадцать второй

годичной сессии Ученого совета Сыктывкарского государственного

университета имени Питирима Сорокина. Сыктывкар: Изд-во СГУ им.

Питирима Сорокина, 2015. С. 76–79.

2. Дроздова А.В., Губина А.А. Формирование мотивации на

здоровый образ жизни средствами ритмической гимнастики // Наука и

молодежь: проблемы, поиски, решения: сб. трудов Всерос. науч. конф.

студентов, аспирантов и молодых ученых. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ,

2017. С. 110–112.

3. Дроздова А.В., Ефимова С.А. Влияние ритмической гимнастики

на организм обучающихся // Инновационные компетенции и креативность

в психологии и педагогике: сб. статей по итогам Междунар. науч.-практ.

конф. Оренбург: Изд-во АМИ, 2018. С. 94–96.

4. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика: программа, планиро-

вание, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2010. 95 с.

5. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: учеб. пособие.

Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001. 119 с.

6. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического

воспитания учащихся. 1–11 классы: для учителей общеобразовательных

учреждений. 7-е изд. М.: Просвещение, 2010. 126 с.

7. Рахимова Л.Ф. Применение ритмической гимнастики на занятиях

физической культурой // Научное сообщество студентов. Междисципли-

нарные исследования: эл. сб. статей по материалам XXXII студ. Междунар.

науч.-практ. конф. Новосибирск: АНС «Сибирская академическая книга»,

2017. С. 104–106.

8. Эффективность использования ритмической гимнастики на заня-

тиях по физической культуре / Н.В. Осташенок [и др.] // Актуальные про-

блемы физической культуры и спорта в современных социально-экономи-

ческих условиях: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары:

Изд-во ЧГАУ, 2016. С. 100–103.

32

6

Физическая культура [Physical culture]

References

1. Arteeva L.D. Ritmicheskaya gimnastika kak sistema fizicheskogo vospitaniya

[Rhythmic gymnastics as a system of physical education] // February readings: collection of

articles. materials of the twenty-second annual session of the Academic Council of Pitirim So-

rokin Syktyvkar State University. Syktyvkar: SSU im. Pitirima Sorokina, 2015. P. 76–79.

2. Drozdova A.V., Gubina A.A. Formirovanie motivacii na zdorovyj obraz zhizni

sredstvami ritmicheskoj gimnastiki [Formation of motivation for a healthy lifestyle by means

of rhythmic gymnastics] // Science and youth: problems, searches, solutions: collection of ar-

ticles. proceedings of Vseros. scientific. conf. students, graduate students and young scien-

tists. Novokuznetsk: Publishing house of SibGIU, 2017. P. 110–112.

3. Drozdova A.V., Efimova S.A. Vliyanie ritmicheskoj gimnastiki na organizm obu-

chayushchihsya [The influence of rhythmic gymnastics on the body of students] // Innovative

competences and creativity in psychology and pedagogy: collection of articles. articles fol-

lowing the results of the International scientific-practical conf. Orenburg: AMI Publishing

House, 2018. P. 94–96.

4. Kirichenko S.N. Ozdorovitel'naya aerobika: programma, planirovanie, razrabotki

zanyatij [Recreational aerobics: program, planning, training sessions]. Volgograd: Teacher,

2010. 95 p.

5. Kudra T.A. Aerobika i zdorovyj obraz zhizni [Aerobics and a healthy lifestyle]:

textbook. allowance. Vladivostok: Moscow State University Admiral G.I. Nevelskoy, 2001.

119 p.

6 Lyah V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya

uchashchihsya. 1–11 klassy: dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [A compre-

hensive program of physical education for students. Grades 1-11: for teachers of educational

institutions]. 7th ed. M.: Education, 2010, 126 p.

7. Rahimova L.F. Primenenie ritmicheskoj gimnastiki na zanyatiyah fizicheskoj

kul'turoj [The use of rhythmic gymnastics in physical culture lessons] // Scientific community

of students. Interdisciplinary research: e. sat. articles based on materials XXXII stud. Int.

scientific-practical conf. Novosibirsk: ANS "Siberian Academic Book", 2017. P. 104–106.

8. Effektivnost' ispol'zovaniya ritmicheskoj gimnastiki na zanyatiyah po fizicheskoj

kul'ture [Efficiency of using rhythmic gymnastics in physical culture lessons / N.V. Ostashe-

nok] / N.V. Ostashenok [et al.] // Actual problems of physical culture and sport in modern so-

cio-economic conditions: collection of articles. proceedings of Mezhdunar. scientific-practical

conf. Cheboksary: Publishing house of ChGAU, 2016. P. 100–103.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.