1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
УДК 796.412 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-28-33
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ
А.Д. Иванов, С.С. Иванова
Подтверждена актуальность проблемы двигательной подготовленности
подростков и доказано, что количество обучающихся основной школы с удовлетвори-
тельным уровнем двигательной подготовки не уменьшается. Разработана и экспери-
ментально обоснована эффективность программы по ритмической гимнастике на
уроках физической культуры для школьников 7-х классов с целью повышения их уровня
физической подготовленности и интереса к занятиям.
Ключевые слова: подростки, ритмическая гимнастика, двигательная подго-
товка.
RHYTHMIC GYMNASTICS Иванов Александр Дмитриевич, магистрант,
AS A MEANS OF MOTOR TRAINING [email protected], Россия, Нижний Новгород,
OF TEENAGERS Нижегородский государственный педагогический уни-
верситет имени Козьмы Минина,
Ivanov A.D., student, [email protected] Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук,
univer.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin доц., [email protected], Россия, Нижний Новгород,
Nizhniy Novgorod State Pedagogical Univer- Нижегородский государственный педагогический уни-
sity, верситет имени Козьмы Минина
Ivanova S.S., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, svetlana-604@
mail.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin В настоящее время вопрос сохра-
Nizhniy Novgorod State Pedagogical Univer- нения здоровья является актуальным [3].
sity
Уровень развития физических способно-
The relevance of the problem of motor prepa- стей является одним из важных показа-
redness of adolescents has been relevant and it телей физического здоровья школьников.
has been proven that the number of students in
the main school with a satisfactory level of К сожалению, многие обучающиеся не
motor preparation is not reduced. Developed могут похвастаться отличным или хоро-
and experimentally substantiated the effec-
tiveness of the program on rhythmic gymnas- шим уровнем развития двигательных
tics in the lessons of physical culture for способностей. Поэтому приоритетной за-
schoolchildren of 7 grades in order to increase дачей, стоящей перед физической куль-
their level of physical fitness and interest in
classes. турой, является поиск эффективных пу-
тей и средств комплексного воздействия
Key words: adolescents, rhythmic gymnastics,
engine training. на физическое развитие школьников [1].
Одним из эффективных средств,
обладающим возможностью решать вышеперечисленные задачи, является
ритмическая гимнастика [5]. Занятия ритмической гимнастикой очень хо-
рошо подходят для применения в процессе школьного физического воспи-
тания, так как позитивно влияют на развитие двигательных качеств зани-
мающихся и вызывают большой интерес у подростков к занятиям физиче-
ской культурой. Кроме того, занятия ритмической гимнастикой не требуют
специфической организации учебного процесса, возможно их проведение
28
2
Физическая культура [Physical culture]
не только в зале, но и на открытом воздухе, сочетание с другими видами
физической культуры в школе (гимнастикой, легкой атлетикой, спортив-
ными играми, например, в качестве разминки), нет необходимости в спе-
циальном оборудовании на занятиях.
Перед проведением исследования предположили, что применение
средств ритмической гимнастики на уроках физической культуры у обу-
чающихся 7-х классов позволит улучшить не только их физическую подго-
товленность, но и повысить интерес к занятиям физической культурой, что
будет способствовать приобщению школьников к регулярным занятиям
физическими упражнениями [7].
Провели констатирующее исследование, которое состояло из анке-
тирования школьников и тестирования их двигательных качеств: гибкости
(наклон вперед из положения сидя), выносливости (кросс на 2000 м),
быстроты (бег на 30 м), координации (челночный бег 3×10 м) и силы
(мальчики – подтягивание на высокой перекладине из виса, девочки – под-
тягивание на низкой перекладине из положения лежа) [6], с последующим
определением уровня общей физической подготовленности. Для изучения
интереса школьников к занятиям физической культурой использовалась
анкета [2].
Предварительное анкетирование школьников 7-х классов показало,
что в экспериментальной группе до внедрения программы преобладали
средний и высокий уровни интереса к занятиям физической культурой.
Однако 5 чел. к урокам физической культуры относились без особого
интереса: при возможности пропускали уроки, испытывали сложности при
выполнении определенных нагрузок, что тоже не способствовало хорошей
посещаемости, не испытывали интереса к занятиям физической культурой,
потому что было скучно. В контрольной группе ситуация была схожая:
в основном у школьников наблюдался средний уровень интереса к урокам
физической культуры, без особого интереса к урокам физической
культуры относились 8 чел.
Тестирование обучающихся контрольной и экспериментальной
групп показало, что исследуемые показатели соответствовали низкому или
среднему уровню физической подготовленности. Кроме того, в обеих
группах у мальчиков наблюдался низкий уровень развития гибкости, у
девочек – координационных способностей. Различия по всем тестовым
показателям были недостоверны и свидетельствовали об однородности
сформированных групп.
Таким образом, существует необходимость в разработке и экспери-
ментальном обосновании эффективности программы по ритмической гим-
настике на уроках физической культуры для школьников 7-х классов с
целью повышения не только уровня их физической подготовленности, но и
интереса к урокам физической культуры.
29
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Педагогический эксперимент проводился в общеобразовательной
школе в течение октября – декабря 2019 года. В эксперименте приняли
участие школьники 7-х классов общеобразовательной школы г. Нижнего
Новгорода (7«А» и 7«Б» классы выступили в качестве контрольной и экс-
периментальной групп соответственно).
Учебно-воспитательный процесс по физической культуре в школе
осуществлялся по программе физического воспитания В.И. Ляха,
А.А. Зданевича. Контрольная группа занималась в соответствии с этой
программой.
В программу физической культуры экспериментальной группы вне-
сены следующие изменения:
– вариативная часть включает разработанный программный мате-
риал по ритмической гимнастике;
– в базовую часть уроков в подготовительной части в качестве
общеразвивающих упражнений включались комплексы ритмической гим-
настики.
Программа разработана для первой и второй четверти учебного
процесса и состоит из двух блоков: в первом – в вариативной части прово-
дилось 8 уроков ритмической гимнастики в сочетании с базовым разделом
«Гимнастика»; во втором – использовались комплексы ритмической гим-
настики, которые проводились в подготовительной части в качестве раз-
минки, а также в заключительной части на уроках снарядовой гимнастики
(в основном упражнения на гибкость).
Уроки ритмической гимнастики, проводимые в первой четверти,
состояли из трех частей (подготовительной, основной и заключительной).
Задачи каждой части соответствовали стандартным задачам уроков физи-
ческой культуры. В содержание подготовительной части входили быстрые
и мелкие движения руками, шеей, туловищем и ногами, а также упражне-
ния на большие группы мышц, бег и подскоки [4]. Основная часть
состояла из серий упражнений в положении стоя (разнообразные шаги с
продвижениями или с любыми движениями рук, наклоны и повороты
туловища, выпады, приседания, махи и повороты, а также танцевальные
шаги, комбинации всех вышеперечисленных упражнений), прыжково-
беговых упражнений (различные танцевальные упражнения, многоскоки,
бег, шаг галопа, прыжки в разных направлениях, в различных сочетаниях в
сочетании с движениями рук и т. д. (важно в конце данного блока выпол-
нить 1–2 упражнения для перехода к 3-му блоку) и упражнений в партере
сидя или лежа (в данном блоке в основном используются упражнения
силового характера, упражнения могут выполняться из разных исходных
положений: поднимание туловища, опускание и поднимание ног, отжима-
ние (сгибание–разгибание рук в упоре лежа), наклоны, скручивания и
т. д.). В заключительной части, как правило, применялись упражнения на
гибкость и упражнения, способствующие расслаблению.
30
4
Физическая культура [Physical culture]
В процессе обучения использовались следующие методы:
– целостный – с его помощью осваиваются относительно доступные
упражнения;
– расчлененный – применяется при изучении сложных упражнений
и для исправления ошибок во время коррекции двигательного навыка.
Во время занятий обращалось внимание школьников на правильное
дыхание во время выполнения упражнений: вдох должен быть короче, а
выдох длиннее в 1,5–2 раза. Кроме этого, на каждом занятии использова-
лось современное музыкальное сопровождение, что способствовало повы-
шению эффективности занятий ритмической гимнастикой. Музыка непо-
средственно воздействует на эмоциональное состояние школьника и
повышает его физическую работоспособность. Необходимо соблюдать
следующие условия:
– использовать современную музыку, что повышает интерес
школьников к занятиям физическими упражнениями;
– подбирать определенный темп музыки [8].
Также в процессе занятий необходимо формировать у подростков
навыки правильного измерения частоты сердечных сокращений.
В конце второй четверти было проведено повторное тестирование и
анкетирование.
Анализ полученных результатов анкетирования после внедрения
программы показал, что в экспериментальной группе показатели измени-
лись: интерес вырос до высокого уровня, уменьшилось количество школь-
ников с низким уровнем. Основная часть школьников стала меньше про-
пускать уроки физической культуры и по их отзывам занятия стали более
интересными по содержанию. В контрольной группе ситуация изменилась,
но незначительно.
Итоговое тестирование показало следующие результаты: у мальчи-
ков обеих групп произошли улучшения показателей, однако достоверно
улучшились только показатели в челночном беге. Остальные показатели
улучшились недостоверно, но в большей степени, чем в контрольной
группе.
После внедрения разработанной программы по ритмической гимна-
стике у девочек также улучшились показатели по всем тестам: достоверно
– показатели координационных способностей и гибкости, недостоверно –
показатели в остальных тестах. Итоговые тестовые значения в эксперимен-
тальной группе были выше, чем в контрольной.
Результаты педагогического эксперимента показали, что примене-
ние ритмической гимнастики в процессе школьного физического воспита-
ния способствует улучшению показателей физической подготовленности
школьников и повышению интереса к урокам физической культуры.
Проведенное исследование позволило выявить, что занятия ритми-
ческой гимнастикой положительно влияют на развитие физического здо-
ровья обучающихся основной школы, повышают уровень их физической
31
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
подготовленности. Занятия ритмической гимнастикой очень эмоцио-
нальны, используемые упражнения достаточно просты и позволяют
составлять различные комбинации. Занятия ритмикой дают возможность
самим ученикам контролировать свое состояние здоровья, подбирать
музыку, упражнения и танцевальные движения. Комплексность ритмиче-
ской гимнастики может обеспечить достижение социально значимых
результатов: здоровья, физического развития, культуры движений, эсте-
тики физического имиджа, сохранение и развитие индивидуальных черт
характера.
Список литературы
1. Артеева Л.Д. Ритмическая гимнастика как система физического
воспитания // Февральские чтения: сб. материалов двадцать второй
годичной сессии Ученого совета Сыктывкарского государственного
университета имени Питирима Сорокина. Сыктывкар: Изд-во СГУ им.
Питирима Сорокина, 2015. С. 76–79.
2. Дроздова А.В., Губина А.А. Формирование мотивации на
здоровый образ жизни средствами ритмической гимнастики // Наука и
молодежь: проблемы, поиски, решения: сб. трудов Всерос. науч. конф.
студентов, аспирантов и молодых ученых. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ,
2017. С. 110–112.
3. Дроздова А.В., Ефимова С.А. Влияние ритмической гимнастики
на организм обучающихся // Инновационные компетенции и креативность
в психологии и педагогике: сб. статей по итогам Междунар. науч.-практ.
конф. Оренбург: Изд-во АМИ, 2018. С. 94–96.
4. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика: программа, планиро-
вание, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2010. 95 с.
5. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: учеб. пособие.
Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001. 119 с.
6. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического
воспитания учащихся. 1–11 классы: для учителей общеобразовательных
учреждений. 7-е изд. М.: Просвещение, 2010. 126 с.
7. Рахимова Л.Ф. Применение ритмической гимнастики на занятиях
физической культурой // Научное сообщество студентов. Междисципли-
нарные исследования: эл. сб. статей по материалам XXXII студ. Междунар.
науч.-практ. конф. Новосибирск: АНС «Сибирская академическая книга»,
2017. С. 104–106.
8. Эффективность использования ритмической гимнастики на заня-
тиях по физической культуре / Н.В. Осташенок [и др.] // Актуальные про-
блемы физической культуры и спорта в современных социально-экономи-
ческих условиях: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары:
Изд-во ЧГАУ, 2016. С. 100–103.
32
6
Физическая культура [Physical culture]
References
1. Arteeva L.D. Ritmicheskaya gimnastika kak sistema fizicheskogo vospitaniya
[Rhythmic gymnastics as a system of physical education] // February readings: collection of
articles. materials of the twenty-second annual session of the Academic Council of Pitirim So-
rokin Syktyvkar State University. Syktyvkar: SSU im. Pitirima Sorokina, 2015. P. 76–79.
2. Drozdova A.V., Gubina A.A. Formirovanie motivacii na zdorovyj obraz zhizni
sredstvami ritmicheskoj gimnastiki [Formation of motivation for a healthy lifestyle by means
of rhythmic gymnastics] // Science and youth: problems, searches, solutions: collection of ar-
ticles. proceedings of Vseros. scientific. conf. students, graduate students and young scien-
tists. Novokuznetsk: Publishing house of SibGIU, 2017. P. 110–112.
3. Drozdova A.V., Efimova S.A. Vliyanie ritmicheskoj gimnastiki na organizm obu-
chayushchihsya [The influence of rhythmic gymnastics on the body of students] // Innovative
competences and creativity in psychology and pedagogy: collection of articles. articles fol-
lowing the results of the International scientific-practical conf. Orenburg: AMI Publishing
House, 2018. P. 94–96.
4. Kirichenko S.N. Ozdorovitel'naya aerobika: programma, planirovanie, razrabotki
zanyatij [Recreational aerobics: program, planning, training sessions]. Volgograd: Teacher,
2010. 95 p.
5. Kudra T.A. Aerobika i zdorovyj obraz zhizni [Aerobics and a healthy lifestyle]:
textbook. allowance. Vladivostok: Moscow State University Admiral G.I. Nevelskoy, 2001.
119 p.
6 Lyah V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya
uchashchihsya. 1–11 klassy: dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [A compre-
hensive program of physical education for students. Grades 1-11: for teachers of educational
institutions]. 7th ed. M.: Education, 2010, 126 p.
7. Rahimova L.F. Primenenie ritmicheskoj gimnastiki na zanyatiyah fizicheskoj
kul'turoj [The use of rhythmic gymnastics in physical culture lessons] // Scientific community
of students. Interdisciplinary research: e. sat. articles based on materials XXXII stud. Int.
scientific-practical conf. Novosibirsk: ANS "Siberian Academic Book", 2017. P. 104–106.
8. Effektivnost' ispol'zovaniya ritmicheskoj gimnastiki na zanyatiyah po fizicheskoj
kul'ture [Efficiency of using rhythmic gymnastics in physical culture lessons / N.V. Ostashe-
nok] / N.V. Ostashenok [et al.] // Actual problems of physical culture and sport in modern so-
cio-economic conditions: collection of articles. proceedings of Mezhdunar. scientific-practical
conf. Cheboksary: Publishing house of ChGAU, 2016. P. 100–103.
33