Научная статья на тему 'Рисунок: вчера, сегодня, завтра'

Рисунок: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
46
3
Поделиться
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ACADEMIC DRAWING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ / DRAWING PROCESS / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лукиных Е.А.

В данной работе раскрывается сущность понятия академический рисунок и значение преподавания данной дисциплины при подготовке будущих художников. Определены основные проблемы в подготовке будущих специалистов этого профиля, в частности: сокращение периода обучения; изменение учебных планов вузов в ущерб профильных дисциплин; не совершенство методики обучения; низкое качество специализированной литературы и др. Автором были установлены три возможные формы ошибок при рисовании, и предложены основные превентивные меры в процессе обучения.

FIGURE: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

In this paper, the essence of the concept of academic drawing and the importance of teaching this discipline in the preparation of future artists is revealed. The main problems in the training of future specialists of this profile are determined, in particular: reduction of the period of training; change curricula of universities to the detriment of core disciplines; not the perfection of teaching methods; poor quality of specialized literature, etc. The author has established three possible forms of errors in drawing, and proposed the main preventive measures in the learning process.

Текст научной работы на тему «Рисунок: вчера, сегодня, завтра»

РИСУНОК: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Е.А. Лукиных, студент

Шадринский государственный педагогический университет (Россия, г. Шадринск)

Аннотация. В данной работе раскрывается сущность понятия академический рисунок и значение преподавания данной дисциплины при подготовке будущих художников. Определены основные проблемы в подготовке будущих специалистов этого профиля, в частности: сокращение периода обучения; изменение учебных планов вузов в ущерб профильных дисциплин; не совершенство методики обучения; низкое качество специализированной литературы и др. Автором были установлены три возможные формы ошибок при рисовании, и предложены основные превентивные меры в процессе обучения.

Ключевые слова: академический рисунок, образовательный процесс, процесс рисования, методика, художественное образование.

Всем известно, что основой для писательского искусства или, говоря не столь патетично, для умения писать стоящим стилем, грамотно и без ошибок, является понимание значений слов, знание правил грамматики и синтаксиса. То же самое можно сказать и применительно к рисунку. Нереально хорошо писать картины, не обладая установленной техникой в области рисунка.

Если говорить о системе преподавания рисунка в целом, то следует отметить, что развивалась она в течение многих лет, в деятельности различных учебных заведений. До открытия специальных школ, старые мастера давали уроки в частных мастерских, передавали свой опыт из уст в уста, больше ходили на пленэры, больше рисовали с натуры. Позднее, начали издавать книжные изделия с пошаговыми уроками рисования и примерами работ. С появлением таких книг, и с появлением интернета, соответственно, рисунок начал сходить «на нет»: учащиеся стали меньше думать - больше «срисовывать», своих идей почти нет, все заимствуют из «всемирной паутины», также сократилось количество походов на пленер.

Академический рисунок - это особая форма художественно-образного познания и отображения окружающей действительности, результаты познания показываются в художественных образах, отражающие объективную действительность с точки зрения определенного эстетического мировоззрения художника, его понимания

сути изображаемого явления и профессионального мастерства [1].

Академический рисунок - одна из главных дисциплин, изучаемых будущими художниками. В любом учебном заведении, готовящем таких специалистов, занятиям по академическому рисунку отводится не одна тысяча учебных часов (5-6 лет обучения). Благодаря такому количеству отведенному времени, к качеству работ не было претензий. Выпускники становились высококвалифицированными специалистами в различных областях художественных ремесел, прекрасными учителями рисования. Теперь же, специалитет сократили до бакалавриата (4 года обучения), а значит и уровень подготовки будущих художников снизился в разы. Однако, стержневое место в системе профессионально-художественной подготовки учащихся, как и прежде, занимает рисунок, как основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок есть средство познания и изучения действительности, шаг к творческому замыслу. Плечом к плечу с рисунком выступает живопись, которая изучает взаимоотношения цвета и пространства, рефлексов цвета, колорита и среды. Усвоение знаний в этих областях облегчат в дальнейшем художнику решить творческие задачи, обогатят его изобразительный язык, предоставят возможность реализовать законы искусства [3]. Помочь в приобретении этих знаний должна учебная литература. Однако, современный

книжный рынок дает большое количество изданий весьма сомнительного содержания. Выбрать учебник, выстроенный на традиционной академической школе, даже для профессионала становится проблематичным.

В первой половине XIX века начинается пересмотр системы преподавания рисунка. Если ранее, художник мог позволить себе «искать» форму, отклоняться от каких-либо канонов, теперь же необходимо было придерживаться строгих правил.

В процессе рисования, осваивая художественный образ как сложную систему отражения объективной реальности, рисующий изучает ее постепенно, последовательно переходя на все более высокие уровни познания. В этом нескончаемом процессе движения художник овладевает общечеловеческими способами освоения любых сфер жизни и познания профессиональным, связанным с построением собственно-художественного образа, который включает в себя необходимые уровни изобразительных умений, навыков реалистического рисования, что требует творческого осмысления окружающего мира и постоянного совершенствования профессионального мастерства. С этим учетом, путь профессионального становления соответствует общему продвижению человека познания действительности и отражению его в художественных образах, что допустимо только на основе изучения объективной закономерности природы и постижения научных знаний, ее воссоздания в практической деятельности [2].

Рисунок, будучи основой изобразительного искусства и ведущей дисциплиной в системе художественного образования и эстетического воспитания студентов, имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей, мировоззрения, формирования эстетического вкуса и эстетических потребностей. Вместе с тем до сих пор у художников нет единства в оценке возможностей рисунка в творческом развитии личности.

Активность восприятия неизменно порождает активность представления, которое художник реализует при помощи технических средств. Исходя из этого поло-

жения, были установлены три возможные формы ошибок при рисовании:

1. Ошибки образования представлений.

2. Ошибки образования изображения этого представления.

3. Ошибки технического овладения средствами изображения.

В процессе рисования развиваются, прежде всего, все виды ощущений, которые формируют высокую чувствительность организма к внешним воздействиям, стимулируют возникновение богатых и сложных эмоций, способствуют глубокому прочувствованию малейших переходов линейных и объемных форм, сложных и тонких сочетаний света, тона и т.д. Эстетическое чувство в процессе восприятия основывается на эмоциональном моменте, на тех впечатлениях, которые вызываются в восприятии предмета [1]. Техника рисунка является проводником эстетических чувств художника, важнейшим фактором существования образа. С эстетической точки зрения художественный образ представляет собой своеобразную переработку впечатлений художника о действительности.

Сегодняшний уровень развития методики как науки позволяет говорить о некоторой ограниченности подобного подхода к проблемам обучения искусству рисунка, поскольку формирование изобразительного образа на первоначальном этапе обучения немыслимо без выявления характера изображаемого и взаимоотношений предметов, входящих в многоплановое или од-ноплановое изображение. С другой стороны, современная методика уже смело определяет процесс рисования как творческий процесс, связанный с образным познанием и отображением объективной действительности графическими средствами.

В процессе рисования необходимо прежде всего стремится овладеть принципами изображения, поскольку методы, согласно которым можно научиться правильно рисовать, пригодны для конкретных случаев, а принципы рисования универсальны: они проявляются в любой ситауции.

Русская академическая школа «дала трещину». И, чтобы она не развалилась

окончательно и не погребла нас под своими обломками, необходимо иметь волю, сплотить художественные силы, сохранить то непреходящее наследие, которое нам дорого и понятно. Общей целью должно стать не соперничество между школами, а содружество, не выпячивание своего эго, а

достижения этих целей российское художественное образование должно опираться на академическую школу с её конкретными знаниями. Творчество, не поддержанное знаниями, не имеющее под собой основу может привести к саморазрушению искусства.

стремление решать общие задачи. Для

Библиографический список

1. Медведев, Л.Г. Академический рисунок [Текст]. - Омск: Изд. Дом «Наука», 2008. -290 с.

2. Никодеми, Г.Б. Школа рисунка [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160 с.

3. Штиглица, А.Л. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени [Текст]. - СПб., «Проект 2003», «Лики России», 2007. - 256 с.

FIGURE: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

E.A. Lukinykh, student

Shadrinsky state pedagogical university

(Russia, Shadrinsk)

Abstract. In this paper, the essence of the concept of academic drawing and the importance of teaching this discipline in the preparation of future artists is revealed. The main problems in the training of future specialists of this profile are determined, in particular: reduction of the period of training; change curricula of universities to the detriment of core disciplines; not the perfection of teaching methods; poor quality of specialized literature, etc. The author has established three possible forms of errors in drawing, and proposed the main preventive measures in the learning process.

Keywords: academic drawing, educational process, drawing process, methodology, art education.