Научная статья на тему 'РИСУНОК ПУШКИНА. ПОРТРЕТЫ АРИНЫ РОДИОНОВНЫ'

РИСУНОК ПУШКИНА. ПОРТРЕТЫ АРИНЫ РОДИОНОВНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСУНОК ПУШКИНА. ПОРТРЕТЫ АРИНЫ РОДИОНОВНЫ»

Н. И. ГРАНОВСКАЯ

РИСУНОК ПУШКИНА ПОРТРЕТЫ АРИНЫ РОДИОНОВНЫ

Рисунки Пушкина давно привлекали внимание исследователей. В быстрых набросках поэта среди черновых текстов распознана не только множество автопортретов, но и целая портретная галерея его современников, значение которой для нас огромно. Однако-многое еще остается не раскрытым в этих зарисовках.1 Определить содержание рисунков, прочесть их оказалось не менее трудным делом, чем чтение пушкинских черновиков. По словам А. М. Эфроса, «графика его рукописей — это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях; это — второй план, у которого свой материал и своя система».2

В рабочей тетради-альбоме (№ 838) Пушкин отметил одну из горестных утрат своей жизни — смерть няни Арины Родионовны. Запись о ее смерти сделана среди заметок дневникового характера, судя по положению их в тетради — в 1828 г.3 А. И. Уль-янский, подробно прокомментировавший эту запись в книге «Няня Пушкина», доказал, что она соответствует времени смерти Арины Родионовны, и точно установил дату ее кончины — 31 июля 1828 г.4

Запись о смерти няни сделана на листе тетради 162 вблизи наброска «Волненьем жизни утомленный». На предыдущих листах этой тетради — 13-м и 15-м — Пушкин начал работу над стихо-

1 Т. Г. Цявловская в книге «Рисунки Пушкина» пишет: «Исследование рисунков Пушкина показывает, что они являются богатейшим источником как для биографии его, так и творчества, источником тем более денным, что* он не только не исчерпан, но далеко не разработан» (Изд. «Искусство», М., 1970, стр. 156).

2 Абрам Эфрос. Рисунки поэта. «Academia», М.—JI., 1933, стр. 5.

8 См.: Сб. «Рукою Пушкина», Несобранные и неопубликованные материалы, «Academia», М.—JI., 1935, стр. 315—316.

4 А. И. Ульянский. Няня Пушкина. Изд. АН СССР, JI., 1940, стр. 58—66.

творением «Предчувствие». Поэт тяжело переживал смерть любимой няни, тем более что в это время против него было возбуждено длительное политическое дело о распространении им в списках отрывка из стихотворения «Андре Шенье» (понятого как стихи о декабрьском восстании); дело это кончилось в июле 1828 г. учреждением за поэтом секретного полицейского надзора. К этому времени было начато и второе дело — о принадлежности Пушкину «Гавриилиады».

После записи о смерти няни Пушкин на л. 17 продолжил работу над стихотворением «Предчувствие», а затем на обороте этого листа вернулся к первой песне «Полтавы», начатой еще в апреле и писавшейся с большими перерывами. Но, написав четыре строки (начиная со стиха «Кругом Мазепы раздавался» до «Усердным подданным Петра»), Пушкин на полях листа и на тексте вычертил профильные портреты. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней — поясной портрет — девушка в сарафане, с косой и повязкой на голове, какие носили крестьянские девушки в Псковской губернии; далее, правее, над текстом сделан набросок профиля мужчины с курчавыми бакенбардами, возможно автопортрет, но не похожий на обычные автопортреты поэта. Видимо, недовольный им, Пушкин его зачеркнул; а затем, справа над текстом, нарисован еще портрет — голова мужчины с волосами, подстриженными в кружок. Последний, как предположила Т. Г. Цявловская, является портретом молодого П. В. Киреевского.5

Оба женских портрета до сих пор не были определены. При внимательном рассмотрении их оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости и что оба они напоминают известный рельефный портрет Арины Родионовны работы Я. П. Серякова (резьба по кости), хранящийся во Всесоюзном музее А. С. Пушкина.6

Описания внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких сведений в рассказе М. И. Осиповой в передаче

5 Т. Цявловская. Рисунки Пушкина, стр. 90.

6 Портрет няни Пушкина был подарен Пушкинскому Дому в 1918 г. А. М. Горьким, сопроводившим свой дар изложением его истории, — до 1896 г. рельеф находился в Пскове у родственников гравера Лаврентия Серякова, затем попал к М. Ф. Каменскому и его сыном В. М. Каменским был подарен ему, Горькому, в 1911 г.

Долгое время портрет няни приписывался Лаврентию Серякову. Ленинградский искусствовед М. Д. Ромм доказал, что автором рельефа является Яков Панфилович Серяков (двоюродный брат Лаврентия). Ромм, изучивший творчество Я. П. Серякова, говорит о портрете Арины Родионовны как об одной из лучших его работ и датирует ее 1840-ми годами. Ромм, однако, указывает, что талантливый самоучка Я. П. Серяков никогда не придумывал портретов, и этот костяной рельеф, видимо, был создан им по не дошедшему до нас оригиналу (см.: «Нева», 1958, № 2, стр. 188—191, — М. Ромм. Скульптор Яков Серяков).

М. И. (Земевского: «Это была старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая».7

Рисунок Пушкина (портрет старушки) не находится в противоречии с предполагаемым портретом Арины Родионовны работы неизвестного художника школы Ступина, датируемым 1820-ми годами, хранящимся также во Всесоюзном музее А. С. Пушкина.8 Подтверждают сходство рисунков Пушкина с внешностью Арины Родионовны и портреты ее потомков — правнучек и праправнучек, помещенные А. И. Ульянским в его книге «Няня Пушкина». Татьяна Тимофеевна Иванова, Мария Михайловна Карта-шова, Мария Колчина и другие оказались похожими на свою пра- и прапрабабку Арину Родионовну.9

Очевидно, что оба женских портрета изображают няню Пушкина Арину Родионовну.10 На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз на смертном одре — перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же дан портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Арина Родионовна изображена в сарафане, а на голове ее, хотя она была родом из Суйды, девичья повязка псковских крестьянок. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, веро-

Очень ваясно, что на обратной стороне рельефа на костяной пластине есть надпись старинным почерком и чернилами, о которой в письме своем, не цитируя, упомянул А. М. Горький:

\Арина Родионовна Нянька Пушкина».

2 М. И. Семе веки й. Прогулка в Тригорское. В кн.: А, Н. В у л ь ф. Дневники. Изд. «Федерация», М., 1929, стр. 80.

8 Портрет этот, по преданию — изображающий Арину Родионовну, отыскался совсем недавно, в 1956 г., в коллекции Татьяны Александровны

Крюковой, старшего научного сотрудника Музея этнографии народов СССР. До нее он принадлежал К. М. Корнилову, инспектору народных училищ

г. Арзамаса. Портрет в семье Корниловых (коренных жителей Арзамаса) передавался из поколение в поколение как портрет няни Пушкина Арины

Родионовны. Принадлежность рисунка школе Ступина и бесспорная дати-

ровка (1820-е годы) представляют большой интерес. Имя няни Пушкина со

второй половины 1820-х годов, после Михайловской ссылки Пушкина, стало широко известным благодаря стихам Пушкина и Языкова. В это время могли быть написаны ее портреты, которые до нас не дошли, затерялись или, как этот портрет, потеряли точную и несомненную атрибуцию; так затерялась и могила Арины Родионовны.

9 См.: А. И. У л ь я н с к и й. Няня Пушкина, стр. 53—55.

10 Нельзя считать портретом Арины Родионовны рисунок Пушкина на рукописи третьей главы «Евгения Онегина» (№ 835, л. 19), опубликованный в книге Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина» (стр. 66). В облйке крестьянки, изображенной на рисунке, нет сходства с вышеописанными портретами и рисунком поэта. Т. Г. Цявловская не* утверждает, что это портрет няни Пушкина, а лишь предполагает такую возможность, помещая его в книге с вопросом.

ятно, вспомнил нянины рассказы о ее молодости, рассказы, которые запечатлелись и у друга Пушкина поэта Н. М. Языкова:

Мы пировали. Не дичилась Ты нашей доли — и порой К своей весне переносилась Разгоряченною мечтой.11

Пушкин представил няню одновременно и старой, и молодой, подобно тому как делал это не раз в своих автопортретах, изображая себя рядом молодым, каким уже не был, и пожилым, в возрасте, до которого не дожил.12

Этот свой прием рисунков — раздумий над собственной жизнью Пушкин перенес и на няню, самого близкого человека. И, быть может, в плане раздумий над няниной судьбой рядом с ее портретами был нарисован им и портрет Петра Васильевича Киреевского — будущего известного фольклориста (его профиль Пушкин делает нарочито похожим на нянин).

Пушкин воспевал свою няню с детства. В Михайловском она была его «единственной подругой», он слушал по вечерам ее сказки, она была «оригиналом няни Татьяны», «подругой дней его суровых», его «голубкой дряхлой».

Венком на ее могилу явилось опубликованное в «Северных цветах» на 1830 год, написанное еще в Михайловском, исполненное необыкновенной нежности стихотворение «Зимний вечер». И, вероятно, не случайно запись о смерти няни и ее портреты соседствуют в рукописях поэта с черновым наброском «Волненьем жизни утомленный» и стихотворением «Предчувствие», такими близкими друг к другу по замыслу. И, быть может, о самой няне, подруге «гордой юности», «нежном друге», «ангеле кротком, безмятежном», «бесценном друге» говорится в тексте и черновых вариантах этих стихотворений.

11 Н. М. Языков. На смерть няни А. С. Пушкина. Полн. собр. соч. М.-Л., 1964, стр. 296.

12 Автопортреты Пушкина. Из неопубликованного наследия Б. В. Тома-шевского. В сб. «Пушкин и его время. Материалы и исследования», Изд* Гос. Эрмитажа, Л., 1962, стр. 323—324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.