научно-методический электронный журнал
Нейфелвд В. А., Савинов А. М. Рисунок интерьера с натуры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75258. - 0,34 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75258.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 75258
УДК 7.072
Нейфельд Вероника Андреевна,
студентка факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров nika neifeld@mail.ru
Савинов Андрей Михайлович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «<Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
sawinov.andr@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности компоновки и построения интерьера. Обращается внимание на соблюдение правил и законов перспективы, а также затрагиваются вопросы тональной проработки рисунка интерьера. Ключевые слова: рисунок интерьера, фронтальная перспектива, угловая перспектива, светотеневое решение интерьера. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Интерьером принято называть внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения. Для того чтобы правильно выполнить рисунок интерьера необходимо, прежде всего, соблюдать законы перспективы. Не зная законов и правил линейной перспективы, невозможно нарисовать реалистически даже самый обыкновенный предмет. При изображении интерьера в рисунке помимо правил и законов перспективы необходимо ещё правильно выбрать точку зрения, линию горизонта и точки схода. Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно привести к обычным геометрическим объёмам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, шестиугольник и поэтому умение рисовать простые геометрические формы значительно облегчит рисование интерьера. Практическое умение изображать рисунок в интерьере во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению.
Основные проблемы, возникающие у студентов выполняющих рисунок интерьера, - это неумение целостно воспринять весь интерьер, а также сложность вызывает компоновка различных по пропорциям предметов с соблюдением правил перспективы. Для того, чтобы справиться с этими задачами необходимо знать особенности выполнения рисунка интерьера, так как от умения рисовать интерьер зависит то, как будет выполняться практически любая композиция, ведь интерьер как художественно организованное пространство можно встретить в любой сюжетной картине, а также в качестве фона в портрете и натюрморте [1].
Следует отметить, что каждый интерьер отличается определённым идейным содержанием, эстетическим настроем. Выбрав наиболее удачный вид интерьера, его надо грамотно скомпоновать в листе бумаге. Какую-то часть интерьера, например потолок, надо изъять, а на какую-то посмотреть с другой с точки зрения. Сначала нужно выбрать композицию изображаемого интерьера, а затем рисунок проверяется по перспективе: устанавливается линия горизонта, точка (точки) схода уходящих в глубину параллельных линий, прослеживается правильность расположения следов предметов на полу и конструктивная слаженность рисунка каждого объекта в интерьере. Выполнять перспективу интерьера не всегда целесообразно, так как мо-
Рисунок интерьера с натуры
f\j ■Л f\j
науш.о-методический электронный журнал
Нейфелвд В. А., Савинов А. М. Рисунок интерьера с натуры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75258. - 0,34 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75258.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 75258
УДК 7.072
жет потеряться острота видения, первое живое непосредственное восприятие натуры. В первую очередь нам нужно дать выразительное, художественно-образное отображение действительности, а не сухой чертёж. Поэтому все перспективные построения в рисунке надо производить мысленно, а на изображении должен возникать правильный перспективный образ предмета. Для начинающих такой метод рисования может показаться очень сложным, можно наметить направление перспективных сокращений, но делать это надо очень легко, еле заметными линиями, которые в процессе работы исчезнуть сами, без вмешательства резинки [2].
Изображение интерьера, у которого одна из стен расположена параллельно картине, а две другие перпендикулярно, называется фронтальным. В зависимости от расположения точки схода фронтальная перспектива может быть центральной (точка схода находится в центре изображения) или боковой (точка схода сдвинута левее, либо правее центра). Примеры с изображением интерьера, можно встретить в картинах художников всего мира. Композиция фронтального интерьера может быть различной. Она зависит от замысла рисующего, от выбора положения элементов аппарата проецирования, то есть высоты линии горизонта, положения главной точки картины и дистанционной точки. Выбор положения линии горизонта по отношению к высоте изображаемого интерьера зависит от того, какую часть помещения необходимо показать более развернуто. Чтобы получить изображение пола и потолка в одинаковом ракурсе, линию горизонта нужно проводить посередине высоты помещения. Если необходимо получить изображение пола более развернутым к зрителю, лучше показать изображаемые на нём предметы, то линию горизонта следует проводить выше. Если необходимо получить изображение потолка более развернутым к зрителю, лучше показать его украшения, линию горизонта следует проводить ниже середины высоты помещения.
Когда главная точка находится в центре картины, полученное изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка расположена правее или левее центра картины, то такое перспективное изображение называется боковой фронтальной перспективой. Перемещение точки от центра картины вдоль линии горизонта позволяет студентам увеличивать изображение одной из стен помещения. Чтобы получить изображение одной из стен более развернутым к зрителю, следует сместить главную точку картины к противоположной стене. От положения дистанционной точки зависит соотношение изображений фронтальной и боковых стен. Если дистанционную точку расположить ближе к главной точке картины, то изображение фронтальной стены отодвигается от зрителя, а боковые стены изображаются более развернутыми. Эта закономерность может быть использована при построении интерьера помещения, у которого фронтальная стена значительно больше боковых и ее необходимо зрительно уменьшить.
Кроме фронтальной перспективы для изображения интерьера иногда целесообразно использовать угловую перспективу. Угловая перспектива интерьера - это перспективное изображение интерьера, у которого главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч зрения направлен в угол помещения. Рекомендации для выбора высоты линии горизонта те же, что и при построении фронтального интерьера. Главную точку картины целесообразно выбирать ближе к центру картины, тогда зритель будет рассматривать её, находясь против её середины. Чтобы избежать искажений изображения, следует взять более широкий угол зрения: чем дальше друг от друга будут располагаться точки схода параллельных прямых, тем естественнее будет изображение интерьера. Чтобы получить интерьер с большим видом
научно-методический электронный журнал
Нейфельд В. А., Савинов А. М. Рисунок интерьера с натуры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75258. - 0,34 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75258.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 75258
УДК 7.072
на одну из стен, направление этой стены задается под более острым углом к плоскости картины, для чего предельную точку этой стены смещают в противоположную сторону от главной точки картины. Большое значение в рисунке интерьера имеет освещение. Центром изображения бывает то место, куда падает наиболее яркий свет. Также центром может быть участок, имеющий наибольшее количество деталей, что чаще всего представляет собой в интерьере определенный акцент. При анализе светотени учитывается, что самое яркое - это источник света: окно (естественный свет), лампа (искусственный свет). Наиболее освещенные места интерьера требуют наибольшей детализации и точной передачи формы. Стены, даже белые, расположенные перпендикулярно к свету, будут уже темнее источника света. Отражение света в зеркале также темнее самого света. Наличие ярких рефлексов и света характерно для солнечного освещения. При восприятии самого светлого следует учитывать и видеть самое темное, контрастное ему. Светотеневая передача интерьера должна выполняться только после конструктивного построения элементов интерьера легкими линиями. После это следует продумать светотональные отношения и градации всего изображения, определить силу света наиболее освещенного участка и силу тона наиболее затемненного. Светотональная проработка интерьера первоначально выполняется обобщенно, лёгкими штрихами, тон которой должен быть слабее, чем в окончательном рисунке. Предварительная проработка интерьера в тоне поможет проверить диапазон тональных отношений, цельность всего пространства интерьера, удаленность планов теневой моделировки интерьера.
Положения, которыми необходимо руководствоваться в работе тоном, не менее важны, чем те, которые используются при перспективном построении. Малейшая тональная ошибка приводит к погрешностям и неприятностям в рисунке: например, блик может «оторваться» от поверхности предмета или может то или иное место изображения «провалиться». При тональной проработке рисунка, также, как и при его построении, необходимо делать множество разнообразных сравнений и сопоставлений. Нужно постоянно сравнивать одну силу тона с другой и в то же время не упускать из виду общее состояние. Нельзя разделять линейный рисунок, определяющий перспективное строение формы в рисунке, от его тональной трактовки [3]. Одной из причин, мешающих начинающему рисовальщику правильно оценивать тоновые отношения, является особенность устройства сетчатки глаза. В данной статье мы не будем детально рассматривать все процессы и механизмы, связанные с актом зрительного восприятия, так как по этой теме имеется достаточно обширная специальная литература, отметим только тот факт, что в рисунке невозможно передать то живое ощущение реальной формы, её рельефа, которое мы получаем в натуре, поэтому рисующему в процессе обучения необходимо научиться выделять наиболее существенные и выразительные элементы (например, такими элементами в тоновом распределении света по поверхности формы могут быть тоновые контрасты на границе света и тени). Подробности о некоторых сторонах целостного видения, объясняющих ту или иную существенную особенность восприятия в процессе изобразительной деятельности, можно найти в диссертационном исследовании Е. Ф. Кузнецова [4]. Можно выделить лишь способность глаза к адаптации, которая имеет большое значение в процессе зрительного восприятия во время рисования и которая значительно затрудняет работу начинающего художника, так как он, не подозревая о непроизвольном действии механизма адаптации, не замечает его влияния на воспринимающую способность глаза. А. А. Унковский отмечает: «Если заняться изображением какой-либо находящейся в тени детали фигуры обособленно,
м Q м
научно-лштодический электронный журнал
Нейфельд В. А., Савинов А. М. Рисунок интерьера с натуры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75258. - 0,34 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75258.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 75258
УДК 7.072
то можно допустить ошибку, так как эта деталь будет выписана слишком резко. В то же время если взглянуть на натуру целиком, то видно, что это место как бы «тонет» в общей большой тени, и мы его почти не замечаем» [5, с. 16]. Учащийся, не имеющий достаточного опыта работы над теневыми участками натуры, длительно удерживает свой взгляд именно на них. В итоге чувствительность его глаза намного повышается, и он начинает различать в тени излишние подробности. Тени в результате адаптации глаза высветляются. В рисунке появляется серость, отсутствие контрастов, излишние светлые рефлексы, дробность. Педагогу важно учитывать эту особенность глаза и вести соответствующую работу со студентами, чтобы они сознательно переключали свое внимание в процессе работы с натурой, сопоставляя тональные контрасты отдельных элементов поверхности между собой и в соответствии с общим светом на предмете, и с общей тенью. Ю. В. Новоселов подчеркивает: «Только анализируя, сопоставляя силу тоновых контрастов в тени и в свету, можно оценить тоновые отношения в освещении натуры и перевести их в светлот-ный диапазон рисунка» [6, с. 31].
Удостоверившись в правильности светотональных отношений всего изображения, следует перейти к проработке элементов интерьера по принципу от светлого к темному. При этом следует учитывать и передавать все тональные отношения изображаемых объемов - свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Прокладывая тени и полутени штрихами, надо стараться класть их по форме, по направлению плоскостей элементов интерьера. Для этого нужно сначала прокладывать штрихи в одном направлении, потом в другом. Каждая линия, каждый штрих должны быть по-ложны не бездумно, а должны выражать конкретную форму, определенную поверхность предмета. При моделировке одной плоскости или формы надо избегать хаотичности в штрихах. Однако не следует делать и строго параллельных штрихов, отчего рисунок становится сухим. Часто повторяющейся ошибки студентов - когда в светотональном рисунке сохраняются жесткие линии конструкции рисунка, как на переднем, так и на дальнем плане. Такие линии вырываются из рисунка и сводят на нет всю тональную проработку. Форма должна выявляться только светом и тенью с обширной гаммой взаимоотношений между ними.
Таким образом, успешное и правильное выполнение рисунка интерьера с натуры зависит от правильного выбора точки зрения, линии горизонта и точек схода параллельных прямых. При рисунке помещения линии горизонта будут располагаться на уровне глаз сидящего или стоящего за мольбертом человека. В зависимости от местоположения рисующего перспектива его рисунка будет угловой или фронтальной. При линейном построении рисунка интерьера следует обратить особое внимание на качество графического построения работы - линии, находящиеся на переднем плане, должны быть значительно ярче линий, находящихся на заднем плане. Перспективное построение необходимо выполнять так, чтобы большие тональные отношения органично поддерживали линейное построение. Это позволит уже на первоначальном этапе рисунка показать глубину и пространство помещения и облегчит работу над дальнейшим светотеневым решением интерьера.
Ссылки на источники
1. Лебедко В. К. К вопросу анализа художественного пространства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. науч. тр. Вып. 1. - М. : Прометей, 1996. -С. 32-33.
2. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: учеб. для худ.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1984. - 239 с.
ГУ r\J
научно-методический электронный журнал
Нейфельд В. А., Савинов А. М. Рисунок интерьера с натуры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75258. - 0,34 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75258.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 75258
УДК 7.072
3. Савинов А. М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14571. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14571.htm. -Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X
4. Кузнецов Е. Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 221 с.
5. Унковский А. А. Живопись фигуры. Работа над этюдами головы и фигуры человека. Портрет: пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1968. - 64 с.
6. Новоселов Ю. В. Рисунок, живопись, композиция: метод. рек. для слушателей подготовительных отделений. - М., 1985. - 46 с.
Veronika Neyfeld, issn 2304-120х
Student, Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirov nika neifeld@mail.ru Andrei Savinov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Design and Fine Arts, Vyatka State University of Humanities, Kirov sawinov.andr@yandex.ru Interior drawing from nature
Abstract. The paper discusses the features of layout and construction of interior. Attention is paid to compliance with the rules and laws of perspective and tonal study of interior drawing. Key words: interior drawing, front perspective, angle perspective, treatment of light and shade
Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»
PU г м
977230412015940