Научная статья на тему 'Рисковый фактор в современной международной маркетинговой деятельности'

Рисковый фактор в современной международной маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКОВЫЙ ФАКТОР / RISK FACTORS / МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE INTERNATIONAL MARKETING ACTIVITIES / УРОВЕНЬ РИСКА / LEVEL OF RISK / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А.А.

Автором статьи анализируется рисковый фактор в современной международной маркетинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk factor in today's international marketing activities

The author discusses the risk factors in today's international marketing activities.

Текст научной работы на тему «Рисковый фактор в современной международной маркетинговой деятельности»

Рисковый ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Яковлев

Московский университет МВД России кандидат экономических наук

Особенности управления бизнес-процессами в XXI веке таковы, что практически всегда необходимо учитывать международную (публичную или частную - в зависимости от вида операции) составляющую. Указанное свидетельствует о соприкосновении участников сделки с элементами и факторами внешней маркетинговой среды. Под влиянием глобализации мировой экономики усиливается инновационное развитие производства, совершенствуются рыночные отношения, а также происходит либерализация системы внешнеэкономических связей. В современной рыночной экономике тенденция к глобализации является ведущей и тем самым предопределяет структуру мирового хозяйства в целом.

Одна из особенностей (сложностей) внешней среды применительно к международной деловой активности - это то, что международные сделки в своей сущности более рискованны по сравнению с внутренними коммерческими операциями. В связи с этим осуществление международных сделок рационально лишь тогда, когда выгоды от интернационализации оказываются более весомыми при принятии окончательных решений - это, как правило, возможность получения прибыли, повышение конкурентоспособности и отчасти снижение издержек производства. Возникающие во внешней среде риски имеют различную природу, сферу действия, а также пути предотвращения и снижения.

При осуществлении международных коммерческих операций следует выделять такие виды рисков, как:

— сбытовые риски, связанные со снижением мировых цен либо со снижением спроса на конкретном рынке;

— совокупность политических рисков;

— коммерческие риски (отсутствие гарантий в действиях контрагентов);

— производственные риски, вытекающие из особенностей организации производства;

— научно-технические риски;

— инфляционные и валютные риски.

Риск может проявляться в снижении

предварительно рассчитанной эффективно-

сти международной коммерческой операции либо ее неосуществимостивообще. Формальный учет рисков в технико-экономических расчетах может осуществляться в том числе и методами теории вероятностей и математической статистики.

В мировой экономической науке предпринимательский риск исследовали представители классической и неоклассической теории. В классической теории предпринимательский риск отождествлялся с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. В этой теории риск понимался как ущерб, наносимый при осуществлении этого решения. А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Предприниматель, работающий в условиях неопределенности, прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями: размерами ожидаемой прибыли; величиной ее возможных колебаний1.

В настоящее время существует несколько взглядов на концепцию управления предпринимательскими рисками. Однако наиболее распространенными являются следующие два. Первый заключается в том, что организации следует устранять риски, для несения которых у нее отсутствуют конкурентные преимущества. Вторая точка зрения следует логике того, что с меньшими потерями инвесторы самостоятельно могут свести риски к минимуму, применяя методику диверсификации инвестиционного портфеля.

Современная экономическая наука рассматривает управление риском как некий многоуровневый процесс, направленный на уменьшение или компенсацию ущерба для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Следует отметить, что в обществе сформированы финансовые механизмы управления рисками, обеспечивающие компенсацию вреда (ущерба), не влияя при этом ни на размер вреда, ни на вероятность наступления ущерба. Таким образом, оценка и профилактика рисков играют ключевую роль при решении вопросов реализации прямых

1 См.: Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет МИД России, 2006. С. 71.

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о

X

и ф

г X

Е о

X

о

п

Е ф

а

п

а <

X X X н

и ф

со

ISSN 1997-1001

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

зарубежных инвестиций. Прогнозирование рисков и их лоббирование в настоящее время рассматриваются специалистами как наиболее эффективные способы управления ими.

Существует мнение, что указанные средства относятся в первую очередь к системе лишь политических рисков. С ним при определенных обстоятельствах можно согласиться. Если прогнозирование, базирующееся на методике элементарной маркетинговой разведки и сводящееся либо к опережению, либо к учету рисковых факторов (в случае политического риска в качестве указанного фактора могут выступать политические действия правительства), доступно большинству контрагентов международных сделок, то лоббирование есть прерогатива все же мульти-национальных компаний, стремящихся в последнее время занять значительные позиции на мировом рынке товаров (работ, услуг).

Мировой опыт ведения международного бизнеса позволяет сделать некоторые обобщения и вывести общие правила минимизирующего риски поведения международной компании, среди которых можно отметить: 1) создание хорошей репутации и лояльности к правительству - в отечестве; 2) тщательный выбор наименее рисковой отрасли

- в принимающей стране; 3) правильное размещение и определение размеров бизнеса; 4) начальные ограничения для обеспечения «скромности» ведения бизнеса; 5) участие в развитии социально-экономической инфраструктуры и наработка гудвила; 6) установление конструктивной связи с государственной бюрократией - в отечестве и в принимающей стране2.

В случае если рассматривать управление риском как единый процесс, то его можно условно разделить на следующие связанные между собой этапы:

— общий многофакторный анализ риска;

— выбор методов и конкретных способов воздействия на риск (при обязательной оценке их эффективности - в сравнении);

— непосредственно принятие решения;

— осуществление конкретного воздействия на риск;

— контроль (и при необходимости

- корректировка) результатов процесса управления.

Определяющую роль в правильном управлении риском играет формирование системы факторов, прямо или косвенно, объективно или субъективно влияющих на уровень риска. К внешним факторам следует относить факторы прямого и косвен-

ного действия. К факторам прямого действия относятся такие, как нестабильность и противоречивость законодательства; непредвиденные действия государственных структур; нестабильность экономического курса правительства; негативные изменения конъюнктуры как внутреннего, так и внешнего рынка; неучтенные действия конкурентов; негативные изменения в отношениях с контрагентами. Косвенно воздействующие факторы - это: нестабильность политических и социальных условий; непредвиденные изменения в отрасли хозяйства, в которой осуществляется предпринимательская деятельность; непредвиденные изменения в международной обстановке; обстоятельства категории force majeure и др.

Внутренние факторы в свою очередь следует разделять на объективные и субъективные. Объективные факторы включают в себя непредвиденные изменения в производственных процессах; внедрение новых технологий; непредвиденные изменения во внутрихозяйственных отношениях; неполнота информации в организации; отсутствие полноценной маркетинговой службы в организации; финансовые затруднения в самой организации и др. К субъективным факторам относят: низкое качество управленческих кадров; некомпетентность управленческого звена; ошибки при принятии конкретных управленческих решений, а также ошибки при реализации рисковых решений и др.

Экономике развитых стран известны следующие основные методы оценки рисков: статистический метод; метод экспертных оценок; метод сценариев. Указанные методы подробно исследованы и изучены как отечественными, так и зарубежными специалистами. Наибольшего внимания заслуживает метод экспертных оценок, заключающийся в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных специалистов (в определенных случаях таковыми могут являться и предприниматели). Применение данного метода приобретает наибольшую эффективность при решении сложных, не поддающихся формализации ситуаций, когда имеющаяся информация не позволяет использовать формализованные методы количественной оценки риска.

В международных отношениях в качестве метода анализа и оценки рисков зарубежных операций метод экспертных оценок может рассматриваться более широко - как метод экспертных систем, применение которых в условиях риска требует их совме-

См.: Черенков В.И. Международный маркетинг: учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. С. 545.

стимости с неформальной логикой. Метод экспертных систем может быть адаптирован для анализа в условиях неопределенности, для него требуется база данных и гипотетический (модельный) образец. Таким образом, вывод может отражать мнение эксперта через причинную цепь.

В последнее время наиболее популярна такая разновидность экспертизы, как метод «адвоката дьявола» (лат. advocatus diaboli). Метод удобен в случаях, когда требуется лишь корректировка уже определенной компанией стратегии - одна группа специалистов приводит положительные стороны выбранного варианта, другая группа стремится отыскать слабые стороны и конкретные «минусы» стратегии. В случае адекватности отрицательных предложений, они, без сомнения, учитываются. Метод «адвоката дьявола» получил такое название по схожим ситуациям, имеющим место в системе канонизации в католичестве: «адвокат Бога» зачитывает положительные качества и поступки лица, подлежащего канонизации, а т.н. «адвокат дьявола» - отрицательные. Однако в связи с тем, что решение уже принято, указанные действия - лишь признак формализации процедуры.

Если предположить, что компанией проанализирован риск, подлежащий учету и оценке, то затем необходимо определиться с методом воздействия на определенный риск.

Меры по устранению и минимизации риска включают:

— оценку приемлемости полученного уровня риска;

— оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимых, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);

— выбор методов снижения (увеличения) рисков;

— формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;

— оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков3.

Следует отметить, что на этапе контроля и корректировки результатов реализации выбранной стратегии всегда следует проводить анализ вновь поступающей информации.

Особого внимания заслуживает вопрос выбора методов управления рисками, включающих избежание риска, снижение степени риска или принятие риска. Наиболее оптимальным методом для компании, выступающей на внешнем рынке на базовых условиях, является, по мнению специалистов, снижение степени риска, что в свою очередь предполагает сокращение либо размеров возможных убытков, либо вероятности сложения неблагоприятной обстановки. Один из оптимальных вариантов снижения степени риска - это передача ответственности за риск третьим лицам (при условии сохранения существующего уровня риска), включающая в себя как элементарное страхование, так и финансовые гарантии и др. Передача риска, как правило, выгодна обеим сторонам - и передающей, и принимающей, т.к. значительные потери для передающей стороны могут быть несерьезными или приемлемыми для принимающей стороны, которая в свою очередь может иметь большие возможности для сокращения или минимизации предполагаемых потерь.

Страхование рассматривается как возможность стимулирования деятельности национальных экспортеров и содействия наращиванию экспорта. В настоящее время практически во всех развитых странах учреждены агентства страхования экспортных кредитов, которые покрывают кредитный риск, связанный с коммерческими и политическими факторами. Поскольку большая часть рисков связана с политической ситуацией в принимающей стране, значительная часть страховой премии идет на покрытие именно политического риска.

В целом оптимальность оценки эффективности использования того или иного метода управления риском зависит от критерия, непосредственно положенного в основу сравнения - от выбора критического параметра (который не должен выходить за допустимые пределы) или от экономической выгоды. Управление риском практически всегда приводит к перераспределению финансовых потоков (текущих и ожидаемых) в системе заданного финансового проекта, что при этом изменяет стоимость проекта с учетом ожидаемых денежных поступлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

3 См.: Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет МИД России, 2006. С. 79.

Е Ф

ч:

п

к <

X X X н

и ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.