ШКОЛЬНАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ МЕДИЦИНА
© Коллектив авторов, 2006
Е.В. Крукович, Л.А. Жданова, В.Н. Лучанинова
РИСКОВЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Владивостокский государственный медицинский университет, г. Владивосток; Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново, РФ
Проблема здоровья детей и подростков требует постоянного изучения ее новых аспектов [1, 2]. Особенно важно изучение здоровья здоровых детей и подростков, позволяющее определить состояние предболезни, обосновать превентивные и профилактические мероприятия [3-5]. Значительная специализация в медицине привела к углубленному изучению отдельных ее направлений, врачебную деятельность стали расчленять и специализировать по органам и системам. В пубертатный период усиливается необходимость целостного взгляда на организм как систему взаимосвязанных составляющих, так как именно у подростков известна их нестабильность, что приводит к формированию пограничных (рисковых) состояний [6, 7].
Цель работы — на основе комплексной оценки и анализа взаимосвязей показателей физического, полового развития, психического статуса, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей 10—17 лет выявить закономерности развития подростков в современных условиях с учетом возраста и половой принадлежности.
Под нашим наблюдением находились 1900 подростков 1-й и 2-й групп здоровья.
Территориальный отбор детей проводили согласно типов условий жизнедеятельности в Приморском крае, выделенных Л.В. Веремчук и соавт. (1998), в результате комплексной оценки позитивных и негативных влияний природной, техногенной и социально-экономической среды обитания человека и определения интегрального индекса воздействия. Согласно этой оценке, все дети проживали в условиях с «измененной» средой.
Комплексная оценка состояния здоровья детей проведена в соответствии с требованиями Приказа МЗ РФ от 30.12.2003 № 612. Биологический возраст оценивали по степени развития вторичных половых признаков, а у 10— 14-летних — дополнительно по зубной зрелости. Оценка физического развития (ФР) проведена методом регрессионного анализа по разработанным региональным шкалам регрессии. Половое развитие (ПР) оценивали совместно с детским гинекологом и андрологом по степени выраженности вторичных половых признаков (М.В. Максимова,
1982). Скрининговая оценка отдельных психических характеристик проведена совместно с психологами. Использованы готовые тестовые печатные бланки для ответов. Набор тестов включал тест Айзенка и анкету выявления нервно-психических расстройств (г. Иваново). Все дети осмотрены невропатологом, часть детей — детским психиатром. На момент обследования подростки не имели патологических отклонений со стороны нервной системы и психологической сферы. Оценка функционального состояния (ФС) организма проведена на основе изучения кар-диореспираторной системы (КРС). При оценке ФС сердечно-сосудистой системы (ССС) анализировали данные объективного осмотра, частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и расчетные показатели ударного (УО), минутного (МОК) и систолического (СО) объемов крови, общего периферического сопротивления сосудов (ОПСС), индекса Кердо. ЭКГ регистрировали с помощью одноканального аппарата ЭК1Т-03М2. Скринин-говое исследование ФС дыхательной системы (ДС) проводили посредством проведения объективного осмотра, оценки частоты дыхания (ЧД) и изучения легочных объемов: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), форсированная ЖЕЛ (ФЖЕЛ), объем форсированного выдоха за 1 минуту (ОФВ1), измеренные сухим спирометром (ССП, ТУ64-1-22-67-77) и аппаратом Micro Plus 8р1готе1ег8 (Япония). Проведены пробы Штанге, Генча. Статистическую обработку проводили с использованием методов параметрического и непараметрического анализа с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0. в операционной среде Windows-2000.
В науке процессы роста и развития долгое время носили описательный характер. Существование некоторой общей закономерности для всех явлений природы постулировал еще Эйнштейн. В работах А.В. Жирмунского и В.И. Кузьмина в 80—90-х годах отмечено, что «...развитие любой системы не может идти длительное время равномерно, через какое-то время происходит слом, сбой, изменение ритма...» [6, 7]. Авторы проанализировали огромный материал от эволюционных скачков роста морских моллюсков до временной ритмичности Солнечной системы, обнаружив закономерную смену
-е-
104 Педиатрия/2007/Том 86/№2
©
в развитии любой системы, периоды с различными по времени перестройками, в том числе перемены роста и развития у человека.
Учеными изучены математические зависимости с учетом представлений о запаздывающих процессах, описывающие развитие любой системы в виде степенной функции. Данное математическое выражение описывает класс процессов, называемых аллометрически-ми [6, 7]. Аллометрические явления, закономерности (аллометрия дословно от греч. аПоэ — другой и ше1гоп — мера) характеризуют неравномерный рост и развитие системы. Идентичные процессы характерны для роста и развития организма подростка, которые изучены А.Н. Северцовым и названы гетерохронией [8].
Проведенный анализ распределения вариационных рядов показателей ФР, ПР, НПЗ и ФС КРС позволил нам считать изучаемый процесс аллометрическим со всеми характерными для него математическими процессами.
Для последующих статистических расчетов данные были распределены в системы по следующим признакам: возраст (8 показателей), пол (2 показателя), ФР (3 показателя), ПР (4 показателя для девочек и 5 — для мальчиков), нервно-психического здоровья (НПЗ) (5 показателей), КРС (13 показателей).
Составлена корреляционная матрица, проанализированы возрастные изменения корреляционных связей
от 10 к 17 годам по каждой системе изучаемых признаков. Выявлены не только последовательность формирования корреляционных связей, изменение их силы и направленности, но и смена связей положительной на отрицательную, либо отрицательной на положительную. Проведенный анализ построенных комплексов связей показал, что изменение связности комплексов между показателями у подростков разного пола происходит в различные временные (возрастные) промежутки.
Это позволило построить корреляционные портреты по возрастам для девочек и мальчиков (рис. 1, 2). Судя по силе, направленности и количеству корреляционных связей между анализируемыми показателями, интеграция системной деятельности организма подростков менялась в зависимости от возраста и пола. У девочек в начале подросткового периода в 10 лет число значимых связей (сильной и средней силы) было минимальным, уже к 11 годам их количество возрастает и прослеживается взаимосвязь показателей ФР, ФС ДС и полового созревания.
С 11 до 14 лет количество связей максимально, выявляется взаимосвязь показателей ФР, ПР и ФС ССС и ДС, а также сопряженность показателей ФР с психологическими характеристиками. С 15 лет число значимых связей вновь уменьшается, и в 17 лет сопряженность изучаемых показателей минимальна. Следовательно, наибольшая
д е ж з
Рис. 1. Межсистемные корреляционные взаимосвязи показателей у девочек 10 лет (а), 11 лет (б), 12 лет (в), 13 лет (г), 14 лет (д), 15 лет (е), 16 лет (ж), 17 лет (з).
Здесь и на рис. 2: — сильная (г=0,8—1,0), -средняя (г=0,4—0,7), -----слабая (г<0,3), ......отрицательная связь.
©
-е-
Е.В. Крукович, Л.А. Жданова, В.Н. Лучанинова
©
Рис. 2. Межсистемные корреляционные взаимосвязи показателей у мальчиков 10 лет (а), 11 лет (б), 12 лет (в), 13 лет (г), 14 лет (д), 15 лет (е), 16 лет (ж), 17 лет (з).
Нейротизм 1моц. стаб. Экстр-т Интро-т Амбл-т
^АД МОК СО УООПСС/ V 10 ЛЕТ
Рост Масса (Окр. г
ЖЕЛ ФЖЕ, Штанге Генча ОФВх
Нейротизм! Эмоц. стаб.1 Экстр-т Интро-т Амбл-т
^АД МОК СО УООПСС/ V 11 ЛЕТ
Нейротизм Эмоц. стаб. Экстр-т йнтро-т Амбл-т
^ АД МОК СО УО ОПССу 12 ЛЕТ
Нейротизм] Эмоц. стаб.| Экстр-т > Интро-т Амбл-т
^ АД МОК СО У О ОПСС ^ V 13 ЛЕТ
Нейротизм Эмоц. стаб. Экстр-т Интро-т Амбл-т
ЧАД МОК СО УО ОПСС у V 14 ЛЕТ
^АД МОК СО УО ОПСС у
15 ЛЕТ
Нейротизм] Эмоц. стаб. Экстр-т; Интро-т Амбл-т
Нейротизм Эмоц. стаб. Экстр-т Интро-т Амбл-т
ч АД МОК СО У О ОПСС у V 17 ЛЕТ
интеграция системной деятельности организма девочек приходится на подростковый период (11—14 лет), то есть период наиболее интенсивного ПР. По мере завершения формирования функционирование различных систем становится более автономным. Следовательно, именно в 11—14 лет нарушение одного показателя развития быстро может привести к нарушению функционирования других и организма в целом.
У мальчиков выявлена несколько другая картина.
В 10—11 лет число значимых связей небольшое. Их количество значительно увеличивается с 12 лет, когда прослеживается четкая сопряженность показателей ПР и ФР, а также ФР и ФС ССС и ДС. Причем максимальное число связей приходится на возраст 15 лет, а затем сопряженность показателей ослабевает и к 17 годам она минимальна. Следовательно, в отличие от девочек, наибольшая интеграция в функционировании организма у мальчиков проходит в более поздние сроки. Это сочетается с более поздним, чем у девочек, началом их полового созревания. Позднее, чем у девочек, происходит и автономизация функционирования различных систем. Таким образом, наиболее интенсивная сопряженность в деятельности различных систем организма у мальчиков, так же как и у девочек, совпадает с периодом наиболее интенсивного полового созревания.
Затем на основе проведенной оценки показателей и характера взаимосвязей в каждый возрастной период
выделены наиболее частые отклонения, отражающие нарушение функционирования ведущих систем организма и периоды повышенного риска нарушения формирования ФР, ПР, невротизации, снижения функциональных ресурсов ДС и ССС с учетом полового диморфизма.
Возраст 10 лет является рисковым по возникновению отклонений ФР и ФС ДС, а у мальчиков — еще и ССС.
В 11 лет у мальчиков добавляется риск возникновения пограничных расстройств психического здоровья. У девочек этот риск возрастает в 12 лет.
Возраст 14 лет следует считать рисковым у девочек в отношении ухудшения ФС ССС, а у мальчиков - отставания ПР.
В 15—16 лет у девочек вновь возрастает риск нарушения ФС ССС, у мальчиков — еще и отклонений ФР, а у девочек в 16 лет — повышения уровня нейротизма.
17-летний возраст является у девочек рисковым по отклонению деятельности ССС и ДС, у мальчиков — ФР.
Таким образом, в результате интегративного подхода к оценке состояния здоровья, проведенного корреляционного анализа комплексов показателей ФР, ПР, некоторых показателей психического здоровья и ФС ССС и ДС выявлены рисковые возрастные периоды нарушения функционирования ведущих систем организма у подростков 10—17 лет. Так как многие хронические заболевания не имеют определенной и специфической симптома-
©
-е-
106 Педиатрия/2007/Том 86/№2
тики в начальном периоде, а подростковый период обладает широким диапазоном анатомо-физиологических особенностей, выявленные рисковые периоды могут
быть неспецифическими, но важными критериями необходимости углубленного обследования ребенка для ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физиология роста и развития детей и подростков. / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. -М., 2000. - 590 с.
2. Состояние здоровья населения и ресурсы здравоохранения Дальневосточного федерального округа. -Хабаровск, 2001. - С. 140-170.
3. Ямполъская ЮА. // 8-й Конгресс педиатров России. - М., 2003. - С. 436.
4. De Lorenzo A., Andreoli A., Sorgey L. et al. // Minerva pediat. - 1995. - Vol. 47, №4. - P. 101-106.
5. Хабаровская краевая науч.-практич. конференция «Подросток на рубеже веков». - Хабаровск, 2001. - 200 с.
6. Жирмунский A.B., Кузьмин В.И. Критические уровни в процессах развития биологических систем. -М., 1982. - 180 с.
7. Жирмунский A.B., Кузьмин В.И. Критические уровни в развитии природных систем. - Л., 1990. -223 с.
8. Подростковая медицина. / Под ред. Л.И. Левиной. - С-Пб., 1999. - 731 с.
© Алифанова ЛА., 2006
Л.А. Алифанова
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ И ф ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования,
г. Сергиев Посад, Московская область
Как известно, высокие информационные нагрузки, психоэмоциональное напряжение, общее экосоциаль-ное неблагополучие совокупно оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека, вызывая состояния напряжения, переутомления, развитие психосоматических отклонений. Все это в наибольшей мере сконцентрировано в современной школе.
Сегодня очевидно и то, что даже при высоком уровне образовательной инфраструктуры и медицинской помощи не удается снизить риск ухудшения здоровья школьников. Традиционные методики преподавания не могут осилить реалии информационного взрыва, не перегружая и не истощая молодой организм. В этой связи актуализируется поиск новых средств поддержания и восстановления психофизических функций, целью которых является не реабилитация и наращивание объемов медицинской помощи детям в школах, а создание таких условий, в которых учебный процесс нейтрализовал бы имеющиеся и не допускал у обучающихся возникновения школьносопряженных патологий. Нужна другая, здоровьеразвивающая педагогика, цель которой - повысить уровень гармоничного развития личности. И именно здесь подход, основанный на ранней доно-зологической диагностике, мерах первичной профилак-
тики и восстановления нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности, является, по мнению большинства экспертов, наиболее эффективным, организационно и экономически оправданным [1—3].
Не случайно предпринимаются попытки расширения сфер реабилитации и восстановительной медицины, ориентированные на относительно здорового человека. В основе такого рода реабилитационно-восстано-вительных мероприятий и лежат, по нашему мнению, здоровьеразвивающие педагогические технологии, существенно затрагивающие эргономическую основу проведения урока, ориентированную на «пробуждение», активацию неспецифических защитных сил организма, целостное оздоровление, повышение степени гармоничного развития личности [1].
Традиционно, на академическом уроке, который является доминирующей формой обучения в школе, деятельность ученика организована в чуждом его природе малоподвижном режиме ближнего зрения по принципу: «Сиди-слушай-читай-смотри!». Многочисленными исследованиями доказано, что гипокинезия на фоне неадекватного возрасту компонента сенсомоторного закрепощения извращает, истощает и рассогласовывает регуляторные и функциональные процессы телесной
-е-