УДК 316
Щекотин Евгений Викторович
Schekotin Evgeniy Viktorovich
кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента, социокультурного сервиса и туризма Новосибирского филиала
Санкт-Петербургского университета управления и экономики тел.: (383) 224-66-04
Candidate of Philosophy, associate professor of the chair management, social and cultural service and tourism, Novosibirsk affiliate of St. Petersburg University of Management and Economics
tel.: (383) 224-66-04
РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ:
ОТ ПОТРЕБНОСТИ К ВОЗМОЖНОСТИ
RISKOLOGICAL CONCEPTION OF “QUALITY OF LIFE”: FROM NEED TO POSSIBILITY
Аннотация:
The summary:
В статье представлена рискологическая концепция «качества жизни». Дана критическая оценка существующим подходам к «качеству жизни» как удовлетворенности разнообразных потребностей. Показаны недостатки такого подхода в современных социально-экономических условиях. Дано новое - «рискологическое» - определение «качества жизни».
The riskological conception of “quality of life" is presented in the article. The critical estimation is given to existing methods of approach to “quality of life" as satisfaction of various needs. The shortcomings of such method in modern socioeconomic conditions are also reflected in the article. A new “riskological" definition of “quality of life" is given.
Ключевые слова:
качество жизни, уровень жизни, риск, потребности, оценка качества жизни.
Keywords:
quality of life, standard of living, risk, needs, estimation of quality of life.
Понятия «качество» и «уровень жизни» в отечественной научной литературе зачастую используются как синонимы, а показатели, раскрывающие эти понятия, совпадают. Существует опасность смешения понятий «уровень» и «качество жизни». Чтобы избежать этой опасности, определим «качество жизни» в самом общем виде как меру социального благополучия, а «уровень жизни» - как меру социального благосостояния. Безусловно, материальной базой благополучия является благосостояние, под которым в самом общем виде следует понимать «богатство, достаток, наживное добро» [1, т. 1, с. 93]. Благосостояние мы связываем с понятием «уровень жизни» и, следовательно, с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.
Принципиальное различие между благосостоянием и благополучием кроется в содержании тех потребностей, которые охватывают данные понятия. Индийский экономист А. Сен, разделяя эти понятия, отмечает, что благополучие - это возможность людей реализовать свой потенциал человеческого существа. Благополучное общество это общество возможностей для расширения реальных человеческих свобод, детерминирующих его развитие. В неблагополучном, но благосостоятельном обществе такие возможности отсутствуют [2, с. 68].
В Докладе о развитии человека 2006 г. отмечается, что критерием прогресса человеческого общества является степень развития человека, возможности людей реализовать свой потенциал как человеческого существа [3, с. 263]. По мнению С. Коула, опираясь на знание человеческих потребностей, обществу предстоит совершить конверсию к новой глобальной этике, основанной на принципах максимального благоприятствования развитию и свободе человека [4, с. 171].
Концепция «человеческого развития» задает совершенно определенные цели и критерии общественного прогресса. А. Сен отмечает, что «подход человеческого развития требует от нас смотреть на людей не только как на «нуждающихся», но и как на личностей, которым важно сохранять (и даже расширять) свободу делать то, на что у них есть основания» [5, 28].
Человеческое развитие, являясь целью общества, может рассматриваться как путь увеличения производительности труда и дохода, но это увеличение приобретает ценность лишь тогда, когда оно действительно влияет на рост благосостояния людей. В Докладе о человеческом развитии за 1990 г. говорится о том, что человеческое развитие представляет собой как процесс расширения человеческого выбора, так и достигнутый уровень благосостояния людей.
Материальное богатство, на увеличение которого были ориентированы предшествующие концепции развития, действительно играет огромную роль в жизни людей. Однако само по себе оно не приносит ни свободы, ни равенства, ни порядка, ни здоровой жизни. Главный принцип, на основе которого разрешаются противоречия между максимизацией богатства и человеческим развитием, в Докладе о человеческом развитии за 1994 г. формулируется следующим образом: «Национальное богатство может расширять возможности выбора для людей. Этого, однако, может и не произойти. Определяющим здесь является не само по себе богатство, а то, как его используют разные страны. И до тех пор, пока общество не осознает, что основное его богатство - это люди, излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные цели обогащения жизни людей» [6, с. 41].
Уровень дохода, достигнутый в настоящее время, не гарантирует экономического процветания в будущем. Но если полученный доход в достаточной мере инвестируется в человеческое развитие, то экономическое показатели в будущем значительно превзойдут современный уровень. Доклад о человеческом развитии за 1995 г. отмечает, что отличительная черта концепции человеческого развития состоит в том, что «людям не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни» [6, с. 41].
Более высокий доход в целом способствует расширению человеческого выбора, но воздействие это ослабевает по мере увеличения дохода. Это мы можем увидеть на примере богатых стран мира. Здесь действует принцип «убывающей полезности дохода для человеческого развития».
Разработка концепции человеческого развития позволила сформулировать качественно новый подход к пониманию общественного прогресса. Этот подход ставит во главу угла расширение возможностей жизненного выбора человека. Следует отличать концепцию человеческого развития от концепций «человеческого капитала», «человеческих ресурсов» и т.д., сводящих человеческое развитие к единственному аспекту - формированию ресурсов для производственной деятельности.
В связи с этим цели общества изменяются, поэтому идея пяти «основных нужд», разработанная А. Маслоу (физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самореализации и самовыражении), оказывается недостаточной.
Дж. Галтунг и А. Вирак считают, что набор потребностей должен быть предельно большим. Например, многие ученые включают сюда такие «неотъемлемые» элементы человеческой природы, как потребности в борьбе и разного рода протесте. И эти потребности тоже необходимо в какой-то разумной форме удовлетворять. Дж. Розенталь отмечает, что элементами человеческого потенциала, нуждающимися в поддержке, являются, наряду с другими, юмор, разговорчивость, оптимизм.
Э. Аллардт также отмечает, что достижение качества жизни возможно только в случае удовлетворения трех систем базовых потребностей: «иметь», «любить» и «быть». К первой он относит экономические ресурсы, условия проживания, занятость, условия труда, здоровье, образование. Потребность «любить» включает в себя потребность общаться с другими людьми и образовывать социальные идентичности, что предполагает и контакты в локальном сообществе, и дружеские отношения, и социализацию в группах и организациях, и отношения с коллегами. Потребности же в бытии видятся Э. Аллардту как интеграция в сообщество, жизнь в гармонии с природой, досуг и т.д. [7, с. 8]. Можно увидеть, что здесь речь идет о потребностях иного рода, чем те, которые включает в себя «пирамида» А. Маслоу. Концепция пяти «основных нужд» отражает скорее уровень жизни, чем ее качество.
Дж. Галтунг и А. Вирак отождествляют понятие «потребности» с понятием «права», исторически приобретшим более узкий объем. Такое отождествление придает политический смысл задаче удовлетворения всех человеческих нужд, а не только тех, которые учтены в действующих конституциях [4, с. 171-172].
Ян Майлз группирует потребности, обозначая их понятиями, производными от глаголов «иметь», «любить», «существовать». Первые связаны с уровнем жизни, материальным благополучием и выражаются, например, в доходах на душу населения. Изучение вторых выявит пропорцию между теми, кому есть, кого любить и о ком заботиться, и теми, кому нет, а также степень солидарности и близости людей в сообществе. Третьи связаны с духовным климатом в обществе в целом, духовной возможностью жить и «легко дышать». [4, с. 173-176].
Если мы полагаем, что целью общества является «человеческое развитие», то неправомерно ограничивать потребности человека некоторым списком, каким бы обширным этот перечень не был. Ведь потребности могут быть самые разнообразные, в каком-то смысле, их неисчерпаемое множество. Поэтому, если мы исходим из посылки о том, что всестороннее развитие человека является конечной целью общества, то целесообразно выявлять и анализировать те факторы, которые мешают раскрытию человеческих возможностей.
Таким образом, исследование качества жизни должно быть направлено на обнаружение и выявление тех событий, явлений и процессов в природной и общественной жизни, которые по тем или причинам препятствуют реализации возможностей человека. Здесь возможности понимаются в самом широком смысле: физиологические, политические, правовые и многие другие. Те факторы, которые лишают человека каких-то его возможностей, тем или иным образом их ограничивают, следует понимать как потери, опасности или угрозы человеческому развитию. Поэтому анализ качества жизни на современном этапе общественно-исторического развития мы будем рассматривать в терминах риска.
Рискологический подход позволяет нам кардинально изменить «перспективу», «ракурс» исследования «качества жизни». Социальная действительность предстает не с точки зрения достигнутых результатов, приобретений, а с точки зрения того, что могли бы иметь, что мы могли бы достигнуть и что мы можем потерять.
Когда для измерения качества жизни используются показатели удовлетворения потребностей, то не учитывается нормативный элемент. Общественное и личное потребление не безгранично, оно должно иметь определенный разумный предел, который является нормативным уровнем потребления. Потребности и потребление не должны носить бесконтрольный, иррациональный характер. Норму, отражающую разумное удовлетворение потребностей, можно четко обозначить посредством понятия «риск».
Риск как индикатор качества жизни позволяет рассмотреть человека не с точки зрения потребления, а с позиции его возможностей как действующего субъекта. Кроме того, сама проблематика потребления приобрела сегодня неоднозначный характер.
Британский экономист К.Ф. Флекснер отмечает, что процессом потребления управляют корпорации. Регулируя развитие науки и техники, контролируя маркетинг и финансы, корпорации являются «инициатором процесса потребления». «Проблема потребления значительно усложнилась из-за того, что человечество изобрело различные общественные институты, такие как корпорация и правительства. Воздействие этих институтов на потребление зачастую определяется факторами, отличными от целей удовлетворения потребностей человека и окружающей его среды» [8, с. 141].
Острой критике подверг современное «общество потребления» Ж. Бодрийяр. Он отмечает, что «вещи здесь предназначены вовсе не для того, чтобы ими владели и пользовались, но лишь для того,
чтобы их производили и покупали. Иными словами, они не структурируются в интересах наших потребностей или же для более рациональной организации мира, а систематизируются исключительно в интересах определенного строя производства и идеологической интеграции» [9, с. 135]. Потребление, по его мнению, есть «тотально идеалистическая практика» и поэтому «у потребления нет пределов». В «обществе потребления» процесс потребления не имеет ничего общего с удовлетворением потребностей [9, с. 168].
Идеи Бодрийяра подхватывают А. Бард и Я. Зодерквист. В футурологическом трактате, посвященном становлению информационной парадигмы общественного развития, они пишут: «Деятельностью, которая будет определять новый низший класс, станет скорее потребление, нежели производство, в условиях, когда примерно одинаковое количество материальных благ смогут получать все, независимо от того, трудоустроен человек или нет» [10, с. 146].
Т.Г. Богатырева справедливо отмечает, что концепция качества жизни должна формироваться как противоположный подход к потреблению, лишенный понимания потребления как самоцели и признающий необходимость придать жизни человека достойное качество [7, с. 17]. В мире уже намечается тенденция перехода от общества потребления к обществу с доминированием предпочтений в пользу образования, информационных услуг, качества питания, здоровой окружающей среды, стереотипы «общества потребления» замещаются ориентирами качества жизни (С. Глазьев).
Понятия «потребность» и «потребление» сами по себе стали предметом серьезной критики, суть которой в том, что в современном обществе потребности являются объектом манипуляции и управления со стороны различных сил. Потребности не выступают в качестве независимой переменной, которой управляет потребитель по своему разумению. Практика показывает, что потребности лишь частично регулируются человеком, они могут навязываться, искусственно управляться и создаваться. На наш взгляд, правомерность применения «удовлетворенности потребностей» в качестве индикатора качества жизни вызывает серьезные сомнения.
Теперь обратимся к возможностям использования риска в качестве индикатора качества жизни. Эта идея опирается на интерпретацию понятия «качества» японским специалистом в области менеджмента качества Г. Тагучи. Тагучи обращает внимание на такую важную меру качества, как потери, обусловленные продуктом (изделием). Согласно Тагучи, «качество - это потери, нанесенные обществу с момента поставки продукта» [11, с. 132].
Такое определение кажется на первый взгляд довольно странным, так как термин «качество» принято ассоциировать с «желательностью», «благом», «удовлетворенностью», тогда как «потери» однозначно имеют прямо противоположное смысловое значение. Оригинальность подхода Тагучи к качеству заключается в том, что подходит к этой проблеме с другой стороны, не со стороны удовлетворения потребностей потребителей. Тагучи отмечает здесь один важный момент - взаимосвязь между потерями общества и желательностью продукта. «Чем меньше потери, тем более желателен продукт (изделие)» [11, с. 132].
Определение качества, предложенное Тагучи, для целей нашего исследования необходимо дополнить и расширить, так как сам автор говорит о потерях, которые возникают с момента поставки продукта потребителю или заказчику. Не учитываются потери в процессе производства и утилизации продукции (изделия) и многие другие моменты. Однако его принципиальное значение в том, что оно задает новую «философию качества», которую, на наш взгляд, в ближайшем будущем станет основополагающим принципом в управлении природно-техническими и социально-экономическими системами.
Эту идею мы используем для определения понятия «качество жизни». Качество жизни, в отличие от уровня жизни, характеризует условия, в которых разворачивается человеческая жизнедеятельность, в которых существует человек. Качество жизни с этой точки зрения следует рассматривать как совокупность возможных потерь, которые может понести индивид и общество в процессе своей жизнедеятельности.
Количественным выражением величины возможных потерь будет риск. Риски являются характеристикой условий человеческой жизни, они отражают ограничения человеческой жизнедеятельности, опасности и угрозы, которые реально ухудшают положение человека в его природном и социальном бытии.
Можно предложить следующее определение качества жизни с точки зрения рискологического подхода. Качество жизни - это совокупность возможных рисков, угроз и опасностей, характеризующая условия человеческой жизнедеятельности, реализация которых может привести к реальным неблагоприятным последствиям для человека. В первую очередь речь идет о природно-техносферных, социальных, политико-правовых и финансово-экономических последствиях для условий жизни людей.
Риски, возникающие в этих сферах жизнедеятельности, оказывают наибольшее влияние на качество жизни. Под риском же будем понимать возможные события, явления и процессы, последствия которых могут оказать неблагоприятное воздействие на различные аспекты состояния человеческой жизни, то есть тем или иным образом могут ухудшать положение человека.
Эта идея уже получила определенное развитие в научной литературе. Так, на связь качества жизни с проблемой риска и безопасности указывает в своем исследовании Г.П. Петропавлова. Она предлагает в качестве индикаторов качества жизни применять оценку безопасности жизни населения. Для каждой территории предлагается разработать предельные значения (минимальные и максимальные) этих индикаторов. Факторами первого уровня системы оценки безопасности жизни населения выступают состояния социальноэкономической и экологической безопасности [12, с. 15]. Это плодотворная идея, однако Г.П. Петропавлова полагает, что «результирующим индикатором» выступает «длительность жизни человека, развитие его творческих способностей». На наш взгляд, эта точка зрения является значительным упрощением и не позволяет точно оценить риски, воздействующие на человека, и соответственно, качество жизни.
Если определению Г. Тагучи придать более широкое теоретическое обобщение, то качество можно рассматривать как совокупность любых потерь, которые общество несет от различных форм деятельно- 69 -
сти. Потери в этой трактовке не имеют фиксированного значения, их величина определяется вероятностью и случайностью события. Поэтому вполне допустимо рассматривать возможные потери в терминах риска для общества. Качество жизни можно рассматривать как совокупность рисков, возникающих для человека в процессе его функционирования в обществе. Совокупный риск напрямую определяет качество жизни, он характеризует степень защищенности/безопасности человека в обществе.
Возникающие потери носят крайне разнородный характер, они могут относиться к различным сторонам социальной и природной действительности, поэтому сложно свести их к форме единого показателя. Так, потери могут возникать в виде ущерба здоровью и жизни, в виде прямых и косвенных экономических потерь. Особым видом потерь можно назвать социальные «упущенные шансы», которые имеют разнообразное проявление - от неравномерного распределения жизненных шансов для различных категорий населения до прямой дискриминации по определенным признакам.
Качество жизни с изложенных позиций выступает как функция различных типов рисков. Повышение качества жизни следует рассматривать как результат снижения совокупных рисков. На наш взгляд, предлагаемая «рискологическая» концепция качества жизни в больше степени отвечает реалиям сегодняшнего дня. Эта концепция развивается в рамках постнеклассической научной парадигмы и имеет важное методологическое значение. Необходимо отметить, что связь риска и качества жизни констатируется в большом количестве конкретно-медицинских и ряде экологических исследований (см., например, [13]).
В заключение отметим, что востребованность нового взгляда на качество жизни определяется самой социальной реальностью. Концепция социального государства, «государства всеобщего благоденствия», в рамках которой было возможно оценивать качество жизни по удовлетворенности потребностей, переживает серьезный кризис.
Социальные гарантии и социальная защищенность становятся вопросом острых дискуссий и конфликтов. Политические, экономические и социальные события последних лет в странах Евросоюза, арабском мире, нашей стране, однозначно свидетельствуют о нарастании социальной неопределенности, ха-отизации социальной системы в целом. Мы полностью разделяем точку зрения Д. Смита, главного редактора журнала "Current Sociology": «Борьба за обладание большим постепенно будет вытесняться борьбой за сохранение того, что уже есть, которая, в свою очередь, ...постепенно превратится в основополагающую борьбу за выживание» (цит. по [14, с. 5]).
Ссылки:
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
СПб., 1996.
2. Косьмин А.Д. Неэкономические факторы повышения уровня и качества жизни населения: функциональное использование и оценка. М., 2009.
3. Доклад о развитии человека 2006. М., 2006.
4. Павлова Л.Е. Обзор зарубежной литературы по проблемам качества жизни и качества населения // Демография и социология. Вып. 6. Качество населения. М., 1993.
С.164-182.
5. Сен А. Политика в отношении климата как развитие человека // Доклад о развитии человека 2007/08. М., 2007. С. 28-29.
6. Человеческое развитие: новое измерение социальноэкономического прогресса: учеб. пособие / под общ. ред.
B.П. Колесова. М., 2008.
7. Богатырева Т.Г. Оценка качества жизни. М., 2010.
8. Флекснер К.Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М., 1994.
9. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
10. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004.
11. Капырин В.В., Коренев Г.Д. Системы управления качеством. М., 2002.
12. Петропавлова Г.П. Качество жизни населения региона: методология исследований и факторы роста: автореф. дисс. ... на соиск. уч. ст. д. э. н. Ставрополь, 2008.
13. Шлыкова Е.В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве / под ред. А.В. Мозговой. М., 2001. С. 221-234.
14. Яницкий О.Н. Кризис и социология // СОЦИС. 2009. № 5.
C.3-13.
References (transliterated):
1. Dal' V. Tolkoviy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka. SPb., 1996.
2. Kos'min A.D. Neekonomicheskie faktory povysheniya urov-
nya i kachestva zhizni naseleniya: funktsional'noe
ispol'zovanie i otsenka. M., 2009.
3. Doklad o razvitii cheloveka 2006. M., 2006.
4. Pavlova L.E. Obzor zarubezhnoy literatury po problemam
kachestva zhizni i kachestva naseleniya // Demografiya i sotsiologiya. Issue 6. Kachestvo naseleniya. M., 1993.
P.164-182.
5. Sen A. Politika v otnoshenii klimata kak razvitie cheloveka //
Doklad o razvitii cheloveka 2007/08. M., 2007. P. 28-29.
6. Chelovecheskoe razvitie: novoe izmerenie sotsial'no-
ekonomicheskogo progressa: ucheb. posobie / under general ed. of V.P. Kolesov. M., 2008.
7. Bogatyreva T.G. Otsenka kachestva zhizni. M., 2010.
8. Fleksner K.F. Prosveshchennoe obshchestvo. Ekonomika s chelovecheskim litsom. M., 1994.
9. Bodriiyar J. Sistema veshchey. M., 1995.
10. Bard A., Zoderkvist YA. Netokratiya. Novaya pravyashchaya
elita i zhizn' posle kapitalizma. SPb., 2004.
11. Kapyrin V.V., Korenev G.D. Sistemy upravleniya kachestvom. M., 2002.
12. Petropavlova G.P. Kachestvo zhizni naseleniya regiona: metodologiya issledovaniy i faktory rosta: avtoref. diss. ... na soisk. uch. st. d. e. n. Stavropol', 2008.
13. Shlykova E.V. Risk i kachestvo zhizni // Risk v sotsial'nom prostranstve / ed. by A.V. Mozgovaya. M., 2001. P. 221-234.
14. Yanitskiy O.N. Krizis i sotsiologiya // SOTSIS. 2009. No. 5. P. 3-13.