Научная статья на тему 'Риски взросления и проблема самопонимания подростков'

Риски взросления и проблема самопонимания подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
787
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВЗРОСЛЕНИЕ / ДЕФИЦИТЫ САМОПОНИМАНИЯ / РИСКИ ВЗРОСЛЕНИЯ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЦЕНАРИИ ВЗРОСЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ / TEENAGERS / GROWING-UP / DEFICITS OF SELF-UNDERSTANDING / RISKS OF GROWING-UP / FAMILY / SCHOOL / SOCIAL NETWORKS / SCENARIOS OF GROWING-UP / DEVELOPMENT OF SELFCOMPREHENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шик Сергей Владимирович

В статье рассматривается развитие самопонимания как средство преодоления рисков взросления подростков. Описываются особенности рисков: дефицит доверительного общения в семье, неприятные условия пребывания в школе, дефицит действительного, «осязаемого» общения со сверстниками, уменьшение потребности понимать себя в условиях «экранной» культуры. Предлагается использовать развитие самопонимания для преодоления этих рисков: создание позитивных образов родителей, рефлексия личного опыта школьной жизни и обучение методам самопознания, осознание значимости реального общения, приобщение к художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISKS OF GROWING-UP AND THE PROBLEM OF SELF-UNDERSTANDING OF TEENAGERS

The article discusses the development of self-understanding as a means of overcoming the risks of growingup of teenagers. It describes the features of the risks: the lack of open communication in the family, unpleasant conditions in the school, the lack of real, «tangible» communication with peers, the decrease in the need to understand oneself in the conditions of «screen» culture. The article proposes to use the development of self-understanding in order to overcome these risks: creating positive images of parents, reflecting the personal experience of school life and learning the methods of self-knowledge, awareness of the importance of real communication, introduction to literature.

Текст научной работы на тему «Риски взросления и проблема самопонимания подростков»

РИСКИ ВЗРОСЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА САМОПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКОВ

THE RISKS OF GROWING-UP AND THE PROBLEM OF SELF-UNDERSTANDING OF TEENAGERS

С.В. Шик S.V. Shik

Подростки, взросление, дефициты самопонимания, риски взросления, семья, школа, социальные сети, сценарии взросления, развитие самопонимания. В статье рассматривается развитие самопонимания как средство преодоления рисков взросления подростков. Описываются особенности рисков: дефицит доверительного общения в семье, неприятные условия пребывания в школе, дефицит действительного, «осязаемого» общения со сверстниками, уменьшение потребности понимать себя в условиях «экранной» культуры. Предлагается использовать развитие самопонимания для преодоления этих рисков: создание позитивных образов родителей, рефлексия личного опыта школьной жизни и обучение методам самопознания, осознание значимости реального общения, приобщение к художественной литературе.

Teenagers, growing-up, deficits of self-understanding, risks of growing-up, family, school, social networks, scenarios of growing-up, development of self-comprehension.

The article discusses the development of self-understanding as a means of overcoming the risks of growing-up of teenagers. It describes the features of the risks: the lack of open communication in the family, unpleasant conditions in the school, the lack of real, «tangible» communication with peers, the decrease in the need to understand oneself in the conditions of «screen» culture. The article proposes to use the development of self-understanding in order to overcome these risks: creating positive images of parents, reflecting the personal experience of school life and learning the methods of self-knowledge, awareness of the importance of real communication, introduction to literature.

Взросление современных подростков представляется серьезной практической и теоретической проблемой. Взросление как многолетний путь обретения самостоятельности и ответственности является результатом длительных напряженных размышлений и проб, связанных с узнаванием себя нового, осмыслением своих особенностей, обязанностей и будущего.

Существуют серьезные риски взросления подростков. Многие подростки живут сегодняшним днем, у них отсутствует ориентация на будущее, они игнорируют обоснованные требования взрослых, не хотят и не умеют делать ответственный выбор, «застревают» на детском поведении, втягиваются в различного рода девиации или «уходят» в субкультуры. В этих условиях педагоги и родители не всегда могут оказать действенную помощь подросткам.

Исследования, посвященные вопросам взросления подростков (К.Н. Поливанова, О.А. Фиофанова, Т.А. Хагуров и другие), акцентируют внимание на различных аспектах проблемы. Так, К.Н. Поливанова изучает взросление в предельно общем виде как соотношение идеальной и реальной формы, в контексте диверсификации форм и моделей [Поливанова, 2012], О.А. Фиофанова говорит о проектировании единиц взросления: встрече, диалоге, пробе [Фиофанова, 2008], Т.А. Хагуров рассматривает социологические аспекты взросления [На пути к преступлению.., 2012]. Вместе с тем остается вопрос: каким образом взросление представлено в переживаниях подростков?

В частности, дефициты самопонимания приводят к тому, что подростки теряют контакт с самим собой, отчуждаются от образа Я, не умеют выстраивать среду своей жизни [Шик, 2014].

В диссертационной работе И.В. Латыпова показано, что у проблемных подростков формируется устойчивое «внешнее» Я с чувством утраты себя, утраты смыслов, ценностей, надежды, трудностью осознания собственных желаний [Латыпов, 2011]. В данной статье мы рассмотрим исследование рисков взросления подростков как определенных дефицитов самопонимания, а также изучение возможных путей его развития.

Опираясь на работы К.Н. Поливановой, О.А. Фиофановой, Т.А. Хагурова, а также собственные исследования, мы выделяем следующие риски взросления подростков: дефицит доверительного общения в семье, неприятные условия пребывания в школе, дефицит действительного, «осязаемого» общения со сверстниками, уменьшение потребности понимать себя в условиях «экранной» культуры.

Для выявления особенностей этих рисков мы провели эмпирическое исследование. Основными методами являлись беседа и анкетирование. Всего участвовало 235 подростков -учащихся 8-9 классов школ № 19, 80, 6 гимназии № 6 г. Красноярска. Рассмотрим подробно результаты исследования.

1. Дефицит доверительного общения в семье.

Для оценки рисков подросткам предлагалось закончить следующие предложения: Мои родители..., Мой отец., Моя мать., Все родители.

В 56,2 % случаях в описании родителя встречаются негативные оценки: мать «суровая», «всегда права», «неправа»; отец «строгий», «ленивый», что можно трактовать как дефицит взаимопонимания, одностороннее воздействие на детей, недостаток позитивных образов взрослых.

2. Неприятные условия пребывания в школе.

Каким глазами видят школу подростки? Ребятам было предложено закончить следующие предложения: Школа для меня., В школе я., Без школы я. Кроме того, они отвечали на вопросы: что тебе нравится и что не нравится в школе?

Для 81,7 % опрошенных подростков школа является неприятным (непереносимым, нетерпимым) местом. Она описывается как закрытое, неприятное пространство: «школа для

меня адское место», «в школе я заперт», «в школе я заключенный», «без школы свободен», «сожгу, взорву школу», «эта школа - фигня», «школа для меня развлечение и одновременно тюрьма», «ничего не нравится, особенно уроки», «не нравится учиться», «суета, поспать нельзя», «в школе я чувствую себя лишним», нравятся только внеучебная или физическая активность: спортивные мероприятия, физкультура, перемена.

3. Дефицит действительного, «осязаемого» общения со сверстниками.

Социальные сети имеют важное явление в жизни подростков. Здесь они общаются, находят интересующую информацию, слушают музыку, играют и т.д. Анкетирование показало, что большинство подростков значительную часть своего свободного времени проводят в социальных сетях: 43 % - больше трех часов в день, 29 % -от одного часа до трех. Кроме того, 26,8 % опрошенных подростков признают у себя наличие зависимости («Они захватывают мой разум»). Опросы показали, что у 35,74 % подростков в виртуальных друзьях от 100 до 200 человек, у 36, 2 % - от 50 до 100.

4. Уменьшение потребности понимать себя в условиях «экранной» культуры.

Нас интересовало, как часто подростки смотрят видеофильмы и читают художественную литературу.

Опрос подростков показал, что просмотр видеофильмов является одним из самых популярных способов времяпрепровождения. Они ежедневно смотрят отечественные и иностранные сериалы. Часто подростки слепо перенимают многое от своих героев, встраивая отдельные элементы в свою модель поведения. Что касается художественной литературы, то опрос показал, что подростки мало читают: 51,1 % никогда не читают, редко - 42,9 %, лишь 6 % школьников читают часто.

Какие возможны сценарии взросления подростков?

Отказ от взросления (т.е. от себя) - слепое следование нормативным требованиям взрослых, пассивность в отношении среды с отсутствием представлений о возможности собственной

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[149]

Д

н и

Щ

м

активности, боязнь собственных инициативных действий, отсутствие ценностного отношения к жизни, различного рода негативные эмоции.

Овладение внешней стороной взрослости (короткий путь к себе), т.е. поверхностными представлениями о взрослой жизни («Делать, что хочешь»). Например, одеваться по своей прихоти, пить, курить, поздно приходить домой, беспрепятственно бывать в различных местах, бездумно тратить родительские деньги и т.д. Реальное взросление становится ненужным.

Овладение внутренней стороной взрослости (длинный путь к себе) - умение отвечать за свои поступки, развитая система ценностей, собственная позиция - требует непростой работы над собой. Этот сценарий предполагает развитие самопонимания как постижение смысла собственного существования.

Каким образом развивать самопонимание?

Признавать и обдумывать существующие риски. Выделенные дефициты самопонимания -это «кривое» зеркало жизни подростка, т.е. его искаженные представления о себе. Помощь взрослого в объективации (открытие смысла) его переживаний, создание действительного «зеркала» его жизни происходит через значимого взрослого, психологические научные знания, общение, произведения культуры.

Можно выделить следующие направления работы.

1. Создание позитивного образа родителей.

Налаживание коммуникации в детско-взрослом сообществе играет важнейшую роль во взрослении подростков. Позитивный образ родителя дает возможность растущему человеку сравнивать себя с ним, узнавать и улучшать себя, а доверительное, «живое» общение, обсуждение перспектив позволяют проецировать себя в будущее. Более того, взрослость, по мысли В.Т. Кудрявцева, должна быть связана с представлением о существовании высшей тайны. Для этого необходимо «создавать необыденный мир вокруг себя и учить этому ребенка» [Кудрявцев, 2011]. Вместе с тем важнейшая проблема многих родителей - сведение собственных ценностей к одной единственной, к ребенку.

Нами разработан и реализован тренинг-семинар для родителей, направленный на развитие ценностных ориентаций, из которых складываются позитивные образы отца и матери. Ключевая идея: обучение родителей открытому искреннему высказыванию о себе, описание своих достижений в жизни и умение рассказать об этом подростку. В процессе семинара обсуждались ценностные ориентации, родители обучались я- и ты-высказываниям. Родители подводились к мысли, что родительские ценности - это то, от чего может «оттолкнуться» ребенок для создания своих. Когда родитель не просто воспитывает подростка через «можно» или «нельзя», а умеет говорить с ним на языке своих смыслов и ценностей, именно это помогает созданию позитивного образа родителя.

2. Рефлексия личного опыта школьной жизни и обучение методам самопознания.

В рамках этого направления нами апробирован специальный психолого-ориентированный учебный курс для девятиклассников. Занятия тематически связывались с обсуждением следующих вопросов:

а) моя школа: устройство школы в представлениях детей. Какой видится школа детям. Их место в школе. Особенности их класса. Любимые - нелюбимые предметы. Что мне нравится -не нравится в школе. Атмосфера в школе;

б) я в школе: переживания, особенности поведения детей, взаимодействие с другими (учителями, родителями, одноклассниками). Какие настроение, эмоции, обиды существуют у подростков; их черты характера;

в) я после школы: обсуждение жизненных планов, проектирование своего будущего.

В целом проговаривание и анализ своих переживаний давал возможность подросткам лучше разобраться в себе, понять взрослых и выработать собственные нормы поведения. Обсуждение школьной жизни дополнялось обучением методикам саморегуляции, релаксации, подростки знакомились с элементами телесно-ориентированной терапии, что позволяло им лучше управлять своим телом и эмоциями.

3. Осознание значимости реального общения.

Особенности и значимость реального общения можно понять только в самом реальном общении. В частности, в рамках этого направления хорошо зарекомендовало себя выполнение тре-нинговых заданий, которые затрагивают вербальные (например, составление психологического портрета «Я в глазах одноклассников») и невербальные аспекты общения (например, упражнение «Глаза в глаза) с последующим сравнением с виртуальным общением. Обсуждение полученных результатов позволило сравнить виртуальное и реальное общение. Подростки убеждаются в том, что виртуальное общение строится на основе экономии усилий (неправильный язык, графические символы эмоций, темы коммуникаций касаются вымышленного мира, реплики, не связанные одной темой, и другие особенности). В реальном общении необходимо выражаться точно, уметь слышать друг друга, видеть эмоциональные проявления, удерживать тему разговора, что требует интеллектуальных и эмоциональных усилий. Эти усилия являются важной чертой взрослого человека. Подростки начинают понимать, что необходимо дозировать виртуальное общение, что только в реальном общении можно узнать себя, свои сильные и слабые стороны, приобрести навыки самопознания, без которых невозможно взросление.

4. Приобщение к художественной литературе.

Взрослый может предложить произведения, которые в детстве читал сам. Хорошо, когда есть домашняя библиотека, где можно найти интересные книги. Важно приучить подростка к посещению библиотек, в которых можно познакомиться с нужными книгами. Взрослым надо вовремя подсказать, побудить к чтению.

Можно выделить три группы книг, которые развивают воображение (т.е. стимулируют развитие образов, а не «картинок»), воспитывают волю, дают материал для осмысления своей жизни:

а) книги в жанре фэнтези и приключений («Поттериана» Дж. Роулинг, «Темные начала» Ф. Пулмана, «Хроники Ехо» М. Фрая, «Хроники

Нарнии» К. Льюиса и многие другие), где подросток противостоит силам зла и совершает мужественные поступки и подвиги;

б) сочинения, описывающие сложные человеческие характеры и непростые судьбы («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера, «Убить пересмешника» Х. Ли и многие другие; русская классика);

в) произведения, описывающие проблемы школы («Первый учитель» Ч. Айтматова, «Книга советов по выживанию в школе» Э. Веркина, «Дневник Коли Синицына Н. Носова и другие).

Если подросток почувствует, что книга помогает рождать собственные мысли, размышлять, тогда чтение будет вызывать интеллектуальное удовольствие и станет естественной привычкой. «Погружаясь» в текст, перечитывая строки, возвращаясь к запомнившимся моментам, останавливаясь и обдумывая прочитанное, подросток учится примеривать на себя все возможные образы, сравнивать с собой, видеть себя.

Полученные результаты дополняют представления о рисках взросления, раскрывая пути развития самопонимания для преодоления этих рисков.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. У подростков существуют высокие ожидания относительно родителей, они хотят получать от них поддержку и заботу. Но, к сожалению, родители заботятся, прежде всего, о материальной стороне жизни, «воздействуют» на своих детей, не стремясь к взаимопониманию. Напротив, доверительное, «живое» общение, обсуждение жизненных планов помогают подростку узнавать себя, сравнивать других с собой, что дает ориентир для взросления.

2. Школьные требования воспринимаются большинством подростков как невыполнимые. Если подростков учить достойно преодолевать школьные трудности, в частности знакомить с методами самообразования и самовоспитания, тогда школа станет школой жизни, а подросток приобретет опыт понимания себя, что будет способствовать взрослению.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

3

ш Е-

к

о

Рч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

13

и

1 к

а

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[151]

Д

н и

щ м

3. Виртуальный образ жизни - характерная черта многих современных подростков. Избыток виртуального общения связан с нарушением коммуникации в семье, а также с неумением его дозировать. Необходимо формировать у подростков представления о том, что в реальном общении человек узнает себя, сильные и слабые стороны, приобретает навыки самопознания, что является фактором взросления.

4. У большинства подростков доминирует пассивное «экранное» потребление. Важнейшая задача взрослых - приобщить подростков к чтению художественной литературы, что позволит им «примеривать» различные образы взрослости на себя.

Таким образом, взрослению подростков препятствуют: недостаток позитивных образов родителей, дефицит доверительного общения; неприятные условия пребывания в школе; дефицит действительного, «осязаемого» общения со сверстниками; уменьшение потребности понимать себя в условиях «экранной» культуры. Преодолению указанных рисков способствует развитие самопонимания подростков как длинный путь познания себя. Самопонимание есть прояснение личностного смысла вещей, происходящих с подростками. Развитое самопонимание - это система «зеркал», в которых они видят себя и строят будущее, иными словами, взрослеют. Проведенное исследование позволяет акцентировать предметную область профессиональных усилий педа-

гога, обозначить роль родителей и выстраивать эффективное сопровождение взросления

подростков.

Библиографический список

1. Кудрявцев В.Т. Тайна собственной взрослости [Электронный ресурс]. URL: http:// tovievich.ru/book/obrazovanie/5780-tayna-sobstvennoy-vzroslosti.html

2. Латыпов И.В. Соотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2011. 197 с.

3. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа): кол. монография / под науч. ред. М.Е. Поздняковой и Т.А. Хагурова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт социологии РАН; Краснодар, 2012. 344 с.

4. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals. ru/newchildhood/issue/56292.shtml

5. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 378 с.

6. Шик. С.В. Дефициты самопонимания как факторы риска аддиктивного поведения старших подростков // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 175-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.