Так, например, возможности организации и управление движения материальных и сопутствующих потоков рассмотрены в публикации [7; 8]. Другой пример использования информационных технологий приведен в [9].
Своевременное обследование и решение текущих и перспективных задач логистики производства на промышленном предприятии позволит улучшить его ТЭП и устранить признаки упущенной выгоды в его работе.
Библиографические ссылки
1. Афонин А. И., Петрова А. Н. Промышленная логистика : учеб. пособие. М. : ФОРУМ, 2011.
2. Аникин В. А. Логистика: учеб. пособие. М. : Проспект, 2010.
3. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.
4. Жданова Л. А. Организация и управление промышленной фирмой в развитых странах : учебник. М. : Экономика, 2008.
5. Иванов И. Н. Организация производства на промышленных предприятиях : учебник. М. : Инфра-М, 2009.
6. Организация производства и управление предприятием : учебник / О. Г. Туровец, М. И. Бухалков, В. Б. Родионов и др. 2-е изд. М. : Инфра-М, 2008.
7. Селиванов А. В., Вашлаев И. И., Бурменко А. Д. Методика формирования и расчёта баланса материальных ресурсов в логистических системах // Решет -невские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. (10-12 нояб. 2010, г. Красноярс). В 2 ч. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. Ч. 2. С. 659-661.
8. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Методика формирования и расчёта баланса материальных ресурсов в логистических системах // Логистические системы в глобальной экономике : материалы Междунар. науч.-практич. конф. (17-18 февр. 2011, г. Красноярск). В 2 ч. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. Ч. 2. С. 176-183.
9. Селиванов А. В., Медведев М. Л., Вашлаев И. И. Информационная технология моделирования затрат горного производства // Изв. вузов Горный журнал. 2003. № 2. С. 44-48.
A. V. Selivanov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russian, Krasnoyarsk
1.1. Vashlayev
Institute of Chemistry and Chemical Technology, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Russian, Krasnoyarsk
A. D. Burmenko Siberian Federal University, Russian, Krasnoyarsk
THE PRIMARY GOALS OF LOGISTICS OF MANUFACTURE AND METHODS OF THEIR DECISION
The structure of the primary goals of logistics of manufacture and methods of their decision are examined. Examples of the decision of logistical tasks at the industrial enterprise are presented.
© Селиванов А. В., Вашлаев И. И., Бурменко А. Д., 2011
УДК 658.7
В. Н. Товстоношенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РИСКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Рассматриваются основные виды рисков, факторы и причины их возникновения в логистической системе предприятия аэрокосмической отрасли.
Аэрокосмическая промышленность является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений для потенциального производства и разработки новых видов продукции, отвечающих потребностям мирового рынка.
Вся аэрокосмическая отрасль - это макрологисти-ческая система, состоящая из микрологистических систем, целью которых является производство и доставка товаров в заданное место, в нужном количестве и в максимально возможной степени подготовленных к производственному потреблению при заданном
Решетневскце чтения
уровне издержек. Основным направлением по развитию предприятий аэрокосмической отрасли является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие всех подсистем данной системы. Следовательно, логистическая система является одним из важных инструментов для развития аэрокосмической отрасли и те предприятия, которые создали ее, как правило, закрепили свои позиции на рынке и изменили свое финансовое положение, повысив все показатели хозяйственной деятельности.
Все логистические подсистемы взаимосвязаны между собой и имеют прямую и обратную связь, а также делятся, в свою очередь, на различные звенья внутри себя, функционирование которых зависит от различных факторов и сопряжено с определенными рисками, движущимися параллельно материальному потоку через всю логистическую систему предприятия. Один из критериев эффективности звеньев данной системы - это надежность, обеспечение безотказности и безопасности движения потоков, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки. Это означает, что риск функционирования логистической системы предприятия должен быть сведен к минимуму или нейтрализован.
Риск - вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченные планы не осуществляются, были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений при проектировании и производстве аэрокосмической продукции [1].
Необходимо отметить, что в числе основных причин возникновения риска присутствуют не только статистическая возможность появления неблагоприятной ситуации, но и другие факторы логистической среды: неопределенность, случайность, противодействие [3].
Многие решения в своей деятельности предприятию аэрокосмической отрасли приходится решать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риск не учитывать, то он становится источником убытков или банкротства предприятия.
Для сглаживания негативных явлений, связанных с риском, необходимо выявить основные виды риска на предприятии и причины их возникновения. К основным видам риска, влияющим на деятельность предприятия, относят внешние и внутренние риски. Классификация этих видов рисков очень обширна, поэтому выделим только те риски, которые возникают в логистической системе предприятия аэрокосмической отрасли.
Внешние риски - это резкие изменения макроэкономических условий хозяйствования, отклонения в механизме бизнес-партнерства, новые хозяйственные
подходы конкурентов, изменение конъюнктуры рынка, стихийные бедствия и так далее, источником возникновения которых является внешняя среда. В логистической системе предприятия они проявляются в виде:
1) социально - политических рисков, возникающих в связи с изменениями в политической ситуации, действующем законодательстве, социальной напряженности в обществе;
2) экологического риска, связанного с вредными воздействиями на окружающую среду (например, взрыв космического аппарата при запуске);
3) фискально-монетарного риска, представляющего собой риски, связанные с государственным регулированием экономики, включающем в себя изменения в проводимой налоговой и денежно-кредитной политике государства, а также факторы стимулирования деловой активности отрасли и предприятия [2].
В логистической системе предприятия внутренние риски могут быть обусловлены неэффективной структурой активов, несовершенством внутрифирменных взаимосвязей и т. д. Источником возникновения их является само предприятие. К ним относятся:
- производственный риск, возникающий в процессе научно-исследовательских и конструкторских разработок, производства, реализации и послереализационного обслуживания продукции. Среди наиболее важных причин данного риска - возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и т. д.;
- организационный риск - риск, обусловленный недостатками в организации работы. Основными причинами риска являются низкий уровень организации, неустойчивое финансовое положение;
- правовой риск возникает с выбором и реализацией базовых для предприятия законодательных актов и положений, форм контрактов и сотрудничества с зарубежными партнерами;
- социальный риск связан с выбором и реализацией методик воздействия на персонал при индивидуальном или коллективном подходе;
- коммерческий риск, возникающий в процессе реализации продукции, произведенной или купленной предприятием.
Предприятие аэрокосмической отрасли должно выстроить комплексную систему управления рисками для того, чтобы повысить свою надежность, эффективность деятельности и конкурентоспособность на мировом рынке.
Библиографические ссылки
1. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управление рисками. М. : ЮНИТИ-Дана, 2005.
2. Классификация рисков [Электронный ресурс]. URL: http://www.puckinet.ru/inc/nidr9/htm.
3. Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками : учеб. пособие. М. : Проспект, 2009.
V. N. Tovstonoshenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
RISKS IN LOGISTIC SYSTEM OF ENTERPRISES OF AEROSPACE INDUSTRY
The author examines the main types of risk, factors and causes of their occurrence in logistic system of the enterprises of aerospace industry.
ToBCTOHomeHKO B. H., 2011
УДК 339.544
Д. А. Фокина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК
МАШИНОСТРОЕНИЯ
Создание Таможенного союза способствует росту взаимной торговли государств-членов этого союза. Единое экономическое пространство предполагает формирование общего рынка товаров, услуг, капитала. Все это приводят к снижению логистических издержек предприятий.
Механизмы Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана заработали с 1 января 2010 г.: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования. Введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах с 1 июля 2010 г. Перенесены на внешнюю границу таможенный и другие виды государственного контроля, обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере технического регулирования.
По словам Сергея Глазьева - ответственного секретаря Комиссии таможенного союза - основное преимущество Таможенного союза состоит в объединение особенностей экономик входящих в него стран. Государства ЕврАзЭС связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Например, готовая белорусская продукция почти на половину состоит из комплектующих и материалов, поставляемых из России [1].
При оценке экономической эффективности Таможенного союза необходимо принимать в расчет долгосрочную перспективу. Совокупный эффект от создания единой таможенной территории можно оценить только на временном горизонте 10-15 лет. Ученые РАН провели расчеты по интегрированной модели межотраслевого баланса для государств-членов Таможенного союза. По их оценкам макроэкономический эффект от создания Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5 % прироста ВВП в расчете на пятилетнюю и около 15 % - на десятилетнюю перспективу. Этот эффект достигается за счет снятия таможенных барьеров, увеличивающих издержки при поставках товаров, поэтому он будет
особенно заметен в отраслях с развитой кооперацией, в первую очередь в машиностроении. Увеличение производства любого машиностроительного изделия в Белоруссии приводит к подъему машиностроения и в России, где изготавливается значительная часть комплектующих.
Уже сейчас создание Таможенного союза способствует росту внешней и взаимной торговли государств-членов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года примерно на треть. С ноября 2010 г. восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота государств-членов Таможенного союза. После устранения таможенного оформления товаров Таможенного союза, перемещаемых через общие границы государств-членов, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий.
ФТС сообщает о росте импорта в январе-мае 2011 г. В мае физический объем импорта увеличился на 26,5 %, средние цены импортируемых товаров - на 12,2 % в сравнении с маем 2010 г. Рост импортируемых товаров из стран дальнего зарубежья увеличился на 48,8 %, а из стран СНГ - на 48 % [1].
Создание общего рынка товаров трех государств с разветвленными механизмами обратных связей является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки и становления на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося некогда единого научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотех -нологической продукции с широкой кооперацией и специализацией производства.