Научная статья на тему 'Риски в инновационной деятельности педагога и их профилактика'

Риски в инновационной деятельности педагога и их профилактика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1830
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ВИДЫ РИСКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР / RISK / KINDS OF RISKS IN INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER / THE PRO-LAKTIKA OF RISKS / SYSTEM OF PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабинина H. H.

В статье обращается внимание на актуальность рассмотрения рисков в инновационной деятельности педагогов в современном образовании, раскрывается понятие риска, анализируются виды профессиональных рисков и причины их возникновения в инновационной деятельности педагога, субъекты и меры профилактики профессиональных рисков в инновационной деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS IN INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AND THEIR PREVENTIVE MAINTENANCE

In article the attention to consideration an urgency of consideration of risks in innovative activity of teachers in modern formation is paid, the concept of risk, kinds of professional risks and the reason of their occurrence in innovative activity the teacher reveal, subjects and measures of preventive maintenance of professional risks in innovative activity of teachers are considered

Текст научной работы на тему «Риски в инновационной деятельности педагога и их профилактика»

разовательную область «Филология» или «Словесность» дол- языкам в начальной школе. Иностранный язык может и должно быть отправной точкой в создании единого подхода к обу- жен развивать речевую деятельность учащихся как на иност-чению чтению, созданию согласованной методики обучения ранном, так и на русском языке.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пос. для учителя. - М., 2008.

2. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.

3. Никитенко, З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6.

4. Горецкий, В.Г. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: метод. пособие. - М., 2001.

5. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / под ред. Д.И.Фельдштейна. -Воронеж, 1997.

6. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. - М., 2010.

7. Методика обучения иностранным языкам: традиция и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск, 2010.

Bibliography

1. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjst-viya k mihsli: pos. dlya uchitelya. -M., 2008.

2. Ruseckaya, M.N. Strategiya preodoleniya disleksii uchathikhsya s narusheniyami rechi v sisteme obthe-go obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009.

3. Nikitenko, Z.N. Formirovanie universaljnihkh uchebnihkh deyjstviyj - prioritet nachaljnogo ino-yazihchnogo obrazovaniya // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2010. - № 6.

4. Goreckiyj, V.G. Tematicheskie i itogovihe kontroljnihe rabotih po chteniyu v nachaljnoyj shkole: me-tod. posobie. - M., 2001.

5. Ehljkonin, D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: izbrannihe psikhologicheskie trudih / pod red. D.I.Feljdshteyjna. -Voronezh, 1997.

6. Nikitenko, Z.N. Razvivayuthee inoyazihchnoe obrazovanie v nachaljnoyj shkole. - M., 2010.

7. Metodika obucheniya inostrannihm yazihkam: tradiciya i sovremennostj / pod red. A.A. Mirolyubova. - Obninsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 74.261

Sabinina N.N. RISKS IN INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AND THEIR PREVENTIVE MAINTENANCE.

In article the attention to consideration an urgency of consideration of risks in innovative activity of teachers in modern formation is paid, the concept of risk, kinds of professional risks and the reason of their occurrence in innovative activity the teacher reveal, subjects and measures of preventive maintenance of professional risks in innovative activity of teachers are considered.

Key words: risk, kinds of risks in innovative activity of the teacher, the pro-laktika of risks, system of preventive measures.

Н.Н. Сабинина, зав. метод. отделом ГБОУ ДОД ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург,

E-mail: nina_sabinina@mail.ru

РИСКИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

В статье обращается внимание на актуальность рассмотрения рисков в инновационной деятельности педагогов в современном образовании, раскрывается понятие риска, анализируются виды профессиональных рисков и причины их возникновения в инновационной деятельности педагога, субъекты и меры профилактики профессиональных рисков в инновационной деятельности педагогов.

Ключевые слова: риск, виды рисков в инновационной деятельности педагога, профилактика рисков, система профилактических мер.

Современное общество, характеризующееся стремительными преобразованиями, повышает значимость обновления образования, поскольку система образования не только регулирует актуальные социальные отношения, но и создает будущее. В настоящее время наиболее эффективной формой реагирования образования на изменяющиеся условия являются инновации. Сегодня инновационной деятельностью охвачены практически все структурные звенья, подсистемы образования, поскольку это признается ведущим условием обновления образования, основой его дальнейшего развития. Инновационное развитие системы образования поддерживается на государственном и региональном уровнях. Это подтверждается реализацией приоритетного национального проекта «Образование», проведением конкурсов инновационных проектов, разнообразных конференций и семинаров по проблемам инновационной деятельности в сфере образования. Важная часть стимулирования инновационного развития си-

стемы образования - стимулирование инновационной деятельности педагогов, поддержка инноваций на уровне каждого конкретного педагога, что, в свою очередь, будет стимулировать инновации в масштабах как образовательного учреждения, так и системы образования в целом.

Вместе с тем следует отметить, что стремительное развитие инноваций не всегда приводит к качественным изменениям в образовании. Так, К.М. Ушаков отмечает, что образовательные инновации сейчас в моде, но, как почти любой массовый продукт, они серьезно страдают по части качества. Автор считает, что «термин «инновация» в образовании в настоящее время имеет устойчивую окраску позитивности и успешности, однако статистика показывает, что большинство из инноваций оказываются неуспешными» [1]. Результаты проводимых в нашем городе конкурсов инновационных проектов и инновационных продуктов позволяют сделать вывод о том, что представленные разработки в большей части не являлись

«инновационными». Например, из 38 инновационных проектов учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга, представленных на конкурс в 2009 году, только 8 соответствовали всем требованиям, предъявляемым к инновационным продуктам, и могли быть оценены по конкурсным критериям.

Анализируя социальные проблемы инноватики, А.И. При-гожин характеризует педагога как субъекта инновационной деятельности, создающего особое социальное пространство, что в конечном итоге и определяет ход инновационного развития, его вектор и результат. Однако не все участники инновационной деятельности становятся ее субъектами. На научно-практической конференции «Инновации петербургской школы» обсуждались результаты современных исследований, согласно которым «авангард инновационного движения составляет не более 10% педагогов», «личностными чертами многих педагогов, препятствующими становлению инновационного поведения, являются ригидность, пессимистичность и эмоциональная лабильность» [2].

В настоящее время в качестве необходимого условия успешной реализации инновационной деятельности педагога все чаще отмечается умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск. В процессе инновационной деятельности могут возникать различные риски, так как инновационный процесс несет в себе большую долю неопределенности.

В словаре В.И. Даля «риск» рассматривается путем анализа глагола «рисковать». В данной трактовке первое значение термина характеризует активное, сознательное действие человека с надеждой на удачу в условиях неопределенности итога действий. При этом отмечаются волевые качества личности. Вторая трактовка учитывает неблагополучный исход событий при той же акцентуации внимания на качествах личности - отвага, смелость, решительность, предприимчивость. Эти же компоненты присутствуют в определении риска в словаре русского языка С.И. Ожегова, где слово «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.

В этимологическом словаре русского языка слово «риск» от греческого «пzikon» означает «утес, скала», первоначально это слово связывалось с чувством страха, которое испытывает человек или, находясь у обрыва, или, лавируя между скалами. Часть российских экономистов в своих работах трактует риск как возможную неудачу, материальные или иные потери, опасности, которые могут реализоваться в процессе

деятельности финансового института. Понятие «риска» предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации). Второй подход характеризует риск как возможность отклонения от цели. Риск - это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде финансовой деятельности.

В страховании риск характеризуется через случайность и ущерб. В развитии этого понятия выделяются три ступени: 1 - риск определяется в самом общем виде как вероятное распределение результатов хозяйственной деятельности субъекта; 2 - риск определяется как отклонение фактических результатов от их плановых ожиданий. Достигаемые результаты отклоняются в ту или иную сторону, и эти отклонения являются выражением риска; 3 - риск определяется как распределение вероятностей неблагоприятных результатов.

По мнению В.А. Абрамчук, риск - образ действий в неясной, неопределенной обстановке (наудачу). Авторами учебного пособия по рискологии (Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов В.А.) под риском понимается система действий по це-леполаганию и целеосуществлению с наличием прогнозных оценок по вероятности достижения поставленных и решаемых задач [3].

Понятие риска изначально рассматривалось специалистами экономики, бизнеса и маркетинга. Только в конце XX века появляются исследования риска в социологии, психологии и педагогике. В научной литературе встречаются различные трактовки понятия риска, что указывает на его многозначность. В словаре-справочнике по социальной работе риск трактуется как «деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели».

Изучению риска в педагогике посвящены работы Абрамовой И.Г., Хабибуллина Э.Р, Михайловой Е.Н., где отмечается, что педагогический риск имеет свою специфику. Первая составляющая педагогического риска определяет меру ответственности педагога в осуществлении собственного педагогического замысла в отношении конкретного ребенка или группы детей. Вторая - характеризует педагогический риск как деятельность педагога по преодолению неопределенности в ситуации принятия педагогического решения. Третья - связана с регулированием взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Четвертая - отражает согласованность педагогических действий членов педагогического коллектива в воспитании детей.

Итак, понятие «риск» является междисциплинарным. Выделяют экологический, психологический, социально-психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие аспекты феномена «риск». Различные трактовки понятия риска можно представить схематически (рисунок 1).

Таким образом, мы видим, что риск - достаточно сложное явление, присущее любой сфере человеческой деятельности, связанное с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Чаще это действие, связанное с преодолением неопределенности на пути от цели к результату, с возможным неблагоприятным исходом или последствиями. В настоящее время отмечается активное изучение проблемы риска. Современная рискология ориентирована на управление рисками, возможность анализа и оценки рисков с целью предупреждения, избегания или минимизации

Рис. 1. Трактовки понятия риска

риска деятельности субъекта. Поскольку в каждой из наук или сфер деятельности, рассматривается свойственный им риск, единой классификации рисков не существует.

В работах И.Г. Абрамовой по изучению педагогических рисков выделены такие риски: стратегический, физический, риск рассогласования, диспозиционный, технологический, риск несоответствия и бездействия [4]. На основе этих данных Е.Н. Михайловой [6], при выявлении педагогических рисков в исследовательской деятельности, отмечено, что риски исследовательской деятельности, в целом, совпадают с предложенными И.Г.Абрамовой видами рисков, к ним добавлены методологический и экономический. Анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что профессиональные риски педагога в инновационной деятельности педагога недостаточно изучены.

Многими исследователями (И.Е. Пискарева, А.Ф. Балакирев и др.) выделяются затруднения, с которыми сталкиваются педагоги в процессе осуществления инновационной деятельности, и подчеркивается актуальность разработки профилактических мер, позволяющих предупреждать эти затруднения. В частности, О.Н. Гнездилова отмечает необходимость оказания педагогу психологической помощи, направленной на стимулирование стремления педагога к саморазвитию и личностному росту, активизацию и дальнейшее развитие творческого потенциала [5].

Размышляя о системе рисков, которым могут быть подвержены педагоги в условиях инновационной деятельности, мы рассматриваем педагога как субъекта инновационной деятельности, создающего особое социальное пространство, что в конечном итоге и определяет ход инновационного развития, его вектор и результат. Инновационная деятельность приобретает смысл тогда, когда эффективность желаемого результата превышает возможный риск по ходу его достижения. Вероятность получения результата осуществления инновацион-

Деятельность педагога как субъекта инновационной деятельности, несущая в себе большую долю неопределенности, особенно связана с риском. Действительно, при введении нового трудно выбрать правильный вариант, просчитать все последствия своих шагов. Зачастую педагог не готов к ситуации риска в своей деятельности. Готовность к риску в ситуациях неопределенности с теоретико-методологических позиций концепции профессионального развития педагога (Митина Л.М., 1998, 2004) обусловлена высоким уровнем развития интегральных личностных характеристик педагога, позволя-

ной деятельности, при которой поставленная цель не достигается, называется инновационным риском или риском инновационной деятельности.

Из рассмотрения понятия «риск» в различных областях науки видно, что риск - достаточно сложное явление, которое ставит перед человеком задачу выбора при принятии решения. Для инновационной деятельности чаще всего характерны такие риски, как личностный или риск рассогласования между требованиями системы образования и личными интересами, возможностями педагога; физический, вызывающий впоследствии заболевания или психологические проблемы педагога или детей; методологический, вызванный недостаточным уровнем методологической готовности педагога; технологический, возникающий при неоптимальном выборе и внедрении новых технологий; экономический, связанный с отсутствием дополнительной оплаты и др. Последствия рисков могут проявляться как на личности каждого из участников инновационного процесса, так и на их взаимоотношениях. Очевидна необходимость оценки инновационного риска, в первую очередь, как анализа воздействия планируемых изменений на людей, на их мышление и поведение, на организацию и управление, на продукт деятельности. Возможно построение антирисковой программы, включающей анализ рисков, определение и устранение их причин.

Для осуществления успешной инновационной деятельности необходимо умение прогнозировать не только результаты, но и возможные риски с тем, чтобы наметить меры по их устранению или минимизации. На основе имеющихся в настоящее время исследований различных авторов по проблеме риска и практического опыта изучения концепций и программ инновационной деятельности в образовательных учреждениях нами были систематизированы риски в инновационной деятельности педагога и причины их возникновения (таблица 1).

Таблица 1

ющих ему прогнозировать последствия деятельности. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической, в том числе и инновационной, деятельности рассмотрена в работах ряда авторов (В.С. Лазарев, Л.Н. Захарова, К.М. Ушаков, Е.Н. Францева и др.). В диссертационном исследовании Э.Р Хабибуллина отмечаются психологические показатели, характеризующие уровень развития готовности к риску у педагогов, среди которых: гибкость при принятии, реализации и корректировке педагогических решений в ситуациях неопределенности; коммуникативная компетентность в ситуациях пе-

Риски в инновационной деятельности педагога и причины их возникновения

Риски Причины возникновения

1 2

Физический Интенсификация деятельности, большая загруженность текущими делами, перенапряжение

Личностные: 1 - риск рассогласования; 2 - риск изменения статуса; 3 - риск временной потери компетенции 1 - Рассогласование между требованиями системы образования и личными интересами, возможностями педагога, недостаточная готовность и мотивация педагогов к инновационной деятельности 2 - Перераспределение полномочий и статуса педагогов в коллективе 3 - Стабильно работающий педагог, «лидер» сталкивается с проблемой потери стабильных успешных результатов, т.к. новые результаты временно не столь высокие

Технологический Неоптимальный выбор технологий, недостаточная подготовленность к использованию новых технологий, отсутствие опыта инновационной деятельности, недостаточная сформированность прогностических и рефлексивных умений, утрата ключевых моментов инновационного проекта

Экономический Отсутствие дополнительной оплаты, низкая материально-техническая база

Методологический Недостаточный уровень методологической готовности, профессиональной компетентности, общей и инновационной культуры педагога

Риск сопротивления Недостаточный уровень мотивации и доверия руководителю, консерватизм, нежелание изменений

Псевдоинновации Отсутствие знаний об имеющемся опыте инноваций, инновации «по заказу», применение ненаучных критериев и показателей в процессе мониторинга

дагогического взаимодействия. Как основное условие оптимизации готовности к риску у педагога автор выделяет повышение уровня профессионального самосознания [6].

В условиях инновационной деятельности к педагогу предъявляются высокие требования не только в области профессиональных знаний, умений и навыков, но и к уровню его личностного саморазвития. Поскольку инновационная деятельность педагога рассматривается современными исследователями как творческая, можно утверждать, что ее эффективность зависит и от степени развития творческих способностей или креативности педагога. Ф.Г. Гоноболин, среди составляющих педагогической креативности, выделяет способность видеть, решать педагогические проблемы, предвидеть результаты своих действий.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск - две взаимосвязанные категории. Тем не менее, возможно избежать негативных последствий или снизить уровень риска в инновационной деятельности, воздействуя на управляемые факторы риска через систему профилактических мер. Однако система профилактических мер по предупреждению рисков педагога в ин-

новационной деятельности требует разработки и апробации. Понятие «профилактика» толкуется Ожеговым В.И. как (от греч. prophylaktikos - предохранительный) предварительные меры для недопущения чего-либо; совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Профилактика профессиональных рисков в Российской энциклопедии по охране труда определяется как система мер медицинского (санитарно-эпидемиологического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных последствий. Под профилактикой профессиональных рисков педагога в условиях инновационной деятельности понимается система мер, направленных на предупреждение или устранение факторов риска и неблагоприятных последствий в инновационной деятельности педагога (рисунок 2).

Таблица 2

Мера по предупреждению рисков

Риски Меры по предупреждению Субъекты осуществления мер

1 3 4

Физический - Рациональное планирование деятельности педагога; - Валеологическая и психологическая поддержка педагога Руководитель ОУ Научно-методическая служба Психологическая служба

Личностные: 1) риск рассогласования; 2) риск изменения статуса; 3) риск временной потери компетенции - Подготовка педагога к осуществлению инновационной деятельности; - Определение профессиональных интересов педагога; - Повышение мотивации педагога на инновационную деятельность; - Создание команды педагогов-новаторов; - Поддержание инновационного климата в коллективе; - Проведение различных видов экспертиз Руководитель инновационной деятельностью Научно-методическая служба Психологическая служба

Технологический - Повышение профессиональной компетентности педагога в области педагогических технологий; - Сбалансированное сочетание специалистов разной квалификации в одной команде инновационного проекта; - Банк педагогических инноваций Научно-методическая служба, руководитель ОУ

Экономический - Создание условий для развития материально-технической базы; - Материальное поощрение педагога; - Поиск дополнительных эффективных стимулов для педагогов Руководитель ОУ

Методологический Повышение профессиональной компетентности и общей культуры педагога Научно-методическая служба, сетевое взаимодействие научно-методических служб и др.

Риск сопротивления - Совместное определение целей; - Планирование и разработка программы инновационной деятельности; - Своевременное информирование коллектива о планируемых изменениях; - Выяснение мнений педагогов по проблемам в учреждении; - Обеспечение стимулов включенности в инновационную деятельность Руководитель ОУ Руководитель инновационной деятельностью Научно-методическая служба Психологическая служба

Псевдоинновации - Повышение информационной и исследовательской компетентности педагога Руководитель инновационной деятельностью Научно-методическая служба

При разработке системы профилактических мер по предупреждению рисков в инновационной деятельности педагога важны концептуальные положения педагогической риско-логии (Абрамова И.Г., Арсеньева Ю.П., Беликов А.Ю., Буянов В.П. и др.), современные научные исследования (Лушникова О.Н., Михайлова Е.Н., Турчин Г.Д., Хабибуллин Э.Р), опыт уп-

равления рисками в экономике, менеджменте (Балдин К.В., Брега Г.В., Воробьев С.Н. и др.).

В системе профилактических мер по предупреждению рисков инновационной деятельности необходимо знать виды возможных рисков; факторы, влияющие на их возникновение; меры по предупреждению или устранению, а также уметь их

Рис. 2. Система мер, направленных на предупреждение или устранение факторов риска и неблагоприятных последствий в инновационной деятельности педагога

Библиографический список

оценивать, т.е. определять вероятность возникновения того или иного риска; планировать и осуществлять меры по предупреждению или устранению факторов риска. В нашем исследовании факторы рассматриваются как «условия, причины, оказывающие влияние на процесс и результат этого процесса» (Экономический словарь).

Таким образом, профилактика рисков педагога в инновационной деятельности представляет собой систему мер, воздействующих на управляемые факторы риска, среди которых как объективные (внешние), так и субъективные (внутренние). В зависимости от влияния тех или иных факторов, профилактические меры будут осуществлять разные субъекты:

- руководитель образовательного учреждения,

- научный руководитель,

- специалисты научно-методической или психологической службы,

- специалисты информационно-методических центров, координационных советов и др.,

- педагог как субъект инновационной деятельности (таблица 2).

Система профилактических мер по предупреждению рисков должна носить комплексный характер, осуществляться на всех стадиях инновационного процесса.

1. Ушаков, К.М. Инновации, прирост и кривая развития // Директор школы. - 2009. - № 6.

2. Инновации петербургской школы. - СПб., 2008.

3. Буянов, В.П. Рискология (управление рисками): уч. пособие. - М., 2007.

4. Абрамова, И.Г. Теория педагогического риска: дисс. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1996.

5. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4.

6. Хабибуллин, Э.Р Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

Bibliography

1. Ushakov, K.M. Innovacii, prirost i krivaya razvitiya // Direktor shkolih. - 2009. - № 6.

2. Innovacii peterburgskoyj shkolih. - SPb., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Buyanov, V.P. Riskologiya (upravlenie riskami): uch. posobie. - M., 2007.

4. Abramova, I.G. Teoriya pedagogicheskogo riska: diss. ... d-ra. ped. nauk. - SPb., 1996.

5. Gnezdilova, O.N. Psikhologicheskie aspektih innovacionnoyj deyateljnosti pedagoga // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2006. - № 4.

6. Khabibullin, Eh.R. Gotovnostj k risku kak faktor ehffektivnoyj pedagogicheskoyj deyateljnosti v situaciyakh neopredelennosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 158

Fedosenko E.V. SUPPORT OF SELF-REALIZATION OF THE PSYCHOLOGIST IN VARIOUS PEDAGOGICAL SYSTEMS. The modern psychologist bears on itself enormous responsibility on support of development of the person trained. The expert-psychologist needs support of the professional way. The theoretical model (principles, stages, methods and forms) supports of professional self-realization of the psychologist in various pedagogical systems is considered.

Key words: psychological support, professional self-realization, self-actualization, self-development.

Е.В. Федосенко, канд. психол. наук, ст. науч. сотрудник Учреждения РАО «Институт педагогического образования», Санкт-Петербург, E-mail: efedosenko@yandex.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГА В РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Современный психолог несет на себе колоссальную ответственность по сопровождению развития личности обучающихся.

Сам специалист-психолог нуждается в сопровождении своего профессионального пути. Рассмотрена теоретическая модель (принципы, этапы, методы и формы) сопровождения профессиональной самореализации психолога в различных педагогических системах.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, профессиональная самореализация, самоактуализация, саморазвитие.

Проблема самореализации личности является ключевой роли в развитии личности, предъявлением более высоких

проблемой в современном обществе. Усиление внимание требований к таким качествам человека, а тем более профес-

к данной проблеме связано с пониманием ее определяющей сионального психолога, как способность к саморазвитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.