Научная статья на тему 'Риски управленческой некомпетентности: источники и причины'

Риски управленческой некомпетентности: источники и причины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
896
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски управленческой некомпетентности: источники и причины»

ISSN 2410-6070

№ 3 / 2015

5. Павликова О.В. Оценка производственно-экономического потенциала региона как фактор повышения его инвестиционной привлекательности (на примере Белгородской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2-2. - С. 258-264.

6. Улицкий, В.А. Промышленные отходы и ресурсосбережение [Текст] / В.А. Улицкий, А.Е. Васильвицкий, М.Б. Плущевский. - М.: Сашко, 2006. - 257 с.

7. Уразова, Л.П. Зарубежный опыт развития экологического предпринимательства [Текст] / Л.П. Уразова // Труды Псковского политехнического института. -2008. - № 11.2. - С. 182-188.

8. Экологическая оценка инвестиционных проектов: методическое пособие [Текст]. - М.: ЦПРП, 2000. - 121 с.

9. Ханова, А. Социальный эффект: практика измерения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cloudwatcher.ru/analytics/

10. Wikipedia. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

© О.В. Павликова, 2015

УДК 338.1

О.В.Перевозова

канд. пед. наук, кафедра менеджмента и маркетинга Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск, Российская Федерация Е.В.Возилова канд. пед. наук, кафедра менеджмента и маркетинга Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск, Российская Федерация

РИСКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ: ИСТОЧНИКИ И ПРИЧИНЫ

Аннотация

Риски в практике современного бизнеса - явление нередкое. Связь бизнеса с рисками настолько тесна, что современная наука дает даже новые подходы к риск - менеджменту. Однако ошибкой многих компаний является заблуждение, что основные риски связаны с экономическим потенциалом и материальными ресурсами организации. Наблюдается снижение внимания к такому феномену как управленческая некомпетентность руководящего звена и недооценка уровня профессиональной подготовленности приходящих в компании менеджеров. Возникает актуальный вопрос: каковы причины и источники такой проблемы.

Ключевые слова

Компетентность, управленческая некомпетентность, рынок труда, бизнес, подготовка специалистов

Несомненным является факт, что для эффективного развития любой компании необходим мощный финансово-экономический механизм и ресурсный потенциал в их совокупности. Однако существенным упущением многих предприятий и организаций бизнеса является недооценка экономического эффекта, связанного с кадровым потенциалом компании. Как показывает современная статистика, основные риски, связанные с перспективами компаний, имеют кадровые причины и первоисточники. В первую очередь, на рынке труда выявлена проблема невозможности оперативного поиска компетентных управленцев и специалистов с оперативным характером деятельности, обладающих таким набором управленческих качеств, которые бы способствовали их конкурентной привлекательности [1]. В России и регионах за последние годы случилась просто кадровая катастрофа: нехватка квалифицированных управленческих кадров. Из вузов иногда выходят настолько некомпетентные специалисты, что работодатели практически с первых дней приема их на

- 40 -

____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

работу отправляют их на дополнительную подготовку и повышение квалификации, указывая на низкий уровень не только управленческих навыков, но и даже полученных знаний. Первоначальным капиталовложением в специалиста становится вложение в его развитие и повышение ценности знаний. Затраты на обучение и развитие специалистов в последнее время привели к тому, что в экономике возник новый рыночный подход к вопросу формирования компетентности специалистов и уровню их знаний [2]. Управленческая некомпетентность менеджеров-выпускников кроется не в том, что они не могут адаптировать и применить свои знания на практике, а в том, что у них наблюдается острый недостаток этих знаний и их слабая привязка к практическим реалиям бизнес-процессов. В этом случае источником бизнес-рисков для компании становится уровень их управленческой некомпетентности. Эти злободневные статистические данные были приведены в докладе «Неизвестная Россия: энергия предпринимателей», составленном на основе опроса представителей 54 российских компаний.

Среди прочих проблем, связанных с некомпетентностью управленческих кадров, особенно отмечалось отсутствие организаторских навыков. Отмечалось, что каждый сотрудник должен обладать организационными навыками. Они необходимы для самодисциплины: работник может самостоятельно собрать всю необходимую информацию и данные, чтобы управлять своей работой или процессом производства согласно графику или установленным срокам. Особенно эти черты являются важными для любого руководителя. Мощные организационные навыки, сами по себе, не делают менеджеров великими, но они точно помогают кандидатам быть более профессиональными, успешными и продуктивными. Однако на рынке труда нет таких претендентов, которые готовы были бы продемонстрировать этот навык в совершенстве. Снова возникает вопрос, где кроются источники и причины? В России потеряно целое поколение специалистов, так как они не получили системного образования. Персонажей, которые могут и, что немаловажно, хотят и умеют работать, в средней ценовой группе один на двести человек. Грамотные работодатели ведут за ними охоту или, наоборот, ограждают весомым соцпакетом. Бизнес-школы не панацея, нужна система колледжей, а также система «колледж - вуз - предприятие». Для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров необходимо развивать систему колледжей, тщательно отбирать преподавательский состав в вузах, обязательно привлекая практикующих преподавателей, работающих в крупных компаниях или имеющих свой бизнес. Такие специалисты могут, например, предложить стажировки студентам, тем самым предоставив им возможность развиваться и получать опыт в выбранной сфере как можно раньше, не дожидаясь старших курсов или окончания университета. По мнению независимых экспертов, большой дефицит квалифицированных и мотивированных кадров испытывают до 90% российских компаний. И проблема только усугубляется. Причем чем сложнее и современнее отрасль, тем острее ситуация. Причина очень проста - на рынке практически не существует «готовых специалистов». Вузы, как правило, не формируют навыки. Да и диплом о высшем образовании очень часто лишь «справка о вменяемости». Культуры саморазвития у нас практически нет -оплачивать обучение сами люди не готовы. Бизнес-школы в открытом формате дают интересные, но не адаптированные под конкретный бизнес умения. Выход один - это системное развитие и обучение сотрудников внутри компании, с учетом специфики бизнеса и контролем за применение полученных знаний, умений и навыков. В России уже не первый год идет активное развитие программ работы со студентами и выпускниками вузов, чтобы как можно раньше «притянуть» в бизнес талантливую молодежь. Также растет интерес к теме формирования бренда работодателя компании - и это уже не столько вопрос количества кандидатов, сколько работа с их качеством, а также это напрямую влияет на вовлеченность сотрудников, определяющую эффективность их работы. Очевидно, что для работодателя важен определенный набор навыков претендентов, который сегодня является «дефицитным», и большинству сотрудников просто не хватает идеального сочетания навыков и компетенций для достижения желаемого результата. Таким образом, мы видим, что экономическая эффективность и финансовая успешность компании - это лишь следствие того, насколько сформирован уровень компетентности каждого сотрудника, в частности, управленческая компетентность руководящего состава. И вузы в данной цепочке играют первую и ключевую роль.

Список использованной литературы:

1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.

- 41 -

№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

2. Перевозова О.В. Экономический (рыночный) подход в формировании инновационной

компетентности специалистов // Управление инновационным развитием экономики: теория, методология, практика: сборник научных трудов / Челябинский филиал Финуниверситета. Челябинск, 2014. 233 с.

© О.В. Перевозова, Возилова Е.В., 2015

УДК 338.49

А.И.Рахматуллин

Ассистент

Институт экономики и управления в строительстве Кафедра «Муниципальный менеджмент» Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Г. Казань, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА: ЗАРУБЕЖНЫЙ

ОПЫТ

Аннотация

На сегодняшний день в России реализуется большое количество целевых программ, в том числе и по благоустройству города. Разработка хорошего и экономически выгодного проекта поможет получить дополнительные средства из федерального бюджета. Выбирая объект благоустройства, в первую очередь следует подумать о строительстве парка отдыха в городе. Делая собственные расчеты по строительству такого объекта в городе, автор посчитал наиболее полезным изучение богатого зарубежного опыта.

Ключевые слова

Инвестиционная привлекательность, город, благоустройство, региональная экономика

Главной проблемой любого крупного мегаполиса является недостаточное количество зеленых насаждений. Согласно СНиП 2.07.01 удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района - не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона).

На территории района или города может находиться сколь угодно много промышленных предприятий, но достаточное количество деревьев и цветов все это компенсирует, ведь они не только улучшают экологическое состояние города, но и его эстетический вид. Зеленые насаждения - это не только газоны, клумбы, отдельно посаженные деревья, но в первую очередь парки и скверы.

Парк отдыха - обязательная составляющая любого микрорайона, где можно отдохнуть от городской суеты, насладиться тишиной и свежим воздухом. Это также идеальное место для прогулок с детьми. При строительстве парка отдыха непременно нужно учесть зарубежный опыт. В России пока нет парков международного уровня, хотя появление такого парка в городе благоприятно скажется на имидже города и увеличит его привлекательность для иностранных инвесторов.

Во всем мире содержанию парков уделяется большое внимание. Скандинавия славится своими национальными парками, которые занимают огромные территории. Жители скандинавских стран невероятно бережно относятся к природе и тщательно охраняют все имеющиеся зеленые богатства. В 2003 году самым красивым парком Швеции был выбран Ботанический сад Гетеборга. Ботанический сад находится в северной части города и занимает площадь 175 га. Первоначально, это была заброшенная и запущенная окраина города, на которой в 1746 году Карлу Харлеману, пришла идея создать сад для изучения и распространения растений. Под устройство сада была отведена территория 25 га. Впоследствии, Ботанический сад расширялся и наполнялся новыми растениями, к примеру, тутовыми деревьями, используемыми для производства шведского шелка. Ботанический сад Гетеборга — это прекрасное место для прогулок, для общения с природой, он также служит целям углубления познаний в ботанике, садоводстве и экологии. Здесь проводятся занятия для школьников и студентов.

- 42 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.