IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
I РАЗДЕЛ. ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
УДК 618.2-055.2:004
РИСКИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНШИНЫ:
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И.И. Стольникова, Е.А. Евстифеева, Е.В. Борисова, С.И. Филиппченкова, Ю.А. Ботвинева,
ГБОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия»
Филиппченкова Светлана Игоревна - e-mail: [email protected]
Представлен междисциплинарный проект современных медико-психологических подходов и экономических расчетов по сохранению репродуктивной функции женщины, позволяющий понять ее мотивы и ожидания в отношении нежелательной беременности и через рефлексивные технологии стимулировать ее к принятию правильного решения в случае предупреждения беременности и возникающих рисков потери деторожденной функции.
Ключевые слова: риски репродуктивного здоровья женщины,
методы контрацепции, аборты.
The interdisciplinary project of modern medico-psychological approaches and economic calculations for preservation of reproductive function of the woman, allowing to understand her motives and expectations concerning undesirable pregnancy and through reflexive technologies is submitted to stimulate it to adoption of the correct decision in case of the prevention of pregnancy and arising risks of loss of function of a child-bearing.
Key words: risks of reproductive health of the woman, contraception methods, abortions.
Профилактика и снижение материнской заболеваемости и смертности являются одним из важнейших направлений деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации. Современная демографическая ситуация в России, существенно снижающая показатели национального здоровья, катастрофические показатели состояния репродуктивного здоровья женщин в Тверской губернии ставят острые теоретико-методологические, практические и профессиональные вопросы о негативной динамике рождаемости, безопасности для репродуктивного здоровья женщин и будущего поколения. Они имеют медицинские, психологические, экономические аспекты, ситуативная значимость которых определяет их приоритетность и последовательность в решении проблемы сохранения репродуктивного здоровья [1]. Согласно статистическим данным, в Тверской губернии, как и в целом в России, в 2012 году «катастрофическим» показателем остается регистрация медицинских абортов (количество прерываний беременности - 10 873 случая, медицинских абортов (легальных, до 12 недель) - 7980 случаев), влекущих множество рисков репродуктивного здоровья женщин [2]. Уменьшение этих показателей остается социальным вызовом медицинскому профессиональному сообществу.
Очевидна ограниченность использования только медицинских технологий и традиционных акушерско-гинекологических практик, поддерживающих репродуктивную функцию женщины. Междисциплинарные исследования проблемы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья женщины, ориентированные на запросы практичес-кого здравоохранения, интеграция медицинских, психологических, экономико-математических знаний позволяют построить эффективную модель принятия решений, минимизирующую медико-психологические и
экономические риски на пути сохранения репродуктивной функции женщины, позволяющую понять её желания,
мотивы, ожидания в отношении нежелательной беременности, подвести её к принятию оптимального решения в случаях предупреждения беременности и распознавания опасностей потери деторожденной функции, пропагандировать культуру репродуктивного здоровья, дать адекватные практические рекомендации медикам и эффективные психологические техники работы с женщинами репродуктивного возраста [3].
Репродуктивная «жизнь» женщины включает периоды так называемой желательной (планируемой) и нежелательной (непланируемой) беременности. В большинстве случаев, принимая решение о выборе способа предупреждения беременности, женщина по причине неполной информированности о рисках этого способа не догадывается о сопровождающих его негативных медико-психологических последствиях (ближайших и отдаленных), а также соответствующих экономических затратах. Идентификация рисков при выборе каждого варианта предполагает индивидуальный способ репрезентации проблемы сбережения репродуктивного здоровья. Как показали нобелевские лауреаты Д. Канеман и А. Тверски, люди кодируют возможный результат в терминах приобретения и потерь. Если речь идет о потерях, то они выбирают вероятностный план, то есть связанный с риском [4]. Идентификация риска предполагает различение угроз (медицинских, психологических, экономических), уязвимостей (рискообразующих факторов), приводящих к риску, связанному с ущербом для репродуктивного здоровья женщины. Чтобы управлять такими рисками, необходимо рефлексировать контрмеры для снижения величины риска. Сегодня в медицинской практике, как правило, предлагается три варианта прекращения нежелательной беременности: 1) фармакологический (оральный), или гормональная терапия, 2) вагиналь-
ный (ВМС - внутриматочная спираль), 3) медицинский аборт, «искусственное» прекращение беременности (аборт). Нами предлагается медико-психологическая и экономическая модель расчета рисков при принятии решений женщиной в ситуации нежелательной беременности, которая позволяет управлять своим репродуктивным потенциалом. Объект исследования - женщины репродуктивного возраста, которые имеют одинаковый медицинский статус (исходные данные) - здоровый соматический и акушерско-гинекологический анамнез. Формируются 3 группы испытуемых: 1-я группа применяет оральные контрацептивы, 2-я
- ВМС, 3-я - аборт как средство контрацепции.
Основная цель проекта состоит в изучении медикопсихологических и экономических рисков, влияющих на сохранение и потерю репродуктивной функции, а также в разработке модели и здоровьесберегающей технологии, расширяющих возможности управления рисками в ситуации сохранения репродуктивного потенциала.
Для достижения данной цели поставлены задачи: идентифицировать медицинские, психологические, экономические риски, сопровождающие женщину репродуктивного возраста; составить анкеты акушерско-гинекологичес-кого анамнеза и социально-психологического опроса, целью которых является рефлексия комплексного медикопсихологического портрета испытуемых; провести социально-психологическую диагностику психоэмоционального статуса испытуемых (тревожности, локуса контроля, депрессии, рефлексивности, ценностно-смысловых предпочтений); провести расчет экономических рисков согласно разработанной математической модели; эксплицировать медицинские, психосоциальные, экономические факторы, обеспечивающие безопасность репродуктивного здоровья и поведения; разработать медицинскую и психокоррекционную методику по стимулированию к выбору наиболее безопасного пути сохранения репродуктивного здоровья женщины, а также учитывающую необходимость воздействия на когнитивный, мотивационный, личностный аспекты.
Новизна научно-практического проекта состоит в демонстрации объяснительных возможностей и эффективности медико-психологической и экономической модели сохранения репродуктивного здоровья женщин; экспликации медицинских, психологических, экономических рисков, связанных с нарушением репродуктивной функции; стимулировании и пропаганде культуры репродуктивного здоровья; корректировке поведенческого сеттинга женщины репродуктивного возраста с помощью таких ресурсов, как когниции, мотивация, рефлексивность, принятие решений, ценностные предпочтения, экономическое сознание.
Методы и подходы. Исследование планируется провести на группе женщин репродуктивного возраста в количестве 600 человек на базе Областной клинической больницы и клиник Тверского региона.
Способы решения:
- Исследование отношения к репродуктивному здоровью с помощью интервьюирования, на материале которого методом контент-анализа создается анкета акушерско-гинекологического анамнеза и социально-психологического опроса, целью которой является исследование различных аспектов образа жизни испытуемых. Социально-
психологический опрос и анкета по изучению экономической эффективности контрацепции ориентированы на такие предикторы, как возраст, социальная группа, образование, профессиональные вредности, наследственность, перенесенные заболевания, вредные привычки, особенности менструального цикла, начало половой жизни, возраст вступления в брак, количество браков, беременность (количество, исход, осложнения), аборты (количество, осложнения), гинекологические заболевания и их лечение, используемый вид контрацепции (контрацепция не используется, прерванный половой акт, календарный метод, презервативы, комбинированные оральные препараты, внутриматочная спираль, внутриматочная система МИРЕНА, другие методы), длительность применения определенного вида контрацепции, наличие беременностей за период времени применения контрацепции, бесплодие, инфекционные заболевания, побочные эффекты применения гормональной контрацепции).
- Изучение психологических реалий, влияющих на приня-
тие решений при помощи комплекса психодиагностических методик: методика диагностики рефлексивности
А.В. Карпова [5], методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера [6], методика диагностики уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.А. Ханина [7], методика диагностики личностных факторов принятия решений ЛФР-25 Т.В. Корниловой [8], опросник показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (шкала «чувство вины») [9], методика диагностики смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [10], методика диагностики внутреннего конфликта Е.Б. Фанталовой [11], опросник депрессии А. Бека [12]. Использование математико-статистических методов обработки полученных данных с помощью компьютерных программ БРББ 16.0 и Statistica v.5.5A.
- Разработка модели эффективности мер предупреждения нежелательной беременности. Модель описывает каждый вид мер предупреждения, ее составляющие (определяющие) факторы и экспертным путем определяет их весовые значения. По весовым коэффициентам оцениваются приоритеты факторов по уровню их влияния на итоговый результат. Согласно структуре модели получается оценка эффективности по каждому варианту [13]. В течение 5 лет рассматриваются параметры: затраты на контрацептивы и аборт; после прекращения контрацепции рассчитывается время, потребовавшееся для наступления желаемой беременности, стоимость обследования по поводу беременности, стоимость терапии, которая потребовалась для лечения бесплодия, ЭКО (количество попыток, стоимость, особенности протекания беременности, ее осложнения и стоимость лечения).
- Разработка модели анализа динамики медикопрофилактических мер предупреждения нежелательной и искусственного прерывания беременности. Она требует адекватной количественной информации о качественном состоянии изучаемой ситуации, позволяет изучать количественные стороны социально-экономических проявлений динамики медико-профилактических мер в неразрывной связи с их качественной стороной и содержанием в конкретных условиях времени и места. Также используется статистический анализ процессов методом обобщающих показателей, дающих числовое измерение характеристик, связей
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
между ними, тенденций их изменения.
- Использование методов психологического и психотерапевтического воздействия, а также медикопсихологическое консультирование в реабилитационный и профилактический периоды.
Ожидаемые результаты проекта: демонстрация объяснительных возможностей и эффективности медикопсихологической и экономической модели сохранения репродуктивного здоровья женщин; экспликация медицинских, психологических, экономических рисков, связанных с нарушением репродуктивной функции; стимулирование и пропаганда культуры репродуктивного здоровья; корректировка поведенческого сеттинга женщины репродуктивного возраста с помощью таких ресурсов, как когни-ции, мотивация, рефлексивность, принятие решений, ценностные предпочтения, экономическое сознание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евстифеева Е.А., Стольникова И.И., Филиппченкова С.И. Здоровье человека: риски репродуктивной функции. // Ситуация человека: философский и дисциплинарный дискурс / под общ. ред. Е.А. Евстифеевой. Тверь: РИЦ ТГМА, 2008. С. 186-190.
2. Стольникова И.И. Состояние и перспективы развития здравоохранения Тверской области. Демографическая ситуация / Доклад в Министерстве здравоохранения Тверской области, 2013.
3. Евстифеева Е.А. Перспективные направления исследований в психологии здоровья и жизнедеятельности. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. Тверь. 2011. Вып. № 1 (56)*.С. 17-28.
4. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы. Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 31-42.
5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
6. Практическая психодиагностика: методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд-й. Дом «БАХРАХ-М», 2009. С. 142-146.
7. Практическая психодиагностика: методики и тесты. 2009. С. 59-64.
8. Корнилова Т.П. Психология риска и принятия решений. М. 2003. С. 264-265.
9. Практическая психодиагностика: методики и тесты. 2009. С. 174-180.
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 18 с.
11. Фанталова Е.Б. Комплекс методик системы «Диагностика внутреннего конфликта» в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Актуальные проблемы современного образования: материалы межрегиональной научнометодической конференции, 20 января 2009 г. / под ред. Р.И. Мельникова. Воронеж: ВИЭСУ: ЦНТИ, 2009. С. 68-72.
12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М.:ЭКСМО, 2005. С. 53-56.
13. Борисова Е.В., Калабин А.Л. Учет влияния разнородных факторов в индексном анализе. Вопросы статистики. 2003. № 11. С. 75-78.
ЕЭ