дискуссия
журнал научных публикаций
К.В. Кутикова, руководитель продукта, ООО «Институт системного мониторинга» г. Москва, Россия, [email protected]
РИСКИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
В статье рассматриваются вопросы анализа рисков проектов по разработке информационных систем для сферы государственных и муниципальных услуг. Важной особенностью классического проектного треугольника для такого рода проектов является ограничение стоимости контракта возможностями бюджета региона на информатизацию. Соответственно, риски могут влиять только на содержание работ и фактическую длительность проекта. Таким образом, для проектов информатизации сферы государственных и муниципальных услуг предложено сузить понятие риска до события или условия, которое в случае реализации может оказать позитивное или негативное действие на сроки и/или содержание разработки. На основе опыта создания информационных систем для сферы тарифного регулирования автором предложена классификация проектных рисков — риски разделены на технологические, инфраструктурные, вендорские, системные, законодательные, политические, мотивационные, организационные, командные и юридические. В качестве дополнительного инструмента экспресс-анализа рисков предложена диаграмма «вероятность — сроки — содержание». Построению диаграммы предшествует получение по каждому риску оценок вероятности его наступления, степени влияния на сроки и степени влияния на содержание проекта. Диаграмма позволяет выявить, какая составляющая проектного треугольника наиболее подвержена рискам, и направить усилия на разработку мер воздействия именно на эту группу рисков. Ключевые слова: проектные риски, государственные услуги, информационная система, анализ рисков, классификация рисков, графический анализ.
Исход проекта определяется на этапе планирования. Хороший менеджер уже при подготовке договора продумывает, каким образом разработанная система будет проходить приемку. При правильном планировании разработки оцениваются не только составляющие классического проектного треугольника — сроки, стоимость и содержание — но и риски как основная движущая сила для его трансформации1. Отсутствие должного внимания со стороны менеджера к рискам может привести к потере механизмов контроля разработки и в итоге — к отказу от проекта.
Согласно стандарту РМВоК* риск представляет собой неопределенное событие или условие, которое в случае реализации может оказать негативное или позитивное действие по крайней мере на одну из основных составляющих проекта (сроки — стоимость — содержание)2.
Разработка информационных систем для сферы государственных и муниципальных услуг инициируется ведомствами через открытые конкурсы в рамках одобренного бюджета на информатизацию региона, а значит в такого рода проектах одна сторона треугольника — сто-
* Свод знаний по управлению проектами (прим. редакции).
№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
имость — фиксированна3. С формальной точки зрения для разработки информационных систем по конкурсу срок также ограничен и зафиксирован в конкурсной документации, однако если рассматривать срок с точки зрения реализации функционала системы, имеющего ценность для конечных пользователей, а не с точки зрения формальной передачи в опытную эксплуатацию, то срок также может меняться под действием рисков (например, увеличение срока может быть согласовано сторонами и зафиксировано в гарантийном письме).
Таким образом, в проектах разработки информационных систем для органов государственной и муниципальной власти понятие риска можно ограничить до события или условия, которое в случае реализации может оказать позитивное или негативное
действие на сроки и/или содержание разработки.
В зависимости от наличия и содержания базы знаний компании-разработчика обнаружение рисков возможно одним из следующих способов:
1) бенчмаркинг с предыдущими схожими проектам компании-разработчика при наличии аналогичного собственного опыта;
2) анализ схожих разработок на рынке, если собственный опыт отсутствует;
3) анализ ограничений существующих технологий, если проект предполагается уникальным.
Выявленные риски проектов разработки информационных систем для сферы государственных услуг классифицируются в соответствии с описанием в таблице.
Классификация рисков позволяет разработать наиболее адекватные конкретному
Основные группы проектных рисков при разработке информационных систем для сферы государственных и муниципальных услуг
Название группы Описание
Технологические Существующие технологии не позволяют реализовать функциональность с требуемыми характеристиками или прецедентов реализации проектов с использованием таких технологий в отрасли еще нет.
Инфраструктурные Доступное аппаратное обеспечение, закупленное ведомством, не позволяет удовлетворить требования к информационной системе. К примеру, характеристики закупленного ведомством аппаратного обеспечения таковы, что они не позволяют получать, анализировать или передавать данные с требуемой скоростью.
Вендорские Программное обеспечение в составе информационной системы разрабатывается на платформах и средах вендоров. Риск заключается в том, что различные вендорские решения могут иметь существенные ограничения при их интеграции в одном проекте. К примеру, при разработке информационной системы для государственных услуг в сфере тарифного регулирования были прецеденты, когда компонент работы с файлами М8Ехсе1 имел весьма ограниченные возможности для интеграции с основной платформой.
Системные При формировании архитектурных решений требуется принимать во внимание перспективы развития системы и основные принципы построения гибкой архитектуры
Законодательные Изменения законодательства влекут за собой моральное устаревание разработанной информационной системы.
Политические Разветвленная иерархия должностных лиц и известная бюрократия процедур могут значительно затруднить реализацию проекта. Аналогичное действие может оказать смена руководства, если новое руководство придерживается иных взглядов на будущее проекта.
Мотивационные Если у конечных пользователей не сформирована потребность в системе, то отсутствие их лояльности к проекту усложняет сбор требований и согласование решений.
Организационные Наличие формальных процедур для согласования документов, обеспечения доступа к аппаратному обеспечению и данным.
Командные Группа включает в себя незапланированные увольнения участников команды, болезни, непредвиденные отпуска, необходимость выделения ресурсов на смежные проекты, недостаточную квалификацию вновь привлеченных сотрудников.
Юридические В условиях инициатив правительства по борьбе с коррупцией проекты в сфере государственных и муниципальных услуг особенно подвержены юридическим рискам, таким как приостановка работы ведомства, отмена конкурсных процедур из-за административных нарушений.
дискуссия
журнал научных публикаций
Уровень I
Пример пузырьковой диаграммы для анализа рисков проекта
риску меры в зависимости от его типа. Однако если рисков проекта много, то требуется выделить самые критичные риски и прорабатывать меры воздействия в первую очередь на них.
Практический опыт работы с проектами в сфере информационных систем позволил автору выработать простой и эффективный способ наглядной группировки рисков при информатизации сферы государственных и муниципальных услуг — в виде диаграммы «вероятность — сроки — содержание». Построению диаграммы предшествует получение по каждому риску оценок вероятности его наступления, степени влияния на сроки и степени влияния на содержание проекта. Влияние на сроки и содержание проекта оценивается по шкале от 1 до 10, при этом 1 — минимальное изменение сро-
ков/содержания проекта, 10 — максимальное изменение сроков/содержания проекта в случае если риск реализуется. Пример диаграммы представлен на рисунке.
На диаграмме видно, что наибольшему влиянию рисков подвергается срок проекта. Над определением мер противодействия этой группе рисков в первую очередь должен поработать менеджер проекта.
Итак, в статье предложены практические методы анализа рисков проектов по разработке информационных систем для сферы государственных и муниципальных услуг — классификация рисков и графический метод анализа. Методы сформулированы на основе опыта работы с проектами в сфере тарифного регулирования, но могут распространяться на разработку информационных систем для прочих государственных услуг. ^
№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014
дискуссия t
журнал научных публикаций «
Литература
1. Том де Марко, Тимоти Листер. Вальсируя с медведями: управление рисками в проектах по разработке программного обеспечения. Компания p.m.Office. 2005. С. 98
2. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK). 3-rd Edition. Project Management Institute, Inc. 2004. 401 p.
3. Квятковский К.И., Шуршаев В.Ф. Проектирование информационных систем для органов государственной власти // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 1.
RISKS OF INFORMATION SYSTEMS' DEVELOPMENT FOR GOVERNMENT SERVICE SPHERE
K.V. Kutikova, manager of the product, OOO «Insitute of system monitoring» Moscow, Russia, [email protected]
This article considers the problems of projects' risks analysis of information systems development for the sphere of government and municipal services. The significant peculiarity of this project triangle for this kind of projects is a limited price of contract and budget for informatization, and of course these risks can influence only content of work and real duration of project. Thus, for the projects like this it is suggested to narrow the term of risk to event or condition, which can influence positively or negatively on terms and/or content of product. On the basis of information systems' creation experience for the sphere of tariff regulation the author has suggested the classification of project risks; these risks are subdivided into: technological, infrastructural, vendor, system, legislative, political, motivational, organizational, team and juridical. As an additional means for express analysis of risks the author offers the diagram of possibility — terms — content. Before the diagram one can get evaluation of risk possibility, degree of influence on terms and content ofproduct. The diagram helps to clarify what part of project is more risky, and focuses all the efforts on development of means to solve these risks.
Key words: project risks, public services, information systems, risk analysis, risk classification, graphical analysis.
References
1. Tom de Marko, Timoti Lister Val'siruia s Medvediami: 3. Kviatkovskii K.I., Shurshaev V.F. Proektirovanie infor-upravlenie riskami v proektakh po razrabotke matsionnykh sistem dlia organov gosudarstvennoi vlasti programmnogo obespecheniia [Valsera with Bears: [Designing information systems for public authorities]. managing risk in projects for software development]. Vestnik AGTU. Seriia: Upravlenie, vychislitel'naia tekhnika Kompaniia p.m.Office Publ., 2005, 196 p. i informatika — Vestnik of astrakhan state technical univer-
2. Guide to the Project Management Body of Knowledge sity. series: management, computer science and informatics, (PMBOK). 3-rd Edition Project Management Institute, 2011, no. 1, pp. 172-176.
Inc., 2004. 401 p.