Риски общества потребления
Калабекова Светлана Владимировна
кандидат философских наук
доцент, кафедра философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная
гуманитарная технологическая академия
369000, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Абрикосовая, 11
ЕЗ svmel70@mail.ru
Статья из рубрики "СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ"
Аннотация.
В рамках настоящей статьи предпринимается попытка осмыслить риски, продуцируемые обществом потребления. Исследовательский интерес сосредоточен на анализе феномена избыточного потребления, охватившего пространство социума, а также область человеческих чувств. Рассматриваются принципы общества потребления, их тотальность и всеохватность, функционирование в качестве социальной и нравственной нормы. Вещи рассматриваются как символические сущности, как овеществленные образы-желания, как иллюзии и симулякры. Показывается, как императивы общества потребления, идеология вещизма создают мир ценностных предпочтений. Методологической основой исследования явились диалектические принципы объективности, конкретности, целостности, а также системный и сравнительный подходы, обеспечившие полноту рассмотрения проблемы. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о том, что общество потребления создает условия, способствующие возникновению рисков различного содержания и воздействия. Риски охватывают всю область социальных отношений, изменяют характер социальных связей и отношений, нравственно-этическим нормам и ценностным установкам придают негативные черты.
Ключевые слова: общество потребления, риск, культурная ценность, бренд, гедонизм, китч, счастье, символ, симулякр, подражание
DOI:
10.7256/2454-0684.2018.6.26301
Дата направления в редакцию:
16-05-2018
Дата рецензирования:
16-05-2018
Современное общество именуется обществом гуманитарное знание обязано исследованиям У.
риска, и этим понятием социально-Бека. Риск как социальный феномен
связывается автором с противоречиями постиндустриального мира и в первую очередь с угрозами технико-экономического и экологического характера. Использование данного термина применительно к обществу потребления более чем оправдано, поскольку многие социальные процессы в нем содержат рискогенные черты. Общество риска характеризуется тем, что оно само производит риски в неограниченном количестве. Избыточное потребление (или потребительство), выступая в качестве одного их основных свойств общества консьюмеризма, характеризует все сферы жизнедеятельности социума - от экономической до культурно-нравственной.
Одним из основополагающих рисков современного этапа развития общества является пандемия всеобщего потребительства, противостоять угрозам которой достаточно сложно. Общество потребления формирует «индивидуализированных» индивидов с системой вполне определенных потребностей и желаний, а также одинаковых средств достижения целей, выступая, таким образом, в качестве своеобразного манипулятора. Навязывая определенные установки, нацеливающие индивида на безудержное потребление, общество потребления создает условия для возникновения «одномерного человека», с одной стороны. С другой - само общество превращается в безликую структуру, лишенную индивидуальности и разнообразия.
Общество потребления разработало механизмы воздействия на массовое сознание, итогом чего становятся процессы формирования стереотипного образа жизни и адекватных ему морально-этических установок. В основе манипулирования лежат правила, которые соответствуют идеологии общества консьюмеризма, и они создают условия для возникновения иллюзий, связанных с потребительством, необходимостью все большего приобретения вещей, обладание которыми считается не только материально, но и социально необходимым. К этим правилам могут быть отнесены
следующие Во-первых, это принцип последовательности, согласно которому индивид, ставший на путь избыточного потребления, не может либо не желает остановиться, поскольку нарушение установившегося жизненного кредо грозит, как представляется ему, риском потери свободы и независимости. Чрезмерное и демонстративное потребление символизирует социальный успех, и от этого отказаться невозможно. Хотя в действительности такое понимание свободы оборачивается зависимостью, от которой трудно освободиться.
Во-вторых, принцип социального доказательства, смысл которого состоит в том, что индивид действует как все, в противном случае создаются риски «выпасть» из социального окружения, оказаться непонятым. Общество потребления таким образом регламентирует и рационализирует жизнь людей, что они напоминают игроков, действующих по законам, написанным анонимными авторитетными другими. Эти другие облекают индивидуальные и коллективные устремления в разделяемые обществом ценностные установки, являющиеся во многом не более чем симулякрами в пространстве несвободы. Так индивидуальное оказывается поглощенным коллективным.
В-третьих, принцип благорасположения, согласно которому индивид в выборе стратегий поведения ориентируется на установки ин-группы, той общности, чьи представления совпадают с собственными и которые отвечают внутренним представлениям о должном и необходимом, которые также являются следствием манипулирования. Известно, что индивид проявляет свою расположенность к тем, кто проявляет по отношению к нему признаки симпатии. В такой ситуации складываются условия, когда принимаются стандарты и ориентации референтной группы. Эти процессы особенно заметны в молодежной среде, находящейся под сильным воздействием группы или индивидов,
которых относят к числу «крутых». И в этом кроется опасность того, что создается пространство социальных девиаций, способных формировать вполне определенные умонастроения.
В-четвертых, принцип влияния авторитета. Согласно ему, многие готовы принять мнение авторитетных людей, подчинить свою волю их воле, при этом не задумываться о последствиях. И чем выше харизма, тем сильнее это воздействие. Опасность такого влияния заключается в том, что возможности осуществления социального контроля оказываются минимизированными, что может приводить к формированию негативных эмоций и впечатлений. Тем более если харизматический лидер не обладает высокими моральными качествами. Современная жизнь изобилует примерами того, что в качестве харизматической личности выступают индивиды, далекие от тех, кто в реальной действительности является авторитетом.
В-пятых, принцип дефицита: известно, что недостаточность чего-либо приводит к повышенному к нему интересу. Вещи в обществе потребления, кроме присущих им функций, символизируя успех в широком его понимании и являясь социальным маркером, определяют социальное бытие индивида. Вещи утверждаются в желаниях, которые воплощаются в действиях. Невозможность обладания модными, «брендовыми» вещами создает пространство негативных эмоций - от собственно социальных, связанных с понятиями престижа, статуса и т. д., до психо-эмоциональных. «Не иметь» означает не быть в тренде, а тренд (или тенденция) - это то, чему необходимо следовать. Отсутствие дефицитных вещей, пользующихся спросом в социальном окружении, является свидетельством социальной несостоятельности индивида.
Главным риском общества потребления, наряду со многими другими, является то, что потребление становится своеобразной религией, культом, которому поклоняются и с которым связывают полноту счастья. Но в реальной жизни потребление ради потребления приводит к появлению «одномерного» человека, оборачивается дегуманизацией жизни, редукцией духовного к материальному, в результате утрачивается подлинный смысл человеческого существования. Вещи замещают реальные человеческие взаимоотношения, они несут в себе знаки отличия, превосходства, подчеркивают социальный статус, создают образ счастья. Последнее обеспечивается обществом потребления всеми доступными средствами и с помощью различных механизмов - от государственных социальных институтов до использования современных информационных технологий. Счастье становится не только нормой, оно выступает в качестве обязательного этоса и социального тренда. Консьюмеристское мировоззрение утверждает культ и культуру счастья, в результате чего «быть счастливым» выступает в качестве обязательного нравственного императива. С одной стороны, каждый «строит» свое счастье по-своему, создает собственный modus vivendi, отличный от других. С другой стороны, индивид оказывается ограниченным в выборе путей достижения счастья, он застает в готовом виде образцы и стандарты счастья, которым необходимо следовать, чтобы быть отнесенным к разряду успешных, и это говорит о мощном значении внешних факторов влияния. Принуждая индивида к чрезмерному потреблению, современное общество связывает потребительство с обретением счастья и получением широкого спектра эмоций.
Вещи становятся знаками, воплощающими образы-желания. Кроме того, обладание вещью формирует гедонистические установки, которых оказывается вполне достаточно для того, чтобы быть счастливым. Формируемый обществом потребления гедонистический взгляд на мир проявляется в возникновении различных клише, в которых «быть», с точки зрения получения удовольствий, ассоциируется с «иметь». Суть гедонизма в
обществе консьюмеризма состоит в получении максимума удовольствий, в том числе и от чрезмерного приобретения вещей, которые не только радуют глаз, но и создают атмосферу блаженства. Гедонизм общества потребления основывается и предполагает расточительность, скромность не в чести, поскольку именно расточительность олицетворяет «иметь» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так наслаждение возводится в ранг абсолюта, чему психология потребительства способствует как нельзя лучше. Кроме того, у индивида формируется чувство морально-психологического наслаждения, удовлетворенности самим собой, что приводит, как представляется ему, к росту своей значимости в глазах других. Поскольку быстрее всего изменяется мода, то индивид постоянно пребывает в гедонистическом состоянии - как от самой покупки, так и от воплощенного желания обладать вещью, что не может не доставлять наслаждения. Но одновременно индивид оказывается во власти вещей, он ими порабощен, и это формирует риски утраты своего «Я», своей идентичности и неповторимости.
Психология потребительства приводит к социально-культурным деформациям, которые проявляются как по отношению к вещам, так и в отношениях индивидов друг к другу. Последнее проявляется в том, что велика опасность оценки других по числу и качеству покупаемых вещей, которые становятся основой формирования т. н. социальных групп по «вещным» интересам. Вещи становятся символами, подчеркивающими социальную позицию, в результате чего индивид «окружен уже не вещами, а овеществленными знаками, выстроенными в систему. Вещи-знаки соотносятся между собой не в плане естественной их «полезности», но, по большей части, в плане проведения социальных различий»-^. Так с помощью вещей обнаруживаются не только внешние характеристики, группы, но и - что особенно важно - подчеркиваются внутренние отличия. Происходит формирование внутригрупповой идентичности, по которой определяют индивида, группы все более дифференцируются, различаясь образом и стилем жизни, системами ценностей и социальных ролей. Результатом этой дифференциации становятся такие явления, как доминирование одних над другими, навязывание своей воли, жизненных стандартов и одновременно неприятие потребностей других, их низкая оценка.
Следует, однако, заметить, что в современном обществе, которому присущи нестабильность, неустойчивость, проявляющиеся во всех сегментах и аспектах человеческой жизнедеятельности, социальные «привязки» более свободны, не такие жесткие. Последнее обнаруживается в том, что любой индивид, располагающий ресурсами, может позволить себе вещи, доступные тем, кто располагается на более высоких этажах социальной лестницы. Приобретение нефункциональных предметов может и маскирует социальную и культурную принадлежность индивида, позволяет ему демонстрировать несуществующую финансово-экономическую и социальную состоятельность. И в этом кроются риски не только «вещной», но и кредитной зависимости, и примеров тому в современной истории более чем достаточно.
Потребление, приобретая черты потребительства, формирует принцип, согласно которому жить означает потреблять. В таком контексте индивиды оказываются включенными в разнообразный мир символов, в том числе и символов-желаний, а не просто вещей. Поэтому, как утверждает Ж. Бодрийяр, «...у потребления нет пределов. Если бы оно было тем, чем его наивно считают, - поглощением-пожиранием благ, - то рано или поздно наступало бы пресыщение... Однако мы знаем, что это не так: людям хочется потреблять все больше и больше. Такое нарастающее потребительство обусловлено не какой-то психологической фатальностью. и не просто требованием престижа. Потребление именно потому столь неистребимо, что это тотально идеалистическая практика, которая за известным порогом уже не имеет более ничего общего с удовлетворением
потребностей или же с принципом реальности... Проект, сообщающий ей динамику, всегда оказывается разочарован подразумевающей его вещью. Получив неопосредованное существование в знаке, он переносит свою динамику на бесконечное и систематическое обладание все новыми и новыми потребительскими
вещами/знаками»-^.
В обществе потребления создается пространство всеобщего подражания, когда наиболее успешные и материально обеспеченные становятся эталонами, и, в первую очередь, по причине того, чтобы быть, как все, делать то, что делают все, покупать то, что покупает большинство. И в этом кроются риски для личностного развития и творчества, увлеченность материальными благами приводит к духовному оскудению. Что касается свободы самореализации, то она реализуется не как креативная деятельность, представленная в самых разнообразных формах, раскрывающих способности и дарования индивида, а как процесс постоянного приобретения вещей, который расширяет пространство испытываемых эмоций, формируют потребности-желания, потребности-наслаждения. Индивид, таким образом, пребывает в состоянии постоянного удовольствия, т. к. очарование вещами, в особенности модными, никогда не заканчивается. Принцип удовольствия в обществе, где господствует консьюмеристское мировоззрение, становится мейнстримом.
В обществе потребления происходит подмена (или инверсия) понятий: суррогаты культуры подменяют собой подлинные ценности, являющиеся нравственными ориентирами, а значит, социально и культурно значимыми. Но консьюмеризм пропагандирует такие «культурные» и «ценностные» параметры, которые призваны обеспечить господство мировоззрения, ориентирующего на прагматизм и утилитаризм. И в таком ракурсе подлинные ценности обретают черты полезности, востребованности на данный момент, что приводит к обесцениванию, девальвации ценности. В таких условиях культуру определяет китч, легко создаваемый, в том числе и рекламой, и доступный всем. Китчи, облекаемые в красивые упаковки, которые, как известно, притягивают и зачаровывают, сменяют друг друга, тем подталкивая индивида и общество в целом к безудержному потреблению. Китч, этот символ «одноразовости», проник во все сферы человеческой жизни, став своеобразным механизмом, поддерживающим чрезмерное и демонстративное потребление.
Всему этому способствует и деятельность масс-медиа, которые осуществляют эту подмену в угоду всевозможным игрокам на рынке товаров и услуг. Более того, «пиаризуются» вещи-подделки, которые представляются как эталонные образцы, обладание которыми необходимо, т. к. они олицетворяют коллективный интерес и общественную потребность. Так индивидуальные желания облекаются в формы, соответствующие коллективным предпочтениям. В такой ситуации трудно различить подлинно культурное от всевозможных фальсификатов, главное - не отстать от навязываемого тренда, а то, что этот тренд действительно навязывается, понимают все потребители, что является следствием сформированного клишированного сознания и расширения пространства мифологем разного рода.
В рамках этого тренда происходит не только безудержное потребление, но и конструирование индивидом своего мира и самого себя. Прежние социальные идентификаторы - трудовая деятельность, социально-экономический статус, возраст и т. д. - утрачивают былое значение. На первый план «выходят» потребительские практики, благодаря которым люди формируют свои жизненные коды, создают имидж, собственную идентичность. Поэтому нельзя не признать того факта, что избыточное потребление
несет в себе риски невозможности удовлетворить постоянно растущие потребности: чем больше индивид потребляет, тем больше он желает приобретать. Искушение перед вещью, которая доставляет наслаждение, велико, ибо вещь - не просто предмет, а -символ, олицетворяющий желание. А желаниям, как известно, нет конца.
Библиография
1. Психическая эпидемия тотального потребительства. История, признаки, профилактика. [Электронный ресурс]. URL: http: // ingorizont.ru/?p = 959 (дата обращения: 21. 07. 2017).
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. [Электронный ресурс]. URL: http: // royallib.com/read/bodriyyar_gan/sistema_veshchey.html#0 (дата обращения: 24. 07. 2017).
3. Бронзино Л. Ю. Герберт Маркузе и Жан Бодрийяр: теоретико-методологический анализ концепта общества потребления // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 8. №4. С. 62.
4. Давыдов Д. А. Общество потребления и смерть постмодернизма // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 1. С. 107-116.
5. Ильин А. Н. Концепт безудержного потребления (структурный анализ) // общественные науки и современность. 2012 №2. С. 161-169.
6. Спирин В. А., Стародумов А. А. Потребление как культурно-антропологический феномен // Вестник Вятского государственного университета. 2009. Т. 4. № 4. С. 119-126.
7. Шумаков В. И. Векторы одномерности современного общества: язык, наука, философия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №4 (28). [Электронный ресурс]. URL: http: // 033-014 pdf-Adobe Reader (дата обращения: 26. 07. 2017).
8. Ходус Е. В. Принудительное счастье как современный социокультурный императив // Антропологические измерения философских исследований. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https: // cyberleninka.ru/artide/n/prinuditelnoe-schastie-kak-sovremennyy-sotsiokulturnyy-imperativ (дата обращения: 26. 07. 2017).
9. Шавров А. В. Общество потребления риска: проблема дефиниции и методологические основы // Известия Саратовского университета. Новая версия. Серия Социология. Политология. 2014.
10. Ткаченко О.В. Потребительская социализация: современные практики и требования общества риска // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск Ноябрь Социологические науки. 2016.
11. Напсо М.Д. Мода в обществе потребления // Социодинамика. - 2016. - №9. - C. 46 -51. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.9.20130. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_20130.html.
12. Калабекова С.В. Пространство ценностей эпохи консюмеризма // Психология и Психотехника. - 2015. - №8. - C. 814 - 822. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.8.15480.