Научная статья на тему 'Риски межкультурного образования'

Риски межкультурного образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аетдинова Р.Р.

В статье рассматриваются риски межкультурного образования, его внешней и внутренней среды. Выделяются риски политического и социально-экономического характера, влияющие на результативность межкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски межкультурного образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

УЛК 376.7

Р.Р. Аетдинова

к.п.н., доцент НЧИ КФУ

г. Набережные Челны, Российская Федерация РИСКИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация

В статье рассматриваются риски межкультурного образования, его внешней и внутренней среды. Выделяются риски политического и социально-экономического характера, влияющие на результативность межкультурного образования.

Ключевые слова

Риск, межкультурное образование, неопределенность.

Современное общество характеризуется высоким уровнем полиэтничности. Это делает стратегию межкультурного образования - одной из ведущих направлений его развития. Взаимодействие культур в процессе обучения и воспитания идет по пути конструктивного диалога, создавая условия для развития толерантности, гармонизации отношений представителей различных этносов и конфессий. При этом большое значение имеет сохранение национальной идентичности, поддержание своеобразия этнических культур и их ценностей [2, С.10].

Межкультурное образование сталкивается с рядом противоречий. Это проблема поиска баланса между национальными образовательными традициями и образованием универсального характера. Проявления ксенофобии, националистических настроений и популистских политических движений в обществе порождает угрозы для совершенствования межкультурного образования.

Межкультурное образование - это открытая система, испытывающая на себе все изменения окружающего мира. Она находится в активном взаимодействии с внешней средой, что выражается в формировании контингента обучаемых, подборе кадров, информационном обмене, ориентации на социальный заказ и рынок труда. Для большинства этих процессов присуща неопределенность. Возникает вероятность появления ситуаций, не имеющих предполагаемого однозначного исхода. Данная неопределенность является причиной возникновения рисков. Условно эти риски можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние риски являются опосредованными, и их воздействие наблюдается по прошествии определенного временного периода. К ним можно отнести политические риски: вероятность изменения нормативно-правовой базы образования и миграционной политики, изменение государственной политики в отношении поликультурности образования, бюрократизм, мировые политические процессы.

Внешними рисками также являются социально-экономические риски: изменение социальных ценностей общества, отношение к представителям других этнических групп, рост миграционных процессов, проблемы адаптации и интеграции мигрантов, недостаток финансирования межкультурного образования, сокращение финансирования социальных программ, экономический спад, рост безработицы. При этом в отдельную группу можно выделить специфические отраслевые риски системы образования, включающие в себя общемировые тенденции образования, сокращение воспитательного компонента образования, неразработанность валидных средств оценки компетенций, увеличение длительности обучения.

Внутренние риски обусловлены микросредой межкультурного образования, т.е. непосредственным процессом взаимодействия его субъектов. К этой группе относятся риски менеджмента образования или так называемые организационные риски: административные барьеры, риски инновационных процессов, информационные риски. Также в эту категория входят риски, связанные с субъектами межкультурного образования: коммуникативные и психологические барьеры субъектов учебно-воспитательного процесса;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

стереотипы восприятия людей другой национальности, расы, конфессии; низкий уровень мотивации; низкий уровень поликультурной компетентности [1, С.35].

Таким образом, приведенный анализ рисков показывает многообразие угроз и вызовов во внешней и внутренней среде межкультурного образования. Это актуализирует создание системы управления рисками межкультурного образования, которая должна включать в себя выявление факторов риска, их идентификацию и оценку, создание карт рисков различных этапов межкультурного образования и разработку политики управления рисками.

Список использованной литературы:

1. Аетдинова Р.Р. Специфические особенности исследования рисков образования/ Р.Р.Аетдинова //Апробация, - 2015, - №7, - С.35-36.

2.Джуринский А.Н. Педагогика национального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2007, - 224 с.

© Аетдинова Р.Р., 2016

УДК 78.01

Альжанова Г. Т.

магистрант 3 курса ОмГПУ, г. Омск, Российская Федерация заведующий отделением Пение ГУ комплекс музыкальный колледж, музыкальная школа-интернат для одаренных детей E-mail: alzhanova_1980@mail.ru Бурлак О. А. канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, г. Омск, Российская Федерация E-mail: byrlak-omsk@yandex.ru

ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме наличия сценического волнения у музыкантов. Обозначена значимость переживания этого чувства в процессе роста настоящего артиста. Кроме того, авторами даются некоторые рекомендации по его преодолению, предлагаются пути решения проблемы.

Ключевые слова

Сценическое волнение, творческая активность, концертное выступление, дополнительное музыкальное

образование, музыкальные способности детей.

Проблема психологической подготовки к концертному выступлению музыканта - одна их значимых тем в музыкальном, исполнительском искусстве. Сложно найти артиста, ни разу не пострадавшего от отрицательных форм сценического волнения. Сталкиваясь с данной проблемой впервые подростками, сценические деятели ощущают ее остроту зачастую до последних этапов карьеры артиста. Однако, правды ради, следует отметить, что некоторым артистам сценическое волнение помогает выступить наилучшим способом.

Участие в различного рода выступлениях - значимая часть формирования личности артиста, музыканта. Кроме того, это может быть и формой отчетности, анализа успеваемости. Публичные выступления зачастую помогают более точному выявлению музыкальных способностей, позволяют наблюдать динамику индивидуального роста учащегося.

Внешне различные проявления сценического волнения объясняются психофизиологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.