Экономика
щ
УДК 338
РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
И. М. ДОННИК,
доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии наук, ректор, Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: продовольственная независимость, импортозамещение, продовольственная безопасность, риски и угрозы.
Санкции, предъявляемые Российской Федерации США, ЕС и другими странами, получили адекватный ответ в правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, выразившихся в запрете ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из этих стран. Это обстоятельство объективно востребовало решение проблемы импортозамещения и развития отечественного АПК в новых политических и экономических условиях. Среди рисков, имеющих решающее значение для устойчивого развития аграрного сектора российской экономики — природно-климатические и политические, а особенно, геополитические. Значительно большую опасность для сельского хозяйства представляют политические риски, вызванные изменениями политической системы внутри государства или в мире, которые, как правило, приводят к реформам земельных отношений и в аграрной сфере. Правительство Российской Федерации в настоящее время приступило к разработке специальных мер по импортоза-мещению. Планируется внести изменения или дополнения в федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., другие законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере обеспечения продовольственной безопасности России. Необходимо разработать четкий организационно-экономический механизм устойчивого развития отечественного сельского хозяйства с учетом геополитических вызовов и угроз.
RISKS AND THREATS FOR THE FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN STATE
I. M. DONNIK,
doctor of biological sciences, professor, academician of Russian Academy of Sciences, rector, B. A. VORONIN,
doctor of law, professor, head of department, Ural State Agricultural University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: food sovereignty, import substitution, food security, risks and threats.
Sanctions imposed on the Russian Federation United States, the EU and other countries, have received an adequate response in the legal acts of the President and the Government of the Russian Federation, expressed in the prohibition of entry to the Russian Federation of agricultural products, raw materials and food from these countries. This fact objectively claimed solution of import substitution and the development of domestic agriculture in the new political and economic conditions. Among the risks that are crucial for the sustainable development of the agricultural sector of the Russian economy are climatic and political, and especially, geopolitical. A much greater threat to agriculture is political risks caused by changes in the political system within the state or in the world, which, as a rule, lead to land reform, and in the agricultural sector. The Government of the Russian Federation is now started to develop special measures to import substitution. It is planned to make changes or additions to the Federal Law № 264-FZ "On the development of agriculture", State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 and other laws and regulations aimed at regulating relations in the sphere of ensuring food security in Russia. Need to develop a clear organizational and economic mechanism for sustainable development of domestic agriculture, taking into accounts the geopolitical challenges and threats.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.
Экономика
Ведение сельского хозяйства в России практически всегда связано с рисками и угрозами.
Среди рисков, имеющих решающее значение для устойчивого развития аграрного сектора российской экономики — природно-климатические и политические, а особенно, геополитические.
По происхождению природно-климатические риски являются естественными и люди еще не научились управлять природными процессами, чтобы избежать засухи или наводнений, возвратных холодов или раннего тепла и других природных аномалий, отрицательно влияющих на сельскохозяйственную деятельность.
Однако куда большую опасность для сельского хозяйства представляют политические риски, вызванные изменениями политической системы внутри государства или в мире, которые, как правило, приводят к реформам земельных отношений и в аграрной сфере.
В России достаточно вспомнить Октябрьскую революции 1917 г., в результате которой было ликвидировано зародившееся аграрное предпринимательство и образована исключительная государственная собственность на землю, имущество и произведенную продукцию.
Аграрная и земельная реформы в начале 90-х гг. двадцатого столетия привели практически к развалу отечественного сельского хозяйства, которое по объемам производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции было отброшено на 40-50 лет, чего не было даже в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
В настоящее время при стабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации особую опасность представляют геополитические угрозы, связанные с неадекватной политикой США, стран Европейского Союза и других, которая привела к предъявлению санкций к отдельным юридическим и физическим лицам России.
Санкции, как таковые, были в мире в прошлом, есть в настоящем и будут в будущем.
История санкций знает их разные результаты. В одном случае санкции могут довести до войны. В другом случае, направленные на смену существующей власти, имеют ничтожный результат.
Примеры Кубы, Ирана, Кореи подтверждают это.
Что касается предъявляемых санкций к России, то они, очевидно, оказались не обоснованы ни политически, ни экономически.
Санкции США и других стран, подконтрольных этой стране, носят ярко выраженный характер политического шантажа, а шантажисту уступать в какой бы не было форме никогда нельзя.
Поэтому было логичным решение Президента Российской Федерации В. В. Путина ввести запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из Соединенных штатов Америки, стран Европейского Союза, Канады, Австрии, королевства Норвегии (Указ Президента Российской Федерации № 560 от 6 августа 2014 г.) [1].
Постановлением Правительства Российской Федерации № 778 от 7 августа 2014 г. [2] утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствие, которые сроком на один год запре-
щены к ввозу в Российскую Федерацию из стран, обозначенных в Указе Президента РФ от 06.08.2014 г.
В связи с этим запретом в Российской Федерации возникает проблема импортозамещения.
Напомним, что в 2013 г. на приобретение продовольствия по импорту в Российской Федерации было израсходовано 43,5 млрд долларов.
В основном, это деньги бизнеса действующего на агропродовольственном рынке нашей страны.
Естественно, что в условиях поступления на российскую территорию продовольствия на такие огромные суммы, запрет на дальнейшие поставки по импорту окажет заметное влияние на продовольственное обеспечение населения России основными продуктами питания.
В создавшихся условиях проблема импортозаме-щения, а также дальнейшее обеспечение продовольственной независимости российского государства, на наш взгляд, имеет два основных пути решения.
Путь первый. Пересмотр аграрной политики в Российской Федерации. Основной задачей должно стать увеличение государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, селекционных и семеноводческих хозяйств, племенного животноводства, возрождения сельскохозяйственного машиностроения и других актуальных направлений, способствующих позитивному развитию АПК страны.
Где взять деньги? К плановому финансированию сельского хозяйства, определенному бюджетом Российской Федерации необходимо прибавить 1012 млрд долларов, которые по оценкам российских и зарубежных аналитиков, будут высвобождены из общих расходов на импорт, в связи с запретом ввоза в нашу страну, согласно Указу Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560.
Необходимо принять ответственное политическое решение на осуществление именно этого варианта развития отечественного сельского хозяйства.
Информация о принятие президентского указа и правительского постановления всколыхнули надежды сельскохозяйственных товаропроизводителей России. Во всех средствах массовой информации активно обсуждаются перспективы развития АПК, направленные на импортозамещение, обеспечение продовольственной независимости, а стало быть, национальной безопасности государства.
Особенно остро обсуждается вопрос качества и безопасности пищевой продукции поступавшей до сих пор в нашу страну.
Россельхознадзор, Роспотребнадзор и другие контролирующие органы разом стали обнародовать информацию о большом количестве некачественной импортной сельскохозяйственной продукции, которая присутствовала на агропродовольственном рынке Российской Федерации.
Конечно похвально, что органы госнадзора обладают знаниями состояния качества и безопасности пищевых продуктов, но зададим себе вопрос. А если бы не было Указа Президента Российской Федерации, то так и продолжалась бы торговля некачественным продовольствием?
Согласимся, что эта ситуация, по крайней мере, вызывает много вопросов.
Экономика ^SfJ
Настораживает и такое обстоятельство. Во всех средствах массовой информации сегодня идут сообщения, что объемы импорта продовольственных товаров по устоявшейся номенклатуре не снизятся.
Таким образом, мы видим и второй путь решения продовольственной проблемы.
То есть все останется по-прежнему: огромное финансирование импорта (меняются лишь поставщики) и недофинансирование отечественного АПК со всеми существующими ныне трудностями и невозможностью устойчивого экономического развития сельского хозяйства Российской Федерации.
Выводы очевидны. Если страна пойдет первым путем, то это будет путь реального подъема и инновационного развития отечественного аграрного сектора экономики, гарантированного обеспечения импортозамещения и продовольственной независимости государства.
О других вариантах просто не хочется думать. История не простит нам, если не воспользуемся выпавшим шансом сделать российское сельское хозяйство мощнейшим стратегическим и социально-экономическим сектором государства, позволяющим обеспечить продуктами питания не только население страны, но и занять заметное место на мировом агро-продовольственном рынке.
Литература
1. Сайт Администрации Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL : http://www.state.kremlin.ru.
2. Российская газета. 8 августа 2014 г. № 178 (6450).
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549.
4. Ханнанова Т. Р., Воронин Б. А. Государственная аграрная политика : проблемы объективации // Право и политика. 2013. № 4. C. 489-498.
5. Воронин Б. А., Ханнанов Р. А., Ханнанова Т. Р. Новые концептуальные основы обеспечения устойчивого аграрного производства // Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89.
6. Воронин Б. А. Проблемы обеспечения продовольственной независимости Российской Федерации в современных условиях // Аграрное и земельное право. 2009. № 11. С. 11-14.
References
1. Website of the Presidential Administration of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL : http://www.state.kremlin.ru.
2. Russian newspaper. August 8, 2014. № 178 (6450).
3. Laws of the Russian Federation. 2012. № 32. Art. 4549.
4. Hannanova T. P., Voronin B. A. State agricultural policy : problems of objectification // Law and Politics. 2013. № 4. P. 489-498.
5. Voronin B. A., Khannanov R. A., Hannanova T. R. New conceptual basis for sustainable agricultural production // Agrarian bulletin of the Urals. 2012. № 6. P. 81-89.
6 Voronin B. A. challenges of providing food independence of the Russian Federation in modern conditions // Agrarian and land law. 2009. № 11. P. 11-14.
Потенциал российского сельского хозяйства позволяет выполнить такие задачи.
Правительство Российской Федерации в настоящее время приступило к разработке специальных мер по импортозамещению. Планируется внести изменения или дополнения в федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [3], другие законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере обеспечения продовольственной безопасности России.
Необходимо разработать четкий организационно-экономический механизм устойчивого развития отечественного сельского хозяйства с учетом геополитических вызовов и угроз.
Мы должны осознать, что разговоры о продовольственных войнах сегодня реально воплощаются в политике многих мировых стран. У России есть реальный шанс стать в мире ведущим производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции.
Для реализации этих целей у российского государства должна быть адекватная аграрная политика.