Научная статья на тему 'Риски и перспективы биоинженерного усовершенствования человека'

Риски и перспективы биоинженерного усовершенствования человека Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
666
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОТЕХНОЛОГИИ / БИОИНЖЕНЕРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РИСК / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / БИОЭТИКА / ТРАНСГУМАНИЗМ / BIOTHECNOLOGIES / BIOENGINEERING IMPACT / RISK / HUMAN ENHANCEMENT / BIOETHICS / TRANSHUMANISM

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Арефьев Александр Александрович

В работе рассматриваются основные риски и перспективы применения биоинженерных технологий для физического и интеллектуального усовершенствования человека. Автор связывает моральные проблемы выбора отдельных людей с более масштабными рисками социального неравенства и изменения самого понятия «человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks and perspectives of human enhancement technologies

In this article, the author describes the main risks and perspectives of physical and intellectual enhancement technologies. The author connects problems of personal moral choice with wider risks of social inequality and transformation of the notion «human».

Текст научной работы на тему «Риски и перспективы биоинженерного усовершенствования человека»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 1:316

Арефьев Александр Александрович

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

^адог@гатЫег. ги

РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БИОИНЖЕНЕРНОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В работе рассматриваются основные риски и перспективы применения биоинженерных технологий для физического и интеллектуального усовершенствования человека. Автор связывает моральные проблемы выбора отдельных людей с более масштабными рисками социального неравенства и изменения самого понятия «человек».

Ключевые слова: биотехнологии, биоинженерное воздействие, риск, усовершенствование человека, биоэтика, трансгуманизм.

«Расширение»: интерфейс человек-машина

Строго говоря, «усовершенствование» (от англ. - enhancement), «расширение» или «улучшение человека» включает любую деятельность по развитию наших физических и интеллектуальных способностей: чтение книг, занятия спортом - всё это является разновидностями «усовершенствования». С моральной точки зрения такие естественные практики являются нейтральными и неинтересными. Дискуссия начинается только в тех случаях, когда внешнее, искусственное воздействие на человека приводит к скачкообразному превышению его способностей по сравнению со среднестатистическими способностями окружающих. Далее мы будем рассматривать примеры разных типов биоинженерного усовершенствования человека, как в качестве терапии для восполнения функций, так и за её пределами. Реальный риск для будущего, механизм которого в целом сформирован уже сегодня, содержат разработки новейших интерфейсов человек-машина.

Сам принцип создания киборг- или гибридных систем человек-машина предполагает прямое взаимодействие техники с участками мозга. Человек не просто получает контроль над цифровым устройством или искусственной конечностью - он добровольно передаёт подробную информацию о своём физическом и эмоциональном состоянии. Такие разработки содержат высокий риск вмешательства в свободу выбора, как пациента, так и энтузиаста «улучшения». Например, интерфейс мозг-цифро-вая камера, который активно разрабатывается для восстановления зрения, не исключает трансляции рекламы или другого типа воздействия, чем может в корне изменить понятие «картина мира».

Серьёзных успехов в компенсаторном применении интерфейса обезьяна-машина добился бразильский нейрофизиолог Мигель Николелис. М. Нико-лелис занимается проблемой восстановления утраченных конечностей у людей и животных. Он, безусловно, является энтузиастом технокиберцивилизации: «Весь потенциал “цифровой революции” сдерживался её расчетом на невысоко производи-

тельные и относительно медленные интерфейсы человек-машина (e.g., клавиатура, мышь и т.д.). <.. .> Диапазон использования такого инструмента ограничен конструктивной неспособностью к ассимиляции многочисленными внутренними отделами мозга в качестве непрерывного расширения наших конечностей или органов чувств. <.> Если такие устройства можно будет внедрить в “невральное пространство” как продолжения наших мускулов и чувств, они могут привести к беспрецедентному (и недостижимому сегодня) росту сенсорной, моторной и когнитивной активности человечества» [6, с. 223]. В 2008 году Николелис и его коллеги продемонстрировали, как обезьяна Айдоя (Idoya) привела в движение робота на тренажере-дорожке. Прототип - модель человека - шагал по движущемуся полотну, и, в зависимости от сигналов мозга обезьяны, менял скорость. Учёный и его команда сотрудничают с проектом Вычислительный мозг японского Агентства по науке и технологиям, Киото [5].

Важным документом является официальный Доклад Европейской группы по этике в науке и новых технологиях (OPINION OF THE EUROPEAN GROUP ON ETHICS IN SCIENCE AND NEW TECHNOLOGIES TO THE EUROPEAN COMMISSION). В Докладе [7] от 2005 года есть раздел «Этические аспекты имплантации информационно-коммуникационных устройств в человеческое тело» (ETHICAL ASPECTS OF ICT IMPLANTS IN THE HUMAN BODY) и специальный раздел «Имплантация ИКУ (здесь и далее - информационно-коммуникационные устройства) и расширение физических и умственных способностей» (ICT Implants and Enhancement of Physical and Mental Capabilities). Далее приводиться наш перевод раздела.

Должны быть предприняты усилия, чтобы не допустить использование ИКУ-имплантов для создания общества из двух классов, либо усилить разрыв между индустриальными странами и остальным миром. Доступ к ИКУ-имплантам для расширения (улучшения) человеческих возможностей должен быть использован только для того, чтобы: 1. Помочь детям или взрослым достичь нор-

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

© Арефьев А.А., 2013

мальных для популяции (антропометрических) параметров, если они желают этого и дали письменное согласие; 2. Улучшить шансы иммунной системы перед вирусами, например против ВИЧ.

В случае с использованием расширения в целях здравоохранения, доступ к ИКУ-имплантам должен быть основан на необходимой потребности, а не на экономических ресурсах или социальном статусе (потенциального носителя ИКУ-имп-ланта). Европейская комиссия по этике подчёркивает необходимость категорического запрета следующих возможностей: использование ИКУ-имп-лантов в качестве основы для кибер-расизма; для изменения идентичности, памяти, восприятия человеком самого себя и окружающих; для улучшения способностей с целью подчинить других людей; для принуждения к внедрению ИКУ-имплан-тов людей, которые их не используют.

Этическая экспертиза

Е.Г. Гребенщикова, российский специалист по биоэтике, связывает актуальность этического рассмотрения новейших технологий с глобальными изменениями внутри самой науки: «Формирование биоэтического дискурса совпадает на Западе с критикой научной рациональности и научного истеблишмента, с осознанием опасностей технократического мышления, понимаемого как “инженерия человеческих душ и тел”. Поставив под сомнение этико-аксиологические основания научно-технологического развития, общественные дискуссии актуализировали вопросы дальнейших перспектив практических приложений научного знания и возможных, но не всегда прогнозируемых рисков» [1, с. 148-149].

Центральный вопрос в спорах о моральной допустимости «улучшения» можно сформулировать так: будет ли существование усовершенствованных людей нарушением конституционных прав обычных граждан за счёт превосходства в физических и интеллектуальных способностях?

На данный момент, когда ещё нет прецедентов судебного разбирательства подобных дел, чётко ответить на этот вопрос нельзя. Отсутствие социальной практики взаимодействия между простыми и «улучшенными» людьми и высокая секретность современных разработок определяют футурологический и фантастический характеры аргументов, приводимых противниками «усовершенствования». Протагонисты «усовершенствования» парируют аргументы своих соперников их собственным оружием демократии: никто не вправе запрещать человеку свободно выбирать образ жизни, в том числе - изменять своё тело, если это не принесёт вреда окружающим.

П.Д. Тищенко, один из отечественных специалистов по биоэтике, выделяет ряд проблем биоин-женерных технологий, важных для человеческого достоинства: «Био-инженер - это не ремесленник,

а скорее крестьянин, “вирусовод” и селекционер полезных ошибок природы (мутаций). <...> Если в работе с материалом неживой природы изготовитель является единственным агентом (субъектом), то в работе с материалом живым (в модифицировании) модификатор является ко-агентом, работающим с другим субъектом (живым телом). Действие из конструирования приобретает вид интервенции в процессы, которые имеют собственную, независящую от деятеля активность. <.> Все точнейшие и подробнейшие предсказания упираются в “человеческий фактор”. В живое, плохо контролируемое тело человека. <...> Поэтому продукт и средство биоинженерной деятельности столь сложен, что прогностические науки не способны более или менее достоверно отследить возможные последствия. Как образно высказывается Йонас, “предсказание превращается в гадание, планирование результатов - в рискованную игру (gambling)”. Риск приобретает черты Фортуны» [2, с. 128].

Подобно тому, как в профессиональном спорте и спорте высших достижений есть и продолжает быть актуальной проблема вреда, наносимого допингом, в этической дискуссии об «улучшении человека» существует постоянный ценностный конфликт между автономией воли отдельного человека и здоровьем и безопасностью общества. Авторы 25 вопросов по этике усовершенствования [4] предлагают частично разрешить это противоречие через установление патерналистской политики в области биотехнологий для плохо информированных граждан (например, детей), по аналогии с табаком и алкоголем. Если человек хорошо информирован о риске и идёт на «улучшение» сознательно, нельзя с абсолютной уверенностью гарантировать, что ни он, ни другие при этом не пострадают. Итогом размышлений авторов становится констатация необходимости «покровительственной» демократии для защиты гражданских свобод.

Интересно, что в сегодняшней полемике вокруг усовершенствования человека воспроизводится древнее представление об изначальном несовершенстве человека, о его грехопадении или уходе от идеала. Вот что пишет об этом В.Ю. Хен: «Желание усовершенствовать человека - гораздо древнее собственно евгенических программ. Миф о лучших временах в той или иной форме встречается у самых разных народов, разделённых пропастью времени и расстояния. Например, тотемические мифы аборигенов Австралии повествуют о необычных свойствах, присущих некоторым из предков людей, которые могли самостоятельно возноситься на небо или опускаться под землю. В Шумере верили в существование волшебной “страны живых”, в которой люди не знали ни болезней, ни смерти. Согласно представлениям майя, первые люди были умны, красивы и проницательны, но позже ревнивые боги-создатели лишили их этих качеств» [3, с. 125].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

67

Разница между прошлыми столетиями и нашим временем в том, что если раньше религия и философия предлагали человеку маяки и тропы на пути к нравственному совершенству, то сегодня биотехнологии предлагают свой, конкурентный проект радикального телесного усовершенствования. Протагонисты безграничной модификации тела используют термин «трансгуманизм» чтобы подчеркнуть, что подобные операции могут и должны превосходить обыденную трактовку понятия «человек». Легендарные существа - сатиры, кентавры, русалки -теперь становятся проектами «постчеловечества».

Интересную точку зрения в защиту телесного усовершенствования человечества, продления срока жизни высказывает профессор из Канады Кристин Оверол. Консервативный аргумент своих оппонентов - жизнь полноценна именно в том объёме, который нам отпущен - профессор Оверол считает ошибочным. Она считает, что отказывая пожилым людям в возможности продления жизни, мы нарушаем их права. Конкретно автор выступает в защиту граждан, большая часть жизни которых прошла в неблагоприятных условиях и тяжелом труде. С этой точки зрения технологии enhancement могут быть использованы для восстановления организма, которое неподвластно стандартной медицине.

Основная надежда и перспектива биоинженер-ных технологий заключается в добросовестном применении её в тех случаях лечения, когда традиционная медицина помочь не в состоянии. К таким случаям относятся, например, восстановление организма после многих лет труда и проживания в неблагоприятных условиях, восстановление зрения, слуха и другие. Более фантастической, но не менее желанной для многих сторонников биоинженерных технологий является перспектива продления срока биологической жизни человека.

Что же касается рисков, то, во-первых, необходимо говорить об интеллектуальном риске неадекватного восприятия масштабов и возможностей современных биотехнологий: реальные факты имплантации «биочипов» резко расходятся с представлениями большинства обывателей о перспективах распространения подобных устройств.

Во-вторых, существует на первый взгляд фантастический, но признанный Европейской комиссией по этике риск создания общества из двух классов, связанный с проектом расширения физических и интеллектуальных возможностей. В отличие от «компенсаторного» использования биотехнологий, направленного на восстановление и лечение утраченных органов или способностей человека, «расширительный» подход принципиально не ставит перед учёными рамок по вмешательству в пространство человеческого тела с целью превзойти данные от природы возможности. Общество из двух классов, соответственно, может возникнуть в ре-

зультате концентрации политической власти в руках улучшенных, «расширенных» людей. Заметим, что в случае изменения человеческого тела, результат будет рассчитан на краткосрочную перспективу индивидуальной жизни, ждать следующего поколения будет необязательно. Следовательно, реален риск быстрого расслоения общества.

В-третьих, упомянем о риске правового нигилизма. Уровень информированности сограждан о своих правах и возможностях в области медицины низок даже в крупных городах. В такой обстановке, когда нет ещё правового самосознания граждан в основе выбора медицинских услуг, мы можем говорить о риске правового нигилизма. Это означает безответственное отношение человека к себе лишь как к объекту медицинских воздействий, незнание себя в качестве субъекта права.

Библиографический список

1. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарные основания биоэтического знания // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 4 / ответ. ред. Ф.Г. Майленова. - М.: ИФРАН, 2011. - С. 139-152.

2. Тищенко П.Д. Человечество: фортуна, риск и игра (опыт эсхатологии) // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 5 / ответ. ред. Ф.Г. Майленова. - М.: ИФРАН, 2011. - С. 108-148.

3. Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» // Вопросы философии. - 2006. - №5. - С. 123-136.

4. Allhoff F., Lin P., Moore J., Weckert J. Ethics of

human enhancement: 25 questions and answers. Prepared for US National Science Foundation (awards #0620694, 0621021). 2009. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.http://

www.ethics.calpoly.edu/NSF_report.pdf) (дата обращения: 19.04.2013).

5. Greenemeier L. Monkey think, robot do //

Scientific American 15.01.2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.scientificamerican.com/article.cfm?id=monkey-think-robot-do (дата обращения: 19.04.2013).

6. Nicolelis M. Human-machine interaction: potential impact of nanotechnology on the design of neuroprosthetic devices aimed at restoring or augmenting human performance // Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Roco, M. and Bainbridge, W., Editors. 2002 Arlington, VA: National Science Foundation and U.S. Department of Commerce. - P. 223-227.

7. Opinion of the european group on ethics in science and new technologies to the european commission (16.03.2005). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ec.europa.eu/archives/ european_group_ethics/docs/avis20_en.pdf (дата обращения: 19.04.2013)

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.