Финансовая система региона
риски ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА: ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА
М.Э. БУяновА, кандидат экономических наук, доцент
д.а. дятлов
волгоградский государственный университет
В условиях товарно-денежных отношений важнейшим фактором, определяющим государственную целостность, является единая система денежных отношений — система финансов, выступающая в качестве основы экономического и политического единства государства. Именно поэтому в экономике любой страны финансовая система занимает особое место.
Важным условием эффективного государственного управления является достаточное финансовое обеспечение структурных реформ, теоретическое и методическое обоснование политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на региональном уровне. Специфичность роли, отведенной финансовой системе, на региональном уровне обусловливается тем, что субъекты финансовой системы являются связующим звеном между субъектами всех секторов и подсекторов, так как они аккумулируют средства, источником которых являются принятые обязательства, и затем с их помощью финансируют деятельность других секторов и подсекторов финансовой системы.
Выделение региональной финансовой системы как части финансовой системы страны обусловлено преобладанием внутренних взаимодействий в системе над внешними; ее способностью к самосохранению вследствие лабильности по отношению к внешним воздействиям. Ее границы определяются связностью — свойством взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты, основанном на необходимости согласования интересов экономических субъектов территории, а также совместного удовлетворения общественных потребностей. Связность реги-
ональной финансовой системы проявляется в том, что решения и ресурсы одних региональных экономических субъектов затрагивают интересы и влияют на решения других экономических субъектов, одновременно порождая риски и угрозы ее развитию. Так, изменения пропорций распределения финансовых ресурсов предприятий в сторону уменьшения инвестиций, рост неорганизованных сбережений населения, утечка банковских ресурсов за пределы региона, недостаточность бюджетных доходов региона взаимосвязаны и негативным образом влияют на объем финансовых ресурсов и финансовые решения субъектов региональной экономики.
Проблема устойчивого, стабильного развития финансовой системы становится особенно актуальной в связи с динамичностью функционирования и развития российского рынка, открытостью региональной экономики, ускоряющимся динамизмом хозяйственной жизни, возрастающей напряженностью ресурсного обеспечения, изменчивостью внешних и внутренних факторов, влиянию которых подвержена деятельность хозяйствующих субъектов региона, снижением их управляемости. Происходящие изменения требуют разработки и внедрения стратегии и механизмов регулирования рисков и угроз в практику управления финансовой системой на региональном уровне.
Понятие финансовой системы региона не имеет устоявшегося определения в отечественной экономической науке. По своему содержанию большинство ученых отождествляют его с понятием «финансы региона», под которыми понимаются денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, обеспечивающие нормальный с
Рис. 1. Структуры и функции финансовой системы региона Источник: составлено авторами.
точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии в законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения1.
Авторы считают, что в приведенном определении подчеркивается системообразующая роль финансов и их влияние на производственную и социальную подсистемы региона. Исходя из этого, под финансовой системой региона будем понимать систему экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории. Участниками указанной системы являются государственные властные структуры, субъекты хозяйствования, население региона, вступающие в отношение по поводу формирования и расходования денежных средств. Финансовая система региона имеет «тройственную» природу, основанную на взаимодействии трех подсистем: государственной, муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц2. Первые две группы финансов можно отнести к категории общественных финансов, а третью разделить на две — корпоративные финансы и финансы населения. На разных стадиях разви-
1 Михеева Н. Н. Региональная экономика и управление / Н. Н. Михеева. - Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. - С. 156.
2 Климанов В. В. Региональные системы и региональное развитие в России / В. В. Климанов. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — С. 224.
тия региональных систем происходят аккумуляция и деконцентрация финансовых ресурсов в той или иной сфере. При этом образуется сложная совокупность связей, в которой каждый элемент является условием другого и обусловлен им.
Сущность и роль финансовой системы региона обусловлена выполнением ряда функций (мобилизационной, распределительной и контрольной), направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития регионов. Структура и функции региональной финансовой системы представлены на рис. 1.
Таким образом, финансовая система органически необходима для обслуживания воспроизводственных процессов региональной экономики, оказывает содействие в их развитии и совершенствовании, но в то же время финансовая система экономики более, чем другие отрасли, подвержена влиянию различных видов факторов, приводящих к возникновению рисковых ситуаций.
Риск развития региональной финансовой системы — это возможная опасность отклонения от желаемого результата (которую можно измерить) при выборе субъектом финансовой системы решения из числа альтернативных в условиях неопределенности. Неопределенность в финансовой системе — это ситуации, при которых полностью или частично отсутствует информация о любых возможных состояниях экономической системы и внешнего окружения финансового субъекта.
Основными факторами, порождающими состояние риска, по нашему мнению, являются (рис. 2):
— риск изменения политической ситуации;
— противоречивость законодательства;
— нестабильность экономической политики;
— нестабильность финансовой политики;
— нестабильность налоговой политики;
— непредвиденные изменения конъюнктуры рынка;
— непредвиденные действия конкурентов;
рис. 2. Факторы риска финансовой системы региона
— непредвиденные изменения экономической обстановки в регионе;
— научно-технические;
— экологические;
— индивидуальные черты поведения отдельных физических лиц;
— финансовое состояние предприятия;
— рост просроченной кредиторской задолженности4.
Негативное действие факторов неопределенности заметно сильнее эффекта практикуемой в настоящее время системы мер по их нейтрализации. Скрытый механизм проявления факторов неопределенности делает его трудно поддающимся регулированию и управлению в целях ослабления отрицательного эффекта или адаптации хозяйственных процессов к его действию. Урон, наносимый этими факторами, имеет место только благодаря недооценке субъектами финансовой системы их роли в понижении хозяйственных результатов, а также отсутствию каких-либо средств количест-
3 Составлено авторами по материалам: Букато В. И. Банки и банковские операции / В. И. Букато. — М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 302.
4 Попов А. С. Управление внутренним кредитным риском в российских банках / А. С. Попов // Финансы и кредит. — 2003. —
№ 9. — С. 12 — 16.
венного измерения. В связи с этим возрастает роль комплексной многофакторной оценки риска развития финансовой системы.
Авторами предлагается методика, с помощью которой возможно проведение оперативного анализа, мониторинга и прогнозирования риска развития финансовой системы с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций в регионе. Предлагаемая методика включает три этапа анализа.
На первом этапе проводится сбор и анализ статистических и аналитических материалов за определенный промежуток времени, характеризующих как состояние финансовой системы, так и уровень социально-экономического развития регионов. При выборе индикаторов для информационно-методического обеспечения анализа необходимо руководствоваться следующими методологическими принципами5:
— комплексностью оценки, обеспечивающей учет дифференциации всех важнейших аспектов социально-экономического положения субъектов РФ;
— системностью оценки, предполагающей учет взаимосвязей базовых показателей и использование иерархически упорядоченной структуры частных и интегральной характеристик регионального развития;
— обеспечением максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического положения регионов;
— учетом фактора сравнительной достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;
— наиболее полной адаптации системы используемых индикаторов к возможностям существую-
5 Буянова М. Э. Риски развития макрорегионального хозяйства: выявление и регулирование / М. Э. Буянова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — С. 280.
Таблица 1
система показателей многофакторной оценки рисков развития финансовой системы регионов
Показатель метод расчета
1. Валовой региональный продукт на душу населения Отношение валового регионального продукта к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности
2. Инвестиции в основной капитал на душу населения Отношение объема инвестиций к численности населения, деленное на коэффициент удорожания затрат
3. Соотношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму Отношение среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума
4. Основные фонды на душу населения Отношение стоимости основных фондов к численности населения, деленное на районный коэффициент удорожания затрат
5. Количество кредитных организаций на душу населения Соотношение количества кредитных организаций к общей численности населения
6. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам на душу населения Соотношения общего числа кредитов выданных кредитными организациями юридическим лицам к общей численности населения
7. Банковские вклады (депозиты) физических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Соотношения общего числа вкладов привлеченных кредитными организациями от физических лиц к общей численности населения
8. Банковские вклады (депозиты) юридических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Соотношения общего числа вкладов привлеченных кредитными организациями от юридических лиц к общей численности населения
9. Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности Соотношение просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности
10. Финансовая обеспеченность региона на душу населения Отношение доходов региона к численности, деленное на коэффициент уровня покупательной способности
11. Удельный вес убыточных предприятий к общему числу предприятий Соотношения убыточных предприятий к общему числу предприятий
12. Сальдированный результат деятельности предприятий (прибыль — убыток) Конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций
13. Налоговые поступления в бюджет на душу населения Соотношение количества налоговых поступлений в бюджет к общей численности населения
Источник: составлено авторами.
щей статистической отчетности с приоритетной ориентацией на методы автоматизированной обработки исходных данных;
— достижением максимального уровня вариантности региональных оценок по базовым и интегральному показателям с учетом возможности корректного применения методов экономико-статистических исследований получаемых результатов.
Базовые показатели, которые предлагается использовать для оценки риска развития финансовой системы регионов, представлены в табл. 1.
На втором этапе проводится многофакторная оценка риска развития финансовой системы, в результате которой получен интегральный индикатор его уровня для исследуемого региона. Для анализа положена методика построения интегрального показателя на основе представления всех исходных оценочных индикаторов в виде интервальных (дискретных) балльных оценок и последующего их сум-
мирования по каждому характеризуемому региону (метод интервальной балльной оценки) (табл. 2).
На третьем этапе комплексной методики производится позиционирование регионов по уровню риска развития финансовой системы и выявление проблемных регионов, отличающихся низким уровнем социально-экономического развития и высоким уровнем риска.
Предложенные авторами индикаторы риска развития финансовой системы регионов Южного федерального округа (ЮФО) анализировались за 2004 — 2006 гг. В результате авторами был рассчитан сводный индикатор риска развития финансовой системы регионов ЮФО за 2006 г. (также см. рис. 3):
1) Республика Адыгея — 28;
2) Республика Дагестан — 25;
3) Республика Ингушетия — 18;
4) Кабардино-Балкарская Республика — 19;
5) Республика Калмыкия — 15;
6) Карачаево-Черкесская Республика — 20;
Таблица 2
Бальная оценка факторов риска развития финансовой системы
Показатель значение и оценка показателя Хорошее среднее Плохое
1. Валовой региональный продукт на душу населения Рост ВРП на душу населения, по сравнению с данными на отчетную дату (4 балла) 4 балла
Снижение на 10 % по сравнению с анализируемым периодом (2 балла) 2 балла
Снижение ВРП на душу населения, по сравнению с данными на отчетную дату более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
2. Инвестиции в основной капитал на душу населения Рост уровня инвестиций в основной капитал (2 балла) 2 балла
Снижение уровня инвестиций в основной капитал менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл
Снижение уровня в основной капитал более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
3. Соотношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму Рост среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, по сравнению с данными на отчетную дату (4 балла) 4 балла
Снижение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, по сравнению с данными на отчетную дату менее чем на 10 % (2 балла) 2 балла
Снижение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, по сравнению с данными на отчетную дату более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
4. Основные фонды на душу населения Прирост основных фондов (2 балла) 2 балла
Снижение числа основных фондов менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл
Снижение числа основных фондов в регионе более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
5. Количество кредитных организаций на душу населения Прирост кредитных организаций, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4 балла) 4 балла
Количество кредитных организаций, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилось или уменьшилось менее чем на 10 % (2 балла) 2 балла
Снижение количества кредитных организаций более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
6. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам на душу населения Рост количества кредитов выданных предприятиям в регионе кредитными организациями, по сравнению с данными на отчетную дату (2 балла) 2 балла
Снижение числа выданных кредитов кредитными организациями менее чем на 10 % (1 балл) 1 балла
Снижение числа выданных кредитов кредитными организациями более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
7. Банковские вклады (депозиты) физических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Прирост вкладов физических лиц (2 балла) 2 балла
Количество вкладов физических лиц уменьшилось менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл
Снижение числа вкладов физических лиц более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
8. Банковские вклады (депозиты) юридических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Прирост вкладов юридических лиц (2 балла) 2 балла
Количество вкладов юридических лиц уменьшилось менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл
Снижение числа вкладов юридических лиц произошло более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
9. Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности от 0 до 20 % (4 балла) 4 балла
Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности от 21 до 40 % (2 балла) 2 балла
Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности свыше 40 % (0 баллов) 0 баллов
Окончание табл. 2
Показатель Значение и оценка показателя Хорошее Среднее Плохое
10. Финансовая обеспеченность региона на душу населения Рост данного показателя в расчете на душу населения, по сравнению с данными на отчетную дату (4 балла) 4 балла
Величина данного показателя в расчете на душу населения снизилась менее чем на 10 % (2 балла) 2 балла
Величина данного показателя в расчете на душу населения снизилась более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
11. Удельный вес убыточных предприятий к общему числу предприятий Снижение убыточных предприятий, а соответственно и суммы убытка данных предприятий в регионе, по сравнению с данными на отчетную дату, более чем на 10 % (4 балла) 4 балла
Число убыточных предприятий, осталось на прежнем уровне (2 балла) 2 балла
Рост числа убыточных предприятий более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
12. Сальдированный результат деятельности предприятий (прибыль — убыток) Рост прибыли по сравнению с анализируемыми периодами (4 балла) 4 балла
Снижение прибыли менее чем на 10 % прежнем уровне по сравнению с анализируемыми периодами (2 балла) 2 балла
Снижение прибыли по сравнению с анализируемыми периодами более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
13. Налоговые поступления в бюджет на душу населения Рост уровня налоговых поступлений (2 балла) 2 балла
Снижение уровня налоговых поступлений менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл
Снижение уровня налоговых поступлений более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов
Итоговая оценка финансового положения (баллы) 36 - 40 16 - 20 0 - 15
Источник: составлено авторами.
Индикатор риска 35
30 25 20 15 10
31
28
25
-23"
19
20
18
15
29
29_29
27
/ / ////'
Регион
<9
Рис. 3. Сводный индикатор риска развития финансовой системы регионов ЮФО за 2006 г.
7) Республика Северная Осетия Алания — 23;
8) Краснодарский край — 31;
9) Ставропольский край — 29;
10) Астраханская область — 27;
11) Волгоградская область — 29;
12) Ростовская область — 29; На основании сводных индикаторов риска
можно разделить регионы ЮФО на 3 категории, в зависимости от уровня социально-экономического развития и уровня риска.
Первая категория — зона минимального риска. В данную группу вошел только Краснодарский край, где наблюдается наиболее высокий уровень социально-экономического развития с минимальным уровнем риска финансовой системы.
Вторая категория — зона умеренного риска. В данную группу вошли Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Республики Северная Осетия-Алания, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики и Республика Ингушетия. Данная группа характеризуется, по нашему мнению, приемлемым уровнем соци-
ально-экономического развития региона, а также средним уровнем риска финансовой системы.
Несмотря на то, что Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики и Республика Ингушетия вошли во вторую группу риска, по своим показателям они оказались очень близки к третьей группе риска, в связи с этим к данным регионом должно быть обращено особое внимание.
Третья категория — зона высокого риска. В данную группу вошла Республика Калмыкия, набравшая минимальное количество баллов. Данная категория характеризуется наивысшем уровнем риска развития финансовой системы и низким уровнем социально-экономического развития региона.
Таким образом, представленная методика позволяет проводить оперативный анализ, мониторинг и прогнозирование риска развития финансовой системы региона с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций и учитывать результаты научного анализа при выработке адекватной финансовой политики.