Научная статья на тему 'Риски финансовой системы региона: выявление и оценка'

Риски финансовой системы региона: выявление и оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буянова М.Э., Дятлов Д.А.

В статье авторами рассмотрена региональная финансовая система как часть финансовой системы страны. Представлена структура, функции, сущность и роль финансовой системы региона, дано понятие финансовой системы региона, а также риска развития региональной финансовой системы, выявлены основные факторы риска. Предложена методика оценки рисков развития финансовой системы на примере регионов Южного федерального округа, а также выявлены регионы ЮФО с зоной минимального, умеренного и высокого риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски финансовой системы региона: выявление и оценка»

Финансовая система региона

риски ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА: ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА

М.Э. БУяновА, кандидат экономических наук, доцент

д.а. дятлов

волгоградский государственный университет

В условиях товарно-денежных отношений важнейшим фактором, определяющим государственную целостность, является единая система денежных отношений — система финансов, выступающая в качестве основы экономического и политического единства государства. Именно поэтому в экономике любой страны финансовая система занимает особое место.

Важным условием эффективного государственного управления является достаточное финансовое обеспечение структурных реформ, теоретическое и методическое обоснование политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на региональном уровне. Специфичность роли, отведенной финансовой системе, на региональном уровне обусловливается тем, что субъекты финансовой системы являются связующим звеном между субъектами всех секторов и подсекторов, так как они аккумулируют средства, источником которых являются принятые обязательства, и затем с их помощью финансируют деятельность других секторов и подсекторов финансовой системы.

Выделение региональной финансовой системы как части финансовой системы страны обусловлено преобладанием внутренних взаимодействий в системе над внешними; ее способностью к самосохранению вследствие лабильности по отношению к внешним воздействиям. Ее границы определяются связностью — свойством взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты, основанном на необходимости согласования интересов экономических субъектов территории, а также совместного удовлетворения общественных потребностей. Связность реги-

ональной финансовой системы проявляется в том, что решения и ресурсы одних региональных экономических субъектов затрагивают интересы и влияют на решения других экономических субъектов, одновременно порождая риски и угрозы ее развитию. Так, изменения пропорций распределения финансовых ресурсов предприятий в сторону уменьшения инвестиций, рост неорганизованных сбережений населения, утечка банковских ресурсов за пределы региона, недостаточность бюджетных доходов региона взаимосвязаны и негативным образом влияют на объем финансовых ресурсов и финансовые решения субъектов региональной экономики.

Проблема устойчивого, стабильного развития финансовой системы становится особенно актуальной в связи с динамичностью функционирования и развития российского рынка, открытостью региональной экономики, ускоряющимся динамизмом хозяйственной жизни, возрастающей напряженностью ресурсного обеспечения, изменчивостью внешних и внутренних факторов, влиянию которых подвержена деятельность хозяйствующих субъектов региона, снижением их управляемости. Происходящие изменения требуют разработки и внедрения стратегии и механизмов регулирования рисков и угроз в практику управления финансовой системой на региональном уровне.

Понятие финансовой системы региона не имеет устоявшегося определения в отечественной экономической науке. По своему содержанию большинство ученых отождествляют его с понятием «финансы региона», под которыми понимаются денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, обеспечивающие нормальный с

Рис. 1. Структуры и функции финансовой системы региона Источник: составлено авторами.

точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии в законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения1.

Авторы считают, что в приведенном определении подчеркивается системообразующая роль финансов и их влияние на производственную и социальную подсистемы региона. Исходя из этого, под финансовой системой региона будем понимать систему экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории. Участниками указанной системы являются государственные властные структуры, субъекты хозяйствования, население региона, вступающие в отношение по поводу формирования и расходования денежных средств. Финансовая система региона имеет «тройственную» природу, основанную на взаимодействии трех подсистем: государственной, муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц2. Первые две группы финансов можно отнести к категории общественных финансов, а третью разделить на две — корпоративные финансы и финансы населения. На разных стадиях разви-

1 Михеева Н. Н. Региональная экономика и управление / Н. Н. Михеева. - Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. - С. 156.

2 Климанов В. В. Региональные системы и региональное развитие в России / В. В. Климанов. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — С. 224.

тия региональных систем происходят аккумуляция и деконцентрация финансовых ресурсов в той или иной сфере. При этом образуется сложная совокупность связей, в которой каждый элемент является условием другого и обусловлен им.

Сущность и роль финансовой системы региона обусловлена выполнением ряда функций (мобилизационной, распределительной и контрольной), направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития регионов. Структура и функции региональной финансовой системы представлены на рис. 1.

Таким образом, финансовая система органически необходима для обслуживания воспроизводственных процессов региональной экономики, оказывает содействие в их развитии и совершенствовании, но в то же время финансовая система экономики более, чем другие отрасли, подвержена влиянию различных видов факторов, приводящих к возникновению рисковых ситуаций.

Риск развития региональной финансовой системы — это возможная опасность отклонения от желаемого результата (которую можно измерить) при выборе субъектом финансовой системы решения из числа альтернативных в условиях неопределенности. Неопределенность в финансовой системе — это ситуации, при которых полностью или частично отсутствует информация о любых возможных состояниях экономической системы и внешнего окружения финансового субъекта.

Основными факторами, порождающими состояние риска, по нашему мнению, являются (рис. 2):

— риск изменения политической ситуации;

— противоречивость законодательства;

— нестабильность экономической политики;

— нестабильность финансовой политики;

— нестабильность налоговой политики;

— непредвиденные изменения конъюнктуры рынка;

— непредвиденные действия конкурентов;

рис. 2. Факторы риска финансовой системы региона

— непредвиденные изменения экономической обстановки в регионе;

— научно-технические;

— экологические;

— индивидуальные черты поведения отдельных физических лиц;

— финансовое состояние предприятия;

— рост просроченной кредиторской задолженности4.

Негативное действие факторов неопределенности заметно сильнее эффекта практикуемой в настоящее время системы мер по их нейтрализации. Скрытый механизм проявления факторов неопределенности делает его трудно поддающимся регулированию и управлению в целях ослабления отрицательного эффекта или адаптации хозяйственных процессов к его действию. Урон, наносимый этими факторами, имеет место только благодаря недооценке субъектами финансовой системы их роли в понижении хозяйственных результатов, а также отсутствию каких-либо средств количест-

3 Составлено авторами по материалам: Букато В. И. Банки и банковские операции / В. И. Букато. — М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 302.

4 Попов А. С. Управление внутренним кредитным риском в российских банках / А. С. Попов // Финансы и кредит. — 2003. —

№ 9. — С. 12 — 16.

венного измерения. В связи с этим возрастает роль комплексной многофакторной оценки риска развития финансовой системы.

Авторами предлагается методика, с помощью которой возможно проведение оперативного анализа, мониторинга и прогнозирования риска развития финансовой системы с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций в регионе. Предлагаемая методика включает три этапа анализа.

На первом этапе проводится сбор и анализ статистических и аналитических материалов за определенный промежуток времени, характеризующих как состояние финансовой системы, так и уровень социально-экономического развития регионов. При выборе индикаторов для информационно-методического обеспечения анализа необходимо руководствоваться следующими методологическими принципами5:

— комплексностью оценки, обеспечивающей учет дифференциации всех важнейших аспектов социально-экономического положения субъектов РФ;

— системностью оценки, предполагающей учет взаимосвязей базовых показателей и использование иерархически упорядоченной структуры частных и интегральной характеристик регионального развития;

— обеспечением максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического положения регионов;

— учетом фактора сравнительной достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

— наиболее полной адаптации системы используемых индикаторов к возможностям существую-

5 Буянова М. Э. Риски развития макрорегионального хозяйства: выявление и регулирование / М. Э. Буянова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — С. 280.

Таблица 1

система показателей многофакторной оценки рисков развития финансовой системы регионов

Показатель метод расчета

1. Валовой региональный продукт на душу населения Отношение валового регионального продукта к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности

2. Инвестиции в основной капитал на душу населения Отношение объема инвестиций к численности населения, деленное на коэффициент удорожания затрат

3. Соотношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму Отношение среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума

4. Основные фонды на душу населения Отношение стоимости основных фондов к численности населения, деленное на районный коэффициент удорожания затрат

5. Количество кредитных организаций на душу населения Соотношение количества кредитных организаций к общей численности населения

6. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам на душу населения Соотношения общего числа кредитов выданных кредитными организациями юридическим лицам к общей численности населения

7. Банковские вклады (депозиты) физических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Соотношения общего числа вкладов привлеченных кредитными организациями от физических лиц к общей численности населения

8. Банковские вклады (депозиты) юридических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Соотношения общего числа вкладов привлеченных кредитными организациями от юридических лиц к общей численности населения

9. Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности Соотношение просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности

10. Финансовая обеспеченность региона на душу населения Отношение доходов региона к численности, деленное на коэффициент уровня покупательной способности

11. Удельный вес убыточных предприятий к общему числу предприятий Соотношения убыточных предприятий к общему числу предприятий

12. Сальдированный результат деятельности предприятий (прибыль — убыток) Конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций

13. Налоговые поступления в бюджет на душу населения Соотношение количества налоговых поступлений в бюджет к общей численности населения

Источник: составлено авторами.

щей статистической отчетности с приоритетной ориентацией на методы автоматизированной обработки исходных данных;

— достижением максимального уровня вариантности региональных оценок по базовым и интегральному показателям с учетом возможности корректного применения методов экономико-статистических исследований получаемых результатов.

Базовые показатели, которые предлагается использовать для оценки риска развития финансовой системы регионов, представлены в табл. 1.

На втором этапе проводится многофакторная оценка риска развития финансовой системы, в результате которой получен интегральный индикатор его уровня для исследуемого региона. Для анализа положена методика построения интегрального показателя на основе представления всех исходных оценочных индикаторов в виде интервальных (дискретных) балльных оценок и последующего их сум-

мирования по каждому характеризуемому региону (метод интервальной балльной оценки) (табл. 2).

На третьем этапе комплексной методики производится позиционирование регионов по уровню риска развития финансовой системы и выявление проблемных регионов, отличающихся низким уровнем социально-экономического развития и высоким уровнем риска.

Предложенные авторами индикаторы риска развития финансовой системы регионов Южного федерального округа (ЮФО) анализировались за 2004 — 2006 гг. В результате авторами был рассчитан сводный индикатор риска развития финансовой системы регионов ЮФО за 2006 г. (также см. рис. 3):

1) Республика Адыгея — 28;

2) Республика Дагестан — 25;

3) Республика Ингушетия — 18;

4) Кабардино-Балкарская Республика — 19;

5) Республика Калмыкия — 15;

6) Карачаево-Черкесская Республика — 20;

Таблица 2

Бальная оценка факторов риска развития финансовой системы

Показатель значение и оценка показателя Хорошее среднее Плохое

1. Валовой региональный продукт на душу населения Рост ВРП на душу населения, по сравнению с данными на отчетную дату (4 балла) 4 балла

Снижение на 10 % по сравнению с анализируемым периодом (2 балла) 2 балла

Снижение ВРП на душу населения, по сравнению с данными на отчетную дату более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

2. Инвестиции в основной капитал на душу населения Рост уровня инвестиций в основной капитал (2 балла) 2 балла

Снижение уровня инвестиций в основной капитал менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл

Снижение уровня в основной капитал более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

3. Соотношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму Рост среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, по сравнению с данными на отчетную дату (4 балла) 4 балла

Снижение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, по сравнению с данными на отчетную дату менее чем на 10 % (2 балла) 2 балла

Снижение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, по сравнению с данными на отчетную дату более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

4. Основные фонды на душу населения Прирост основных фондов (2 балла) 2 балла

Снижение числа основных фондов менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл

Снижение числа основных фондов в регионе более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

5. Количество кредитных организаций на душу населения Прирост кредитных организаций, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4 балла) 4 балла

Количество кредитных организаций, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилось или уменьшилось менее чем на 10 % (2 балла) 2 балла

Снижение количества кредитных организаций более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

6. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам на душу населения Рост количества кредитов выданных предприятиям в регионе кредитными организациями, по сравнению с данными на отчетную дату (2 балла) 2 балла

Снижение числа выданных кредитов кредитными организациями менее чем на 10 % (1 балл) 1 балла

Снижение числа выданных кредитов кредитными организациями более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

7. Банковские вклады (депозиты) физических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Прирост вкладов физических лиц (2 балла) 2 балла

Количество вкладов физических лиц уменьшилось менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение числа вкладов физических лиц более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

8. Банковские вклады (депозиты) юридических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения Прирост вкладов юридических лиц (2 балла) 2 балла

Количество вкладов юридических лиц уменьшилось менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл

Снижение числа вкладов юридических лиц произошло более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

9. Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности от 0 до 20 % (4 балла) 4 балла

Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности от 21 до 40 % (2 балла) 2 балла

Доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности свыше 40 % (0 баллов) 0 баллов

Окончание табл. 2

Показатель Значение и оценка показателя Хорошее Среднее Плохое

10. Финансовая обеспеченность региона на душу населения Рост данного показателя в расчете на душу населения, по сравнению с данными на отчетную дату (4 балла) 4 балла

Величина данного показателя в расчете на душу населения снизилась менее чем на 10 % (2 балла) 2 балла

Величина данного показателя в расчете на душу населения снизилась более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

11. Удельный вес убыточных предприятий к общему числу предприятий Снижение убыточных предприятий, а соответственно и суммы убытка данных предприятий в регионе, по сравнению с данными на отчетную дату, более чем на 10 % (4 балла) 4 балла

Число убыточных предприятий, осталось на прежнем уровне (2 балла) 2 балла

Рост числа убыточных предприятий более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

12. Сальдированный результат деятельности предприятий (прибыль — убыток) Рост прибыли по сравнению с анализируемыми периодами (4 балла) 4 балла

Снижение прибыли менее чем на 10 % прежнем уровне по сравнению с анализируемыми периодами (2 балла) 2 балла

Снижение прибыли по сравнению с анализируемыми периодами более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

13. Налоговые поступления в бюджет на душу населения Рост уровня налоговых поступлений (2 балла) 2 балла

Снижение уровня налоговых поступлений менее чем на 10 % (1 балл) 1 балл

Снижение уровня налоговых поступлений более чем на 10 % (0 баллов) 0 баллов

Итоговая оценка финансового положения (баллы) 36 - 40 16 - 20 0 - 15

Источник: составлено авторами.

Индикатор риска 35

30 25 20 15 10

31

28

25

-23"

19

20

18

15

29

29_29

27

/ / ////'

Регион

<9

Рис. 3. Сводный индикатор риска развития финансовой системы регионов ЮФО за 2006 г.

7) Республика Северная Осетия Алания — 23;

8) Краснодарский край — 31;

9) Ставропольский край — 29;

10) Астраханская область — 27;

11) Волгоградская область — 29;

12) Ростовская область — 29; На основании сводных индикаторов риска

можно разделить регионы ЮФО на 3 категории, в зависимости от уровня социально-экономического развития и уровня риска.

Первая категория — зона минимального риска. В данную группу вошел только Краснодарский край, где наблюдается наиболее высокий уровень социально-экономического развития с минимальным уровнем риска финансовой системы.

Вторая категория — зона умеренного риска. В данную группу вошли Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Республики Северная Осетия-Алания, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики и Республика Ингушетия. Данная группа характеризуется, по нашему мнению, приемлемым уровнем соци-

ально-экономического развития региона, а также средним уровнем риска финансовой системы.

Несмотря на то, что Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики и Республика Ингушетия вошли во вторую группу риска, по своим показателям они оказались очень близки к третьей группе риска, в связи с этим к данным регионом должно быть обращено особое внимание.

Третья категория — зона высокого риска. В данную группу вошла Республика Калмыкия, набравшая минимальное количество баллов. Данная категория характеризуется наивысшем уровнем риска развития финансовой системы и низким уровнем социально-экономического развития региона.

Таким образом, представленная методика позволяет проводить оперативный анализ, мониторинг и прогнозирование риска развития финансовой системы региона с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций и учитывать результаты научного анализа при выработке адекватной финансовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.