Научная статья на тему 'Риски для России: эмбарго на поставки продовольствия из Турции'

Риски для России: эмбарго на поставки продовольствия из Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-турецкая торговля / продовольствие из Турции / эмбарго на продовольствие из Турции / Russian-Turkish trade / foodstuffs from Turkey / ban on foodstuffs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василий Узун

В результате введения эмбарго на ввоз продовольствия из Турции в Россию турецкий экспорт в нашу страну сократится примерно на 1 млрд. долл., что составляет около 60% экспорта всей агропродовольственной продукции из Турецкой Республики в РФ. Снижение экспорта произойдет прежде всего по овощам и фруктам. Эмбарго может оказать наиболее существенное влияние на российские рынки томатов, винограда, мандаринов – в российском импорте этих продуктов поставки из Турции составляли 34– 50%. По томатам поставки из Турции обеспечивали 11% среднегодового потребления россиян; в отдельные месяцы этот процент оказывался значительно выше. Дополнительные риски эмбарго связаны с опасностью введения запретов на поставки российского продовольствия на турецкий рынок (по стоимости они выше, чем поставки Турции в Россию). Кроме того, замена импорта из Турции на поставки из других стран или на отечественную плодоовощную продукцию может привести к повышению цен на российском рынке. К российскому эмбарго не присоединились союзники РФ по ЕАЭС, что чревато обострением отношений в союзе в связи с поставками на российский рынок запрещенных видов продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks for Russia: Ban on Foodstuffs Supplies from Turkey

Russia’s embargo on food imports from Turkey will trim Turkey’s exports to Russia by some $1bn, nearly 60% of Turkey’s total agri-food exports to Russia. Produce exports will be hit hardest. The embargo may have a severe impact on Russia’s tomato, grape and tangerine markets. Turkish supplies accounted for 34–50% of Russia’s imports of these products. Turkish supplies represented 11% of Russia’s yearly average consumption of tomatoes. The share was reportedly much bigger at various months. Furthermore, the embargo may also pose the risk of Turkish counter-sanctions against food imports from Russia (Russia’s food supplies are bigger in value than Turkish supplies to Russia). Additionally, substitution of imports from Turkey with supplies from other countries or with domestic produce may boost prices in the Russian market. None of the EEU allies has joined Russia’s food embargo, which is fraught with strained relations between Russia and some of the EEU member states over supplying the sanctioned products to the Russian market.

Текст научной работы на тему «Риски для России: эмбарго на поставки продовольствия из Турции»

РИСКИ ДЛЯ РОССИИ: ЭМБАРГО НА ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ИЗТУРЦИИ*

Василий УЗУН

Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор. Е-таН; vuzun@mail.ru

В результате введения эмбарго на ввоз продовольствия из Турции в Россию турецкий экспорт в нашу страну сократится примерно на 1 млрд. долл., что составляет около 60% экспорта всей агропродовольст-венной продукции из Турецкой Республики в РФ. Снижение экспорта произойдет прежде всего по овощам и фруктам. Эмбарго может оказать наиболее существенное влияние на российские рынки томатов, винограда, мандаринов — в российском импорте этих продуктов поставки из Турции составляли 34— 50%. По томатам поставки из Турции обеспечивали 11% среднегодового потребления россиян; в отдельные месяцы этот процент оказывался значительно выше.

Дополнительные риски эмбарго связаны с опасностью введения запретов на поставки российского продовольствия на турецкий рынок (по стоимости они выше, чем поставки Турции в Россию). Кроме того, замена импорта из Турции на поставки из других стран или на отечественную плодоовощную продукцию может привести к повышению цен на российском рынке. К российскому эмбарго не присоединились союзники РФ по ЕАЭС, что чревато обострением отношений в союзе в связи с поставками на российский рынок запрещенных видов продукции.

Ключевые слова: российско-турецкая торговля, продовольствие из Турции, эмбарго на продовольствие из Турции.

В последние годы торговля продовольствием между Россией и Турцией устойчиво росла. Поставки из Турции составляли около 4% от общей стоимости российского продовольственного импорта. На долю Турции, в свою очередь, приходилось в анализируемые годы 10,6-12,5% российского экспорта продовольствия. (См. табл. 1.)

За первые десять месяцев 2015 г. Россия резко сократила общий импорт продовольствия, в том числе из Турции. Тем не менее доля Турции в импорте России возросла за этот период до 4,9%.

Ситуация резко изменилась после 24 ноября 2015 г.1. Указом Президента РФ от 28.11.2015

Таблица 1

Торговля продовольствием и сельскохозяйственной продукцией между Россией и Турцией

2012 г. 2013 г. 2014 г. Январь-октябрь

2015 г.

Импорт России из Турции, млн. долл. 1515 1752 1765 1038

Экспорт России в Турцию, млн. долл. 1938 1721 2369 1390

Доля Турции в импорте России, в % 3,7 4,0 4,0 4,9

Доля России в экспорте Турции, в % 9,9 10,3 9,8 7,7

Доля Турции в экспорте России, в % 11,6 10,6 12,5 10,8

Источник: здесь и далее расчеты выполнены по данным ФТС: http://stat.customs.ru/; данные Статистического института Турции: http://www.turkstat.gov.tr/PreTablo.do7alt_icM 046

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 19 (январь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в ОМЭС — «Уроки турецкого; какие риски приносит эмбарго»).

1 24 ноября 2015 г. ВВС Турции сбили российский бомбардировщик в Сирии.

г. № 583 были введены специальные экономические меры в отношении Турецкой Республики. Постановлением Правительства РФ2 был утвержден перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, на ввоз которых с 1 января 2016 г. вводилось эмбарго. В этот перечень вошли:

• замороженные части тушек и субпродукты домашних кур и индеек;

• овощи (томаты, огурцы, лук, цветная капуста);

• фрукты (апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы и персики (включая нектарин));

• гвоздики.

Под запрет попали продукты, стоимость которых в 2014-2015 гг. составляла примерно 60% от импортируемого в Россию продовольствия из Турции. (См. табл. 2.)

Совокупные потери Турции от российских санкций составят около 1 млрд. долл.; основные потери - от запрета ввоза овощей и фруктов. Вне запрета осталась продукция на 600700 млн. долл. - в основном это рыба, табак, продукты переработки овощей и фруктов, а также некоторые виды свежих овощей и фруктов. Причем запрещен ввоз товаров, которые по стоимости и объемам несущественны (например, гвоздики, некоторых видов мясопродуктов), но не запрещен ввоз других, объемы импорта и стоимость которых значительна (напри-

мер, грейпфрутов - 40 тыс. т, или 5% всего турецкого производства этого продукта).

Наиболее значимая статья турецкого продовольственного экспорта в Россию - помидоры. В 2014 г. из Турции их было ввезено 366 тыс. т (3,1% всех произведенных в стране помидоров) на сумму 439 млн. долл., что составило 43% общего импорта помидоров в Россию, или 11% от их потребления в РФ. В межсезонный же период доля турецких помидоров в рационе россиян была значительно выше.

Запрет на турецкие поставки может существенно дестабилизировать российский рынок помидоров, если ниша Турции не будет занята другими импортерами. Импортозамещение в таком масштабе в настоящее время невозможно. Кроме того, тепличные российские помидоры значительно дороже турецких.

Второй по значимости запрещенный продукт - мандарины. Турция была крупнейшим экспортером мандаринов в Россию: в 2014 г. Россия импортировала 847 тыс. т этого продукта, в том числе из Турции - 286,7 тыс. т (34% всего импорта) на сумму 206,7 млн. долл. В 2015 г. импорт мандаринов из Турции сократился в большей мере, чем из других стран: доля Турецкой Республики упала в общем объеме их ввоза до 25%, а в стоимостном выражении - до 18,7%. Чтобы потерянные объемы были компенсированы, второй по масштабам импортер мандаринов в РФ - Ма-

Таблица 2

Доля запрещенных к ввозу продуктов в общей стоимости импорта из Турции

2014 г. Январь-октябрь 2015 г.

млн. долл. % млн. долл. %

Импорт из Турции 1765 100 1038 100

В том числе запрещенные к ввозу продукты 1074 60,9 614 59,2

из них:

фрукты 502 28,5 270 26,1

овощи 544 30,8 324 31,2

цветы 2,9 0,2 5,2 0,5

мясо и мясопродукты 25,1 1,4 15 1,4

2 Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 г. № 1296.

32 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 2 • ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2016

рокко - должен увеличить объемы их экспорта в Россию в 2,4 раза - до 500 тыс. т. Такой сценарий представляется маловероятным.

Импорт из Турции винограда (более 50% российского импорта) превышал объемы российского производства столового винограда более чем вдвое. В этой связи для сохранения здесь объемов поставок необходима замена поставщика, поскольку импортозамещение в данном случае возможно лишь в отдаленной перспективе. Новые виноградники еще надо посадить, а затем ждать четыре года до их вступления в период плодоношения.

В связи с принятым решением об эмбарго некоторых видов продовольствия из Турции возникает ряд рисков для России. Основными рисками являются следующие:

1. Введение ответного эмбарго на импорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции из России. Уч иты вая, что российский экспорт продовольствия в Турцию больше, чем турецкий в Россию, введение Турецкой Республикой симметричных санкций

привело бы к значительным потерям для аграрного сектора России. В первую очередь пострадали бы производители и экспортеры продовольственного и кормового зерна, подсолнечника и подсолнечного масла.

2. Реэкспорт турецких продуктов через других участников ЕАЭС. К санкциям против Турции не присоединился никто из союзников России по ЕАЭС. Соответственно, бизнес из этих стран будет стремиться к получению дополнительной прибыли на поставках турецкой продукции в РФ. Вероятность этого риска возрастает в связи с тем, что идентификация страны происхождения многих видов овощей и фруктов затруднительна.

О том, что такой риск весьма вероятен, свидетельствует прошлый опыт. Например, после введения эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС, США и ряда других стран многие запрещенные для ввоза в РФ виды продукции стали поступать через Белоруссию. Так, до введения санкций в 2013 г. Россия импортировала из Белоруссии 86 тыс. т яблок, а из Польши

Таблица 3

Объемы российского импорта и средние цены импортной продукции

2012 г. 2013 г. 2014 г. Январь-октябрь 2015 г.

Объем, Цена, Объем, Цена, Объем, Цена, Объем, Цена,

тыс. т долл./т тыс. т долл./т тыс. т долл./т тыс. т долл./т

1. Томаты

Турция 361 994 335 1346 366 1202 301 958

Китай 79 1175 81 1303 91 1320 72 1303

Марокко 62 1440 71 1426 78 1424 35 1401

2. Огурцы

Турция 55 1179 44 1382 65 1107 17 1016

Иран 55 1291 64 1318 62 1307 31 1337

Китай 30 1213 30 1285 31 1283 20 1270

3. Мандарины

Турция 159 1060 201 1019 287 721 97 662

Марокко 192 941 222 928 223 946 77 978

Китай 87 930 87 981 80 988 32 1021

4. Виноград свежий

Турция 146 1285 144 1297 168 1076 100 980

Чили 33 1585 38 1589 25 1589 18 1586

Молдова 21 972 25 846 28 815 14 876

— 706 тыс. т, и в 2015 г. импорт из Польши был равен нулю, а Белоруссия поставила в РФ 318 тыс. т яблок (данные за первые десять месяцев). Вряд ли за год в Белоруссии были высажены и успели вступить в плодоношение многие десятки тысяч гектаров садов.

До введения санкций основными поставщиками персиков (включая нектарин) в Россию были Испания и Греция. В 2013 г. они поставили в Россию 155 тыс. т этой продукции. В 2015 г. ее поставок из Испании и Греции не было, зато Белоруссия, которая в 2012 г. экспортировала в Россию лишь 1 тыс. т этой продукции, в 2015 г. (первые десять месяцев) поставила в РФ 121 тыс. т персиков и нектарина.

То же самое произошло с земляникой и клубникой; для основных поставщиков этих ягод (Греции, Польши, Испании) российский рынок в 2015 г. был закрыт, а Белоруссия завезла их в объеме 27 тыс. т (в 2012 г. она поставила в Россию лишь 0,1 тыс. т этих ягод). Республика Беларусь также занимала в 2015 г. значимые доли в поставках в Россию киви (20%), хурмы (10%), черешни и вишни (31%), хотя еще два года назад ее доля по этим продуктам была близка к нулю (менее 1%).

Оценивая этот риск, следует учитывать, что бизнесмены Турции тесно сотрудничают со своими коллегами из Казахстана, Киргизии,

Азербайджана, поэтому несанкционированные поставки могут пойти по новым каналам.

3. Рост цен на плодоовощную продукцию для российских потребителей. Цены на турецкие продукты в большинстве случаев ниже, чем на продукцию других стран. (См. табл. 3.) Пожалуй, единственным исключением здесь является молдавский виноград, однако объясняется оно тем, что республика поставляет в Россию в основном виноград, который, строго говоря, не является столовым (это виноград винных сортов, который ниже по качеству и цене, чем столовый). Вполне очевидно, что при сопоставимом качестве замена турецкой продукции на аналогичную продукцию из других стран обойдется российскому потребителю дороже.

4. Импортозамещение может привести к повышению цен на плодоовощную продукцию. Правительство РФ предприняло меры, чтобы частично заместить продукты, попавшие под эмбарго. Однако цены на российскую плодоовощную продукцию часто выше, чем на импортную. (См. табл. 4.)

Продукция из Турции все месяцы межсезонного периода была в 1,5—3 раза дешевле, чем отечественная. Только летом и осенью цены российских и турецких поставщиков становились сопоставимыми. ■

Таблица 4

Цены на отечественную продукцию и импортируемую из Турции (2015 г.)

Цены реализации отечественными сельхоз- .. _ _ ,

7 . , , Цены импорта из Турции, руб./кг

производителями (в первых числах месяца), руб./кг

Огурцы тепличные Помидоры тепличные Огурцы Помидоры

Январь 105,0 93,0 66,5 60,9

Февраль 139,9 139,7 67,0 65,5

Март 145,8 156,8 61,9 58,0

Апрель 118,7 153,3 50,3 53,4

Май 100,3 137,7 46,2 49,4

Июнь 80,9 109,8 32,7 46,7

Июль 45,7 67,7 0,0 48,4

Август 38,9 55,5 0,0 56,9

Сентябрь 37,1 48,0 0,0 51,3

Октябрь 44,0 52,3 52,8 54,8

34 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 2 • ФЕВРАЛЬ—МАРТ 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.