Научная статья на тему 'Риски для экономики Вьетнама в период балансирования между сша и Китаем'

Риски для экономики Вьетнама в период балансирования между сша и Китаем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / ТОВАРООБОРОТ / ИМПОРТЁР ПРОДУКЦИИ / ТОРГОВЫЙ ДЕФИЦИТ / РЫНКИ СБЫТА / DIVERSIFICATION / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / EXPORT-ORIENTED ECONOMY / COMMODITY CIRCULATION / IMPORTER OF PRODUCTS / TRADE DEFICIT / SALES MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полетаева Александра Михайловна

В данной статье приведены и проанализированы три основные фактора риска для экономики Вьетнама в период его балансирования между КНР и США, в условиях его направленности на диверсификацию внешних связей. В работе особо выделена ключевая цель внешнеполитической стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также рассмотрена связь политики Вьетнама и его экономики в ракурсе ведущего государства АСЕАН. Также изложены аналитические сведения о динамике товарооборота между Китаем, Вьетнамом и США и даны прогнозные оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS TO VIETNAM'S ECONOMY IN THE PERIOD OF BALANCING BETWEEN THE US AND CHINA

This article examines and analyzes three main risk factors for the Vietnamese economy amidst Vietnam`s diversification of external relations and trade-offs in building relationships with China and the United States. In addition, this paper highlights the key objective of the US foreign policy strategy in the Asia-Pacific region and considers the correlation between Vietnamese policy and its economy while maintaining a leading position in ASEAN. We can conclude that in the future, Vietnam will continue to be interested not only in the American markets for its products, but also in maintaining the current volume of trade with China. The confrontation of the two great powers will allow Hanoi to continue to derive some benefit in the implementation of its political and economic interests. However, do not forget that the current confrontation between China and the United States gives third parties not only new opportunities, but also poses them with new challenges.

Текст научной работы на тему «Риски для экономики Вьетнама в период балансирования между сша и Китаем»

ПОЛЕТАЕВА Александра Михайловна

студентка магистратуры по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» Восточного института-Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: Poletaeva1334@gmail.com

Риски для экономики Вьетнама в период балансирования между США и Китаем

УДК 338.1(597)

ао1: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-4/114-127

диверсификация,

внешнеэкономические

связи,

экспортоориентиро-ванная экономика,

товарооборот,

импортёр продукции,

торговый дефицит,

рынки сбыта

В данной статье приведены и проанализированы три основные фактора риска для экономики Вьетнама в период его балансирования между КНР и США, в условиях его направленности на диверсификацию внешних связей. В работе особо выделена ключевая цель внешнеполитической стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также рассмотрена связь политики Вьетнама и его экономики в ракурсе ведущего государства АСЕАН. Также изложены аналитические сведения о динамике товарооборота между Китаем, Вьетнамом и США и даны прогнозные оценки.

Для цитирования: Полетаева А. М. Риски для экономики Вьетнама в период балансирования между США и Китаем // Известия Восточного института. 2019. № 4. С. 114-127. doi: dx.doi. о^/10.24866/2542-1611/2019-4/114-127

Торговая война между США и Китаем подтолкнула международную торговлю к поиску альтернативных КНР рынков для ухода от уплаты пошлин. Таким рынком стала Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), что привело к экономическому рывку страны на фоне активного притока иностранных инвестиций. Вьетнам заинтересован в американских рынках сбыта своих товаров при одновременном наращивании объёмов торговли с Китаем, противостояние между двумя великими державами сегодня позволяет Вьетнаму получать серьезную выгоду в достижении политических и экономических целей. Но при этом перед Вьетнамом встала непростая задача соблюсти баланс сил, особенно учитывая то, что страна оказалась в центре столкновения интересов двух сильнейших государств мира: Китая и США. Несбалансированность диверсификации способна привести к опасным дисбалансам в экономике не только Вьетнама, но всего Азиатско-Тихоокеанского региона, что и определяет актуальность данного исследования.

Научная проблема заключается в том, что построение Вьетнамом сложных отношений баланса с такими сильными мировыми державами, как Китай и США, несёт риски, связанные со сдвигом приоритетов в пользу того или иного партнера, что способно послужить причиной больших трудностей не только в экономике, но и в сфере безопасности.

Цель исследования состоит в выявлении рисков для экономики Вьетнама в условиях балансирования между США и Китаем.

Среди вьетнамских учёных, занимающихся вопросами внешнеэкономических связей Вьетнама, можно выделить ученых-экономистов: Во Чи Тхань, Чыонг Динь Туен, Фам Чи Лан, Зыонг Хыу Хань, Буй Суан Лыу, Игуен Хыу Хай, Во Тху Тхань и др. Экономическими проблемами развития Вьетнама все активнее интересуются и западноевропейские, американ-

ские, азиатские специалисты: Асукорала П. С., Кази М., Оффрет П., Фукасе И., Апотекир Т. Однако до настоящего времени не был предложен комплексный подход к изучению современных проблем развития экономики Вьетнама в условиях балансирования между США и Китаем.

В рамках данного исследования использовались общенаучные методы системного, экономико-статистического анализа и прогнозных оценок. В основе данного исследования лежит системный анализ экономики Вьетнама. Все оценки и выводы явились результатом сбора и обработки статистико-экономических данных. В целях анализа выбранной проблематики применялся комплексный метод исследования, позволяющий оценить положение экономики в целом и в отдельных сегментах. Объективная оценка механизмов трансформации составлена с помощью институционального анализа. Кроме того, применялись такие инструменты научного исследования, как методы научной дедукции, группировки, оценки, а также графические приемы отражения статистических данных.

Начало нынешнего столетия ознаменовалось для Вьетнама небывалым экономическим ростом при относительной стабильности внутренней и внешней политики. Отказ СРВ от участия в каких-либо военных союзах и географическая удалённость от глобальных и региональных конфликтов позволили сформировать независимые отношения как с Китаем, так и с США. Однако затянувшаяся торговая борьба между США и КНР может стать для политической системы и экономики Вьетнама серьёзным испытанием на прочность [16].

Начиная с 1989 г. правительство СРВ стало проводить рыночные преобразования в экономике страны. В 1991 г. было приватизировано более половины государственных предприятий, упразднено государственное вмешательство в ценообразование, произошла либерализация внешней торговли, в Дананге, Хайфоне и других городах созданы «зоны экспортного производства».

В ходе реформ произошло кардинальное изменение государственных подходов к внешнеэкономической политике, что отразилось на смене торговых партнеров и расширении их круга. Были преодолены идеологические ориентиры в выборе внешних партнёров, началось проведение открытой внешней политики, что обеспечило возможность широкого выхода на мировой и региональный рынки [15].

К 1996 г. данные изменения поспособствовали довольно быстрому удвоению объёма промышленного производства. Наибольший рост произошел в таких сферах, как электроника, производство стали, нефтегазовая отрасль, текстильная промышленность, автомобилестроение, агропромышленный комплекс. Конечно, столь резкий экономический рост был бы невозможен без прямых иностранных инвестиций, которые составили около 30% всех капиталовложений [5].

В августе 2001 г. было принято Постановление правительства № 09/2001/NQ-CP о привлечении и повышении эффективности прямых иностранных инвестиций в СРВ, которое устанавливало основные задачи и определяло планы по привлечению иностранных инвестиций [19].

К концу 90-х гг. в СВР сформировалась экспортоориентированная экономика, что, в свою очередь, вовлекло Вьетнам во взаимозависимые процессы, происходящие на международных рынках. Например, Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. вызвал заметное сокращение импорта и потока иностранных инвестиций.

В Ханое хорошо понимают, что ключевая цель внешнеполитической стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе состоит в сдерживании КНР. Для того чтобы не допустить превращения Китая в сверхдержаву, США формируют вокруг него систему сдерживания (или «кольцо»), куда входят Япония, Республика Корея, Таиланд, Филиппины. США активно работают над включением в данную систему Сингапура, Мьянмы, а также и Вьетнама [20].

Эти меры также позволяют не допустить перехода Вьетнама под китайское влияние. Для достижения этой цели они применяют два основных метода: экономическое сотрудничество и так называемую «мягкую силу».

Кроме торгово-экономических связей, в построении отношений с Вьетнамом американцы также активно применяют принцип «открытых дверей» и тщательно выстраивают образ «друга» или даже «спасителя», готового защитить Вьетнам от «врага» и «поработителя» (КНР).

В настоящее время США являются одним из главных двигателей экономики Вьетнама, а не только выгодным партнёром [17]. Благодаря верной политике в области внешней торговли, что выражается в значительном приросте ВВП (от 6% до 8,5%) за последние 20 лет, Вьетнам стал лидером стран АСЕАН по темпам экономического роста [8].

Доля ВВП во внешней торговле Вьетнама в 2017 г. составила 20%. В 2018 г. экономика Вьетнама, по оценкам экспертов Всемирного банка, была признана наиболее глобализированной в мире среди государств с населением более 50 млн. чел.

Безусловно, ориентированная на экспорт экономика Вьетнама ставит его в зависимость от США и Китая, импортирующих более 30% всех вьетнамских товаров, при этом импорт из Китая в 2017 г. составил около 26% всей импортируемой продукции. [7] И, как следствие, снижение темпов роста экономики Китая в 2019 г. году незамедлительно привело и к снижению вьетнамского ВВП до 6,8% в первой половине 2019 г., в то время как за аналогичный период 2018 г. данный показатель составлял 7,5% [8].

По данным Всемирного банка, с 2011 г. ежегодный темп роста ВВП Вьетнама находился на уровне 5-7% [2]. По итогам 2018г. номинальный объём экономики СРВ составил 255 млрд. долл. Азиатским банком развития прогнозируется дальнейший экономический рост Вьетнама, хоть и с незначительным замедлением, а в 2020 г. рост ВВП прогнозируется на уровне 6,7%. (рис. 1) [8].

Японские и китайские компании-производители, стараясь обойти изменившиеся американские тарифы, связанные с американо-китайской тарифной войной, находят убежище во Вьетнаме. Они сворачивают свои производства в КНР и переводят их во Вьетнам, следствием чего является приток иностранных инвестиций в размере 14 млрд. долл. [2]. Передислокацию части своих производств во Вьетнам произвели даже такие гиганты электронной индустрии, как японская Nintendo и китайская Telephone Communication Limited, что способствует не только укреплению торгово-финансовых позиций Вьетнама на международном рынке, но и развитию в стране высокотехнологичных отраслей [14].

Понятно, что торговое противостояние между США и Китаем, положительно сказывается на росте ВВП Вьетнама.

8

7,31

7

6,79 6,83

6

5,15

5 4 3 2 1 0

I Кв. II Кв. III Кв. IV Кв. I Кв. II Кв. III Кв. IV Кв. I Кв. II Кв. 2017 2017 2017 2017 2018 2018 2018 2018 2019 2019

Китайские компании обходят новые американские тарифы, производя окончательную обработку металлопродукции на своих предприятиях, расположенных в СРВ, а затем экспортируют их на американский рынок, но по обычным тарифам.

Товаропроизводители, понимая, что экспорт из Китая уже невыгоден, постепенно продолжают переводить производство из «Поднебесной» во Вьетнам, увеличивая доходы вьетнамского экспорта.

Однако многие специалисты считают перенос производства в СРВ затратным в виду географического положения Вьетнама: страна поделена на специальные экономические зоны и зоны индустриального развития, во Вьетнаме нет большого количества мест, где можно было бы расположить производство, строительство которого в неблагоприятной местности потребует огромных вложений.

Нельзя не учитывать также, что Вьетнам отстаёт от Китая по квалификации рабочей силы, уровень которой сопоставим с китайским только в таких больших городах, как Ханой и Хошимин. СРВ по уровню логистики также отстаёт от Китая.

Генеральным планом правительства по развитию интеллектуальных парков предписано активно развивать высокотехнологичную сферу страны [8]. В настоящее время в СРВ существуют уже несколько аналогов американской Силиконовой долины. Инвесторов из Японии, США, Европы, Южной Кореи привлекают интеллектуальные парки в Хошимине, Ханое и Дананге.

Издание Saigon Times со ссылкой на Министерство информации и связи Вьетнама сообщило, что по итогам 2018 г. в стране выросли сектора производства программного обеспечения, электроники и телекоммуникационного оборудования - отрасли, которые принесли более 90 млрд. долл. прибыли [3].

III Кв. IV Кв. 2019 2019

Рис. 1. Динамика ВВП Вьетнама. Источник: [8].

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

30,6

24,9

5,7

2014

38

2015

Экспорт

42,1

2016

46,5

2017

49,2

- 30,9 ) ( - 32 ) ( - 38,3 ) ( - 39,5 ) ( - 13,5 )

10,1 9 7

I I I I

Импорт

2018

Торговый дефицит

16

2,5

2019 (I кв.)

Рис. 2. Товарооборот между США и Вьетнамом. Источник: [8].

Если экономическое и внешнеторговое развитие Вьетнама продолжится такими же темпами, привлекая капиталы из других финансовых центров, то страна вскоре может претендовать и на звание одного из важнейших финансовых центров Азии.

Проанализируем товарооборот между США и Вьетнамом (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, товарооборот между США и Вьетнамом имеет положительную тенденцию роста как в части экспорта, так и импорта.

Сразу после ввода американцами пошлин на китайские товары Вьетнам начал стабильными темпами наращивать экспорт в США, и к концу 2018 г. рост данного показателя составил 6% и в номинальном выражении - 49,2 млрд. долл. [6].

С 2014 г. по 2018 г. ввоз товаров в США из Вьетнама вырос с 30,6 до 49,2 млрд. долл., то есть почти на 60% за четыре года. Только за первый квартал 2019 г. импорт составил 32% от всего предыдущего 2018 г. [8].

Экспорт же из США во Вьетнам вырос за четыре анализируемых года почти на 70% при продолжающемся росте торгового дефицита, который в 2018 г. составил 39,5 млрд. долл. [8].

Исходя из данного анализа, сделан вывод, что на сегодня основным импортёром вьетнамской продукции являются США. Таким образом, разрыв отношений с США может привести к сокращению экспорта вьетнамской продукции в США и, как следствие, к снижению ВВП Вьетнама.

Не менее интересным представляется динамика товарооборота между США и Китаем (рис. 3).

Динамика импорта США товаров из Китая имеет тенденцию роста, хотя и не такую высокую, как в случае с импортом из Вьетнама.

550 500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

539,7

468,5

2014

483,2

2015

Экспорт

462,4

2016

505,2

^«ад^

123,7 115,9 115,6 129,8 120,1

11111

2017

Импорт

2018

Торговый дефицит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно, что за четыре года с 2014 г. по 2018 г. ввоз товаров в США из Китая вырос с 468,5 до 539,7 млрд. долл. или на 15%, а ввоз товаров из США в Китай сократился за анализируемый период на 3,6 млрд. долл. [12].

В торговом балансе наблюдается дефицит, который также имеет тенденцию к росту.

Динамика товарооборота между США, Китаем и Вьетнамом показывает, что мы имеем дело с явлением, которое американские чиновники называют «перевалочными операциями» (рис. 4) [5].

Из представленной на рисунке 4 схемы видно, что пока прямой экспорт из Китая в США падает, экспорт через Вьетнам, Тайвань и Мексику растёт. Другими словами, прямой экспорт ключевых товаров из Китая в США сократился по «короткому маршруту» и вырос по «длинному». Некоторые экспортёры продолжают ввозить товары из Китая во Вьетнам, где после небольшой обработки реэкспортируют их в штаты, но уже как вьетнамские [11].

Вьетнамские власти делают вид, что борются с этим, однако, по данным таможенной статистики, данная деятельность достаточно распространена и имеет огромные обороты. Например, за первое полугодие 2019 г. ввоз компьютеров и другой электроники из Китая во Вьетнам выросли на 81% в годовом выражении и достигли суммы в 5 млрд. долл. [10]. За этот же период экспорт аналогичных товаров из Вьетнама в США увеличился на 71,6% до 1,8 млрд. долл. [10]. То же самое происходит и с поставками машинного оборудования. То есть многие производственные предприятия во Вьетнаме на самом деле являются складами для временного хранения товаров из Китая.

Вьетнаму выгодно играть роль такого посредника. Ранее он уже реэкспортировал в Америку китайскую сталь, а её производители успешно обходили пошлины, пока США не пришли к выводу, что соз-

2019 (I кв.)

Рис. 3. Товарооборот между США и Китаем. Источник: [8].

Изменение стоимости экспорта по основным позициям

1. Техника и запчасти - 5778.0

2. Электрооборудование и запчасти - 4469.5

3. Мебель - 1042.4

4. Игрушки - 602.7

5. Автомобили и запчасти - 322.1

Рис. 4. Прямой экспорт из Китая в США и экспорт через Вьетнам, Тайвань и Мексику за январь-март 2019 г., млрд. долл. Источник: [5].

даваемая во Вьетнаме добавленная стоимость некоторых видов стали незначительна, и в мае 2018 г. применил по отношению к этой стали 250%-ную пошлину.

Второй серьёзной проблемой в отношениях между США и СРВ является растущий торговый дисбаланс, который в прошлом году достиг рекордного показателя в 39,5 млрд. долл. США потребовал от Вьетнама увеличения закупок американских товаров, в случае отказа - пригрозил увеличением тарифов в отношении вьетнамской продукции, вследствие которых Вьетнам может потерять до 25% экспортных доходов [5].

Чтобы предотвратить наихудший сценарий, Вьетнам увеличил импорт сельхозпродукции из США, демонстрируя желание сохранить текущие отношения с США. В свою очередь США, прекрасно понимая, что низкий уровень покупательской способности вьетнамского населения не способен резко увеличиться, выставили требование минимизировать закупки российского вооружения, закупая американское.

Однако Вьетнам хорошо понимает, что, начиная сегодня уступать дипломатическому нажиму США, можно легко утратить самостоятельность во внешней политике в будущем. Поэтому Вьетнам осторожно и не торопясь рассматривает американские предложения по закупкам американского вооружения и на всякий случай осенью 2018 г. отказался от участия в ряде совместных учений со Штатами.

Россия и Китай, как основные военно-технические поставщики Вьетнама, высоко оценили стойкость нынешнего политического режима и верность партнёрским обязательствам.

Вьетнам также работает над «запасным аэродромом», войдя в Транс-Тихоокеанское соглашение (из которого вышли США) и под-

писав договор о свободной торговле с Евросоюзом. Вместе они могут смягчить урон от возможных санкций США [3].

Таким образом, шансы на введение торговых тарифов против Вьетнама будут напрямую зависеть от таких факторов, как:

1. Динамика по перевалочным операциям, где Вьетнам служит посредником между экспортерами Китая и импортерами США. Отсутствие действий со стороны Вьетнама по предотвращению данного посредничества повлечет усугубление американо-вьетнамских отношений.

2. Профицит Вьетнама с США. Главная статья экспорта США во Вьетнам - сельхозпродукция (4 млрд. долл. в 2018 г.). Если закупки будут расти опережающими темпами, можно полагать, что страны о чем-то договорились.

3. Сотрудничество в военной сфере. В плане конкретных цифр это увеличенные закупки американского оружия и оборудования. Это должно стать более надежным сигналом предпочтения сотрудничества с США балансированию между интересами сверхдержавами [8].

Не меньшую опасность для Вьетнама представляют и растущие региональные амбиции Китая. С мая 2019 г. в спорных акваториях Южно-Китайского моря не прекращаются корабельное противостояние между двумя странами.

«Южный вопрос» является одним из главных во внешней политики Китая, стремящегося взять контроль над Малаккским проливом, по которому идет транзит нефти из Персидского залива, и завладеть ресурсами и территориями всего бассейна Южно-Китайского моря.

Это представляет для СРВ не только экономические трудности -отсутствие доступа к природным ресурсам спорных островов и ограничение свободы морской торговли, но и огромную военно-политическую угрозу.

Географически территория Вьетнама расположена на протяжённой береговой линии, а в центральной её части на самом узком участке - труднопроходимые горы, поэтому эти прибрежные воды -единственный буфер её безопасности [3].

Таким образом, близость китайского флота к вьетнамской акватории ставит под угрозу территориальную целостность страны.

Вьетнам, находясь в этих условиях, вынужден диверсифицировать свои внешнеполитические возможности, постепенно уходя от стратегии балансирования между КНР и США.

Будучи одним из ведущих государств АСЕАН, Вьетнам пытается убедить другиех участников блока выработать единую согласованную политику в отношении действий КНР в Юго-Восточной Азии. В прошлом году председателем АСЕАН был Сингапур, которому вьетнамская дипломатия уделяет особое внимание за его очень жёсткую позицию в отношении Китая. Для претворения в жизнь этой позиции Сингапур имеет и политические, и финансовые возможности и к тому же способен объединить членов АСЕАН для противодействия Китаю, в территориальных спорах в Южно-Китайском море [2].

В сфере инвестиций вьетнамо-китайские отношения складываются неоднозначно. С одной стороны, общий объем китайских инвестиций во Вьетнам небольшой (Китай занимает 14-е место среди стран и территорий, инвестирующих во вьетнамскую экономику),

однако китайские инвесторы имеют около 90% всех контрактов на строительство во Вьетнаме промышленных объектов и транспортной инфраструктуры.

Современные китайско-вьетнамские отношения развиваются в целом в условиях высокой степени экономической зависимости Вьетнама от Китая. Это представляет для Вьетнама большую опасность, так как экономическая война с Китаем была бы для Вьетнама катастрофой, но, с другой стороны - это сдерживающий фактор на пути эскалации возможного конфликта в ЮКМ. Эта зависимость также не позволяет Вьетнаму чрезмерного сближения с США.

Обострение торговых отношений между США и Китаем несёт риски и другим странам Азии, и развивающимся рынкам, связанным с китайской экономикой.

Вьетнам расширяет географию международных отношений такими региональными странами, как Япония, Южная Корея, Индия. По итогам 2017 года Япония является третьим по значимости партнёром Вьетнама по экспорту (8%) и импорту (7,8%), вторым партнёром является Южная Корея, импорт которой составляет 20,5% и экспорт 8% [13]. Ханой развивает и военно-технические связи, например, Япония - один из основных поставщиков военной техники для военно-морских сил и береговой охраны Вьетнама, в частности патрульных катеров.

Одним из главных конкурентов Китая является Индия, активную поддержку полноправного участия которой в рамках АТЭС оказывал Вьетнам. СРВ также содействует присоединению Индии к соглашению о свободной торговле со странами АСЕАН и включению Дели в состав Совета Безопасности ООН на правах постоянного члена. Оба государства являются стратегическими партнёрами в рамках развития ядерной энергетики и укрепления региональной безопасности, что проявляется в совместных манёврах военно-морских сил.

Бурное негодование в Пекине в январе 2018 г. вызвало заявление вьетнамских властей о готовности предложить компаниям из Индии разрабатывать газовые и нефтяные месторождения в ЮжноКитайском море [5].

Вьетнам в перспективе по-прежнему будет заинтересован не только в американских рынках сбыта своей продукции, но и в сохранении нынешних объёмов торговли с Китаем. Противостояние двух великих держав позволит Ханою и в дальнейшем извлекать определённую пользу в осуществлении своих политических и экономических интересов. Однако не стоит забывать, что нынешнее противостояние КНР и США даёт третьим сторонам не только новые возможности, но и ставит их перед новыми вызовами [18].

Эффективный ответ на них требует по-новому взглянуть на существующие стратегии поведения на международной арене, что и пытается понемногу делать Вьетнам, использующий любые политические и экономические возможности за пределами американо-китайских отношений.

Таким образом, в ходе исследования мною были выделены следующие риски для экономики Вьетнама в современных условиях:

- в случае ухудшения отношений с США, вероятно введение американцами 25%-х тарифов на импорт из Вьетнама. При этом Вьетнам рискует сокращением объёмов экспорта на 25% и потерей 1% ВВП.

С другой стороны, при беспрекословном выполнении всех условий США, Вьетнам рискует потерять свою независимость;

- высокая степень экономической зависимости Вьетнама от Китая представляет для Вьетнама серьёзную угрозу, поскольку экономическая война с Китаем была бы для Вьетнама катастрофичной;

- в отношениях с Китаем Вьетнам признает реальность «тирании географии», под которой понимается положение малой страны, соседствующей с великой державой. В этой ситуации меньший сосед не может избежать влияния со стороны своего великого соседа и вынужден адаптироваться к такому положению, поэтому Вьетнам придерживается политики «вовлечения Китая в свою экономику и хеджирования рисков».

Так, Вьетнам старается не только сгладить особенности своего положения, но и извлечь из этого некоторые выгоды, в первую очередь экономические.

Помимо этого, при усугублении китайско-американских отношений у Вьетнама имеется риск потерять обоих партнеров. Характерная особенность современной внешней политики Вьетнама состоит в его направленности на диверсификацию внешних связей, основанной на стремлении СРВ сохранить баланс между США и Китаем, но в современных условиях держать такой курс становится все труднее.

Чрезмерная интенсификация связей на одном направлении угрожает не только отношениям Вьетнама с его традиционными партнёрами (например, с Россией), но и ставит под вопрос существование Вьетнама как суверенного государства, в плане потери возможности проводить независимую внешнюю политику. Вьетнам постепенно ослабляет негативное воздействие рисков, расширяя сети приоритетных партнёрств со странами АСЕАН, Южной Кореей, Японией с одновременным поэтапным уходом от стратегии балансирования между Китаем и США.

При подготовке новой внешнеполитической стратегии к XII съезду КПВ вьетнамское руководство старалось учесть основные вызовы для страны, предстоящие в среднесрочной перспективе. К таким вызовам можно отнести не только территориальные споры, попытки раскачки ситуации извне, но и политику США в регионе АТР. Однако Вьетнам не планирует радикальных изменений во внешней политике. На съезде был подтвержден курс на защиту суверенитета и территориальной целостности Вьетнама [4].

Вьетнамские эксперты прогнозируют, что вследствие торгового конфликта между Китаем и США возможно ослабление мировой торговли и замедление роста вьетнамского экспорта в ближайшем будущем. Однако возможно, что сильный внутренний спрос компенсирует ослабление экспорта. Таким образом, ожидается, что рост ВВП по прогнозам составит 6,8% в 2019 году и 6,7% в 2020 году. Если торговый конфликт между США и Китаем будет обостряться, эксперты прогнозируют приток ПИИ во Вьетнам [1].

Специалисты МВФ по итогам 2019 года, а также в среднесрочной перспективе ожидают небольшое снижение темпов роста вьетнамской экономики до 6,5%. Вследствие административного повышения цен ожидается увеличение инфляции в стране до 4 % [9].

Литература

1. АБР прогнозирует, что экономика Вьетнама вырастет на 6,8% в 2019 году [Электронный документ] // Газета Нянзан [сайт] URL https://ru.nhandan. com.vn/gap go doit ho ai/gapgodoithoai-ykien/item/1905150-абр-прогнозирует-что-экономика-вьетнама-вырастет-на-6-8-в-2019-году.Ы:т1 (дата обращения 05.11.2019).

2. Бондаренко Н. Ближайший конкурент: как торговая война США и Китая помогла экономике Вьетнама [Электронный документ] // RT на русском [сайт] URL https://russian.rt.com/business/ article/674538-ssha-kitai-vetnam (дата обращения 03.11.2019).

3. Вачнадзе Г. Деловой Вьетнам [Электронный ресурс] / Вачнадзе Г., Грибков А., Князев А., Мишина О., Перцева Г., Саль-берг К., Синицына Н., Стенина Т., Терехова Е., Тимофеева Л., Хряева И., Шмаков С. // Po1pred.com Обзор СМИ [сайт] URL https://po1pred.com/ free/country/2188_ demo.pdf (дата обращения 03.11.2019).

4. Зеленкова М. С. Вьетнам между сша и Китаем // Вьетнамские исследования. 2016. № 6 [Электронный документ] // Научная электронная библиотека «Ки-берЛенинка» URL https://cyber1eninka.ru/ article/n/vietnam-mezhdu-ssha-i-kitaem (дата обращения: 05.11.2019).

5. Идиатулин А. США и Вьетнам: из лучших друзей во врагов в торговле? [Электронный ресурс] // Форекс блог Tickmi11 [сайт] URL https://b1og.tickmi11. com/ru/fundamentalnyj (дата обращения: 04.11.2019).

6. Как торговая война США и Китая помогла экономике Вьетнама [Электронный ресурс] // Рамблер-Новости [сайт] URL https://news.ramb1er.ru/ other/42945848-kak-torgovaya-voyna-ssha-i-kitaya-pomog1a-ekonomike-vetnama/ (дата обращения: 04.11.2019).

7. Карпов А. Между Китаем и США -Вьетнам выбирает Японию [Электронный ресурс] // ИА REGNUM [сайт] URL: https:// regnum.ru/news/po1it/2692764.htm1 (дата обращения: 04.11.2019).

8. Китай продолжает снижать тем-

пы роста ВВП [Электронный ресурс] // ИА ТАСС [сайт] URL https://tass.ru/ ekonomika/6663573 (дата обращения: 04.11.2019).

9. МВФ ожидает продолжение экономического роста во Вьетнаме в нынешнем году [Электронный ресурс] // Информационный сайт о Вьетнаме Vietnamix. ru URL https://vietnamix.ru/novosti/ekono micheskij-rost-vo-vetname-prodolzhitsya-v-2019-godu.html (дата обращения: 03.11.2019).

10. Невельский А. Победителем в торговой войне США и Китая оказался Вьетнам [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Ведомости» URL: https://www.vedomost i.ru/economics/ articles/2019/06/28/805380-vetnam (дата обращения: 04.11.2019).

11. Нгуен Тхи Хонг Нам. Некоторые внешнеэкономические уроки Вьетнама в последние годы XX века [Электронный ресурс] // Портал «Гуманитарное образование» URL http://www.humanities.edu.ru/ db/msg/45741(дата обращения: 05.11.2019).

12. Петлевой В. США хотят занять в Китае пятую часть импорта энергоресурсов [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Ведомости» URL https://www.vedomosti.ru /economics/ articles/2018/05/22/770253-ssha-hotyat-zanyat-chast-importa-energoresursov (дата обращения: 05.11.2019).

13. Южная Корея / Alexander Simoes [Электронный ресурс] // The Observatory of Economic Complexity [сайт] URL https:// oec.world/ru/ profile/country/kor/ (дата обращения: 05.11.2019).

14. Global opposition to U. S. Surveillance and Drones, but limited harm to American's image [Электронный ресурс] // Pew Research Center [сайт] URL: https://www. pewresearch.org/global/2014/07/14/global-opposition-to-u-s-surveillance-and-drones-but-limited-harm-to-americas-image/ (дата обращения: 05.11.2019).

15. Van kien Dai hoi Dang Cong san Viet Nam lan thu 6. = Документы VI Съезда Компартии Вьетнама. - Ханой: Изд-во Правды, 2007. 250 с.

16. Viet Hoang. Hoa Ky la doi tac thuang mai lorn thu 3 cua Viet Nam = США являются третьим по величине торговым партнёром Вьетнама [Электронный ресурс] // Tap chi dien tu Tai chinh = Электронный журнал финансов [сайт] URL http://tapchitaichinh. vn/nghien-cuu-trao-doi/hoa-ky-la-doi-tac-thuong-mai-lon-thu-3-cua-viet-nam-306979. html (дата обращения: 05.11.2019).

17. Nikulina E. Viet Nam lai lam toan the gioi kinh ngac = Вьетнам снова удивил весь мир [Электронный ресурс] // Sputnik Viet Nam [сайт] URL https://vn.sputniknews. com/business/201910168134572-kinh-te-viet-nam-lai-lam-toan-the-gioi-kinh-ngac/ (дата обращения: 05.11.2019).

18. Le Danh Minh. Quan he thuong mai Viet Nam - Trung Quoc: thuc trang, van de va giai phap = Торговые отношения Вьетнама и Китая: современная ситуация, вопросы и решения [Электронный ресурс]

// Trrong Dai Hoc Vän Hien = университет Ван Хиена [сайт] URL https://www.vhu.edu. vn/Resources/Docs/SubDomain/qlkh/3%20 Le%20Dang%20Minh.pdf (дата обращения: 05.11.2019).

19. Luat dau tu nuoc ngoai tai Viet nam. Hanoi, 1991 = Законодательство о прямых иностранных инвестициях во Вьетнаме. Ханой, 1991 [Электронный ресурс] // Экономическая библиотека. Электронная библиотека авторефератов и диссертаций по экономике [сайт] URL http://economy-lib.com/pryamye-inostrannye-investitsii-v-ekonomike-vietnama#ixzz6AtMMyUap (дата обращения: 06.11.2019).

20. Tong quan ve quan he Viet-Trung = Обзор вьетнамо-китайских отношений [Электронный ресурс] // vnemba.org.cn [сайт] URL http://www.vnemba.org.cn (дата обращения: 07.11.2019).

Alexandra M. POLETAEVA

Graduate Student, Oriental Institute-School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University

(Vladivostok, Russia)

E-mail: Poletaeva1334@gmail.com

Risks to Vietnam's Economy in the Period of Balancing between the US and China

UDC 338.1(597) doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-4/114-127

This article examines and analyzes three main risk factors for diverstfication,

the Vietnamese economy amidst Vietnam's diversification of foreign economic

external relations and trade-offs in building relationships with relations,

China and the United States. In addition, this paper highlights the export-oriented economy,

key objective of the US foreign policy strategy in the Asia-Pacific commodity circulation,

region and considers the correlation between Vietnamese policy

and its economy while maintaining a leading position in ASEAN. lmporter of ^o^^

We can conclude that in the future, Vietnam will continue to be trade ^fitit

interested not only in the American markets for its products, but sales markets

also in maintaining the current volume of trade with China. The

confrontation of the two great powers will allow Hanoi to continue

to derive some benefit in the implementation of its political and

economic interests. However, do not forget that the current

confrontation between China and the United States gives third

parties not only new opportunities, but also poses them with new

challenges.

For citation: Poletaeva A. M. Risks to Vietnam's economy in the period of balancing between the US and China // Oriental Institute Journal. 2019. № 4. P. 114-127. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-4/114-127

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ABR prognoziruet, chto ehkonomika V'etnama vyrastet na 6,8% v 2019 godu [EHlektronnyj dokument] // Gazeta Nyanzan [sajt] URL https://ru.nhandan. com.vn/gap go doit ho ai/gapgodoithoai-ykien/item/1905150-abr-prognoziruet-chto-ehkonomika-v'etnama-vyrastet-na-6-8-v-2019-godu.html (data obrashheniya 05.11.2019).

2. Bondarenko N. Blizhajshij konkurent: kak torgovaya vojna SSHA i Kitaya pomogla ehkonomike V'etnama [EHlektronnyj dokument] // RT na russkom [sajt] URL https:// russian.rt.com/business/article/674538-ssha-kitai-vetnam (data obrashheniya 03.11.2019).

3. Vachnadze G. Delovoj V'etnam [EHlektronnyj resurs] / Vachnadze G., Gribkov A., Knyazev A., Mishina O., Pertseva G., Sal'berg K., Sinitsyna N., Stenina T., Terekhova E., Timofeeva L., KHryaeva I., SHmakov S. // Polpred.com Obzor SMI [sajt] URL https://polpred.com/ free/country/2188_ demo.pdf (data obrashheniya 03.11.2019).

4. Zelenkova M. S. V'etnam mezhdu ssha i Kitaem // V'etnamskie issledovaniya. 2016. № 6 [EHlektronnyj dokument] // Nauchnaya ehlektronnaya biblioteka «KiberLeninka» URL https://cyberleninka.ru/article/n/ vietnam-mezhdu-ssha-i-kitaem (data obrashheniya: 05.11.2019).

5. Idiatulin A. SSHA i V'etnam: iz luchshikh druzej vo vragov v torgovle? [EHlektronnyj resurs] // Foreks blog Tickmill [sajt] URL https://blog.tickmill. com/ru/fundamentalnyj (data obrashheniya: 04.11.2019).

6. Kak torgovaya vojna SSHA i Kitaya pomogla ehkonomike V'etnama [EHlektronnyj resurs] // Rambler-Novosti [sajt] URL https://news.rambler.ru/ other/42945848-kak-torgovaya-voyna-ssha-i-kitaya-pomogla-ekonomike-vetnama/ (data obrashheniya: 04.11.2019).

7. Karpov A. Mezhdu Kitaem i SSHA -V'etnam vybiraet Yaponiyu [EHlektronnyj resurs] // IA REGNUM [sajt] URL: https:// regnum.ru/news/polit/2692764.html (data obrashheniya: 04.11.2019).

8. Kitaj prodolzhaet snizhat' tempy rosta VVP [EHlektronnyj resurs] // IA TASS [sajt]

URL https://tass.ru/ekonomika/6663573 (data obrashheniya: 04.11.2019).

9. MVF ozhidaet prodolzhenie ehkonomicheskogo rosta vo V'etname v nyneshnem godu [EHlektronnyj resurs] // Informatsionnyj sajt o V'etname Vietnamix. ru URL https://vietnamix.ru/novosti/ekono micheskij-rost-vo-vetname-prodolzhitsya-v-2019-godu.html (data obrashheniya: 03.11.2019).

10. Nevel'skij A. Pobeditelem v torgovoj vojne SSHA i Kitaya okazalsya V'etnam [EHlektronnyj resurs] // EHlektronnoe periodicheskoe izdanie «Vedomosti» URL: https://www.vedomost i.ru/economics/ articles/2019/06/28/805380-vetnam (data obrashheniya: 04.11.2019).

11. Nguen Tkhi KHong Nam. Nekotorye vneshneehkonomicheskie uroki V'etnama v poslednie gody XX veka [EHlektronnyj resurs] // Portal «Gumanitarnoe obrazovanie» URL http://www.humanities.edu.ru/db/ msg/45741(data obrashheniya: 05.11.2019).

12. Petlevoj V. SSHA khotyat zanyat' v Kitae pyatuyu chast' importa ehnergoresursov [EHlektronnyj resurs] // EHlektronnoe periodicheskoe izdanie «Vedomosti» URL https://www.vedomosti.ru /economics/ articles/2018/05/22/770253-ssha-hotyat-zanyat-chast-importa-energoresursov (data obrashheniya: 05.11.2019).

13. YUzhnaya Koreya / Alexander Simoes [EHlektronnyj resurs] // The Observatory of Economic Complexity [sajt] URL https:// oec.world/ru/ profile/country/kor/ (data obrashheniya: 05.11.2019).

14. Global opposition to U. S. Surveillance and Drones, but limited harm to American's image [EHlektronnyj resurs] // Pew Research Center [sajt] URL: https://www.pewresearch. org/global/2014/07/14/global-opposition-to-u-s-surveillance-and-drones-but-limited-harm-to-americas-image/ (data obrashheniya: 05.11.2019).

15. Van kien Dai hoi Dang Cong san Viet Nam lan thu 6. = Dokumenty VI S"ezda Kompartii V'etnama. - KHanoj: Izd-vo Pravdy, 2007. 250 s.

16. Viet Hoang. Hoa Ky là dôi tac thuang mai lân thu 3 cùa Viêt Nam = SSHA

yavlyayutsya tret'im po velichine torgovym partnyorom V'etnama [EHlektronnyj resurs] // Tap chi diên tù Tài chinh = EHlektronnyj zhurnal finansov [sajt] URL http:// tapchitaichinh.vn/nghien-cuu-trao-doi/hoa-ky-la-doi-tac-thuong-mai-lon-thu-3-cua-viet-nam-306979.html (data obrashheniya: 05.11.2019).

17. Nikulina E. Viêt Nam lai làm toàn thê giâi kinh ngac = V'etnam snova udivil ves' mir [EHlektronnyj resurs] // Sputnik Viêt Nam [sajt] URL https://vn.sputniknews.com/ business/201910168134572-kinh-te-viet-nam-lai-lam-toan-the-gioi-kinh-ngac/ (data obrashheniya: 05.11.2019).

18. Le Danh Minh. Quan he thuong mai Viet Nam - Trung Quoc: thuc trang, van de va giai phap = Torgovye otnosheniya V'etnama i Kitaya: sovremennaya situatsiya, voprosy i resheniya [EHlektronnyj resurs] // Truong Dai

Hoc Vän Hiên = universitet Van KHiena [sajt] URL https://www.vhu.edu.vn/Resources/ Docs/SubDomain/qlkh/3%20Le%20 Dang%20Minh.pdf (data obrashheniya: 05.11.2019).

19. Luat dau tu nuoc ngoai tai Viet nam. Hanoi, 1991 = Zakonodatel'stvo o pryamykh inostrannykh investitsiyakh vo V'etname. KHanoj, 1991 [EHlektronnyj resurs] // EHkonomicheskayabiblioteka. EHlektronnaya biblioteka avtoreferatov i dissertatsij po ehkonomike [sajt] URL http://economy-lib. com/pryamye-inostrannye-investitsii-v-ekonomike-vietnama#ixzz6AtMMyUap (data obrashheniya: 06.11.2019).

20. Tông quan vê quan hê Viêt-Trung = Obzor v'etnamo-kitajskikh otnoshenij [EHlektronnyj resurs] // vnemba.org.cn [sajt] URL http://www.vnemba.org.cn (data obrashheniya: 07.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.