Экономическая безопасность
332.142.2 СИНИЦЫНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
соискатель ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-299-305 РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Аннотация. Цель работы: риск-ориентированный подход включает метод оценки степени негативного проявления социальных или экономических факторов и их влияния на уровень безопасности как отдельных регионов, так и страны в целом. Вопросы оценки уровня региональной безопасности являются актуальными и рассматриваются с учетом приоритета социальных вопросов, для решения которых необходимым условием является наращивание экономического потенциала регионов. Одним из основных социально значимых направлений является сохранение «здоровья нации». Целью работы является рассмотрение критериев оценки социально-экономической безопасности в условиях регулирования финансового обеспечения медицинской отрасли, показателей и индикаторов, их возможного использования для преодоления финансово-экономических проблем в регионах. Методы исследования: в статье использован абстрактно-логический метод. Рассмотрены критериальные показатели и целевые индикаторы, используемые для оценки уровня региональной безопасности, предельные их значения и конкретные корректирующие меры, необходимые для снижения степени риска. Результаты: проведена систематизация показателей оценки социально-экономической безопасности, выделен подход к ее оценке на основе механизма финансового обеспечения для сохранения «здоровья нации» и развития человеческого потенциала. Область применения: использование метода на основе риск-ориентированного подхода в оценке уровня региональной безопасности. Выводы: в статье получили дальнейшее углубление и развитие существующие в современной экономической науке критерии, включая показатели и целевые индикаторы оценки региональной безопасности с учетом социального аспекта и активизации резервов в использовании человеческого капитала.
Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, риск-ориентированный подход, «здоровье нации», факторы влияния, критериальные показатели, целевые индикаторы.
SINITSINA ELENA VLADIMIROVNA
applicant FSBIS "Institute of market problems of RAS»,
e-mail: [email protected]
THE RISK-ORIENTED APPROACH IN EVALUATION OF ENSURING SOCIAL-ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS OF RUSSIA
Abstract. The goal of the study is discussing the criteria of evaluation of the social-economic security in the conditions of regulating the financial provision of the medical industry, indicators, their possible use to overcome the financial-economic problems in the regions. We have discussed the criteria indicators and target indicators used for an evaluation of the level of regional security, their marginal values and specific corrective measures necessary to reduce the degree of risk. We have completed a systematization of indicators of evaluation of the social-economic security, distinguished an approach for its evaluation based on a mechanism of financial provision to preserve "the health of the nation" and the development of human potential. The manuscript further strengthened and developed the existing in the modern economic science criteria including indicators and target indicators of evaluation of the regional security taking into account the social aspect and activation of reserves in using the human capital.
Keywords: social-economic security, a risk-oriented approach, "the health of the nation".
Синицына Е.В.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ _ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ _
Введение. Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает, с одной стороны, максимально возможное обеспечение прочности и надежности элементов экономической системы, а с другой - минимизацию факторов, оказывающих дестабилизирующее воздействие и приводящих к нарастанию рисков. Государство как основной субъект, создающий условия для развития национальной экономики, берет на себя всю ответственность за экономическое развитие через реализацию своих функций и ответственность властных органов, обеспечивающих необходимый уровень социально-экономической безопасности [2, с. 26].
Методы исследования. Приоритетным направлением является создание социально ориентированной экономики. Развивающаяся экономика способна противостоять внутренним и внешним угрозам [1, с. 30]. Для этого государством обеспечивается рациональное использование и наращивание имеющегося ресурсного потенциала, развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; создаются экономически безопасные условия жизнедеятельности общества; выстраиваются равноправные и взаимовыгодные экономические отношения государства на международном уровне; обеспечивается экономическое выравнивание административно-территориальных образований. Имеющийся ресурсный потенциал оценивается наличием финансовых, технико-технологических и человеческих капитальных ресурсов.
В современных условиях политической и экономической неопределенности особо важное внимание приобретают вопросы социально-экономической безопасности и практические меры, позволяющие смягчить последствия нарастающих дестабилизирующих факторов [16, с. 1435-1437]. Направления государственной политики определяются исходя из нарастания внешних угроз [18, с. 460-465] и необходимости ликвидации разрыва в экономическом развитии регионов. Актуальной является разработка единого подхода в оценке социально-экономической безопасности регионов.
В современных условиях перспективным методом является оценка на основе риск-ориентированного подхода, в основу которого заложены критериальные показатели и целевые индикаторы. Например, к важнейшим из макроэкономических показателей относятся: структура ВВП, объем и темпы развития промышленности, объем и динамика инвестиций, природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциал, эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность и устойчивость экономической системы в отношении внутреннего и внешних рынков, темпы инфляции, уровень безработицы и др.
Учитывая социальную направленность, особое значение приобретает оценка «качества жизни» населения, отражаемая через показатель динамики объема ВВП и индикатор объема ВВП на душу населения. Наибольшее внимание уделяется социальному аспекту, обеспечиваемому в результате реализации экономических мер, а оценка их успешности или, наоборот, неуспешности определяется такими показателями, как степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и государственными услугами, предоставление социальной помощи нуждающимся категориям граждан, доступность оказываемой медицинской помощи и др. В основе повышения «качества жизни» населения лежат финансовые возможности, обеспечиваемые в первую очередь увеличением доходов бюджетов и внебюджетных фондов, определяемые степенью социальной направленности региональных образований.
Применяя риск-ориентированный подход в оценке уровня социально-экономической безопасности отдельных административно-территориальных образований первостепенное значение приобретают не сами критериальные показатели, а их отклонения от пороговых значений, то есть предельные величины, превышение которых угрожает стабильности, представляют максимальный уровень угроз, связанных с нарастанием кризисных явлений в регионах. Пороговое значение критериального показателя определяет черту, за которой потери могут быть необратимыми.
Известны предельно допустимые значения по отдельным показателям. Например, циклический спад ВВП составляет 5-15 % от его потенциального значения [13, с. 5-11]. Пороговым спадом ВВП считается 30 %, а при условии его превышения потери могут быть необратимыми. При наличии такого соотношения для снижения степени риска необходимы
конкретные корректирующие меры. Второй известный пример. Нормальным уровнем инфляции считается среднегодовой темп роста цен на 5-6 %. В случае инфляции в 6-10 % государственным органам власти необходимо принимать специальные ограничительные меры.
Экономический показатель, такой как уровень доходов населения, - один из основных показателей, характеризующих «качество жизни» населения, в свою очередь является критерием оценки уровня социально- экономической безопасности. Например, известно, что разрыв в доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных слоев населения не должен превышать 6-8 раз. А индикатор концентрации доходов (коэффициент Джини) в развитых странах составляет 0,15-0,17. Если же соотношение в доходах 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных групп населения превышает 1:10 (т. е. достигает двузначных цифр), то обществу грозит социальная нестабильность. В России этом показатель составляет 0,4-0,42. Следовательно, меры по снижению уровня бедности, поставленные во главу угла государственной политики, являются первостепенными и необходимыми для повышения уровня социально-экономической безопасности. Однако далеко не по всем показателям определены предельные допустимые значения и требуется дополнительное изучение.
Одним из наиболее социально значимых направлений является обеспечение условий для улучшения «здоровья нации», в свою очередь являющегося основой производительного потенциала, в т. ч. необходимого для наращивания человеческого и интеллектуального капитала нации [1, с. 250]. С целью реализации конституционных норм гражданам гарантируется предоставление медицинской помощи, являющейся одной из форм социальной защиты, а финансовое обеспечение медицинской помощи относится к элементам системы экономических благ, необходимый объем которых для населения гарантируется государством [12, с. 386-387]. Важнейшим вопросом является достижение оптимального сочетания финансового обеспечения медицинской помощи за счет бюджетных и различных внебюджетных источников [11, с. 43-44]. К одной из форм социальной защиты населения в сфере охраны здоровья относится обязательное и добровольное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование граждан является одной из форм реализации социальной политики государства и представляет собой механизм финансового обеспечения гарантированной государством медицинской помощи гражданам, предусматривает проведение профилактических мероприятий за счет страховых фондов [19, с. 1314].
Система ОМС в Российской Федерации сложилась, сформировалась и продолжает функционировать с 1993 года, что закреплено законодательно1. Установлены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное, при этом само медицинское страхование определено как форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья. Доступность и наличие необходимых населению видов медицинских услуг является одним из основных показателей «качества жизни» граждан [17, с. 372-373].
Нормативно-правовое регулирование обеспечивает процесс взаимодействия исполнительных органов власти, лечебно-профилактических учреждений, страховых организаций, граждан. Нормативным правовым актом, регулирующим финансовые отношения хозяйствующих субъектов, является Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым определены правовые, экономические и организационные основы в сфере медицинского страхования. Основным источником финансирования являются федеральный и территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), на основе которых формируется финансовый механизм. Государственное финансовое обеспечение осуществляется в форме предоставления субвенций из федерального фонда ОМС на финансирование базовой Программы государственных гарантий (далее - БПГГ) по единым для регионов нормативам. На уровне регионов формируются также территориальные программы (далее - ТПГГ).
В результате проводимой реформы ОМС увеличилась финансовая обеспеченность ме-
1 Первоначальным названием было: Закон РСФСР от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР», поскольку закон был принят еще во время существования СССР. Впоследствии - в следующей редакции от 27.04.1993 - название закона было изменено на приведенное выше.
Синицына Е.В.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ _ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ _
дицинских организаций. Однако значительной остается неудовлетворенность граждан качеством и доступностью медицинской помощи в т. ч. высокотехнологичной, в части отдаленных регионов, отмечается низкий профессиональный уровень медицинского персонала. Имеющийся в наличии коечный фонд в ЛПУ не всегда соответствует структуре заболеваемости, что приводит к снижению доступности и качества оказываемой медицинской помощи [20, с. 333-334]. Угрозой для обеспечения социально-экономической безопасности регионов является: недостаточная продолжительность жизни и высокая смертность населения в сравнении с общемировыми показателями, значительная материнская смертность во время родов, болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания и др. Отмечается существенный разброс показателей по регионам [10, с. 41-42].
Результаты. На основе риск-ориентированного подхода оценки уровня социально-экономической безопасности в региональных образованиях были получены значения целевых индикаторов по 85 субъектам, которые рассчитаны по средневзвешанным значениям коэффициентов по наиболее значимым показателям (включая продолжительность жизни, смертность на 1000 человек населения, уровень доходов, расходы на медицинскую помощь). Установлено, что: в 46 % региональных образованиях необходимо отказаться от выбранной модели развития, в 39 % - нужно скорректировать меры, обеспечивающие достижение необходимого уровня социально-экономической безопасности в регионах на основе формирования и развития человеческого потенциала и выбранных для этого инструментов; в 8,3 % субъектах требуется продолжить реализацию ТПГГ, но с учетом проведения корректировки параметров; и только в 10,7 % субъектах ТПГГ, реализуемые в условиях программно-целевого подхода, являются успешными, а механизм финансового обеспечения можно признать эффективным (таблица 1).
Таблица 1
Шкала отклонений фактических величин от эталонных значений по уровню социально-экономической безопасности регионов Российской Федерации,
выполненная на основе программно-целевого подхода
Отклонение, которое связано с игнорированием основополагающих принципов и системным нарастанием рисков Отклонение, которое вызвано нарастанием комплексного воздействия негативных факторов и с риском разрушения Отклонение, вызванное комплексным влиянием негативных факторов внутреннего и внешнего воздействия Отклонение, которое может быть связано с системным негативным влиянием факторов Отклонение, которое может быть связано с проявлением факторов Допустимое отклонение, которое обусловлено влиянием рисков Не требуется корректирующих воздействий на стратегию повышения социально -экономической безопасности территориальных образований
Число административно-территориальных образований Российской Федерации по секторам
39 23 10 1 3 3 8
Меры, необходимые для реализации ПГГ, обеспечивающие снижение степени риска по секторам
Следует отказаться от выбранной модели развития Следует откорректировать механизм и инструменты Следует установить единичные причины и продолжить реализацию ПГГ, но необходима корректировка параметров Реализуемая в условиях программно-целевого подхода ПГГ является успешной, а механизм финансового обеспечения эффективным
Анализ полученных данных показал, что в целом на региональном уровне наблюдается существенная дифференциация по обеспечению социально-экономической безопасности, а в значительной части регионов наблюдается существенное отклонение от предельно допустимого значения целевого индикатора, что требует кардинального пересмотра формирования территориальных программ государственных гарантий.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, необходимо признать, что в условиях реформирования системы финансового обеспечения в условиях ОМС, реализации нацио-
нальных программ смертность в России снизилась в 2013 году по сравнению с 2005 годом на 432 126 человек. Однако этот показатель превышает 13,5 % на каждые 1000 человек населения. При этом среднемировое значение составляет 8 %. Существенен разброс данного показателя по регионам. В то же время растет продолжительность жизни населения, которая на данный момент достигла 71 года. Это важно, но недостаточно для достижения передовых рубежей в данном направлении.
В целом планируется снизить уровень смертности, что благотворно воздействует на развитие человеческого потенциала. В этом состоит важнейшее значение медицинской отрасли, в частности, оказывающей воздействие на экономику. Например, по данным статистики, отдача с каждого рубля, вложенного в здравоохранение в области профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, составляет 3-4 руб. на каждый вложенный рубль, в области профилактики инфекционных заболеваний - более 100 руб. Однако значительными остаются потери от заболеваний и преждевременной смертности, составляющие 15 % ВВП. Это достаточно высокий показатель, негативно влияющий на уровень социально-экономической безопасности [15, с. 548]. В целом эффективность механизма финансового обеспечения оценивается способностью государства предоставлять доступные и качественные медицинские услуги, позволяющие сберегать, а при необходимости и восстанавливать «здоровье нации», увеличивать трудоспособный период жизни и, с учетом вышесказанного, повышать «качество жизни» населения.
Выводы. Таким образом, необходимо отметить возрастание роли механизма финансового обеспечения в сохранении «здоровья нации», относящегося к факторам, влияющим на развитие человеческого капитала и обеспечивающего в т. ч. рост региональной экономики и повышение уровня социально-экономической безопасности территориальных образований.
Литература
1. Зиядуллаев Н. С. Экспертная оценка уровня экономической безопасности национальной экономики //Проблемы рыночной экономики. -2017. - № 3. - С. 30-35.
2. Зиядуллаев У. С. К проблеме национальной экономической безопасности при взаимодействии с зарубежными финансовыми институтами //Проблемы рыночной экономики. - 2017. - № 4. - С. 2635.
3. Изюмова О. Н. Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, номер: 10 (34) // Издательство: Кисловодский институт экономики и права (Кисловодск), 2011. - 30 с.
4. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционно-инновационный потенциал российских регионов // Институт экономики РАН, Москва. - 2017.
5. Рейтинг инвестиционной активности регионов (март 2018) // Инвест-Форсайт (деловой журнал)? апрель 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.if24.ru/rejting-investitsionnoj-aktivnosti-regionov-mart-2018/, свободный. - Загл. с экрана.
6. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html, свободный. - Загл. с экрана.
7. Синицына Е. В. Проблемы перехода к страховой модели финансирования медицинских услуг / Федорова И. Ю., Синицына Е. В. // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. ВыпускXLV-М.: РАП, 2015. - С. 249-258.
8. Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Концепция, Министерство регионального развития РФ [Текст].
9. Уровень развития науки и технологий в регионах России - рейтинг-2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/20171017/630075019.html, свободный. - Загл. с экрана.
10. Федорова И. Ю. Абашилов М. X. Ш, Синицына Е. В. Международный опыт развития механизма финансирования медицинских услуг на основе кластерного подхода / Аналитический журнал по финансам и экономике «Страховое дело». - № 12. -М.: Анкил. - 2015. - С.41-47.
11. Федорова И. Ю., Калашникова О. В., Штейнберг Н. М. Отдельные аспекты в формировании ценовой политики предоставления социально значимых услуг в сфере здравоохранения/ Аналитический журнал «Финансовый бизнес». - № 1. Январь-февраль. -М.: Анкил. - 2016. - С. 41-44.
12. Федорова И. Ю., Прокофьев М. Н., Штейнберг Н. М. Российская и зарубежная практика развития моделей финансирования медицинских услуг / МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2015. - Т.6. - № 4-2 (24). - С. 386-391.
13. Цветков В. А. Итоги и перспективы развития национальной экономики // Проблемы рыночной экономики. - 2017. - № 3. - С. 4-13.
14. Цветков В. А., Зоидов К. X., Зоидов З. К. Моделирование циклических процессов и инновационного
Синицына Е.В.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ _ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ _
развития экономических систем //Монография, Издательство: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки, Институт проблем рынка Российской академии наук Москва, 2017. - С. 545.
15. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., Зоидов З. К. Моделирование процессов сопряжения и инновационного развития транспортно-транзитных систем России и стран западной и южной Азии // Монография. Издательство:Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем рынка Российской академии наук, Москва. - 2017. - С. 475 .
16. Dudin M. N., Ljasnikov N. V., Kuznecov A. V., Fedorova I. J. Innovative Transformation and Transformational Potential of Socio-Economic Systems / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. (17). No. 10. P. 1434-1437.
17. Dudin M. N., ProkofEv M. N., Fedorova I. J., Frygin A. V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance offinancial stability of social economic systems / Life Science Journal. 2014. No. 11(9), 5. P. 370-373.
18. Dudin M. N., Fedorova I. Ju., Ploticina L. A., Tokmurzin T. M., Belyaeva M. V., Ilyin A. B. International practices in improving economic security: Methods, mechanisms, tools, and their adaptation to Russian conditions //European Research Studies Journal 2018. P. 459-467.
19. Sanginova L. D., Bagratuni1 K. Y., Belyaeva M. V., Khanova L. M., Sinitsyna E. V. Mathematical modeling of long-term economic and financial security of the state in the context of demographic decline // International Journal of Pure and Applied Mathematics. Vol. 119. No. 17 2018, 1465-1469, ISSN: 1314-3395 (online version). [An electronic resource]. Access mode: http://www.acadpubl.eu/hub/Special Issue, free. Heading from the screen.
20. Zasko V. N. Chernyh E. O. Sukhova E. Iy. Sedova M. V. Ziyadullaev U. S. Problems of Russia's integration into the world economy and its economic security // European Research Studies Journal. Vol. XXI. Is. 2, 2018. P. 333-344.
References:
1. Dudin M. N., Fedorova I. Ju., Ploticina L. A., Tokmurzin T. M. Belyaeva M. V., Ilyin A. B. International practices in economic security: Methods, mechanisms, and adaptation to Russian conditions//European Research Studies Journal. 2018. P. 459-467.
2. Dudin M. N., Ljasnikov N. V., Kuznecov A. V., Fedorova I. J. Innovative Transformation and Potential of Socio-Economic Systems / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. (17). No. 10. P. 14341437.
3. Dudin M. N., ProkofEv M. N., Fedorova I. J., Frygin A. V. Life Science Journal. 2014. No. 11 (9), 5. P. 370-373.
4. Fedorova I. Yu. Abashilov MH. Sh, Sinitsyna E. V. International experience in the development of the mechanism of financing medical services based on the cluster approach / Analytical magazine on finance and economics «Insurance». No. 12. М.: Ankil. 2015. P. 41-47.
5. Fedorova I. Yu. Prokofiev M. N., Steinberg N. M. Russian and foreign practice of development of models of financing of medical services / MID (Modernization. Innovations. Development), 2015. T. 6. No. 4-2 (24). P. 386-391.
6. Fedorova I. Yu., Kalashnikova O. V., Shteinberg N. M. Some aspects in shaping the pricing policy of providing socially important services in the health sector / Analytical magazine «Financial Business». No. 1. January-February. M.: Ankil. 2016. P. 41-44.
7. Fedorova I. Yu., Sinitsyna E. V. Problems of transition to the insurance model offinancing medical services // Scientific notes: The role and place of civilized entrepreneurship in the Russian economy. Collection of scientific papers. XLV-M.: Russian Academy of Entrepreneurship, 2015. P. 249-258.
8. Izyumova O. N. The economic nature and nature of the innovation potential and investment attractiveness of the region // Management of economic systems: electronic scientific journal, number: 10 (34) // Publisher: Kislovodsk Institute of Economics and Law (Kislovodsk), 2011. 30 p.
9. Lenchuk E. B., Vlaskin G. A. Investment and Innovation Potential of Russian Regions // Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, M. 2017.
10. Rating of investment activity in the regions (March 2018) // Invest-Foresight (business magazine), april 2018. [An electronic resource]. Access mode: https://www.if24.ru/rejting-investitsionnoj-aktivnosti-regionov-mart-2018, free. Heading from the screen.
11. Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation at the end of 2017. [An electronic resource]. Access mode: http://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html, free. Heading from the screen.
12. Sanginova L. D., Bagratuni1 K. Y., Belyaeva M. V., Khanova L. M., Sinitsyna E. V. International Journal of Pure and Applied Mathematics. Vol. 119 1 7 2018, 1465-1469, ISSN: 1314-3395 (online-version). [An electronic resource]. Access mode: http: // www.acadpubl.eu/hub/Special Issue, free. Heading from the screen.
13. Strategies of social and economic development of regions of the Russian Federation // Concept, Ministry of Regional Development of the R F [Text].
14. The level of development of science and technology in the regions of Russia - rating 2017. [An electronic resource]. Access mode: http://riarating.ru/infografika/20171017/630075019.html, free. Heading from the screen.
15. Tsvetkov V. A. Results and prospects of development of the national economy // Market economy problems. 2017. No. 3. P. 4-13.
16. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Zoidov Z. K. Modeling the processes of interfacing and
innovative development of transport and transit systems in Russia and the countries of Western and Southern Asia // Monograph. Publisher: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow. 2017. P. 475.
17. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Zoidov Z. K. Modeling of cyclic processes and innovation development of economic systems //Monograph, Publisher: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences Moscow. 2017. P. 545.
18. Zasko V. N., Chernyh E. O., Sukhova E. Iy, Sedova M. V., Ziyadullaev U. S. Problems in the area of economic integration //European Research Journal of Journal. Vol. XXI. Is. 2. 2018. P. 333-344.
19. Ziyadullaev N. S. Expert assessment of the level of economic security of the national economy // Problems of a market economy. 2017. No. 3. P. 30-35.
20. Ziyadullaev U. S. On the problem of national economic security when interacting with foreign financial institutions //Market economy problems-2017. No. 4. P. 26-35.