РИСК НАРУШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
RISK OF A BREACH OF SECURITY ON THE INLAND WATER
TRANSPORT FACILITIES
УДК 342.9
Р.М. СТЕПКИН,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
Ю.Ю. ГОЛУБЯТНИКОВА,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ROMAN M. STEPKIN,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministryof the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
YULIA YU. GOLUBYATNIKOVA,
Candidate of Economics Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: целью данного исследования является изучение содержания и особенностей риска нарушения безопасности на объектах транспорта. Главенствующее место в исследовании отводится анализу риска нарушения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта, так как в настоящее время с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации российские внутренние водные объекты становятся открытыми для иностранных судов, следовательно, увеличиваются объемы перевозок, пропускная способность пассажиров, в том числе вероятность совершения противоправных деяний. В статье рассмотрены особенности риска нарушения безопасности на объектах водного транспорта, которые связаны с особенностями самого транспорта и его охраной, детальнее - такие особенности, как сложность объектов анализа и значительная протяженность водных внутренних путей. Для результативного управления рисками безопасности на объектах водного транспорта предлагается использовать следующие методы минимизации риска: регламентацию и четкие процедуры проведения досмотра; введение профайлинга; увеличение и модернизацию инженерно-технических средств контроля и охраны объектов; использование современных технологий и оборудования для оснащения пунктов пропуска; обмен информацией; создание в морских портах центров мониторинга; повышение квалификации сотрудников.
Ключевые слова: риск нарушения транспортной безопасности, система управления рисками, внутренний водный транспорт.
Для цитирования: Степкин Р.М., Голубятникова Ю.Ю. Риск нарушения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С. 56-59.
Abstract: the purpose of this study is to study the content and characteristics of the risk of violation of transport security at transport facilities. The main place in the study is given to the analysis of the risk of violation of transport security at inland water transport facilities, since at present, with the accession of the Russian Federation to the World Trade Organization, Russian inland waters are becoming open to foreign vessels, therefore, traffic volumes are increasing, passenger capacity is increasing, including the probability of committing illegal acts. The article considers the features of the risk of security violations at water transport facilities, which are associated with the features of the transport itself and
НА ТРАНСПОРТЕ
its protection. In more detail, these are features such as the complexity of the objects of analysis and the considerable length of inland waterways. For effective management of transport security risks at water transport facilities, it is proposed to use the following methods of risk minimization: regulation and clear inspection procedures; introduction of profiling; increase and modernization of engineering and technical means of control and protection of objects; use of modern technologies and equipment for equipping checkpoints; - exchange of information; establishment of monitoring centers in seaports; professional development of employees.
Keywords: risk of violation of transport security, risk management system, inland water transport.
For citation: Stepkin R.M., Golubyatnikova Yu.Yu. Risk of a breach of security on the inland water transport facilities // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1. P. 56-59.
Главным направлением деятельности государства в области обеспечения транспортной безопасности страны является борьба с террористическими угрозами. Проводимая в России антитеррористическая борьба, по словам заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева, становится эффективнее за счет совершенствования нормативно-правового регулирования транспортной сферы и применяемых контрольных мер надзора1.
Происходящие трагические события в различных странах от террористических угроз на транспорте являются предпосылкой для консолидирования усилий в поисках новых механизмов и подходов к предотвращению совершения актов незаконного вмешательства [1, с. 8-9].
Проблема обеспечения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта в настоящее время довольно значима, так как происходит международный интеграционный процесс водных путей. В связи с присоединением России к Всемирной торговой организации российские внутренние водные объекты становятся открытыми для иностранных судов [2], следовательно, увеличиваются объемы перевозок, пропускная способность пассажиров, в том числе вероятность совершения противоправных деяний.
В этой ситуации следует уделить внимание разработке и внедрению новых элементов для формирования механизма обеспечения безопасности правоохранительными органами на объектах внутреннего водного транспорта.
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности» содержит дефиницию о создании автоматизированной системы обеспечения
1 Материалы совещания о мерах по повышению эффективности обеспечения транспортной безопасности заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/politika/9519507 (дата обращения: 11.01.2021).
транспортной безопасности, которая содержит базы данных о пассажирах и персонале транспортных средств2. Основой работы автоматизированной системы является мониторинг состояния безопасности объектов. Анализ функционирования системы обеспечения безопасности должен быть проведен с применением системы управления рисками.
Система управления рисками - это процессы воздействия субъекта на объект управления, проходящие через этапы определения риск-проблемы, выявления и идентификации факторов риска, выявления самого риска, анализа и его оценки, разработки мер по минимизации риска, обобщения результатов по принятым мерам и подготовки предложений.
В данном исследовании под риском нарушения транспортной безопасности на объектах внутреннего водного транспорта понимается вероятность несоблюдения законодательства в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью против собственности на объектах внутреннего водного транспорта.
Тогда как А.Б. Стиславский, проводя исследования, изучая содержание и оценку риска нарушения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, представил понятие данного риска как «вероятности реализации потенциальных угроз критическим элементам его структуры при существующей системе защиты» [3].
Риск нарушения транспортной безопасности на объектах внутреннего водного транспорта проявляется на всех этапах процесса эксплуатации судов. Он отвечает обобщенным и взаимосвязанным принципам построения системы транспортной безопасности, которая охватывает все виды основной перевозочной деятельности судоходных компаний, а именно: транспортно-технологическую, эксплуатационную, навигационную (судовождение) и другие, а
2 О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2021' 1
БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ТРАНСПОРТЕ
также деятельность органов внутренних дел на транспорте [4].
Кроме этого, система обеспечения транспортной безопасности ориентируется на технологическую формализацию, содержащую документальное оформление в виде процедур и инструкций.
В системе обеспечения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта судовые компании обладают саморегулируемой адаптационной обратной связью, осуществляемой посредством регулярных судовых сообщений командованию о несоответствиях, складывающихся в современных условиях и непредвиденных ситуациях, тогда как органы внутренних дел на транспорте в системе обеспечения транспортной безопасности наделены функцией охраны общественного порядка транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.
Особенность риска нарушения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта проявляется в сложности объектов анализа и значительной протяженности водных внутренних путей. В России сеть внутренних водных путей составляет 101,5 тыс. км [5].
По данным Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота, на 1 февраля 2020 г. транспортный флот России насчитывал 1423 судна, в том числе 1176 судов под флагом России (82,3%) и 247 судов под иностранными флагами (17,3%)3.
Риск нарушения безопасности, в соответствии с принципом равнозащищенности объектов транспортной инфраструктуры, проявляется при защите критических объектов от возможных угроз. На внутренних водных путях Российской Федерации расположено 741 судоходное гидротехническое сооружение [5]. Практически любое из них подвержено риску нарушения безопасности, влекущему негативные последствия в виде совершения правонарушений.
В 2019 году было совершенно 36,2 тысячи преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, 9,4 тысячи - на всех видах транспорта4. Правонарушения на объектах водного транспорта были связаны с нарушением правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водно-
3 Специалисты по ЦНИИМФ оценили состав морского флота России на начало 2020 года [Электронный ресурс]. -URL: https://cniimf.ru/press-tsentr/news/1031/?year=&month=& day=26.03.2020 (дата обращения: 15.01.2021).
4 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. Государственная программа Российской Федерации Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1789925 (дата обращения: 15.01.2021).
го транспорта (ст. 11.10 КоАП РФ), нарушением правил эксплуатации судов (ст. 11.8 КоАП РФ), управлением судном судоводителем в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ) и др.
Чтобы обеспечить общественный порядок и обезопасить граждан на водных объектах, создаются специализированные подразделения по охране общественного порядка, в зоне обслуживания которых расположены порты и пристани.
Например, в результате координируемых действий сотрудниками Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу было изъято более двух тысяч килограммов биологических ресурсов, до десяти километров сетей для ловли рыбы, шестьдесят два плавательных средства и др.
Риски, которые могут быть выявлены в результате обеспечения безопасности на объектах водного транспорта, необходимо предотвращать, их уровень снижать до допустимого в результате применения целенаправленных мер превентивного контроля.
В сфере противодействия преступлениям, совершаемым на водном транспорте, органами внутренних дел проводятся оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение и раскрытие хищений (например, нефтепродуктов), пресечение фактов несанкционированной реализации товаров на объектах транспортной инфраструктуры.
Методами минимизации риска нарушения обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте являются:
- регламентация и четкие процедуры проведения досмотра пассажиров и грузов с целью исключения угроз незаконного вмешательства на объекты водного транспорта [6];
- введение профайлинга;
- увеличение и модернизация инженерно-технических средств контроля и охраны объектов;
- использование современных технологий и оборудования для оснащения пунктов пропуска для проведения досмотра на причале;
- обмен информацией между органами внутренних дел на транспорте и службой охраны морских портов;
- создание в морских портах центров мониторинга для обеспечения контроля всех служб охраны морских портов, правоохранительных органов и специальных служб, которые обеспечивают транспортную безопасность;
- повышение квалификации сотрудников ведомственных служб безопасности.
Грамотное планирование в обеспечении безопасности на транспорте, а также использование модернизированных технических средств
НА ТРАНСПОРТЕ
позволяет повысить безопасность и снизить риск нарушения безопасности на внутреннем водном транспорте.
Территориальные органы МВД России на водном транспорте, службы охраны морских портов,
специальные службы должны консолидировать и последовательно применять методы минимизации риска нарушения безопасности в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также объектов воднотранспортной системы.
Литература
1. Глухов Н.И., Середкин С.П. Транспортная безопасность: конспект лекций. - Иркутск, 2013. - 68 с.
2. Дмитриев И.В. Безопасность судоходства на внутренних водных путях. - Москва: Моркнига, 2018. - 284 с.
3. Стиславский А.Б. Управление рисками нарушения безопасности объектов транспортной инфраструктуры // Информационные технологии и вычислительные системы. 2009. № 1. С. 49-57.
4. Стулов С.Б. Теория и практика обеспечения транспортной безопасности морских портов России [Электронный ресурс] // Транспортные системы. 2008. № 6. - URL: http://secuteck.ru/articles2/OPS/teoriya-i-praktika-obespecheniya-transportnoi-bezopasnosti (дата обращения: 15.01.2021).
5. Мудрова О.М. О реализации проектов по повышению пропускной способности внутренних водных путей на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. - URL: https://cniimf.ru/press-tsentr/publikatsii/626/?year=&month=&day=30.01.2018 (дата обращения: 15.01.2021).
6. Косарев М.Н. Вопросы противодействия терроризму: преступления против основ общественной безопасности: учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. - 48 с.
— References —
1. Glukhov N.I., Seredkin S.P. Transportnaya bezopasnost': konspekt lektsii. - Irkutsk, 2013. - 68 s.
2. Dmitriev I.V. Bezopasnost' sudokhodstva na vnutrennikh vodnykh putyakh. - Moskva: Morkniga, 2018. - 284 s.
3. StislavskiiA.B. Upravlenie riskami narusheniya bezopasnosti ob''ektov transportnoi infrastruktury // Informatsionnye tekhnologii i vychislitel'nye sistemy. 2009. № 1. S. 49-57.
4. Stulov S.B. Teoriya i praktika obespecheniya transportnoi bezopasnosti morskikh portov Rossii [Elektronnyi resurs] // Transportnye sistemy. 2008. № 6. - URL: http://secuteck.ru/articles2/OPS/teoriya-i-praktika-obespecheniya-transportnoi-bezopasnosti (data obrashcheniya: 15.01.2021).
5. Mudrova O.M. O realizatsii proektov po povysheniyu propusknoi sposobnosti vnutrennikh vodnykh putei na srednesrochnuyu perspektivu [Elektronnyi resurs]. - URL: https://cniimf.ru/press-tsentr/publikatsii/626/?year=&month=&day=30.01.2018 (data obrashcheniya: 15.01.2021).
6. KosarevM.N. Voprosy protivodeistviya terrorizmu: prestupleniya protiv osnov obshchestvennoi bezopasnosti: uchebnoe posobie. -Ekaterinburg: Ural'skii yuridicheskii institut MVD Rossii, 2015. - 48 s.
(статья сдана в редакцию 20.01.2021)