Научная статья на тему 'Риск-менеджмент внешней кредитной политики России в условиях глобальных вызовов'

Риск-менеджмент внешней кредитной политики России в условиях глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТОР И ЗАЕМЩИК / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ВНЕШНЯЯ ДОЛГОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ / INTERNATIONAL CREDIT POLICY / GLOBAL CHALLENGES / INTERNATIONAL LENDER AND BORROWER / RISK MANAGEMENT / INTERNATIONAL DEBT SUSTAINABILITY / RISK GOVERNANCE / CLASSIFICATION OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинская Юлия Сергеевна

Данная работа анализирует основные индикаторы оценки финансового воздействия государственного долга и показатели внешней долговой устойчивости, используемые Банком России, международными организациями, регуляторами и центральными банками различных стран, и корпоративным сектором. В статье сделан акцент на необходимость управления внешними кредитными рисками, как на государственном, так и на частном уровне. На данный момент именно корпоративный сектор несет основную угрозу финансовой безопасности, на который приходится большая часть внешней задолженности. Система управления внешними кредитными отношениями, представляющая собой поиск компромисса между стоимостью кредитования и возникающими рисками, требует разработки общей концепции и инструментов оценки и регулирования. Эффективное управление рисками в данном случае является решающим фактором, которое должно соответствовать следующим характеристикам: целостность, последовательность и долговечность. Детальное рассмотрение позволило определить основные группы рисков, требующих внимания при разработке рациональной внешней кредитной политики России на глобальном, региональном, секторальном и организационном уровне на современном этапе в условиях глобальных вызовов, включая санкционное давление, геополитическую напряженность и активные трансформационные процессы в мировой финансовой архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management of international credit policy of Russia in context of global challenges

This work reviews the main indicators for estimating the financial impact of public debt and indicators of external debt sustainability used by the Bank of Russia, international organizations, regulators, Central banks of different countries and the corporate sector. The article is focused on the need to manage external credit risks at both the public and corporate levels. At the moment it is the corporate sector carries the main threat to financial sustainability, which accounts for a large part of external debt. The control system of foreign credit relations, which is a compromise between cost of lending and emerging risks requires the development of an overall concept and instruments for evaluation and management. Effective risk management in this case is the decisive factor, which must comply with the following characteristics: integrity, consistency and durability. Detailed examination allowed to identify the main groups of risks that require attention in the development of rational credit policy of Russia at the global, regional, sectoral and organizational level at the present stage in the context of global challenges, including sanctions pressure, geopolitical tensions and the active transformation processes in the global financial architecture.

Текст научной работы на тему «Риск-менеджмент внешней кредитной политики России в условиях глобальных вызовов»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/65EVN616.pdf

Статья опубликована 13.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Калинская Ю.С. Риск-менеджмент внешней кредитной политики России в условиях глобальных вызовов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/65EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 336.131

Калинская Юлия Сергеевна1

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, Москва

Аспирант E-mail: yulkal34@mail.ru

Риск-менеджмент внешней кредитной политики России в условиях глобальных вызовов

Аннотация. Данная работа анализирует основные индикаторы оценки финансового воздействия государственного долга и показатели внешней долговой устойчивости, используемые Банком России, международными организациями, регуляторами и центральными банками различных стран, и корпоративным сектором. В статье сделан акцент на необходимость управления внешними кредитными рисками, как на государственном, так и на частном уровне. На данный момент именно корпоративный сектор несет основную угрозу финансовой безопасности, на который приходится большая часть внешней задолженности. Система управления внешними кредитными отношениями, представляющая собой поиск компромисса между стоимостью кредитования и возникающими рисками, требует разработки общей концепции и инструментов оценки и регулирования. Эффективное управление рисками в данном случае является решающим фактором, которое должно соответствовать следующим характеристикам: целостность, последовательность и долговечность. Детальное рассмотрение позволило определить основные группы рисков, требующих внимания при разработке рациональной внешней кредитной политики России на глобальном, региональном, секторальном и организационном уровне на современном этапе в условиях глобальных вызовов, включая санкционное давление, геополитическую напряженность и активные трансформационные процессы в мировой финансовой архитектуре.

Ключевые слова: внешняя кредитная политика; глобальные вызовы; международный кредитор и заемщик; риск-менеджмент; внешняя долговая устойчивость; управление рисками; классификация рисков

Современный этап трансформации мировой финансовой архитектуры характеризуется ускорением различных глобальных процессов и связанных с ним усиливающимся действием глобальных вызовов, таких как деформация глобального процесса общественного воспроизводства, финансово-экономическая и политическая нестабильность, возрастание рисков в связи с внешним санкционным давлением, регионализация и трансрегионализация

1 143430, Московская область, Красногорский район, Нахабино, ул. Белобородова, д. 8, кв. 113 1

мировой экономики, нестабильность стратегического развития мировой экономики, связанная с наличием фундаментальных проблем структурного развития экономик мира, уход от модели неолиберализма в управлении мировой экономикой, финансовым рынком, движением капитала, а также глобализация мировой экономики и отдельно финансовая глобализация. [1] Наряду с перечисленными глобальными факторами на внешнюю кредитную политику оказывают влияние и ряд внутренних факторов. Перечислим основные из них: ухудшение финансово-экономического положение страны, снижение темпов экономического роста, законодательные изменения, касающиеся кредитной политики, ухудшение финансового положения контрагента, неплатежеспособность кредитора или заемщика, колебания процентных ставок, колебания курса национальной валюты. [2]

В связи с этим возникла объективная необходимость комплексной модернизации экономики России с учетом глобальных вызовов. Россия остро нуждается в реформировании финансовой системы, которая позволила бы реализовать преимущества эффективной интеграции в структуре мировых финансов в целях повышения национальной конкурентоспособности, инновационного развития, обеспечения экономического роста и национальной экономической безопасности страны. Современная экономическая ситуация в мире, осложненная кризисными явлениями, нуждается в разработке новых подходов к управлению рисками. Россия в условиях геополитической нестабильности и внешнего санкционного давления особенно нуждается в качественном риск-менеджменте внешней кредитной политики, являющейся важнейшим компонентом внешней экономической

политики, регламентирующей международные валютные, финансовые и кредитные

2,3

отношения.

Согласно «Стратегии национальной безопасности РФ» к числу главных стратегических рисков и угроз в экономической сфере относится «низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы»4. В связи с этим национальная финансовая система ставит перед собой новые цели и задачи, которые определяют эффективное формирование и модернизацию5,6, прежде всего международной кредитной системы России как отражения состояние экономики, внешней торговли товарами и услугами, международного движения капитала во всех его формах. Особое значение имеет внешняя задолженность перед другими странами, иностранными экономическими агентами, международными финансовыми организациями. И это при том, что внутренний долг составляет 7,3 трлн. руб. по состоянию на 2016 г., в 14 раз превышая совокупный внешний долг. Тем не менее, это не делает проблему внешнего долга менее актуальной с точки зрения долговой устойчивости национальной экономики. В отличие от внутреннего долга высокий объем внешней задолженности способен привести к финансовому давлению со стороны стран-кредиторов, представляя значительную угрозу для национальной экономической безопасности.

Основополагающим понятием при оценке эффективности проводимой внешней кредитной политики является долговая устойчивость национальной экономики,

2 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013).

3 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (Минэкономразвития России).

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.

5 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013).

6 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (Минэкономразвития России).

заключающаяся в эффективном использовании заимствований в национальных интересах и своевременной их уплате. Эксперты Всемирного Банка выделяют три основных фактора, определяющих долговую устойчивость страны-дебитора: накопленный объем внешнего долга и условия его погашения; динамика экономического развития страны и структура и условия привлечения внешнего финансирования. Международные финансовые организации МБРР, МВФ и страны - члены Парижского клуба кредиторов применяют долговые индикаторы для классификации стран-дебиторов, а международные рейтинговые агентства - при оценке

^ у

надежности долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов. Центральный Банк РФ ведет мониторинг показателей внешней долговой устойчивости, оценка включает 5 общепринятых показателей:

1. Соотношение объема внешнего долга РФ и годового объема ВВП.

2. Соотношение объема внешнего долга РФ и годового объема экспорта товаров и услуг.

3. Соотношение годовой суммы платежей по внешнему долгу РФ в соответствии с графиком (основной долг, включая обязательства «до востребования», и проценты) и годового объема ВВП.

4. Соотношение годовой суммы платежей по внешнему долгу РФ в соответствии с графиком (основной долг, включая обязательства «до востребования», и проценты) и годового объема экспорта товаров и услуг.

5. Коэффициент покрытия годовой суммы платежей по внешнему долгу РФ в соответствии с графиком (основной долг, включая обязательства «до востребования», и проценты) международными резервами.

Формирование внешней кредитной политики происходит в условиях сохранения низких стагнационных темпов экономического роста. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (Министерства экономического развития РФ), ВВП прогнозируется на уровне 0,7% в 2016 году и в дальнейшем, по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса, ожидается повышение темпов роста экономики до 1,9% в 2017 году и до 2,4% в 2018 году. В данных условиях качественное управление является решающим фактором. Эффективное управление гарантирует, что процесс поддерживается и принимается всеми его участниками, а также то, что он соответствует характеристикам, которые требуются для его максимальной эффективности: целостность, последовательность и долговечность.

Вся система управления внешним долгом и предоставлением кредитов сводится к поиску компромисса между стоимостью кредитования и возникающими рисками. Систематизируя виды рисков в международной кредитной политике, а также, безусловно, учитывая рекомендации Международного Валютного Фонда и Всемирного банка, стоит классифицировать риски на следующие уровни:

1. глобальный (характеризует зависимость от общемировых тенденций).

2. национальный (характеризует состояние экономики страны).

7 G-24 Discussion Paper Series UNITED NATIONS External Debt Sustainability: Guidelines for Low- and Middle-income Countries/No. 26, March 2004.

8 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (Минэкономразвития России).

3. секторальный/отраслевой (характерен для кредитного рынка в целом, связанный с особенностями кредитных отношений, инструментов в мировом масштабе).

4. организационный (на уровне отдельных предприятий, организаций).

Соответственно и управление ими должно осуществляться разными субъектами, но в тесной взаимосвязи.

Мы предлагаем классификацию риска, значимого при управлении внешней кредитной политикой, состоящей из четырех основных видов риска:

1. Страновой (в том числе политический).

2. Рыночный (процентный, в том числе риск рефинансирования, а также фондовый, валютный).

3. Кредитный риск (в том числе риск ликвидности).

4. Операционный (в том числе расчетный, правовой, репутационный, стратегический, риск диджитализации).

Некоторые исследователи выделяют такие риски, как риск структурной диспропорции, риск формирования долговой пирамиды, риск использования офшорных схем, риск неэффективного использования внешних займов, риск несбалансированности кредитного портфеля. Однако на наш взгляд, данные виды являются вторичными, представляющие комбинации выделенных нами групп рисков [3]. Однако их, безусловно, стоит принимать во внимание при построении концепции внешней кредитной политики, но в основной пул измерения они не попадают.

Страновый риск, отражает тенденцию зависимости российской экономики от мирохозяйственных процессов за последнее десятилетие. Изучив большой массив данных по показателям международной финансовой деятельности, нами сделана выборка из девяти показателей, характеризующих вовлеченность России в глобальную финансовую систему. В таблице 1 представлены данные по основным показателям вовлеченности России за период с 2000 по второй квартал 2015 гг. (на конец года).

Таблица 1

Динамика показателей вовлеченности России в глобальную финансовую систему

(млн. долл. США, данные на конец года)

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015Q2

Трансграничные кредиты банков стран - респондентов БМР российским банкам 53 952 79 484 84 423 149 098 160 891 121 168 115 086 129 047 130 583,1 150 483 106 922,8 87 136

Трансграничные кредиты банков стран - респондентов БМР небанкам России 29 817 44 268 39 228 74 600 84 489 69 703 58 464 66 363 62 935,6 84 462,3 62 718,2 53 595

Долговые ценные бумаги российских эмитентов у нерезидентов 27 496,1 24 072,1 41 816,7 38 148,4 19 521,2 19 740,6 25 311,2 29 745,9 54 266,9 70 737,9 39 419,9

Обязательства российских банков перед банками стран -респондентов БМР (консолидированная статистика) 58 949 91 212 117 373 186 415 180 846 141 862 141 058 153 404 173 023 181 858,7 132 718 108 291,1

Международные резервы Банка России (кроме золота) 120 808,8 175 891,4 295 567,6 466 750,4 411 749,6 416 648,9 443 585,8 453 948,2 486 576,9 469 602,7 339 369,9 313 341,1

Источник: составлено автором по данным Joint External Debt Hub. - URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=ioint-external-debt-hub# [режим

доступа: 18.08.2016]

В период с 2000 по 2007 г. Россия активно усиливала позиции в глобальной финансовой системе по всем показателям, за исключением долговых ценных бумаг российских эмитентов у нерезидентов. В острую фазу глобального кризиса сократились объемы обязательств российских финансовых и нефинансовых институтов перед банками стран - респондентов БМР с 180,8 до 142,0 млрд. долл. США, включая объемы трансграничного кредитования российских банков - с 161,0 до 121,0 млрд. долл. США. Также произошло сокращение объема трансграничных депозитов российских банков в зарубежных банковских учреждениях. Международная эмиссионная активность российских компаний незначительно понизилась. В посткризисный период показатели вовлеченности России вновь росли, включая обязательства перед зарубежными банками, трансграничные кредиты и депозиты, объемы эмиссии долговых бумаг и др.

Также страновый риск отражает геополитическое напряжение, влияние связанное с санкционным давлением. Имеющиеся оценки влияния санкций на финансовый рынок существенно отличаются друг от друга, однако в основном они выражаются в процентах предполагаемого замедления темпов роста ВВП. Так, по оценкам Е. Гурвича и И. Прилепского, суммарный дополнительный чистый отток капитала, связанный с санкциями, был оценен на уровне 58 млрд. долл. в 2014 г. и 160-170 млрд. долл. в 2014-2017 гг. [4] По мнению министра финансов А. Силуанова, высказанному в конце 2014 г., от санкций в год Россия теряет около 40 млрд долл. США. [5] При этом прямой запрет на предоставление финансирования конкретным компаниям косвенным образом ограничивал инвестиции и в компании, на которые санкции не распространялись вследствие более осторожного отношения западных банкиров к сделкам с российскими участниками рынка ценных бумаг. [6] По данным Института Гайдара, до введения секторальных санкций с января 2010 г. по июль 2014 г. среднемесячный объем заимствований российских компаний на рынке еврооблигаций составлял 3,3 млрд. долл. США, в то время как после введения санкций с августа 2014 г. по декабрь 2015 г. данный показатель снизился до 0,4 млрд. долл. США. Таким образом, в расчете на месяц потери российских эмитентов за счет недополученных средств от выпуска евробондов составили 2,9 млрд. долл. США, или около 50 млрд. долл. США за 17 месяцев с августа 2014 г. по декабрь 2015 г. За тот же период времени Резервный фонд сократился на 41,8 млрд. долл. США. Часть из указанных средств попала к крупнейшим

„9

российским компаниям, что помогло им сгладить последствия применения внешних санкций.

Рыночный риск в международных кредитных отношениях РФ с одной стороны отражает тенденцию избыточного заимствования развивающихся рынков (особенно стран-производителей биржевых товаров) и в связи с этим резкого увеличения задолженности в частном секторе, сопровождающегося повышением размера валютных рисков. С другой стороны, Россия как международный кредитор и заемщик подвержена влиянию фундаментальных факторов рыночной неустойчивости, а именно, по заключению экспертов, содержащемуся в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности»,10 низкому уровню ликвидности рынка, затрудняющее оценку и управление рисками и образуя вероятность выкупов долговых обязательств посредством срочной распродажи активов и повышения волатильности на мировых рынках, что, несомненно, является угрозой национальной экономической безопасности.

Кредитный риск заключается в невыполнении заемщиками обязательств по кредитам или другим финансовым активам или нарушении контрагентом обязательств по финансовым

9 Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы // Институт Гайдара. 2015 г.

10 «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/gfsr/2015/01/pdf/execsumr.pdf.

договорам. Этот риск наиболее актуален в случаях, когда управление долгом включает управление ликвидными активами, при приеме заявок на аукционах ценных бумаг, выпускаемых органами государственного управления, а также в отношении гарантий по кредитам и договоров о производных инструментах, заключаемых управляющим долгом.

Операционный риск при анализе внешней кредитной политики состоит в возникновении убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации, требованиям действующего законодательства, внутренних процедур проведения банковских операций и других сделок, и их нарушения вследствие некомпетентности, непреднамеренных, умышленных действий или бездействия), несоразмерности функциональных возможностей применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем, нарушении их функционирования, а также в результате воздействия внешних событий, включая транзакционные ошибки на различных этапах исполнения операций; недостатки или сбои в механизмах внутреннего контроля, репутационный, юридический риск, нарушения мер безопасности, или стихийные бедствия, затрагивающие способность управляющего долгом осуществлять деятельность, необходимую для управления долгом.

Для оценки воздействия определенной группы риска рекомендуется использовать матрицу, представленную в таблице 2.

Таблица 2

Матрица группы рисков и их воздействие на экономику РФ

Критерий Группа рисков Высокий Средний Низкий

Воздействие Страновой Случаи национального масштаба, ухудшающие имидж/репутацию. Случаи регионального масштаба, ухудшающие имидж/репутацию. Случаи национального/ регионального масштаба, незначительно ухудшающие имидж/репутацию.

Рыночный Значимое негативное влияние на текущее состояние финансовых рынков, компаний. Умеренное неблагоприятное влияние на текущие доходы/расходы компаний. Отдельные случаи, незначительно влияющие на текущее состояние.

Кредитный Непосредственная угроза или дефолт компаний, неспособность осуществлять обслуживание своих обязательств. Отдельные случаи задержки обслуживания обязательств, имеющие умеренный негативный эффект, позволяющий продолжить работу предприятий. Наличие минимальной разбалансированности активов и обязательств.

Операционный Отсутствие единого подхода к внедрению или улучшению систем. Неработоспособность системы, причиняющая серьезный ущерб финансовой системе, работе компаний. Для принятия ключевых управленческих решений используется неточная информация. Некоторое несоответствие в подходах при внедрении или улучшении систем. Неработоспособность системы, причиняющая ощутимый ущерб финансовой системе, работе компаний. Небольшие задержки по внедрению или улучшению систем. Неработоспособность системы, причиняющая незначительный ущерб финансовой системе, работе компаний.

Источник: составлено автором

В целях проверки предполагаемой стратегии в контексте реализованных и нереализованных рисков и возможностей для государственного и частного секторов, а также

для поддержки принятия управленческих решений по развитию новых стратегических направлений в рамках внешней кредитной политики России был использован метод картографирования рисков. Основой агрегированной оценки данных групп рисков служили данные отчета Биотоку по страновому риску, статистика БМР, Московской биржи, Центрального Банка, результаты мы можем пронаблюдать в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

Оценка групп риска, возникающего во внешние кредитные отношения РФ, 2016 г.

Критерий Вес

Страновый риск 4,5

Рыночный риск, в том числе

Процентный риск 4

Фондовый риск 3,5

Валютный риск 8,4

Кредитный риск 4,9

Операционный риск 4,4

Источник: составлено автором на основе данных Euromoney, БМР, Московской биржи, ЦБ РФ

Валютный риск

Рисунок 1. Карта рисков внешних кредитных отношений РФ, 2016 г. (источник: составлено автором на основе данных Euromoney, БМР, Московской биржи, ЦБ РФ)

Приведенные данные позволяют сделать вывод о корректности значимости набора рисков. На данный момент можно сделать вывод о высокой подверженности внешней кредитной политики России валютному риску. Мы наблюдаем, характерное для многих развивающихся стран явление «долларизации» кредитов и займов, связанное с особенностями финансовых и производственных процессов [7]. В России на эту часть приходится порядка 80%, что для некоторых отраслей является традиционным (выручка которых формируется в основном от экспорта: добыча полезных ископаемых, металлургия химическая и нефтехимическая промышленность).

Таблица 4

Внешний долг РФ в национальной и иностранной валютах (млн. долл. США)

01/01/2005 01/01/2006 01/01/2007 01/01/2008 01/01/2009 01/01/2010 01/01/2011 01/01/2012 01/01/2015 01/01/2016

Всего 213,335 257,204 313,214 464,384 479,823 466,294 488,537 538,884 599,901 518,508

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранная валюта 195,631 227,754 250,587 361,402 396,741 381,178 393,168 410,226 492,777 436,091

Национальная валюта 17,704 29,450 62,627 102,982 83,082 85,115 95,369 128,658 107,124 82,416

Органы государственного

управления 100,721 71,104 44,720 37,380 29,486 31,323 34,550 34,732 41,606 30,551

Иностранная валюта 100,149 70,807 43,726 36,642 29,130 29,799 31,311 28,204 25,382 15,697

Национальная валюта 572 297 994 738 356 1,524 3,239 6,527 16,224 14,854

4,682 10,954 3,928 1,912 2,762 14,630 12,035 11,547 10,599 11,033

Иностранная валюта 3,941 10,158 2,985 0 0 11,265 8,740 8,710 8,218 9,988

Национальная валюта 741 795 943 1,912 2,762 3,365 3,295 2,837 2,381 1,045

Банки (без долговых

обязательств перед

прямыми инвесторами и

предприятиями прямого 32,306 50,086 101,034 163,852 165,789 126,705 143,948 162,143 169,554 126,235

Иностранная валюта 28,737 46,524 83,701 129,248 136,852 101,287 113,874 129,427 149,834 112,301

Национальная валюта 3,569 3,562 17,333 34,604 28,937 25,418 30,073 32,716 19,719 13,933

Прочие секторы (без

долговых обязательств

перед прямыми инвесторами

и предприятиями прямого 65,382 112,630 142,266 234,889 251,072 247,869 234,811 246,075 242,795 210,829

Иностранная валюта 55,793 92,578 106,665 178,903 209,616 205,879 193,950 186,903 197,962 180,011

Национальная валюта 9,589 20,051 35,600 55,986 41,456 41,990 40,862 59,172 44,832 30,817

Банки и прочие секторы -

долговые обязательства

перед прямыми инвесторами

и предприятиями прямого

инвестирования 10,245 12,431 21,266 26,351 30,714 45,767 63,192 84,387 135,347 139,859

Иностранная валюта 7,011 7,687 13,509 16,610 21,143 32,949 45,293 56,981 111,380 118,093

Национальная валюта 3,233 4,744 7,757 9,742 9,571 12,817 17,900 27,406 23,968 21,766

Источник: Центральный Банк РФ

Однако в условиях геополитической напряженности и существенного ограничения доступа России к мировым долгосрочным ресурсам, мы наблюдаем снижение доли долларовых кредитов. "Дедолларизация" кредитного портфеля в корпоративном секторе происходит на фоне расширения его рублевой части. В период с 2009 года объем задолженности предприятий по рублевым кредитам увеличился в два раза с 9,2 трлн. руб. до 18 трлн. руб. в 2014 г. Объем валютной части за тот же период практически остался на прежнем уровне. Преобладание займов в иностранной валюте (в большей степени в долларах США) становится проблемой при кризисных ситуациях, что приводит к увеличению номинального внешнего долга. В связи с этим наблюдается ухудшение условий финансирования оборотного капитала, так как, по оценкам экспертов, в существующих условиях за счет банковского кредита в обрабатывающей промышленности финансируется 40% оборотного капитала, в производстве машин и оборудования - почти 80%, в остальных основных видах деятельности - около 30%.

Также из приведенных расчетов можно сделать вывод о значительном влияние кредитного и операционного риска. Это связано с увеличением доли корпоративных заемщиков на внешнем рынке, вызванное расширением возможностей доступа на мировой финансовой рынок до 2014 года, нестабильной внутренней структурой активов и пассивов сектора, агрессивным менеджментом, погоней за немедленной выгодой без учета риска потерь.

■ Прочие секторы

Банки

■ Внешний долг частного сектора

■ Прочие секторы

Банки

■ Центральный банк

0 200 000 400 000 600 000 800 000

Рисунок 2. Внешний долг Российской Федерации (аналитическое представление), млн. долларов США (источник: составлено автором по данным Центрального Банка РФ)

Следует отметить, что данные расчеты отражают общую ситуацию в стране и сильно агрегирует риски в масштабах всей страны, что является недостаточным для точного анализа. Например, операционный риск имеет, гораздо более комплексную разнообразную структуру (включая риск нормативно-правового несоответствия (СотрНепсе), кредитный риск, ИТ риск, инвестиционный риск, трансакционный риск, ликвидности, мошеничество), которая нуждается в детальном рассмотрении на уровне отдельных предприятий.

Рассмотрев внешние кредитные отношения России, стало понятно, что большую угрозу экономической устойчивости несет корпоративный сектор [8], включая предприятия с государственным участием. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее эффективным представляется процесс, охватывающий и государственный, и частный сектор. В целях унификации и упрощения системы управления необходима общая концепция и инструменты оценки и регулирования. В связи с этим возникает необходимость системного управления долгом, выработки системного подхода [9] и решения целого ряда конкретных проблем, связанных с эффективным использованием внешних финансовых ресурсов [10]. В случае неэффективного использования заемных средств государством возникает дополнительная долговая и налоговая нагрузка на население и хозяйствующие субъекты в будущем. Необходимость рассчитываться по задолженности приводит к еще большему ограничению экономического роста и обострению социальных проблем. В данных условиях для оперативного мониторинга и корректировки внешней кредитной политики России необходимо создание институционального механизма. Он обеспечит укрепление долговой устойчивости России, как на государственном, так и на корпоративном уровне, и позволит обеспечить привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в страну, а в последующем и создание оптимального для страны инвестиционного климата. На наш взгляд, адаптация внешней кредитной политики в соответствии с вышеописанными глобальными вызовами и в то же время учитывающей особенности национальной финансовой системы России, является одним из обязательных условий финансовой стабильности.

01.01.2016

01.01.2015

01.01.2014

01.01.2013

01.01.2012

ЛИТЕРАТУРА

1. Красавина Л.Н. Обновление научной школы международных валютных, кредитных, финансовых отношений в контексте глобальных вызовов // Деньги и кредит. 2014. №7.

2. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики. 2015. №2. С. 12.

3. В поисках новых моделей научной и образовательной деятельности: монография / авт. колл. под рук. д-ра экон. наук, проф. М.А. Эскиндарова. - М.: Финансовый университет, 2014. - 240 с.

4. Гурвич Е., Прилепский И. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. Январь 2016 г. №1.

5. Волкова О. Контрсанкции против санкций: что хуже // РБК Daily. 21 марта 2016 г.

6. Дубинин С.К. Российская банковская система - испытание финансовым кризисом // Деньги и кредит. 2015. №1. С. 12

7. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики. - М.: Институт Экономики РАН, 2012.

8. Матовников М.Ю. Проблема российского внешнего корпоративного долга намного сложнее, чем кажется // Деньги и кредит. - 2013. - №9

9. Клейнер Г. Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории // Вопросы экономики. 2015. №12. С. 107-123.

10. Красавина Л.Н. Проблемы обновления концептуальных основ регулирования внешнеэкономических рисков России в условиях интеграции в мировую экономику и членства в ВТО // Деньги и кредит. 2013. №9.

Kalinskaya Yulia Sergeevna

Financial university under the government of the Russian Federation, Russia, Moscow

E-mail: yulkal34@mail.ru

Risk management of international credit policy of Russia in context of global challenges

Abstract. This work reviews the main indicators for estimating the financial impact of public debt and indicators of external debt sustainability used by the Bank of Russia, international organizations, regulators, Central banks of different countries and the corporate sector. The article is focused on the need to manage external credit risks at both the public and corporate levels. At the moment it is the corporate sector carries the main threat to financial sustainability, which accounts for a large part of external debt. The control system of foreign credit relations, which is a compromise between cost of lending and emerging risks requires the development of an overall concept and instruments for evaluation and management. Effective risk management in this case is the decisive factor, which must comply with the following characteristics: integrity, consistency and durability. Detailed examination allowed to identify the main groups of risks that require attention in the development of rational credit policy of Russia at the global, regional, sectoral and organizational level at the present stage in the context of global challenges, including sanctions pressure, geopolitical tensions and the active transformation processes in the global financial architecture.

Keywords: international credit policy; global challenges; international lender and borrower; risk management; international debt sustainability; risk governance; classification of risks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.