ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ
УДК 172.3
Анджей ШАБАИЮК
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ: ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ БЕЖЕНЦЕВ В ЕВРОПЕ
Аннотация. Цель данной статьи - представить позицию Римско-католической церкви в Польше по проблеме массового наплыва беженцев в Европу из Сирии и из других стран Ближнего Востока после «арабской весны». Автор проанализировал влияние доминирующей религии в Польше в рамках дискурса социальной поддержки беженцев через призму заявлений церковных иерархов и их восприятия мировоззрения папы Франциска. Важной исследовательской задачей является ответ на вопрос: транслируется ли позиция духовенства на позиции простых прихожан и их желание быть готовыми помочь тем, кто в беде? В статье также проанализировано, в какой мере учение Церкви может сформировать и оказать влияние на текущую миграционную политику в Республике Польша и как политики соотносят своё мнение с позицией Церкви. В статье затрагивается тема церковных инициатив, направленных на помощь беженцам на Ближнем Востоке.
Ключевые слова: Польша, миграционный кризис в Европе, Католическая Церковь Польши, беженцы.
Чрезвычайно кровавая и затяжная гражданская война в Сирин в течение нескольких лет дестабилизирует ближневосточный регион, принося с собой ряд политических и социальных последствий. В результате десятки тысяч людей вынуждены покинуть свои дома в поисках безопасного убежища. Часть их переселяется на территории, контролируемые силами, лояльными президенту Башару аль-Асаду, другие решаются на выезд в государства, граничащие с Сирией, где находят приют во временных лагерях для беженцев (в основном в Ливане и Турции). Лишь небольшая группа людей, как правило, более обеспеченных, принимает трудное решение о переезде в Европу в надежде найти лучшую жизнь.
Отсутствие перспектив стабилизации ситуации в Сирии приводит к тому, что все больше людей решается на выезд. Проблема массового притока беженцев/экономических иммигрантов в Европу, в настоящее время является предметом
© Анджей Шабацюк - профессор Католического Люблинского университета им. Иоанна Павла II (Люблин, Польша). Адрес: AlejeRaclawickie 14, 20-950 Lublin. E-mail: aszabaciuk@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope2201894104
оживленных политических консультаций на различных уровнях принятия решений в Европейском Союзе. Наблюдаются явные различия в позициях отдельных стран, возникающие прежде всего вследствие различия интересов. Европейская комиссия форсирует концепцию принудительной дислокации беженцев из временных лагерей, расположенных в основном в Италии и Греции. Сторонниками такого решения являются прежде всего Германия, Франция, Греция, Италия и скандинавские страны. Конкретное количество беженцев должно было прибыть в отдельные государства - члены ЕС в соответствии с определенными ЕС квотами. В СМИ упоминались два способа определения этих квот. Первый предполагал безотлагательный и единовременный характер, второй призывал к созданию постоянных механизмов, которые бы помогли в разделении потоков беженцев, прибывающих с Юга на территорию отдельных государств - членов ЕС, в зависимости от абсорбционных возможностей последних и их экономического благосостояния.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы представить позицию Римско-католической церкви в Польше в отношении проблемы массового притока беженцев в Европу из Сирии и других стран Ближнего Востока. Мы постараемся показать влияние позиции доминирующего в Польше вероисповедания на содержание и форму общественно-политического дискурса о помощи беженцам. Также постараемся задуматься, насколько отношение Римско-католической церкви влияет на форму иммиграционной политики Республики Польша.
Миграционный кризис: перспектива Центральной Европы
Попытка урегулирования миграционного кризиса со стороны руководящих органов ЕС вызывает протест части государств-членов. Особенно это касается Вышеградской группы (Польши, Чехии, Словакии и Венгрии) и Великобритании, в данный момент находящейся на пути к выходу из структур ЕС. Одним из главных аргументов, на которые ссылаются политики этих стран, была озабоченность по поводу безопасности своих собственных граждан. Венгерские, чешские или польские политики подчёркивали, что они не располагают соответствующими инструментами, благодаря которым была бы возможна проверка идентичности иммигрантов, в то же время ситуация в Сирии настолько нестабильна, что существует серьёзный риск проникновения в Европу "боевиков-исламистов". Многие из беженцев, попадающих в Европу, не имеют никаких документов (вероятно, потому что они хотят таким образом скрыть свою личность и факт получения убежища в Турции или Ливане), поэтому определение их истинной идентичности создаёт множество трудностей. Другая проблема заключается в коррупции и подделке документов. Многие мигранты из стран Ближнего Востока и Африки выдают себя за сирийцев, надеясь, что таким образом они быстрее получат международную защиту. Подобные голоса усилились после трагических атак, совершенных террористами во Франции и Бельгии [HowEurope, 2016].
Противники этой позиции подчёркивают, что предполагаемые опасения по поводу безопасности населения в действительности являются лишь предлогом. Драма мигрантов используется в целях поддержания антиевропейского изоляционизма в государствах Центральной Европы, а популистские лозунги, разжигание антииммигрантских и ксенофобских настроений, помогают получить политический капитал за счёт трагедии тысяч невинных людей.
Отвечая на эти обвинения, противники общеевропейской миграционной политики подчёркивают, что Европейская комиссия превышает свои полномочия в попытке определения сверху миграционной политики отдельных государств-членов. Кроме того, не все государства должным образом подготовлены к принятию значительного количества беженцев. Они не располагают соответствующей инфраструктурой, квалифицированным персоналом и финансовыми ресурсами, которые были бы в состоянии обеспечить элементарные потребности беженцев из Сирии и других ближневосточных государств. Кроме того, их относительно однородная этническая структура может вызывать озабоченность по поводу интеграции и адаптации иммигрантов в принимающее общество. С другой стороны, не каждый беженец хочет там искать защиты. Ни для кого не секрет, что беженцы, чаще всего направляются в Федеративную Республику Германию, скандинавские страны или Великобританию.
Коалиционное правительство Гражданской платформы и Польской крестьянской партии, возглавляемое премьер-министром Эвой Копач, в результате переговоров добилось принятия 7 тыс. беженцев из временных лагерей. Учитывая масштабы этого явления и тот факт, что Германия приняла около 1 млн человек, обязательство Польши может казаться лишь символическим. Тем не менее, это решение вызвало огромные общественные дебаты в Польше, в которые в течение последних двух лет были вовлечены практически все влиятельные политические партии страны. Одним из наиболее повторяемых аргументов было то, что Польша не может позволить себе поддерживать 7 тысяч беженцев в ситуации, когда многие люди имеют проблемы с поиском работы и терпят нужду. Некоторые противники принятия беженцев подчёркивали, что количество 7 тыс. человек это в действительности лишь верхушка айсберга.
После переезда семей из Ближнего Востока количество потенциальных беженцев может резко возрасти до нескольких десятков тысяч. Другие исследователи, в свою очередь, отмечали, что лица, которые попадают в Европу, это в действительности не беженцы, а экономические иммигранты. Большинство из них получили международную защиту в Турции или Ливане, и, следовательно, не могут получить защиту в европейских государствах. Другими словами, они уже являлись беженцами, прежде чем были размещены во временных лагерях. После ухода из лагерей они уже не могут считаться беженцами, а лишь экономическими мигрантами. О том, что мы имеем дело с волной экономической миграции, может свидетельствовать свободный выбор этими людьми государства назначения, а также массовый отказ от регистрации в Греции, Македонии, Сербии, Венгрии или в Австрии [^ешкт, 2015].
Противники подобной аргументации указывают, что в переполненных лагерях беженцев, расположенных в соседних с Сирией государствах, господствуют очень сложные условия: не хватает еды, питьевой воды, распространяются болезни и настоящим бедствием является организованная преступность. Побег в Европу это единственный шанс на достойную жизнь без страха за завтрашний день. Тот факт, что люди направляются в конкретные страны, возникает, в свою очередь, от того, что они наиболее подготовлены к принятию большого количества беженцев, располагают разработанными моделями интеграции и адаптации и обладают значительными диаспорами, которые могли бы способствовать акклиматизации вновь прибывших [Ье18сЬ, 2014].
Сторонники помощи беженцам отмечают, что разжигание антииммигрантских и исламофобских настроений может привести к увеличению числа преступлений на почве ненависти (hate crimes). Опасения массового притока иммигрантов-мусульман сочетаются с озабоченностью проблемой безопасности.
Хотя в Польше на протяжении многих веков проживает хорошо интегрированное мусульманское татарское население, населяющее районы на северо-востоке страны, многие польские жители, кажется, забывают об этом. Согласно исследованию фонда "Другая Африка", до 58% поляков выражают опасения перед мусульманами. При этом подавляющее большинство их не знакомы лично даже с одним последователем ислама. Стоит отметить, что антимусульманские заявления случаются и среди ведущих польских журналистов [Wigura, 2015].
"Право и справедливость": проблема помощи беженцам
После парламентских выборов в Польше осенью 2015 года власть перешла к правоцентристской партии "Право и справедливость" - "ПиС", которую неофициально поддерживала большая часть духовенства и иерархии Римско-католической церкви. Это объяснялось главным образом консервативной программой данной партии и её социальными требованиями. Лидеры "ПиС" неоднократно декларировали беспокойство по поводу морального и социального благополучия семьи, предлагая введение ряда социальных программ, начиная со стандартного социального семейного обеспечения в 500 злотых на каждого ребёнка (программа "Семья 500+"), которая вступила в силу в середине 2016 г. Партия Ярослава Качиньского во время избирательной кампании однозначно выступала против идеи дислокации беженцев в Польше. Обещала, что если получит власть, будет протестовать против этих далеко идущих планов Брюсселя. Однако после победы на выборах сначала её политики декларировали, что выполнят обязательства своих предшественников и согласятся с размещением в Польше 7 тыс. беженцев.
Ситуацию изменили теракты во Франции и Бельгии, которые значительно ослабили политическую позицию сторонников открытой иммиграционной политики, что можно было заметить и в Польше. Кроме этого, поводом для приостановления процесса дислокации беженцев из временных лагерей были причины процессуального характера (в основном трудности в определении и верификации их идентичности), а также организация Польшей двух важных международных мероприятий: Саммита НАТО в Варшаве и Всемирного дня молодёжи в Кракове, в котором принимал участие Папа Римский Франциск. Введенные временные ограничения на свободное передвижение людей в пределах ЕС и приостановление малого приграничного движения с Украиной и российской Калининградской областью, отложили на время дискуссию о размещении беженцев [Bartyzel, Kravchenko, 2016].
После этих событий, позиция правительства премьер-министра Беаты Шидло изменилась. Всё громче стало звучать утверждение, что Польша не согласится на принудительное размещение беженцев, поскольку они ставят под угрозу государственную безопасность страны. Польские службы не в состоянии со стопроцентной уверенностью верифицировать потенциальных беженцев, из-за чего существует реальная опасность, что в Польшу могут проникнуть лица, связанные с террористическими группировками. Однако появлялись и другие аргументы. Например, министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак отмечал, что принуждение бе-
женцев остаться в Польше противоречит элементарным правам человека, и если они хотят поехать в Германию, то и так рано или поздно туда поедут. В свою очередь, госпожа премьер-министр в ходе дискуссии в Европейском парламенте ещё в январе 2016 г. подчёркивала, что поляки не являются эгоистичными, не характеризуются они и особой неприязнью к иммигрантам, поскольку приняли более 1 млн "беженцев" c Украины. Эти слова вызвали бурную реакцию оппозиции. Часть политиков укоряла госпожу премьер-министра, что она перепутала категории мигрантов и беженцев, утверждая в то же время, что в 2015 г. только два украинца получили статус беженца в Польше [SzydlowPE, 2016].
Министерство иностранных дел во главе с Витольдом Ващиковским и представители других государственных учреждений также подчёркивали, что, согласно их мнению, принятие неограниченного числа беженцев/экономических иммигрантов с Ближнего Востока, не разрешит эту проблему, а будет лишь поощрять большее количество людей к тому, чтобы они приехали в Европу. Общая позиция государств Вышеградской группы предполагала, что необходимо прежде всего уплотнение границ, соблюдение законодательства ЕС и международного права, но в первую очередь оказание помощи жертвам конфликта на месте, то есть в Сирии и в лагерях для беженцев, расположенных в соседних странах. Необходимо также воспользоваться всеми возможностями, чтобы как можно скорее положить конец гражданской войне в Сирии и разрешить проблему так называемого Исламского государства, организации, признанной экстремистской на территории РФ [Kasonta, 2016].
Отношение польской иерархии Римско-католической церкви
Оживленная дискуссия о помощи жертвам гражданской войны в Сирии людям, бегущим от исламских фундаменталистов, не могла пройти мимо внимания Римско-католической церкви. Отношение подавляющего большинства католических епископов в Польше соответствовало учению папы Франциска, который словом и делом свидетельствовал о необходимости оказания помощи жертвам войны в Сирии. Франциск неоднократно высказывался о необходимости подавать руку помощи нуждающимся людям. Он призывал к этому как духовенство, так и верующих. В качестве символических жестов главы Католической церкви можно рассматривать омовение ног мусульманским беженцам перед праздником Великого четверга в марте 2016 г. или предоставление крова 12 мусульманам из транзитного лагеря на греческом острове Лесбос [Papiez zabra/,2016].
Иерархия Католической церкви в Польше стремилась поощрять верующих к оказанию помощи беженцам. К аналогичным мероприятиям призывали отдельные приходы, некоторые настоятели решались на помощь христианам, бежавшим из Сирии. Например, в сентябре 2015 г., отвечая на призыв папы Франциска, приход Святого Сердца Иисуса в Сьреме (западная часть Польши) принял семью сирийских беженцев, дал им дом и работу, однако те под покровом ночи выехали в Германию. С похожими проблемами сталкивается фонд Эстера (Estera Foundation), который занимается проблемами переселения сирийских христиан в Польшу. Каждый третий, переселенный при его содействии беженец, без ведома фонда выехал в Германию. Некоторые люди сожалеют об этом решении из-за неблагоприятных бытовых условий на новом месте [Parafiaprzychylila, 2015].
Истории подобного рода, как и сообщения, в частности, о случаях сексуальных домогательств немок со стороны "беженцев" в Кельне и других немецких городах в канун Нового, 2015/2016 года становятся причиной того, что значительная часть польского общества постепенно изменила своё отношение к проблеме беженцев. По данным Центра исследований общественного мнения в мае 2015 г., 14% респондентов считало, что следует принимать беженцев из территорий, охваченных конфликтом, а 58% - что нужно дать своё согласие, но только на определенное время, пока они не смогут вернуться в свои дома. В январе 2016 г. безусловное согласие готово было дать уже всего-навсего 4% респондентов, а условное - 37% [КотыткМхЬаёап, 2016].
Католическая церковь, как и подавляющее большинство религиозных общин в Польше, пыталась смягчить антииммигрантские настроения. Ссылаясь на основные истины веры, христианскую "любовь до ближнего", она поощряла открытость по отношению к нуждающимся людям, в том числе представляющих другие культуры. Уже в июне 2015 г. Епископ Кшиштоф Задарко, председатель совета по делам миграции, туризма и паломничества, направил однозначное письмо духовенству и верующим, непосредственно связанное с проблемой помощи беженцам. Совет напомнил, что во время подготовки этого документа, более 2 млн поляков работало в разных государствах Европейского Союза, находясь там в поисках достойных условий жизни. Иногда эти люди сталкиваются с проявлениями дискриминации или ксенофобии, о чем следует помнить во время проведения общественных дебатов по поводу беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, потому что они часто встречаются с таким же отношением. В контексте этих событий необходимо помнить слова Евангелия о помощи ближнему [Zadarko, 2015].
Далее в этом письме мы читаем: "Принятие Христа в беженцах и вынужденных переселенцах должно напоминать общественности о христианском долге помощи беженцам, спасающим свои жизни в странах, охваченных военными действиями или религиозными преследованиями, как выясняется, в подавляющем большинстве касающихся христиан. [,..]Эта помощь должна быть организована для всех беженцев, независимо от религии или вероисповедания. [...] все те, кто великодушно и бескорыстно работает в интересах беженцев и других вынужденно переселенных людей, приносят мир и заслуживают того, чтобы считаться благословленными Богом, поскольку признали лицо Иисуса Христа в лицах тысяч переселенных других страдающих людей" [Zadarko, 2015].
В том же духе высказывался в сентябре 2015 г. примас Польши архиепископ Войцех Поляк: "Мы призваны, чтобы распознать лицо Христа в беженцах, потому что Я был странником, говорил Он, и вы приняли Меня". Впоследствии в интервью для Католического информационного агентства он сказал, что нет времени на обсуждение, должны ли мы принимать беженцев, но мы должны задуматься, как им разумно помочь [¿у^, 2015].
8 сентября 2015 г. появилось послание Президиума конференции епископата Польши по делам беженцев. Эпиграфом к нему был хорошо известный фрагмент Евангелия от св. Матвея: "Я был голоден, и вы дали Мне пищу; Я жаждал, и вы дали Мне пить; Я был странником, и вы приняли Меня" (Мф 25:35). Напоминая эти слова, польские епископы просили молиться за мир во всем мире и за беженцев, а также за людей, помогающих им. Одновременно иерархия Католической церкви
подчеркнула, что за молитвой должно идти участие в помощи нуждающимся, которое в том числе должно быть направлено на устранение причин, вызывающих войны и массовые миграции населения. Обязанностью каждого христианина является поддержка нуждающихся, однако церковные власти не в состоянии справиться с этой задачей в одиночку без участия гражданской власти, которая должна гарантировать контроль, безопасность и базовое обеспечение для беженцев. Польские епископы декларировали, что национальная церковь в провозглашенном Святейшим Престолом году Божьего милосердия, сделает все, чтобы облегчить страдания нуждающимся людям. "Не стоит забывать о том, что мы сами были беженцами и гостями в чужих странах, и в конечном итоге мы лишь являемся "гостями" на этой земле" [KomunikatPrezydium, 2015].
Подобных заявлений позже было ещё больше. Приведем в пример хотя бы слова пользующегося огромным авторитетом среди поляков епископа Тадеуша Перо-нека, который также отметил, что как христиане и обычные люди мы обязаны предоставлять помощь нуждающимся, тем более что в прошлом многие из наших соотечественников искали такую помощь. Однако следует отметить, что не все польские епископы соглашались с этими аргументами. Встречались среди них ииерархи, обеспокоенные непредсказуемыми последствиями массового притока иммигрантов. Например, епископ Плоцкий Петр Либера задумывался, будут ли чужие в культурном отношении беженцы с Ближнего Востока в состоянии успешно интегрироваться в принимающее общество. Показателен пример Австрии, Франции и Германии, где политика мультикультурализма не принесла ожидаемых результатов. Согласно мнению иерарха, провал этой политики является, в некоторой степени, следствием отхода Европы от христианских корней, которые составляют фундамент европейской культуры [BiskupPiotr, 2015].
Проблема миграции в выступлении папы Франциска во время Всемирного дня молодёжи в Польше
Вышеуказанные опасения епископа Петра Либера следует рассматривать в первую очередь как заботу о сохранении христианской идентичности Европы. Эти проблемы также присутствовали в рассуждениях папы Иоанна Павла II, который надеялся, что расширение Европейского Союза на Восток может оказать благотворное влияние на западную часть Европы, имеющую сильное доминирование светских традиций [JanPawel II, 2005]. Подобные опасения разделял и папа Франциск, который приписывал Европе и европейской культуре особую роль в мировой истории, признавая, что она играет "универсальную роль". Проблема, однако, заключается в том, что Европа, которая до сих пор была "матерью", теперь превратилась в "бабушку", теряя жизненные силы. Омоложение Старого Света является невозможным без обретения своих культурных корней. Силой европейской культуры был обмен с другими культурными кругами, в ходе которого Европе удалось сохранить свою идентичность благодаря христианскому фундаменту, соединенному со светской моделью государственно-церковных отношений [Papiez: Tylko, 2016].
Следуя за этой мыслью, можно сделать вывод о том, что проблема современной Европы кроется не в волнах беженцев или экономических мигрантов, прибывающих с юга или востока, но в кризисе идентичности государств Старого Света. Этот кризис является вызовом не только в региональном, но и глобальном измерении.
Теряя свою идентичность, европейские государства, утрачивают и способность к интеграции беженцев/иммигрантов с принимающим обществом. Естественно, это вовсе не означает, что проблемы идентичности освобождают европейцев от христианских обязанностей по отношению к нуждающимся.
Эту тему затронул и папа Франциск во время визита в Польшу, приуроченного к проведению Всемирного дня молодёжи в Кракове в июле 2016 г. В пяти своих выступлениях он упоминал проблему помощи беженцам. Много раз он говорил, что обязанность каждого христианина - стремление к миру на земле, а также помощь людям, которые бежали от голода и войны (Краков, Вавель, 27 июля). Он подчёркивал, что милосердие сочетается с открытостью сердца к другим людям, к нуждающимся, независимо от того к какой культуре они принадлежат (Краковские Блони, 28 июля). Во время проповеди в Бжегах, папа направил к молодёжи особое воззвание: "Вас могут осуждать, что вы мечтатели, потому что верите в новое человечество, которое не соглашается с ненавистью между народами, не воспринимает границы стран как препятствия и сохраняет свои традиции без эгоизма и негодования. Не нужно разочаровываться: с вашей улыбкой и с распростертыми объятиями вы провозглашаете надежду и являетесь благословением для единой человеческой семьи, которую тут так хорошо представляете!" (Бжеги, 31 июля) [Franciszek, 2016].
Анализируя эти заявления, стоит отметить, что папа Франциск однозначно подчёркивал обязанности христианина по отношению к нуждающимся, но в то же время не уточнял, что он имел в виду, говоря об открытости и несении помощи. Премьер-министр Беата Шидло интерпретировала эти слова как воззвание к усилению участия поляков в оказании благотворительной помощи в Сирии, а также лагерях в Ливане и Турции, а не как призыв к принятию беженцев в Польше. Епископы -участники 375-го собрания Конференции епископата Польши в октябре 2016 года апеллировали к верующим и политикам, чтобы те избегали идеологизации и политизации вопроса помощи беженцам. В заявлении, опубликованном после конференции, было подчёркнуто, что "[...] вопрос о беженцах в Польше переживается очень эмоционально, непропорционально самим масштабам явления". Епископ Кшиштоф Задарко отметил, что польская церковь хочет включиться в оказание помощи беженцам в "духе солидарности и доверия". Охваченными помощью должны были быть и "беженцы с Украины". В отличие от политиков "ПиС" польский епископат воспринимал помощь беженцам также и как принятие людей, переселенных из временных лагерей Греции, Италии и Ливана. Интересно отметить, что в контексте усиливающейся исламофобии в Польше, епископ Задарко считал, что "необоснованным является страх перед исламом или относительно идеологически уже сформулированной исламизации Европы. [...] Мы даже не знаем, что она означает, знаем только, что это будет что-то ужасающее, ужасное, и все захотят нас здесь уничтожить. Я не настолько наивен, чтобы преуменьшать образ, который нас настигает, но это не может быть основанием для определения нашей реакции по отношению к такому явлению как беженцы" [Komunikat, 2016].
Много эмоций и широкую дискуссию вызвали заявления примаса Польши архиепископа Войцеха Поляка, сказанные им в октябре 2017 г., в которых утверждалось, что католические священники, участвующие в антииммигрантских демонстрациях должны быть временно отстранены от своих обязанностей. Таким обра-
зом, он хотел подчеркнуть, что священники обязаны следовать учению Католической церкви, избегая при этом участия в текущей политике [Polak, 2017].
Деятельность католических благотворительных организаций
Отсутствие реального влияния церковной иерархии на формирование польской миграционной политики, включая политику в отношении беженцев с Ближнего Востока, привело к тому, что католическое духовенство сосредоточило своё внимание на организации благотворительности для людей, пострадавших от гражданской войны в Сирии и Ираке. Высокую активность в этой области показали польское отделение международной католической организации "Каритас" и папское общество "Помощь церкви в нужде" (Kirche in Not - секция Польша). Работа упомянутых организаций была направлена прежде всего туда, где существует наибольшая потребность: в лагеря для беженцев, полевые госпитали, временные школы, больницы. Также они активно участвуют и в продовольственных программах. Вышеупомянутая польская секция папского общества "Помощь церкви в нужде" ("ПЦВН") предоставила 6 млн злотых на нужды жителей Сирии и Ирака. "ПЦВН" совместно с Конференцией епископата Польши окружает заботой лагеря в Эрбиле, Анкаве, Дахуке (Ирак), отправляя им продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости. Там удалось построить "Село им. Отца Веренфрида", то есть 150 жилых блок-контейнеров, которые могут вместить около 1000 человек. В лагерях были созданы и четыре школы. Аналогичной помощью "ПЦВН" окружила и сирийцев. В свою очередь, Конференция епископата Польши дважды организовывала сбор денег для беженцев. Только в 2014 г. польские епархии предоставили помощь беженцам на сумму более чем 5 млн злотых. Хотя помощь польских католических организаций и епархий фокусируется в основном на финансовой поддержке, отправке необходимых средств и создании центров на местах (в основном в странах Ближнего Востока), нет проблем и с принятием беженцев в наших приходах и домах. Первой епархией в Польше, декларирующей принятие иммигрантов, стала Опольская, которая встретила 50 сирийских семей. Одна из христианских общин Вроцлавской архиепархии приняла ещё четыре семьи. В свою очередь, "Каритас Польша" создаёт Центры для помощи мигрантам и беженцам, которые с 2014 г. помогли уже более чем 3 тыс. беженцам (Brzezinska-Waleszczyk, 2015). В том числе с постсоветского пространства.
В 2016 году "Каритас Польша" продолжала осуществлять свои программы по оказанию помощи в Сирии и Ираке. Она в третий раз направила финансовую дотацию в размере 200 тыс. евро на нужды медицинской клиники "Каритас Сирия", находящейся в Аль-Куссур в Дамаске. Целью данного учреждения является оказание медицинской помощи для наиболее нуждающихся сирийцев, проживающих в Дамаске и его пригородах. Проект начался 1 апреля этого года и продлится до конца марта 2017 г. В его рамках "Каритас Сирия" предоставит хирургическую помощь и лекарства 1000 госпитализированным больным, окажет медицинскую помощь и предоставит лекарства 1500 амбулаторным больным, а также закупит медицинское оборудование и приборы. Аналогичные проекты осуществляются и в других регионах. В Иракском Курдистане в 2016 г. координировался проект "Молоко для Курдистана", в Ливане и Иордании при поддержке польского правительства была предоставлена медицинская помощь, переданы продукты питания и средства гигиены. В рамках целого ряда программ по оказанию помощи, координи-
рованных организацией "Каритас Польша", были охвачены десятки тысяч людей [SwiatowyDzien, 2016].
Символической формой помощи беженцам в Сирии было выставление на аукцион трех автомобилей марки Volkswagen Golf, в которых ездил папа Франциск во время своего визита в Польшу. Аукцион начался 26 сентября 2016 г. И продолжался до конца месяца. В общей сложности они были проданы на сумму 252 900 злотых. Значительная часть средств была передана на закупку специализированной машины скорой помощи, которая впоследствии будет передана в качестве медицинской поддержки лагерю для беженцев в Ливане [Zakonczyta, 2016].
Выводы
Проблема помощи людям, убегающим из Сирии от гражданской войны, чрезвычайно сильно разделила европейское общество. Она обнажила не только слабость и неустойчивость процесса принятия решений европейскими институтами, но и показала, насколько значительны проявления скрытой ксенофобии и мигранто-фобии в европейских сообществах. Рост антииммигрантских настроений в какой-то степени является следствием безответственной коммуникационной стратегии со стороны части коммерческих СМИ, которые в погоне за прибылью и дешевой сенсацией стереотипно показывают мусульманское общество, сводя его к категории "террористов и религиозных фанатиков". Подобные аморальные намерения мы можем увидеть в популистских программах крайне правых партий, которые хотят использовать проблему массового притока беженцев из Ближнего Востока в своей политической стратегии, в которой страх перед беженцами/иммигрантами из стран Ближнего Востока используется для мобилизации партийного электората. Симптоматично, что такого рода политические группы чаще всего сочетают антииммигрантские и антимусульманские лозунги с крайним евроскептицизмом. В контексте этих явлений можно утверждать, что миграционный кризис может стать одним из важных факторов, ускоряющих процесс дезинтеграции Европейских сообществ, и как следствие также началом новой эпохи дестабилизации Старого Света. Это означает де факто возвращение к ситуации до Второй мировой войны, которая характеризовалась многовекторным и многоуровневым соперничеством между отдельными европейскими странами.
Учитывая серьёзность ситуации, Католическая церковь не может стоять в стороне и пассивно наблюдать за растущими ксенофобскими и антииммигрантскими настроениями. Поэтому она однозначно выступает в защиту беженцев, а её деятельность в этой области поддерживает подавляющее большинство европейских религиозных общин. Беспокойство за мир, защиту прав человека, напоминание о фундаментальных истинах веры, о необходимости помощи нуждающимся и открытости по отношению к другим, являются важными элементами учения Святого Престола и папы Франциска. Католическая церковь пытается не только принимать активное участие в общественных дебатах, но и подавать пример бескорыстной поддержки нуждающихся людей, как на Ближнем Востоке, так и в Европе.
Отношение руководства Католической церкви в Польше к вопросу беженцев однозначное. Она полностью поддерживает позицию Ватикана и призывает верующих к открытости по отношению к жертвам гражданской войны в Сирии. Выступает против ксенофобских и антииммигрантских настроений, просит конкретной поддержки и вовлечения своих верующих в социальные проекты. Римско-
католическая церковь в Польше снова стремится стать совестью нации, напоминающей политикам и верующим об их обязательствах по отношению к нуждающимся независимо от того, какую исповедуют религию и из какого культурного круга происходят.
Список литературы / References
Bartyzel D., Kravchenko S., Poland Keeps Russia Border Shut to Traffic Amid Business Chagrin, Bloomberg, 04.08.2016.
Biskup Piotr Libera porownal uchodzcow do Krzyzakow. „Jak raz wpuscisz do domu obcego...", „Dzi-ennik. Gazeta Prawna", 22.09.2015.
Brzezinska-Waleszczyk M., Kosciol na pomoc uchodzcom, „Przewodnik Katolicki", 2015, № 31.
CienskiJ., Poland to aid refugees, not economic migrants, "Politico", 09.04.2015.
Franciszek o uchodzcach, KAI, 01.08.2016.
How Europe built fences to keep people out, Reuters, 04.04.2016.
Jan Pawel II, Pami^c i tozsamosc, Krakow 2005.
Kasonta A., Solving The Refugee Crisis In Europe: Can Visegrad Group (V4) Provide An Effective Alternative To Angela Merkel's 'Open Door' Policy On Migrants?, "Forbes", 15.08.2016.
Komunikat Prezydium Konferencji Episkopatu Polski ws. Uchodzcow, Warszawa, 08.09.2015.
Komunikat z 374. Zebrania Plenarnego Konferencji Episkopatu Polski, Warszawa, 4-5 pazdziernika 2016.
Komunikat z badan nr 12/2016, CBOS, s. 2.
LetschC., Amnesty report reveals desperate plight of Syrian refugees in Turkey, "The Guardian",
20.11.2014.
Papiez zabral do Rzymu 12 uchodzcow, „Gosc Niedzielny", 16.04.2016.
Papiez: Tylko Europa moze zjednoczyc swiat, „Rzeczpospolita", 03.03.2016.
Parafia przychylila uchodzcom nieba. Ci pod oslon^ nocy wyjechali do Niemiec, „Polonia Christiana",
15.09.2015.
PolakW., abp, Strzelczyk B., Kosciol nie miesza si§ do polityki, „Tygodnik Powszechny", 17.10.2017.
Swiatowy Dzien Uchodzcy, Caritas Polska, 20.06.2016.
Szydlo w PE o milionie ukrainskich uchodzcow w Polsce. „W 2015 r. bylo ich dwoch", „Dziennik. Gazeta Prawna", 21.01.2016.
WiguraK., Islamofobia bez muzulmanow, „Gazeta Wyborcza", 14.07.2015.
ZadarkoK., bp,Dzis Chrystus ma twarz uchodzcy, Deon, 03.09.2015.
Zakonczyla si§ licytacja papieskich golfow, „Niedziela", 09.10.2016.
ZylkaP., Biskupi daj^ doskonaly przyklad. Musimypomocuchodzcom, Deon, 05.09.2015.
The Roman Catholic Church in Poland on the Issue of Refugees in Europe
Author. Szabaciuk A., PhD, Assistant Professor at The John Paul II Catholic University of Lublin, Institute of Political Sciences and International Affairs (Poland). Address: AlejeRaclawickie 14, 20-950 Lublin, Poland. E-mail: aszabaciuk@gmail.com.
Abstract: The purpose of the article is to present the position of the Roman Catholic Church in Poland regarding the problem of mass influx of refugees to Europe from Syria and other Middle East countries after the Arab Spring. The main aim is to show the influence of the dominant religion in Poland on the discourse on assistance to refugees, bring closer the Church hierarchs statements and their attitude towards teaching Pope Francis. An important issue is also whether the attitude of the clergy translates into the position of ordinary parishioners and their willingness to help those in need. The author analyses how the teaching of the Church forms and influences the current immigration policy of the Republic of Poland and how the politicians treat the position of the Church. The study explores the initiatives taken by the Catholic Church to help refugees in the Middle East.
Keywords: Poland, European migrant crisis, Catholic Church, Poland, refugees.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope2201894104