Гуманитарные науки
УДК 124.5 ......................
М.с. Томских
Забайкальский государственный университет Чита. Россия
Римский клуб о роли ценностей в формировании качества жизни
Проблема ценностей всегда находилась в центре внимания ученых, политических и общественных деятелей. В статье анализируется позиция представителей Римского клуба о роли и значимости ценностей в мире. Обращаясь к качеству жизни, факторам, обеспечивающим его достойный уровень, ученые данной международной неправительственной организации называли среди различных условий именно формирование новых ценностей, новых человеческих качеств. Именно эти условия, по их мнению, способны обеспечить комфортное и благополучное существование в мире. В настоящее время в науке можно выделить ряд различных концептуальных подходов к изучению ценностных изменений: социологическая концепция о роли и значении ценностных ориентаций личности в современном обществе; теория постиндустриализма; учение о свободе выбора; концепция доверия; анализ постматериалистических ценностей в контексте процесса глобализации; концепция эволюции сексуальной культуры.
Ключевые слова и словосочетания: ценности, качество жизни, Римский клуб, эколого-экономические ценности.
M.S. Tomskikh
Transbaikal State University Chita. Russia
The Club of Rome on the role of values in shaping the quality of life
The problem of values has always been the focus of scientists, politicians and public figures. The article analyzes the position of the representatives of the Club of Rome on the role and importance of values in the world. Referring to the quality of life, factors that ensure its adequate level, the scientists of the international non-governmental organization, called to various conditions, namely the creation of new values, of new human qualities. It is these conditions, in their opinion, are able to provide a comfortable and safe existence in the world. At present, science can identify a number of different conceptual approaches to the study of changes in value. These are: the sociological concept of the role and importance of value orientation of the individual in modern society; the theory of post-industrialism; the doctrine of freedom of choice; trust concept; analysis of post-materialistic values in the context of globalization; the evolution of the concept of sexual culture.
Keywords: value, quality of life, the Club of Rome, ecological and economic values.
Томских Мария Сергеевна - аспирант кафедры философии, e-mail: [email protected].
Территориальный маркетинг хотя и является преимущественно инструментом экономического развития, конечной целью стратегии развития регионов имеет достижение благосостояния горожан, улучшение качества их жизни.
Деятельность Римского клуба и его ассоциаций, направленная на решение глобальных проблем в системе «общество-природа», обусловлена необходимостью сохранения человеческой цивилизации и развития новых ценностей и ценностных ориентаций современного человека.
Становление новых ценностей детерминировано процессами, происходящими в современном обществе, изменением самого человека, его отношения к окружающему миру и окружающего мира к самому человеку. Общество, предъявляя новые требования к человеку, создает и нового человека. В настоящее время в науке активно обсуждаются факторы, оказывающие влияние на становление новых ценностей: высокий уровень образования, повышение роли и значимости человеческого потенциала, состояние физической и социальной безопасности, развитие материального производства, что ведет к повышению жизненного уровня населения, возможности заняться самосовершенствованием, творчеством. Именно повышение жизненного уровня человека, возможность удовлетворить материальные потребности становятся основой формирования новых ценностей.
«Изменилось все, - пишет Р. Инглегарт, - стимулы, побуждающие человека к работе, противоречия, становящиеся причинами политических конфликтов, религиозные убеждения людей, их отношение к разводам, абортам, гомосексуализму, значение, которое человек придает обзаведению семьей и детьми. Можно пойти еще дальше и позволить себе утверждение, что за время существования современного индустриального общества изменилось даже то, чего люди хотят от жизни» [2. С. 25].
Ценности и ценностные ориентации, распространенные в обществе, определяют поведение людей, формируют цели и мотивы их деятельности. Процесс изменения ценностей, начавшийся во второй половине XX века, называют «тихой» или «медленной» революцией, по словам одного из теоретиков этого направления. Эта революция нашла свое отражение в протесте личности против нормативно-ценностной системы индустриального общества.
Р. Инглегарт указывает на то, что если в индустриальном обществе господствовали материалистические ценности, то в постиндустриальном «... стали меняться ценностные ориентации - преобладающее внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности уступило место заботе о качестве жизни» [2. С. 250].
Проблема качества жизни была одной из центральных в деятельности Римского клуба. Создавая различные модели качества жизни, члены этой организации постоянно обращались к ценностям, которые рассматривались ими и как индикатор уровня жизни, и как критерий эффективности развития общества. Члены Римского клуба понимали качество жизни как совокупность условий жизнедеятельности, позволяющих обеспечить комфортность и безопасность жизнедеятельности человека. они связывали достижение достойного качества жизни с формированием
новой системы ценностей, утверждая при этом, что необходимо научиться ценить все неэкономические преимущества и потребности и признать при этом, что их разрушение зачастую бывает результатом чрезмерного предложения экономических благ [1. С. 623]. «Ценность (гр. axios - ценности) - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах ценности рассматриваются как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет» [4. С. 37].
Основатель и президент Римского клуба А. Печчеи понимал качество жизни как «нужды, удобства, желания и стремления человека, касающиеся его безопасности, социального положения, самовыражения» [5. С. 222].
В работе Б. Гаврилишина «Маршруты, ведущие в будущее» высказывается мысль о том, что изменения в обществе, которые начинаются с изменений технологической системы, имеют своим следствием формирование новой системы ценностей. Общество в понимании ученого есть совокупность ценностей экономической и политической систем. В центре всей этой системы находится человек, который, обладая определенными ценностями, формирует нормы поведения, закрепленные в идеологии, экономике, политике. Ценности, экономическая, политическая и технологическая системы находятся в постоянном развитии, динамике. Однако темпы этого развития различны: если технология на протяжении существования общества изменялась быстрыми темпами, то ценности политической системы всегда отличались устойчивостью. Поэтому, по мнению ученого, во избежание конфликтов и кризисов необходимо соблюдать устойчивое равновесие.
С точки зрения ученого именно новые ценности должны стать основой развития экономики, достижения достойного качества жизни. В качестве подтверждения своей идеи Б. Гаврилишин сравнивает системы ценностей в США, СССР и Японии, показывая их роль в формировании экономики, политики, технологии. В США ценности индивидуальной конкуренции породили парламентскую демократию, свободное предпринимательство. В основе жизнедеятельности советского государства лежали ценности равенства и коллективизма, которые, несмотря на наличие природных ресурсов, высококвалифицированную рабочую силу, не смогли обеспечить эффективность экономической системы. В Японии господствуют ценности и нормы группового сотрудничества, основы которых заложены в семье. По мнению ученого, именно эти ценности и принципы патернализма стали одной из причин быстрого экономического развития страны. Б. Гаврилишин, сторонник ценностей группового сотрудничества, считал, что только так можно обеспечить достойную жизнь и сформировать негативное отношение к идее свободной конкуренции и предпринимательства, которые оказались не в состоянии обеспечить эффективность общественного строя, достойное качество жизни.
«.Сочетание ценностей и норм группового сотрудничества, политического руководства, основанного на единомыслии и согласии, и экономической системы, характеризующейся совместным частным предпринимательством, открывает перспективы наиболее эффективному общественному строю, стабильность ко-
торого, однако, полностью зависит от ценностных установок. Поскольку взаимозависимость государств быстро возрастает, позиции и действия той или иной страны на международной арене тоже должны основываться на ценностях и нормах группового сотрудничества [6. С. 171-174]. Эта мысль проводится в исследовании О. Джарини «Диалог о богатстве и благосостоянии», где высокий уровень качества жизни связывается с формированием новой эколого-экономической системы ценностей. Критикуя существующую экономику, ученый ставит вопрос о том, что эта экономика не обеспечила богатства и благосостояния, разрушила окружающую среду, не задумывалась о самом человеке. о. Джарини исследует вопрос о том, что необходимо создать новую экономику, основанную на эколого-экономических ценностях, что позволит обеспечить достойный уровень качества жизни.
В работе А. Кинга и Б. Шнайдера «Первая глобальная революция» осуществлен анализ изменений, происходящих в мире за последние двадцать лет, а также их последствий. сегодня в мире, по мнению ученых, возникли такие проблемы, как нехватка продовольствия и ресурсов, загрязнение окружающей среды, энергетические кризисы, демографический взрыв, усиление миграции, изменение геополитической ситуации [3. С. 23]. А. Кинг и Б. Шнайдер считают, что виной всех негативных явлений, с которыми сегодня столкнулся мир, является сам человек, который уничтожает не только природные, но и человеческие ресурсы. Ученые приходят к выводу, что для ликвидации возникших «затруднений человечества» необходимо создание «нового общества», основанного на экономике будущего. Экономика будущего, по их мнению, это сбалансированная экономика, ограниченная внутренними и внешними пределами, связанная с новыми ценностями, новым образом мышления, мировоззрения, которые придут на смену идеологии потребительства, наживы.
В работе предложены технологии формирования новых ценностей: образование, средства массовой информации, техника и технология, новые ориентиры которых должен определить сам человек.
В работе «Фактор «четыре» Э. фон Вайцзеккер, А. Ловинс, X. Ловинс в качестве одного из условий достижения высокого качества жизни выдвигают требование формирования новых постматериалистических ценностей.
Становление новых ценностей представители Римского клуба связывали с формированием нового человека. Так, А. Печчеи отмечал, что достижение глобальных целей возможно только в том случае, если человек станет подлинным человеком, если будет развито его «человеческое качество». «Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей» [5. С. 44]. Для этого необходимо «...сделать более острым восприятие им самим его нового положения в мире, повысить осознание той силы, которой он располагает, развить чувство глобальной ответственности и способность оценивать результаты своих действий» [5. С. 55-56]. Это необходимо сделать потому, что «лишь через развитие человеческих качеств и человеческих
способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации» [5. С. 14].
Совершенно верно отмечая, что «... с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и ценности, порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику», представители римского клуба оставляют без внимания общечеловеческие ценности, их соотношение с новыми ценностями [4. С. 37] и сам характер новых ценностей.
1. Вайцзеккер, Э. Фактор «четыре». В два раза больше богатства из половины ресурсов / Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.
2. Инглегарт, Р. Культурный сдвиг в зрелом постиндустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.
3. Кинг, А. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба / А. Кинг, Б. Шнайдер. - М: Прогресс, 1991. - 354 с.
4. Павленко, В.Б. Мифы «устойчивого развития». «Глобальное потепление» или «ползучий» глобальный переворот? - М.: ОГИ, 2011. - 944 с.
5. Печчеи, А. Человеческие качества / пер. с англ. О.В. Захаровой. - М.: Прогресс, 1980. - 312 с.
6. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / сост. Д.М. Гвишиани, А.И. Колчин, Е.В. Нетесова, А.А. Сейтов. -М.: УРСС, 1997. - 384 с.
© Томских, М.С., 2016
Для цитирования: Томских, М.С. Римский клуб о роли ценностей в формировании качества жизни / М.С. Томских // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 2. - С. 163-167.
For citation: Tomskikh M.S. The Club of Rome on the role of values in shaping the quality of life / M.S. Tomskikh // ^e Territory OfNew Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 2. - P. 163-167.
Дата поступления: 02.02.2016.