Научная статья на тему 'Рим и латинские общины в середине VI В. До Н. Э'

Рим и латинские общины в середине VI В. До Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИМ / ROME / ЛАТИНЫ / ЛАЦИЙ / ЛАТИНСКАЯ ЛИГА / LATIN LEAGUE / СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ / БОГИНЯ ДИАНА / GODDESS DIANA / THE LATINI / LATIUM / SERVIUS TULLIUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмелева Людмила Михайловна

В статье исследуется проблема взаимоотношений Рима и латинских общин в VI в. до н.э. На основании анализа источников и новейших данных археологии автором выявлено, что в середине VI в. до н.э. отношения между Римом и латинскими общинами стали носить более мирный характер, чем в предшествующее время. Рим и Латинский союз заключили в этот период равноправный договор, в то же время Риму не удалось поставить латинские общины под свой контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROME AND LATIN COMMUNITIES IN THE MIDDLE OF THE VI CENTURY B.C

The article examines the problem of interrelations between Rome and Latin communities in the VI century B.C. Relying on the analysis of sources and modern archeological data the author identifies that in the middle of the VI century B.C. relations between Rome and Latin communities became more peaceful than in the previous period. Rome and the Latin League made an equal treaty in the mentioned period, at the same time Rome did not manage to establish control over the Latin communities.

Текст научной работы на тему «Рим и латинские общины в середине VI В. До Н. Э»

Шмелева Людмила Михайловна

РИМ И ЛАТИНСКИЕ ОБЩИНЫ В СЕРЕДИНЕ VI В. ДО Н.Э

В статье исследуется проблема взаимоотношений Рима и латинских общин в VI в. до н.э. На основании анализа источников и новейших данных археологии автором выявлено, что в середине VI в. до н.э. отношения между Римом и латинскими общинами стали носить более мирный характер, чем в предшествующее время. Рим и Латинский союз заключили в этот период равноправный договор, в то же время Риму не удалось поставить латинские общины под свой контроль. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИб/б/бв.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 213-216. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

AGRARIAN POLICY OF THE USSR IN THE MIDDLE OF THE 1950S - THE MIDDLE OF THE 1960S: BRIEF HISTORIOGRAPHY OF THE ISSUE

Shlykova Ol'ga Valer'evna, Ph. D. in History Saratov State Vavilov Agrarian University shlykova-olga11@mail. ru

The article is devoted to one of the most topical problems of the historical science - the development of agriculture. In the contemporary conditions of searching the way of the further development of the agrarian sector it is necessary to generalize the experience of the past, to address to reforms at various historical stages. The paper contains a brief analysis of the literature devoted to the agrarian policy of the state in the period of Khrushchev's reforms. Relying on the works of domestic historians, using an expansive resource material the author characterizes the peculiarities of each historiographical period.

Key words and phrases: history; agrarian production; agro-industrial complex; historiography; agrarian policy; peasantry; village.

УДК 94(37).03

Исторические науки и археология

В статье исследуется проблема взаимоотношений Рима и латинских общин в VI в. до н.э. На основании анализа источников и новейших данных археологии автором выявлено, что в середине VI в. до н.э. отношения между Римом и латинскими общинами стали носить более мирный характер, чем в предшествующее время. Рим и Латинский союз заключили в этот период равноправный договор, в то же время Риму не удалось поставить латинские общины под свой контроль.

Ключевые слова и фразы: Рим; латины; Лаций; Латинская Лига; Сервий Туллий; богиня Диана.

Шмелева Людмила Михайловна, к.и.н., доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет ргосе11а@гатЬ1ег. ги

РИМ И ЛАТИНСКИЕ ОБЩИНЫ В СЕРЕДИНЕ VI В. ДО Н.Э.

Одной из ключевых проблем римской истории архаического периода являются взаимоотношения между Римом и латинскими общинами, между Римом и Латинской, а затем Арицийской федерацией и процесс подчинения древнего Лация Риму. Эти отношения привлекают внимание современных исследователей [8; 9; 13; 16; 17], которые пытаются реконструировать процессы этого периода, анализируя данные римской традиции и современных археологических исследований на территории Рима и древнего Лация на основе новых подходов к изучению древней истории.

Отношения между Римом и латинскими общинами носили противоречивый характер. С одной стороны, римляне и латины находились в союзе и вместе выступали против внешней угрозы, с другой стороны, Рим пытался занять в этом союзе главенствующее положение и подчинить себе все латинские общины, чему ла-тины оказывали активное сопротивление. К середине VI века до н.э. отношения между Римом и латинскими общинами стали носить более мирный характер, чем в предшествующее время. Античная традиция видит в этом заслугу римского царя Сервия Туллия [2; 3; 7].

Некоторые аспекты изучаемой проблемы рассматривались в публикациях отечественных и зарубежных антиковедов. Можно выделить следующие блоки публикаций: работы, посвящённые истории Рима и Лация в 'УШ-'УГ вв. до н.э. [1; 4-6; 9-12; 14; 17]; исследования, посвященные отдельным проблемам развития Латинского союза в этот период [4; 8; 13; 16].

На современном этапе исследователи соглашаются с тем, что в середине VI в. до н.э. отношения между Римом и Латинским союзом носят далеко не мирный характер, и латинские общины создают новую федерацию, в которую Рим не входил и с которой ему пришлось заключить равноправный договор. Это привело к тому, что к концу VI в. до н.э. Латинская федерация стала политическим образованием, а ее отношения с Римом резко обостряются.

Однако историки уделяют мало внимания попыткам решить противоречия между Римом и Латинским союзом в середине VI в. до н.э. дипломатическим путем: апеллированием к старинным правам и организацией культа Дианы на Авентине. Поэтому представляется важным изучение таких дипломатических попыток решения конфликта между латинами и Римом, а также исследование причин их неудач.

К началу VI в. до н.э. Рим начинает превращаться в соперника латинских общин. Первоначальный союз латинских общин сложился вокруг города Альба-Лонга [2, с. 173]. Альба была религиозным и политическим центром этого союза. Религиозное объединение латинских общин осуществлялось вокруг храма Юпитера Латинского. В правление римского царя Тулла Гостилия (VII в. до н.э.) была завоевана Альба-Лонга, а ее жители были переселены в Рим, где получили права гражданства. В полном соответствии с частноправовым характером латинского военного права завоевание Альбы не означало уничтожение союза, что позволило Риму заявить притязания на первенство в нем. Подтверждение находим у Дионисия Галикарнасского и Тита Ливия.

Дионисий сообщал, что через несколько лет Тулл Гостилий разослал послов в колонии Альбы и подвластные ей города, потребовав от них подчиниться Риму, так как римляне, завоевав Альбу, получили и место гегемона в Латинском союзе [Там же, c. 175]. Ливий писал, что римский царь Тарквиний Гордый, выступая перед представителями латинских городов, подчеркнул, что римляне могли бы действовать согласно латинскому праву, по которому гегемония над латинскими общинами перешла к Риму после завоевания Альбы [3, c. 65].

Однако апелляция римских царей к праву не имела признания у латинов, и римским царям приходилось вести военные действия с латинскими общинами, которые после длительной борьбы были вынуждены признать власть Рима [2; 13]. Тем не менее, с восшествием на трон каждого нового царя латины начинали военные действия с Римом, считая, что договора были заключены не с римской общиной в целом, а с отдельными царями Рима [2; 3]. Как писал П. Грималь, к началу VI в. до н.э. «Рим поворачивается против соплеменников, и из бастиона, выдвинутого латинскими племенами, которым он был вначале, начинает превращаться в их соперника» [1, c. 35].

Первенство в союзе в этот период у Рима оспаривали города Тускул и Ариция [3], которые фактически возглавили новую федерацию латинских городов, получившую название по месту собраний союза у Арри-ция - Аррицийской. Рим, возможно, не входил в состав этой новой федерации, или входил, но не занимал главенствующего положения [12; 13]. Собрания союза проходили в роще у источника Ферентины и в святилище Дианы Арицийской на озере Неми. В то же время Рим не прекращал попыток стать главой союза и подчинить своему влиянию весь Лаций.

С середины VI в. до н.э. Рим начинает активно включаться в борьбу за преобладание в Средней Италии. Для достижения этого римлянам необходимо было поставить под свой контроль Латинский союз и шире - весь Лаций. В правление шестого римского царя Сервия Туллия (традиционные даты правления 578-534 гг. до н.э.) отношения Рима и латинских общин стали более мирными.

Однако современные исследователи считают, что попытка Сервия Туллия поставить Латинский союз под свой контроль не была успешной, и латины продолжали собираться в Ферентинской роще [13; 17]. М. Киаба считает, что Ферентинская роща и роща Дианы в Ариции - это места поклонения древней богине и располагались они в Лации, но не на римской территории [13].

Традиция выделяет Ферентинскую рощу как место регулярного собрания федерации и место сбора войск. C. Амполо, определяя местоположение Ферентинской рощи недалеко от Ариция [12, p. 92-93], указывает на то, что роща была не только политическим, но и географическим центром Лация и находилась недалеко от via Appia и дороги, связывающей Лавиний и Альбанские горы [Ibidem, p. 93]. Помещая примерно в этот же регион Лация Ферентинскую рощу, A. Алфолди указывал на то, что местом собраний она могла стать только в республиканский период Рима, когда Рим контролировал весь Лаций [11, p. 88]. На собрании в Ферентинской роще присутствовали и представители Рима. На этих собраниях Рим занимал ведущие позиции, видимо, как наследник прав Альбы и поэтому мог диктовать свою волю.

В то же время латинам было необходимо место собраний, которое бы не было связано с Римом и присутствием его представителей. Таким местом стало святилище Дианы у озера Неми. Дж. Мартинез-Пинна считает, что ко времени Тарквиния Гордого уже были сформированы структуры данного союза, то есть их формирование происходит примерно в середине VI в. до н.э. [17, p. 417]. Отправной точкой для создания военно-политического союза латинских городов могла быть необходимость в отражении некой общей опасности, но это не могли быть этруски и сабельские племена (их активность в Лации в рассматриваемый период времени была невелика). Единственно возможная угроза независимости латинских городов - усиливающийся Рим. Создание политического союза латинских городов было реакцией на деятельность римских царей из этрусской династии [Ibidem, p. 420]. Древним запомнились компании Тарквиния Древнего против латинов. При Сервии Туллии конфликт был прекращен дипломатическим путем, и это позволило латинам сформировать новую Аррицийскую федерацию.

И Тарквиний Древний, и Сервий Туллий использовали структуру союза и боролись с оппозицией. К сожалению, римская традиция не оставила нам сообщений об этой борьбе в период правления Сервия Туллия. Но Рим не занимал главенствующего положения в союзе, возможно, он даже не входил в него, а заключенные договора между Римом и союзом считались последним заключенными не со всей римской общиной, а лично с римским царем.

Рим и латинские общины заключили равноправный союз. Союз предполагал ведение совместных оборонительных и наступательных войн, в тоже время запрещались войны между общинами внутри союза. Дионисий передавал, что споры между общинами должны были решаться на общем собрании на основании латинского права [2, с. 227-228]. Заключенный союз предполагал равноправие общин в торговле. Каждая община располагала внутренним самоуправлением. Необходимо отметить, что в VI в. до н.э. Рим не мог в полной мере контролировать латинские общины и поэтому позволял им проводить собрания под руководством избираемого из их среды председателя.

Союз располагал армией, которая состояла из двух частей: римской и латинской. Источники называют в качестве командующих только римских военачальников [2; 3]. Формирование союзных войск должно было быть только с разрешения общего совета Рима и латинских общин.

Источники обращают внимание на то, что примером для Сервия Туллия стали греческие амфиктионии (священные союзы), которые были и сакральными, и политическими объединениями [2, c. 226]. Для создания сакрального союза Сервий собрал представителей латинских общин и произнес перед ними речь, в которой

обосновывал необходимость сакрально-политического союза [Там же, с. 227]. Дионисий передавал, что Сервий предложил им на общие средства построить общий храм, в котором бы справлялись общие праздники и совершались бы общие и частные жертвоприношения, а также в этом храме должны были проходить общие собрания латинских общин [Там же]. Дионисий писал, что Сервию Туллию удалось убедить латинов составить общий совет [Там же, с. 228].

В правление Сервия Туллия на Авентине был возведен храм Дианы. По мнению Ливия, этим латинские общины признали гегемонию Рима в Латинском союзе, подчеркивая мирный характер этого признания, в отличие от военных действий предшествующих римских царей, которые они вели за право возглавлять союз [3, с. 58]. Выбор богини Дианы в качестве объединителя латинских общин не был случайным. Богиня Диана была одним из древнейших божеств италиков. Особенно широко она почиталась в Средней Италии. Посвященные Диане рощи имелись во многих латинских общинах. Особенным признанием пользовались святилища в Ферентинской роще и у озера Неми. На территории современного Рима алтарь Дианы был на вершине Эсквилина [Там же, с. 61], в царский период этот холм располагался за чертой римского померия. Кроме того, в святилища Дианы нельзя было входить вооруженным (здесь уместно указать случай с Туром Гердонием, обвиненным в том, что он пронес оружие в Ферентинскую рощу, которая также находилась под покровительством Дианы) [16, p. 109]. В древнейший период Диана у италиков была покровительницей воинов и лидеров. И только в более поздний период, когда римляне завоевали Италию, под влиянием греческой религии изменилось понимание Дианы - она была отождествлена с греческой Артемидой.

Для VI в. до н.э. характерно использование религиозных культов для решения политических задач. Политическое значение культа Дианы в Лации выделяет и A. Алфолди [11, p. 86-89]. Постройка Сервием Туллием храма Дианы предполагала своего рода заявку на первенство в союзе и в религиозном плане. По мнению ряда исследователей, храм на Авентине был основан в августовские иды (13 августа) [5; 16], чтобы вытеснить праздник Дианы Арицийской. Однако надо учитывать тот факт, что в августовские иды праздник Дианы справлялся во всех латинских общинах. И, видимо, Сервий и не стремился, по крайней мере в начале, перетянуть празднование в Рим.

С храмом на Авентине была связана передаваемая Дионисием и Ливием легенда о корове [2; 3]. В Лации родилась необыкновенная корова, тот, кто принесет ее в жертву в храме на Авентине, обеспечит своему городу превосходство в Лации. Римский жрец обманом принес ее в жертву [3, с. 50]. Возможно, это было общее жертвоприношение латинов и римлян. Применительно к более позднему времени источники не приводят сведений о таких жертвоприношениях в храме Дианы.

Дионисий сообщал, что в храме видел медную стелу с уставом храма и перечнем городов, которые входили в этот союз [2, с. 227-228]. В своем договоре с Лацием римляне обязались не заключать отдельных союзных договоров с какой-либо из латинских общин; отсюда ясно видно, что могущество руководящей общины внушало союзу сильные и, конечно, вполне основательные опасения.

Подводя итог, можно констатировать, что Сервию Туллию в середине VI в. до н.э. удалось заключить с латинскими общинами союзный договор, по которому союз Рима и федерации латинских общин был равноправным с сохранением самостоятельности Рима и латинов во внутренней жизни и подчинением латинских городов римской внешней политике. Равноправие проявлялось в управлении союзом совместно Римом и латинским общинами, в таком же совместном управлении находились и общие военные силы. Это означало, что Риму не удалось полностью поставить латинские общины под свой контроль. Храм Дианы на Авентине так и не стал в правление Сервия Туллия местом общего собрания федерации, а с воцарением следующего римского царя Тарквиния Гордого латины снова разорвали союз с Римом.

Список литературы

1. Грималь П. Цивилизация Древнего Рима / пер. с франц. И. Эльфонд. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008. 512 с.

2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности / пер. И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова, А. М. Сморчкова, Н. Г. Майоровой, В. Н. Токмакова, А. Я. Тыжова, А. В. Щеголева. М.: Рубежи XXI, 2005. 271 с.

3. Ливий Т. История Рима от основания города: в 3-х т. / пер. Н. В. Брагинской, Г. Ч. Гусейнова, С. А. Иванова, Н. Н. Казанского, Н. А. Поздняковой, В. Н. Смирина. М.: Ладомир, 2002. Т. 1. 702 с.

4. Маяк И. Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III-II вв. до н.э. (до гракханского движения). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 159 с.

5. Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. 206 с.

6. Нетушил И. В. Начало мировой политики Римской республики и конец Лация // Журнал Министерства народного просвещения. СПб.: Сенатская типография, 1904. Ч. CCCLIV. Август. С. 358-390.

7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2-х т. / изд. подготовили С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. М.: Наука, 1994. Т. 1. 704 с.

8. Шмелева Л. М. Договор Рима и Карфагена 509 г. до н.э. и международное положение Рима // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 20-летию высшего исторического образования в ХМАО-Югре (г. Нижневартовск, 24-25 октября 2013 г.) / отв. ред. Я. Г. Солодкин. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С. 357-361.

9. Шмелева Л. М. Рим и Фидены: из истории отношений метрополии и колонии // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015 г.): в 2-х ч. / отв. ред. А. В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. Ч. 1. С. 212-214.

10. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.: Наука, 1987. 319 с.

11. Alföldi A. Early Rome and Latins. Mkhigan: The University of Mkhigan Press, 1965. 434 p.

12. Ampolo Carmine. Roma arcaica ed i Latini nel V secolo // Crise et transformation des sociétés archaïques de l'Italie antique au Ve siècle av. JC: actes de la table ronde de Rome (19-21 novembre 1987). Rome: École Française de Rome, 1990. P. 117-133.

13. Chiabà M. Roma e le priscae Latinae coloniae: ricerche sulla colonizzazione del Lazio dalla costituzione della repubblica alla guerra Latina. Trieste: Edizioni Università di Trieste, 2011. XX+242 p.

14. Cornell T. J. The Beginnings of Rome: Italy and Rome from the Bronze Age to the Punic Wars (c. 1000-264 BC). L. - N. Y.: Routledge, 1995. XX+507 p.

15. Grandazzi A. Identification d'une déesse: Ferentina et la ligue latine archaïque // Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1996. 140e année. № 1. P. 273-294.

16. Green C. M. C. Roman Religion and the Cult of Diana at Aricia. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 347 p.

17. Martinez-Pinna Jorge. Observaciones sobre el origen de la liga Latina // Medeterraneo antico. 2012. Vol. XV. № 1-2. P. 411-424.

ROME AND LATIN COMMUNITIES IN THE MIDDLE OF THE VI CENTURY B.C.

Shmeleva Lyudmila Mikhailovna, Ph. D. in History, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University procella@rambler. ru

The article examines the problem of interrelations between Rome and Latin communities in the VI century B.C. Relying on the analysis

of sources and modern archeological data the author identifies that in the middle of the VI century B.C. relations between Rome

and Latin communities became more peaceful than in the previous period. Rome and the Latin League made an equal treaty

in the mentioned period, at the same time Rome did not manage to establish control over the Latin communities.

Key words and phrases: Rome; the Latini; Latium; Latin League; Servius Tullius; goddess Diana.

УДК 94(470.67)"1941/1945"-058.65 Исторические науки и археология

Целью данной статьи является исследование социально-бытового положения эвакуированного населения, размещенного в Дагестане в годы Великой Отечественной войны. Автор уделяет основное внимание анализу деятельности республиканских партийных и советских организаций по улучшению условий проживания вынужденных переселенцев на новом месте. Сделан вывод, что, несмотря на имевшиеся объективные материальные и финансовые затруднения, дагестанским партийно-государственным органам удалось обеспечить эвакуированных необходимыми жилищно-бытовыми и материальными удобствами.

Ключевые слова и фразы: Великая Отечественная война; Дагестан; эвакуированное население; жилищно-бытовое обслуживание; продовольственное обеспечение; трудоустройство.

Эмирханов Исмаил Асланович, к.и.н.

Дагестанский государственный университет historik2008@yandex. гы

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭВАКУИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ

В ДАГЕСТАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

С первых дней Великой Отечественной войны советскому руководству пришлось в короткие сроки организовать перебазирование в тыл из областей, оказавшихся под угрозой немецкой оккупации, промышленного оборудования и мирных жителей. Центральными органами власти был принят ряд правовых актов, упорядочивших этот процесс. Так, 24 июня 1941 г. при Совете народных комиссаров СССР была создана новая структура, ответственная за эвакуацию из прифронтовых областей (Совет по эвакуации), во главе с наркомом путей сообщения Л. М. Кагановичем [6, с. 9]. 5 июля 1941 г. Политбюро Центрального комитета ВКП(б) было принято специальное постановление «О порядке эвакуации населения в военное время» [4]. Осенью 1941 года было образовано Управление по эвакуации населения, руководителем которого был назначен заместитель Председателя СНК РСФСР К. Д. Памфилов [7].

Эвакуация людей, предприятий и учреждений проводилась в соответствии с планом, утвержденным Государственным комитетом обороны СССР, где были установлены очередность их отправки, определены сроки и место эвакуации, выделен необходимый автомобильный и железнодорожный транспорт. В первую очередь перемещению в тыл подлежали квалифицированные рабочие, инженеры, служащие и члены их семей, детские учреждения, молодёжь призывного возраста, руководящие партийные и советские работники. За период с 1941 по 1942 г. в районы Урала, Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Сибири было эвакуировано более 20 млн человек [8].

Одним из регионов, куда прибывало эвакуированное население, стал Дагестан, расположенный на пересечении важных морских и железнодорожных транспортных узлов. В годы войны через территорию Дагестанской Автономной Советской Социалистической республики (далее - ДАССР) в Закавказье и Среднюю Азию морским и железнодорожным путем проходили грузы с промышленным оборудованием, боеприпасами, воинскими соединениями и гражданским населением. Часть перемещаемого населения оставалась в эвакуационных пунктах, открытых при морском порте и железнодорожном вокзале столицы, для дальнейшего распределения по городам, рабочим поселкам и районам республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.