ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 История Выпуск 3 (23)
УДК 32.01(73)
РИК САНТОРУМ КАК ЛИДЕР АМЕРИКАНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ КОНСЕРВАТОРОВ
Л.М. Сокольщик
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 sokolshcik@yandex.ru
На основе анализа социально-политических взглядов Рика Санторума предпринимается попытка показать специфику социально-косервативного течения в Америке на рубеже XX и XXI вв. Анализируются предпосылки формирования социального консерватизма в США и его эволюция. Кратко рассматриваются основные вехи политической карьеры Р. Санторума, его деятельность в качестве конгрессмена и сенатора, предвыборная кампания в президентской гонке 2012 г. Исследование позволяет прогнозировать, что к выборам 2016 г. социальный консерватизм может стать идейным ядром формирующейся широкой коалиции консервативных сил в США.
Ключевые слова: Рик Санторум, политическая история США, республиканская партия, консерватизм, американский консерватизм, социальный консерватизм.
Наше внимание к заявленной теме обусловлено тем, что консервативная идеология занимает значительное место в общественном сознании Америки. Одна из крупнейших партий США, республиканская, формирует свою программу, опираясь во многом на идеи консерватизма. Проблему американского консерватизма актуализируют и сложные эволюционные процессы, которые происходят в консервативном движении. В последнее время наблюдается усиление объединительной тенденции, что может привести к выработке единой консервативной идеологической платформы, на основе которой возможна коалиция большинства консервативных сил США.
«Американский консерватизм представляет собой типологически многообразное явление, поэтому говорить о нем как о таковом в целом было бы неоправданным упрощением» [Рахшмир, 2004, с. 227]. В зависимости от критерия, положенного в основу типологии американского консервативного движения, различают консерваторов-традиционалистов, либератрианцев, неоконсерваторов, палеоконсерваторов, социальных консерваторов. Интерес к последним, в том числе исследовательский, в большей мере проявился после президентских выборов 2012 г., когда было обращено внимание на вопросы семьи, морали и религии.
Социальный консерватизм - сравнительно новое явление в политической жизни США. Американский политолог Дж. Белл считает, что полвека назад в США было «много людей, придерживающихся консервативных моральных и социальных ценностей, но не было массового консервативного политического движения или политической философии, построенной на основе консервативных ценностей» [Bell, 2012, p. 5]. Возникновение социального консерватизма было реакцией на «культурную революцию» 1960-х гг., когда ревизии подверглись фундаментальные моральные ценности. «Если в Европе в этот период наблюдается капитуляция перед социальным кризисом, то в США по контрасту “царит поляризация, поскольку социальные консерваторы оказались слишком тверды, чтобы поддаться маргинализации”» [Рахшмир, 2012, с. 156].
Английский социолог Стив Брюс к факторам, которые мобилизовали многих верующих на активные политические действия, относит усиление федеральных органов власти и навязывание c их стороны общих стандартов в образовании: «В 1950-е и 1960-е гг. Верховный суд и Конгресс США были проводниками либеральных и космополитических ценностей.<...>Региональная автономия постепенно ограничивалась вмешательством правительства в дела штатов» [Bruce, 1988, p. 31]. В частности, в 1948 г. Верховный суд постановил, что преподавание религиозных основ за счет средств штата, является неконституционным, аналогичные решения были вынесены в 1962 и 1963 гг. По сути, чтение молитв и Библии в школе стало вне закона, это не могло не вызвать возмущения со стороны верующих.
В авангарде борцов против «контркультурного переворота» и секуляризма были религиозные активисты и проповедники. Как отмечает Дж. Белл, «с 1930-х и вплоть до 1960-х гг. религиозные консерваторы оставались в узких рамках и особо не проявляли себя в публичном простран-
© Л. М. Сокольщик, 2013
стве .<...>Но обострение социальных вопросов положило этому конец. Легализация абортов сначала возмутила большую часть избирателей-католиков, а спустя некоторое время оказалось, что протестанты традиционного толка относятся к абортам так же враждебно, как и католики» \Bell, 2012, р. 22].
Наиболее влиятельным объединением, которое стало выразителем массового протеста верующих против детоубийства и охранителем семейных ценностей, стала «Христианская правая». Она объединила протестантов, католиков, иудеев и даже атеистов. В 1970-е - 1980-е гг. в ее состав входили такие организации, как «Моральное большинство», «Христианский голос», «Национальная коалиция христианских действий», «Религиозный круглый стол» и др. Основу политической идеологии «Христианской правой» вполне закономерно составил социальный консерватизм.
В 1970-е гг. из-за разного подхода к решению социальных вопросов в объединении произошла партийная поляризация. В отличие от первой половины XX в., когда люди с религиозными убеждениями голосовали равно как за демократов, так и за республиканцев, сейчас христианские ценности стали тем водоразделом, который отделил «левых» от «правых». Демократическая партия начала ассоциироваться с антирелигиозным курсом, в то время как республиканская партия получила широкую поддержку христианских объединений.
Впервые идея конституционного запрета абортов была включена в республиканскую партийную программу в 1980 г., когда Р. Рейган выиграл президентские выборы. В.Р. Золотых отмечает важную тенденцию, характерную для 1980-х гг.: происходит трансформация «Христианской правой», она становится более светской и прагматичной в своих действиях, нивелируются ее радикальные элементы, завершается ее вхождение в республиканскую партию и консервативное движение \Золотых, 2011, с. 45-46]. В этом контексте вполне естественен призыв Р. Рейгана, прозвучавший в 1984 г. на партийном конвенте в г. Далласе: «Люди веры должны непримиримо защищать свои ценности в публичном пространстве» \Bell, 2012, р. 27]. Верующие в этот период представляли значительную часть республиканского электората. «Например, евангелисты составляли 25 % всего электората, и при том 62 % проголосовало в 1992 г. за Дж. Буша-старшего; фундаменталисты в конце 1980-х гг. - это верные и влиятельные сторонники республиканцев» [Золотых, 2011, с. 46].
К слабым сторонам христианского движения конца 1980-х гг. относится чрезмерное внимание к проблемам абортов и сексуальных меньшинств и отсутствие должной проработки вопросов социальной и экономической политики. По мнению одного из лидеров «Христианской коалиции», Р. Рида, необходимо было расширить программу и на ее основе создать коалицию с экономическими консерваторами, но с сохранением приоритетов евангелистов и католиков [Там же, с. 48].
В начале 1990-х гг. в консервативном движении намечаются интеграционные тенденции. «Контуры новой, объединяющей большинство консерваторов социальной программы включали следующие положения: ликвидация большинства программ государственного вспомоществования, реформирование образования с правом использования ваучеров для учебы в частных школах, ужесточение борьбы с преступностью, поддержка легальной и ужесточение борьбы с нелегальной иммиграцией, отказ от политики расовых и гендерных квот, борьба с порнографией, проституцией, нецензурной бранью» [Там же, с. 51]. Ключевую роль в постановке данных проблем сыграла «Христианская правая», которая стала вдохновителем новой социально-политической стратегии консерваторов.
Особое внимание к христианским ценностям и социальному консерватизму проявилось в период президентства республиканца Дж. Буш-младшего. Он разительно отличался от своего предшественника, У. Клинтона, в личностном и моральном аспектах. Заботой нового президента стало восстановление пошатнувшегося авторитета института президентства после скандала, связанного с М. Левински. Для реализации своих планов Дж. Буш-младший проводил в жизнь идею мобилизации религиозных организаций на борьбу против аморальности и социальных пороков \Bell, 2012, р. 49].
Важным достижением президента Дж. Буша-младшего стало проведение реформы школьного образования. Он поддержал идею использования ваучеров для детей из слабых школ, введение широкого контроля качества образования через систему тестирования, налоговых льгот для родителей, чьи дети обучаются в частных школах. Большая роль в реализации программы реформирования образования отводилась религиозным организациям, поскольку именно они являются охранителями традиционных моральных ценностей американского общества. Реформа Дж. Буша-
младшего базировалась на принципах сострадательного консерватизма и «стала успешным компромиссом между неоконсерваторами и социальными консерваторами» [Золотых, 2011, с. 255].
Современный этап развития социального консерватизма нередко связывается с именем амбициозного и харизматичного политика Рика Санторума, который получил общенациональную известность после участия в президентских выборах 2012 г.
Ричард Джон Санторум родился 10 мая 1958 г. в г. Винчестере, штат Вирджиния. Он был средним ребенком в семье Алдо и Кэтрин Санторум. Его отец переехал в США из Италии в возрасте 7 лет, по линии матери родственники частью также были итальянского происхождения. Родители, ревностные католики, регулярно посещали церковь и трепетно относились к традициям, что оказало большое влияние на формирование мировосприятия Ричарда. Отец по профессии был клиническим психологом, а мать - медицинской сестрой, оба служили в Департаменте по работе с ветеранами.
Большая часть детства Р. Санторума прошла в пригороде Питтсбурга, штат Пенсильвания, затем его семья переехала в расположение военной базы, находящейся на Великих озерах, где в 1976 г. Р. Санторум окончил среднюю школу. Уже в подростковом возрасте он начал интересоваться политикой.
Когда перед Ричардом встал вопрос выбора профессии, он решил, что хочет стать политиком. Он поступил в Пенсильванский государственный университет, который закончил в 1980 г. со степенью бакалавра политических наук. Свое образование Р. Санторум продолжил в Университете Питтсбурга, где уже в 1981 г. защитил магистерскую диссертацию, но на достигнутом не остановился и поступил на юридический факультет Пенсильванского университета. В 1986 г. Р. Санторум получил степень доктора юридических наук и устроился на работу в юридическую фирму.
Для многих в Америке политическая карьера начиналась с волонтерской работы, Р. Санто-рум не явился исключением. Уже в студенческие годы он помогал в предвыборном штабе сенато-ра-республиканца Джона Хайнца и работал ассистентом у сенатора Койла Кормана-младшего.
О Р. Санторуме как самостоятельном политике можно говорить начиная с 1990 г., когда он впервые был избран в палату представителей от 18-го избирательного округа штата Пенсильвания. К удивлению экспертов Р. Санторум с перевесом почти в 3 % голосов сумел победить своего маститого соперника, демократа Дугласа Уолгерна, который избирался от этого округа семь раз [Donovan, Batz, 1990]. В своих выступлениях Р. Санторум делал акценты на социальной проблематике и критиковал своего оппонента за незнание истинного положения дел в округе.
В Конгрессе США Р. Санторум активно включился в законотворческую работу. Вместе с молодыми однопартийцами он сформировал группу, которая занялась вопросами коррупции. Особое внимание конгрессмены-республиканцы уделили расследованию дел, связанных с банковскими махинациями и злоупотреблениями в почтовом отделе конгресса. Громкие разоблачения и резонансные процессы, которые инициировал Р. Санторум, способствовали формированию его образа как борца за справедливость и впервые принесли ему общенациональную известность.
Следующий этап в карьере Р. Санторума связан с выборами в сенат 1994 г. Соперником Рика был действующий сенатор, демократ Харрис Вуффорд, который впервые с 1962 г. перехватил инициативу у республиканцев в Пенсильвании. Р. Санторум, как истинный консерватор, оказался идеологическим антиподом Х. Вуффорда. Он выступал за запрет абортов, за смертную казнь и критиковал социальные законы администрации президента У. Клинтона. Между оппонентами развернулась острая борьба: Х. Вуффорд обвинил Р. Санторума в желании вернуть времена Рейгана-Буша, когда, по его мнению, штат Пенсильвания находился в тяжелейшем экономическом положении. Широкую поддержку молодому республиканцу оказали «Христианская коалиция», организации, выступающие за свободное владение оружие, и спортивные ассоциации.
Результат в 49 % голосов избирателей у Р. Санторума против 47 % у Х. Вуффорда стал сенсационным. И это несмотря на то, что по официальным данным в штате было зарегистрировано на 440 тыс. больше избирателей, предпочитающих демократическую партию республиканской [Madonna, Three Big State...]. Решающую роль в успехе республиканцев сыграла поддержка традиционных для них групп населения: американцев англо-саксонского происхождения, представителей среднего класса и пенсионеров.
Т. Мадонна и Б. Йост из Миллерсвильского университета Пенсильвании отмечают, что помимо грамотно выстроенной предвыборной программы Р. Санторума важным фактором пораже-
ния Х. Вуффорда было разочарование в нем жителей штата. В феврале 1994 г. только четвертая часть официально зарегистрированных избирателей оценивала его деятельность как сенатора положительно, а более половины - удовлетворительно или вовсе отрицательно. Одной из причин неудачи Х. Вуффорда, по мнению указанных исследователей, была непопулярность президента У. Клинтона в Пенсильвании [Madonna, Berwood, Santorum/Wofford - 1994.].
Не следует выпускать из виду и общегосударственные тенденции, характерные для этого периода. В целом в 1990-е гг. происходит консолидация консервативных течений. Ядром, вокруг которого происходит объединение, становятся социальные консерваторы и христианские объединения. Кульминационным событием этого процесса явилось принятие в 1994 г. совместного программного документа под названием «Контракт с Америкой». Ключевую роль в разработке и принятии этого манифеста сыграл лидер консерваторов, спикер палаты представителей Н. Гингрич: «Он объединил в своем лице и социальных, и экономических консерваторов, с одной стороны, выступил за реставрацию традиционных ценностей в семье, школе и обществе, с другой - за внедрение новых информационных технологий на производстве и в жизни» [Золотых, 2011, с. 51].
Сочетание твердой консервативной позиции и политического прагматизма отличает Р. Сан-торума от многих других политиков. Политический обозреватель Р. Коста из журнала «Нэйшнл Ревью», анализируя деятельность Р. Санторума в сенате, отмечает: «Он поддержал инициативу компенсаций по медицинским рецептам, хотя его серьезно беспокоило влияние этой программы на увеличение дефицита федерального бюджета. Иногда ему приходилось голосовать вопреки велениям совести: в частности, за законопроекты, санкционирующие дополнительные ассигнования» [Costa, 2012, p. 18].
К концу срока сенаторских полномочий оказалось, что политическое положение Р. Сантору-ма довольно шаткое, и его переизбрание отнюдь не очевидно. По данным независимого опроса общественного мнения «Кистоун Пол», проведенного в июле 1999 г., лишь 34 % избирателей были согласны с утверждением, что действующий сенатор справился со своими обязанностями, а 38 % хотели бы видеть на посту представителя штата нового человека [Madonna, Three Big State.].
Для улучшения своего имиджа Р. Санторум принимает ряд мер, в частности поддерживает предложение об увеличении минимального размера оплаты труда и введение дополнительного налога с продаж в 11 западных графствах штата Пенсильвания, чтобы получить средства для строительства стадиона в Питтсбурге. Он выступает против прекращения федерального финансирования некоторых региональных программ, в том числе по таким направлениям, как сохранение окружающей среды и медицинское страхование.
Выборы 2000 г. показали, что популистские заявления принесли Р. Санторуму значительные политические дивиденды. Уже к июлю 2000 г. Рик Санторум по данным социологических опросов опережал своего конкурента, демократа Рона Клинка, на 20% голосов [Madonna, Young, The Comeback Kid]. Р. Клинк пытался переломить ход предвыборной гонки, акцентируя внимание жителей штата на проблеме социально незащищенных слоев населения. Он обрушился с острой критикой на Р. Санторума за одобрение резолюции конгресса, которая включала в себя положение о повышении пенсионного возраста до 70 лет. Выпады со стороны конкурента не смутили Р. Санторума, свою деятельность в должности сенатора он оценивал положительно: «Это были продуктивные шесть лет, они дали мне чувство гордости и уверенности. Мы заслужили еще шесть лет» [Ibid.]. Мнение действующего сенатора совпало с мнением избирателей, и результат в 52 % против 46 % голосов позволил Р. Санторум в очередной раз занять место в Вашингтоне [The 2000 Elections., 2000].
Второй срок на посту сенатора не был для Р. Санторума легким. Неприятие умеренными республиканцами его жесткой позиции по широкому кругу социальных и культурных вопросов, начиная с прав сексуальных меньшинств и заканчивая правами работающих женщин, способствовало возникновению некой отчужденности по отношению к Р. Санторуму большинства в партии. На снижение рейтинга Р. Санторума также повлияла череда скандалов, в которые были втянуты как он сам, так и члены его семьи.
Дискредитационная пропаганда в СМИ существенно сократила шансы Р. Санторума переиз-браться на третий срок. Об этом свидетельствовали и результаты опросов общественного мнения, проведенные накануне выборов 2006 г.: всего 37 % избирателей одобряли деятельность сенатора Р. Санторума и лишь 36 % респондентов посчитали, что он заслуживает переизбрания [Madonna, Young, Santorum - Can He Win]. По разным данным превосходство соперника Р. Санторума, демо-
крата Боба Кейси-младшего, в течение предвыборной кампании определялось от 10 до 15 % голосов [Ibid.]. Хотя у Р. Санторума был шанс победить при условии корректировки предвыборной кампании, результат голосования оказался для него неутешительным.
Р. Санторум явился фигурой, не консолидирующей консервативную общественность, а скорее поляризующей. Его резко негативные реплики в адрес сексуальных меньшинств, работающих женщин и молодых людей, не желающих иметь детей, вызвали бурю негодования не только среди либералов. По мнению консервативного обозревателя Р. Поннуру, у большинства избирателей сложился образ Р. Санторума как религиозного полемиста, который «отрицательно относится к абсолютному отделению церкви от государства и не одобряет контрацепцию» [Ponnuru, 2012, p. 18].
С 2006 по 2011 г. Р. Санторум сотрудничает с консервативной исследовательской организацией «Центр этики и социальной политики», медиакорпорацией «Фокс Ньюз» и юридической компанией «Эккерт Симэнс». В сферу его научных разработок входят вопросы, связанные с международной безопасностью и внешней политикой США. В это время публикуются его аналитические статьи, посвященные проблемам Ирака, Ирана, Латинской Америки, исламизму и межконфессио-нальным отношениям. В характерном для Р. Санторума интервенционистском тоне написана статья по проблемам Ирана, вышедшая в свет в октябре 2006 г. [Santorum, The Gathering Storm]. В этой работе Р. Санторум высказывает мнение, что сейчас США ведет новую мировую войну с «исламистским фашизмом», во главе которого стоит теократический Иран. Он предлагает базовые принципы, на которых должна основываться политика США в отношении исламской республики. Назовем только некоторые из них. Во-первых, Америка ни при каких условиях не должна допустить появление ядерного оружия у Ирана, поскольку такая ситуация создает реальную угрозу безопасности США. Во-вторых, для недопущения развития событий по негативному сценарию следует проводить политику с позиции силы, поскольку переговоры, по его мнению, не принесут желаемого эффекта [Ibid].
Временный отказ Р. Санторума от активной политической деятельности породил много спекуляций на эту тему. Одни предрекали его скорый уход с политической арены, другие расценивали этот период как небольшую передышку перед решительными действиями и прочили ему место в Белом доме уже после выборов 2008 г. Правы оказались скорее последние, поскольку в 2011 г. Р. Санторум заявил о своем желании баллотироваться на пост президента США. К началу президентской гонки-2012 он накопил солидный опыт предвыборной борьбы и подготовил выверенную политическую программу, которая основывалась на идеологии социального консерватизма. Рассмотрим основные темы, которые дискутировались во время предвыборной кампании 2012 г., и отношение к ним социальных консерваторов.
Тот факт, что у Р. Санторума семь детей, уже многое говорит о его отношении к семейным ценностям. Для Р. Санторума семья является важнейшей общественной единицей: «Суть в том, -поясняет он, - что основная наша проблема - разрушение семьи. Свыше 40 % детей рождаются вне брака. Как может выжить страна, где дети растут в малообеспеченных семьях. Мы постоянно слышим: надо только урезать расходы, снизить налоги и сократить правительство, и все будет хорошо. Нет, не будет» [Full Transcription of CNN Arizona., 2012]. Таким образом, главный посыл социальных консерваторов состоит в том, что процветание США связано в первую очередь с восстановлением традиционных ценностей.
Предметом внимания социальных консерваторов также являются проблемы контрацепции, абортов, порнографии и однополых браков. Достаточно категорично звучат слова Р. Санторума, сказанные в эфире телеканала «ЭнБиСи»: «Я считаю, что любой врач, делающий аборт, должен нести уголовную ответственность. Я никогда не поддерживал введение наказания для матерей, но только для врачей. Я верю, что жизнь священна» [Full-Text Transcript., 2011]. В статье, опубликованной в журнале «Нэйшнл Ревью», дается емкая характеристика взглядов Р. Санторума по вопросам семьи и морали: «Социальные консерваторы вполне обоснованно защищают Р. Санторума. Он один из нас, он борется за наши идеалы, за что получает политические удары. Санторум не является одним из тех республиканцев, о которых однажды сказал Ричард Брукхайзер: “В глубине сердца они чувствуют, что не правы”» [The Devil and Rick Santorum, 2012, p.14].
В интервью информационному агентству «Ассошиэйтид Пресс» Р. Санторум недвусмысленно обозначил свою позицию в отношении сексуальных меньшинств: «Полигамия, прелюбодеяние,
содомия и подобные грехи подрывают основы здоровой, стабильной, традиционной семьи. Все цивилизации в истории определяли институт семьи как союз мужчины и женщины» [Excerpt from Santorum interview.]. В ответ на решительную борьбу Р. Санторума против распространения порнографии и легализации однополых браков в Интернете сформировалось целое антиконсерватив-ное движение, апогей деятельности которого пришелся на 2012 г. Острые на язык журналисты назвали данную ситуацию «Гугл-проблема Рика Санторума» [Bingham, 2012]. Конечно, нельзя говорить о том, что либеральные активисты добились своих целей, негативная информация по запросу «Санторум» преобладала в глобальной сети только до начала основной фазы предвыборной борьбы, и этот фактор кардинально не повлиял на ход событий.
Логично было бы раскрыть содержание той модели взаимоотношения правительства и общества, которую предлагали реализовать социальные консерваторы после победы на президентских выборах. Но для этого следовало бы рассмотреть целую группу вопросов внутренней политики, касающихся реформы «государства всеобщего благосостояния».
В труде, вышедшем в свет в 2005 г., Р. Санторум высказывает обоснованные претензии к системе государственного образования: «Школа - это не кирпичи и раствор. Это не просто совокупность учителей. Это дисциплина и порядок, это беспокойство и забота, это любовь, это участие -это все те нематериальные ценности, которые призваны дать ребенку наставники и семья» [Santorum, 2005, p. 94]. Тема воспитания молодого поколения получила дальнейшую разработку в монографии «Проблемы семьи: консерватизм и общественное благо» [Santorum, 2006]. В ней Р. Санто-рум выдвигает тезис о том, что массовое образования не должно быть нормой, и в подтверждение его приводит веские аргументы: «Ни до школы, ни после человек не пребывает в столь строго организованной и жестко сегрегированной по возрастному принципу социальной среде. Удивительно, что многие дети оканчивают школу и становятся нормальными людьми, если учесть то, какой дурной опыт социализации они получили в общеобразовательных учреждениях» [Ibid., p. 386]. Совершенно очевидно, что не все родители имеют возможность дать всестороннее образование своим детям самостоятельно, поэтому «домашнюю» школу следует рассматривать как одну из альтернатив общеобразовательной. В конечном счете, в вопросах формы обучения и содержания образования «определяющую роль должны играть община, родители и традиции» [Золотых, 2011, c. 248].
Социальные консерваторы не обходят своим вниманием такую довольно чувствительную для основной массы населения США проблему как медицинское страхование. Во время предвыборной кампании Р. Санторум выступил с резкой критикой инициативы президента Б. Обамы реформировать систему здравоохранения: «Мы должны остановить преобразования в медицине, и это первое, что следует сделать.<.>Идея реформы была ошибочной. Штат Калифорния уже на пути отмены этих нововведений» [The GOP Presidential Debate]. Взамен Р. Санторум предложил план из шести пунктов, реализация которого должна дать пациентам больше свободы в распоряжении своими средствами, стимулировать конкуренцию между страховщиками и медицинскими учреждениями, предоставить штатам больше возможностей корректировать программу «Медикейд» [Healey, 2012].
Сокращение расходов федерального бюджета на социальное обеспечение, не только по направлениям образования и медицины, но и по программам жилищного строительства и субсидирования малоимущих, имеет главной целью формирование сбалансированного бюджета. Р. Санто-рум, выступая в эфире телепередачи «Митт зе Пресс», призвал вернуть вопросы социальной сферы в компетенцию штатов, ввести строгий временной лимит на получение помощи и сделать обязательным требование будущего трудоустройства для претендентов на получение субсидий [NBC New Hampshire.].
Таким образом, если попытаться определить главную интенцию социальных консерваторов в отношении «государства всеобщего благосостояния», то звучать она будет следующим образом: «больше свободы, меньше правительства». Р. Санторум и его соратники глубоко убеждены в том, что поощрение активности и самостоятельности граждан в социальной и экономической сферах способствует укреплению основ социума.
Иммиграционная политика - еще одна тема, которая стояла на повестке дня во время республиканских первичных выборов 2012 г. Социальные консерваторы в отличие от палеоконсерваторов, которые требуют полного запрета на иммиграцию, занимают умеренную позицию относительно данной проблемы. «Мы нуждаемся в иммиграции не только для поддержания демографиче-
ского роста, она необходима, поскольку приезжие дают мощный импульс для развития нашей страны», - утверждает Р. Санторум [Full Transcript of CNN Florida]. «Суть проблемы - разъясняет он, - заключается в том, что необходимо обеспечить соблюдение закона.<.>США с уважением относятся к каждому, кто живет, не преступая закон.<.>Но мы должны сделать так, чтобы не только государство соблюдало закон, но и те, кто приезжают в нашу страну. Люди, которые находятся на территории США нелегально, совершают серьезное правонарушение» [Ibid.]. Одним из действенных способов предотвращения незаконной иммиграции в страну Р. Санторум считает отказ «нелегалам» в предоставлении государственных пособий. Он согласился с М. Ромни, своим конкурентом по первичным выборам, что претворение в жизнь плана под названием «сэлф-депортэйшн» будет способствовать разрешению проблемы нелегальной иммиграции [Ibid.]. Этот план предполагает создание таких условий для нарушителей, при которых они сами будут вынуждены вернуться на родину еще до того, как ими займутся миграционные органы.
Посмотрим, насколько политическая программа социальных консерваторов оказалась привлекательной для избирателей США. Традиционно в августе, перед началом первичных выборов, в г. Эймсе, на территории Государственного университета штата Айова, проводится опрос, согласно которому Р. Санторум занял четвертое место среди республиканских кандидатов с результатом в 9,81 %, его обошли конгрессвумен Мишель Бакманн, конгрессмен Рон Пол и губернатор Тим Пав-ленти [Ames Straw Poll, 2011].
Несмотря на невыразительный старт, Р. Санторум в ходе предвыборной борьбы сумел завоевать симпатии избирателей. Он сконцентрировал свои усилия на ранних партийных голосованиях, и первый успех не заставил себя долго ждать: 3 января 2012 г. прошли выборы в штате Айова, на которых Р. Санторум, как и губернатор Митт Ромни, получил 25 % голосов [2012 Iowa Caucus Results]. Февральские события показали, что Санторум не упустит своего шанса побороться за лидерство в партийной гонке, примером тому служит голосование в штатах Колорадо, Миссури и Миннесота, где он уверенно победил, набрав соответственно 40, 52 и 45 % голосов [Colorado Caucus 2012 Results MAP.].
К марту стало ясно, что на номинацию от республиканской партии реально претендуют лишь четыре кандидата: Митт Ромни, Рик Санторум, Ньют Гингрич и Рон Пол. Так называемый «супервторник», в который жители сразу 10 штатов определяют, кого бы они хотели видеть кандидатом в президенты от партии, является важным этапом в предвыборной борьбе. Голосование в этот день показало, что Р. Санторум вышел на второе место по популярности среди республиканцев [Бекренев, 2012]. Вторая половина марта оказалась не менее удачной для Санторума - его поддержали избиратели в штатах Канзас, Алабама, Миссисипи и Луизиана, фактически это означало, что в гонке остались только два кандидата Митт Ромни и Рик Санторум.
Хотя Р. Санторум значительно опередил своих ближайших конкурентов, разрыв с лидером сократить ему не удалось. Финансовые трудности осложнили положение Р. Санторума. Ко всему прочему добавились неприятности в семье: ухудшилось состояние здоровья младшей дочери Р. Санторума Беллы, которая страдает неизлечимым генетическим заболеванием. И 10 апреля на пресс-конференции в г. Геттисберге, штат Пенсильвания, Санторум был вынужден заявить: «В минувшие выходные мы приняли решение, что эта президентская гонка для меня закончена, мы прекращаем предвыборную кампанию, но наша борьба на этом не завершается» [Montopoli, Rick Santo-rum Ends Bid.]. Он набрал в общей сложности около 250 голосов выборщиков и занял второе место в рейтинге, иными словами, сбылись самые оптимистичные прогнозы.
Таким образом, социальные консерваторы имеют в достаточной мере проработанную программу: они отстаивают традиционные ценности, выступают против абортов, однополых браков и порнографии, ратуют за реформу системы образования и сокращение расходов на «государство всеобщего благосостояния», борются против нелегальной иммиграции. Идеологическая платформа социальных консерваторов отвечает чаяниям значительной части консервативно настроенного электората, что показали итоги первичных выборов 2012 г. По многим вопросам у социальных консерваторов есть точки соприкосновения с другими течениями американского консерватизма. У них немало общего в понимании ценностей с традиционалистами, с неокосерваторами их объединяет мессианский подход к внешней политике, с палеоконсерваторами они солидарны по проблеме абортов и однополых браков. Из этого следует, что, как и в середине 1990-х гг., социальные консерваторы вполне могут стать тем стержнем, вокруг которого произойдет объединение всех кон-
сервативных сил США. Если Р. Санторум будет в состоянии примирить крайне правое крыло республиканской партии и умеренных консерваторов, то на следующих президентских выборах у него есть все шансы выиграть номинацию от партии.
Список источников
2012 Iowa Caucus Results. URL: http://iowacaucus.com/results/ (дата обращения: 16.04.2013).
Ames Straw Poll: Final Results // Los Angeles Times. 2011. Aug. 13. URL: http://articles.latimes.com/ 2011/aug/13/news/la-pn-straw-numbers-20110813 (дата обращения: 16.04.2013).
Colorado Caucus 2012 Results MAP: Real-Time Data On The CO Republican Contest. URL: http://www.huffmgtonpost.com/2012/02/07/colorado-caucus-2012-results-map_n_1260972.html (дата обращения:
16.04.2013).
Excerpt from Santorum interview The Associated Press. URL: http://usatoday30.usatoday.com/news/washington/ 2003-04-23-santorum-excerpt_x.htm (дата обращения: 16.04.2013).
Full Transcript of CNN Florida Republican Presidential Debate. URL: http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/ 1201/26/se.05.html (дата обращения: 16.04.2013).
Full Transcription of CNN Arizona Republican Presidential Debate. 2012. 22. Febr. URL:
http://edition.cnn.com/TRANSCRIPTS/1202/22/se.05.html (дата обращения: 16.04.2013).
Full-Text Transcript of the program Meet the Press. 2011. 12. Jun. URL: http://www.nbcnews.com/video/meet-the-press-netcast/43370599#43370599 (дата обращения: 16.04.2013).
NBC New Hampshire GOP Debate (FULL) 01/08/2012.: [Видеозапись]. URL:
http://www.youtube.com/watch?v=xpDaiY0JYZQ&noredirect=1 (дата обращения: 16.04.2013).
Santorum R. A Senator Speaks Out on Life, Freedom, and Responsibility. Washington, DQ 2005.
Santorum R. It Takes a Family: Conservatism and Common Good. Wilmington, 2006.
Santorum R. The Gathering Storm. URL: http://www.freerepublic.com/focus/f-news/1726394/posts (дата обращения 16.04.2013).
The 2000 Elections: State by State; Northeast // The New York Times. 2000. 9. Nov. URL: http://www.nytimes.com/2000/11/09/us/the-2000-elections-state-by-state-northeast-099341.html?ref=ronklink. (дата обращения: 16.04.2013).
The GOP Presidential Debate at Dartmouth College. URL: http://www.realclearpolitics.com/articles/2011/10/11/ the gop presidential debate at dartmouth college 111658.html (дата обращения: 16.04.2013).
Библиографический список
Бекренев А. Рик Санторум с минимальным отрывом победил на праймериз в Алабама и Миссисипи. 14.03.2012. URL: http://www.itar-tass.com/c1/365506.html (дата обращения: 16.04.2013).
Золотых В.Р. Американские консерваторы и социальная политика (конец XX - начало XXI в.). Пермь, 2011.
Рахшмир П.Ю. Вариации на тему консерватизма. Пермь, 2004.
Рахшмир П.Ю. Универсальная исключительность // Вестник Пермского университета. Сер. Политология. 2012. № 4.
Bell J. The Case for Polarized Politics: Why America Needs Social Conservatism. New York, 2012. Bingham A. Rick Santorum «Google Problem» Solves Itself. 2012. 29. Febr. URL:
http://abcnews.go.com/blogs/politics/2012/02/rick-santorums-google-problem-solves-itself/ (дата обращения: 16.04.2013).
Bruce S. The Rise and Fall of New Christian Right: conservative Protestant politics in America, 19781988. Oxford, 1988.
Costa R. The Team Player: Rick Santorum and The Art of The Possible // National Review. 2012. 19. Mar.
Donovan D., Batz B. Santorum Unseats Walgern // The Pittsburgh Press. 1990.
7.Nov.URL:http://news.google.com/newspapers?id=NcAqAAAAIBAJ&sjid=BmQEAAAAIBAJ&pg=16 45,3648292&dq=rick+santorum&hl=en (дата обращения: 16.04.2013).
Healey J. Santorum's faulty premise on healthcare reform // Los Angeles Times. 2012. 26. Mar. URL: http://opinion.latimes.com/opinionla/2012/03/santorums-faulty-premise-on-healthcare-reform.html (дата обращения: 16.04.2013).
Madonna G.T. Three Big State-wide Races. URL:
http://www.pbs.org/newshour/election2000/states/pennsylvania/background.html (дата обращения:
16.04.2013).
Madonna G.T., Berwood Y. Santorum/Wofford - 1994 U.S. Senate Race. URL:
http://www.fandm.edu/politics/santorum-wofford-1994-u-s-senate-race (дата обращения: 16.04.2013).
Madonna G.T., Young M. Santorum - Can He Win?. URL: http://www.fandm.edu/politics/politically-uncorrected-column/2006-politically-uncorrected/santorum-can-he-win (дата обращения: 16.04.2013). Madonna G.T., Young M. The Comeback Kid. URL: http://www.fandm.edu/politics/politically-uncorrected-column/2005-politically-uncorrected/the-comeback-kid (дата обращения: 16.04.2013). Montopoli B. Rick Santorum Ends Bid for GOP Nomination. URL: http://www.cbsnews.com/8301-503544_162-57411949-503544/rick-santorum-ends-bid-for-gop-nomination/ (дата обращения:
16.04.2013).
Ponnuru R. The Culture Warrior: Rick Santorum Charges Unprepared into Battle // National Review. 2012. 16. Apr.
The Devil and Rick Santorum // National Review. 2012. 19. Mar.
Дата поступления рукописи в редакцию 19.06.2013
RICK SANTORUM AS A LEADER OF AMERICAN SOCIAL CONSERVATIVES
L.M. Sokolshchik
Perm State National Research University, Bukirev str., 15, 614990, Perm, Russia sokolshcik@yandex.ru
The main problems of American social conservatism at the turn of the centuries are under investigation in the essay. The aim of the analysis is to reveal some specific features of social conservatism through the analysis of social and political views of Rick Santorum. The paper is based on Santorum’s in-depth interviews, his books, analytic articles, election speeches, video materials and statistic data. The transcriptions of the Republican Party’s debates are also used. The analysis of the formation of American social conservatism and its evolution is presented. The author stresses the role of Christian organizations in the forming of social conservative movement and its ideology. Special attention is paid to the current period of the development of social conservatism, which is strongly associated with Santorum as a charismatic leader. The paper gives some valuable information on Santorum’s political biography. The main stages of the career such as his work in the Congress and in the Senate and participation in 2012 presidential campaign are explored. Much attention is given to the key values of social conservatism and its foreign policy principles. The common basis of social conservatism and other conservative movements is discovered. The social conservatives defend foundations of society as traditional conservatives. They agree with a neoconservative doctrine of the US international mission and support the paleoconservative initiative to ban abortion and pornography. It gives grounds to predict that social conservatism has a chance to become the ideological core of American conservatives in 2016 presidential elections.
Key words: Rick Santorum, the US political history, the Republican Party, conservatism, American conservatism, social conservatism.
References
2012 Iowa Caucus Results. URL: http://iowacaucus.com/results/ (дата обращения: 16.04.2013).
Ames Straw Poll: Final Results // Los Angeles Times. 2011. Aug. 13. URL: http://articles.latimes.com/ 2011/aug/13/news/la-pn-straw-numbers-20110813 (дата обращения: 16.04.2013).
Colorado Caucus 2012 Results MAP: Real-Time Data On The CO Republican Contest. URL: http://www.huffingtonpost.com/2012/02/07/colorado-caucus-2012-results-map_n_1260972.html (дата обращения:
16.04.2013).
Excerpt from Santorum interview The Associated Press. URL: http://usatoday30.usatoday.com/news/washington/ 2003-04-23-santorum-excerpt_x.htm (дата обращения: 16.04.2013).
Full Transcript of CNN Florida Republican Presidential Debate. URL: http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/ 1201/26/se.05.html (дата обращения: 16.04.2013).
Full Transcription of CNN Arizona Republican Presidential Debate. 2012. 22. Febr. URL:
http://edition.cnn.com/TRANSCRIPTS/1202/22/se.05.html (дата обращения: 16.04.2013).
Full-Text Transcript of the program Meet the Press. 2011. 12. Jun. URL: http://www.nbcnews.com/video/meet-the-press-netcast/43370599#43370599 (дата обращения: 16.04.2013).
NBC New Hampshire GOP Debate (FULL) 01/08/2012.: [Видеозапись]. URL:
http://www.youtube.com/watch?v=xpDaiY0JYZQ&noredirect=1 (дата обращения: 16.04.2013).
Santorum R. A Senator Speaks Out on Life, Freedom, and Responsibility. Washington, DQ 2005.
Santorum R. It Takes a Family: Conservatism and Common Good. Wilmington, 2006.
Santorum R. The Gathering Storm. URL: http://www.freerepublic.com/focus/f-news/1726394/posts (дата обращения 16.04.2013).
The 2000 Elections: State by State; Northeast // The New York Times. 2000. 9. Nov. URL: http://www.nytimes.com/2000/11/09/us/the-2000-elections-state-by-state-northeast-099341.html?ref=ronklink. (дата обращения: 16.04.2013).
The GOP Presidential Debate at Dartmouth College. URL: http://www.realclearpolitics.com/articles/2011/10/11/ the gop presidential debate at dartmouth college 111658.html (дата обращения: 16.04.2013).
Bekrenev A. Rik Santorum s minimal'nym otryvom pobedil na praymeriz v Alabama i Missisipi. 14.03.2012. URL: http://www.itar-tass.com/c1/365506.html (data obrashcheniya: 16.04.2013).
Zolotykh V.R. Amerikanskie konservatory i sotsial'naya politika (konets XX - nachalo XXI v.). Perm', 2011. Rakhshmir P.Yu. Variatsii na temu konservatizma. Perm', 2004.
Rakhshmir P.Yu. Universal'naya isklyuchitel'nost' // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Politologiya. 2012. № 4.
Bell J. The Case for Polarized Politics: Why America Needs Social Conservatism. New York, 2012.
Bingham A. Rick Santorum «Google Problem» Solves Itself. 2012. 29. Febr. URL:
http://abcnews.go.com/blogs/politics/2012/02/rick-santorums-google-problem-solves-itself/ (дата обращения:
16.04.2013).
Bruce S. The Rise and Fall of New Christian Right: conservative Protestant politics in America, 1978-1988. Oxford, 1988.
Costa R. The Team Player: Rick Santorum and The Art of The Possible // National Review. 2012. 19. Mar.
Donovan D., Batz B. Santorum Unseats Walgern // The Pittsburgh Press. 1990.
7.Nov.URL:http://news.google.com/newspapers?id=NcAqAAAAIBAJ&sjid=BmQEAAAAIBAJ&pg=1645,3648292 &dq=rick+santorum&hl=en (дата обращения: 16.04.2013).
Healey J. Santorum's faulty premise on healthcare reform // Los Angeles Times. 2012. 26. Mar. URL: http://opinion.latimes.com/opinionla/2012/03/santorums-faulty-premise-on-healthcare-reform.html (дата обращения: 16.04.2013).
Madonna G.T. Three Big State-wide Races. URL:
http://www.pbs.org/newshour/election2000/states/pennsylvania/background.html (дата обращения: 16.04.2013). Madonna G.T., Berwood Y. Santorum/Wofford - 1994 U.S. Senate Race. URL:
http://www.fandm.edu/politics/santorum-wofford-1994-u-s-senate-race (дата обращения: 16.04.2013).
Madonna G.T., Young M. Santorum - Can He Win?. URL: http://www.fandm.edu/politics/politically-uncorrected-column/2006-politically-uncorrected/santorum-can-he-win (дата обращения: 16.04.2013).
Madonna G.T., Young M. The Comeback Kid. URL: http://www.fandm.edu/politics/politically-uncorrected-column/2005-politically-uncorrected/the-comeback-kid (дата обращения: 16.04.2013).
Montopoli B. Rick Santorum Ends Bid for GOP Nomination. URL: http://www.cbsnews.com/8301-503544_162-57411949-503544/rick-santorum-ends-bid-for-gop-nomination/ (дата обращения: 16.04.2013).
Ponnuru R. The Culture Warrior: Rick Santorum Charges Unprepared into Battle // National Review. 2012. 16. Apr. The Devil and Rick Santorum // National Review. 2012. 19. Mar.