Научная статья на тему '«РИА Новости»: особенность взаимодействия с региональными информационными партнерами'

«РИА Новости»: особенность взаимодействия с региональными информационными партнерами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1452
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РИА НОВОСТИ" / "НОВОСТИ АРМЕНИЯ" / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеенко Д.И.

Рассматривая особенность взаимодействия «РИА Новости» с региональными информационными партнерами, автор раскрывает роль агентства в создании и поддержании единого информационного пространства стран СНГ, Балтии и Грузии. Также автор рассматривает положительные факторы от взаимодействия региональных информационных агентств с «РИА Новости». В результате исследования автором было выявлено, что партнерские отношения региональных СМИ с крупными игроками медиаиндустрии являются плодотворным процессом для обеих сторон, стимулирующий развитие медиапространства стран-участников партнерских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««РИА Новости»: особенность взаимодействия с региональными информационными партнерами»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 316.77(091)

Д. И. Алексеенко Российско-Армянский (Славянский) университет

«РИА НОВОСТИ.»: ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Рассматривая особенность взаимодействия «РИА Новости» с региональными информационными партнерами, автор раскрывает роль агентства в создании и поддержании единого информационного пространства стран СНГ, Балтии и Грузии. Также автор рассматривает положительные факторы от взаимодействия региональных информационных агентств с «РИА Новости». В результате исследования автором было выявлено, что партнерские отношения региональных СМИ с крупными игроками медиаиндустрии являются плодотворным процессом для обеих сторон, стимулирующий развитие медиапространства стран-участников партнерских отношений.

Ключевые слова: «РИА Новости», «Новости Армения», региональные медиа, единое информационное пространство.

Информационное агентство «РИА Новости», новое название которого на сегодняшний день -ФГУП МИА «Россия сегодня», было образовано на базе Агентства печати «Новости» и Российского информационного агентства 27 июля 1990 года в соответствии с Указом Президента СССР М. С. Горбачева «О создании информационного агентства "Новости"» [2]. Целью создания агентства было информационное обеспечение государственной внутренней и внешней политики СССР. Помимо одноименного агентства, в группу «РИА Новости» входит агентство экономической информации «ПРАЙМ», российское информационное агентство науки и технологий «РИА Наука», российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), агентство спортивных новостей «Р-Спорт», рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», издательский дом «Московские новости». Также сеть мультимедийных пресс-центров в России и за рубежом, более 40 информационных интернет-ресурсов на 22 языках.

«РИА Новости», как правопреемник АПН, которое исторически имело широкое информационное покрытие, продолжает вести активную политику по освещению событий в регионах России. Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира. Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн экземпляров [3]. Региональная корре-

спондентская сеть «РИА Новости» включает в себя 31 корпункт на территории всех федеральных округов РФ, что позволяет выполнять одну из стоящих перед Агентством задач -формирование единого информационного пространства. Региональная сеть «РИА Новости» в России охватывает более 50 городов, включая в себя региональные пресс-площадки. Помимо этого, агентство располагает корпунктами в ведущих странах Европы и Японии. Целью данных пунктов выступает сбор и аккумуляция информации для группы РИА, что позволяет в интерактивном режиме освещать события из важнейших политических и экономических точек мира.

Миссия «РИА Новости» состоит в оперативном и многоплановом предоставлении российской и зарубежной аудиториям достоверных и объективных новостей о событиях в России и во всем мире.

Таким образом, связь с регионами для агентства является крайне важной задачей, так как, помимо оптимизации сбора информации по всей стране, путем создания корпунктов внутренняя политика и внешняя деятельность регионов будут активно освещаться в российском и мировом информационном пространстве.

Помимо активной деятельности на внутреннем информационном рынке, агентство осуществляет активную информационную экспансию в страны СНГ. Таким образом, «РИА

Новости» спонсировало создание ряда партнерских проектов на территориях некоторых стран СНГ и Грузии. Данный процесс стартовал в 2003 году, когда руководством «РИА Новости» было принято стратегическое решение о поддержке русскоязычных электронных СМИ в странах СНГ. Первый осуществленный проект реализовался в Республике Молдова. Поскольку предполагалось, что все эти агентства будут партнерами «РИА Новости» и образуют сеть, взаимодействующую не только с «РИА Новости», но и между собой, было решено провести брендирование, чтобы названия агентств имели некое созвучие с названием «РИА Новости» и, соответственно, были схожи между собой. Потенциальным партнерам было предложено работать под брендом: «Новости тире название страны». После проекта «Новости-Молдова» практически параллельно шло создание партнерских агентств в Грузии и в Армении. Далее проекты были запущены в Азербайджане и Казахстане. Условия сотрудничества предполагали, что «РИА Новости» обеспечит создаваемое дочернее агентство необходимой современной техникой, средствами связи, обеспечит предоставление домена в зоне «гц» и займется вопросами переподготовки профессиональных журналистских кадров.

В качестве целей данных проектов и их эффективности бывший директор Дирекции стран СНГ и Балтии ФГУП РАМИ «РИА Новости» А. Ч. Касаев выделял два факта: «Во-первых, есть понятие русскоязычного информационного пространства, которое совершенно не ограничивается географической территорией Российской Федерации. Например, по разным подсчетам, в Германии есть двух-, трехмиллионная русскоязычная община. Соответственно, там имеются десятки русскоязычных электронных, эфирных, печатных, бумажных СМИ, которые нуждаются в притоке свежей, объективной информации из России, но не могут содержать корреспондентские пункты в РФ, прежде всего по экономическим причинам. Задача снабжения информацией русскоязычных СМИ за рубежом объективно существует, которую и решают данного рода проекты» [1].

Вторым фактором развития подобных проектов, по мнению экспертов, выступает факт, что «РИА Новости» является наследником и правопреемником Агентства печати «Новости» (АПН), которое всегда занималось распространением информации за рубежом. Специфика

последних 20 лет состоит в том, что основная часть информации за рубежом востребована в странах бывшего СССР. Это страны СНГ, страны Балтии, Грузия, где остается дефицит информации из России, дефицит русскоязычной информации, соответственно, есть аудитория, на удовлетворение потребностей которой подобные проекты и направлены.

Один из таких проектов был реализован в Армении со стороны «РИА Новости». АМИ «Новости Армения» было создано в 2005 году. Создание партнерского агентства было сопровождено открытием филиала «РИА Новости» в Армении. Партнерские отношения были зафиксированы на договорной основе с руководством и собственниками Агентства международной информации «Новости-Армения». Согласно заключенным договорам, «РИА Новости» обеспечивало финансовую поддержку организации операционной деятельности филиала. Финансирование должно было покрывать расходы по созданию и организации деятельности пресс-центра, аренды помещения агентства и филиала, оплату труда и иные операционные расходы. Взамен агентство поставляло «РИА Новости» всю оперативную ленту новостей касательно общественных, социальных, экономических и политических событий в Армении.

Основным положительным аспектом кооперации агентства с РИА является унаследование редакционной политики и технологий медиаиндустрии со стороны «Новости-Ар-мения». Принципы деятельности редакции и журналистов РИА легли в основу редакционной политики агентства в Армении. С целью усовершенствования и повышения квалификации персонала партнерского агентства «РИА Новости» организовывало обучающие командировки для сотрудников «Новости-Армения». Целью данных командировок было непосредственно усовершенствование как процессов написания новости, что является одним из основных факторов успешности агентства, так и передача новых технологических построения стратегии долгосрочного развития агентства.

Еще одним положительным фактором сотрудничества агентства с «РИА Новости» является интеграция «Новости-Армения» в информационное пространство стран СНГ. Так, агентство и его руководство вошло в состав Клуба Главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии. В рамках данного клуба на ежегодной основе проходят крупные медиафорумы, в

которых принимают участие все партнерские агентства. Помимо этого, путем создания партнерских агентств «РИА Новости» выступает своеобразным мостом, соединяющим информационные пространства стран партнеров, в числе которых появилось и агентство «Новости Армения».

И третий, не менее важный аспект сотрудничества, состоит в том, что «Новости-Армения» получило эксклюзивный доступ к новостной ленте «РИА Новости», в том числе и закрытой. Агентство подключено к терминалу новостей, где в режиме реального времени получает доступ к оперативной ленте. Помимо этого, РИА предоставляет право партнерам свободного распространения полного текста данных сообщений на своих интернет-ресурсах, со ссылкой на первоисточник.

Подобного рода проекты также интересны «РИА Новости», в первую очередь тем, что российское информационное агентство получает доступ к информационному пространству тех государств, в которых оно представлено. Партнерские структуры играют важную роль в распространении объективной информации о важнейших событиях социально-экономической и политической жизни России, формировании позитивного образа России, в содействии развитию информационных, культурных и иных связей между странами партнерами и Россией, а также в обеспечении информационной поддержки российским корпорациям и предприятиям, действующим на территории партнерских государств.

Подводя итоги, можно констатировать всесторонний положительный эффект от межгосударственного сотрудничества в рамках ин-

формационного пространства. Подобного рода сотрудничества являются беспрецедентным источником развития информационного общества в постсоветских государствах, получения доступа фактически к мировым информационным процессам и вовлечения к ним. Путем создания и стимулирования развития партнерских агентств «РИА Новости» фактически осуществляет субсидирование информационного поля стран-партнеров и становится гарантом развития информационного общества в целом, привнося свой опыт, достижения и навыки в страны с менее развитой информационной инфраструктурой.

Список литературы

1. АМИ «Новости-Армения» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.newsarmenia.ru/ exclusive/20131029/42968n9.html.

2. ФГУП МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. - URL : http://ria.ru/docs/about/ ria_history.html.

3. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2 25205.

Bibliografija

1. AMI «Novosti-Armenija» [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://www.newsarmenia.ru/ex-clusive/20131029/42968U9.html.

2. FGUP MIA «Rossija segodnja» [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://ria.ru/docs/about/ria_ history.html.

3. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2 25205.

УДК 316.77(091)

Е. Ю. Юдина

Челябинский государственный университет КТО ПОБЕДИТ В МЕДИАСПОРЕ: ЦИФРА ИЛИ СЛОВО

Исследуются тенденции и перспективы развития информационного пространства, а именно вероятность перемещения в ближайшем будущем средств массовой информации в Интернет. Автор рассматривает различные варианты происходящих событий, как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: блогер, веб-издание, вирусный редактор, инфографика, информационный продукт, колумнист, массмедиа, медиабизнес, медиадом, медиаинвестор, медиаотрасль, медиа-рынок, медиахолдинг, мультиплатформа, конвергенция, контент, печатная пресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.