Научная статья на тему 'Результаты внедрения методики развития специфических координационных способностей юношей 12-13 лет в беге на 110 метров с барьерами'

Результаты внедрения методики развития специфических координационных способностей юношей 12-13 лет в беге на 110 метров с барьерами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION CAPABILITIES / ЮНОШИ / YOUTH / БАРЬЕРНЫЙ БЕГ / HURDLING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна, Аверьянов Игорь Валериевич, Бугай Максим Валерьевич, Скрипников Пётр Александрович

Рассмотрены вопросы формирования координационных способностей юных барьеристов. Предложена методика, базирующаяся на активном развитии и совершенствовании специализированных координационных умений, необходимых в подготовке барьеристов 12-13 лет. Приведены результаты тестирования координационных способностей, полученные в результате внедрения данной методики в тренировочный процесс легкоатлетов-юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна, Аверьянов Игорь Валериевич, Бугай Максим Валерьевич, Скрипников Пётр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF INTRODUCING THE METHOD FOR DEVELOPING THE SPECIFIC COORDINATING CAPABILITIES OF 12-13 YEAR-OLD BOYS IN 110 METER HURDLING

In this paper the formation of the coordination capacities of young hurdlers is discussed. The method which is based on active development and improvement of the specialized coordinating skills needed to prepare 12-13 year-old hurdlers is offered. The results of the coordination skill test obtained by introducing this method into the young athlete work-out session are presented.

Текст научной работы на тему «Результаты внедрения методики развития специфических координационных способностей юношей 12-13 лет в беге на 110 метров с барьерами»

УДК 796.422 ББК 75.711 Р 34

М.С. Эммерт

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета; E-mail: mariya_talanova@list.ru

И.В. Аверьянов

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики футбола и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта; E-mail: averyanov@sibgufk.ru

М.В. Бугай

Преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета; E-mail: maksim559155@mail.ru

П.А. Скрипников

Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета; с.т. 8-904-327-65-81

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 12-13 ЛЕТ В БЕГЕ НА 110 МЕТРОВ С БАРЬЕРАМИ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассмотрены вопросы формирования координационных способностей юных барьеристов. Предложена методика, базирующаяся на активном развитии и совершенствовании специализированных координационных умений, необходимых в подготовке барьеристов 12-13 лет. Приведены результаты тестирования координационных способностей, полученные в результате внедрения данной методики в тренировочный процесс легкоатлетов-юношей.

Ключевые слова: координационные способности, юноши, барьерный бег.

M.S. Emmert

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical Training and Sport, the Omsk State Technical University; E-mail: mariya_ talanova@list.ru

I.V. Аver'yanov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Theory and Techniques of Football and Ssport, the Siberian State University of Physical Culture and Sport; E-mail: averyanov@sibgufk.ru

M.V. Bugaj

Teacher of Department of Physical Training and Sport, the Omsk State Technical University; E-mail: maksim559155@mail.ru

P.A. Skripnikov

Senior teacher of Department of Physical Training and Sport, the Omsk State Technical University;page of t. 8-904-327-65-81

THE RESULTS OF INTRODUCING THE METHOD FOR DEVELOPING THE SPECIFIC COORDINATING CAPABILITIES OF 12-13 YEAR-OLD BOYS IN 110 METER HURDLING

Abstract. In this paper the formation of the coordination capacities of young hurdlers is discussed. The method which is based on active development and improvement of the specialized coordinating skills needed to prepare 12-13 year-old hurdlers is offered. The results of the coordination skill test obtained by introducing this method into the young athlete work-out session are presented.

Keywords: coordination capabilities, youth, hurdling.

На этапе начальной подготовки юных барьеристов проводится масштабная работа по повышению уровня атлетической подготовленности, расширению диапазона двигательных способностей бегунов, формированию специфических координационных способностей. Специальная тренировочная работа на этапе начальной специализации в достаточной мере формирует у начинающих барьеристов стойкий интерес к бегу на 110 м, обеспечивает высокую степень овладевания школой барьерного бега, развитие необходимых физических качеств барьеристов и их технической подготовленности. В комплексе это создаёт «физико-техническую» базу для дальнейшего спортивного совершенствования [1, 2, 3].

С целью наиболее эффективного формирования специфических координационных качеств, а следовательно, и овладения техникой барьерного бега нами была разработана методика развития специфических координационных способностей юношей 12-13 лет, специализирующихся в беге на 110 метров с барьерами.

Исследование проводилось на базе легкоатлетического манежа ФГОУ ВПО СибГУФК по программе, общепринятой ДЮСШ. Среди испытуемых были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Каждая группа состояла из пяти человек. В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились по ранее использованной

программе. В экспериментальной группе во время тренировочных занятий в базовом периоде подготовки использовалась разработанная нами методика упражнений. Общее количество занятий и продолжительность тренировки были одинаковыми в двух группах.

Разработанная методика развития специфических координационных способностей основывалась на активном развитии и совершенствовании специализированных умений, необходимых в подготовке юных барьеристов. Анализ научно-методической литературы выявил наиболее сложные в техническом плане элементы бега на 100 метров с барьерами, а также множество средств их развития. На базе проведенного анализа нами были модернизированы и доработаны классические упражнения развития координационных способностей у барьеристов. Также разработанные упражнения были целенаправленно использованы для коррекции и совершенствования всех фаз бега на 110 метров с барьерами.

Методика включает в себя комплексы упражнений, которые могут применяться как в основной, так и в подготовительной части тренировки. В нашем исследовании мы применяли разработанные комплексы упражнений в основной части занятий. Экспериментальная группа использовала данную методику 2 раза в неделю по 15-20 минут, при этом число тренировок в неделю составляло 3 раза. А также общее время

тренировочного занятия между контрольной и экспериментальной группами не различалось (90 минут).

Для оценки степени развития и эффективности работы вестибулярной сенсорной системы, а также дифференцировки пространственных усилий нами был проведен тест «Три кувырка вперед» (В.И. Лях) [4]. Результаты, полученными нами, после обработки первоначальных данных представлены на рис 1.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что методика развития координационных способностей позволила значительно повысить эффективность работы вестибулярной сенсорной системы. Разница между контрольной и экспериментальной группами до эксперимента составила 1,08%, а после соответственно - 6,3%. При выполнении

данного упражнения после эксперимента в экспериментальной группе наблюдались более четкие и слаженные исполнения кувырков. Данный тест демонстрирует координационные способности, проявляемые в первые секунды бега, с момента выхода со стартовых колодок до преодоления первого барьера. Также необходимо отметить, что высокая степень скоординированности движений на старте, а также способность к «расталкиванию» и набиранию необходимой (четко определенной в барьерном беге) скорости является одним из наиболее значимых компонентов общего результата в беге на 110 метров с барьерами.

Для оценки устойчивости статического равновесия использовалась классическая «проба Ромберга». Полученные данные представлены на рис 2.

4,7 4,6 4,5 4,4 4,3 4,2 4,1 4 34)

|Дл эксперимента Послеэксперимет: а

Коатрольнаягрдппа Эосперименоальнео

еруппо

Р иаА.РезулетатытепплляТрикувырка вп4ро4»(В.И.ЛяхП»вдо нтродъной скспериментальесндгруппах дии после эксперимента (р<0,05)

5 4 3 2 1 О

3,6 4.16

2,9 "Ш 2,9

■ До эксперимента

■ После эксперимента

Контральная группа Экспериментальная группа

Рис. 2. Результаты теста «проба Ромберга» в контрольной и экспериментальной группахдо ипослеэксперимента (р<0,05)

Результаты данного испытанно! дают ередставлезне о скординиро-ваеностн дейссвнй в момсат прз-рдтяения Ньньева. Проявсенте этого навыка нолжне быть стаВнтвнымн на проезжениз есей днстанднн, тан каз люзые сбои ебеве тривовят к еяижению ссоря-сг^]е,]еотеьд[з^€^ь^^а з,накследствие, ухоьшентю общеге сеаультаеа. Мы

ное уьучшениеданного показателя

поепо CKcnepHMCHTae е по срнннезию с контзольнс0 ^yT^1 оно сосенаи-ло 05, (3,0,

Длн уценен неспенз назвионн и эффективности роВоеы взстибвляр-п о йсен сорнойсистел ы1[ааонжндиН-ференциьочзи простраготьенвыв усдоийнамиНыл зровевон кест«Три кноырла вперед» Спт В.И.Лзху). Ое-зультазы, полрченпые ]оаоси, чосяе вCpзCoониптpвoнaзaльныx отняых представлены на рис. 3.

* 4,

4,6 4,4 4,2

4,56

4,61

4~44~

Контрольная группа Экспериментальные группа

■ Доэксперимента ■ Пнслсэкспердшпога

Рис.З. Резг/ъътптъс теста «Трищпа^ркэ вппред(поВ.И. ЛяхуЪ» в контронъаой в экеперсементалъний аоунпяъ Оо к послз сксьеркементь

л

п

га ю

Рис. и

3.6 4,16

2,9 2,9

Контрольная группа ■ До эксперимента

Экспериментальная группа | После эксперимента

4. Результаты теста «Проба Ромберга» в контрольной экспериментанппойгрппкъах дни посла эксперимента

Как видно из рисунка 3, после использования методики развития координационных способностей произошло значительное повышение эффективности работы вестибулярной сенсорной системы. Различия между контрольной и экспериментальной группами до эксперимента составили 1,08%, а после соответственно - 6,3%. При выполнении данного упражнения после

эксперимента в исследовательской группе наблюдалось более четкое и слаженное исполнение кувырков. Данный тест демонстрирует координационные способности, проявляемые в первые секунды бега, с момента выхода со стартовых колодок до преодоления первого барьера. Также необходимо отметить, что высокая степень скоординирован-ности движений на старте, а также

способность к «расталкиванию» и набиранию необходимой (четко определенной в барьерном беге) скорости является одним из наиболее значимых компонентов общего результата в беге на 110 м с барьерами.

Для оценки устойчивости статического равновесия использовалась классическая «Проба Ромберга». Полученные данные представлены на рис. 4.

Результаты данного испытания дают представление о скоордини-рованности действий в момент преодоления барьера. Проявление этого навыка должно быть стабильным на протяжении всей дистанции, так как любые сбои в беге приводят к значительному снижению скорости, потере темпа и, как следствие, ухудшению общего результата. Мы наблюдали статистически достоверное улучшение данного показателя после эксперимента, и по сравнению с контрольной группой оно составило 15,55%.

Для выявления способности к динамическому равновесию мы использовали тест «Балансирование на гимнастической скамейке» (П. Харц с соавт.). Эта способность проявляет себя также в момент преодоления барьера, а также при беге между барьерами, где любое изменение длины шагов, нарушение или изменение темпа и ритма бега приводит к раскоорди-нированности действий. Данные, полученные нами после апробации

представленной методики, отражены на рис. 5.

До проведения эксперимента разница между контрольной и экспериментальной группой составляла 1,7%, а после использования авторской методики увеличилась до 4,64%.

Далее нами был проведен тест «Контрольное преодоление отрезка 60 м с/б с нестандартной высотой барьера». Тест был необходим для оценки уровня силовой диф-ференцировки мышечных усилий спортсмена, который реализуется в фазе преодоления барьера. При высокоразвитой дифференцировке мышечных усилий спортсмен способен преодолеть данную дистанцию наиболее экономичным и техничным способом, не затрачивая лишних усилий, как правило, на слишком «высокое» преодоление барьера [5]. Бег на 60 м с/б является технически сложным и сложнокоординацион-ным видом, в котором наиболее рациональное преодоление барьеров и общая скоординированность действий имеет определяющее значение. Полученные в ходе анализа и математической обработки данные представлены на рис. 6.

Как видно из диаграммы (рис. 6), после проведения эксперимента в исследовательской группе результаты бега значительно улучшились. Прирост составил в контрольной группе всего 0,99%, в то время как в экспериментальной - 3,52%, что

ы

<и о

7,8 7,6 7,4 7,2 7

8

7,75 7,75

7,39

Контрольная группа ■ До эксперимента

Экспериментальная група ¡После эксперимента

Рис. 5. Резулътоты теста«Бклаесироеаниена гимнастической скамейке» (по П. Хащ с соаат.) в ккетрелъноа к эксперименталънкй,груапах

до и после эксперимента

11,12

11,15

Контрольная группа Экспериментальная група

■ До эксперимента I После эксперимента

Рис. 6. Резулътатытеста «Контрольное преодоление отрезка 60мс/б снестандартнои, оысьтой барьера» о кострольнор и экспериментальной группах до и после эксперимента

гоыорит обгффективноыти разрабо-танном методики развития коврти, нзционныз сзн>собнтстейк

-При анылизо «Квыыроаь-

наг п-еодоленио со'ырагзка, фы на а/б с номтнмдаутной [^^ыом,^Е^оысрма/>б нами были нюлучены рем^ьтатвм, пртдотавлонныт выа римо 7.Это ты ттированивпосттлило оценить, рирмимескую способыосты сФЗ^ь^тоу^^^1^1Мь котоння реалитуст-св в фазе бЕтамежду ба^ерам^ Умкнио плддepжифрыь оп]га:делмны нтш темп п варьировать его в зависимости от изменяющихся условий или сбоя ритма из-за ошибки при преодолении барьера (которые встречаются очень часто) является одним из определяющих результат навыков.

В результате применения методики в экспериментальной группе прирост составил 2,9%, а в контрольной всего 0,97%.

В концм педагтдичеакоыо ресоид ровдыря намн Выл гфоведен ко^ трольныЛ (кг в^г^H^0зы<^TГф длякым-плвкснаго ероявленыв мторкттных и ^оорридаьыиодныо выссо-инитей. Бее1 на а(д ты сРддостеточан> ^тшо ь^с^гзнгдзом^е^д^т^^ и пер; спектиоы ыпортсмсновд беме нд110 м ы/т. Пди отомтеы на110 м с/б предъ-являнм долее pыгфыиe тр^тдания к 'ор^мумгае пpeoднлeнФя бтpьткюв, -(анемична;™ их нреодоленья, а пакже ско ртcттой выноФнивoгуи. Данные полученные в результате математического анализа представлены на рис. 8.

Как мы видим на рис. 8, после эксперимента в двух группах произошли положительные изменения в динамике бега на 60 м с/б. В экспериментальной группе эти изменения были более значимыми и составили - 3,94%, в то время как в контрольной прирост составил 2,11%.

« 114

о >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

11,2 11 10,8

11,37

11,26

11,34

Контрольная группа ■ До эксперимента

Экспериментальная група После эксперимента

Рис. 7. Резулътаты теста «Контрольное преодоление отрезка 60 мс/б с ноотаоРартноерносторовкез» о контаооъной иоксперименталонос группах до и после эксперимента

и 10,8

<и ' u 10,6

Контрольная группа Экспериментальная група

■ До эксперимента ■ После эксперимента

Рис. 8. Результаты теста «Контрольное преодоление отрезка 60 м с/б» в контрольной и эксперименталънойгруппахдо и после эксперимента

9 8,8 8,6

Контрольная группа Экспериментальная група

■ До эксперимента ■ После эксперимента

Рис.9. Р езультаты теста «Контрольное преодолени еотрезка 6 Ом без барьер ов» е контрольной «- ыкелериментдлнной группар до и после эксперимента

Также для выявления скорост-ныхспособностейнамибыл проведен бег на 60 м без барьеров. Ско-юстс ные еачтвиоа состарияют оначдмую частьпотенциела спортсмена откв сприттейском бегев иак мв Оагеме 60 б с60. Смейитмсны,специализи-рующиеся в барьерном беге, должны обладать достаточно развитыми скоростными способностями. Данные, полученные и ходе аналита, пред-сбавлооына рда. 0.

После мрименения рнсяабо-таннон методики раонитон координационное впосбеностсд ]В

экспериментальнойгруппе резуть-таты в беге на 60 м улучшились на 4,17°0о, а в контеольеаё соответ-с^^^н^^т 1,63%.

Таапи обрезом, даеные наше-со еэзле/аоениссвссссельсекуют о том, что предложенная методика развития специфических координационных способностей юношей 12-13 лет в беге на 110 метров с ба-рьеаами является эффективной. Ро-зулууаты контрольных испытаний у/азывают iea нтаеискичсскс досас-вернаш прирост покззателей в экс-перименаальнойеруппе.

Примечания:

1. Войнар Ю., Бойченко С.Д., Барташ В.А. Теория спорта - методология программирования: монография. Минск: Харвест, 2001. 319 с.

2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): монография.М.: Сов.Спорт,2012. 384 с.

3. Формирование психологии победителя при подготовке юных спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта / М.Н. Есаулов, Н.М. Ломакина, Л.Л. Абдулова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 2. С. 124-129.

4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: Дивизион, 2006. 290 с.

5. Health of master track and field athletes: a 16-year follow-up study / J.A. Ket-tunen, U.M. Kujala, J. Kaprio, S. Clin Sarna // J Sport Med. 2006. Vol. l6 (2). S. 142-148.

References:

1. Voinar Yu., Boychenko S.D., Bartash V.A. Theory of sport: methodology of programming: a monograph. Minsk: Harvest, 2001. 319 pp.

2. Guba V.P. Bases of sports training: methods of assessment and forecasting (a morphobiomechanical approach): a monograph. M.: Sov. Sport, 2012. 384 pp.

3. The formation of psychology of winners in the training of young athletes for competitions in different kinds of sport / M.N. Esaulov, N.M. Lomakina, L.L. Abdulova [et al] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 2. P. 124-129.

4. Lyakh V.I. Coordination abilities: diagnostics and development. M.: Division, 2006. 290 pp.

5. Health of the master track and field athletes: a 16-year follow-up study / J.A. Kettunen, U.M. Kujala, J. Kaprio, S. Clin Sarna // J Sport Med. 2006. Vol. l6 (2). P. 142-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.