Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ 12-13 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ 12-13 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЛЕГКОАТЛЕТЫ-МНОГОБОРЦЫ / МОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чеботарев Андрей Викторович, Павлова Инга Александровна, Щербинин Илья Рафаэльевич

В статье представлены результаты внедрения экспериментальной методики обучения соревновательным упражнениям легкоатлетов-многоборцев 12-13 лет на основе моторной асимметрии. Рассмотрены принципиальные вопросы содержания тренировочных занятий, учитывающих моторную асимметрию. Исследование проводилась на базе ГОАУ Липецкой области «Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике». В исследовании приняли участие 20 девушек-многоборок в возрасте 12-13 лет. Полученные в ходе исследования результаты указывают на то, что использование в тренировочном процессе легкоатлетов-многоборцев заданий на основе моторной асимметрии, позволяют добиться более высокого темпа прироста результатов в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чеботарев Андрей Викторович, Павлова Инга Александровна, Щербинин Илья Рафаэльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF INTRODUCING THE METHOD OF TEACHING COMPETITIVE EXERCISES TO ALL-AROUND ATHLETES 12-13 YEARS OLD ON THE BASIS OF MOTOR ASYMMETRY

The article presents the results of the introduction of the experimental methodology for teaching competitive exercises to all-around athletes aged 12-13 years on the basis of motor asymmetry. The fundamental issues of the content of training sessions that take into account motor asymmetry are considered. The study was conducted on the basis of the GOAU of the Lipetsk region «Sports School of the Olympic Reserve in athletics». The study involved 20 girls-all-rounders aged 12-13 years. The results obtained in the course of the study indicate that the use of tasks based on motor asymmetry in the training process of multi-athlete athletes makes it possible to achieve a higher rate of increase in results in competitive activity.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ 12-13 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ»

2. Хасин Л.А. Фазовая структура и анализ техники подъема штанги на грудь для толчка по результатам скоростной 3D съемки и математического моделирования / Л.А. Хасин, А.Л. Дроздов // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 11. -С. 46-48.

3. Хасин Л.А. Вариативность и индивидуальные особенности техники рывка тяжелоатлетов высокой квалификации / Л.А. Хасин, Т.Д. Аткишкина, А.М. Подточилин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 396-406.

4. Хасин Л.А. Расчет горизонтальных сил взаимодействия спортсмена со штангой при подъеме штанги на грудь / Л.А. Хасин, Т.Д. Аткишкина, С.Б. Бурьян // Вестник спортивной науки. -2020. - № 6. - С. 56-62.

5. Хасин Л.А. Расчет горизонтальных сил, прикладываемых спортсменом к штанге, при выполнении рывка с применением скоростной видеосъемки и математического моделирования / Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 6. - С. 29-31.

6. Khasin L.A. Biomechanical analysis of technique of highly skilled weightlifters with the application of mathematical modeling and high-speed video recording / L.A. Khasin // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - vol. 1028 AISC. -P. 96-105.

REFERENCES

1. Khasin, L.A. and Buriyan, S.B. (2017), "Calculation of the kinematic and dynamic characteristics of the movement of the bar", Certificate of state registration of a computer program No. 2017613826, Date of the state registration in the Register of the computer programs, April 03, 2017.

2. Хасин Л.А., and Drozdov, A.K. (2022), "Phase structure and analysis of the technique of clean to perform a jerk based on the results of high-speed 3D shooting and mathematical modeling", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11. С. 46-48.

3. Khasin, L.A., Atkishkina, T.D. (2022) "Variability and individual features of the snatch technique for highly qualified weightlifters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.6, pp. 396406.

4. Khasin, L.A., Atkishkina, T.D., Buriyan, S.B. (2020) "Calculation of horizontal forces of interaction of an athlete with the bar when performing the clean" Sports science bulletin, No. 6 (208), pp. 56-62.

5. Khasin, L.A. and Buriyan, S.B. (2019), "Video captures and mathematical modeling to rate horizontal forces in snatch sequence", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6. pp. 29-31.

6. Khasin, L.A. (2020), "Biomechanical analysis of technique of highly skilled weightlifters with the application of mathematical modeling and high-speed video recording", Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 1028 AISC. pp. 96-105.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.42.093.61

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ 12-13 ЛЕТ НА ОСНОВЕ

МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ

Андрей Викторович Чеботарев, кандидат педагогических наук, директор института физической культуры и спорта, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Инга Александровна Павлова, студентка, Илья Рафаэльевич Щербинин, студент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк

Аннотация

В статье представлены результаты внедрения экспериментальной методики обучения соревновательным упражнениям легкоатлетов-многоборцев 12-13 лет на основе моторной асимметрии. Рассмотрены принципиальные вопросы содержания тренировочных занятий, учитывающих моторную асимметрию. Исследование проводилась на базе ГОАУ Липецкой области «Спортивная школа

олимпийского резерва по легкой атлетике». В исследовании приняли участие 20 девушек-многоборок в возрасте 12-13 лет. Полученные в ходе исследования результаты указывают на то, что использование в тренировочном процессе легкоатлетов-многоборцев заданий на основе моторной асимметрии, позволяют добиться более высокого темпа прироста результатов в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: методика обучения, легкоатлеты-многоборцы, моторная асимметрия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p590-595

RESULTS OF INTRODUCING THE METHOD OF TEACHING COMPETITIVE EXERCISES TO ALL-AROUND ATHLETES 12-13 YEARS OLD ON THE BASIS OF

MOTOR ASYMMETRY

Andrei Viktorovich Chebotarev, the candidate ofpedagogical sciences, director of the Institute of Physical Culture and Sports, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Se-menov-Tyan-Shansky, Inga Aleksandrovna Pavlova, the student, Ilya Rafaelevich Shcherb-inin, the student, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-

Shansky

Abstract

The article presents the results of the introduction of the experimental methodology for teaching competitive exercises to all-around athletes aged 12-13 years on the basis of motor asymmetry. The fundamental issues of the content of training sessions that take into account motor asymmetry are considered. The study was conducted on the basis of the GOAU of the Lipetsk region «Sports School of the Olympic Reserve in athletics». The study involved 20 girls-all-rounders aged 12-13 years. The results obtained in the course of the study indicate that the use of tasks based on motor asymmetry in the training process of multi-athlete athletes makes it possible to achieve a higher rate of increase in results in competitive activity.

Keywords: training methodology, multi-athlete athletes, motor asymmetry.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития физического воспитания и спорта невозможно недооценивать влияние моторной асимметрии на результаты спортсмена. Под моторной асимметрией принято считать двигательную асимметрию человека, включающую в себя всю совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц левой и правой половины туловища и лица в формировании общего двигательного поведения человека [4]. Как показывают исследования, примерно 75% населения планеты имеют ведущую правую руку (правши), около 5-10% населения - левши, у остальных 15-20% моторная асимметрия отсутствует - это амбидекстры, то есть равнорукие [2].

Повышенный интерес ученых к вопросам, связанным с моторной асимметрией, много лет существует в спорте. Анализ научно-методической литературы по проблеме моторной асимметрии позволяет констатировать тот факт, что в настоящее время нет четкого ответа на вопрос: нужно ли использовать особенности спортсмена, позволяя ему в большей степени отрабатывать технические действия в удобную для него сторону, или следует снижать асимметрию за счет развития неведущей стороны?

Зачастую в практике выбирается первый вариант, позволяющий быстрее достичь успеха в спортивной деятельности. Однако в последние годы все чаще победителями в различных соревнованиях становятся спортсмены, которые в равной степени используют и ведущую и неведущую стороны. Такие спортсмены менее предсказуемы, быстрее адаптируются к своему сопернику. В тренировочном процессе у них реже встречаются травмы, связанные с переутомлением мышц, они быстрее осваивают новые двигательные действия.

Среди множества видов легкоатлетической программы наиболее сложным считается легкоатлетическое многоборье. Данный вид легкой атлетики предъявляет высокие требования как к технической, так и к физической подготовленности спортсменов. Основы будущих успехов у многоборцев закладываются в юном возрасте. На этом этапе важно однотипными однообразными нагрузками не отбить желание тренироваться, заинтересовать ребенка интересными упражнениями. В этом, несомненно, может помочь учет возможностей моторной асимметрии. К сожалению, на данный момент нет научных исследований, посвященных вопросу подготовки легкоатлетов-многоборцев 12-13 лет с разным профилем асимметрии.

Цель исследования - разработка и апробация методики обучения соревновательным упражнениям легкоатлетов-многоборцев (12-13 лет), основанной на учете моторной асимметрии.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе организации и проведения научно-исследовательской работы использовались следующие методы исследования:

- анализ научно-методической литературы, официальных документов;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- математико-статистические методы обработки полученных данных.

В процессе изучения доступных нам научно-методических литературных источников было установлено, что в асимметричных ациклических упражнениях технические приемы выполняются в основном ведущей конечностью, а неведущая осуществляет вспомогательную функцию, роль опоры [1]. Стоит отметить, что некоторые ученые, исследовавшие влияние моторной асимметрии на спортивный результат, указывают на положительное влияние асимметрии в некоторых конкретных видах спорта [3], в то время как другие описывают негативное влияние асимметрии в тех же видах спорта [5]. В связи с этим в одном и том же виде спорта они могут использовать методы, ориентированные как на сглаживание асимметрии, так и на подчеркнутое совершенство сильных сторон.

Анализ литературных источников и собственный многолетний опыт обучения легкоатлетов-многоборцев позволил нам разработать экспериментальную методику обучения соревновательным упражнениям легкоатлетов-многоборцев 12-13 лет на основе моторной асимметрии.

Апробация разработанной методики проводилась с февраля по июнь 2022 года на базе Государственного областного автономного учреждения Липецкой области «Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике». В эксперименте приняли участие 20 девушек-многоборок в возрасте 12-13 лет: 10 спортсменок в контрольной группе и 10 - в экспериментальной. Уровень спортивной квалификации - 2-3-й разряд в многоборье. Стаж занятий легкой атлетикой не более пяти лет.

Тренировочные занятия в течение эксперимента проводились во всех группах по единому тренировочному плану. В экспериментальной группе при проведении тренировок использовались следующие организационные особенности:

- если задание предполагало отталкивание одной ногой или метание одной рукой, то объем нагрузки делился в соотношении 50/50% - половину подходов делали сначала ведущей рукой/ногой, а вторую половину «неудобной» рукой/ногой;

- сначала задание выполняется «удобной» рукой/ногой, а затем «неудобной» рукой/ногой.

Контрольные испытания для многоборок обеих групп проводились в процессе официальных соревнований согласно календарному плану официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Липецкой области на 2022 год. Измерения ве-

лись с помощью анализа документальных материалов (протоколы соревнований). Исходные показатели до начала апробации были получены в ходе зимнего Первенства Липецкой области (январь 2022 г.). Итоговое тестирование, после проведения эксперимента, осуществилось на летнем Первенстве Липецкой области (июнь 2022 г.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности методики нами были выбраны следующие виды легкоатлетического четырехборья:

- бег 60 метров;

- прыжок в длину с разбега;

- метание мяча с разбега;

- бег 600 метров.

В результате проведенной апробации разработанной методики были получены результаты, которые представлены в таблице.

Таблица - Результаты тестирования_

Показатели Группы Январь Р Июнь Р

Бег 60 метров, (с) Э 9,12±0,20 >0,05 8,89±0,31 <0,05

К 9,45±0,20 9,48±0,30

Прыжок в длину с разбега, (см) Э 406,00±38,60 >0,05 443,75±30,95 <0,05

К 365,88±22,45 364,13±38,05

Метание мяча с разбега, (м) Э 25,31±5,08 >0,05 31,89±5,59 <0,05

К 22,91±4,84 25,86±5,35

Бег 600 метров, (мин.с) Э 1.59,0±0,27 >0,05 1.54,0±0,17 <0,05

К 2.07,0±0,21 2,06.0±0,21

Анализ результатов в тесте «Бег 60 метров» указывает на то, что в ходе исследовательской работы показатели в экспериментальной группе улучшились на 2,58%, а в контрольной группе улучшение составило 0,31%.

Результаты в тесте «Прыжок в длину с разбега» позволяют констатировать факт улучшения в экспериментальной группе показателя на 9,29%, а в контрольной группе на 0,47%.

Если в контрольном испытании «Метание мяча с разбега» в экспериментальной группе наблюдается улучшение среднего результата на 25,99%, то в контрольной группе улучшение составляет 12,87%.

В тесте «Бег 600 метров» в экспериментальной группе также произошло более значительное положительное изменение. Если в контрольной группе оно составило 0,48%, то в экспериментальной группе результат улучшился на 3,24%.

Отдельно стоит отметить, что согласно ^критерия Стьюдента, по окончании исследования, различия результатов по всем тестам стали носить достоверный характер.

При сравнении результатов итогового и контрольного тестирования (рисунок) у всех испытуемых как в экспериментальной, так и в контрольной группах отмечено улучшение показателей. Однако стоит заметить, что в экспериментальной группе по каждому тесту наблюдается более высокая положительная динамика. При этом стоит обратить внимание, что наибольший прирост в экспериментальной группе произошел в ациклических видах (прыжок в длину с разбега и метание мяча с разбега). Данное обстоятельство позволяет нам говорить о том, что учет моторной асимметрии в циклических видах спорта не несет ярко выраженных эффектов, по сравнению с ациклическими видами легкой атлетики.

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

25,99%

9,29%

2,58%

0,31% ^^^^ 0 47%

12,87%

3,24%

0,48%

Бег 60 метров

Прыжок в длину с разбега»

Метание мяча

Бег 600 метров

контрольная группа экспериментальная группа

Рисунок - Динамика изменений результатов в тестах

ВЫВОД

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтвердили наше предположение о том, что использование в тренировочном процессе легкоатлетов-многоборцев заданий на основе моторной асимметрии, позволит добиться более высокого темпа прироста результатов в соревновательной деятельности.

Применение данного подхода на более ранних этапах спортивной подготовки в легкой атлетике должно поспособствовать повышению уровней технической и физической подготовленности юных спортсменов, а также стать основой для качественного обучения разнообразным спортивным двигательным действиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карягина Н.В. Моторная асимметрия в физическом воспитании и спорте / Карягина Н.В., Ю.А. Иоакимиди, Ю. Иващенко. // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседания круглого стола Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2020-2021 учебный год). - Майкоп, 2021. - С. 94-97.

2. Могильников Ю.В. Исследование функциональной асимметрии спортсменов / Ю.В. Могильников, К.В. Колесниченко, Д.А. Вагапов // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2018. - С. 91-95.

3. Моторные и координационные аспекты функциональной асимметрии в спорте / Н.Н. Сентябрев, Т.В. Гладких, В.В. Чемов, А.Г. Камчатников // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XXVI Международного научного Конгресса. - Казань, 2021. - С. 415-417.

4. Сычев В.С. Функциональная асимметрия в спорте / В.С. Сычев, С.С. Давыдова, В.А. Кашкаров // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 69-71.

5. Швирид А.И. Симметрия и асимметрия в спорте / А.И. Швирид // Физическая культура: проблемы обучения и воспитания : сборник статей. - Екатеринбург, 2018. - С. 51-55.

REFERENCES

1. Karyagina, N.V., Ioakimidi, Yu.A. and Ivashchenko, Yu. (2021), "Motor asymmetry in physical education and sports", Physical culture and sports, life safety, materials of the round table meeting of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adygea State University (2020-2021 academic year), Maykop, pp. 94-97.

2. Mogilnikov, Yu.V., Kolesnichenko, K.V. and Vagapov, D.A. (2018), "The study of functional asymmetry of athletes", Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education, collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Yekaterinburg, pp. 91-95.

3. Sentyabrev, N.N., Gladkikh, T.V., Chemov, V.V. and Kamchatnikov, A.G. (2021), "Motor and coordination aspects of functional asymmetry in sports", Olympic sports and sports for everyone, materi-

als of the XXVI International Scientific Congress, Kazan, pp. 415-417.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sychev, V.S., Davydova, S.S. and Kashkarov, V.A. (2017), "Functional asymmetry in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 69-71.

5. Shvirid, A.I. (2018), "Symmetry and asymmetry in sports", Physical culture: problems of education and upbringing, collection of articles, Yekaterinburg, pp. 51-55.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.12.2022

УДК 796.015

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ 7-11 ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Антонович Черняев, кандидат педагогических наук, профессор, Лидия Сергеевна Рогова, магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

Физическое воспитание, физическое развитие и физическая подготовка детей 7-11 лет занимающихся в спортивных секциях в последнее время все больше привлекают внимания ученых, тренеров и медиков. Известно, что этот школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития двигательных качеств и способностей детей этого возраста. Темпы естественного прироста двигательных способностей в различные периоды развития организма школьников не одинаковы. При этом одним из важных требований к комплексному развитию физических качеств, спортсменов-школьников является дифференцированное педагогическое воздействия в соответствии с их индивидуальными и возрастно-половыми особенностями. Изучение вопросов связанных с выявлением уровня физического развития и физической подготовленности в условиях спортивных школ всегда остаются актуальными. Это связанно не только с занятиями физической культурой в рамках учебного процесса, но и с внеурочными занятиями спортом, где тренеры проводят предварительный отбор и спортивную ориентацию для зачисления учащихся в СШ и СШОР нарастание тотальных размеров тела ребенка в разные возрастные периоды протекает неравномерно. Скачки роста наблюдаются от 7 до 8 лет (полу ростовой скачок). Физиометрические показатели и силовые возможности изменяются в зависимости от возраста детей. При этом темпы приросты у мальчиков и девочек в некоторых показателях достоверно отличается Высокий уровень показателей скорости, скоростно-силовых возможностей нами определен у мальчиков 9-11 лет, а у девочек эти показатели несколько ниже. Прыжок в длину с места является выражением скоростно-силовых возможностей. У мальчиков с 7 до 11 лет - прирост составил 24,1%.. В группе девочек наблюдается более выраженное изменение результатов в прыжках в длину. При достаточно низких результатах в прыжках по сравнению с мальчиками, у них прирост составил 27,6%.

Ключевые слова: физическое развитие и физическая подготовленность, детей 7-11 лет, Физиометрические показатели, уровень показателей скорости, скоростно-силовых возможностей, изменяются в зависимости от возраста детей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p595-600

PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF 7-11 YEAR OLD CHILDREN AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

Alexander Antonovich Chernyaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Lidia Sergeevna Rogova, the master's student, Volga Region State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Kazan

Abstract

Physical education, physical development and physical training of children 7-11 years of age engaged in sports sections have recently increasingly attracted the attention of scientists, coaches and doc-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.