Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, С УЧЕТОМ УРОВНЯ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, С УЧЕТОМ УРОВНЯ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННО-СРЕДОВОЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астахова Армини Аветиковна, Мартыненко Елена Александровна

Статья отражает использование нового субъектно-средового подхода к рассмотрению личности как психопространственного явления, в рамках которого ключевыми представлены понятия «психологическое пространство» и «психологическая суверенность» личности, являющиеся важным показателем психологического здоровья личности. Предложена комплексная программа социально-психологической адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел к учебной и служебной деятельности, с учетом уровня психологического пространства их личности. Рассмотрены этапы ее проведения. Исследование, представленное в этой статье, направлено на определение результатов проведенной комплексной программы у восемнадцатилетних юношей и девушек, получающих высшее профессиональное образование в системе МВД России, проживающих в общежитии на закрытой территории университета. Результаты исследования позволили заключить, что целенаправленное формирование у сотрудников полиции профессионального самосознания, с учетом уровня суверенности психологического пространства личности, повышают уровень адаптации к условиям служебной и учебной деятельности. Молодой сотрудник органов внутренних дел начинает осознавать себя субъектом профессиональной деятельности, у него формируются все составляющие профессионального самосознания: когнитивный, эмоциональный и операционный. Данные исследования могут быть полезны при психологическом сопровождении молодых сотрудников в период их адаптации к условиям учебной и служебной деятельности, повышения профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, закрепления кадров и целенаправленном формировании у молодых сотрудников органов внутренних дел профессионального самосознания, профессионального «Я-образа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астахова Армини Аветиковна, Мартыненко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF A COMPREHENSIVE PROGRAM FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, TAKING INTO ACCOUNT THE LEVEL OF SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE INDIVIDUAL

The article reflects the use of a new subject-environment approach to the consideration of personality as a psychospatial phenomenon, in which the key concepts are "psychological space" and "psychological sovereignty" of the individual, which are an important indicator of the psychological health of the individual. A comprehensive program of socio-psychological adaptation of young employees of internal Affairs bodies to educational and official activities, taking into account the level of psychological space of their personality, is proposed. The stages of its implementation are considered. The research presented in this article is aimed at determining the results of a comprehensive program for eighteen-year-old boys and girls who receive higher professional education in the Ministry of internal Affairs of Russia, living in a dormitory on the closed territory of the University. The results of the study allowed us to conclude that the purposeful formation of professional self-awareness among police officers, taking into account the level of sovereignty of the psychological space of the individual, increases the level of adaptation to the conditions of official and educational activities. A young employee of the internal Affairs bodies begins to realize himself as a subject of professional activity, and all the components of professional self-awareness are formed: cognitive, emotional, and operational. These studies can be useful for psychological support of young employees during their adaptation to the conditions of training and official activities, professional development, prevention of emotional burnout, consolidation of personnel and purposeful formation of professional self-awareness and professional "Self-image" in young employees of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, С УЧЕТОМ УРОВНЯ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ»

УЖ 1 SO О П7 I -—v L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

У Д^ 1ЭУ.У.У) I |(сс) (JJCS) Iflns is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0087 B^^THTM https://creativecommons.Org/hcenses/by-nc/4.0/)

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, С УЧЕТОМ УРОВНЯ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9104-5847 AuthorlD: 823229

АСТАХОВА Армини Аветиковна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин

Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал (353911, Россия, Новороссийск, Сухумийское шоссе, 12 км, е-mail: armina-astakhova@yandex.ru) SPIN: 5629-8839 AuthorlD: 1043253

Мартыненко Елена Александровна, адъюнкт кафедры педагогики и психологии

Краснодарский университет МВД России (350005, Россия, Краснодар, улица Ярославская, дом 128, e-mail: mart_len@mail.ru) Аннотация. Статья отражает использование нового субъектно-средового подхода к рассмотрению личности как психопространственного явления, в рамках которого ключевыми представлены понятия «психологическое пространство» и «психологическая суверенность» личности, являющиеся важным показателем психологического здоровья личности. Предложена комплексная программа социально-психологической адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел к учебной и служебной деятельности, с учетом уровня психологического пространства их личности. Рассмотрены этапы ее проведения. Исследование, представленное в этой статье, направлено на определение результатов проведенной комплексной программы у восемнадцатилетних юношей и девушек, получающих высшее профессиональное образование в системе МВД России, проживающих в общежитии на закрытой территории университета. Результаты исследования позволили заключить, что целенаправленное формирование у сотрудников полиции профессионального самосознания, с учетом уровня суверенности психологического пространства личности, повышают уровень адаптации к условиям служебной и учебной деятельности. Молодой сотрудник органов внутренних дел начинает осознавать себя субъектом профессиональной деятельности, у него формируются все составляющие профессионального самосознания: когнитивный, эмоциональный и операционный. Данные исследования могут быть полезны при психологическом сопровождении молодых сотрудников в период их адаптации к условиям учебной и служебной деятельности, повышения профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, закрепления кадров и целенаправленном формировании у молодых сотрудников органов внутренних дел профессионального самосознания, профессионального «Я-образа».

Ключевые слова: личность, пространственно-средовой подход к исследованию личности, психологическая суверенность, психологическое пространство, психологическое здоровье, адаптация, профессиональное становление, профессиональное самосознание, профессионально-важные качества личности.

RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF A COMPREHENSIVE PROGRAM FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, TAKING INTO ACCOUNT THE LEVEL OF SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE INDIVIDUAL

© The Author(s) 2021

ASTAKHOVA Armini Avetikovna, PhD in Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian, social and economic, legal and information disciplines Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia, Novorossiysk branch (353911, Russia, Novorossiysk, Sukhumskoye shosse, 12-y km, е-mail: armina-astakhova@yandex.ru) MARTYNENKO Elena Alexandrovna, adjunct of the Department of «Pedagogy and psychology» Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (350005, Russia, Krasnodar, Yaroslavskaya street, house 128, e-mail: mart_len@mail.ru) Abstract. The article reflects the use of a new subject-environment approach to the consideration of personality as a psychospatial phenomenon, in which the key concepts are "psychological space" and "psychological sovereignty" of the individual, which are an important indicator of the psychological health of the individual. A comprehensive program of so-cio-psychological adaptation of young employees of internal Affairs bodies to educational and official activities, taking into account the level of psychological space of their personality, is proposed. The stages of its implementation are considered. The research presented in this article is aimed at determining the results of a comprehensive program for eighteen-year-old boys and girls who receive higher professional education in the Ministry of internal Affairs of Russia, living in a dormitory on the closed territory of the University. The results of the study allowed us to conclude that the purposeful formation of professional self-awareness among police officers, taking into account the level of sovereignty of the psychological space of the individual, increases the level of adaptation to the conditions of official and educational activities. A young employee of the internal Affairs bodies begins to realize himself as a subject of professional activity, and all the components of professional self-awareness are formed: cognitive, emotional, and operational. These studies can be useful for psychological support of young employees during their adaptation to the conditions of training and official activities, professional development, prevention of emotional burnout, consolidation of personnel and purposeful formation of professional self-awareness and professional "Self-image" in young employees of internal Affairs bodies.

Keywords: personality, spatial-environmental approach to personality research, psychological sovereignty, psychological space, psychological health, adaptation, professional development, professional self-awareness, professionally important personality qualities.

ВВЕДЕНИЕ.

Анализ высокой текучести кадров в системе МВД позволяет выявить проблему отсутствия или нарушения идентификации сотрудником полиции себя как члена профессионального сообщества, неспособность приспособиться к профессиональным и социально-психологи-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001, 190005

ческим требованиям, предъявляемым профессией сотрудника органов внутренних дел. Молодые сотрудники полиции, впервые принятые на службу, не готовы к большому психологическому напряжению, возникающему в процессе профессиональной деятельности, бытовой неустроенности, неспособны эффективно организовывать и

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

планировать свою работу. Поэтому окружающая среда, в которой протекает адаптация сотрудников, впервые принятых на службу, должна быть наиболее подходящей для формирования профессионального «Я-образа», способного заложить паттерны поведения, одобряемые именно данной профессией, например, уметь принимать правильные с точки зрения закона решения как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, а также анализировать свои действия и нести за них ответственность. Опыт работы по подготовке лиц, впервые принятых на службу, позволяет констатировать, что усвоение обучающимися системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, так как появилась потребность в учете индивидуально-психологических особенностей каждого курсанта и слушателя. Достижение поставленных целей возможно через формирование активной личности, способной к саморазвитию, самообразованию с целостным «Я-образом» [1, с. 117].

Проблема становления и развития профессионального самосознания в последнее время становится все более актуальной для отечественных ученых. Выявлены значимые различия в компонентах направленности личности, самосознания и карьерных ориентациях на разных этапах профессионального становления [2, с. 91], выделены противоречия между требованиями профессии к личностным качествам специалиста и уровнем осознания этих требований личностью [3, 4], определены темпоральная и рефлексивно-функциональная модели становления профессионального самосознания личности [5, 6], обоснована система критериев сформированности профессионального самосознания [7].

Ф.К. Свободный дает определение профессионального «Я-образа» как образование в структуре «Я-концепции» личности, которое формируется в процессе профессиональной деятельности и является отражением осознания и оценивания самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений [8, с. 319]. Ф.К. Свободный выделяет три компонента профессионального «Я-образа»:

- когнитивный (представление о профессиональных ролях, мотивах, ценностных ориентаций);

- эмоциональный (отражает степень развития профессионального самоуважения);

- поведенческий (принятие профессиональных требований, традиций, норм, следование профессиональным эталонам).

В успешном формировании профессионального «Я-образа» особенно важную роль играет психологическое сопровождение молодых сотрудников в период социально-психологической адаптации к служебному коллективу, условиям и содержанию деятельности, развитию профессионально важных качеств личности.

А.Л. Мацкевич трактует адаптацию как процесс преобразования личностью окружающей среды в зависимости от степени своей активности и в соответствии со своими потребностями, ценностями и идеалами или преодолению своей зависимости от среды [9, с. 16].

На наш взгляд, наиболее полно определение профессиональной адаптации дает Б.Г. Ананьев, как единство адаптации к условиям профессиональной среды, профессиональным задачам и социальным связям, т.е. профессиональная адаптация должна охватывать психофизиологический, профессиональный и социально-психологический аспекты деятельности [10, с.152].

Снижение адаптационных возможностей личности была рассмотрена Р.М. Баевским, который видел прямую зависимость способности к адаптации (в том числе профессиональной) от состояния здоровья и выделял четыре уровня здоровья:

- удовлетворительный;

- напряжения адаптационных механизмов или дозо-нологический уровень;

- неудовлетворительный или преморбидный уровень;

- срыв адаптации или уровень патологии [11].

346

Как известно, в стрессовой (экстремальной) ситуации, или в условиях высокой напряженности чаще всего запускаются врожденные программы реагирования и адаптации, напротив, если условия приобретения жизненного опыта (окружающая среда) относительно благоприятные, комфортные, то недостаточно развитые характеристики психики, профессионально-важные качества - компенсируются. В результате повышению адаптационного потенциала и сохранению физического и психического здоровья личности способствует понимание и учет типологических особенностей личности обусловленных наследственностью и жизненным опытом.

Таким образом, уровень профессионального здоровья может быть трактован как интегральный показатель функционального состояния организма, заключающийся в динамическом равновесии между организмом человека и профессиональной средой, главным показателем которого является работоспособность.

Деятельность психологической службы органов внутренних дел должна обязательно предусматривать работу по психологической адаптации сотрудников, впервые принятых на службу в ОВД, формированию у них профессионально важных качеств личности, мотивации профессиональной деятельности, норм профессионального поведения и общения, а также выявлению и коррекции наиболее значимых факторов, осложняющих эффективное овладение профессиональными навыками. Такая работа должна осуществляться психологом совместно с руководителем подразделения и наставником молодого сотрудника.

В настоящее время психологическое сопровождение личного состава органов внутренних дел осложняется недостаточной разработкой комплексных программ диагностики и коррекции профессионально значимых качеств личности, адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности, сохранения психологического здоровья.

Повышение уровня профессионализма сотрудников МВД России является одним их приоритетных направлений кадровой политики в ОВД, что актуализировало необходимость применения в организации работы с личным составом инновационных подходов, в том числе и психологических.

Новый субъектно-средовой подход к исследованию личности, предложенный С.К. Нартовой-Бочавер, вводит понятие суверенность психологического пространства личности [12,13]. Изучение фрагмента реальности среды, обладающей значимостью для личности, определяет стратегии и актуальные тактики его поведения и включает в себя комплекс разнородных сущностей -физических, социальных, психологических феноменов, с которыми человек себя отождествляет, дают огромный материал для интерпретации.

Актуальность нашей работы определяется внедрением теоретических концепций в практику психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а именно использование нового субъектно-средового подхода к рассмотрению личности как психопространственного явления, в рамках которого ключевыми представлены понятия «психологическое пространство» и «психологическая суверенность» личности, являющиеся важным показателем психологического здоровья личности. Поиск технологий сопровождения и обучения сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу конструктивным стратегиям адаптивного поведения в кризисных ситуациях, посткризисной жизни, а также принятия решения в ситуации неопределенности, требует комплексной целенаправленной работы. Необходимость психологического сопровождения на этапе адаптации со временем теряет свою актуальность, поэтому важно исключать роль психолога, как активного субъекта и способствовать формированию навыков самостоятель-

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

ного построения психологической помощи. Для этого необходимо ещё на этапе обучения сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу внедрять темы, модули, факультативы, актуализирующие понимание и осознание необходимости овладения навыками конструктивных стратегий адаптивного поведения в кризисных ситуациях, ситуациях неопределенности, а также направленных на развитие самосознания личности [1, с. 118].

МЕТОДОЛОГИЯ.

В целях обеспечения психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу, направленное на развитие профессионального самосознания в период их адаптации к учебной и служебной деятельности, нами разработана комплексная программа по социально - психологической адаптации, с учетом уровня суверенности психологического пространства личности. Основными задачами программы является выявление причин, способных осложнить процесс психологической адаптации к условиям учебной и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, посредством определения уровня суверенности психологического пространства и проведение, в соответствии с результатами исследования уровней суверенности психологического пространства, комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на психологическую адаптацию и развитие профессионально - важных качеств личности.

Молодому сотруднику органов внутренних дел необходимо осознать себя как индивида в профессиональной деятельности, как участника группового процесса, а также оценить себя как идеального сотрудника и увидеть оценку себя окружающими. Через подобную рефлексию осознается профессиональная роль, поэтому мы предполагаем, что развитие профессионального самосознания будет более эффективным при стимулировании у молодого специалиста процессов самоанализа и саморазвития.

Программа осуществляется в пять этапов с момента поступления на службу стажером и в течение первых 6 месяцев службы сотрудника, впервые принятого на службу в органы внутренних дел:

1. Диагностика уровня суверенности психологического пространства личности сотрудника ОВД;

2. Анализ проведенной диагностики, определение причин, способных затруднить процесс адаптации, проведение индивидуальной консультативной и терапевтической работы, разработка рекомендаций руководителю и наставнику по проведению индивидуальной воспитательной работы, с учетом уровня суверенности психологического пространства сотрудников, впервые принятых на службу в ОВД;

3. Проведение рефлексивных тренингов с сотрудниками ОВД, направленных на адаптацию к условиям учебной и служебной деятельности и формированию профессионального самосознания, с учетом их уровня суверенности психологического пространства. Под рефлексивным тренингом мы понимаем специально организованное взаимодействие между людьми, актуализирующее рефлексивные процессы для эффективного решения жизненных задач. Тренинговые упражнения направлены на решение проблемных ситуаций, способствующих осознанию участниками тренинга проблемной ситуации, поиск путей решения, выработку профессионального самосознания;

4. Проведение лекций, в рамках занятий по морально-психологическому обеспечению личного состава, с руководителями и наставниками сотрудников ОВД, направленные на развитие психологической компетенции в области профессиональной адаптации, развития профессионально-важных качеств личности, умения адекватно реагировать на конкретные ситуации, возникающие в сфере профессиональной деятельности;

5. Оценка динамики проведенной работы, выработ-

ка путей дальнейшего психологического сопровождения сотрудников с неудовлетворительными результатами адаптации, которое осуществляется индивидуально, в соответствии с результатами проведенных исследований. Контрольная диагностика сотрудника проводится после окончания первого года службы.

Программа была апробирована на курсантах первого курса Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России в количестве 40 человек (25 юношей и 15 девушек) в возрасте 18 лет, проживающих в общежитии на закрытой территории университета.

Для оценки уровня социально - психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности нами был модифицирован опросник «Оценки уровня социально-психологической адаптации работника предприятия» Р.Х. Исмаилова [14, с. 116].

Критериями социально-психологической адаптации в опроснике служат отношение индивида к большой группе, т.е. подразделению МВД в целом; отношение к малой группе, т.е. своему коллективу; межличностные отношения с сослуживцами, а также удовлетворенность своим положением в коллективе; отношения к руководству; удовлетворенность условиями труда. Нами была добавлена шкала 6 - самочувствие, как показатель профессионального здоровья. Уровень удовлетворенности всеми вышеперечисленными критериями являются показателем адаптации личности.

Исследование опросником проводилось в два этапа: первый этап - до проведения комплексной программы по адаптации, второй этап - контроль уровня адаптации после проведения комплексной программы. Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Стоит отметить, что при первичной диагностики выраженной дезадаптации у респондентов не выявлено, однако 15 % из числа опрошенных показали низкий уровень адаптации, большинство опрошенных, 65 % имеют средний уровень адаптации и 20 % - высокий уровень.

После проведения комплексной программы низкий уровень адаптации к профессиональной деятельности у респондентов не выявлен, 57,5 % показали средний уровень адаптации и 42,5 % - высокий.

Результаты диагностики отдельно по шкалам представлены в таблице:

Таблица 1- Результаты диагностики уровня социально-психологической адаптации курсантов 1 курса в %.

№ Название шкал» до проведения программы после проведения программы

ур О) средний ур О) ур-<%) ур О) средний ур.{%) ур (0/о)

1. Отношение к подразделению системы МВД. 5 52,5 42,5 0 35 65

2. Отношения между сотрудниками 30 47,5 22,5 0 67,5 32,5

3. "Удовлетворенность условиями труда 40 50 10 0 72,5 27,5

Удовлетворенность своим положением е коллективе 15 47,5 37,5 0 40 60

5. Отношение к работе 0 57,5 42,5 0 30 70

б. Самочувствие 5 52,5 42,5 0 37,5 62,5

7. Отношение к руководителю 0 57,5 42,5 0 47,5 52,5

5. Отношение к коллективу 0 57,5 42,5 0 20 80

Для исследования специфики психологического пространства личности курсантов 1 курса, нами была использована методика С. К. Нартовой-Бочавер «Опросник суверенности психологического пространства личности - 2010» [15, с. 105-119].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольшую неудовлетворенность у курсантов первого курса вызывают условия труда. Кроме того, 67,5 % из числа опрошенных курсантов имеют сверхсуверенность по показателям территория и физическое тело. То есть большинство курсантов испытывают дискомфорт от проживания в условиях общежития на закрытой территории университета. Отсутствие территориальных личностных границ приводит к ослаблению ощущения территориальной безопасности. Вынужденная публичность существования оказывает на курсантов особенное

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

давление, при этом потребность в уединении и автономии остается неудовлетворенной. Кроме того, курсантом тяжело привыкнуть к строгому распорядку дня, они испытывают физическую усталость от недосыпания, что отражается на самочувствии в целом [16,17].

Межличностные отношения с сослуживцами и свое положение в группе так же вызывают неудовлетворенность среди курсантов 1 курса. При этом 12,5 % респондентов имеют квазисуверенность по шкале «социальные связи», такое же количество респондентов по указанной шкале имеют депривированность, и 5 % - сверхсуверенность. Таким образом, способность поддерживать, углублять и расширять социальные связи для 30 % опрошенных нами респондентов нарушена. Выбор референтной группы или «значимого другого», обретение личной и социальной идентичности, принятие личной ответственности за отношения с другими, у курсантов вызывают сложность. Стоит отметить, что готовность включить «значимого другого» в свое социальное пространство, при этом осознавая безопасность своего личностного пространства, является основой толерантности, качества необходимого для сотрудника правоохранительных органов.

Неудовлетворительное отношение к большой группе, т.е. системе МВД в целом, диагностируемое у 5% испытуемых можно объяснить отсутствием мотивации к учебной деятельности в системе МВД. Эти курсанты поступили в образовательное учреждение системы МВД под давлением родителей и не связывают свое будущее с работой в полиции.

Свое отношение к учебной деятельности, коллективу и руководителям курсанты оценивают на среднем уровне. Такой результат вполне объясним сформированно-стью ведущей деятельности, характерной для возраста наших респондентов, а именно учебно-профессиональной. Начиная со старших классов общеобразовательной школы их учебная деятельность претерпела изменения в сторону ориентации на будущее, что проявляется в избирательном отношении к предметам, связанным с дальнейшей профессией. Приближение к профессиональной деятельности в ВУЗе вполне удовлетворяет их ожидания и потребности ведущей деятельности.

ВЫВОДЫ.

Исходя из результатов исследования, была проведена разработанная нами комплексная программа по психологическому сопровождению курсантов 1 курса в период их адаптации к условиям учебной и служебной деятельности. Индивидуальные и групповые методы работы строились на основании выявленных уровней суверенности психологического пространства. Кроме того, были даны рекомендации руководству курса и кураторам по организации индивидуальной воспитательной работы с курсантами. Проведенные мероприятия позволили улучшить адаптационный потенциал курсантов как к учебной, так и к служебной деятельности, контроль поведения курсантов, их работоспособности, дисциплинированности, самостоятельности, уверенности в своих силах, мотивации к учебной и служебной деятельности, улучшило взаимоотношения в коллективе, что подтверждено результатами повторного исследования уровня социально-психологической адаптации курсантов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное формирование у сотрудников полиции профессионального самосознания с учетом уровня суверенности психологического пространства личности повышают уровень адаптации к условиям служебной и учебной деятельности. Молодой сотрудник органов внутренних дел начинает осознавать себя как субъекта профессиональной деятельности, у него формируются все составляющие профессионального самосознания: когнитивный, эмоциональный и операционный. Конкретизация знаний о своих личностных и профессиональных характеристиках повышают позитивное

348-OECD.

отношение к себе, оценку своих собственных профессиональных возможностях в деятельности, общении, а также, повышают уровень саморегуляции, способствуя формированию навыков конструктивных стратегий адаптивного поведения в кризисных ситуациях, ситуациях неопределенности.

Комплексный и систематический подход к процессу профессиональной адаптации способствует переключению внимания молодого сотрудника от внешних атрибутов профессиональной деятельности к глубинным личностным процессам, что позволяет расширить представление о значимых качествах личности, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности [18, с. 316].

Конечно, отсутствие психологического сопровождения молодого сотрудника в период адаптации к профессиональной деятельности в органах внутренних дел не означает, что паттерны поведения, присущие данной профессии, не будут сформированы. Тем не менее, надежность профессиональной деятельности в данном случае будет снижена. Формальный подход к процессу социально-психологической адаптации позволяет закрепиться стереотипным моделям поведения, приводящим к утрате ценностно-смысловых ресурсов и развитию профессиональной деформации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артеменко Н. А. , Астахова А. А. Методы и приемы формирования готовности курсантов и слушателей вузов системы МВД к самостоятельной подготовке //Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2 (24). С. 117-122.

2. Павлова А.М. Взаимосвязь психологических компонентов субъектности на разных этапах профессионального становления // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 86-92.

3. Сафронова А.Ю. Темпоральная структура профессионального самосознания сотрудников полиции: попытка парадоксального моделирования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №3(82). С 254-261.

4. Сысоева Н.Н., Куренков И.А. Влияние профессиональной деятельности на формирование личностных качеств сотрудника ОВД// Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 3. С. 68-70.

5. Журавлева Т.Л. Пути преобразования личностных качеств в профессиональные качества у обучающихся образовательной организации системы МВД России // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. 2019. №2 (82). С. 208-216.

6. Беликов В.А., Андронов О.В., Малютина М.В., Романов П.Ю., Сибаева Г.М. Рефлексивно-функциональные компоненты модели формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного и технологического профилей подготовки в вузе // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. 2019. Том 11. № 2. С. 55-56.

7. Эннс Е.А. Критерии сформированности компонентов профессионального самосознания студентов // Russian journal of education and psychology. 2019. Том 10. № 4. С. 78-83.

8. Свободный Ф.К. Формирование профессионального самосознания сотрудников органов внутренних дел //История, теория, практика российского права. 2019. №12. С. 317-323.

9. Мацкевич А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1987. — 16 с.

10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. С. 152.

11. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний/Р.М. Баевский , А.П. Берсенева.-М.: Медицина, 1997.

12. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. -Спб.:Питер, 2008.

13. Нартова-Бочавер С.К. Психофизиологические основы диспози-циональной суверенности //Вестник санкт-петербургского университета. Психология. 2018. Том 8 № 4. С. 370-380.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — Санкт-Петербург «Речь», 2003. С. 116

15. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства -2010»//Психологический журнал. Том 35, № 3, М-2014, С. 105-119.

16. МартыненкоЕ.А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8.№3(28).С.349-352

17. Мартыненко Е.А. Суверенность психологического пространства правовой личности в аспекте гендерной атрибуции. // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар - 2019. С.219.

:■ 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

18. Мартыненко Е.А. Суверенность психологического пространства личности как фактор успешной психологической адаптации к служебной деятельности молодых сотрудников МВД России. // Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Москва — 2020 - С 314-316.

Статья поступила в редакцию 26.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.