Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ"'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ / ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ОШИБКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серикова М. С., Алиханова К. А., Абугалиева Т. О., Жакипбекова В. А., Такирова А. Т.

Целью исследования явилась оценка эффективности внедрения элементов виртуальных технологий в учебный процесс по дисциплине «Основы общей врачебной практики». Материалом исследования послужил разработанный электронный клинический сценарий (кейс), основанный на виртуальном пациенте. Применен метод Problem-based Learning с использованием клинического сценария (кейса) с проблемой «Острый живот» виртуального пациента, адаптированный к реальному случаю и внедрен в часы самостоятельной работы студента с преподавателем дисциплины «Основы общей врачебной практики» у студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» - у 86 студентов, обучающихся на казахском языке, у 45 студентов - на русском языке. Сценарий разрабатывался при помощи специальной компьютерной программы Open Labyrinth. Для оценки внедрения элементов виртуальных технологий в активные методы преподавания разработана «Анкета по внедрению активного метода обучения - «Виртуальный пациент». Как показывает опыт, внедрение клинических сценариев на виртуальном пациенте в активные методы преподавания позволяет приблизить обучающихся к реальной практике, избежать медицинских ошибок, а также развить профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов предпочитают проведение занятий самостоятельной работы студента с преподавателем с использованием кейсов с виртуальным пациентом - 81 (94%) обучающихся на казахском языке, 43 (96%) -на русском языке. Также, по данным анкетирования 88% студентов русского и 92% студентов казахского отделения отмечают, что данная форма обучения развивает у обучающихся профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Так, коммуникативные навыки развились у 86% студентов, клинические навыки диагностики наиболее распространенных заболеваний на уровне ПМСП - у 88%, клинический навык в лечебной деятельности - у 78%, клинический навык в профилактической деятельности - у 80%, клинический навык в реабилитационной деятельности - у 52%, клинический навык в научно-исследовательской деятельности - у 52%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серикова М. С., Алиханова К. А., Абугалиева Т. О., Жакипбекова В. А., Такирова А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF INTRODUCING ELEMENTS OF VIRTUAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF GENERAL MEDICAL PRACTICE"

The aim of the study was to assess the effectiveness of the implementation of elements of virtual technologies in the educational process in the discipline «Fundamentals of General Medical Practice». The research material was a developed electronic clinical scenario (case) based on a virtual patient. We applied the PBL (Problem-based Learning) method using a clinical scenario (case) with the problem of «Acute abdomen» of a virtual patient, adapted to a real case and implemented into the independent work with a teacher of the discipline «Fundamentals of General Medical Practice» for 5th year students of the specialty «General Medicine» in 86 students studying in the Kazakh language, 45 students in Russian. The script was developed using a special computer program Open Labyrinth. To assess the implementation of elements of virtual technologies in active teaching methods (PBL) aimed at teaching bachelors to prevent medical errors in practice and develop students' professional competencies aimed at communicative, diagnostic, therapeutic, preventive, rehabilitation, research activities, we have developed «PBL Implementation Questionnaire - Virtual Patient». Experience shows that the introduction of clinical scenarios on a virtual patient into active teaching methods (PBL) allows you to bring students closer to real practice, avoid medical errors, as well as develop professional competencies aimed at communicative, diagnostic, therapeutic, preventive, rehabilitation, and research activities. The results of the survey showed that the majority of students prefer conducting independent work with a teacher using cases with a virtual patient - 81 (94%) students in the Kazakh language, 43 (96%) - students in Russian. Also, according to the survey data, 88% of students in the Russian and 92% of students in the Kazakh department note that this form of education develops students' professional competencies aimed at communicative, diagnostic, therapeutic, preventive, rehabilitation, research activities. So among them, communication skills developed in 86%, clinical skill in diagnosing the most common diseases at the primary health care level - in 88%, clinical skill in treatment activities - 78%, clinical skill in preventive activities -80%, clinical skill in rehabilitation activities - 52%, clinical skill in research activities - 52%.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ"»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020 УДК 61:378

М. С. Серикова, К.А. Алиханова, Т.О. Абугалиева, В.А. Жакипбекова, А.Т. Такирова

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ»

Кафедра семейной медицины Медицинского университета Караганды» (Караганда, Казахстан)

Целью исследования явилась оценка эффективности внедрения элементов виртуальных технологий в учебный процесс по дисциплине «Основы общей врачебной практики». Материалом исследования послужил разработанный электронный клинический сценарий (кейс), основанный на виртуальном пациенте.

Применен метод Problem-based Learning с. использованием клинического сценария (кейса) с проблемой «Острый живот» виртуального пациента, адаптированный к реальному случаю и внедрен в часы самостоятельной работы студента с преподавателем дисциплины «Основы общей врачебной практики» у студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» - у 86 студентов, обучающихся на казахском языке, у 45 студентов - на русском языке. Сценарий разрабатывался при помощи специальной компьютерной программы Open Labyrinth. Для оценки внедрения элементов виртуальных технологий в активные методы преподавания разработана «Анкета по внедрению активного метода обучения - «Виртуальный пациент».

Как показывает опыт, внедрение клинических сценариев на виртуальном пациенте в активные методы преподавания позволяет приблизить обучающихся к реальной практике, избежать медицинских ошибок, а также развить профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов предпочитают проведение занятий самостоятельной работы студента с преподавателем с использованием кейсов с виртуальным пациентом - 81 (94%) обучающихся на казахском языке, 43 (96%) -на русском языке.

Также, по данным анкетирования 88% студентов русского и 92% студентов казахского отделения отмечают, что данная форма обучения развивает у обучающихся профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Так, коммуникативные навыки развились у 86% студентов, клинические навыки диагностики наиболее распространенных заболеваний на уровне ПМСП - у 88%, клинический навык в лечебной деятельности - у 78%, клинический навык в профилактической деятельности - у 80%, клинический навык в реабилитационной деятельности - у 52%, клинический навык в научно-исследовательской деятельности - у 52%.

Ключевые слова: виртуальный пациент, общая врачебная практика, медицинская ошибка

Клиническое обучение в медицинских вузах предусматривает такое обучение, где обучающиеся учатся тому, как делать это правильно, но не учат тому, как если бы «сделать это неправильно». Это приводит к тому, что у обучающегося не до конца развивается клиническое мышление, страдает логика, что приводит в последующем к развитию медицинских ошибок в клинической практике [9].

Медицинская ошибка является одной из основных причин смертности и причинения вреда пациентам. Эта проблема на сегодняшний день является очень актуальной, ее можно решить путем изменений в образовании, внедрением активных методов обучения [8, 9]. Впервые работы, посвященные данной проблеме, появились в 90-е гг. [3, 12]. Исследование проводилось в США Агентством по исследованиям и качеству в здравоохранении и Институтом медицины [10], результатом которого был составлен отчет, где отмечалось, что в результате медицинских ошибок в больницах США ежегодно умирает от 44 000 до 98 000 человек. Это намного больше, чем смертность в

результате автомобильных аварий (43 458), рака молочной железы (42 297) или СПИДа (16 516), а также согласно полученным данным от ошибок, связанных с неправильным применением лекарств, ежегодно погибают 7 000 человек; что на 16% больше, чем смертность в результате производственного травматизма [11].

Выделяют 10 «смертельных» ошибок в медицине: халатность, фиксация, недостаток коммуникации, плохая работа в команде, «игра в шансы», бравада/робость, недостаток знаний, ошибки сортировки, недостаток навыков, системная ошибка.

На сегодняшний день безопасность пациентов является основополагающим принципом медицинской помощи. И качество медицинских услуг вместе с безопасностью пациента должны постоянно находиться в центре внимания лечебных учреждений [1, 5]. В связи с этим для обеспечения безопасности пациента в медицинских организациях должна быть предусмотрена такая образовательная программа (ОП) для обучающихся медицинских вузов, где на практических занятиях студенты

могли бы разбирать клинические ситуации, приближенные к реальной практике, на так называемых «виртуальных пациентах», т. е. должны быть внедрены активные инновационные методы преподавания.

Проект Training Against Medical Error (TAME) - «Обучение во избежание медицинских ошибок», Эразмус+ «Повышение потенциала высшего образования (ППВО)» - это первый медицинский образовательный проект, направленный на предотвращение ошибок путем преднамеренного предоставления студентам возможности совершать ошибки безопасно, то есть без ущерба для пациента [6].

Основной целью проекта TAME явилась разработка методологии «Виртуальный пациент», основанной на виртуальных историях болезни, для того чтобы избежать наиболее распространенных медицинских ошибок, которые мог бы совершить врач в реальной практике при оказании консультативно-диагностической помощи. Интерактивные электронные сценарии с использованием виртуальных пациентов все более и более признаются эффективным инструментом в обучении для развития навыков клинического мышления, рассуждения у обучающихся. Это позволит учащимся во время занятий почувствовать себя в роли профессионала и быть ориентированным в реальной практике.

К виртуальным пациентам относят искусственных пациентов (например, компьютерное моделирование биохимических процессов в организме), реальных (электронных) пациентов (данные о реальном пациенте в электронных медицинских записях), имитационных пациентов (пациент воссоздается людьми в ролевой игре или генерируется компьютером), физические симуляторы (манекены, муляжи), электронные кейсы и сценарии и др. [2, 7,13].

Виртуальные пациенты позволяют повысить доступность и возможность обучения студентов-медиков, приближая процесс обучения к различным вариантам реальной ситуации. В отличие от реальных пациентов к моделируемым пациентам можно получить доступ по требованию, бесконечно повторять обучение, исследуя различные варианты и стратегии [4].

Цель работы - оценка эффективности внедрения элементов виртуальных технологий в учебный процесс по дисциплине «Основы общей врачебной практики».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалом исследования явился разработанный электронный клинический сцена-

рий (кейс), основанный на виртуальном пациенте. Применен метод Probiem-based Learning (PBL) с использованием данного клинического сценария для формирования профессиональных компетенций, предотвращения медицинских ошибок у обучающихся по направлению «врач общей практики» (ВОП).

Проблемно ориентированное обучение или PBL - учебный подход, который использует реальные проблемы в качестве стимула для того, чтобы учиться. Анализ этих проблем приводит к приобретению новых знаний по дисциплине «Основы общей врачебной практики» и навыков решения проблем.

В рамках проекта ТАМЕ (2016 - 2019 гг.) - «Обучение во избежание медицинских ошибок», Эразмус+ «Повышение потенциала высшего образования (ППВО)» на базе Некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Караганды» у студентов V курса по специальности «Общая врачебная практика» в образовательный процесс был внедрен активный метод обучения (PBL) на «виртуальном пациенте» согласно расписанию занятий. Занятия велись на казахском и русском языках.

Для оказания помощи в обучении во избежание врачебных ошибок в НАО «Медицинский университет Караганды» разработаны и внедрены 6 клинических сценариев, один из которых разрабатывался сотрудниками кафедры семейной медицины. Клинический сценарий (кейс) с проблемой «Острый живот» виртуального пациента подросткового возраста был адаптирован к реальным случаям и написан так, чтобы пользователи могли сделать неправильный выбор (рис. 1). В основу кейса положены соответствующие Г0с0-2015 цели и задачи изучения дисциплины «Основы общей врачебной практики» по специальности «Общая медицина».

Сам сценарии был построен на пяти типах врачебной ошибки: фиксация, плохая работа в команде, бравада/робость, недостаток знаний, недостаток навыков. Сценарий разрабатывался при помощи специальной компьютерной программы Open Labyrinth (рис. 2) [10].

В связи с тем, что не все группы V курса вошли в проект как экспериментальные группы, было решено внедрить разработанный кейс в часы самостоятельной работы студента с преподавателем (СРСП) дисциплины «Основы общей врачебной практики». Кейс был внедрен у студентов V курса, обучающихся на кафедре семейной медицины (86 студентов обучающиеся на казахском языке, 45 студентов - на русском языке).

Для оценки внедрения элементов вир-

Co-funded by "the Erasmus* Programme of the European Union

ТРЕНИРОВКА ПРОТИВ ВРАЧЕБНОЙ

домашняя страница Краткое описание про

Местные сайты

Г

Сценарии

ракгинеские реэульт

АМУ БГМА

О

) горб

о о о

о •

о

СагЯьШ

Карагандинский государственный медицинский университет

Выборы обозначены Отлиино (Е) У Хорошо У Плохо (Р)

Случай 1. Аскар Юсупов (Диарея) Случай 2. Нурбоп Асанов (Одышка)

Случай 4- Виктория Лаврова (Интоксикация) Случай 5. Ермек Кунаев (боль в животе) Случай 6. Кровотечение (Серик Нуржанов)

© 2020 создан ИнсП'Путом биостатистики и анализа при Масариковом университете

Рисунок 1 - Клинический сценарий (кейс) с проблемой «Острый живот» виртуального пациента

в Family [

X I G elibreiv ■ Псиск е Google к | @ Укорили*: лля 'ВтораЕ 1 X @ Тси 14 № 3 | к G glhldjlvbi ■ По*« е Gcogle X ¿ß проеп ТДМЕ»Прсекты Erasm. X £ OpenLabyi

4е С © Hp чящищено olsb.tame-piojecl org * Прк оженив $ Фпрмь КГМУ Hi Курс Крфедр* OB

^ OpenLabyrinth

orui Д- КарпардтиЕн?« по- ^ C'fi КГМУ Сервисы KfWY ^ Rae бет - Каряганд k'ai Ru Умпсртироваи-ы Ji Bowtv у) К.

Ш ГЛРЕИР. Дп^—.

Login

Open Labyrinths

Your Usernamc

Your Password Forgol My Password

i31

: r > , w rjiwci

■» TAME case (ENG) [sgul] Bella (blue baby) - PedialricsiBRANCH TAME case (ENG): (SGUL) Bella (blue baby) - Pedialrics:LINEAR TAME case (ENG): (SGUL] Charlie (vomlttlng) - Pediatrics BRANCH TAME case (ENG): (SGUL] Charlie (vominirg) - Pediatrics LINEAR TAME case (ENG): (SGUL] Davlra (growth) - Pedialncs:BRANCH TAME case (ENG): (SGUL] Davlra (growth) - Pedialncs:LINEAR TAME case (ENG): (SGUL] Dominic Barton (reonalology) - Pediatrics BRANCH TAME case (ENG): (SGUL] Dominic Barton (neonatology) - Pediatrics LINEAR TAME case (ENG): (SGUL] Jack Homer (difficulty In breathing) - Pediatncs:BRANCH TAME case (ENG): (SGUL] Jack Homer (difficulty In breathing) - Pediatncs:LINEAR 4 TAME case (ENG): (SGUL] Roiy Galaher (seizures) - Pediatrics'BRANCH TAME case (ENG): (SGUL] Roiy Galaher (seizures) - Pediatrics LINEAR TAME case (ENG): (Vietnam] HIV/AIDS (HIV/AIDS) - Infections BRANCH TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Bella (Балжан Болатова) - Pediatrics BRANCH TAME case (KAZ) (Kazakhstan] Bella (Балжан Болатова) - Pediatrics LINEAR -» TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Charlie (Чинара) - Pediatncs:BRANCH TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Chartie (Чинара) - Pediatncs:LINEAR TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Davina (Ларина) - Pedialrics:BRANCH TAME case (KAZ) (Kazakhstan] Davina (Дарина) - PediatricsiLINEAR TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Dominic Barton (Даурен Беков) - Pediatrics BRANCH TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Dominic Barton (Даурен Беков] - PeDiatncs LINEAR ♦ TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Jack Homer (Талгат Хамитов) - Pedialrics:BRANCH TAME case (KAZ) [Kazakhstan] Jack Homer (Талгат Хамитов) - Pedialrics:LINEAR TAME case (KAZ) [Kazakhstan[ Roiy Galaher (Рамазан Галымжанов) - PeDiatncs BRANCH TAME case (KAZ) [Kazakhstan! Roiy Galaher (Рамазан Галымжанов) - Pediatrics LINEAR TAME case (kaz) [ksmu] acute abdomen (Острый кивот (Маржан Ахметова)) - GP BRANCH TAME case (KAZ). [KSMU] bleeding (Кровотечение (Нуржанов Серик)) - GRBRANCH TAME case (kaz) |ksmu] Diarrtiea (Диарея (Юсупов Аскар)) - GRBRANCH TAME case (kaz) |ksmu] Inloxication (Интоксикация (Лаврова Виктория)) - GP BRANCH TAME case (KAZ) (KSMU] shortness or breath (Одышка (Нурбол Асанов)) - GRBRANCH tame case (kaz) [ksmu] stomach pain (Боли в животе (Ермек Кунаев)) - GRBRANCH TAME case (RUS): [AMU] Alma Akhmelova (Алма Ахметова) - GP BRANCH 4 TAME case (RUS): [AMU] Anemia: Akbola Amet (Анемия: Акбота Амет) - GRBRANCH TAME case (RUS): [AMU] Damir Mallkov (Дамир Маликов) - GP BRANCH TAME case (RUS): [AMU] Cough Baizhanov Seiik (Кашель: Байжанов Серик) - GP BRANCH TAME case (RUS): [AMU] LuizaAkhmetova (Луиза Ахметова) - GP BRANCH TAME case (RUS): [AMU] Marcherko Dmitny (Марченко Дмитрий) - GP BRANCH

TAME case (RUS): [AMU] Shortness oT breath AiimovAsKar (Затрудненное дыхание Алимов Аскар) - GRBRANCH 4 TAME case (RUS): [Kazakhstan] Bella (Балжан Болатова) - Pedialncs:BRANCH 4 TAME case (RUS): [Kazakhstan] Bella (Балжан Болатова) - Pedialncs:LINEAR

Рисунок 2 - Клинический сценарий (кейс) с проблемой «Острый живот» виртуального пациента в компьютерной программе Open Labyrinth

•артнеры

- - 4» ID Ч

туальных технологий в активные методы преподавания разработана «Анкета по внедрению активного метода обучения (РВ1_) - Виртуальный пациент» (получена ИС №4012 от 13.06.2019). Данный метод обучения в образовательном процессе направлен на обучение бакалавров методам предотвращения медицин-

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Внедрение элементов виртуальных технологий в активные методы преподавания (РВ1_) помогает сформировать у обучающихся интерес к дисциплине, учит обучающихся мыслить и самостоятельно принимать решение в различных клинических ситуациях, развивает коммуникативные навыки, навыки командной работы, профессионального поведения, определения собственных границ знания, самостоятельно добывать знания для решения конкретных задач.

Согласно поставленной цели проанкетированы 5 групп (45 студентов) обучающихся на русском языке и 10 групп (86 студентов) -

ских ошибок в практике, развитие у обучающихся профессиональных компетенций, направленных на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. В конце занятий проведена обратная связь с применением анкеты (табл. 1).

на казахском. При анкетировании учитывались критерии удовлетворенности обучающихся на занятиях СРСП. Анкета была анонимной, средний возраст анкетируемых составил 21±1,2 г. В результате анкетирования выявлено, что большинство студентов считают активный метод обучения (РВ1.) с использованием клинических сценариев, основанных на виртуальном пациенте, наиболее интересным и полезным, и в своих анкетах в пункте «Ваше предложение, рекомендации» указывают о необходимости использования этой формы обучения в процессе учебы.

Изучен анализ неудовлетворенности формой проведения СРСП, используемой в

Таблица 1 - Анкета по внедрению активного метода обучения (РЕЯ) «Виртуальный пациент» в дисциплину «Основы общей практики»

Пол М 1

Ж 2

Оцените степень Вашей удовлетворенности формой проведения занятий СРСП согласно силлабусу (выполнение задания на платформе moodle.kgmu.kz в виде решения тестовых заданий, подготовка реферата, заполнение медицинской документации) Удовлетворен 1

Неудовлетворен 2

Затрудняюсь ответить 3

Оцените степень Вашей удовлетворенности формой проведения занятий СРСП по активному методу обучения (РВ1.) «Виртуальный пациент» Удовлетворен 1

Неудовлетворен 2

Затрудняюсь ответить 3

Как Вы считаете, данная форма обучения развивает у обучающихся профессиональные компетенции? Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3

нет

Можете ли вы в процентном соотношении (от 0 до 100%) оценить развитие у Вас благодаря данной форме обучения следующих клинических навыков коммуникативных навыков %

клинических навыков диагностики наиболее распространенных заболеваний на уровне ПМСП %

клинических навыков в лечебной деятельности %

клинических навыков в профилактической деятельности %

клинических навыков в реабилитационной деятельности %

клинических навыков в научно-исследовательской деятельности %

Как Вы считаете, занятия СРСП лучше проводить по форме, указанной в силлабусе, либо с применением активного метода обучения (РВ1.) «Виртуальный пациент»?

Ваши предложения, рекомендации:

силлабусе, и предпочтения проведения занятий СРСП с использованием кейсов с виртуальным пациентом (рис. 3, 4). Так, 98% обучающихся на русском языке и 95% - на казахском

языке удовлетворены формой проведения занятий СРСП по активному методу обучения (РВ1.) «Виртуальный пациент».

На 94% и 96% студенты не удовлетво-

100 80 60 40 20

0

группы обучающиеся на казахском языке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы обучающиеся на русскомм языке

удовлеворен

неудовлетворен

затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Степень удовлетворенности обучающихся формой проведения занятий СРСП согласно силлабусу (выполнение задания на платформе moodle.kgmu.kz в виде решения тестовых заданий, подготовка реферата, заполнение медицинской документации)

I группы обучающиеся на казахском языке

I группы обучающиеся на русскомм языке

удовлеворен

неудовлетворен

затрудняюсь ответить

Рисунок 4 - Степень удовлетворенности обучающихся формой проведения занятий СРСП по активному методу обучения (РЕЯ) «Виртуальный пациент»

рены используемой формой проведения СРСП согласно силлабусу (выполнение задания на платформе moodle.kgmu.kz в виде решения тестовых заданий, подготовка реферата, заполнение медицинской документации). Изучено предпочтение обучающимися формы проведения занятий СРСП (рис. 5). Так, большинство студентов предпочитают проведение занятий

СРСП с использованием кейсов с виртуальным пациентом - 81 (94%) обучающихся на казахском языке и 43 (96%) - на русском языке.

Также по данным анкетирования 88% студентов русского и 92% студентов казахского отделения отмечают, что данная форма обучения развивает у обучающихся профессиональные компетенции, направленные на ком-

6

□ занятия СРСП лучше

проводить по форме данное в силлабусе

■ занятия СРСП с применением активного метода

обучения (РВ1_) - Виртуальный пациент»

Ызанятия СРСП

лучше

проводить по

4 форме данное

в силлабусе |

96 ^ у ■ занятия СРСП с

применением

активного

метода

обучения (РВ1_)

- Виртуальный

паииент»

а б

Рисунок 5 - Предпочтение формы проведения занятий СРСП: а) обучающиеся на казахском язык; б) обучающиеся на русском языке

муникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Так, коммуникативные навыки развились у 86% студентов, клинические навыки диагностики наиболее распространенных заболеваний на уровне ПМСП - у 88%, клинический навык в лечебной деятельности - у 78%, клинический навык в профилактической деятельности - у 80%, клинический навык в реабилитационной деятельности - у 52%, клинический навык в научно-исследовательской деятельности - у 52% обучающихся.

Таким образом, внедрение клинических сценариев на виртуальном пациенте в активные методы преподавания позволяет приблизить обучающихся к реальной практике, избежать медицинских ошибок, а также развить профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Применение виртуальных пациентов в медицинском образовании демонстрирует их эффективность и возможность применения в дистанционном обучении для формирования и совершенствования компетенции принятия клинико-диагностических решений.

ЛИТЕРАТУРА

1 3 Глобальная задача ВОЗ (2017 год): www.who.int/patientsafety/medication-safety/en/

2 Богуцкая Н. К. Виртуальные пациенты в обучении интегрированному ведению болезней детского возраста //Смоленский медицинский альманах. - 2016. - С. 64-68.

3 Врачебные ошибки как причина осложнений лекарственной терапии /В. К. Лепа-хин, А. В. Астахова, Е. А. Овчинникова, Л. К. Овчинникова //Качественная клиническая практика. - 2002. - №1. - С. 56-59.

4 Забокрицкий Н. А. Инновационность и профессионализация в системе высшего образования //Матер. Евраз. конгр. «Медицина, фармация и общественное здоровье». - Екатеринбург, 2013. - С. 553-557.

5 Леотсакос А. Решения безопасности пациентов. Качество медицинских услуг, безопасность пациентов и аккредитация http:// www.rcrz.kz/files/conf.pdf

6 Лечение без вреда: Третья глобальная проблема безопасности пациентов в ВОЗ http://tame-project.org

7 Опыт внедрения алгоритмизированного «виртуального пациента» в педагогическую практику по дисциплине «Офтальмология» /Б. С. Ахмадьярова, Ю. А. Шустеров, В. П. Риклефс и др. //Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2017. - №2. -С. 12-19.

8 Поцелуев Е. Л. Медицинская ошибка и преступление: равнозначные понятия? /Е. Л. Поцелуев, А. Е. Горбунов //Наука. Общество. Государство. - 2017. - Т. 5, №1. - http:// esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)

9 Программа ВОЗ по обеспечению безопасности пациентов, https: //www.who.int> patientsafety>about>programmes

10 Billings С. Incident reporting systems in medicine and experience with the aviation safety reporting systems. A Tale of Two Stories:

(contrasting Views of Patient Safety. National Patient Safety Foundation, American Medical Association. - Chicago Illinois, 1998. - 344 p.

11 Medication errors in a pediatric department /P. M. Olsen, H. Lorentzen, K. Thorn-sen, A. Fogtmann //Ugeskr. Laeger. - 1997. - V. 14. - P. 2392-2395.

12 The nature of adverse events in hospitalized patients: Results of the Harvard Medical Practice Study /L. Leape, T. Brennan, N. Laird et al. //New Engl. J. Med. - 1991. - V. 324. - P. 377-384.

13 The replacement of «paper» cases by interactive online virtual patients in problem-based learning /T. Poulton, E. Conradi, S. Kavia et al. // Med. Teach. - 2009. - V. 31. - P. 752-758.

REFERENCES

1 3 Global'naya zadacha VOZ (2017 god): www.who.int/patientsafety/medication-safety/en/

2 Bogutskaya N. K. Virtual'nye patsienty v obuchenii integrirovannomu vedeniyu bolezney detskogo vozrasta //Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. - 2016. - S. 64-68.

3 Vrachebnye oshibki kak prichina oslozhneniy lekarstvennoy terapii /V. K. Lepakhin, A. V. Astakhova, E. A. Ovchinnikova, L. K. Ovchinnikova //Kachestvennaya klinicheskaya praktika. - 2002. - №1. - S. 56-59.

4 Zabokritskiy N. A. Innovatsionnost' i professionalizatsiya v sisteme vysshego obra-zovaniya //Mater. Evraz. kongr. «Meditsina, far-matsiya i obshchestvennoe zdorov'e». - Ekaterinburg, 2013. - S. 553-557.

5 Leotsakos A. Resheniya bezopasnosti patsientov. Kachestvo meditsinskikh uslug, be-zopasnost' patsientov i akkreditatsiya http:// www.rcrz.kz/files/conf.pdf

6 Lechenie bez vreda: Tret'ya global'naya problema bezopasnosti patsientov v VOZ http:// tame-project.org

7 Opyt vnedreniya algoritmizirovannogo «virtual'подо patsienta» v pedagogicheskuyu praktiku po distsipline «Oftal'mologiya» /В. S. Akhmad'yarova, Yu. A. Shusterov, V. P. Riklefs i dr. //Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. - 2017. - №2. - S. 12-19.

8 Potseluev E. L. Meditsinskaya oshibka i prestuplenie: ravnoznachnye ponyatiya? /Е. L. Potseluev, A. E. Gorbunov //Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. - 2017. - T. 5, №1. - http:// esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)

9 Programma VOZ po obespecheniyu bezopasnosti patsientov. https: // www.who.int>patientsafety>about>programmes

10 Billings S. Incident reporting systems in medicine and experience with the aviation safety reporting systems. A Tale of Two Stories: (contrasting Views of Patient Safety. National Patient Safety Foundation, American Medical Association. - Chicago Illinois, 1998. - 344 p.

11 Medication errors in a pediatric department /Р. M. Olsen, H. Lorentzen, K. Thorn-sen, A. Fogtmann //Ugeskr. Laeger. - 1997. - V. 14. - R. 2392-2395.

12 The nature of adverse events in hospitalized patients: Results of the Harvard Medical Practice Study /L. Leape, T. Brennan, N. Laird et al. //New Engl. J. Med. - 1991. - V. 324. - R. 377-384.

13 The replacement of «paper» cases by interactive online virtual patients in problem-based learning /Т. Poulton, E. Conradi, S. Kavia et al. // Med. Teach. - 2009. - V. 31. - P. 752-758.

Поступила 01.09.2020 г.

M. S. Serikova, K A. Ahkhanova, T O. Abugaliyeva, V. A. Zhakipbekova, A. T Takirova

THE RESULTS OF INTRODUCING ELEMENTS OF VIRTUAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

IN THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF GENERAL MEDICAL PRACTICE»

Department of family medicine of Karaganda medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The aim of the study was to assess the effectiveness of the implementation of elements of virtual technologies in the educational process in the discipline «Fundamentals of General Medical Practice».

The research material was a developed electronic clinical scenario (case) based on a virtual patient. We applied the PBL (Problem-based Learning) method using a clinical scenario (case) with the problem of «Acute abdomen» of a virtual patient, adapted to a real case and implemented into the independent work with a teacher of the discipline «Fundamentals of General Medical Practice» for 5th year students of the specialty «General Medicine» in 86 students studying in the Kazakh language, 45 students in Russian. The script was developed using a special computer program Open Labyrinth To assess the implementation of elements of virtual technologies in active teaching methods (PBL) aimed at teaching bachelors to prevent medical errors in practice and develop students' professional competencies aimed at communicative, diagnostic, therapeutic, preventive, rehabilitation, research activities, we have developed «PBL Implementation Questionnaire - Virtual Patient». Experience shows that the introduction of clinical scenarios on a virtual patient into active teaching methods (PBL) allows you to bring students closer to real practice, avoid medical errors, as well as develop professional competencies aimed at communicative, diagnostic, therapeutic, preventive, rehabilitation, and research activities. The results of the survey showed that the majority of students prefer conducting

independent work with a teacher using cases with a virtual patient - 81 (94%) students in the Kazakh language, 43 (96%) - students in Russian. Also, according to the survey data, 88% of students in the Russian and 92% of students in the Kazakh department note that this form of education develops students' professional competencies aimed at communicative, diagnostic, therapeutic, preventive, rehabilitation, research activities.

So among them, communication skills developed in 86%, clinical skill in diagnosing the most common diseases at the primary health care level - in 88%, clinical skill in treatment activities - 78%, clinical skill in preventive activities -80%, clinical skill in rehabilitation activities - 52%, clinical skill in research activities - 52%.

Key words: virtual patient, general medical practice, medical mistakes

M. С. Серикова, К. А. Алиханова, T О. Абугалиева, В. А. Жакипбекова, А. Т Такирова ИНТЕРНА ТУ РАДАРЫ ОБЪЕКТИВЛ фРЫЛЫМДЫК КЛИНИКАЛЫК ЕМТИХАНРА ТАЛДАУ Караганды медицина университет,i Огбасыльщ медицина кафедрасы (Караранды, Казахстан)

Зерттеудщ максаты «жалпы дэргерлк тэяфибе непздер1» пэнм бойынша оку процеане виртуалды технологиялар элементтерЫ енпзудщ тшмдшИн баралау болып табылады. Зерттеу материалы виртуалды наукаска непзделген эз1рленген электрондык клиникалык сценарий (кейс) болды. PBL (Problem-based Learning) эдю виртуалды пациентпц «жедел ¡ш» проблемасымен клиникалык сценарийд1 (кейсп) пайдалана отырып, накты жардайра бешмделген жэне «жалпы дэр1герл1к теж1рибе нег1здер1» пэынщ окытушысымен студентик 63iHfliK жумыс сараттарында «Жалпы медицина» мамандыры бойынша 5 курс студенттер1нде - казак тт1нде окитын 86 студентте, 45 студентте - орыс тт1нде енпзтдк Сценарий Open labyrinth арнайы компьютерлк бардарламасыныц кемег1мен жасалды. Окытудык белсенд1 эд1стер1не виртуалды технологиялар элементтер1н енпзуд1 баралау yiuiH 6i3 «окытудык белсенд1 эд1ан енгву бойынша сауалнама (PBL) - «виртуалды пациент» эз1рлед1к. Тэж1рибе керсетт отыррандай, виртуалды пациенттН клиникалык сценарий^ окытудык белсенд1 BflicrepiHe (PBL) енг1зу 6\л\м алушыларды накты практикара жакындатура, медициналык кателктерден аулак болура, сондай-ак коммуникативтк, диагностикалык, емдеу, профилактикалык, окалту, рылыми-зерттеу кызмет1не барытталран кэаби кузыреттерд1 дамытура мумюнд1к бередк Сауалнама нэтижелер1 студенттердщ Keniumiri казак тт1нде окитындардык - 81 (94%), орыс тт1нде окитындардык - 43 (96%) виртуалды пациентпен кейстерд1 пайдалана отырып СО0Ж сабактарын етюзуд1 калайтындырын Kepcerri.

Сондай-ак, сауалнама деректер1 бойынша орыс жэне казак 6ел1м1 сгуденттерУц 88%-ы окытудык бул Typi 6miM алушыларда коммуникативтк, диагностикалык, емдеу, профилактикалык, окалту, рылыми-зерттеу кызмет1не барытталран кэаби кузыретпл1кт1 дамытады деп атап етп. Осылайша, студенттердщ 86%-ында коммуникативтк дардылар, АМСКК децгей1нде нерурлым кек таралган ауруларды диагностикалаудык клиникалык дардылары - 88%-да, емдеу кызмет1ндег1 клиникалык дарды 78%-да, профилактикалык кызметтег1 клиникалык дарды 80%-да, окалту кызмет1ндег1 клиникалык дарды 52%-да, рылыми-зерттеу кызмет1ндеп клиникалык дарды 52%-да дамыды.

Кштсездер: виртуалды пациент, жалпы дэр1герл1к тэж1рибе, медициналык кате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.