Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИХ И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРАКТОРА «МИТРАКС Т-10»'

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИХ И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРАКТОРА «МИТРАКС Т-10» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стендовые испытания / буксование / крюковая мощность / часовой и удельный расходы топлива / bench tests / skidding / hook power / hourly and specific fuel consumption

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А. П. Картошкин, А. И. Фомичев, В. А. Долгушин

Для адаптации малогабаритной сельскохозяйственной техники торговой марки «Митракс» к условиям эксплуатации в Северо-Западном регионе на кафедре «Автомобили, тракторы и технический сервис» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета проведены испытания трактора «Митракс Т-10». В статье приводятся методика и результаты тяговодинамических испытаний трактора «Митракс Т-10» в лабораторных условиях на стенде с беговыми барабанами. Методика проведения стендовых испытаний, необходимые измерения и обработка опытных данных выполнялись в соответствии с требованиями ГОСТ 7057-2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний» и ГОСТ 30745-2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей». Анализ результатов тягово-динамических и топливноэкономических испытаний трактора «Митракс Т-10» на различных передачах показал, что, несмотря на достаточно высокий коэффициент использования веса трактора (φкр = 0,63), общий вес трактора недостаточен для реализации максимальной мощности двигателя (7,36 кВт). Трактор «Митракс Т-10» в данной комплектации и компоновке способен обеспечить тяговое усилие на крюке 15 кН при допустимом буксовании 14% на всех передачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — А. П. Картошкин, А. И. Фомичев, В. А. Долгушин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF TRACTION-DYNAMIC AND FUEL-ECONOMIC TESTS OF THE MITRAX T-10 TRACTOR

The Mitrax T-10 tractor was tested at the Department of Automobiles, tractors and technical service of the Saint Petersburg state agrarian University to adapt small-sized agricultural machinery of the Mitrax trademark to the operating conditions in the North-West region. The article presents the methodology and results of traction tests of the Mitrax T-10 tractor in laboratory conditions on a stand with running drums. The method of conducting bench tests, the necessary measurements and processing of experimental data were performed in accordance with the requirements of GOST 7057-2001 "Agricultural Tractors. Test methods" and GOST 30745-2001"Agricultural Tractors. Determination of traction indicators". Analysis of the results of traction-dynamic and fuel-economic tests of the Mitrax T-10 tractor on various gears showed that, despite a sufficiently high coefficient of tractor weight utilization (FCR = 0.63), the total weight of the tractor is insufficient to realize the maximum engine power (7.36 kW). The Mitrax T-10 tractor in this configuration and layout is able to provide a pulling force on the hook of 15 kN with a permissible slip of 14% on all gears.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИХ И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРАКТОРА «МИТРАКС Т-10»»

УДК 62-97/98 DOI 10.24411/2078-1318-2020-12115

Доктор техн. наук А.П. КАРТОШКИН (ФГБОУ ВО СПбГАУ, akartoshkin@yandex.ru) Канд. техн. наук А.И. ФОМИЧЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, aif-57@mail.ru) Канд. техн. наук В.А. ДОЛГУШИН (ФГБОУ ВО СПбГАУ, dolgushin.va@yandex.ru)

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИХ И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРАКТОРА «МИТРАКС Т-10»

Тракторы являются основными средствами механизации сельскохозяйственных работ. Переход экономики России на рыночные отношения, внедрение новых организационных форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, включая развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, требует совершенствования материально-технической базы АПК, в том числе тракторов.

В последние годы наблюдается тенденция роста номенклатуры этой техники. Так, разработаны и широко рекламируются конкурентоспособные обычные и малогабаритные тракторы [1, 2]. Широкое распространение получили тракторы зарубежного производства [4, 5].

Для решения этих задач заводы и фирмы-производители ведут непрерывные работы по совершенствованию конструкции серийных агрегатов и узлов, а также разрабатывают и проектируют новые, более совершенные модели [6, 7]. Одной из таких разработок является трактор «Митракс Т-10».

Семейство «Митракс» - это садовые минитракторы, разработанные и производимые в Санкт-Петербурге. Комплектующие узлы и детали для них в основном производятся в России.

Особенность трактора «Митракс» состоит в том, что наряду с функциями скашивания и уборки травы, очистки территорий от снега он может эффективно проводить как основную, так и поверхностную обработку почвы на небольших участках и в теплицах, а также выполнять транспортные и другие хозяйственные работы [6].

Тракторы должны отвечать определенным эксплуатационным требованиям, базирующимся на научно обоснованных свойствах и показателях. К числу этих требований относят обеспечение высокой производительности и экономичности. Производительность трактора, работающего в агрегате с сельскохозяйственными машинами, зависит от их ширины захвата, от мощности тракторного двигателя, тягового сопротивления машин, средней скорости движения машинно-тракторного агрегата и ряда других факторов. В связи с этим производительность определяется энергонасыщенностью и тягово-сцепными свойствами тракторов [3].

Цель исследования. Для адаптации малогабаритного трактора торговой марки «Митракс» к условиям эксплуатации в Северо-Западном регионе необходима оценка тягово-сцепных свойств и топливно-экономических показателей его работы.

На кафедре «Автомобили, тракторы и технический сервис» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета проведены стендовые испытания трактора «Митракс Т-10».

Материалы, методы и объекты исследований. Объектом исследования является трактор «Митракс Т-10».

Установка трактора на стенде и применяемое во время испытаний оборудование показаны на рисунках 1, 2 и 3.

Параметры стенда:

1. Длина окружности бегового барабана стенда (рис. 1) позволяет трактору преодолеть расстояние в 100 м за 23 оборота барабана.

2. Предел измерения динамометра ДЭП-3 (рис.2) составляет 30 кН.

3. Предел измерения устройства расхода топлива (рис. 3) составляет 2,8 л/мин;

Рис. 1. Общий вид испытательного стенда

Методика проведения стендовых испытаний, необходимые измерения и обработка опытных данных выполнялись в соответствии с требованиями ГОСТ 7057-2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний» [8] и ГОСТ 30745-2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей» [9]:

1. Испытания проводились в соответствии с ГОСТ 7057-2001 [8] на трёх передачах, так как они являются основными рабочими передачами для испытываемого трактора. При этом рычаг регулятора топливного насоса устанавливался в положение, соответствующее максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

2. Нагрузка увеличивалась в точке прицепа от 0 до максимального значения. На каждой передаче проводили не менее 3 опытов.

3. При проведении испытаний замеряли и заносили в таблицы следующие параметры:

- сила тяги на крюке Ркр, кН (независимая переменная величина);

- время опыта с;

- изменение показаний расходомера топлива Gоп;

- число оборотов левого пл и правого пп ведущих колес.

На основе полученных опытных данных в соответствии с ГОСТ 30745-2001 [9] определялись следующие параметры испытаний: скорость движения ир, м/с; полезная крюковая мощность Ыщ>, кВт; часовой расход топлива Gкр, кг/ч; удельный расход топлива gкр, г/кВт ч; буксование ведущих колес трактора 5, %.

о

V

Рис. 2. Динамометр электронный переносной ДЭП-3

Рис. 3. Электронный расходомер топлива К-200

По расчетным параметрам испытаний получена тяговая характеристика трактора. Указанная характеристика представляет собой графическую зависимость (% Ыкр, д, Окр, £кр) от силы тяги на крюке Ркр [10].

Результаты исследований. Результаты тягово-динамических и топливно-экономических испытаний трактора «Митракс Т-10» в лабораторных условиях приведены в таблицах 1 - 4 и показаны на рисунках 4 - 9.

Таблица 1. Результаты испытаний трактора «Митракс Т-10» на I передаче

Первая передача

замер расчет

№ Ркр,к nкол, Ооп и, Дкр, д, Окр, £кр,

опыта Н с об г м/с кВт % кг/ч г/кВтч

1 0 120 60 10 0,83 0,00 0% 0,30 да

2 0,6 144 62 25 0,69 0,41 3% 0,63 1529,0

3 1,0 153 63 35 0,65 0,64 5% 0,82 1284,4

4 1,2 157 64 40 0,64 0,75 7% 0,92 1223,2

5 1,4 161 66 45 0,62 0,85 10% 1,01 1179,5

6 1,6 166 73 55 0,60 0,95 22% 1,19 1261,4

7 1,7 - - - - - 100% - -

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 Ркр.кН

Рис. 4. Тягово-динамическая характеристика трактора «Митракс Т-10» на I передаче

Анализ результатов испытаний трактора «Митракс Т-10» на первой передаче (табл. 1, рис. 4) показывает, что с ростом нагрузки Ркр от 0 до 1,6 кН увеличивается крюковая мощность №<р до 0,95 кВт. Буксование 5 при этом увеличивается до 22%, а скорость трактора снижается с 2,8 км/ч до 2,2 км/ч (с 0,83 м/с до 0,60 м/с). Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к срыву ведущих колес трактора на буксование.

Несмотря на достаточно высокий коэффициент использования веса трактора фкр = 0,63, общий вес трактора недостаточен для реализации максимальной мощности двигателя (7,36 кВт). Тяговый КПД трактора при работе на первой передаче составляет ц = 13%.

Скр, кг/ч

1.0

0.8

0,6

0,4

0,2

8щ>

(¡кр 1 \ \ 1 /

£кр> г/кВт ч

1500

1400

1300

1200

1100

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 рфКц

Рис. 5. Топливно-экономическая характеристика трактора «Митракс Т-10» на I передаче

Часовой расход топлива Gкр с увеличением нагрузки Ркр от 0 до 1,6 кН увеличивается от 0,3 до 1,2 кг/ч. Удельный расход топлива достигает наименьшего значения при нагрузке на крюке Ркр = 1,4 кН. (табл. 1, рис. 5).

Таблица 2. Результаты испытаний трактора «Митракс Т-10» на II передаче

Вторая передача

замер расчет

№ Ркр,к nкол, и, ^кр,

опыта Н с об г м/с кВт % кг/ч г/кВтч

1 0 70 61 5 1,43 0,00 0% 0,26 да

2 0,6 71 61 16 1,41 0,83 2% 0,81 978,6

3 1,0 72 62 20 1,39 1,09 3% 1,00 917,4

4 1,2 74 62 24 1,35 1,33 3% 1,17 880,7

5 1,4 77 63 29 1,30 1,53 5% 1,36 886,9

6 1,6 79 65 34 1,27 1,74 8% 1,55 891,2

7 1,7 82 71 39 1,22 1,91 18% 1,71 894,5

8 1,7 - - - - - 100% - -

о 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 ркр,кН Рис. 6. Тягово-динамическая характеристика трактора «Митракс Т-10» на II передаче

Анализ результатов испытаний трактора «Митракс Т-10» на второй передаче (табл. 2, рис. 6) показывает, что с ростом нагрузки Ркр от 0 до 1,7 кН увеличивается крюковая мощность Ыкр до 1,91 кВт. Буксование 5 при этом составляет 18%, а скорость трактора снижается с 5,1 км/ч до 4,4 км/ч (с 1,43 м/с до 1,22 м/с). Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к срыву ведущих колес трактора на буксование.

^кр,

кг/ч

1,5

1.0

0,5

< ¡4 >

» \ * £кр \

\

г/кВт ч 1000

950

900

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 Р^кН

Рис. 7. Топливно-экономическая характеристика трактора «Митракс Т-10» на II передаче

Часовой расход топлива Окр с увеличением нагрузки Ркр от 0 до 1,7 кН увеличивается от 0,26 до 1,71 кг/ч. Удельный расход топлива достигает наименьшего значения при нагрузке на крюке Ркр = 1,4 кН. (табл. 2, рис. 7).

Несмотря на достаточно высокий коэффициент использования веса трактора фкр = 0,63, общий вес трактора недостаточен для реализации максимальной мощности двигателя (7,36 кВт). Тяговый КПД трактора при работе на второй передаче составляет г/тяг = 26%.

Таблица 3. Результаты испытаний трактора «Митракс Т-10» на III передаче

Третья передача

замер расчет

№ Ркр, к nкол, Соп, и, ^кр, Скр, £кр,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опыта Н с об г м/с кВт % кг/ч г/кВтч

1 0 41 60 8 2,5 0,00 0% 0,70 да

2 0,8 43 61 20 2,3 2,33 2% 1,67 716,7

3 1,2 46 62 25 2,2 2,56 3% 1,96 764,5

4 1,6 60 66 35 1,8 2,62 10% 2,10 802,8

5 1,7 - - - - - 100% - -

л ЗЕ = 36%; фКр = = 0,63

'тяг ' ^ р С '

Рис. 8. Тягово-динамическая характеристика трактора «Митракс Т-10» на III передаче

Анализ результатов испытаний трактора «Митракс Т-10» на третьей передаче (табл. 3, рис. 8) показывает, что с ростом нагрузки Ркр от 0 до 1,6 кН увеличивается крюковая мощность Ыкр до 2,62 кВт. Буксование 5 при этом составляет 10%, а скорость трактора снижается с 9,0 км/ч до 6,9 км/ч (с 2,5 м/с до 1,8 м/с). Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к срыву ведущих колес трактора на буксование.

(^кр,

кг/ч 2,0

1,5

1,0

0,5

(/кр

gxp

gK р,

г/кВт ч 800

775

750

725

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6 Ркр, кН

Рис. 9. Топливно-экономическая характеристика трактора «Митракс Т-10» на III передаче

Несмотря на достаточно высокий коэффициент использования веса трактора фкр. = 0,63, общий вес трактора недостаточен для реализации максимальной мощности двигателя (7,36 кВт). Тяговый КПД трактора при работе на третьей передаче составляет г/тяг= 36%.

Выводы:

1. Трактор «Митракс Т-10» в данной комплектации и компоновке способен обеспечить тяговое усилие на крюке 15 кН при допустимом буксовании 14% на всех передачах.

2. Анализ результатов тягово-динамических и топливно-экономических испытаний трактора «Митракс Т-10» на различных передачах показал, что, несмотря на достаточно высокий коэффициент использования веса трактора (фкр = 0,63), общий вес трактора недостаточен для реализации максимальной мощности двигателя (7,36 кВт).

3. По итогам испытаний выявлено, что на тракторе «Митракс Т-10» целесообразно использовать двигатель меньшей мощности, обеспечивающий полученное тяговое усилие с одновременным снижением расхода топлива.

Литература

1. Картошкин А.П., Усс И.Н., Бобровник А.И., Левков В.Г., Варфоломеева Т.А., Фомичев

А.И. Тракторы: учебное пособие. - СПб.: Проспект Науки, 2018. - 736 с.

2. Поливаев О.И., Костиков О.М., Ворохобин А.В., Ведринский О.С. Конструкция тракторов и автомобилей: учебное пособие / Под общ. ред. проф. О. И. Поливаева. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 288 с.

3. Поливаев О.И., Гребнев В.П., Ворохобин А.В. Теория трактора и автомобиля: учебник. -СПб.: Издательство «Лань», 2016. - 232 с.

4. Трактор-РЕВЮ Интернет-журнал о сельскохозяйственной спецтехнике. - URL: https://tractorreview.ru (дата обращения: 02.04.2020 г.).

5. Тракторы БЕЛАРУС 322/422/622. Руководство по эксплуатации. - URL: https://traktor-zapchast.ru/rukovodstvo-po-kspluatatcii-belarus-320 (дата обращения: 02.04.2020 г.).

6. Митракс. Садовые тракторы. - URL: https://mitrax.ru (дата обращения: 02.04.2020 г.).

7. Картошкин А.П., Фомичев А.И., Долгушин В.А. Результаты стендовых испытаний трактора «Скаут Т-18». // Известия МААО. - 2018. - Вып. 41, Том 1. - С. 66-72.

8. ГОСТ 7057-2001. «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний».

9. ГОСТ 30745-2001. «Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей».

10.Картошкин А.П., Фомичев А.И. Тракторы и автомобили. Тяговый расчет трактора с механической ступенчатой трансмиссией: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. - СПб.: СПбГАУ, 2018. - 75 с.

Literatura

1 Kartoshkin A.P., Uss I.N., Bobrovnik A.I., Levkov V.G., Varfolomeeva T.A., Fomichev A.I.

Traktory: uchebnoe posobie. - SPb.: Prospekt Nauki, 2018. - 736 s.

2 Polivaev O.I., Kostikov O.M., Vorohobin A.V., Vedrinskij O.S. Konstrukciya traktorov i avtomobilej: uchebnoe posobie / Pod obshch. red. prof. O. I. Polivaeva. - SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 2013. - 288 s.

3 Polivaev O.I., Grebnev V.P., Vorohobin A.V. Teoriya traktora i avtomobilya: uchebnik. - SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 2016. - 232 s.

4 Traktor-REVYU Internet-zhurnal o sel'skohozyajstvennoj spectekhnike. - URL: https://tractorreview.ru (data obrashcheniya: 02.04.2020 g.).

5 Traktory BELARUS 322/422/622. Rukovodstvo po ekspluatacii. - URL: https://traktor-zapchast.ru/rukovodstvo-po-kspluatatcii-belarus-320 (data obrashcheniya: 02.04.2020 g.).

6 Mitraks. Sadovye traktory. - URL: https://mitrax.ru (data obrashcheniya: 02.04.2020 g.).

7 Kartoshkin A.P., Fomichev A.I., Dolgushin V.A. Rezul'taty stendovyh ispytanij traktora «Skaut T-18». // Izvestiya MAAO. - 2018. - Vyp. 41, Tom 1. - S. 66-72.

8 GOST 7057-2001. «Traktory sel'skohozyajstvennye. Metody ispytanij».

9 GOST 30745-2001. «Traktory sel'skohozyajstvennye. Opredelenie tyagovyh pokazatelej».

10 Kartoshkin A.P., Fomichev A.I. Traktory i avtomobili. Tyagovyj raschet traktora s mekhanicheskoj stupenchatoj transmissiej: uchebno-metodicheskoe posobie dlya samostoyatel'noj raboty obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 23.03.03 Ekspluataciya transportno-tekhnologicheskih mashin i kompleksov. - SPb.: SPbGAU, 2018. - 75 s.

УДК 621.43: 629.366: 631.37 DOI 10.24411/2078-1318-2020-12123

Канд. техн. наук, доцент В.А. РАКОВ (ВоГУ, vyacheslav.rakov@mail.ru) Канд. с.-х. наук, доцент В.И. ЛИТВИНОВ (Вологодская ГМХА, Lit.vinov@mail.ru)

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИНАХ

Наибольшие затраты при выращивании земляных культур и обслуживании животноводческих ферм отводятся на обеспечение работы машинно-тракторного парка.

Постоянное повышение эффективности производства и высокий уровень конкуренции заставляют искать пути уменьшения снижения затрат. В направлении совершенствования конструкции машин такими путями является: повышение КПД двигателей внутреннего сгорания; изменение конструкции рабочего органа; повышение эффективности трансмиссии; удешевление топлива, применяемого для сельскохозяйственных машин; снижение стоимости самих машин.

Повышение КПД дизельных двигателей в настоящее время осуществляется за счет применения наддува впускного воздуха, улучшения качества распыла топлива форсункой, применением смазок с улучшенными антифрикционными свойствами. В двигателях многих тракторов и комбайнов такие мероприятия уже применяются, и дальнейшее повышение КПД требует кардинального изменения конструкции энергетической установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.