Научная статья на тему 'Результаты социологического исследования мнения врачей-стоматологов о качестве последипломного образования'

Результаты социологического исследования мнения врачей-стоматологов о качестве последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DENTISTS’ POLL / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мурзова Т. В., Дятел А. В., Новицкая А. О.

В статье представлены результаты анкетирования врачей-стоматологов, посвященные вопросам качества последипломного образования. Авторами проанализирована удовлетворенность врачей уровнем и формами профессионального обучения и обозначены существующие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мурзова Т. В., Дятел А. В., Новицкая А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH OF DENTISTS’ OPINION ON THE QUALITY OF POST-DIPLOMA EDUCATION

In the article there are stated the results of the poll, dedicated to the questions of quality of post-diploma education. The level of dentists’ satisfaction with the forms and stage of professional education is analyzed by the authors, and major existing problems are pointed out.

Текст научной работы на тему «Результаты социологического исследования мнения врачей-стоматологов о качестве последипломного образования»

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ О КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мурзова Т.В., Дятел А.В., Новицкая А. О.

Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра стоматологии ФПКВ, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье представлены результаты анкетирования врачей-стоматологов, посвященные вопросам качества последипломного образования. Авторами проанализирована удовлетворенность врачей уровнем и формами профессионального обучения и обозначены существующие проблемы.

Ключевые слова: качество образования, анкетирование врачей-стоматологов, профессиональное образование

Основными приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года определены пути развития здравоохранения, ориентированные на реализацию прав и потребностей человека в своевременной и качественной медицинской помощи, открытости, конкуренции, использовании современных технологий и системы стандартизации [1]. Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим оснащением, научными и организационными ресурсами, хорошо подготовленными квалифицированными кадрами [2]. Развитие персонала является важнейшим условием успешного развития любой организации. Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, решению новых задач и включает вопросы профессионального обучения, повышения квалификации, самообразования, механизмы сертификации и аттестации персонала [3]. Важнейшим средством профессионального развития является профессиональное обучение.

Цель данного исследования: изучить удовлетворенность врачей-стоматологов качеством последипломного образования. Для решения поставленной задачи нами было проведено социологическое исследование путем анкетирования - 628 врачей-стоматологов-терапевтов и врачей-стоматологов общей практики Владимирской, Ивановской, Кировской и Нижегородской областей. В ходе исследования изучалось мнение врачей по двум основным вопросам: по каким разделам стоматологии Вы ощущаете нехватку знаний; какие изменения в образовательный процесс Вы бы предложили внести для того, чтобы минимизировать те проблемы, с которыми сталкиваетесь Вы в своей профессиональной деятельности?

Респонденты работали в лечебно-профилактических учреждениях различных форм собственности: государственных - 58% и негосударственных - 42% по двум специальностям «стоматология терапевтическая» и «стоматология» (смешанный прием). Подавляющее большинство занимается только вопросами терапевтической стоматологии (72%) и лишь 28% одновременно оказывают своим пациентам и хирургическую и терапевтическую помощь. Подавляющее большинство врачей (78%) базовое образование по основной специальности получили в интернатуре, 15% - в ординатуре и лишь 7% опрошенных - через циклы профессиональной переподготовки специалистов. Обращает на себя внимание, что всего 22% врачей имеет высшую категорию, 20% - первую, 13% - вторую и 45% не имеют категории. Нежелание получать данный документ большинство врачей объясняют сложностями при сборе пакета документов, прохождении процедуры аттестации и отсутствием дополнительных выплат за категорию. Совершенно ожидаемым был ответ на вопрос о частоте повышения квалификации врачей: около 70% респондентов проходят сертификацию 1 раз 5 лет. Лишь 12% повышают свою врачебную (профессиональную) квалификацию один раз в год и чаще (11%), 4% - реже одного раза в 5лет. На вопрос «Что мешает проходить обучение чаще?» примерно в одинаковой степени врачи отмечали отсутствие времени и слишком высокие цены на дополнительное профессиональное образование (22% и 27% соответственно); 51% респондентов в качестве причин, не позволяющих более часто проходить обучение на дополнительных циклах, отмечали: отсутствие учебно-образовательных центров в местах проживания. Интересными оказались ответы на вопрос о предпочтении вида обучения. Более 60% опрошенных оптимальным считают проведение краткосрочных тематических циклов по узкому разделу стоматологии, объясняя свой выбор тем, что только при таком виде обучения существует реальная возможность повышения своего профессионального уровня. Согласно нашим исследованиям, большинство врачей во время обучения (78%) хотели бы получить более детальную информацию по вопросам первичного и повторного эндодонтического лечения: особенностей анатомо- топографического строения корневых каналов, современных методов обработки и обтурации, дополнительных методах диагностики. 96% опрошенных испытывают трудности при диагностике и лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта, что связывают с недостаточными знаниями по данному разделу стоматологии.

Результаты социологического исследования на примере анкетирования врачей-стоматологов свидетельствуют о существующих проблемах последипломного образования. В связи с проходящими преобразованиями, требуется новое осмысление всей системы образования, создание новых программ

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

профессионального послевузовского обучения, усиливающих теоретическую и практическую подготовку

обучающихся и отражающих последние достижения стоматологии.

Литература

1. Семенов В.Ю., Гуров А.Н., Пирогов М.В. Основные направления формирования системы медикоэкономической стандартизации в работе лечебно-профилактических учреждений московской области. // Экономика здравоохранения. - 2009. - №2. - С.18-19.

2. 2. Воробьев П.А. Вопросы качества медицинской помощи в подготовке специалистов с высшим сестринским образованием /Авксеньтьева М.Б., Камынина Н.Н.//Проблемы в стандартизации здравоохранения. - 2007. - №12. - С.16-18.

3. Манерова О.А. Нужны ли инвестиции в профессиональное развитие медицинских кадров XXI века.//Экономика здравоохранения. - 2008. - №4. - С.5-12.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH OF DENTISTS’ OPINION ON THE QUALITY OF POST-DIPLOMA EDUCATION

T.V. Murzova, A.V. Dyatel, A.O. Novitskaya.

Nizhny Novgorod State Medical Academy, Dentist department of Stomatology FPKV. Nizhny Novgorod. 603005. Alekseevskaya st 1.

Summary: In the article there are stated the results of the poll, dedicated to the questions of quality of postdiploma education. The level of dentists’ satisfaction with the forms and stage of professional education is analyzed by the authors, and major existing problems are pointed out.

Key words: quality of education, dentists’ poll, professional education.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.