Научная статья на тему 'Результаты социального опроса стационарных больных об уровне медицинской помощи путем анонимного анкетирования'

Результаты социального опроса стационарных больных об уровне медицинской помощи путем анонимного анкетирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
social survey / questionnaires / patient care / patient satisfaction / quality of care / әлеуметтік сауалнама / анкеталау / стационарлық емдеу / пациенттердің көрсетілген медициналық көмектің сапасына қанағаттануы

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — К. Н. Жумакаев

Material for the study was compiled using anonymous questionnaires, proposed to fill the patients were treated. Conducting surveys allowed to know the opinion of hospitalized patients about the availability of obtaining the necessary amount of services and quality of the organization of the process of care. In total, they were involved 170 patients who received specialized medical care in hospital central district hospital. The results of the anonymous survey is given in response to the relatively high patient satisfaction of medical care, carried out in central regional hospital a sufficiently low level of knowledge of the legal rights of health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К. Н. Жумакаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL SURVEY BY INPATIENTS ANONYMOUS QUESTIONNARY

Стационарлық емделуде болған науқастарға толтыру үшін ұсынылған жасырын анкеталардың мәліметтері зерттеу жұмысына материал ретінде қызмет атқарған. Өткізілген анкеталау ауруханада жатқан пациенттердің қажетті медициналық көмектер алудың қолжетімділігі мен медициналық көмек көрсетуді ұйымдастыру үдерісінің сапасы туралы пікірлерін білуге мүмкіндік берген. Сауалнамаға барлығы орталық аудандық аурухана стационарында арнайы медициналық көмек алған 170 пациент қатысқан. Жасырын анкеталаудың нәтижелері берілген жауаптарда пациенттердің орталық аудандық аурухана стационарында көрсетілген медициналық көмекке деген үлкен қанағаттанушылығын көрсеткен, бірақ олардың денсаулық сақтаудың заңды құқықтары саласындағы білім деңгейлері едәуір төмен екені анықталған

Текст научной работы на тему «Результаты социального опроса стационарных больных об уровне медицинской помощи путем анонимного анкетирования»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© К. Н. Жумакаев, 2013 УДК 610.21

К. Н. Жумакаев1

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА СТАЦИОНАРНЫХ БОЛЬНЫХ ОБ УРОВНЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПУТЕМ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

1КГКП «ЦРБ Бухар-Жырауского района» Карагандинской области

К. Н. Жумакаев

СТАЦИОНАРЛЫК НАУКАСТАРДЫ ЖАСЫРЫН АНКЕТАЛАУ ЖОЛЫМЕН ЭЛЕУМЕТЛК САУАЛНАМА ТАЛДАУЫ

Стационарлык емделуде болFан HayKacrapFa толтыру Yшiн усыны^ан жасырын анкеталардыц мэлiметтерi зерттеу жумысына материал ретiнде кызмет aw^Fa^ 9ткiзiлген анкеталау ауруханада жаткан пациенттердщ кажетт медициналык кемектер алудыц колже^мдтИ мен медициналык кемек кeрсетудi уйымдастыру YДерiсiнiн сапасы туралы пiкiрлерiн бтуге мYмкiндiк берген. СaуaлнaмaFa бaрлыFы орталык аудандык аурухана стационарында арнайы медициналык кемек aлFaн 170 пациент катыскан. Жасырын анкеталаудыц нэтижелерi берiлген жауаптарда пациенттердщ орталык аудандык аурухана стационарында керсеттген медициналык кемекке деген Yлкен кaнaFaттaнушылыFын керсеткен, бiрaк олардыц денсаулык сактаудыц зацды кукыктары сaлaсындaFы б1шм декгейлерi едэуiр темен екенi aныктaлFaн.

Кiлт сездер: элеуметтiк сауалнама, анкеталау, стационарлык емдеу, пациенттердщ кeрсетiлген медициналык кемект^ сапасына кaнaFaттaнуы.

K. N. Zhumakayev

ANALYSIS OFSOCIAL SURVEYBYINPATIENTSANONYMOUS QUESTIONNARY

Material for the study was compiled using anonymous questionnaires, proposed to fill the patients were treated. Conducting surveys allowed to know the opinion of hospitalized patients about the availability of obtaining the necessary amount of services and quality of the organization of the process of care. In total, they were involved 170 patients who received specialized medical care in hospital central district hospital. The results of the anonymous survey is given in response to the relatively high patient satisfaction of medical care, carried out in central regional hospital a sufficiently low level of knowledge of the legal rights of health care. Keywords: social survey, questionnaires, patient care, patient satisfaction, quality of care.

Общественное мнение является социальным индикатором, отражающим отношение населения к окружающей действительности, в т. ч. к тем или иным преобразованиям, происходящим в здравоохранении Республики Казахстан. В этой связи становится актуальным постоянное обращение к мнению больных как потребителей медицинских услуг, поскольку именно удовлетворенность пациентов качеством оказанных медицинских услуг является одной из важных составляющих результативности медицинской помощи.

Цель работы - анализ результатов социального опроса стационарных больных о доступности и качестве медицинских услуг путем анонимного анкетирования

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалом для исследования явились данные из анонимных анкет, предложенных для заполнения больным, находившимся на стационарном лечении. Проведенное анкетирование позволило узнать мнение госпитализированных пациентов о доступности получения необходимого объема услуг и качества организации процесса оказания медицинской помощи.

Всего в опросе участвовали 170 пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь в стационаре Центральной районной больницы Бухар-Жырауского района Карагандинской области.

Основную группу опрошенных (64,7%) составили лица активного трудоспособного возраста (от 18 до 49 лет), удельный вес мужчин и женщин в

общей структуре опрошенных составил 54,0 и 46,0% соответственно.

Проанализированы следующие социальные индикаторы качества специализированной медицинской помощи: степень удовлетворенности пациентов условиями пребывания в стационарных отделениях; удовлетворенность больных качеством лекарственного обеспечения; удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи; уровень удовлетворенности пациентов в целом от контакта с медицинским учреждением.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что 89,7% опрошенных удовлетворены уровнем оказываемой медицинской помощи, причем более 2/3 (67,8%) выразили свое удовлетворение в полной мере, 2% респондентов оценили работу стационара как неудовлетворительную. Невнимательное отношение медицинского персонала отметили 5% пациентов. Во время пребывания в стационаре 4,7% анкетируемых сталкивались с фактом отсутствия нужных медикаментов и необходимостью его приобретения за собственные средства. При детальном анализе этого случая выявлено, что речь идет о приобретении больными лекарственных средств при лечении сопутствующей патологии, не входящих в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Стоит отметить, что при аналогичном исследовании десятилетней давности (2002 г.) более 50% стационарных больных отмечали отсутствие необходимых лекарственных средств в стационаре.

Медицина и экология, 2013, 1

29

Организация и экономика здравоохранения

Работе лечащих врачей стационара опрошенные дали следующую оценку: более 3/4 (80,7%) респондентов удовлетворены уровнем квалификации лечащих врачей, 2,8% пациентов оценили его неудовлетворительно, 16,5% - затруднились с ответом.

В контексте постепенного перехода к гражданскому обществу важно было определить степень знания местного населения законных прав в области охраны здоровья. Результаты показали, что 17,6% опрошенных считали, что имеют полное представление о правовом поле в области охраны здоровья, 48,3% респондентов были лишь частично ознакомлены с отдельными разделами и положениями законодательства, 13,7% - отметили незнание в сфере права.

Таким образом, результаты анонимного анкетирования указывают в ответах опрошенных на достаточно высокую удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью, осуществляемой в стационаре Центральной районной больницы Бухар-Жырауского района Карагандинской области, на фоне достаточно низкого уровня их знаний в области законных прав охраны здоровья.

Следует отметить, что открытие нового типового больничного комплекса на 100 коек обеспечило комфортные условия для пребывания пациентов в стационаре и достаточно хорошие условия для работы медицинского персонала.

Полученная путем анонимного анкетирования информация об уровне оказываемой специализированной медицинской помощи в стационаре будет способствовать выявлению имеющихся недо-

статков и оценке управленческих решений по совершенствованию деятельности стационарных отделений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жузжанов О. Т. Охрана здоровья граждан -право гарантированное Конституцией Республики Казахстан //5-летие Конституции и законотворческий процесс в Казахстан. - Астана, 2000. - С. 365-368.

2. Жузжанов О. Т. Реформирование экономики здравоохранения Казахстана: основные проблемы и пути их решения. - Алматы, 1998. - С. 290.

3. Ибраев С. Е. Охрана здоровья граждан Республики Казахстан - одно из важнейших конституционных прав человека //5-летие Конституции и законотворческий процесс в Казахстане -Астана, 2000. - С. 358-364.

4. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. - Алматы, 1997. - С. 125.

5. Назарбаев Н. А. Приветствие Президента Республики Казахстан //5-летие конституции и законотворческий процесс в Республике Казахстан. - Астана, 2000. - С. 3.

6. Назарбаев Н. А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда. 10.07.2012 г.

7. Туткушев Б. С. Законодательные основы систем здравоохранения Казахстана в переходный период //Вестник межпарламентской ассамблеи. -2000. - №3. - С. 110-119.

Поступила 29.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.