3-9.
7. Смирнова Н.Н., Соловьев А.Г. Детерминанты экстремальной профессиональной деятельности сотрудников силовых структур // Мед. биол. и соц. психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2014. № 1. С. 98-107.
8. Стрельникова Ю.Ю. Структурно-динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля: дис. ... докт. психол. наук. СПб, 2016. 55 с.
9. Ханкевич Ю.Р., Блощинский И.А., Васильев А.С., Кальманов А.С. Оценка эффективности БОС-тренинга для коррекции функционального состояния подводников в период длительного плавания // Экология человека. 2015. №
10. С. 3-8.
10.Bouchard S., Bernier F., Boivin E., Morin B. Using biofeedback while immersed in a stressful videogame increases the effectiveness of stress management skills in soldiers // PLoS One. 2012. Vol. 7, N 4. e36169 doi.org/10.1371/journal.pone.0036169
УДК 613.6.01
Кайтукова Л.Е. выпускница стоматологический факультет Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский
университет имени академика И.П. Павлова Российская Федерация, г. Санкт-Петербург РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ Аннотация: Автором статьи изучены и проанализированы проводимые ранее научные исследования влияния жевательной резинки у детей в возрасте от 9 до 12 лет. Также был проведен соответствующий анализ у взрослых. Автором был проведен опрос среди студентов Первого Санкт - Петербургского университета им. Акад. И.П.Павлова. Результаты анализа автор раскрывает в статье.
Ключевые слова: жевательная резинка, кариес, стоматология, заболевания пародонта, жевательные мышщы.
Kaitukova LE, graduate of the stomatological faculty The first St. Petersburg State Medical University named after academician I.P. Pavlov Russian Federation, Saint-Petersburg THE RESULTS OF THE INFLUENCE OF USING CHEWING GUM Abstract: The author of the article has studied and analyzed earlier scientific studies of the effect of chewing gum on the children aged from 9 to 12 years. Also, an appropriate analysis was performed on adults. The author conducted a survey among students of the The first St. Petersburg State Medical
University named after academician LP. Pavlov. The author disclosures the results of the analysis in the article.
Keywords: chewing gum, caries, stomatology, periodontal diseases, chewing muscles.
Широкое использование жевательной резинки как взрослыми, так и детьми, обусловило ряд исследований в результате которых было выявлено, что жевательная резинка с сахаром способствует развитию кариеса. При проведении исследования в двух средних школах было выявлено, что 9% жуют жевательную резинку несколько раз в день; 40% - по несколько раз в неделю; 27% - несколько раз в месяц; 24% - практически не используют жевательную резинку.
Таким образом, дети были поделены на 4 группы для выявления использования в быту жевательной резинки, для оценки распространенности и интенсивности кариозного процесса, воспалительных процессах в пародонте, динамику жевательных мышц и регионарных сосудов, а также состояние гигиены полости рта.
Далее, с помощью лазерного анализатора капиллярного кровотока исследовалось состояние микроциркуляции в тканях пародонта. Это исследование позволило точно определить состояние краевого пародонта.
Активность жевательных и височных мышц проверяли максимально сжав зубы в произвольной окклюзии.
Для более точной оценки детям проводили анкетирование, где наибольшее внимание уделялось времени жевания. Большинство школьников, - а это 48,8% использовали резинку от 5 до 15 минут, из которых 14% она замещала вечернюю чистку зубов.
Что касается гигиены полости рта, то в 4-ой группе показатель был лучше, чем в 1-ой. Здесь использовался индекс Грина - Вермиллиона -упрощенный индекс гигиены полости рта (OHI-S), по которому оценивают площадь поверхности зуба, покрытый зубным камнем или налетом. Простота заключается в том, что при данном методе не используются специальные красители. Исследованию подвергаются зубы 16,26 с щечной поверхности; с губной поверхности - зубы 11,31 и с язычной поверхности -36,46 зубы. Кончик зонда перемещают от ржущего края по направлению к десне и оценивать уровень налета.
Если зубной налет отсутствует, то ставят 0; если он достигает 1/3 поверхности зуба, то это 1; если зубным налетом или камнем загрязнена 1/3 -2/3 поверхности, то 2; если же зуб покрыт налетом более чем на 2/3 -это уже 3. Далее индекс рассчитывается по формуле: OHI-S=X(3H/n)+X(3K/n), где ЗН - зубной налет, n - количество зубов, ЗК - зубной камень.
Затем мы интерпретируем значения:
От 0 до 0,6 - низкий индекс - хорошая гигиена
От 0,7 до 1,6 - средний индекс - удовлетворительная гигиена
От 1,7 до 2,5 - высокий индекс - неудовлетворительная гигиена
От 2,6 и выше - очень высокий - плохая гигиена
В нашем случае, оценка гигиены полости рта показала, что в 4-ой группе показатель составил 1,7, что на 0,4 меньше, нежели в 1-ой группе. Это свидетельствует о вполне удовлетворительной гигиене полости рта у детей с 4-ой группы - те, кто практически не употребляют жевательную резинку. У них показатель зубного налета достигал цифры 1,5.
Таким образом, было выявлено, что лучший показатель определили у детей, которые крайне редко используют жевательную резинку или совсем ее не используют, а худший показатель наблюдался в группе, которые ежедневно жуют жевательную резинку.
Интенсивное и длительное жевание жевательной резинки положительно влияет на твердые ткани зуба, но отрицательно влияет на состояние пародонта и динамику работы жевательных мышц у детей от 9 до 12 лет. Таким образом, наиболее оптимальным будет считаться суждение, что использовать жевательную резинку без вреда для зубочелюстной системы можно только после еды в течение 5-15 минут. Но стоит упомянуть, что резинка не должна содержать сахар.
В настоящее время были проведены исследования, где особое внимание уделялось реминерализующему действию жевательной резинки, не содержащей сахар, при кариесогенных изменениях в эмали.
Было установлено, что в течение 4 недель частое использование жевательной резинки повышает содержание фосфора и кальция, а также коэффициент молярного соотношения у эмали зубов на рабочей стороны.
Также проводилась сравнительная оценка. Группе людей давали жевать орехи в течении 4 недель, то есть 6 орешек по 3 раза в день. Анализ показал повышенное содержание кальция и фосфора в этих зубах, но в меньшей степени, чем при жевании жевательной резинки. Но при жевании орехов коэффициент молярного соотношения уменьшается, что снижает кариесрезистентность этой группы жевательных зубов.
Использование жевательной резинки и жевание орехов показало, что на интактных зубах можно увеличить минерализацию твердых тканей зуба и снизить деминерализацию у зубов на жевательной стороне при кариесе эмали. Но для этого необходимо оптимально и рационально использовать жевательную резинку, не содержащую сахар, и избегать регулярного употребления орехов.
По результатам исследований была проведена оценка молярного соотношения Са/Р, а также содержание кальция и фосфора в биоптате жевательных групп зубов на рабочей и нерабочей сторонах.
Таким образом, у вторых премоляров на обеих сторонах жевания содержание Са и Р меньше, чем у вторых моляров. А значение коэффициента Са/Р постепенно уменьшается от второго премоляра до второго моляра также на обеих сторонах.
Так как в определении кариесрезистентности и минерализации зуба особое значение отдается коэффициенту Са/Р, то можно сделать вывод, что
устойчивость к кариесу снижается по мере удаления расположения жевательных зубов от передней группы зубов (второй моляр обладает меньшей кариесрезистентностью).
Следует принять во внимание тот факт, что в минерализации твердых тканей зуба сохраняется действие дентиногенеза, который обеспечивает кровоснабжением пульпу зуба.
У депульпированных зубов, в которых кровоснабжение отсутствует и исключен источник минерализации, было интересно пронаблюдать изменения в минерализации поверхностного слоя эмали. А для этого можно сравнить показатели из таблицы 3 и 4, где показано увеличение содержания Са (в большей степени на нерабочей стороне) и Р в поверхностных слоях эмали. Это объясняется действием стимулированной слюны.
Нами был проведен социальный опрос среди студентов ПСПбГМУ. В опросе участвовало 53 человека. Результаты представлены на рисунках ниже.
Наибольший процент (54,7%) приходится на студентов, употребляющих жевательную резинку несколько раз в неделю; в то время как 26,4% ее вовсе не употребляют, а 18,9% жуют ее по несколько раз в день. Как выяснилось, 49,1% респондентов используют жевательную резинку по назначению, то есть от 5 до 15 минут; 28,3% жуют ее больше 15 минут; а 22,6% не жуют или жуют меньше 5 минут. 52,8% могут жевать резинку в течение дня; 30,2% строго после еды; а 17% не употребляют жевательную резинку.
Анализ результатов свидетельствует о том, что половина респондентов понимает, что употреблять жевательную резинку в норме нужно 5-15 минут, но не все знают, в какой период времени ее следует жевать.
Использованные источники:
1. Влияние использования жевательной резинки в оптимальном режиме на минерализацию эмали/ Материалы Всероссийской научно - практической конференции/ Логинова Н.К., Житков М.Ю., Колесник А.Г.
2. Распространенность кариеса и поражений пародонта у детей 9-12 лет, активно использующих жевательную резинку // Труды VI съезда Стоматологической Ассоциации России. - 2000г.