9. Методические указания по экспериментальной оценке суммарной мутагенной активности загрязнений воздуха и воды. — М.: М-во здравоохранения СССР, 1990. — 25 с.
10. Прохорова, И. М. Генетическая токсикология : лабораторный практикум / И. М. Прохорова, М. И. Ковалёва, А. Н. Фомичёва; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль : ЯрГУ, 2005. — 132 с.
11. Прохорова, И. М. Пространственная и временная динамика мутагенной активности воды оз. Неро / И. М. Прохорова // Биология внутренних вод; приложение. — 2008. — № 2. — С. 17-23.
12. Филиппова, А. В. Мониторинг экологического состояния малых рек степного Оренбуржья (Россия) / А. В. Филиппова, А. А. Мелько, Е. В. Тюнина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований : материалы конференций. — 2009. — № 6. — С. 51.
13. Цой, Р. М. Эффективность различных тест-систем в оценке мутагенной активности загрязнённых вод / Р. М. Цой, И. В. Пак // Экология. — 1996. — № 3. — С. 194-197.
14. Saffiotti, V. Evolution of mixed exposure to carcinogens and correlation of in vivo and in vitro systems / V. Saffiotti // Environm. Health Perspect. — 1983. — V. 47. — P. 319-324.
ГИГИЕНА, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
УДК 616.1+614.2/.8](470.56)
Е. А. ВАСИЛЬЕВ1, Е. Л. БОРЩУК2, Д. Н. БЕГУН2, М. Е. ШАМСУТДИНОВА2, В. Н. АВЕРЬЯНОВ2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
1 — Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области, Оренбург, Россия
2 — ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
E. A. VASILYEV1, E. L. BORSHCHUK2, D. N. BEGUN2, M. E. SHAMSUTDINOVA2, V. N. AVERYANOV2
RESULTS OF AN ASSESSMENT SATISFACTION WITH QUALITY OF MEDICAL CARE AT BLOOD CIRCULATORY SYSTEM DISEASES IN THE ORENBURG REGION
1 — Federal Service for Surveillance in Healthcare
2 — FGBOUIN «Orenburg State Medical University»
РЕЗЮМЕ
Проведено изучение удовлетворенности качеством и доступностью медицинской помощи у больных болезнями системы кровообращения посредством анкетирования 901 человека, проживающего в Оренбургской области. Наибольшие трудности при получении медицинской помощи у пациентов связаны с возможностью получения высокотехнологичной медицинской помощи. Самыми доступными методами диагностики являлись электрокардиография и экохардиография. Наименее доступна — ангиография. Среди пациентов, нуждающихся в льготном лекарственном обеспечении, 40% заявляли, что не получают лекарств. Более чем 90% опрошенных отмечают отсутствие опыта обращения в страховые компании для защиты своих прав ввиду «отсутствия необходимости».
Васильев Е. А. — к. м. н., доцент; e-mail: rzn56r@reg56. roszdravnadzor.ru
Борщук Е. Л. — д. м. н., профессор; e-mail: [email protected] Бегун Д. Н. — к. м. н., доцент; e-mail: [email protected] Шамсутдинова М. Е. — e-mail: [email protected] Аверьянов В. Н. — д. м. н., профессор; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
SUMMARY
Studying of satisfaction with quality and availability of medical care at patients with blood circulatory system diseases by means of questioning of 901 persons living in the Orenburg region is carried out. The greatest difficulties when receiving medical care at patients are connected with a possibility of receiving hi-tech medical care. The most available methods of diagnostics were the electrocardiography and an ekocardiography. It is least available — an angiography. Among the patients needing preferential provision of medicines of 40% declared that don't receive drugs. More than 90% of respondents note lack of experience of the appeal to insurance companies for protection of the rights in view of «lack of need».
KEY WORDS: SATISFACTION WITH QUALITY OF MEDICAL CARE, AVAILABILITY OF MEDICAL CARE, OPINION OF PATIENTS, ORGANIZATION OF HEALTH CARE.
ВВЕДЕНИЕ
Управление качеством медицинской помощи, включая его обеспечение и контроль, является одной из главных задач отечественного здравоохранения. В быстро меняющихся социально-экономических условиях изучение мнения населения, пациентов о качестве и доступности медицинской помощи является важным средством исследования обратного отклика на проводимые в системе здравоохранения реформы. В отечественной науке имеется большое количество работ, посвященных данной проблеме, содержащие как обобщённые характеристики, так и частные особенности. Опубликованные труды демонстрируют региональные различия в степени удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (КМП) [1], рассматривают факторы, её определяющие на уровне амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи [2, 3], демонстрируют зависимость от уровня и профиля медицинской деятельности. Так, В. И. Стародубов с соавт. [4] указывают на положительные изменения в удовлетворенности родителей КМП в системе профилактики перинатальной патологии. И. Н. Боброва, Н. Ю. Перепелкина [5] — высокие показатели удовлетворенности КМП, оказанной детям первого года жизни. Ранее проведенное нами в Оренбургской области исследование удовлетворенности КМП больным ревматическими заболеваниями [6] выявило существенные проблемы, связанные, прежде всего, со сниженной доступностью первичной специализированной ревматологической помощи. Непостоянство КМП заложено в самом понятии медицинской услуги, что требует постоянного мониторинга проблемы его обеспечения, так и дальнейшей детализации знаний по отдельным направлениям. Все вышесказанное подтверждает высокую актуальность рассматриваемой темы.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью настоящей работы являлись изучение и оценка доступности и качества медицинской помощи пациентам при болезнях системы кровообращения (БСК).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования являлись взрослое население, страдающее БСК. Сбор информации в ходе исследования осуществлялся методом анкетирования пациентов с БСК (п=901). Анкета содержала вопросы для исследования частоты обращений за медицинской помощью, трудностей при ее получении, удовлетворенности качеством, уровня доступности инструментальной диагностики, лекарственного обеспечения пациентов, опыта обращения в страховые компании в связи с дефектами медицинского обслуживания. Результаты опроса заносились в электронную базу данных. Для статистической разработки данных применена программа 81а11зИса 10.1.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Пациенты с БСК обращались в медицинские организации довольно часто: более трети опрошенных отметили вариант ответа «1-3 раза в год» (41,2%). Каждый четвертый опрошенный обращается за медицинской помощью 1-2 раза в квартал (25,8%). Уровень удовлетворенности КМП помощи изучался по таким характеристикам, как работа регистратуры поликлиники, срок ожидания консультации специалиста, срок получения направления на лабораторно-диагностические исследования (анализ крови, анализ мочи, гормонов и др.), сроки получения направления на функциональные исследования (УЗИ, рентген и др.), срок получения направления на госпитализацию по названным заболеваниям, возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП). Участникам исследования предлагалось оценить данные показатели по 3-балльной шкале, где: 3 — «полностью устраивает», 1 — «совсем не устраивает». По результатам оценки были подсчитаны индексы удовлетворенности по каждой исследованной характеристике (рис. 1).
0,70
0,60
0,50
ч: 0,40
0,10
0,00
I Работа регистратуры поликлиники
Сроки ожидания консультации специалиста
Сроки получения направления на лабораторно-диагностические исследования
Сроки получения направления на функциональные исследования
Сроки получения направления на госпитализацию по названным заболеваниям
I Возможность получения высокотехнологичной медицинской помощи
Показатель качества
Рис. 1 — Индекс удовлетворенности различными сторонами медицинской помощи (максимум... минимум = +1... -1)
Из рисунка 1 видно, что наиболее проблемными направлениями в оказании медицинской помощи в регионе в настоящее время являются возможность получить ВМП, сроки ожидания консультации специалиста, сроки получения направления на госпитализацию. Так, только четверть больных устраивает возможность получить ВМП (24,5%), частично не устраивает — 28,5% и полностью не устраивает — 14,3%. Сроки ожидания консультации специалистов устраивают половину опрошенных (48,1%), частично нее устраивают — 40,5% и полностью не устраивают — 7,5% респондентов. Около 7% опрошенных пациентов совершенно не устраивают сроки получения направления на госпитализацию против 55,5% респондентов, которых они устраивают.
Касательно методов ФКГ, ХМ, ВУИ, ЭФИ, СЭС все респонденты затруднились ответить (100%), что является либо показателем недоступности данных исследований, либо свидетельством отсутствия информированности пациентов о них.
По данным опроса, уровень льготного лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-
Доступно сть диагностических исследований изучалась относительно разных типов медицинских организаций (поликлиник, стационаров больниц, специализированных центров, клиник). Респондентам предлагалось оценить по 5-балльной шкале доступность для них таких видов исследований, как электрокардиографию (ЭКГ), фонокардиографию (ФКГ), эхокардиографию (ЭхоКГ), холтеровское мо-ниторирование (ХМ), коронарографию (КАГ), вну-трисосудистое ультразвуковое исследование (ВУИ), электрофизиологическое исследование (ЭФИ), суперпозиционный электромагнитный сканер (СЭС). Наиболее доступными для пациентов являются такие диагностические исследования, как ЭКГ и ЭхоКГ. Наименее доступным — КАГ (рис. 2).
Рис. 2 — Индекс удовлетворенности
сосудистыми и цереброваскулярными заболеваниями в регионе находится на среднем уровне (рис. 3). Из рисунка видно, что 57% опрошенных пациентов получают те лекарства, которые рекомендовал лечащий врач.
Около 40% респондентов заявили, что не получают лекарства в силу разных причин: отказались, не выписывают, нет в наличии в аптеке на момент обращения.
■ Да, получаю именно те лекарства, которые рекомендовал лечащий врач
■ Да, получаю частично те лекарства, которые рекомендовал врач, частично - их аналоги Да, получаю, но не те препараты, которые рекомендовал врач, а их аналоги
■ Нет, не получаю: не выписывают лекарства или нужных препаратов нет в наличии
■ Нет, не получаю, отказался
Рис. 3 — Получение льготных лекарственных препаратов (% от числа опрошенных)
По данным исследования, у более 90% опрошенных пациентов с сердечно-сосудистыми и цереброваску-лярными заболеваниями не было опыта обращения в страховые компании для защиты своих прав. Основными причинами являлось отсутствие информации о том, что страховые компании могут защищать права пациентов либо «отсутствие необходимости».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало исследование, регулярность обращения пациентов с БСК достаточно высока. Наибольшие трудности при получении медицинской помощи у пациентов связаны с возможностью получения ВМП. Из шести показателей КМП все получили положительные значения индекса удовлетворенности. Больше всего пациенты удовлетворены сроками получения направления на лабораторно-диагностиче-ские исследования. Меньше всего их устраивает возможность получить ВМП. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что среди наиболее доступных методов диагностики БСК являются ЭКГ и ФКГ, наименее доступно — АКГ. Среди пациентов, нуждающихся в льготном лекарственном обеспечении, 40% заявляли, что не получают лекарств в силу разных причин (отказались, не выписывают, нет в наличии в аптеке на момент обращения). У более чем 90% опрошенных пациентов с сердечно-сосудистыми и цереброваскулярными заболеваниями не было опыта обращения в страховые компании для защиты своих прав ввиду «отсутствия необходимости».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Всероссийское социологическое исследование «Изучение мнения населения Российской Федерации о доступности и качестве медицинской по-
мощи» / Н. В. Юргель, И. Ф. Серегина, Г. Б. Еремин, В. А. Боева, А. А. Козлов, Н. А. Анисимова. — М. : Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 2009. — 392 с.
2. Огнева, Е. Ю. Оценка доступности и качества медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения / Е. Ю. Огнева, Р. А. Хальфин, В. В. Ма-дьянова, И. Я. Таджиев // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2010. — № 1-2. — С. 30-39.
3. Пятилышнова, О. М. Удовлетворенность пациентов качеством стационарной медицинской помощи / О. М. Пятилышнова, Н. В. Беляева // Вестник РУДН; серия Медицина. — 2010. — № 4. — С. 426-428.
4. Стародубов, В. И. Эффективность системы профилактики перинатальной патологии по показателям удовлетворенности родителей качеством и объемом проводимых мероприятий / В. И. Стародубов, В. С. Ступак, И. М. Сон, О. М. Филькина, Е. А. Воробьева // Социальные аспекты здоровья населения. — 2012. — Т. 28. — № 6. — иЯЬ: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/440/30/ (дата обращения: 20.04.2016).
5. Боброва, И.Н. Удовлетворенность населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни (на примере Оренбургской области) /И. Н. Боброва, Н. Ю. Перепелкина // Медицинский альманах. — 2011. — № 2 (15). — С. 28-30.
6. Бегун, Д. Н. Удовлетворенность качеством медицинской помощи больных ревматическими болезнями в Оренбургской области / Д. Н. Бегун, Е. Л. Борщук, Е. А. Васильева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-1. — иЯЬ: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 17913 (дата обращения: 20.04.2016).
УДК 614.2:616-006.04(470+571) И. Ф. МУХАНОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ
СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, г. Уфа I. F. MUKHANOVA
FGI «CB ON THE REPUBLIK OF BASHKORTOSTAN» OF MINTRUD OF RUSSIA, UFA
ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, г. Уфа
РЕЗЮМЕ
В статье представлены данные о состоянии онкологической службы в Российской Федерации за последние годы, задачах национальной онкологической
Муханова И. Ф. — начальник организационно-методического отдела ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, г. Уфа; аспирант ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России; тел. 89174649640; e-mail: [email protected]
программы по совершенствованию организации онкологической помощи населению и регламентирующие документы, подготовке квалифицированных кадров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, ПРОГРАММЫ ОНКОЛОГИИ.
RESUME
The article presents data on the state of cancer services in the Russian Federation in recent years , the problems