Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ЭТАПЕ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ЭТАПЕ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПАЦИЕНТ- ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдова Надежда Степановна, Дьяченко Елена Васильевна, Самойленко Надежда Викторовна, Золотова Елизавета Николаевна

В данной статье представлены результаты проведенного исследования по оценке навыков профессионального общения в процедуре первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения на основе структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдова Надежда Степановна, Дьяченко Елена Васильевна, Самойленко Надежда Викторовна, Золотова Елизавета Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE EVALUATION OF COMMUNICATION SKILLS WITH THE PATIENT AT THE PRACTICE-ORIENTED STAGE OF ACCREDITATION OF HEALTHCARE PROFESSIONALS

This article presents the results of a study on the assessment of professional communication skills in the procedure for primary specialized accreditation of healthcare professionals based on structured observation of video clips of the work of the communicative station «Collecting complaints and anamnesis».

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ЭТАПЕ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ЭТАПЕ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Давыдова Н.С.1, Дьяченко Е.В.1, Самойленко Н.В.1, Золотова Е.Н.2

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 620028, г. Екатеринбург, Российская Федерация

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва, Российская Федерация

В данной статье представлены результаты проведенного исследования по оценке навыков профессионального общения в процедуре первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения на основе структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза».

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Золотова Е.Н. Результаты оценки навыков общения с пациентом на практико-ориен-тированном этапе аккредитации специалистов здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 8-16. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-8-16 Статья поступила в редакцию 15.03.2023. Принята в печать 31.03.2023.

Ключевые слова:

навыки

профессионального

общения; первичная

специализированная

аккредитация

специалистов

здравоохранения;

пациент-

ориентированность

THE RESULTS OF THE EVALUATION OF COMMUNICATION SKILLS WITH THE PATIENT AT THE PRACTICE-ORIENTED STAGE OF ACCREDITATION OF HEALTHCARE PROFESSIONALS

Davydova N.S.1, Dyachenko E.V.1, Samoylenko N.V.1, Zolotova E.N.2

1 Ural State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 620028, Yekaterinburg, Russian Federation

2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), 119991, Moscow, Russian Federation

This article presents the results of a study on the assessment of professional communication skills in the procedure for primary specialized accreditation of healthcare professionals based on structured observation of video clips of the work of the communicative station «Collecting complaints and anamnesis».

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Davydova N.S., Dyachenko E.V., Samoylenko N.V., Zolotova E.N. The results of the evaluation of communication skills with the patient at the practice-oriented stage of accreditation of healthcare professionals. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 11 (1): 8-16. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-8-16 (in Russian)

Received 15.03.2023. Accepted for publication 31.03.2023.

Keywords:

professional communication skills; primary specialized accreditation of healthcare professionals; patient-oriented

Взаимодействие с пациентом - элемент клинической деятельности. Профессиональное общение врача с пациентом при оказании медицинской помощи значимо коррелирует с комплаенсом, который повышается, если врачей обучать навыкам общения: в статье представлен метаана-лиз данных [1].

Клиническое общение как предмет и область научного знания имеет убедительную научно-исследовательскую доказательную базу (Zolnierek, 2009; Kurtz, 2017; Дж. Силь-верман, 2018, и др.) [2]. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что коммуникативные навыки врача - это профессиональные навыки достижения клинически значимых исходов при оказании медицинской помощи, в основе которой лежит пациент-ориентированная модель медицинской консультации. Клинически значимые исходы медицинской консультации обеспечиваются коммуникативной компетентностью врача и позволяют с высокой вероятностью формулировать диагностические предположения на основе сбора информации о проблемах пациента, рекомендовать адекватную маршрутизацию и назначения (в ограниченное время консультации). Разъяснение клинически значимой информации, эффективное мо-тивационное консультирование в вопросах профилактики заболеваний и здорового образа жизни способствуют повышению приверженности пациента рекомендациям врача.

В зарубежном международном медицинском сообществе в 2001 г. разработана единая система обучения и оценивания коммуникативных навыков. Согласованный перечень коммуникативных компетенций врача принят за основу в Консенсусном заявлении Байера-Фетцера [1].

В целях отработки единых научно-методических и организационных подходов в части оценивания навыков общения с пациентом в процедуре первичной специализированной аккредитации медицинских специалистов Минздравом России с 2018 г. был поддержан ряд мероприятий по введению оценки коммуникативных навыков в процедуры аккредитации [3].

Процесс оценивания навыков общения врача с пациентом на практико-ориен-тированном этапе первичной специализированной аккредитации медицинских специалистов организован через симуляцию фрагмента медицинской консультации и обеспечение процесса наблюдения за отдельными выбранными компонентами процесса и содержания клинического общения врача с пациентом [3]. Ключевыми принципами оценивания клинических коммуникативных навыков в симулированных условиях являются:

• убедительная доказательная база эффективности коммуникативного действия (навыка) для решения конкретной профессиональной задачи врача, например сбора жалоб и анамнеза, разъяснения информации пациенту, сооб-

щение пациенту «плохих новостей»;

• доступность коммуникативного действия аккредитуемого для непосредственного наблюдения экспертом (членом аккредитационной подкомиссии);

• однозначность понимания и различения действия (навыка) в поведении аккредитуемого в терминологии Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации;

• моделирование фрагмента медицинской консультации с участием лица, обученного компетенции «стандартизированный пациент», для возможности демонстрации аккредитуемым оцениваемых коммуникативных действий. Для оценки результатов прохождения

коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза» на практико-ориентированном этапе организована серия онлайн-исследо-ваний посредством доод1е-форм, предмет которых - изучение мнений в отношении организации коммуникативной станции 0СКЭ и действующей методики оценки навыков общения в процедурах аккредитации.

Цель - провести анализ результатов оценки навыков профессионального общения в рамках процедуры аккредитации медицинских специалистов на основе структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза», а также изучения мнений в отношении организации коммуникативной станции 0СКЭ и действующей методики оценки навыков общения в процедурах аккредитации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В 2022 г. в разных формах опроса приняли участие более 630 человек, рандомно отобранных на 11 аккредитационных площадках Российской Федерации. Анализ ох-

ватывал видеофрагменты 12 клинических специальностей: аллергологии-иммунологии, гастроэнтерологии, генетики, гериатрии, оториноларингологии, педиатрии, психиатрии, психиатрии-наркологии, рентгенэндо-васкулярных диагностики и лечения, скорой медицинской помощи, судебно-медицинской экспертизы и терапии. Карта наблюдения включала оценку продолжительности работы аккредитуемого на станции; пункты, выявляющие соответствие брифинга и работы аккредитуемого по чек-листу паспорта станции;навыки процесса расспроса стандартизированного пациента и соответствие работы пациента стандарту предъявления сценария в рамках конкретной клинической задачи по определенной специальности. К исследованию были привлечены:

• организаторы аккредитационных площадок в образовательных и научных организациях;

• специалисты, непосредственно проходящие процедуру первичной специализированной аккредитации (уровень подготовки - ординатура и профессиональная переподготовка;

• лица, исполняющие роль стандартизированного пациента в работе коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза» в процедуре первичной специализированной аккредитации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты анализа структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза» позволяют утверждать, что средняя продолжительность работы аккредитуемого на станции, которая включает расспрос пациента, заполнение документации и озвучивание эксперту предположений о состоянии пациента, составила 5,5 мин (329,4 с).

Чаще используемыми навыками расспроса пациента являются открытый вопрос: «с чем Вы обратились?» и скрининг: «что еще Вас беспокоит?». Коммуникативный навык «обобщение информации» использовали 60,7% аккредитуемых. Выявить все жалобы пациента удалось 72,6% аккредитуемым, однако в 19,0% случаев хотя бы одна активная жалоба была выявлена через закрытый вопрос в ходе сбора анамнеза. Подавляющее большинство аккредитуемых выполняли задание,указанное в брифинге, однако только 47,6% озвучивали эксперту полный перечень выявленных жалоб. Сбор анамнеза у пациента в соответствии с выявленными жалобами осуществляли лишь 67,9% аккредитуемых (см. таблицу).

Методом онлайн-анкетирования посредством доод1е-формы было изучено мнение непосредственно специалистов, проходящих первичную специализированную аккредитацию (63 человека, из них 83% - ординаторы, 17,5% - врачи после освоения программы профессиональной переподготовки по разным специальностям).

ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов оценивания навыков общения у аккредитуемых свидетельствует, что большинство врачей (>78%) успешно демонстрируют различные навыки эффективного общения с пациентом в ситуациях расспроса: открытые вопросы, скрининг, обобщение, однако в ходе выявления жалоб лишь 2/3 врачей (67,9%) демонстрируют навыки сбора информации по симптомоком-плексу, клинический поиск и обоснованное представление эксперту предварительных гипотез. Данный эмпирический факт может свидетельствовать о недостаточной сфор-мированности навыков структурирования медицинской консультации (в реальной пра-

ктике расспрос через закрытые вопросы часто происходит в процессе физикального осмотра либо исходя из его результатов).

Важно отметить тот факт, что 40,5% аккредитуемых используют навык «серия вопросов» (см. таблицу), когда аккредитуемый задает несколько вопросов подряд, например: «А что у Вас с аппетитом, как он изменился в последнее время, может быть, появились какие-то пристрастия относительно употребляемых продуктов или, наоборот, отвращение к ним?». Такой способ сбора информации у пациента, по мнению ряда исследователей, не относится к числу эффективных коммуникативных действий (навыков) для решения конкретной профессиональной задачи врача: сбора жалоб и анамнеза в ограниченное время [2].

Погрузиться в предлагаемые симуля-ционные обстоятельства и сконцентрироваться исключительно на первой половине консультации, представленной «Началом консультации» и «Сбором информации», согласно Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации (рис. 1), удавалось аккредитуемым в 100% случаев.

Анализируя результаты изучения мнений в отношении организации коммуникативной станции ОСКЭ и методики оценки навыков общения, в процедурах аккредитации был применен метод онлайн-анкетирования посредством доод1е-формы. Участниками исследования выступили организаторы аккредитационных площадок в научных и образовательных организациях, всего 164 человека из 11 субъектов РФ.

При ответе на вопрос анкеты о трудностях в области организации работы станции коммуникации с пациентом 33% респондентов испытывают проблемы и трудности. Самые часто задаваемые вопросы в данной выборке:

Результаты анализа структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза»

Критерий наблюдения Положительно Отрицательно

Навыки коммуникации, используемые аккредитуемым в ходе расспроса пациента

1 Открытый вопрос 69/82,1 15/17,9

2 Скрининг 67/79,8 17/20,2

3 Обобщение 51/60,7 33/39,3

4 Серия вопросов* 34/40,5 50/59,5

5 Закрытый вопрос* 16/19,0 68/81

6 Выяснил все жалобы 61/72,6 23/27,4

Соответствие брифинга и работы аккредитуемого на станции

7 Сбор анамнеза 57/67,9 27/32,1

8 Фраза «Перейдем к осмотру» 68/81,0 16/19,0

9 Заполнение бумажной формы 67/79,8 17/20,2

10 Предварительный диагноз 67/79,8 17/20,2

11 Озвучивает жалобы эксперту 40/47,6 44/52,4

Работа стандартизированного пациента

12 Пациент предъявляет жалобы в правильном порядке в соответствии со сценарием и клинической задачей 70/83,3 14/16,7

13 Пациент добавляет новые жалобы 8/9,5 76/90,5

Примечание. * - реверсивные пункты чек-листа паспорта станции, по которым оценка эксперта «положительно» считается нежелательным результатом, «серия вопросов», «закрытый вопрос», «пациент добавляет новые жалобы».

• как организовать оценку навыков профессионального общения - 38%;

• кто может выступать экспертом при оценке навыков профессионального общения - 45%;

• где и когда готовят экспертов для оценки навыков профессионального общения - 48%.

Более 15% респондентов беспокоит вопрос, на каких условиях должен привле-

каться к работе исполняющий роль стандартизированного пациента на станции «Коммуникации».

При оценке степени трудности прохождения станции по коммуникации с пациентом большая часть респондентов отмечают ее 4 баллами (см. рис. 1).

При ответе на вопросы анкеты о целях оценки навыков общения врача с пациентами на станции ОСКЕ по коммуникации более

Начало консультации

I 1

S -Û

^

* х

> о

О. *

Сбор информации

Физикальное исследование

Объяснение и планирование

Завершение консультации

I

<в 3

0

1

Рис. 1. Калгари-Кембриджская модель ведения медицинской консультации

2. Насколько сложной для Вас выступила данная станция в сравнении с другими станциями оценки практических навыков? (Оцените по 7-балльной шкале). 62 ответа

20 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

10

5 —

0

11

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 2. Оценка степени трудности прохождения станции по коммуникации с пациентом

70% ответивших считают, что оцениваются навыки сбора всех имеющихся особенностей в состоянии здоровья пациента в условиях ограниченного времени, структурирование медицинской консультации и выслушивание пациента.

Рис. 2 позволяет сделать вывод о том, что бол ьшая часть опрошенных (>80%) считают необходимым введение целенаправленного

обучения медицинских специалистов навыкам эффективного общения с пациентом.

Результаты изучения мнений в отношении организации коммуникативной станции ОСКЭ и методики оценки навыков общения в процедурах аккредитации с помощью онлайн-анкетирования посредством google-формы позволили определить основные вопросы и трудности при организации и прохождении

7. Как вы считаете, важно ли целенаправленно обучать медицинских специалистов навыкам эффективного общения с пациентом? 62 ответа

Да, на специалитете

Да, в ординатуре

Да, на курсах повышения квалификации

Нет

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о необходимости целенаправленного обучения медицинских специалистов навыкам эффективного общения с пациентом

аккредитации по коммуникативном станции «Сбор жалоб и анамнеза», которые связаны с подготовкой экспертов для работы на станции, с потребностью в целенаправленном обучении медицинских специалистов навыкам эффективного общения с пациентом.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ результатов оценки навыков профессионального общения в рамках процедуры аккредитации медицинских специалистов на основе структурированного наблюдения видеофрагментов работы коммуникативной станции «Сбор жалоб и анамнеза», а также изучения мнений в отношении организации коммуникативной станции ОСКЭ и действующей методики оценки навыков общения в процедурах аккредитации позволяет сделать следующие выводы:

• средняя продолжительность работы аккредитуемого на станции, которая включает расспрос пациента, заполнение документации и озвучивание эксперту предположений о состоянии пациента, не превышала тайминг выполнения практического навыка и ре-

гламентирована паспортом экзаменационной станции;

коммуникативная станция «Сбор жалоб и анамнеза» позволяет оценить навыки выявления всех имеющихся особенностей в состоянии здоровья пациента в условиях ограниченного времени, структурирование медицинской консультации и выстраивание отношений с пациентом;

работа аккредитуемого по чек-листу паспорта станции соответствует брифингу только в части обозначенных в нем задач; аккредитуемые в процессе расспроса стандартизированного пациента в большей части выявляют все имеющиеся особенности в состоянии здоровья пациента, однако каждый 20-й аккредитуемый одну активно предъявляемую жалобу пациента и более выявляет через закрытый вопрос в ходе сбора анамнеза;

в большинстве случаев стандартизированные пациенты соблюдают стандарт предъявления сценария в рамках конкретной клинической задачи по определенной специальности;

• основные трудности при организации и прохождении аккредитации связаны с подготовкой экспертов для работы на коммуникативной станции и отсутствием целенаправленного обучения медицинских специалистов навыкам эффективного общения с пациентом. Выводы, сделанные по результатам исследования, могут выступить аргумен-

том для введения весовых коэффициентов при оценке сформированности навыков профессионального общения в рамках процедуры аккредитации медицинских специалистов и основанием для разработки рекомендаций образовательным организациям по введению целенаправленного обучения медицинских специалистов навыкам эффективного общения с пациентом.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Давыдова Надежда Степановна (Nadezhda S. Davydova) - доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии, реаниматологии, токсикологии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ, Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: davidovaeka0mail.ru https://orcid.org/0000-0001-7842-6296

Дьяченко Елена Васильевна (Elena V. Dyachenko) - кандидат психологических наук, доцент, руководитель Центра оценки и развития управленческих компетенций, ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация E-mail: al-dyachenko0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-2221-5614

Самойленко Надежда Викторовна (Nadezhda V. Samoylenko)* - соискатель на звание кандидата психологических наук, старший преподаватель мультипрофильного аккреди-тационного симуляционного центра ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация E-mail: nady-760list.ru https://orcid.org/0000-0002-7125-0707

Золотова Елизавета Николаевна (Elizaveta N. Zolotova) - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация E-mail: lz.zolotova0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-1608-6131

ЛИТЕРАТУРА

1. Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. М.Д. Горшкова, 2-е изд. доп. и перераб. Москва : РОСОМЕД, 2021 г.: гл.: Дьяченко Е.В., Васильева Е.Ю., Сизова Ж.М. Общение с пациентом: модели, обучение, оценка. С. 176-212. URL: https://rosomed.ru/documents/spetsialist-meditsinskogo-simulyatsionnogo-obucheniya-uchebnoe-posobie-2021-09-27-075200-0300

*Автор для корреспонденции.

2. Сильверман Дж., Кёрц, С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. А.А. Сонькина. Москва : ГРАНАТ. 2018. 304 с.

3. Дьяченко Е.В., Сизова Ж.М. Оценка навыков общения с пациентом в симулированных условиях при аккредитации медицинских специалистов: организационное и научно-методическое обеспечение, проблемы, направления решений // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 66-79. DOI: https://doi. org/10.24411/2220-8453-2020-12005

4. Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Оценка коммуникативных навыков в медицинском образовании: теория и практика: монография. Москва : РУСАЙНС, 2020. 164 с.

5. Давыдова Н.С. , Дьяченко Е.В. , Серкина А.В., Самойленко Н.В. Навыки общения с пациентом: симуляционное обучение и оценка в медицинском вузе. Москва : РОСОМЕД, 2020. 187 с.

6. Ширмер Дж. Оценка коммуникативной компетентности: обзор современных инструментов // Семейная медицина 2005; 37 (3). С. 184-192. URL: http://www.stfm.org/fmhub/fm2005/March/JuLie184.pdf

7. Bayer-Fetzer conference on physician-patient communication in medical education. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo Consensus Statement. AcadMed. 2001; 76: 390-393.

8. Kurtz S., Draper J., Silverman J. Teaching and Learning communication skills in medicine, 2nd Edition, 2017.

9. MakouL G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement. AcadMed., 2001.

10. Rider EA. Interpersonal and communication skills. In: Rider E.A., Nawotniak R.H. A practical guide to teaching and assessing the ACGME core competencies, 2nd edition. MarbLehead, MA: HCPro, Inc., 2010, pp. 1-137.

11. ZoLnierek K.B.N., Dimatteo M.R. Physician communication and patient adherence to treatment: a meta-analysis. Med. Care. 2009; 47 (8): 826-834.

REFERENCES

1. Specialist in medical simulation training / ed. M.D. Gorshkov, 2nd ed. add. and reworked. Moscow: ROSOMED, 2021: Dyachenko E.V., Vasilyeva E. Yu., Sizova Zh.M. Communication with the patient: models, training, evaluation. P. 176-212. URL: https://rosomed.ru/documents/spetsialist-meditsinskogo-simulyatsionnogo-obucheniya-uchebnoe-posobie-2021-09-27-075200-0300 (in Russian)

2. Silverman J., Kurtz, S., Draper J. Communication skills with patients / trans. from English. A.A. Sonkin. Moscow: POMEGRANATE. 2018. 304 p. (in Russian)

3. Dyachenko E.V., Sizova Zh.M. Evaluation of communication skills with a patient in simulated conditions during the accreditation of medical specialists: organizational and scientific and methodological support, problems, directions for solutions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2020; 11 (2): 66-79. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12005

4. Vasil'eva E. Yu., Tomilova M.I. Assessment of communication skills in medical education: theory and practice: monograph. Moscow: RUSAYNS, 2020. 164 p. (in Russian)

5. Davydova N.S., Dyachenko E.V., Serkina A.V., Samoilenko N.V. Patient communication skills: simulation training and assessment in a medical school. Moscow: ROSOMED, 2020. 187 p.

6. Schirmer J. Evaluation of communicative competence: a review of modern tools. Family Medicine 2005; 37 (3): 184-92. URL: http://www.stfm.org/fmhub/fm2005/March/Julie184.pdf

7. Bayer-Fetzer conference on physician-patient communication in medical education. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo Consensus Statement. AcadMed. 2001; 76: 390-3.

8. Kurtz S., Draper J., Silverman J. Teaching and learning communication skills in medicine, 2nd Edition, 2017.

9. Makoul G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement. AcadMed. 2001.

10. Rider EA. Interpersonal and communication skills. In: Rider E.A., Nawotniak R.H. A practical guide to teaching and assessing the ACGME core competencies, 2nd edition. Marblehead, MA: HCPro, Inc., 2010. P. 1-137.

11. Zolnierek K.B.N., Dimatteo M.R. Physician communication and patient adherence to treatment: a meta-analysis. Med. Care. 2009; 47 (8): 826-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.