Научная статья на тему 'Результаты ортопедического лечения пациентов с дисфункцией височнонижнечелюстных суставов'

Результаты ортопедического лечения пациентов с дисфункцией височнонижнечелюстных суставов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕНИЕ / ДИСФУНКЦИЯ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНЫХ СУСТАВОВ / TREATMENT / DYSFUNCTION / TMJ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Оскольский Георгий Иосифович, Машина Наталья Михайловна, Оскольская Ксения Георгиевна

Представлены результаты ортопедического лечения 102 пациентов (24 мужчин, 78 женщин) в возрасте 30-69 лет с различной патологией зубных рядов, осложненной уменьшением высоты нижней части лица, и дисфункцией ВНЧС. После одномоментного увеличения межальвеолярного расстояния в пределах 3-6 мм на новых протезах адаптация к ним наступала в течение 1-1,5 мес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Оскольский Георгий Иосифович, Машина Наталья Михайловна, Оскольская Ксения Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE ORTHOPEDIC TREATMENT OF PATIENTS WITH DYSFUNCTION OF TEMPOMANDIBULAR JOINT

The results of orthopedic treatment of 102 (24 men, 78 women) aged 30-69 years with various pathologies of dentitions complicated by decrease in the height of the lower face and dysfunction of TMJ. After a momentary increase of interal-veolar dimension in 3-6 mm of new prostheses, adaptation occurred in 1-1,5 month.

Текст научной работы на тему «Результаты ортопедического лечения пациентов с дисфункцией височнонижнечелюстных суставов»

Г.И. Оскольскии, Н.М. Машина, К.Г. Оскольская

РЕЗУЛЬТАТЫ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДИСФУНКЦИЕЙ ВИСОЧНОНИЖНЕЧЕЛЮСТНЫХ СУСТАВОВ

Дальневосточный государственный медицинский университет,

680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)

По данным литературы, симптомы дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) встречаются от 2 до 98% лиц, обратившихся за стоматологической помощью [2, 8, 10, 12, 14]. В результате эпидемиологических исследований распространенности патологии ВНЧС у населения Дальнего Востока установлено, что каждый четвертый нуждается в лечении дисфункции ВНЧС [4]. Отсутствие общих критериев в оценке состояния ВНЧС при массовых обследованиях приводит к разноречивым, а порой и совсем несогласованным данным о распространенности и структуре патологии ВНЧС [4, 7, 9]. Как отмечает Ю.А. Петросов и соавт., из общего числа лиц с патологией ВНЧС 77,8% страдают функционально обусловленным поражением сустава [3, 5].

В многочисленных публикациях доказана связь между уменьшением высоты нижней части лица и развитием патологических изменений в ВНЧС [1, 2, 4-6, 8].

Цель исследования — оценить результаты ортопедического лечения пациентов с различной патологией зубочелюстной системы, осложненной дисфункцией ВНЧС.

Характеристика больных и методы лечения. Проведено ортопедическое лечение 102 больных — 24 (23,53%) мужчин, 78 (76,47%) женщин в возрасте 30-69 лет с поражениями ВНЧС , развившихся в результате уменьшения высоты нижней части лица, обусловленного патологической стираемостью твердых тканей зубов, пародонтитом, аномалиями прикуса в сочетании с обширными дефектами зубных рядов и вторичными деформациями, полным отсутствием зубов, нерациональным протезированием, длительным пользованием съемными протезами с пластмассовыми зубами. Количество больных с патологией ВНЧС с возрастом существенно не менялось, но женщин среди них значительно больше, чем мужчин, во всех возрастных группах (в среднем в 2,5 раза).

По степени проявления клинических симптомов поражения ВНЧС и отношения к ним, больных мы подразделили на 3 подгруппы. В 1 подгруппу вошли 22 чел. (6 мужчин, 16 женщин), которые не предъявляли жалоб на ВНЧС и о его заболевании узнали после тщательного анамнеза и целенаправленного клинического обследования.

Пациенты 2 подгруппы — 40 чел. (11 мужчин, 29 женщин) обратились для протезирования и отмечали хруст, щелканье, чувство неловкости и болезненности в ВНЧС и жевательных мышцах, атипичные движения нижней челюсти, но не придавали этому значения и с подобными жалобами к врачам не обращались. В 3 подгруппу объединили 40 чел. (7 мужчин, 33 женщины) с жалобами на боли в ВНЧС и жевательных мышцах, хруст и щелканье в

32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Резюме

Представлены результаты ортопедического лечения 102 пациентов (24 мужчин, 78 женщин) в возрасте 30-69 лет с различной патологией зубных рядов, осложненной уменьшением высоты нижней части лица, и дисфункцией ВНЧС. После одномоментного увеличения межальвео-лярного расстояния в пределах 3-6 мм на новых протезах адаптация к ним наступала в течение 1-1,5 мес.

Ключевые слова: лечение, дисфункция височно-нижнечелюстных суставов.

G.I Oskolsky, N.M. Mashina, K.G. Oskolskaya

RESULTS OF THE ORTHOPEDIC TREATMENT OF PATIENTS WITH DYSFUNCTION OF TEMPOMANDIBULAR JOINT

Far East Medical University, Khabarovsk Summary

The results of orthopedic treatment of 102 (24 men, 78 women) aged 30-69 years with various pathologies of dentitions complicated by decrease in the height of the lower face and dysfunction of TMJ. After a momentary increase of inter-al-veolar dimension in 3-6 mm of new prostheses, adaptation occurred in 1-1,5 month.

Key words: treatment, dysfunction, TMJ.

ВНЧС, атипичные движения нижней челюсти, ограничение открывания рта, боли в различных отделах головы и языка, у части больных нарушалась секреторная деятельность слюнных желез, вкусовая и болевая чувствительность языка.

У больных 1 подгруппы установили диагноз — «окклюзионно-артикуляционный дисфункциональный синдром (ОАДС)» [3]. Однако в большинстве случаев нам представлялось затруднительным дифференцировать ней-ромускулярный дисфункциональный синдром (НМДС) и ОАДС в силу общности и взаимообусловленности причин и клинических проявлений, на основании чего у больных 2 и 3 подгрупп мы определяли ОАДС в сочетании с НМДС.

Отмечено, что количество больных с дисфункцией ВНЧС в легкой степени (1 подгруппа) с возрастом снижается, в то же время возрастает число лиц с тяжелой степенью поражения ВНЧС (3 подгруппа).

Межокклюзионный промежуток у пациентов с дисфункцией ВНЧС составил 3-6 мм. При этом более чем у половины больных с поражением ВНЧС величина

межокклюзионного промежутка (МОП) не превышала 4 мм, что соответствует аналогичному показателю у лиц с интактными зубными рядами, а также больных с частичной и полной утратой зубов.

Ортопедическое лечение больных с дисфункцией ВНЧС, развившейся на фоне уменьшения высоты нижней части лица, заключалось в изготовлении несъемных или съемных протезов по показаниям, при помощи которых одномоментно нормализовали межальвеолярное расстояние (MAP) и положение нижней челюсти. Оптимальную степень увеличения MAP устанавливали путем прокладывания между зубами-антагонистами или имеющимися протезами полоски картона толщиной 1 мм до исчезновения патологических симптомов.

Результаты и обсуждение

Изменения высоты нижней части лица в центральной окклюзии после протезирования показали, что она была установлена ниже уровня физиологического покоя до лечения у 10,78%, соответствовала МОП у 36,28% и была выше на 1-3 мм у 52,94%. Степень увеличения MAP составила у 26,56% больных 4 мм, у 35,29% — 5 мм, у 42,17% — 6 мм и у 0,98% — 7 мм.

Одномоментное увеличение MAP на величину, большую, чем МОП, требовалось у всех больных, у которых МОП до протезирования составлял 3 мм. При этом у 16% принятых нами больных MAP увеличили на 4 мм, у 28% — на 5 мм и 56% — на 6 мм.

Среди 40 больных с МОП, равном 4 мм, у 27,5% MAP после лечения было установлено на уровне физиологического покоя, у 25% увеличено на 5 мм, у 47,5% — на 6 мм или выше уровня физиологического покоя на 2 мм.

При МОП в 5 мм у 22,73% больных MAP увеличили на 4 мм или меньше МОП, у 68,18% — на 5 мм, т. е. довели до уровня физиологического покоя, и у 9,09% выше МОП на 1 мм. У 15 больных с МОП, равном 6 мм, в 40,0% случаев MAP было установлено на 1-2 мм ниже величины физиологического покоя, а в 60,0% увеличено на 5-6 мм, т.е. на величину МОП.

Установлено, что у больных 1 подгруппы увеличение MAP до уровня физиологического покоя или выше него не привело к каким-либо заметным изменениям в интенсивности характера хруста и щелканья в ВНЧС, не отмечалось усиление утомляемости и болей в жевательных мышцах. Лечение этой подгруппы больных ограничивалось только ортопедическими мероприятиями, и время полной адаптации наступало у лиц с несъемными протезами в течение 11-27 дн., а со съемными — 14-34 дн. Контрольные осмотры больных через 3-6 мес. не выявили патологических симптомов дисфункции ВНЧС. Все больные были вполне удовлетворены функциональным и эстетическим эффектом протезирования. Измерения высоты нижней части лица показали наличие МОП в пределах 1-3 мм через 1-3 мес. после окончания лечения.

Степень увеличения MAP у 65% больных 2 подгруппы составила 5-6 мм и только в 15% была меньше МОП на

1-2 мм. При оценке клинического состояния, после окончания ортопедического лечения, отмечено улучшение у 15 (37,5%) больных в первые 3 нед., у 8 (20,0%) — через 1 мес., у 7 (17,5%) больных — к исходу 2 мес. У 10 (25,0%) больных, у которых МОП до лечения составлял 5-6 мм, а

степень увеличения MAP 6-7 мм, отмечалось ухудшение клинического состояния, которое выражалось в появлении быстрой утомляемости и болей в жевательных и височных мышцах, усилении болей в ВНЧС, выраженном дискомфорте при пользовании протезами. Наиболее выражены субъективные расстройства были в первые 7-10 дн., через 2-3 нед. отмечалось стихание патологических симптомов, затем наступал период стабилизации, после чего, к исходу 2 мес., больные жалоб не предъявляли. Следует отметить, что у 7 больных (из 10) были съемные протезы, подобной конструкцией 4 чел. пользовались раньше. Возраст этих больных составил 60-69 лет, из них двое мужчин и 8 женщин. Наблюдения за больными 2 подгруппы в отдаленные сроки показали, что щелканье, хруст, атипичные движения нижней челюсти уменьшались через 1-2 мес. и полностью прошли через 3 мес. у 23 (57,5%) больных, через 6 мес. — еще у 9 (22,5%), у 8 (20,0%) пациентов хруст и щелканье сохранились, но значительно меньшей интенсивности и не причиняли им беспокойства.

У больных 3 подгруппы длительность периода адаптации к протезам значительно варьировала. У 11 (27,5%) больных, у которых МОП до лечения был 3 мм, степень увеличения MAP в 18,18% случаев составила 4 мм, в 36,36% — 5 мм, в 45,46% — 6 мм, уменьшение болезненности в жевательных мышцах и ВНЧС наблюдалось через 7-12 дн. после сдачи протезов. В последующие сроки (20-30 дн.) жалоб больные не предъявляли, что расценивалось как адаптация к протезам.

У 18 (45,0%) больных с МОП в 4-5 мм MAP увеличивали в основном на 5-6 мм, при этом снижение интенсивности патологических симптомов дисфункции происходило спустя 30-40 дн. после наложения протезов. Полное исчезновение клинических симптомов дисфункции мы отмечали на контрольных осмотрах, проводимых через 3-6-12 мес. У 11 (27,5%) больных с ОП в 5 мм (5 чел.) и 6 мм (6 чел.) увеличение MAP одномоментно на 5-7 мм вызвало ухудшение клинического состояния, которое выражалось в возникновении болей в жевательных мышцах и ВНЧС при жевании, спазматических сокращениях и длительном напряжении жевательных мышц, атипичных движениях нижней челюсти, длящихся в течение

2-3 нед.

Назначение физиотерапевтического лечения снижало интенсивность указанных симптомов. В качестве физиопроцедур использовали электрофорез с 10% раствором йодита калия или 10% раствор новокаина, а также излучения ГНЛ, что сокращало время проявления симптомов дисфункции от 1 до 1,5 мес.

Таким образом, адаптация пациентов с дисфункцией ВНЧС к протезам, одномоментно восстанавливающим высоту нижней части лица, зависит от степени выраженности симптомов и длиться 1-1,5 мес.

Литература

1. Банух В.Н., Постолаки И.И. Особенности планирования лечения при дисфункциях височно-нижнечелюстного сустава, связанных частично с утратой боковых зубов // Здравоохранение (Кишинев). - 1984. - №4. - С. 28-30.

2. Дойников А.И. Артропатии височно-нижнечелюстных суставов // Стоматология. - 1978. - №5. - С. 64-66.

3. Каламкаров Х.А., Петросов Ю.А. Клиника и принципы лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава // Стоматология. - 1982. - №2. - С. 66-71.

4. Оскольский Г.И. Патоморфологическое и клиникофункциональное исследование зубочелюстной системы при измерении межальвеолярного расстояния: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Новосибирск, 1995. - С. 38.

5. Петросов Ю.А., Калпакянц О.Ю., Сеферян Н.Ю. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава. - Краснодар: Советская Кубань, 1996. - С. 52.

6. Потапов В.П., Зотов В.М., Садыков М.И. и др. Клинико-функциональные методы диагностики и лечения больных с заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава при снижении высоты прикуса // Новые методы диагностики и результаты их внедрения в стоматологическую практику: труды ЦНИИС. - М., 1991. - С. 215216.

7. Пузин М. Н., Вязьмин А. Я. Болевая дисфункция височно-нижнечелюстного сустава. - М.: Медицина, 2002. - С. 120.

8. Ужумецкене И. И. О частоте нарушений функции височно-нижнечелюстных суставов у взрослых // Стоматология. - 1972. - №4. - С. 43-45.

9. Crenne C.S., Marpach J.J. Epidemiologie of mandibulaz dysfunction: A critical revilwll. J. prosthet. Derm Dent. -1982. - Vol. 48, №2. - P. 184-190.

10. Harkins S.L., Marteney J.L. Extrinsic trauma: A significant precipitating factor in temporomandibular dusfuntion // J. prost. Dent. - 1985. - Vol. 54, №2. - P. 271-272.

11. Manns A., Miralles R., Santander H. et al. Influence of Vertical Dimension in the Treatment of Myofacial pain-dysfunction syndrome // J. Prosth. Dent. - 1983. - Vol. 50, №5. - P. 700-709.

12. Ott R.W., Proschel P. Zur Atiologie des keilformigen Defektes. Ein funktionsori-entierter epidemiologischen und experimenteller Beitrag // Dtsch. zahnarztl. Z. - 1985. - Vol. 40, №12. - P. 1223-1227.

13. Sassen H., Leisler J. Windecker D. Zur nomwendigkeit klinischer Fun Ktionsdi-agnostik // Dtsch. Zahnartzlich Z. -1985. - Bd.40. - №3. - P. 177-181.

14. Warm E., Weidmann B. Aznold M.A. rewiew of psycho logical explahations for myofacialial paindysfunction Syndrome // J. Oral. Med. - 1983. - Vol. 38, №3. - P. 109-121.

Координаты для связи с авторами: Оскольский Георгий Иосифович — доктор мед. наук, профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой стоматологии ортопедической ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-32-58-00; Машина Наталья Михайловна — ассистент кафедры стоматологии ортопедической ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-32-58-00; Оскольская Ксения Георгиевна — клин. ординатор кафедры стоматологии ортопедической ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-32-58-00, e-mail: K_ostom@fesmu.ru.

□□□

УДК 616 : 311.2 - 002.153 - 036.12 - 053.81 : 619.015.16 : 546.15] (571.62)

А.Б. Сарафанова1, Ю.Л. Писаревский2, Ю.Г. Ковальский1

ТИРЕОИДНЫЙ СТАТУС МОЛОДЫХ ЛИЦ С ХРОНИЧЕСКИМ КАТАРАЛЬНЫМ ГИНГИВИТОМ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОГО ЙОДНОГО ДЕФИЦИТА

Дальневосточный государственный медицинский университет1,

680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, г. Хабаровск; Читинская государственная медицинская академия2,

672090, ул. Горького, 39 а, тел.: 8-(3022)-31-59-94, г. Чита

Хабаровский край принадлежит к провинциям с низким содержанием йода в окружающей среде. В период отсутствия йодной профилактики выявлено массовое распространение йоддефицитных заболеваний [4, 5]. Наряду с этим отмечается ухудшение многих показателей стоматологического здоровья населения и, в первую очередь, у молодежи [2, 3].

На сегодняшний день вопросы стоматологического здоровья у населения Хабаровского края изучались многими авторами [1, 2]. Однако вопросы эпидемиологии воспалительных изменений в тканях пародонта у лиц молодого возраста, проживающих в условиях природной йодной недостаточности, в доступной литературе освещены недостаточно.

Цель исследования заключалась в изучении состояния тиреоидной системы у лиц молодого возраста с хроническим катаральным гингивитом, проживающих в условиях йодного дефицита.

Материалы и методы

Проведено стоматологическое обследование 79 молодых лиц в возрасте 18-22 лет с диффузным эндемическим зобом. Является установленным тот факт, что лица женского пола являются группой повышенного риска для развития йоддефицитных заболеваний [4, 5]. Возраст пациентов определен тем, что диффузный эндемический зоб развивается преимущественно у лиц молодого возраста, а также тем фактом, что йодная профилактика в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.