Научная статья на тему 'Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста'

Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1871
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭМПАТИЯ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / СОЧУВСТВИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Михайловна

В статье описаны результаты работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в рамках апробации программы «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста». Программа апробировалась в ходе опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проведенной в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Костромы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста»

5. КузнецовА.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» // Профильная школа. - 2005. - №>3. - С. 19-22.

6. Куулар Л.Л. Организация предпрофильно-го обучения химии в основной школе с использованием учебно-методического комплекта: На материале школ республики Тыва: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 182 с.

7. ЛюгаеваА. С. Симметрия вокруг нас // Физика. - 2008. - №>15. - С. 8-13.

8. Орлов В.А. Элективные курсы по физике // Физика. - 2008. - №44. - С. 6-7.

9. Симонян Р.Я. Методика управления учебнопознавательной деятельностью учащихся по физике в условиях предпрофильного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 247 с.

10. СорокинА.В., ТоргашинаН.Г., Ходос Е.А., Чиганов А.С. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 175 с.

11. Фесенко С.В. Физика для всех // Физика. -2009. - №>12. - С. 6-11.

12. Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов / Сост. В.А. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 191 с.

13. Классификатор [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %Р0%9А%Р0%ВВ%Р0%В0%Р 1%81%Р 1%81%Р 0%В8%Р 1%84%Р0%В8%Р0%ВА%Р0%В0%Р1% 82%В0%ВЕ%Б1%80%Б1%8В (дата обращения 02.08.2010).

УДК 373.2

Иванова Наталья Михайловна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sozpsi@ksu.edu.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье описаны результаты работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в рамках апробации программы «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста». Программа апробировалась в ходе опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проведенной в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Костромы.

Ключевые слова: развитие, эмпатия, сопереживание, сочувствие, толерантность, агрессивность.

Проявление эмпатии в старшем дошкольном возрасте мы рассматриваем как способность и готовность ребенка эмоционально реагировать и откликаться на состояние другого человека. Эмпатия дошкольника находит своё проявление в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, а также в умении оказывать реальное содействие [1].

При этом эмпатия является один из основных психологических механизмов формирования толерантности.

Работа по развитию эмпатии проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании участвовал 121 ребенок в возрасте от 5,5 до 7 лет, из них 86 детей в экспериментальной группе, 35 - в контрольной.

Для исследования проявления способности детей к сопереживанию и сочувствию была использована диагностическая методика «Проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» (Л.П.Стрелкова). Детям зачитывался отрывок из сказочной повести О. Уайльда «Мальчик -звезда» (основные герои - мальчик-«звезда», мать-нищенка). Далее давалась инструкция для осуществления детьми индивидуального предпочтительного выбора. Выбор предлагалось обосновать.

Предпочтение детьми «звездного» мальчика рассматривалось как проявление слабой эмпа-тийности ( отрицательный выбор), предпочтение матери-нищенки как проявление развитой эмпатии (положительный выбор).

Результаты начальной диагностики представлены в диаграммах (рис. 1).

Как видно из диаграмм, 60,5 % (п=52) детей экспериментальной группы и 63% (п=22) контрольной группы не проявляли эмпатию в данной

© Иванова Н.М., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

27

□ положительный выбор □ отрицательный выбор

Контрольная групп п=35 63,00%\-__ J а ■'-. 37,00% 4

□ положительный выбор □ отрицательный выбор

Рис. 1. Проявление эмпатии детьми старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-экспериментальной работы

ситуации. Способность к сопереживанию и сочувствию проявили лишь 39,5% (п=34) и 37% (п=13) от общего количества детей экспериментальной и контрольной групп соответственно.

Ответы детей, объясняющих свой выбор, были объединены в несколько групп. Часть детей, выбравших звездного мальчика, сделала свой выбор потому, что «он красивый», «красиво одет», «веселый», «можно с ним весело играть». В данном случае значимым для выбора оказались внешние характеристики объекта. Несколько детей, обосновывая свой выбор, давали весьма показательный ответ: «не люблю старых».

Дети, выбиравшие «мать-нищенку», обосновывали свой выбор следующим образом: «нельзя обижать маму», «мама самая добрая», «без мамы нельзя». Можно предположить, что если бы вместо матери-нищенки был другой персонаж (например, просто старый нищий) дети, отвечавшие подобным образом, сделали бы возможно другой выбор (вероятно, отрицательный).

Экспериментальная группа

П=86 ____________ 23,00%

77,00%

□ положительный выбор □ отрицательный выбор

Лишь некоторые из детей, объясняя свой выбор, отвечали, что нельзя кидать камнями в людей и нельзя обижать людей вообще. Подобные ответы старших дошкольников свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что у этих детей уже сформированы необходимые обобщенные представления об отношении к людям.

Необходимо отметить, что во всех ответах, объяснявших выбор детей, не прозвучало ни слов сожаления по отношению к персонажу «матери-нищенки», ни слов осуждения действий «звездного мальчика».

Таким образом, результаты начальной диагностики свидетельствовали о весьма низком уровне сформированности эмпатии у большинства детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы по развитию эмпатии у дошкольников стало формирование у них, прежде всего, сопереживания и сочувствия, а также профилактика детской агрессивности. (Известно, что агрессия тормозит формирование эмпатии).

Основными педагогическими средствами реализации стали специально отобранные произ-

Контрольная группа

п=35

□ положительный выбор □ отрицательный выбор

Рис. 2. Проявление эмпатии детьми старшего дошкольного возраста в ходе повторной диагностики

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

77%

60,50%

63%

39,50%

37%

1

23%

59%

41%

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

начальная диагностика

итоговая диагностика

□ отрицательный выбор □ положительный выбор

Рис. 3. Сравнительные результаты проявления эмпатии детьми старшего дошкольного возраста

ведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, а также общение, игровая, изобразительная, театрально-игровая и проектная деятельность детей.

С целью развития эмпатии у дошкольников была проведена «Осенняя неделя добра». Неделя была приурочена к празднованию Международного дня толерантности 16 ноября. В рамках проведения этой недели дети и взрослые (педагоги и родители) участвовали в конкурсе «Домики для птиц», в акции «Добрые помощники», в семейной акции «Спешите делать добро».

Было специально организовано общение и взаимодействие дошкольников экспериментальной группы со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, происходившее в условиях детского сада .№75, а также в детском саду для детей с нарушениями слуха. Дети сами проводили для сверстников экскурсии по детскому саду, принимали участие в «Веселых стартах». Дошкольники ещё раз встретились на новогоднем празднике, дарили друг другу подарки, вместе смотрели мультфильмы и рассматривали журналы, участвовали в совместных играх.

Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики проявления эмпатии старшими дошкольниками представлены на рисунке 3.

Результаты, представленные на диаграмме, свидетельствуют о достаточно значимых изменениях, которые произошли в развитии эмпатии у старших дошкольников экспериментальной

группы: положительная динамика проявления детьми эмпатии составила 39,5%.

Анализ ответов детей, поясняющих свой выбор, также показал, что ответы существенно изменились. Выбор детьми «звездного мальчика», как и на начальном этапе исследования, в контрольном эксперименте по-прежнему определялся в основном красивым внешним видом персонажа.

Выбор «матери-нищенки» большинство детей мотивировали уже следующим образом: «нужно жалеть тех, кому плохо», «если кто-то плохо одет или бедный, нужно пожалеть и помочь», «я бы дала что-нибудь одеть, это же мама», «если старый и больной, что же, нужно обижать? Нет, надо пожалеть и помочь». Подобные обоснования детьми своего выбора существенно отличаются от тех пояснений, которые давали дети, сделавшие положительный выбор при проведении констатирующего диагностического замера. На заключительном этапе исследования в ответах детей звучало не только сопереживание, но и сочувствие, желание помочь, сделать что-то доброе другому. Это свидетельствует об активном формировании у дошкольников активной эмпатии. Кроме того, большинство старших дошкольников, отдавших выбор «нищенке», высказали отрицательное отношение к действиям «звездного мальчика», назвав его «злым», «недобрым», чего ранее не было.

Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы доказывают

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

29

возможность развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сен-зитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.unam/pages/issues/vestшk/.

2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального разви-

тия дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

3. Гайворонская Т.А., ДеркунскаяВ.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: Методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2007.

4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.

УДК 811.161.1:378:341.95

Петрова Лиллия Геннадиевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Калугина Татьяна Владимировна

Белгородский государственный университет

jasper80@mail. т

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА ТЕКСТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ЭТАП ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с обучением чтению иностранных студентов-медиков на уроках русского языка, приводится система заданий, способствующая пониманию читаемого, конкретизируются факторы, влияющие на развитие и поддерживание у студентов данной категории потребности в чтении профессионально ориентированных текстов на русском языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: иностранные студенты — нефилологи, обучение специальности, чтение и понимание текста, потребность в чтении, профессиональная и социокультурная компетенция, профессиональная значимость информации.

аже сегодня, когда быстрыми темпами развиваются и внедряются инновационные информационные технологии, роль чтения, как посредника в получении информации, едва ли можно переоценить. Без чтения пока трудно обойтись в повседневной жизни, а в образовательном процессе - абсолютно невозможно, ведь чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте. Тем более, нельзя недооценивать роль чтения, если дело связано с обучением иностранных студентов русскому языку как специальности или средству приобретения ими профессии в вузах РФ: в этом случае процесс обучения чтению, во-первых, напрямую связан с развитием устной / письменной речи иностранных студентов. Во-вторых, чтение способствует погружению в язык, обогащает словарный запас, открывает возможность познакомиться с аутентичной лите-

ратурой. В-третьих, повышает профессиональную и социокультурную компетенцию студентов, а также расширяет их кругозор.

Кроме того, и это очень важно, именно благодаря чтению иностранцы, вернувшись на родину, имеют реальную возможность сохранять и даже расширять свои знания по русскому языку, знакомиться с печатными материалами на русском языке как в рамках профессиональнонаучной сферы, так и за её пределами, а впоследствии обмениваться опытом с обучавшимися в России зарубежными коллегами. В последнем случае речь идёт о профессиональной коммуникации (которая, в числе прочего, подразумевает как чтение интересующих материалов по специальности, так и их создание), иными словами, о практическом профессионально значимом уровне владения русским языком, которого можно достичь лишь в процессе речевой деятельности.

Итак, опираясь на цитату И.А. Зимней о том, что «речевая деятельность есть активный, целе-

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Петрова Л.Г, Калугина Т.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.