Самойлова М.В. ©
Старший преподаватель, кафедра технологии и дизайна швейных изделий, Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ
ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В статье представлены результаты эксперимента по формированию исследовательской компетентности будущих инженеров-педагогов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, инженер-педагог, формирующий эксперимент.
Keywords: the research competence, engineer-teacher, the forming experiment.
Актуальность формирования исследовательской компетентности будущих инженеров-педагогов обусловлена потребностями общества в специалистах новой формации, способных к поиску и синтезу новых научных знаний, а также к их использованию на практике в процессе профессионально-педагогической деятельности.
Инженер-педагог - специалист, готовый к осуществлению гуманитарного, технического и профильного аспектов профессиональной деятельности, в структуре которой выделяется две составляющие - профессионально-педагогическая, требующая психолого-педагогической подготовки и профессионально-инженерная, которая требует технологической подготовки. В связи с этим категория «исследовательская компетентность инженера-педагога» рассматривается нами как владение методологией и методами инженерно-педагогического исследования, т.е. процесса планирования, организации и осуществления поисково-преобразующей деятельности, объектом которой выступают психолого-педагогическая и отраслевая составляющие. В свою очередь, структура исследовательской компетентности определена нами как единство трех компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического.
Экспериментальная проверка эффективности формирования исследовательской компетентности будущих инженеров-педагогов предусматривает диагностику повышения уровня сформированности ее компонентов при соблюдении таких педагогических условий, как:
- использование проблемного обучения в процессе профессиональной подготовки;
- внедрение кредитно-модульной системы;
- активизация творческой деятельности в процессе изучения профильных спецдисциплин.
Предмет диагностики - уровень сформированности исследовательской компетентности будущих инженеров-педагогов. В качестве методики опытно-экспериментальной работы выбран сравнительный педагогический эксперимент, в котором подлежит проверке выдвинутая гипотеза о возможности повышения эффективности формирования исследовательской компетентности.
Выборка студентов, участвовавших в эксперименте (210 студентов вузов, обучающихся по специальности «Профессиональное образование»), была разделена на контрольную и экспериментальную группы. Сравнение выборок по статистическому критерию t-Стьюдента показало принадлежность групп к одной генеральной совокупности,
© Самойлова М.В., 2013 г.
характеризующейся на 42, 86% низким и на 57,14% средним уровнем знаний студентов в области осуществления исследовательской деятельности.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе была обеспечена поэтапная апробация методики формирования исследовательской компетентности с первого по третий курсы обучения. А на втором этапе формирующего эксперимента, на четвертом курсе обучения, в экспериментальной группе было осуществлено внедрение авторского курса «Организация исследовательской деятельности», структурно разделенного на два логических содержательных модуля «Понятийный аппарат и методы научного исследования» и «Организация и проведение эксперимента».
Основанием для разработки авторского курса «Организация исследовательской деятельности» послужило отсутствие в содержании профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов образовательного уровня бакалавр дисциплины, обеспечивающей овладение студентами навыками исследовательской деятельности. С целью определения содержания новой дисциплины нами были выявлены составляющие конструкты исследовательской компетентности и обосновано их содержательное наполнение. В качестве составляющих конструктов исследовательской компетентности предложены теоретические методы исследования, эмпирические методы исследования и методика организации процесса исследования. В соответствии с логической структурой учебного материала предусмотрено четыре уровня овладения содержанием выделенных конструктов (элементарный, операционный, проектировочный, технологический). Элементы выделенных уровней овладения были также поэтапно реализованы в процессе изучения авторских модулей в составе спецдисциплин, в содержании учебно-ознакомительной практики, а также во внеаудиторной работе в форме консультаций по подготовке студентов к выступлению на конференциях, написания исследовательских разделов курсовых работ, проектов, подготовки к олимпиаде, учебно-исследовательской деятельности в составе работы научного кружка.
Оценка эффективности авторского курса определена путем сравнения результатов диагностики сформированности каждого из компонентов исследовательской компетентности на первом и на втором этапах формирующего эксперимента. Выбранные методики диагностирования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Методики диагностирования уровней сформированности компонентов исследовательской
компетентности будущих инженеров-педагогов
№ п/п Компонент исследовательской компетентности Методики диагностирования
Определение ценностных ориентаций (методика М. Рокича [3, с. 637-641]);
1. ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ Выявление у студентов мотивов изучения авторского курса «Организация исследовательской деятельности» (авторская модификация методики диагностики учебной мотивации студентов Н. Бадмаевой [1, с. 151155]);
Диагностирование мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана [2, с. 280-282]).
2. КОГНИТИВНИЙ Контрольная работа - когнитивный опрос
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ Самооценка уровней владения элементами исследовательской компетентности
В результате диагностирования ценностно-мотивационного компонента исследовательской компетентности по методике М. Рокича выявлена положительная динамика повышения рангов таких ценностей, как жизненная мудрость, интересная работа, познание, продуктивная жизнь и творчество.
Анализ анкет по выявлению у студентов мотивов исследовательской деятельности после изучения авторского курса «Организация исследовательской деятельности» показал повышение оценок всех групп мотивов, при этом максимальную оценку получила группа профессиональных мотивов, а минимальную - группа мотивов избегания неудач.
При использовании методики К. Замфир в модификации А. Реана был зафиксирован рост показателей внутренней мотивации и понижение оценки внешних негативных мотивов. Преобладание оптимальных мотивационных комплексов характеризует ценностно-мотивационный компонент исследовательской компетентности высоким уровнем сформированности у 53,9% студентов экспериментальной группы в конце эксперимента (рис. 1).
Рис. 1. Показатели сформированности ценностно-мотивационного компонента исследовательской компетентности в конце эксперимента
При этом относительный показатель высокого уровня мотивации в экспериментальной группе преобладает на 8,6%, а показатель низкого уровня мотивации на 10,3% ниже, чем в контрольной группе.
По результатам сравнения оценки сформированности когнитивного компонента исследовательской компетентности (рис. 2), в соответствии с ответами студентов на вопросы контрольной работы, наблюдался рост теоретических знаний студентов экспериментальной группы в области основных категорий и методов исследования, планирования экспериментальной работы, знания методов математической статистики.
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Рис. 2. Показатели сформированности когнитивного компонента исследовательской компетентности в конце формирующего эксперимента
Для оценки динамики изменения деятельностно-практического компонента нами было проведено сравнение самооценки уровней владения студентами составляющими конструктами исследовательской компетентности: теоретическими методами исследования, эмпирическими методами исследования и методикой организации процесса исследования. Низкому, среднему и высокому уровням самооценки соответствовали показатели: «знаком поверхностно», «знаком теоретически» и «активно применяю на практике». Анализ результатов самооценки уровня сформированности деятельностно-практического компонента показал положительные результаты в экспериментальной группе: увеличение количества студентов с практическим уровнем владения методами и методикой организации исследования и уменьшение количества студентов с поверхностным уровнем владения соответствующими составляющими исследовательской компетентности. Общая картина результатов сформированности элементов деятельностно-практического компонента исследовательской компетентности конце эксперимента представлена накопительными диаграммами (рис. 3).
□ знаком поверхностно □ знаком теоретически □ активно применяю на практике
теоретические методы эмпирические методы методика организации исследования исследования исследования
Рис. 3. Уровни сформированности деятельностно-практического компонента исследовательской компетентности в контрольной группе в конце формирующего
эксперимента
Рис. 4. Уровни сформированности деятельностно-практического компонента исследовательской компетентности в экспериментальной группе в конце формирующего
эксперимента
Полученные экспериментальные данные о положительных сдвигах результатов учебной деятельности студентов служат аргументацией в пользу эффективности формирования исследовательской компетентности будущих инженеров-педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
Выполненная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования исследовательской компетентности будущих инженеров - педагогов. К перспективным направлениям дальнейших научных исследований следует отнести: изучение особенностей развития исследуемого качества на различных этапах профессионально-педагогической деятельности, в частности во время повышения квалификации в институтах последипломного педагогического образования; изучение профессиографических характеристик инженера-педагога и их динамику в этот период; осуществление сравнительно-педагогических исследований профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов в Украине и за рубежом.
Литература
1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на влияние умственных способностей: [монография] / Наталья Цыденовна Бадмаева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 280 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: [учебное пособие] / [сост. Д.Я. Райгородский]. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. - 672 с.