Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ МАК 8М453С ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ МИНЕРАЛЬНЫМ МОДИФИКАТОРОМ ТРЕНИЯ FE-DO'

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ МАК 8М453С ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ МИНЕРАЛЬНЫМ МОДИФИКАТОРОМ ТРЕНИЯ FE-DO Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
172
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / ГЕОМОДИФИКАТОР / ТОПЛИВО / МАСЛО / МОЩНОСТЬ / ВТУЛКА ЦИЛИНДРА / ДАВЛЕНИЕ / ТЕМПЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Дунаев А.В., Пустовой Игорь Филиппович, Тарасенко Виктор Евгеньевич, Богатырев С.П.

Цель исследования. Определение эффективности применения противоизносного, ремонтно-восстановительного геомодификатора поверхностей трения ММПТ «Fe-do» в вопросах продления срока службы основных изнашивающихся деталей двигателя: поршневых колец, подшипников, и в целом кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы. Результаты. Анализ результатов работы дизеля после воздействия модификатором позволяет отметить, что зафиксировано увеличение мощности дизеля МаК 8М453С и увеличение запаса мощности при достижении экономии топлива. Температура выпускных газов за цилиндрами составила 330 °С. Запас мощности после применения противоизносного, ремонтно-восстановительного геомодификатора поверхностей трения ММПТ «Fe-do» (по температуре газов) достиг 25% и обеспечивался достаточно убедительно. Обороты газотурбонагнетателя при тех же нагрузках, но при меньших температурах газов и меньших индексах рейки, составили в среднем на 1000 мин-1 меньше. Результат осмотра и контроля цилиндров показал не только отсутствие износа поршневых колец и втулок цилиндров, но даже восстановление размеров втулок до заводских, а также восстановление до 600 мкм изношенной поверхности деталей. Выводы. В виду того, что полученные результаты подтверждены многими испытаниями на трибометрах и на машинах трения в самых различных условиях испытаний, ремонтно-восстановительный геомодификатор поверхностей трения ММПТ «Fe-do» следует рекомендовать для более широкого использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Дунаев А.В., Пустовой Игорь Филиппович, Тарасенко Виктор Евгеньевич, Богатырев С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF TREATMENT OF ENGINE MAK 8M453 WITH HIGH POWER WITH FE-DO MINERAL FRICTION MODIFIER

Purpose of the study. Determination of the effectiveness of the use of anti-wear, repair and restoration geomodifier of friction surfaces MMPT "Fe-do" in matters of extending the service life of the main wearing parts of the engine: piston rings, bearings, and in general the crank mechanism and the cylinder-piston group. Results. An analysis of the results of the diesel engine after exposure to the modifier allows us to note that an increase in the power of the MaK 8M453S diesel engine and an increase in the power reserve while achieving fuel economy have been recorded. The temperature of the exhaust gases behind the cylinders was 330 °C. The power reserve after applying the anti-wear, repair and restoration geomodifier of friction surfaces MMPT "Fe-do" (in terms of gas temperature) reached 25% and has been provided quite convincingly. The speed of the gas turbocharger at the same loads, but at lower gas temperatures and lower rack indices, has been on average 1000 min-1 less. The result of the inspection and control of the cylinders has showed not only the absence of wear of the piston rings and cylinder liners, but even the restoration of the size of the sleeves to the factory ones, as well as the restoration of the worn surface of the parts to 600 microns. Conclusion. In view of the fact that the results obtained have been confirmed by many tests on tribometers and on friction machines under a variety of test conditions, the repair and restoration geomodifier of friction surfaces MMPT "Fe-do" should be recommended for wider use.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ МАК 8М453С ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ МИНЕРАЛЬНЫМ МОДИФИКАТОРОМ ТРЕНИЯ FE-DO»

УДК 621.43:621.892.25

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ МАК 8М453С ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ МИНЕРАЛЬНЫМ МОДИФИКАТОРОМ ТРЕНИЯ FE-DO

12 1 Дунаев А.В., Пустовой И.Ф. , Тарасенко В.Е. , Богатырев С.П.

1ООО «РеалИнПроект» 2Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический

университет»

Аннотация. Цель исследования. Определение эффективности применения противоизносного, ремонтно-восстановительного геомодификатора поверхностей трения ММПТ «Fe-do» в вопросах продления срока службы основных изнашивающихся деталей двигателя: поршневых колец, подшипников, и в целом кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы. Результаты. Анализ результатов работы дизеля после воздействия модификатором позволяет отметить, что зафиксировано увеличение мощности дизеля МаК 8М453С и увеличение запаса мощности при достижении экономии топлива. Температура выпускных газов за цилиндрами составила 330 °С. Запас мощности после применения противоизносного, ремонтно-восстановительного геомодификатора поверхностей трения ММПТ «Fe-do» (по температуре газов) достиг 25% и обеспечивался достаточно убедительно. Обороты газотурбонагнетателя при тех же нагрузках, но при меньших температурах газов и меньших индексах рейки, составили в среднем на 1000 мин-1 меньше. Результат осмотра и контроля цилиндров показал не только отсутствие износа поршневых колец и втулок цилиндров, но даже восстановление размеров втулок до заводских, а также восстановление до 600 мкм изношенной поверхности деталей. Выводы. В виду того, что полученные результаты подтверждены многими испытаниями на трибометрах и на машинах трения в самых различных условиях испытаний, ремонтно-восстановительный геомодификатор поверхностей трения ММПТ «Fe-do» следует рекомендовать для более широкого использования.

Ключевые слова: двигатель, геомодификатор, топливо, масло, мощность, втулка цилиндра, давление, температура.

Введение

Одной из высокоэффективных технологий, доступных для организаций, эксплуатирующих технику, и в тоже время выгодной с экономической точки зрения, является технология «безразборного ремонта» машин. Эта технология заключается в том, что при введении специальных добавок в масло в узлах трения механизма вместо износа может происходить либо обратный процесс, либо на порядок уменьшится скорость изнашивания ресурсных деталей. При этом на рабочих поверхностях деталей происходит образование слоев с высокой износостойкостью и аномально малым коэффициентом трения. Таким образом, можно фактически обеспечить безызносную эксплуатацию техники.

Применение неорганических добавок к маслам известно с доисторических времен: речной ил из Нила, слоистые минералы - графит, каолинит и др. В нашу эпоху - молибденит, мортмориллонит, тальк, а по показателю «цена/качество» наиболее эффективны гидросиликаты магния, алюминия, никеля, железа, так называемые геомодификаторы

поверхностей трения - ГМТ, Mg6(Si4O10)(OH)8) [1]. Апробированы ожелезненный кварцит и даже высокодисперсный кварц. Известно несколько органических добавок, в т.ч. сомнительные «PTFE», соли мягких металлов, растворы жидких галогенов и другие однокомпонентные и смеси, как ремонтно-восстановительные, так и профилактические [1].

Первую апробацию ГМТ на двигателе самолета АНТ-25 провели акад. В.И. Вернадский и его ученик, акад. А.Е. Ферсман. Это обстоятельство было засекречено, позднее забыто и ГМТ с 60-х гг. заново отрывали ученые Ленинграда, а геолог Т.Л. Маринич [2] - по эффекту серпентиновой мелочи на шахтные вагонетки Кольских рудников. В Санкт-Петербурге институтом «Механобр» [2] в 1988 г. были проведены лекции по применению высокодисперсных серпентиновых порошков для узлов трения. Из этого возникло несколько инновационных частных организаций. С 1990 г. первые исследования и эксплуатационную апробацию провела Научно-производственная инновационная фирма «Энион-Балтика [3], за нею: «Руспромремонт», «Форсан», «Викко», «А.Р.Т.», «Эдиал», «Триггер», «РеалИнПроект», «Русноинком», «ЦНТ» и др.

Конечно, высказывались и сами минерологи [2, 4, 5]. Апробацию ГМТ практически на всей машиностроительной продукции провели десятки НИИ и вузы [6-9], крупные гражданские промышленные предприятия (например, РЖД, где были утверждены технологические инструкции ТИ-733...ТИ-736) и др., а также ВМФ, речной флот, МО, департамент энергохозяйства Москвы, на авиамоторе М-14 [10]. Отечественные специалисты апробировали ГМТ в некоторых странах Европы, Азии, Африки, Америки, Новой Зеландии. Налажено их производство 70-ю марками в Санкт-Петербурге, десятками - в Москве, в четырех городах Подмосковья, в Екатеринбурге, несколько марок в Японии, Финляндии. В РФ ими обработаны более миллиона автодвигателей, десятки тысяч иных механических и гидравлических агрегатов, в т.ч. при их работе без масла. Толщина ГМТ-покрытия достигает десятков, сотен мкм, отдельно - до 1 мм.

Нетрадиционная триботехника развивается, создавались комбинированные составы, в т.ч. с трибополимеризующимися непредельными углеводородами марки ЭФ-357 [7] и др. [1, 8, 9]. Одновременно разрабатывались наноалмазные трибопорошки (г. Бийск, Дзержинск, Новосибирск, Минск, Харьков, Красноярск). Ранее в РФ, а затем в Германии апробированы порошки гексагонального нитрида бора. В Красноярском НИИ химии и химической технологии созданы наноразмерные углеродные хлопья GRAF-SB, с которыми в КНР по графеновой госпрограмме производят 20 марок масел и пластичную смазку.

Известно и несколько сверхэффективных органических добавок из США, срабатывающих мгновенно, в РФ и в Европе известны добавки химического воздействия на поверхности трения [1, 8], растворы порошков мягких металлов, их органические соли. Обилие добавок к маслам, в т.ч. дискредитирующих инновацию, требует их классификации и уточнения методов и места их применения, а для ГМТ - стандартизации, уточнения оптимизации в маслах.

Добавки к маслам отличаются тем, что они реагируют не с маслами, а с поверхностями трения, когда присадки (до 20 %) только улучшают функциональные и конституционные свойства масел. А уникальная особенность ГМТ - минимумом порошков постепенное и только при трении наращивание алмазоподобной углеродной пленки, отличающейся высокими твердостью, модулем Юнга, антиадгезионностью [11], наращивающейся даже на сухую. Этому способствуют слоистость частиц ГМТ, хорошее сродство их кремнекислородных тетраэдров к железу, образование ими ювенильных поверхностей трения, наращивание каталитической минеральной сталагмитовой структуры, а на ней благодаря уникальным свойствам атомов

углерода - алмазоподобного углеродного покрытия [1].

В Постановлении СМ СССР № 359 «О мерах широкого использования эффекта безызносности в народном хозяйстве...» уделено внимание и ГМТ и центру их исследования и сертификации в «Механобре».

Уникальная по механо-физико-химии трибообработка с ГМТ хорошо отработана [1], имеет в РФ более 70 марок на основе более чем 160 патентов, продлевает ресурс изношенных агрегатов машин до 3-х раз с рентабельностью до 500 %. Известны сотни актов её апробации, защищены десятки кандидатских, несколько докторских диссертаций, сотни публикаций, защищены три научные открытия. ГМТ «РВС», «СУПРОТЕК», «НИОД» и их аналоги соответствуют сертификату соответствия РОСС RC H00065, согласованное с ВНИИАТ ТУ 0254-002-23124986-96.

Апробация ГМТ рискованно, но удачно проводилась и на судовых дизелях: Дальневосточное Морское Пароходство и Дальневосточная Морская Академия доказали увеличение ресурса обработанных дизелей с ГМТ «НИОД» почти в 2 раза и экономию дизтоплива до 15%. В 2001 г. Российский Морской Регистр Судоходства выдал свидетельство о сертификации предприятия, выполняющего ГМТ-технологию с ГМТ «НИОД».

Позже такую апробацию проводили: Пустовой И.Ф. - на вспомогательных дизелях атомного ледокола «Адмирал Макаров»; Рыжов В.Г. - на дизеле землечерпалки в гавани г. Рига; Ладиков В.В. на главных дизелях океанских судов, в т.ч. круизного лайнера «MV Gloria» в гавани Гамбурга [1].

Опыт применения триботехнических составов в технике показывает существенный положительный эффект, состоящий в увеличении безремонтного срока службы, что особенно актуально, в увеличении межремонтного ресурса ДВС, и снижении эксплуатационных затрат предприятия [1, 2, 3, 10]. В настоящей статье трибообработка двигателя мак 8М453с высокой мощности, проведенная Пустовым И.Ф., описана подробным образом.

Основная часть

Рассматриваемый в настоящей работе среднеоборотный (600 мин-1) восьмицилиндровый дизель МаК 8М453С мощностью 2650 кВт, имел наработку в течение 28 лет около 190 тыс. ч, в 2017 г. после планового среднего ремонта (замены поршневых колец, мотылевых и рамовых подшипников, ремонта цилиндровых крышек) продолжал эксплуатироваться на номинальных эксплуатационных режимах нагрузки (около 70-80% мощности двигателя). При выполнении отдельных технологических операций (до 3-4 х раз в сутки примерно по одному часу) нагрузка могла доходить и до 90-95%.

При этом после проведения ремонтных работ до обработки геомодификатором, среднемесячный расход топлива за сутки составлял - 8,64 т/сутки, а моторного масла марки Mobil 15W30 составлял 100 л/сутки (в течении месяца эксплуатации), позднее 110, а затем 138 л/сутки. При этом, согласно рекомендаций МаК производителя дизеля данной серии, расход масла до 150 л/сутки для дизеля с наработкой 180-200 тыс. ч считается допустимым.

Результаты контроля (с помощью штатных, проходящих ежегодную поверку приборов, установленных на двигателе: как термометры, установленные непосредственно на выходных газовых каналах из каждого цилиндра, так и дистанционные приборы (на основе термопар), с датчиками выведенными в ЦПУ(центральный пост управления) позволили установить, что средняя температура отработанных газов по цилиндрам на полной нагрузке составляла 420 °С и более. То есть, учитывая рекомендованный производителем предел - 450°С, значения находились в пределах норм, но близко к максимально допустимым. Расчетное значение

запаса мощности при этом составляло 5-6 %. Отметим, что запас мощности в эксплуатации увязан с температурой выхлопных газов по цилиндрам, как с наиболее удобным и быстроопределяемым показателем. При этом согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ) дизелей данного назначения и расчетным диаграммам от завода-изготовителя при стендовых и ходовых испытаниях допустимая эксплуатационная мощность двигателя составляет не более 80%. Максимальная эксплуатационная мощность, как правило, не превышает 90% и работа на такой мощности допустима в отдельных случаях не более часа. Предельные температурные показатели отработанных газов также даются в ПТЭ и Инструкции завода-изготовителя. При работе используемая мощность определяется по индикатору и в ЦПУ. Зависимость технико-экономических показателей дизеля МаК 8М453С до обработки геомодификатором ММПТ «Fe-do» по 9-ти рабочим месяцам представлена на рисунке 1.

В конце 2018 г. после очередного текущего ремонта на стадии обкатки дизеля в его масляную систему был введен геомодификатор ММПТ «Fe-do», производимый компанией ООО «РеалИнПроект» (в объеме, рассчитанном по методике компании для указанного двигателя и рабочего объема масла). Это была первая из двух рекомендованных производителем модификатора обработок. Вторая обработка была проведена через 8 месяцев.

л/ сут

180 160 140 120 100 80

т/ сут

11

80

Расход топлива

200

Рисунок 1 - Зависимость технико-экономических показателей дизеля МаК 8М453С до обработки геомодификатором ММПТ «Fe-do» по 9-ти рабочим месяцам

Результаты первой обработки проявились уже после нескольких суток эксплуатации дизеля (рисунок 2):

- расход масла в первые месяцы после ремонта и обработки ММПТ «Fe-do» не превышал 50-65 л/сутки, а затем установился в средних пределах 85 л/сутки. Таким образом, подтверждается экспериментально установленное снижение расхода смазочного масла более

9

5

3

4

6

8

9

чем на 35% от предшествующего эксплуатационного расхода и почти на 45% от нормально допустимого заводом-изготовителем для этого дизеля. Причем до ремонта расход масла доходил до 250 л/сутки;

- расход топлива снизился не менее, чем на 8-10% (по косвенным показателям);

- температура отработавших газов за цилиндрами снизилась, при мощности 80% от номинальной, до 325 °С; таким образом запас мощности вырос до 15-20 %, что также подтверждалось индикатором используемой мощности.

Рисунок 2 - Зависимость технико-экономических показателей дизеля МаК 8М453С после обработки геомодификатором ММПТ «Fe-do» по 9-ти рабочим месяцам

Указанные изменения показателей (эффект от применения состава ММПТ «Fe-do») дизеля сохранялись более 18 месяцев без снижения.

В целом наблюдалось подтверждение эффекта, гарантируемого производителем состава, а именно не менее 3-х лет, что подтверждалось устной информацией, исходящей от руководителя испытаний. А согласно данных производителя геомодификатора ММПТ «Fe-do» при ежегодном вводе уменьшенной дозы состава ММПТ «Fe-do» стабильный эффект повышенных технико-экономических показателей дизеля гарантируется на весь срок его эксплуатации.

Что особенно важно: в начале 2020 года произошел аварийный случай, в результате которого в двигатель попала морская вода. После разборки и очистки всех механизмов означенного двигателя эффект от применения Fe-do сохранился.

Эксплуатация рассматриваемого дизеля сопряжена с использованием танка запасного масла объемом 12,5 тыс. литров и рабочего, так называемого, картерного, масла объемом 2-2,5 тыс. литров. Этого объема масла до обработки дизеля геомодификатором ММПТ «Fe-do» едва хватало для работы в течении 75-90 суток (танк запаса оказывался пустым и 50-75% от нормального уровня масла в картере). После же применения модификатора ММПТ «Fe-do» и работы в указанный период времени в танке запасного масла оставался запас масла 5-6 тыс. л.

- 50 % от объема запасного танка (с учетом полного картерного объема масла), следовательно, экономия масла составила около 2000-2200 л в месяц.

По расходу топлива следует привести некоторые пояснения, т.к. на первый взгляд улучшения не существенны. Но следует принять во внимание следующее:

В 2018 г. в виду особой специфики выполняемых работ дизель работал преимущественно на средней нагрузке. А весь 2019 г. после обработки геомодификатором ММПТ «Fe-do» дизель работал при высокой загрузке, порой приближенной к максимальной. А расход топлива в рассматриваемые периоды времени существенно не отличается.

Анализ результатов работы дизеля после воздействия модификатором позволяет отметить и следующее.

- индекс топливной рейки в 2019 г. меньше на 20-25%, а это, по сути, показатель расхода.

- Pz (максимальное давление газов сгорания топлива по цилиндрам), Pz измерялось штатным судовым прибором, называемым «индикатор Майгак», в отдельных случаях использовался штатный максиметр. Измерения, согласно Правилам эксплуатации, производятся механиками не реже 2-х раз в месяц. Записи температур газов, показания индикаторов и топливной рейки контролируются каждые 4 часа и записываются в машинный журнал. Также записывается суточный расход топлива и масла. При сходных показателях индекса рейки в 2019 г. на 12-15 % выше, а значит и мощность двигателя при одинаковых расходах топлива;

- температура выпускных газов за цилиндрами: 420-450 °С (это предел) в 2018 г. и 330 °С в 2019 г. Т.е. запаса мощности в 2018 г. (по температуре газов) практически нет. А в 2019 г. он до 25% обеспечивался достаточно убедительно.

- обороты газотурбонагнетателя (ГТН): при тех же нагрузках, но при меньших температурах газов и меньших индексах рейки, обороты ГТН в 2019 г. в среднем на 1000 мин-1 меньше.

Отмеченное показывает увеличение мощности дизеля МаК 8М453С и увеличение запаса мощности при одинаковых затратах топлива, а значит и его экономию.

Срок окупаемости затрат на модификатор (две обработки) Fe-do составляет не более 4-6 месяцев (при работе дизеля не менее 480-500 часов в месяц) при гарантированном устойчивом эффекте не менее 3-х лет.

Через 1 г., по рекомендации производителя модификатора, в масляную систему дизеля для продления и закрепления достигнутого эффекта была введена дополнительная доза Fe-do (рассчитанная по методике компании РеалИнПроект для указанного двигателя и рабочего объема масла).

В мае 2020 года дизель МаК 8М453С вскрывался для частичного ремонта, а также для предъявления и осмотра технической инспекцией, норвежской компании ULMATEC.

Результат_осмотра и контроля цилиндров показал не только отсутствие износа поршневых колец и втулок цилиндров (износ втулок, отмеченный на предыдущем ремонте был до 25% и овальность до 30%), но даже восстановление размеров втулок до заводских при использовании геомодификатора ММПТ «Fe-do». Это обстоятельство не является ошибкой измерений. Такому эффекту восстановления есть объяснимые подтверждения действия модификаторов, множество экспериментальных исследований, а также множество публикаций испытаний различных ДВС, которые показали не только снижение износа при применении различных геомодификаторов, в т.ч. Fe-do, но и восстановление до 600 мкм изношенной поверхности деталей. Это подтверждено многими испытаниями на трибометрах

и на машинах трения в самых различных организациях, в т.ч. в МАИ (2014, 2019 г.) с официальными отчетами и фотоматериалами.

Через 10 месяцев после второй обработки дизеля геомодификатором ММПТ «Fe-do» параметры его работы несколько улучшились: при 75-80% нагрузке расход топлива составил 8,1 т/сутки, масла - менее 65 л в сутки.

Заключение

Как показали предшествующие и приведенные исследования, применение ремонтно-восстановительного геомодификатора ММПТ «Fe-do» позволяет значительно продлить срок службы изнашивающихся деталей ДВС, таких как кольца, втулки цилиндров, коренные и шатунные подшипники, плунжерные пары ТНВД (топливный насос высокого давления), форсунки и др. Использование состава ММПТ «Fe-do» позволяет увеличить срок между заменами масла в 1,5-2 раза, а также и интервалы между плановыми ТО.

При этом, наряду со снижением расхода масла на работу механизмов ДВС, достигается уменьшение его «угара», т.е. на сгорание и на загрязнение атмосферы. А двойное продление срока службы масла снижает как затраты на его утилизацию, так и экологический вред.

Снижение расхода топлива является не только выгодой для владельцев дизелей машин, но и такое же снижение тепловых выбросов.

Повышение мощности ДВС при снижении расхода топлива и температур на выпуске газов является следствием более полного сгорания топлива, т.е. сажи в атмосферу выпускается меньше.

Таким образом, применение геомодификатора ММПТ «Fe-do» даёт значительную экономию на техническое обслуживание, ремонт ДВС, на расход топливо-смазочных материалов и достигается снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Список использованных источников

1. Нетрадиционная триботехника. Некоторые итоги развития в России. Монография. Lambert Academic Publishing in animprint of SIA. OmniScrip-tum Publishing, 2018, 217 с. Номер издания 169134. ISBN 978-620-2-09635-5.

2. Зуев, В.В. Конституция, свойства минералов и строение земли. Энергетические аспекты. С.-Пб: Наука. - 2005. - 400 с.

3. НПИФ «ЭНИОН-БАЛТИКА». Сборник материалов по исследованию и применению трибосоставов НИОД за 1991-2003. Самиздат, СПб, 2003. - 144 с.

4. Ващенок А.В., Казарезов В.В., Таловина И.В., Костенко В.В. Серпентины в триботехнике. - Минералогия. - № 1, 2002. - С. 12-17.

5. Телух Д.М., Кузьмин В.П., Усачев В.В. Введение в проблему использования природных слоистых гидросиликатов в трибосопряжениях. Интернет-журнал «Тре- ние, износ, смазка», 2009. - № 3. - С. 13-17.

6. Шабанов А.Ю. Очерки современной автохимии, мифы или реальность. С.-Пб.:, 2004. - 216 с.

7. Дроздов Ю.Н. и др. Новая противоизносная и антифрикционная ресурсовос-станавливающая композиция присадок к смазочным материалам. Проблемы машиностроения и надежности машин. М.: 2004. - № 5. - С. 50-53.

8. Балабанов В.И. и др. Безразборный сервис автомобиля. Обкатка, профилактика, очистка, тюнинг, восстановление. М.: «Известия», 2007. - 272 с.

9. Долгополов К.Н., Потеха В.Л., Любимов Д.Н. Трибология геомодифицированных смазочных материалов: монография. - Гродно: ГГАУ, 2013. - 430 с.

10. ГНЦ РФ. ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова». Отчет о НИР № 13505 «Исследование состава «WL-авиа» на изменение свойств основных деталей двигателей семейства М-14 по результатам стендовых испытаний». М.: 2008. - 35 с.

11. Yuansheng, J. and Shenghua, L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6Si4O10(OH)8 / Superlubricity. Edited by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. - Argonne, USA and Jean-Michel Martin Ecole Centrale de Lyon, Lyon, France. Elsevier B.V., 2007. - Р. 445-469.

List of sources used

1. Non-traditional tribotechnics. Some results of development in Russia. Monograph. Lambert Academic Publishing in animprint of SIA. OmniScriptum Publishing, 2018, 217 p. Edition number 169134. ISBN 978-620-2-09635-5.

2. Zuev, V.V. The constitution, properties of minerals and the structure of the earth. Energy aspects. S.-Pb: Science. - 2005. - 400 p.

3. NPIF "ENION-BALTIKA". Collection of materials on the study and application of tribocompositions NIOD for 1991-2003. Samizdat, St. Petersburg, 2003. - 144 p.

4. Vashchenok A.V., Kazarezov V.V., Talovina I.V., Kostenko V.V. Serpentines in tribotechnics. - Mineralogy. - No. 1, 2002. - S. 12-17.

5. Telukh D.M., Kuzmin V.P., Usachev V.V. Introduction to the problem of using natural layered hydrosilicates in tribocouplings. Internet journal "Friction, wear, lubrication", 2009. - No. 3. - P. 13-17.

6. Shabanov A.Yu. Essays on modern autochemistry, myths or reality. S.-Pb.:, 2004. - 216

p.

7. Drozdov Yu.N. A new anti-wear and anti-friction resource-restoring composition of lubricant additives. Problems of mechanical engineering and reliability of machines. M.: 2004. -No. 5. - S. 50-53.

8. Balabanov V.I. etc. In-place car service. Running-in, prevention, cleaning, tuning, restoration. M.: Izvestia, 2007. - 272 p.

9. Dolgopolov K.N., Potekha V.L., Lyubimov D.N. Tribology of geomodified lubricants: monograph. - Grodno: GSAU, 2013. - 430 p.

10. SSC RF. FSUE "CIAM im. P.I. Baranova. Research report No. 13505 "Research of the WL-avia composition on changes in the properties of the main parts of the M-14 family engines based on the results of bench tests." M.: 2008. - 35 p.

11. Yuansheng, J. and Shenghua, L. Superlubricity of in situ generated protective layer on worn metal surfa ces in the presence of Mg6Si4O10(OH)8 / Superlubricity. Edited by Ali Erdemir Argonne National Laboratory. - Argonne, USA and Jean-Michel Martin Ecole Centrale de Lyon, Lyon, France. Elsevier B.V., 2007. - P. 445-469.

Дунаев А.В., докт. техн. наук,

Пустовой Игорь Филиппович, технический директор (инженер), ООО «РеалИнПроект», Тел. (+7-961) 801-49-12,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-mail RtalInProekt@yandex.ru.

Тарасенко Виктор Евгеньевич, к.т.н., доцент, заведующего кафедрой:

Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет», проспект Независимости, 99, корпус 2, город Минск, 220023, Республика

Беларусь;

факультет «Технический сервис в АПК», кафедра Технологии и организация технического сервиса, кабинет 112; Тел. (+37517) 323-44-64 (рабочий, корпус 2, ауд. 114), (+37529) 694-44-09 (личный, мобильный); E-mail triavt@yandex.ru.

Богатырев С.П., инженер, технический суперинтендант Тел. (+7-961) 801-49-12, Е-mail RtalInProekt@yandex.ru.

RESULTS OF TREATMENT OF ENGINE MAK 8M453 WITH HIGH POWER WITH FE-DO

MINERAL FRICTION MODIFIER Dunaev A.V., Pustovoi I.F., Tarasenko V.E., Bogatyrev S.P.

Annotation. Purpose of the study. Determination of the effectiveness of the use of anti-wear, repair and restoration geomodifier of friction surfaces MMPT "Fe-do" in matters of extending the service life of the main wearing parts of the engine: piston rings, bearings, and in general the crank mechanism and the cylinder-piston group. Results. An analysis of the results of the diesel engine after exposure to the modifier allows us to note that an increase in the power of the MaK 8M453S diesel engine and an increase in the power reserve while achieving fuel economy have been recorded. The temperature of the exhaust gases behind the cylinders was 330 °C. The power reserve after applying the anti-wear, repair and restoration geomodifier of friction surfaces MMPT "Fe-do" (in terms of gas temperature) reached 25% and has been provided quite convincingly. The speed of the gas turbocharger at the same loads, but at lower gas temperatures and lower rack indices, has been on average 1000 min-1 less. The result of the inspection and control of the cylinders has showed not only the absence of wear of the piston rings and cylinder liners, but even the restoration of the size of the sleeves to the factory ones, as well as the restoration of the worn surface of the parts to 600 microns. Conclusion. In view of the fact that the results obtained have been confirmed by many tests on tribometers and on friction machines under a variety of test conditions, the repair and restoration geomodifier of friction surfaces MMPT "Fe-do" should be recommended for wider use.

Key words: engine, geomodifier, fuel, oil, power, cylinder liner, pressure, temperature.

DunaevA.V., ph.d. tech. .sciences, Igor Filippovich Pustovoi, Technical Director (engineer), ReallnProject LLC, Tel. (+7-961) 801-49-12, E-mail RtalInProekt@yandex.ru.

Tarasenko Viktor Evgenievich, Ph.D., Associate Professor, Head of the Department: Educational Institution "Belarusian State Agrarian Technical University", Independence Avenue, 99, building 2, Minsk, 220023, Republic of Belarus; faculty "Technical service in the agro-industrial complex", department of Technology and organization of technical service, office 112; Tel. (+37517) 323-44-64 (working, building 2, room 114), (+37529) 694-44-09 (personal, mobile);

E-mail: triavt@yandex.ru

Bogatyrev S.P., engineer, technical superintendent Tel. (+7-961) 801-49-12, E-mail RtalInProekt@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.