Научная статья на тему 'Результаты моторных исследований двигателя умз-417 с биметаллизированными гильзами цилиндров'

Результаты моторных исследований двигателя умз-417 с биметаллизированными гильзами цилиндров Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / МОТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРОВ / БИМЕТАЛЛИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Уханов Денис Александрович, Салахутдинов Ильмас Рифкатович, Хохлов Алексей Леонидович, Глущенко Андрей Анатольевич

Технико-экономические показатели карбюраторного двигателя выше, если ниже потери на трение в сопряжении «поршень гильза». Для снижения указанных потерь предлагается использовать биметаллизированные гильзы цилиндров, на рабочей поверхности которых выполнены замкнутые кольцевые канавки, заполненные медью. Сравнительные моторные исследования показали, что двигатель с биметаллизированными гильзами цилиндров имеет лучшие мощностные, топливно-экономические и экологические показатели по сравнению с двигателем, оснащенным типовыми гильзами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Уханов Денис Александрович, Салахутдинов Ильмас Рифкатович, Хохлов Алексей Леонидович, Глущенко Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты моторных исследований двигателя умз-417 с биметаллизированными гильзами цилиндров»

УДК 621.431

РЕЗУЛЬТАТЫ МОТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ УМЗ-417 С БИМЕТАЛЛИЗИРОВАННЫМИ ГИЛЬЗАМИ ЦИЛИНДРОВ

Д. А. Уханов, доктор техн. наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. (8412) 62-85-17;

И. Р. Салахутдинов, инженер; А. Л. Хохлов, канд. техн. наук, доцент; А. А. Глущенко, канд. техн. наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», е-таИ: [email protected]

Технико-экономические показатели карбюраторного двигателя выше, если ниже потери на трение в сопряжении «поршень - гильза». Для снижения указанных потерь предлагается использовать биметаллизированные гильзы цилиндров, на рабочей поверхности которых выполнены замкнутые кольцевые канавки, заполненные медью.

Сравнительные моторные исследования показали, что двигатель с биметаллизиро-ванными гильзами цилиндров имеет лучшие мощностные, топливно-экономические и экологические показатели по сравнению с двигателем, оснащенным типовыми гильзами.

Ключевые слова: двигатель, моторные исследования, гильза цилиндров, биметал-лизация, показатели.

Эффективные показатели двигателя тем выше, чем совершеннее теплоиспользова-ние и ниже механические потери и, в частности, потери на трение. Чем меньше работа, затраченная на трение, тем большее количество теплоты от сгорания топлива идет на совершенствование полезной работы [1, 2]. Одним из способов снижения потерь на трение в сопряжении «поршень - гильза» является нанесение на рабочую поверхность гильзы материала, имеющего меньшее сопротивление сдвигу [3-5]. Такие гильзы принято называть биметаллизированными.

Для сравнительной оценки мощностных, топливно-экономических и экологических показателей карбюраторного двигателя, оснащенного типовыми и биметаллизиро-ванными гильзами, скомплектована экспериментальная моторная установка (рис. 1), включающая двигатель УМЗ-417 с системой отвода отработавших газов, динамометрическую машину КИ-5543 со штатны-

ми контрольно-измерительными приборами (весовое устройство тормоза, тахометр, датчик давления масла) и измерительно-регистрирующий комплекс (рис. 2).

Рис. 1. Общий вид экспериментальной моторной установки: 1 - двигатель; 2 - динамометрическая машина; 3 - система отвода отработавших газов

п р! вмт дмрв

СО СО2 СН

Газоанализатор

г 1 г 1 Г

t ч ^вг tож

АЦП ЛА-1,5 РС1

Мультиметр М-890в

Рис. 2. Измерительно-регистрирующий комплекс

р

Р, МПа

3,5

3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

pjLdti ~ii jteii^ikr1

¿¿is.

Р, МПа

3,5

3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

1

\

/ 1 f\

f \ 4л J- j_] kt

180 360 540 720 900 1080 1260 1440

ф, град. п.к.в.

а

0 180 360 540 720 900 1080 1260 1440

ф, град. п.к.в.

б

Рис. 3. Индикаторные диаграммы двигателя, оснащенного типовыми (а) и биметаллизированными (б) гильзами

В состав комплекса входят измерители температуры (тестер - мультиметр М 890G) окружающего воздуха, охлаждающей жидкости, моторного масла в главной масляной магистрали, выхлопных газов, расходомер топлива и воздуха, датчики (ВМТ, отметок зубьев маховика, давления газов, массового расхода воздуха, разряжения, температуры охлаждающей жидкости и масла), аналого-цифровой преобразователь ЛА-1,5PCI, персональный компьютер на базе Pentium-III с монитором «SAMSUNG», стабилизирующий блок питания, газоанализатор Инфрокар М1 01.

Моторные исследования проводились по ГОСТ 14846-81 «Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний» [6].

В процессе исследований осуществлялись замеры следующих параметров: частоты вращения коленчатого вала (л), нагрузки на тормозе (Рт), массовых расходов топлива (Gm) и воздуха (Ое), температур воздуха (te) и охлаждающей жидкости (tox), давления масла (Рм), содержание в отработавших газах оксида углерода (СО) и углеводородов (СН).

На двигатель после испытаний с типовыми гильзами устанавливали аналогичный комплект (гильза - поршень - поршневые кольца) цилиндропоршневой группы номинального размера, гильзы которой были биметаллизированы. Биметаллиза-ция гильз осуществлялась вставками меди по замкнутым кольцевым канавкам, расположенным в три ряда под углом 17° к диаметральной плоскости гильзы, причем средний ряд развернут на 90° относительно верхнего и нижнего рядов [7-9].

Двигатель после монтажа на него как типовых, так и биметаллизированных гильз проходил технологическую обкатку в тече-

ние 3 ч на режимах, сооьветствующих техническим требованиям на капитальный ремонт [10-12].

Согласно инструкции завода-изготовителя ОАО «Ульяновский моторный завод» И37.316.272-2003 двигатель, оснащенный типовыми и биметаллизированными гильзами, работал 35 часов на одних и тех же нагрузочно-скоростных режимах [13]. При этом температура охлаждающей жидкости и моторного масла в главной магистрали соответствовала 85...90 °С, а давление в смазочной системе двигателя 0,3.0,4 МПа.

В конце испытаний снимались индикаторные диаграммы, определялись технико-экономические и экологические показатели двигателя [14-16].

На рис. 3 представлена индикаторная диаграмма двигателя, оснащённого типовыми и биметаллизированными гильзами, при частоте вращения коленчатого вала

800 мин-1.

Аналогичные индикаторные диаграммы снимались при различной частоте вращения в диапазоне от 800 до 4200 мин -1 с интервалом 200 мин -1.

Анализ диаграмм показывает, что у двигателя, оснащённого биметаллизиро-ванными гильзами, максимальное давление газов в конце сгорания на 2.5 % выше, чем у двигателя, оснащенного типовыми гильзами.

По полученным данным были построены скоростные (рис. 4) и нагрузочные (рис. 5) характеристики двигателя, оснащённого типовыми и биметаллизированными гильзами цилиндров.

Анализ скоростных характеристик показывает, что наблюдается рост эффективной мощности двигателя (N), оснащенного би-металлизированными гильзами во всем диапазоне скоростного режима. Так, при ча-

0

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 67

стоте вращения коленчатого вала 4200 мин-1 мощность Ке=67,2 кВт, тогда как у двигателя, оснащенного типовыми гильзами, Ке = 64 кВт. Максимальный крутящий момент (Мк) при частоте вращения 2500 мин-1 составил 176,4 Н • м у двигателя с биметал-лизированными гильзами и 169 Н • м у двигателя с типовыми гильзами. Удельный эффективный расход топлива (де) на номинальной частоте вращения 4200 мин-1 у двигателя с биметаллизированными гильзами снизился на 6,8 % и составил 303,3 г/кВт• ч , тогда как у двигателя с типовыми

а) эффективная мощность (N)

гильзами он равен 321 г/кВт• ч . Часовой расход топлива (в т) составил 20,4 кг/ч у двигателя с биметаллизированными гильзами и 20,8 кг/ч у двигателя с типовыми гильзами.

Показатели нагрузочной характеристики двигателя определяли при частоте вращения коленчатого вала 2500 мин-1, так как эта частота соответствует максимальному крутящему моменту по внешней скоростной характеристике и рекомендована заводом-изготовителем при снятии контрольных точек.

б) крутящий момент ( Мк)

в) удельный эффективный г) часовой расход топлива ( вт)

расход топлива (ge)

♦ - типовая гильза; ■ - биметаллизированная гильза

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя, оснащенного типовыми и биметаллизированными гильзами

От, кг/ч 14 K2 10 8 6 4 2 0

0 10 20 30 40 N0, кВт

а) часовой расход топлива (вт)

ge, гМЗт-ч 700 600 500 400 300 200 100 0

0 10 20 30 40 Ne, К^т

б) удельный эффективный расход топлива ( ge)

СО, % 2,5 2 1,5 1

0,5

10

20

30

40

в) оксид углерода (СО)

СН, % 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

-?-

1=

—^ J—

л— 1 i

—N —

кВт

10

20

30

40

Ne, кВт

г) углеводороды (СН)

♦ - типовая гильза; ■ - биметаллизированная гильза

Рис. 5. Нагрузочная характеристика двигателя, оснащенного типовыми и биметаллизированными гильзами

Анализ нагрузочных характеристик показывает, что часовой расход топлива на режиме малых нагрузок у двигателя с биметаллизированными гильзами составил 3,7 кг/ч при минимальной мощности 5 кВт и оборотах 2500 мин-1 против 3,8 кг/ч у двигателя с типовыми гильзами. Удельный эффективный расход на том же режиме составил соответственно 729 и 735 г/кВт• ч. Наблюдается и разное содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах. У двигателя, оснащенного биметаллизированными гильзами, по сравнению с типовыми снижение СО составило в среднем 10 %, а СН - 8 %.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Использование биметаллизированных гильз

цилиндров позволяет повысить эффективную мощность двигателя в режиме номинальной частоты вращения коленчатого вала на 4,8 %, а максимальный крутящий момент на 4,1 %, уменьшить в среднем часовой и удельный эффективный расходы топлива соответственно на 2,6 % и 5,6 %, снизить содержание в отработавших газах оксида углерода и углеводородов соответственно на 10 и на 8 % по сравнению с работой двигателя, оснащенного типовыми гильзами цилиндров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Автомобильные двигатели / В. М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Воинов и др. - М.: Машиностроение, 1967. - 496 с.

0

0

0

Нива Поволжья № 4 (21) ноябрь 2011 69

2. Болтинский, В. Н. Теория, конструкция и расчёт тракторных и автомобильных двигателей / В. Н. Болтинский. - М.: Сельхоз-издат, 1962. - 388 с.

3. Симдянкин, А. А. Контактно-силовое взаимодействие деталей цилиндро-порш-невой группы: монография / А. А. Симдянкин. - Саратов: Саратовский ГАУ, 2003. -144 с.

4. Теоретическое обоснование применения различных металлов для снижения износа деталей ЦПГ / И. Р. Салахутдинов, А. Л. Хохлов, А. А. Глущенко, К. У. Сафа-ров // Вестник Ульяновской ГСХА. - 2010. -№ 1(11). - С. 127.

5. Салахутдинов, И. Р. Теоретическое обоснование процесса снижения износа ци-линдропоршневой группы биметаллизаци-ей методом вставок / И. Р. Салахутдинов, А. Л. Хохлов, А. А. Глущенко // Вестник Саратовского ГАУ имени Н. И. Вавилова. -2010. - № 2. - С 39-42.

6. ГОСТ 14846-81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. -М.: Изд-во стандартов, 2003. - 45 с.

7. Пат. на полезную модель 93465 Россия. Цилиндропоршневая группа / А. Л. Хохлов, И. Р. Салахутдинов, Е. С. Зыкин, К. У. Сафаров. - № 2010100259/22; Заяв. 11.01.2010; Опубл. 27.04.2010, Бюл. № 12.

8. Салахутдинов, И. Р. Гильза цилиндров двигателя УМЗ-417 с изменёнными физико-механическими свойствами / И. Р. Са-лахутдинов, А. Л. Хохлов, А. А. Глущенко // Вклад молодых учёных в инновационное развитие АПК России: материалы всероссийской НПК молодых учёных - Пенза: ПГСХА, 2010. - С. 107-116.

9. Салахутдинов, И. Р. Обоснование геометрических параметров вставок при би-металлизации рабочей поверхности гильзы цилиндров двигателя УМЗ-417 / И. Р. Салахутдинов, А. Л. Хохлов, К. У. Сафаров. // Молодёжь и наука ХХ1 века: материалы международной НПК молодых учёных. -Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 99-105.

10. Некрасов, С. С. Послеремонтная обкатка двигателя / С. С. Некрасов, Стрельцов, П. И. Носихин // Агропромышленный комплекс России. - 1989. - № 1. - С. 38-39.

11. Нигаматов, М. Х. Ускоренная обкатка двигателя после ремонта / М. Х. Нигаматов. - М.: Колос, 1984. - 79 с.

12. Мухин, Е. М. Приработка и испытание автомобильных двигателей / Е. М. Мухин, Н. И. Столяров. - М.: Транспорт, 1981. - 265 с.

13. Инструкция завода-изготовителя ОАО «Ульяновский моторный завод» И37.316. 272-2003 на обкатку и испытание двигателей мод. 4178.10. - 68 с.

14. Хитрюк, В. А. Практикум по автотракторным двигателям: учеб. пособие / В. А. Хитрюк, Е. С. Цехов. - Мн.: Ураджай, 1989. - 143 с.

15. Данилов, А. С. Лабораторный практикум по испытаниям двигателей внутреннего сгорания / А. С. Данилов, Р. К. Сафа-ров, П. Н. Аюгин. - Ульяновск: УГСХА, 2001. - 78 с.

16. Автомобили и двигатели. Испытания: лабораторный практикум / Д. А. Уханов, Х. Х. Губейдуллин, А. Л. Хохлов, Р. К. Са-фаров. - Ульяновск: УГСХА, 2011. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.