УДК 613.96:159.922.2
РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ДЕПРЕССИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ В СРАВНЕНИИ С ПОДРОСТКАМИ, ЖИВУЩИМИ В БОЛЕЕ БЛАГОПОЛУЧНОМ РАЙОНЕ
А.Н. Краснова, ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
Краснова Алина Николаевна - e-mail: [email protected]
Здоровье подростков за последние годы значительно ухудшилось. Чем хуже социальноэкономические условия, тем хуже здоровье населения, в них проживающего. Нами проведен углубленный медицинский осмотр 220 подростков 15-17 лет, проживающих на депрессивной территории, с оценкой физического, полового развития, уровня резистентности, силовых и функциональных показателей. Исследование показало, что подростки, поживающие на депрессивной территории, имеют худшие показатели здоровья по сравнению с подростками, живущими в более благоприятных условиях.
Ключевые слова: здоровье подростков, комплексная оценка, депрессивная территория.
Health of teenagers during the last years has considerably become worse. As the worse are social and economic conditions the population lives in, so much the worse is it's health. We've spent profound examination of 220 teenagers 15-17 years old who are living in depressed area. Particularly we've examined their physical and sexual development, level of their resistance, power and functional indicators. Studies indicated worse state of health of teenagers, that live in depressed area, in comparison with the children of the same age, who have better living conditions.
Key words: health of teenagers, complex assessment, depressed area.
Введение
Одной из основных задач российского общества является обеспечение гармоничного роста и развития подростков до достижения ими зрелого возраста, так как от этого зависит уровень благосостояния и стабильности в регионах страны в последующие десятилетия [1]. Не случайно в своем ежегодном послании Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года Президент России Д.А. Медведев обозначил приоритеты развития страны на ближайшие годы, где на пер-
вом месте - забота о будущих поколениях - новая стратегия государственной политики в области детства.
Результаты Всероссийской диспансеризации 2002 года показали сформировавшиеся отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков -снижение доли здоровых детей (с 45,5 до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое количества детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. А по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и ^
ПЕДИАТРИЯ
ПЕДИАТРИЯ
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
подростков ГУ НЦЗД РАМН заболеваемость детей и подростков по результатам массовых осмотров намного выше таковой по результатам диспансеризации.
С 2006 года в Российской Федерации действует приоритетный национальный проект «Здоровье», в результате которого улучшилась материальнотехническая база лечебно-профилактических учреждений, увеличено финансирование здравоохранения, проходят обучение медицинские кадры. Несмотря на улучшение некоторых демографических показателей в последние годы (уменьшение младенческой смертности по РФ в динамике за пять лет с 13,3%о в 2002 г. до 10,2%о в 2006 г., увеличение рождаемости), качественные показатели здоровья детей и подростков продолжают ухудшаться. Сравнительный анализ заболеваемости детского населения показывает, что наиболее неблагоприятная ситуация характерна для подростков 15-17 лет. Так, по данным официальной статистической отчетности за период с 2001 по 2008 год значительно ухудшились показатели, характеризующие заболеваемость детей именно старшего подросткового возраста. Частота всех классов болезней и первичная заболеваемость среди подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 66,0% и 64,4% соответственно [1].
На здоровье подрастающего поколения большое влияние оказывают социально-экономические условия, в которых развивается подросток. Наблюдавшийся в стране в последние десятилетия экономический спад привел к тому, что на сегодняшний день территорию России нельзя назвать однородной по уровню экономического и социального развития. И хотя Удмуртская Республика, по данным Независимого института социальной политики, и относится к регионам со средним уровнем экономического развития, в ее состав входят территории, которые имеют сегодня очень низкие экономические и социальные показатели. Такие регионы принято называть депрессивными. По сумме интегральных показателей, отражающих демографические, социальные, экономические процессы, одной из таких депрессивных территорий является Камбарский район Удмуртской республики [2]. Вероятно, чем хуже социально-экономические условия, тем хуже здоровье населения в них проживающего. Мы не встретили в литературе исследований состояния здоровья подростков 15-17 лет, проживающих на депрессивной территории. Это и послужило поводом для проведения настоящего исследования.
Цель настоящего исследования: на основании комплексной оценки изучить состояние здоровья подростков, проживающих на депрессивной территории в сравнении с подростками, проживающими в более благополучном районе.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели нами был проведен углубленный медицинский осмотр 220 подростков 15-17 лет, проживающих в Камбарском районе Удмуртской Республики с оценкой физического, полового развития, уровня резистентности, силовых и функциональных показателей. Группу сравнения составили 98 подростков из Якшур-Бодьинского райо-
на УР, который относится к территориям со средним уровнем социально-экономического благополучия. Им было проведено аналогичное обследование.
Исследуемые группы подростков были уравновешены по полу и возрасту.
Обработка данных проводилась в операционной системе Windows ХР с использованием таблиц Microsoft Excel, пакета программы SPSS версия 11.0.1, программы SigmaStat 3.00. Статистический анализ выполнялся стандартными методами параметрической статистики с использованием критерия достоверности Стъюдента. Из непараметрических методов оценки достоверности различий между группами использовался критерий согласия х2, для оценки различий между двумя средними тенденциями был использован критерий Манна-Уитни. Количественные данные представлены относительными величинами (Р), средней величиной (М), ошибкой средней (±m). Различия считались достоверными при p<0,05.
Результаты и их обсуждение
Уровень физического развития подростков двух районов в целом различался не достоверно, однако среди подростков, проживающих в Якшур-Бодьинском районе, было значимо больше детей с высоким уровнем физического развития (р<0,05).
Более гармоничным физическое развитие также было у подростков группы сравнения - среди них дети с гармоничным физическим развитием встречались достоверно чаще, в Камбарском же районе было достоверно больше подростков с резко дисгармоничным уровнем физического развития (таблица 1). При этом, несмотря на то, что в Якшур-Бодьинском районе, также как и в Камбарском, дисгармоничность физического развития была обусловлена преимущественно избытком массы тела, процент встречаемости избыточной массы в группе сравнения был все таки несколько ниже - 21,6±4,2%, против 27,6±3,0% в группе наблюдения (р>0,05), тогда как дефицит массы тела в два раза чаще встречался в группе наблюдения - 11,2±2,1% против 5,4±2,3% в группе сравнения (р>0,05).
ТАБЛИЦА 1.
Гармоничность физического развития подростков сравниваемых районов (на 100 обследованных)
Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01.
Физическое развитие Камбарский р-н Якшур-Бодьинский р-н
Гармоничное 61,2±3,3* 73,0±4,5*
Дисгармоничное 26,5±2,9 21,8±4,2
Резко дисгармоничное 12,3±2,2** 5,2±2,2**
Силовые показатели, напрямую взаимосвязанные с физическим развитием подростков, также имели достоверные различия. Так, значения кистевой динамометрии ниже нормы чаще встречались среди подростков Камбарского района - 38,4+3,3% против 23,2+4,3% в Якшур-Бодьинском районе (р<0,001) и, соответственно, подростков, имеющих показатели кистевой динамометрии соответствующие полу и возрасту, достоверно больше было в Якшур-Бодьинском районе - 76,8+4,3% против 61,3+3,3% в Камбарском.
Значения силового индекса - показателя, отражающего
соотношение силы сжатия кисти и массы тела, также достоверно отличались (х2 = 12,01 |}=1, р<0,001): если в Якшур-Бодьинском районе девять из десяти подростков (91,9+2,8%) имели нормальные значения силового индекса, то в Камбарском районе таких было лишь 62,3+3,3% (р<0,001). Это соотносится с более высокой частотой встречаемости дефицита массы тела среди подростков Камбарского района по сравнению с подростками группы сравнения, и показывает, что этот дефицит, вероятнее всего, обусловлен именно дефицитом мышечной массы.
Функциональное состояние респираторной системы у подростков двух сравниваемых районов достоверно не отличалось.
Результаты изучения заболеваемости подростков Камбарского района по данным углубленного медицинского осмотра показали, что она была высокой и составила 3599,9%о, что существенно выше показателей общей заболеваемости, приводимых как в официальных отчетах, так и в данных, получаемых при проведении ежегодных профилактических осмотров подростков в учебных заведениях. Причем, заболеваемость среди девочек была достоверно выше и составила 3666,1%о против 3507,1%о у мальчиков (р<0,001).
Сравнение результатов углубленного медицинского осмотра подростков двух районов показало, что заболеваемость в Якшур-Бодьинском районе была высокой, но все-таки значительно ниже, чем в Камбарском, и составила 3375,4%о (р<0,01) (таблица 2). Разница в заболеваемости сформировалась преимущественно за счет болезней органов пищеварения (в особенности за чет высокой встречаемости кариеса зубов среди подростков группы наблюдения) (р<0,01), а также патологии эндокринной системы (в Якшур-Бодьинском районе реже встречалась гиперплазия щитовидной железы, ожирение) (р<0,05).
Изучение уровня резистентности обследованных подростков, исходя из частоты и степени тяжести эпизодов ОРВИ в году, показало, что резистентность у подростков группы сравнения существенно не отличалась от таковой в группе наблюдения.
На основании комплексной оценки состояния здоровья подростков в обоих районах мы распределили их по группам здоровья. К первой группе здоровья не был отнесен ни один обследованный подросток (таблица 3). В обоих районах большая часть детей имели различные функциональные отклонения и хронические заболевания и относились ко второй и третьей группам здоровья. Так, в Камбарском районе ко II и к III группам было отнесено примерно равное количество подростков (42,4% и 43,7% соответственно), остальные дети относились к IV группе здоровья, 57,6% подростков имели хронические заболевания, причем среди
девочек они встречались чаще. Распределение обследованных подростков двух районов по группам здоровья не носило существенных отличий.
ТАБЛИЦА 2.
Структура заболеваемости подростков двух сравниваемых районов по данным углубленного медицинского осмотра
(на 1000 обследованных)
Примечание: *- р<0,05, **- р<0,01.
Классы болезней Камбарский р-н Якшур-Бодьинский р-н
Болезни эндокринной системы 106,0* 75,3*
Болезни нервной системы 79,5 56,7
Болезни глаза и его придаточного аппарата 225,3 274,8
Болезни системы кровообращения 708,6 750,2
Болезни органов дыхания 509,9 448,1
Болезни органов пищеварения 741,7** 524,7**
Болезни мочеполовой системы 152,3 116,2
Болезни кожи и подкожной клетчатки 103,1 179,6
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 933,8 925
Прочие заболевания 39,7 24,8
ВСЕГО 3599,9** 3375,4**
ТАБЛИЦА 3.
Распределение подростков двух сравниваемых районов по группам здоровья на основании углубленного медицинского осмотра
(на 100 обследованных)
Район Группа здоровья
II группа III группа IV группа
Камбарский 42,4±3,3 43,7±3,3 13,9±2,3
Якшур-Бодьинский 37,8±4,9 54,1±5,0 8,1±2,8
Заключение
Таким образом, сравнительный анализ состояния здоровья подростков Камбарского и Якшур-Бодьинского районов показал, что подростки, проживающие на депрессивной территории, по сравнению с подростками группы сравнения, отличались менее гармоничным физическим развитием и более высокой частотой встречаемости как избытка, так и дефицита массы тела, более низкими силовыми показателями. Заболеваемость по данным углубленного медицинского осмотра среди них также была выше. ^
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. и др. Здоровье и развитие подростков России. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. 54 с.
2.Ежова Н.Н., Кирьянов Н.А., Башкирова Г.А. и др. Оптимизация демографической ситуации региона на основе типологизации муниципальных образований: монография. Ижевск. 2010. 84 с.
ПЕДИАТРИЯ