Проблемы стоматологии Стоматология детского возраста, профилактика и ортодонтия Actual problems in dentistry 2019, том 15, № 2, стр. 68— 73 Оригинальные исследования / Original research papers 2019, vol. 15, № 2, pp. 68 — 73
© 2019, Екатеринбург, УГМУ Pediatric Dentistry, prophylaxis and orthodontics © 2019, Ekaterinburg, USMU
DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-2-68-73 УДК: 614.253.2/.254:616.314-053.2/.5
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ДЕТСКИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ ИНДИКАТОРОВ
Кисельникова Л. П., Мирошкина М. В., Зуева Т. Е.
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России, г. Москва, Россия
Аннотация
Предмет. Существует ряд европейских индикаторов мониторинга системы стоматологического здравоохранения, в частности, это индикаторы С. 3 («Удовлетворенность качеством предоставленных услуг») и C. 4 («Удовлетворенность заработной платой»). Высокая удовлетворенность трудом персонала приводит к повышению эффективности работы организации в целом, однако в России встречаются единичные сведения по изучению данных параметров у врачей медицинских организаций.
Цель — определить степень удовлетворенности врачей-стоматологов детских своей работой, в частности качеством предоставляемых услуг и заработной платой.
Методология. Дана оценка удовлетворенности врачей-стоматологов детских по двум европейским индикаторам мониторинга системы стоматологического здравоохранения (С. 3 и С. 4). Проведено интервьюирование 232 врачей в возрасте от 22 до 65 лет, работающих в организациях с разной формой собственности г. Москвы и Московской области. Учитывались такие факторы, как возраст врача, степень удовлетворенности врачей материально-технической базой и формой собственности организации.
Результаты. Выявлена зависимость индикаторов С. 3 и С. 4 от данных показателей. Так, в группе врачей частного сектора удовлетворенность от проведенной ими лечебной работы составила 81,2 %, от профилактической — 72,9 %. Среди врачей, работающих в государственных организациях, данное соотношение составило 77,3 и 58,4 % соответственно. При этом с увеличением возраста врача удовлетворенность от качества оказываемых лечебных услуг снижается с 77,9 в возрастной группе 22—39 лет до 50 % в 60 лет, от профилактической работы — с 65 до 39,6 % соответственно. Удовлетворены заработной платой 91,6 % респондентов частного сектора и 41,5 % — государственных учреждений, при этом данные показатели имеют тенденцию к снижению с увеличением возраста врача.
Выводы. Наибольшая степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью наблюдается в группе врачей от 22 до 39 лет, работающих в организациях частного сектора.
Ключевые слова: европейские индикаторы стоматологического здоровья, удовлетворенность трудом, врачи-стоматологи детские, медицинские организации, анкетирование
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов The authors declare no conflict of interes
Адрес для переписки:
Correspondence address:
Мария В. МИРОШКИНА
127206, г. Москва, ул. Вучетича, 9Ас1 Тел:: 8916-980-0808 [email protected]
Образец цитирования:
Кисельникова Л. П., Мирошкина М. В., Зуева Т. Е.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ -СТОМАТОЛОГОВ
ДЕТСКИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ ИНДИКАТОРОВ
Проблемы стоматологии, 2019, т. 15, № 2, стр. 68 — 73
© Кисельникова Л. П. и др. 2019
DO1: 10.18481/2077-7566-2019-15-2-68-73
Maria V. MIROSHKINA
127206, Russia, Moscow, Vuchetich str., 9Ac1 Phone: +79169800808 [email protected]
For citation:
Kiselnikova L. P., Miroshkina M. V, Zueva T. E.
RESULTS OF THE STUDY PEDIATRIC DENTISTS ACTIVITY
ACCORDING TO EUROPEAN INDICATORS
Actual problems in dentistry, 2019, vol. 15, № 2, pp. 68— 73
© Kiselnikova L. P. al. 2019
DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-2-68-73
DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-2-68-73
RESULTS OF THE STUDY PEDIATRIC DENTISTS' ACTIVITY ACCORDING TO EUROPEAN INDICATORS
Kiselnikova L. P., Miroshkina M. V., Zueva T. E.
MSUMD named after A.I. Evdokimov, Moscow, Russia, Abstract
Relevance of the topic. There are a number of European indicators to monitor the dental healthcare system including C.3 (Satisfaction with service quality) and C.4 (Satisfaction with pay). High job satisfaction among the personnel leads to an increase in effective functioning of the whole organization. However, there are few data on such indicators for clinicians/dentists in Russia. Aim — to study the level of job satisfaction of pediatric dentists, especially the satisfaction with service quality and pay. Methods and materials. The satisfaction of pediatric dentists was measured according to two European indicators (C.3 and C.4) of dental healthcare monitoring. 232 dentists (aged 22—65 years old) working for clinics of different type of ownership in Moscow and Moscow regions were interviewed. Such factors as the dentist's age, the level of satisfaction with dental materials, instruments and equipment, the type of ownership were under study.
Results. The study showed dependence of C.3 and C.4 on the factors mentioned above. 81,2 % of the dentists of private clinics were satisfied with the treatment and 72,9 % — with the preventive dental care provided for their patients. In public clinics this proportion was 77,3 and 58,4 %. Meanwhile, the older the dentist was the less satisfaction with the dental service he had: 77,9 % of the dentists of 22—39 years old and only 50 % of those of 60 years old. The satisfaction with preventive dental care was getting lower too: from 65 to 39,6 %. 91,6 % of dentists working for the private sector were satisfied with pay compared with only 41,5 % in public clinics. This figure tended to go down with a rise of the dentist's age.
Conclusion: the dentists of 22—30 years old working for the private sector showed the highest level of job satisfaction. Keywords: european indicators of dental health, job satisfaction, pediatric dentists, medical organization
Введение
Для оценки стоматологического здоровья населения стран Европы Европейской Комиссией (EC) совместно с Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO) предложен ряд индикаторов (ECOHIDI-2005, ECOHIDII-2008). Они используются для мониторинга состояния здоровья полости рта детей, подростков, населения в целом, оценки систем стоматологической помощи населению, а также взаимосвязи стоматологического здоровья и качества жизни [1—4]. Существует ряд европейских индикаторов мониторинга системы стоматологического здравоохранения, которые анализируются ежегодно и являются базовыми при мониторинге и совершенствовании системы услуг, а также планировании реформ здравоохранения, в частности, это индикаторы С. 3 («Удовлетворенность качеством предоставленных услуг») и C. 4 («Удовлетворенность заработной платой»).
Понятие «удовлетворенность» характеризуется как психологическое состояние человека, связанное с исполнением его стремлений, желаний и потребностей. При этом поставленная цель должна быть достижимой, но одновременно требующей поддержания настойчивого желания чего-нибудь достичь или что-нибудь осуществить [5].
В европейских странах изучению этого вопроса уделяют значительное внимание, так как высокая удовлетворенность трудом персонала приводит к повышению эффективности работы организации в целом [6, 7].
В отечественной литературе встречаются единичные сведения по изучению данных параметров у врачей медицинских организаций. Так, Черкасов С. Н., Костикова А. Ю. (2017) изучали степень удовлетворенности врачей общего профиля на базе государственных медицинских амбулаторно-кли-нических учреждений г. Москвы. Панкевич В. И., Школьникова М. А., Югай М. Т. (2015) сравнивали удовлетворенность врачей общего профиля московских медицинских организаций различных форм собственности и разработали рекомендации для ее повышения. Евстигнеевым С. В., Васильевым В. В. (2016) осуществлена оценка удовлетворенности работой врачебного персонала областной клинической больницы им. Н. Н. Бурденко Пензенской области [8—10].
Однако работ по изучению удовлетворенности трудом врачей-стоматологов детских в отечественных и зарубежных источниках мы не встретили.
Услуги реформированной системы здравоохранения должны соответствовать принятым медицинским стандартам. Детская стоматология должна быть высококачественной, доступной для всех нуждающихся и в то же время рентабельной отраслью здравоохранения. Объем основных стоматологических услуг должен определяться государством под влиянием специалистов, работающих в области их предоставления, и потребителей услуг, чтобы соотнести потребности пациентов с нюансами своей деятельности, по возможности расширить спектр своих услуг, взять за пример хороший опыт и решить существующие проблемы [11, 12].
Проблемы стоматологии 2019, том 15, № 2, стр. 68 — 73 © 2019, Екатеринбург, УГМУ
Стоматология детского возраста, профилактика и ортодонтия Оригинальные исследования / Original research papers Pediatric Dentistry, prophylaxis and orthodontics
Индикатор С. 3 определяется как полученная удовлетворенность врачами- стоматологами от качества лечения своих пациентов по каждому аспекту: общему, профилактическому, лечебному и ортодон-тическому При этом удовлетворенность трактуется как ответ о личных ощущениях с целью оценки суждений, которые стоматологи делают о своем клиническом опыте. В данном случае качество медицинской помощи определяется как уровень желаемых результатов, к которым стремится система здравоохранения как для всего населения в целом, так и для каждого отдельно взятого гражданина, и для достижения которой необходимо постоянство высокого уровня профессионализма (USAID, 1999 г.). Качество медицинской помощи — важный показатель разницы между эффективностью и результативностью относительно работников сферы здравоохранения с учетом их рабочей среды [13, 14]. Данные, полученные при использовании этого индикатора, субъективно варьируются и дают возможность понять, насколько стоматологи удовлетворены качеством системы предоставления стоматологических услуг относительно любой клинической специальности. Можно идентифицировать и анализировать личное отношение, удовлетворенность и качество жизни относительно стоматологического лечения, оценивать эффективность системы стоматологического здравоохранения.
Индикатор С. 4 определяется как удовлетворенность врачами-стоматологами заработной платой. Данный параметр соответствует ответу о личных ощущениях с целью оценки суждений стоматологами о своей полной заработной плате в результате профилактики и терапевтического лечения стоматологических заболеваний. Понятие «заработная плата» трактуется как денежная компенсация работникам сферы здравоохранения за труд и потраченное время (World Bank, 2000 г.). Факторы оплаты труда считаются одними из основных показателей профессиональной мобильности при реформировании систем здравоохранения [15]. В то же время факторы оплаты труда зависят от законодательства в сфере стоматологии. По данным Brenan DS (2002), при подсчете индексов выявлена переориентация врачей-стоматологов на профилактический подход к лечению пациентов [16, 17]. Данная тенденция в последнее время наблюдается и в России [18, 19].
Исследование удовлетворенности трудом несет субъективный принцип, поэтому сведения должны собираться в виде опросов у разных групп стоматологов, что повысит ценность данного метода.
Изучая степень удовлетворенности трудом, важно учитывать пол, возраст, а также условия, в которых работает врач, что, как правило, зависит от формы собственности медицинской организации.
Цель — определить степень удовлетворенности врачей-стоматологов детских своей работой, в частности качеством предоставляемых услуг и заработной платой.
Материалы и методы
Для сбора данных был использован метод анонимного добровольного анкетирования. Применялась анкета, разработанная для индикаторов С. 3 и С. 4 оценки систем стоматологической помощи населению. Объект исследования — 232 врача-стоматолога в возрасте от 22 до 65 лет, работающих в разных организационных структурах г. Москвы и Московской области по специальности «стоматология детская». Анализ анкетирования врачей проводился по двум ключевым группам в зависимости от возраста респондентов и типа медицинской организации.
Результаты исследования
В результате исследования проанкетировано 106 врачей государственных учреждений, 96 врачей частных структур и 30 врачей, совмещающих практику в учреждениях с различной формой собственности. Помимо вопросов, касающихся непосредственно степени удовлетворенности врачей доходом и качеством предоставленных услуг, был проведен анализ условий труда. В частности, врачи отвечали на вопросы относительно оборудования и материалов, используемых ими.
При опросе 232 врачей-стоматологов детских выведены средний возраст врача, который составил 37 лет, и стаж работы — 11,5 года. При этом удовлетворенность заработной платой соответствовала
61.6 %, а удовлетворенность качеством предоставленных услуг — 75 %.
При ответах на вопросы относительно оборудования рабочего места большая часть врачей, а именно
65.7 %, отметили отличную и хорошую степень удовлетворенности своими условиями труда. Как удовлетворительный данный показатель оценили 31,8 % врачей и лишь 2,5 % оказались недовольны оборудованием своего рабочего места. Интересно отметить, что врачей из частных организаций в данной группе нет. Среди врачей, работающих в частных организациях, показатель удовлетворенности условиями труда составил 94,3 %. При этом коллеги, трудящиеся в государственных учреждениях, были довольны лишь в 55,2 % случаев (рис. 1).
При анализе степени удовлетворенности своим трудом проводилось изучение такого фактора, как обеспеченность врача расходными материалами. Оказалось, что лишь 24 % врачей полностью обеспечены материалами, которые предоставляет лечебная организация. Основная доля респондентов вынуждены докупать материалы самостоятельно (72,5 %). 3,5 % врачей-стоматологов детских исполь-
зуют в своей работе исключительно собственные материалы (рис. 2).
В табл. 1 представлены данные изучения исследуемых параметров в зависимости от типа медицинской организации.
При анализе степени удовлетворенности врачей-стоматологов детских заработной платой (индикатор С. 4) было установлено, что довольны 91,6 % врачей, работающих в частных медицинских организациях. Для врачей государственных поликлиник данный показатель составил 41,5 %, в то время как для врачей, совмещающих работу в учреждениях с разной формой собственности, он оказался минимальным — 33,3 %. При изучении степени удовлетворенности качеством оказываемых услуг (индикатор С. 3), в зависимости от типа медицинской организации доля врачей, отметивших, что они удовлетворены своей лечебной работой, распределилась следующим образом: 81,2 % — врачи частных клиник; 77,3 % — врачи государственных поликлиник и 66,6 % — врачи, совмещающие работу в организациях с разной формой собственности. Врачи всех групп отметили, что степень удовлетворенности от проведенной профилактической работы ниже, чем от лечебной. При этом наибольшую степень удовлетворенности обозначили врачи частных организаций — 72,9 %. Примерно одинаково распределись показатели врачей государственных поликлиник и врачей, работающих в организациях с разной формой собственности, указавших, что они удовлетворены своей профилактической работой на 58,4 и 60 % соответственно.
Таблица 1
Анализ индикаторов С. 3 и С. 4 среди врачей-стоматологов детских в зависимости от типа медицинской организации
Table 1
Analysis of C. 3 and C. 4 indicators among pediatric dentists depending on the type of the clinic
Тип медицинской организации Индикатор С. 4 Индикатор С. 3
% врачей, удовлетворенных доходом % врачей, не удовлетворенных доходом % врачей, удовлетворенных лечебной работой % врачей, удовлетворенных профилактической работой
Частная клиника 91,6 8,4 81,2 72,9
Государственная поликлиника 41,5 58,5 77,3 58,4
Частная и государственная организации 33,3 66,7 66,6 60,0
Таблица 2
Анализ индикаторов С. 3 и С. 4 среди врачей-стоматологов детских в зависимости от возраста
Table 2
Analysis of C. 3 and C. 4 indicators among pediatric dentists depending on the age
Индикатор С. 4 Индикатор С. 3
Возраст врача-стоматолога детского % врачей, удовлетворенных доходом % врачей, не удовлетворенных доходом % врачей, удовлетворенных лечебной работой % врачей, удовлетворенных профилактической работой
20—39 лет 68,8 31,2 77,9 65,0
40—59 лет 45,7 54,3 58,0 32,1
60 лет и старше 25,0 75,0 50,0 39,6
отлично хорошо
удовлетворительно плохо
Рис. 1. Степень удовлетворенности врачей-стоматологов детских оборудованием рабочего места
Fig. 1. Satisfaction with workplace equipment
закупают самостоятельно
используют материалы ЛПУ
используют материалы ЛПУ и закупают сами
Рис. 2. Степень обеспеченности врачей-стоматологов детских расходными материалами
Fig. 2. Provision with dental materials and dental instruments
В табл. 2 представлены данные изучения исследуемых параметров в зависимости от возраста врачей.
При анализе показателей врачей в возрастной группе от 20 до 39 лет было установлено, что 68,8 % опрошенных врачей были удовлетворены доходом,
Проблемы стоматологии 2019, том 15, № 2, стр. 68 — 73 © 2019, Екатеринбург, УГМУ
Стоматология детского возраста, профилактика и ортодонтия Оригинальные исследования / Original research papers Pediatric Dentistry, prophylaxis and orthodontics
в то время как 31,2 % — не удовлетворены. В более старшем возрасте процент врачей, удовлетворенных доходом, был меньше и соответствовал 45,7 %, а процент не удовлетворенных доходом был выше и составил 54,3 %. Аналогичная тенденция к снижению удовлетворенности доходом отмечена у врачей в возрасте 60 лет и старше: только 25 % врачей этого возраста отметили удовлетворенность доходом, а количество врачей, которые своим доходом не удовлетворены, составило 75 %.
При анализе степени удовлетворенности врачей качеством оказываемых ими услуг в возрастной группе от 20 до 39 лет установлено, что 77,9 % врачей удовлетворены своей лечебной работой, в то время как профилактической удовлетворено меньшее количество врачей данной группы — 65 %. В более старшей возрастной группе врачей степень удовлетворенности лечебной работой оказалась ниже и составила 58 %, при этом степень удовлетворенности от оказываемых профилактических мероприятий также снижена — 32,1 %. Наиболее низкие показатели степени удовлетворенности наблюдались у врачей-стоматологов детских в возрасте 60 лет и старше: лишь 50 % респондентов в данной возрастной группе были удовлетворены качеством лечебной работы и 39,6 % — профилактической. Степень удовлетворенности предоставленных лечебных и профилактических услуг среди всех респондентов составила: лечебная работа — 77,6 %, профилактическая — 63,8.
Выводы
1. У врачей-стоматологов детских, которые работают в частных организациях, удовлетворенность как лечебной, так и профилактической работой выше, чем у врачей государственных учреждений.
2. С возрастом удовлетворенность проводимой работой у врачей-стоматологов детских снижается с 77,9 до 50 %.
3. Врачи в наибольшей степени удовлетворены своей лечебной (77,6 %) и в меньшей степени профилактической (63,6 %) работой.
4. Большая часть врачей (примерно 76 %) закупают расходные материалы самостоятельно, что негативно отражается на степени удовлетворенности трудом.
5. Больше половины респондентов (65,7 %) довольны оборудованием своего рабочего места, из них основная доля (94,3 %) приходится на врачей-стоматологов детских частных практик, в то время как данный показатель в группе врачей государственных учреждений соответствовал 55,2 %.
6. Наибольшая степень удовлетворенности заработной платой наблюдается у врачей в возрастной категории от 20 до 39 лет. Степень неудовлетворенности возрастает с увеличением возраста от 31,2 до 75 %.
7. Врачи частной практики в большей степени удовлетворены заработной платой в сравнении с врачами государственных организаций (91,6 и 41,5 % соответственно). Совмещение практик приносит удовлетворенность лишь 1/3 врачей.
Литература
1. Опыт применения европейской системы оценки стоматологического здоровья EGOHID в России/А. Н. Дуж, В. В. Алямовский, О. Р. Соколова, О. А. Гаврилюк // Медицинские науки. Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12. - С. 331-334.
2. Использование европейских индикаторов стоматологического здоровья у детей Самары/А. М. Хамадеева, А. П. Мышенцева, О. Л. Ливанова, Н. В. Филатова // Медицинские науки. Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1. - С. 159-163.
3. Brenan, D. S. Influence of patient, visit, and oral health factor on dental service provision/D. S. Brenan, A. J. Spenser // J Public Health Dent. - 2002. - Vol. 62. - P. 148-157.
4. Nordic Project of Quality Indicators for Oral HealthCare. THL-Report 32/2010. - Finland: Helsinki, 2010. - 76 p.
5. Журавлев, А. Л. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути/А. Л. Журавлев, А. Н. Барабанщиков, М. И. Воловикова // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. - Институт психологии РАН, 2009. - С. 137-146.
6. Jex, S. M. Organizational psychology: A scientist-practitioner approach/S. Jex, T. W. Britt. - John Wiley & Sons, 2014.
7. Job satisfaction and motivation of health workers in public and private sectors: cross-sectional analysis from two Indian states/D. H. Peters [et al.] // HumResourHealth. - 2010. - № 8 (1). - P. 27.
8. Черкасов, С. Н. Удовлетворенность врачей государственный медицинских учреждений/С. Н. Черкасов, А. Ю. Костикова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 04 (58). - С. 198-200.
9. Панкевич, В. И. Удовлетворенность врачей своим трудом в государственных и частнв1х медицинских организациях/В. И. Панкевич, М. А. Школьникова, М. Т. Югай // Вестник Росдравнадзора. - 2015. - № 5. - С. 69-78.
10. Евстигнеев, С. В. Оценка качества медицинской помощи и трудового процесса по результатам опроса врачей/С. В. Евстигнеев, В. В. Васильев // Здравоохранение Российской Федерации. - 2016. - № 60 (6). - С. 293-297.
11. Костикова, А. Ю. Теоретические основы мотивации медицинского персонала/А. Ю. Костикова, С. Н. Черкасов // Российская академия медицинских наук. Бюллетень научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. - Москва, 2015. - Вып. 6. - С. 70-81.
12. European Commission. Health and Consumer Protection Directorate General. Health Surveillance in Europe. A Selection Of Essential Oral Health Indicators: Catalogue/eds. D. M. Bourgeois [et al.]. - 2005.
13. Качественные характеристики медицинского персонала как основная составляющая эффективности первичной медико-санитарной помощи/И. Л. Лысенко, В. А. Чирков, А. В. Бреусов, М. Р. Мазитов // Практическая медицина. - 2014. - № 4. - С. 65-68.
14. Скрипкина, Г. И. Оценка эффективности профилактической работы школьной стоматологической службы в г Омске/Г. И. Скрипкина, Т. И. Бурнашова // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2018. - № 1 (64). - С. 63-67.
15. Медведева, Л. Удовлетворенность работников трудом как фактор повышения эффективности производства/Л. Медведева // Управление экономическими системами. - 2008. - № 13. - С. 37-45.
16. Transition —The First Ten Years: Analysis and Lessons for Eastern Europe and the Former Soviet Union by World Bank. World Bank, 2002.
17. Лечение кариеса в стадии пятна у пациентов, закончивших ортодонтическое лечение на брекет-системе/П. Ийли-Йюнула, Х. Куусисто, А. Куйванен [и др.] // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2018. - № 5 (68). - С. 19-23.
18. Екимов, Е. В. Повышение эффективности профилактических мероприятий кариеса зубов в детском возрасте с использованием реминерализующих средств (обзор литерату-ры)/Е. В. Екимов, А. А. Сметанин // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2018. - № 3 (66). - С. 18-22.
19. Екимов, Е. В. Клинико-лабораторные аспекты реминерализующей терапии начального кариеса зубов у детей при различной активности кариозного процесса/Е. В. Екимов, Г. И. Скрипкина // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2017. - № 3 (62). - С. 34-40.
20. McKee, M. Monitoring Health in Europe: opportunities, challenges, and progress/M. McKee, J. Ryan // Eur J Public Health. - 2003. - Vol. 13. - P. 1-4.
21. Health Indicators in the European Regions/A. Ochoa, F. Imbert, B. Ledesert, A. Pitard, O. Grimaud // Eur J. Public Health. - 2003. - Vol. 13. - P. 118-119.
22. Eurostat. Statistics on Health Staff in the European Union - National and Regional Tables and Methodological Tables. Brussels: European Commission, 2004.
23. Kawata, N. A measure of agreement between clinicians and computer-based decision support system for planning dental treatment/N. Kawata, M. I. MacEntee // J Dent Educ. - 2002. - Vol. 6. - P. 1031-1037.
24. Котовская, Л. С. Удовлетворенность условиями труда работников службы медицинской помощи/Л. С. Котовская // Актуальные проблемы современной медицины и фармации: 70-я Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. - 2016.
25. Удовлетворенность врачей-рентгенологов своим трудом/М. Котляров, Ф. В. Хузиханов, Л. С. Агроскин [и др.] // Радиология и Практика. - 2012. - № 1. - С. 74-86.
26. Европейское региональное бюро ВОЗ. Стратегии развития кадровых ресурсов здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ: доклад, представленный Региональному комитету, Пятьдесят девятая сессия, Копенгаген, Дания, 14-17 сентября 2009 г.; EUR/RC59/9 + EUR/RC59/Conf. Doc./3; по состоянию на 3 января 2011 г.).
27. Voss, E. Working conditions and social dialogue — national frameworks, empirical findings and experience of good practice at enterprise level in six European countries (Draft Re-port)/E. Voss // European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. - 2009.
References
1. Duzh, A. N., Alyamovskiy, V. V., Sokolova, O. R., Gavrilyuk, O. A. (2014). Opyt primeneniya yevropeyskoy sistemy otsenki stomatologicheskogo zdorov'ya EGOHID v Rossii [Experience of application of the European system of assessment of dental health EGOHID in Russia]. Meditsinskiye nauki. Uspekhi sovremennogoyestestvoznaniya [Medical science. Successes of modern natural science], 12, 331-334. (In Russ.)
2. Khamadeeva, A. M., Mashentseva, A. P., Livanov, O. L., Filatova, N. V. (2015). Ispol'zovaniye yevropeyskikh indikatorov stomatologicheskogo zdorov'ya u detey Samary [The applying of European indicators of oral health of children in Samara]. Meditsinskiye nauki. Fundamental'nyye issledovaniya [Medical science. Fundamental study], 1, 159-163. (In Russ.)
3. Brenan, D. S., Spenser, A. J. (2002). Influence of patient, visit, and oral health factor on dental service provision. J Public Health Dent, 62, 148-157.
4. (2010). Nordic Project of Quality Indicators for Oral HealthCare. THL-Report 32/2010. Finland, Helsinki, 76.
5. Zhuravlev, A. L., Drummers, A. N., Volovikova, M. I. (2009). Psikhologiya cheloveka v sovremennom mire. Tom 1. Kompleksnyy i sistemnyy podkhody v issledovaniyakh psikhologii cheloveka. Lichnost' kak sub"yekt zhiznennogo puti [Psychology of the person in the modern world. Volume 1. Complex and systematic approaches in human psychology research. Personality as the subject of life]. Materialy Vserossiyskoy yubileynoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S.L. Rubinshteyna, Izd-vo «Institut psikhologii RAN» [Materials of the all-Russian anniversary scientific conference devoted to the 120th anniversary oof S.L. Rubinstein, publishing House "Institute oof psychology of RAS"], 137-146. (in Russ.)
6. Jex, S. M., Britt, T. W. (2014). Organizational psychology: A scientist-practitioner approach. John Wiley & Sons.
7. Peters, D. H. et al. (2010). Job satisfaction and motivation of health workers in public and private sectors: cross-sectional analysis from two Indian states. HumResourHealth, 8 (1), 27.
8. Cherkasov, S. N., Kostikova, A. Y. (2017). Udovletvorennost' vrachey gosudarstvennykh meditsinskikh uchrezhdeniy [Satisfaction of doctors of state medical institutions]. Mezhdunarod-nyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International research journal], 04 (58), 198-200. (In Russ.)
9. Pankevich, V. I., Shkolnikova, M. A., Yugay, M. T. (2015). Udovletvorennost' vrachey svoim trudom v gosudarstvennykh i chastnykh meditsinskikh organizatsiyakh [Satisfaction of doctors with their work in public and private health organizations]. VestnikRosdravnadzora [The journal of Roszdravnadzora], 5, 69-78. (In Russ.)
10. Evstigneev, S. V., Vasilyev, V. V. (2016). Otsenka kachestva meditsinskoy pomoshchi i trudovogo protsessa po rezul'tatam oprosa vrachey [Evaluation of the quality of medical care and labor process according to the results of a survey of doctors]. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii [Health Care Of The Russian Federation], 60 (6), 293-297. (In Russ.)
11. Kostikova, A. Yu., Cherkasov, S. N. (2015). Teoreticheskiye osnovy motivatsii meditsinskogo personala [Theoretical bases of motivation of medical personnel]. Rossiyskaya akademiya meditsinskikh nauk. Byulleten' nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A.Semashko [Russian Academy oof medical Sciences. Bulletin oof the research Institute of public health named after N. Semashko], Moscow, 6, 70-81. (In Russ.)
12. Eds. Bourgeois, D. M. et al. (2005). European Commission. Health and Consumer Protection Directorate General. Health Surveillance in Europe. A Selection Of Essential Oral Health Indicators : Catalogue.
13. Lysenko, I. L., Chirkov, V. A., Breusov, A. V., Mazitov, M. R. (2014). Kachestvennyye kharakteristiki meditsinskogo personala kak osnovnaya sostavlyayushchaya effektivnosti pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi [Qualitative characteristics of medical personnel as the main component of primary health care effectiveness]. Prakticheskaya meditsina [Practical medicine], 4, 65-68. (In Russ.)
14. Skripkina, G. I., Burnashov, T. I. (2018). Otsenka effektivnosti profilakticheskoy raboty shkol'noy stomatologicheskoy sluzhby v g. Omske [Evaluation of the effectiveness of preventive work of the school dental service in Omsk]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pediatric dentistry and prevention], 1 (64), 63-67. (In Russ.)
15. Medvedeva, L. (2008). Udovletvorennost' rabotnikov trudom kak faktor povysheniya effektivnosti proizvodstva [Satisfaction of workers as a factor in improving the efficiency of production]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 13, 37^5. (In Russ.)
16. (2002). Transition - The First Ten Years: Analysis and Lessons for Eastern Europe and the Former Soviet Union by World Bank. World Bank.
17. Yli-Lunnila, P., Kuusisto, H., Kuivanen, A. et al. (2018). Lecheniye kariyesa v stadii pyatna u patsiyentov, zakonchivshikh ortodonticheskoye lecheniye na breket-sisteme [Treatment of caries in a spot stage of the patients who finished orthodontic treatment on a bracket-system]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pediatric dentistry and prevention], 5 (68), 19-23. (In Russ.)
18. Ekimov, E. V., Smetanin, A. A. (2018). Povysheniye effektivnosti profilakticheskikh meropriyatiy kariyesa zubov v detskom vozraste s ispol'zovaniyem remineralizuyushchikh sredstv (obzor literatury) [Increase of preventive care effectiveness of childhood dental caries with the use of remineralizing agents (the literary review)]. Stomatologiya detskogo vozrasta i pro-filaktika [Pediatric dentistry and prevention],3 (66), 18-22. (In Russ.)
19. Ekimov, E. V., Skripkina, G. I. (2017). Kliniko-laboratornyye aspekty remineralizuyushchey terapii nachal'nogo kariyesa zubov u detey pri razlichnoy aktivnosti karioznogo protsessa [Clinical and laboratory aspects of remineralizing therapy of initial caries of teeth in children at various activity of carious process]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pe-diatric dentistry and prevention], 3 (62), 34-40. (In Russ.)
20. McKee, M., Ryan, J. (2003). Monitoring Health in Europe: opportunities, challenges, and progress. Eur J Public Health, 13, 1^.
21. Ochoa, A., Imbert, F., Ledesert, B., Pitard, A., Grimaud, O. (2003). Health Indicators in the European Regions. Eur J. Public Health, 13, 118-119.
22. (2004). Eurostat. Statistics on Health Staff in the European Union - National and Regional Tables and Methodological Tables. Brussels : European Commission.
23. Kawata, N., MacEntee, M. I. (2002). A measure of agreement between clinicians and computer-based decision support system for planning dental treatment. J Dent Educ, 6, 1031-1037.
24. Kotovskaya, L. S. (2016). Udovletvorennost' usloviyami truda rabotnikov sluzhby meditsinskoy pomoshchi [Satisfaction with working conditions of employees of medical care service]. Aktual'nyye problemy sovremennoy meditsiny i farmatsii: 70-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya studentov i molodykh uchenykh [Actual problems of modern medicine and pharmacy : 70th scientific and practical international conference of students and young scientists]. (In Russ.)
25. Kotlyarov, M., Husaenov, V. F., Agroskin, L. S. et al. (2012). Udovletvorennost' vrachey-rentgenologov svoim trudom [Satisfaction of radiologists with their work]. Radiologiya I Praktika [Radiology Practice], 1, 74-86. (In Russ.)
26. WHO regional office for Europe. Health workforce development strategies in the who European region. (Report submitted to the Regional Committee, Fifty-ninth session, Copenhagen, Denmark, 14-17 September 2009; EUR/RC59/9 + EUR/RC59/Conf.Doc./3; as of 3 January 2011).
27. Voss, E. (2009). Working conditions and social dialogue — national frameworks, empirical findings and experience of good practice at enterprise level in six European countries (Draft Report). European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. (accessed 8 April 2010)
Авторы:
Лариса Петровна КИСЕЛЬНИКОВА
д. м. н., профессор, заведующая кафедрой, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, г. Москва, Россия [email protected] Мария Валерьевна МИРОШКИНА
аспирант, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, г. Москва, Россия [email protected] Татьяна Евгеньевна ЗУЕВА
к. м. н., ассистент, кафедра детской стоматологии, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, г. Москва, Россия [email protected]
Authors:
Larisa P. KISELNIKOVA
professor, Head of the Department, MSUMD named after A.I. Evdokimov, Moscow, Russia [email protected] Maria V. MIROSHKINA
Postgraduat, MSUMD named after A.I. Evdokimov, Moscow, Russia
Tatyana E. ZUEVA
PhD, MSUMD named after A.I. Evdokimov, Moscow, Russia [email protected]
Поступила 15.06.2019 Received
Принята к печати 05.07.2019 Accepted