Научная статья на тему 'Результаты измерений параметров корпусной изоляции автотрансформатора класса 500 кВ'

Результаты измерений параметров корпусной изоляции автотрансформатора класса 500 кВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
143
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗВРАТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / НАПРЯЖЕНИЕ САМОРАЗРЯДА / УСТРОЙСТВО / ТРАНСФОРМАТОР / ПОДСТАНЦИЯ / SELF-DISCHARGE VOLTAGE / BACK-PRESSURE / DEVICE / TRANSFORMER / SUBSTATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Семенов Дмитрий Александрович

Рассмотрены испытания автотрансформатора в нескольких режимах с помощью запатентованного устройства по определению параметров напряжения саморазряда и возвратного напряжения корпусной изоляции и приведены полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Семенов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF MEASURING THE PARAMETERS OF GROUND INSULATION OF THE AUTOTRANSFORMER 500 KV CLASS

The article considers the results of testing of auto-transformer in several modes through a patented device measuring parameters of self-discharge voltage and back voltage of ground insulation.

Текст научной работы на тему «Результаты измерений параметров корпусной изоляции автотрансформатора класса 500 кВ»

УДК 621.314.222.6

Д. А. СЕМЕНОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ КОРПУСНОЙ ИЗОЛЯЦИИ АВТОТРАНСФОРМАТОРА КЛАССА 500 КВ

Ключевые слова: возвратное напряжение, напряжение саморазряда, устройство, трансформатор, подстанция.

Аннотация. Рассмотрены испытания автотрансформатора в нескольких режимах с помощью запатентованного устройства по определению параметров напряжения саморазряда и возвратного напряжения корпусной изоляции и приведены полученные результаты.

С помощью предложенного устройства для диагностики состояния корпусной изоляции распределительных трансформаторов по напряжению саморазряда и возвратному напряжению [1] ранее нами были измерены трансформаторы класса 10 кВ и получены результаты, которые говорят о состоянии корпусной изоляции [2, стр. 214].

Помимо распределительных трансформаторов в июле 2012 года был измерен автотрансформатор класса 500 кВ АОДЦТН-167000/500/220, который работал на подстанции Б. Козино с 1970 по 2005 гг. По результатам испытаний в 2005 году состояние изоляции ухудшилось, и его вывели из работы. А в 2006, 2009 гг. был произведен капитальный ремонт, сейчас данный трансформатор находится в резерве после восстановления и периодически проверяется. Испытание автотрансформатора проводилось разными способами подключения устройства, ниже приведены кривые напряжения саморазряда, полученные по результатам измерений.

На рис.1 приведены кривые напряжения саморазряда автотрансформатора АОДЦТН-167000/500/220 в следующих режимах испытания:

1 - при подаче испытательного напряжения на выводы НН относительно корпуса, соединенные вместе выводы ВН и СН соединены с корпусом;

© Семенов Д. А., 2013

2 - при подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН относительно корпуса, обмотка НН соединена с корпусом;

3 - при подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН относительно корпуса, обмотка НН не соединена с корпусом.

В

2400

2000

1600

1200

800 400

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 С

Рисунок 1 - Кривые напряжения саморазряда автотрансформатора в трех режимах испытания

При подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН автотрансформатора относительно корпуса кривые напряжения саморазряда при незаземленной (кривая 2) и при заземленной (кривая 3) обмотке НН практически совпадают, это видно на рис. 3. При подаче испытательного напряжения на обмотку НН относительно корпуса кривая 1 напряжения саморазряда при заземленных обмотках ВН и СН проходит значительно выше. Это объясняется тем, что при соединении обмоток ВН и СН с корпусом емкость обмотки НН относительно корпуса существенно возрастает, так как потенциал корпуса оказывается в этом случае не с одной стороны, а с двух сторон обмотки НН. При соединении же обмотки НН с корпусом емкость обмоток ВН и СН практически не изменяется, так как потенциал корпуса со стороны магнитопровода приближается к обмоткам ВН и СН очень незначительно.

Такие же тенденции наблюдаются и при измерении возвратного напряжения в трех указанных режимах. В первом режиме возвратное

напряжение значительно выше (рис. 2), а во втором и третьем - близки друг к другу, рис. 4.

В

700 600 500 400 300 200 100

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 С

Рисунок 2 - Кривые возвратного напряжения автотрансформатора в трех режимах испытания

В

2400 2000 1600 1200

800 400

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 С

Рисунок 3 - Кривые напряжения саморазряда и возвратного напряжения автотрансформатора в 1 режиме на одном графике

Для наглядности изобразим кривые напряжения саморазряда и

возвратное напряжение на одном графике (рис. 3,4), где С/С1, иВ1 -

кривые напряжения саморазряда и возвратного соответственно, полученные при подаче испытательного напряжения на выводы НН отно-

102

сительно корпуса, соединенные вместе выводы ВН и СН с корпусом; ис 2 , иВ2 - кривые напряжения саморазряда и возвратного соответственно, полученные при подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН относительно корпуса, обмотка

НН соединена с корпусом; ис3, £7В3 - кривые напряжения саморазряда и возвратного соответственно, полученные при подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН относительно корпуса, обмотка НН не соединена с корпусом.

В

2400

2000

1600

1200

800

400

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 С

Рисунок 4 - Кривые напряжения саморазряда и возвратного напряжения автотрансформатора во 2 и 3 режиме на одном графике

Для проверки линейности полученных кривых при разном зарядном напряжении рассматриваемый автотрансформатор испытывался на 1000 В и 2500 В (рис. 5-7). Предыдущие исследования показали, что наиболее информативными являются кривые, полученные при заряде изоляции на 2500 В. Линейность проверялась также в трех режимах испытания:

1 - при подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН относительно корпуса, обмотка НН соединена с корпусом (рис. 5);

2 - при подаче испытательного напряжения на соединенные вместе выводы ВН и СН относительно корпуса, обмотка НН не соединена с корпусом (рис. 6);

3 - при подаче испытательного напряжения на выводы НН относительно корпуса, расположенные вместе выводы ВН и СН соединены с корпусом (рис. 7).

«с

% \ ч

*

г

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 С

Рисунок 5 - Линейность кривых напряжения саморазряда в относительных единицах, полученных при испытании в первом режиме: 1 - кривая, полученная при заряде изоляции на 1000 В; 2 - кривая, полученная при заряде изоляции на 2500 В

Рисунок 6 - Линейность кривых напряжения саморазряда в относительных единицах, полученных при испытании во втором режиме: 1 - кривая, полученная при заряде изоляции на 1000 В;

2 - кривая, полученная при заряде изоляции на 2500 В

1,0

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

о

V с

\

ч

\

\

/1

2

——2

!

10 15 20 25 30 35 40 45 50 55

Рисунок 7 - Линейность кривых напряжения саморазряда в относительных единицах, полученных при испытании в третьем режиме: 1 - кривая, полученная при заряде изоляции на 1000 В; 2 - кривая, полученная при заряде изоляции на 2500 В

Из рисунков 5-7 видно, что кривые напряжения саморазряда, полученные при испытании разным напряжением, практически накладываются друг на друга, тем самым кривые являются линейными и испытание можно проводить как при 1000 В, так и при 2500 В, но для наглядности и удобства лучше испытывать при напряжении 2,5 кВ, так как значение кривых получаются выше и точнее.

Такие же тенденции наблюдаются и при измерении возвратного напряжения в трех указанных режимах (рис. 8).

0,4

0,35

0,30

0,25

0,20

0,15

0,10

0,05

и в

л

■■■■■■/

1/

/

У

/ г

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55

Рисунок 8 - Линейность кривых в относительных единицах по возвратному напряжению, полученных при испытании в третьем режиме: 1 - кривая, полученная при заряде изоляции на 1000 В; 2 - кривая, полученная при заряде изоляции на 2500 В

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Серебряков А. С. Новое устройство для контроля качества электрической изоляции. Серебряков А. С., Семенов Д. А. Труды Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева Р. Е. / НГТУ им. Алексеева Р. Е. - Нижний Новгород, 2013. № 1 (98). 329 с.

2. Патент РФ № 119125. Устройство для контроля качества электрической изоляции. Серебряков А. С., Семенов Д. А., Степанов Б. С., Игнаткин Д. Н. Опубл. 10.08.2012, Бюл. № 22.

RESULTS OF MEASURING THE PARAMETERS OF GROUND INSULATION OF THE AUTOTRANSFORMER 500 KV CLASS

Keywords: self-discharge voltage, back-pressure, device, transformer, substation.

Annotation: The article considers the results of testing of autotransformer in several modes through a patented device measuring parameters of self-discharge voltage and back voltage of ground insulation.

СЕМЕНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры «Электрификация и автоматизация», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (xxxmy@mail.ru).

SEMENOV DMITRY ALEKSANDROVICH - postgraduate of the department «Electrification and Automation», Russia, Knayginino, (xxxmy@mail.ru).___________________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.