OUTCOMES OF THE IV CONFERENCE OF YOUNG SCIENTISTS AND SPECIALISTS: FRESH IDEAS AND INNOVATIVE SOLUTIONS
B.C. Никитин
РЕЗУЛЬТАТЫ
IV КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ: СВЕЖИЕ ИДЕИ И НОВАТОРСКИЕ РЕШЕНИЯ
Главный редактор, д.т.н., профессор, генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр*-
Специальный выпуск Трудов Крыловского государственного научного центра, который вы держите в руках - это особый сборник. В нем представлены статьи, апробированные в качестве докладов на IV Конференции молодых ученых и специалистов «Научно-тех-нолопгческое развитие судостроения», организованной Крыловским центром совместно с Российским НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова при поддержке Минпромторга РФ. Все они прошли официальное рецензирование и достойны того, чтобы их можно было назвать отражением новой, прогрессивной мысли в отечественном судостроении.
Конференция молодых ученых и специалистов в 2017 году состоялась вот уже в четвертый раз. Но впервые это мероприятие обрело всероссийский статус - в нем приняли участие около 150 человек более чем из 40 ведущих профильных предприятий и ВУЗов из разных регионов, таких как «Рубин», «Малахит», Мурманский технический университет Балтийский завод. ЦС «Звездочка», ЦГСС, ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. «Северная верфь» и другие. Научный потенциал этих молодых ученых-судостроителей имеет особенную ценность - это залог успешного развития отрасли, гарантия преемственно ста идей «золотого века» российского кораблестроения и реальная перспектива реализации ключевых государственных планов по усилению обороноспособности и безопасности нашей страны, всестороннему импортозамещению в судостроительной отрасли и освоению стратегически важных морских территорий.
Материалы Конференции были представлены на 10 секциях - этой же логики придерживались и составители сборника. Секция «Кораблестроение» включает статьи, посвященные повышению эффективности проектирования объектов морской техники в части надежности и схемно-конструктавных решений, спа-
сению подводников из отсеков аварийной подводной лодки, разработке комплексов технических средств судоподъема, а также вопросам сервисного обслуживания и создания системы управления жизненным циклом объектов кораблестроения. Кроме того, отражение в научных работах секции нашла тематика морского оружия.
В рамках секщш «Гражданское судостроение. Освоение океана и Арктической зоны» представлены статьи, затрагивающие аспекты внутреннего и внешнего проектирования судов и средств обустройства морских нефтегазовых месторождений, оптимизации эксплуатационного оборудования, создания морских транспортных систем, прогнозирования рисков обустройства морских месторождений с помощью подводных добычных комплексов. Практическую ценность имеют результаты анализа характеристик материалов, применяемых для изготовления их элементов.
Секция «Гндроаэродинамика. Ходкость, мореходность и маневренность» рассматривает такие проблемы. как вибрация подруливающих устройств, влияние развитой кавитации на эрозию как на рабочем колесе, так и на неподвижных элементах водометного движителя и влияние кавитации на эрозионные разрушения элементов конструкции движителя. Молодыми специалистами заявлены новые методики оптимизации формы модели гребного винта в однородном потоке и измерения координат точек поверхности модели гребного винта. Достойна внимания широта интересов новаторов, презентовавших свои разработки в рамках этой секции: от создания моделей гребных винтов до их оптишвацин и эксплуатации в натурных условиях.
Секция «Физические поля морских технических объектов и океана» также отражает разнообразие научной мысли: найдены способы повышения огнестойкости гидроакустических покрытий за счет применения в наружных слоях кевларовой ткани или огнестойкой
ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
7
B.C. Никитин
Результаты IV конференции молодых ученых и специалистов: свежие идеи и новаторские решения
резины; предложено решение задачи об излучении звука упругой бесконечной пластиной и выполнен расчет поля комплексного акустического давления вблизи пластины: приведен опыт применения во время сдаточных акустических испыташш надводного корабля штатно установленного на нем бортового информационного комплекса для измерения и анализа различных внброакустических характеристик корабля.
Статвн секции «Прочность и надежность судовых конструкций» охватывают большой круг ответственных задач, таких как автоматизация трудоемких расчетов прочности конструкций, опппшзация их выбора. совершенствование процессов контроля качества сварных швов, а также защита корпуса судна от коррозии и обрастания. В целях усовершенствования техно-лопш сварки разработаны методика оценки методом конечных элементов релаксации остаточных напряжений при высокотемпературном отпуске сварных конструкций из высокопрочной стали с учетом и без учета эффекта ползучести, а также универсальный алгоритм локации источников метода акустической эмиссии, весьма значимый при проведении неразру-шающего контроля сварных соединений.
В статьях секщш «Судовая энергетика» обоснован концепт инсинераторной установки для судов и гидротехнических сооружений с возможностью работы на различных видах отходов в качестве жидкого и газового топлива, рассмотрены вопросы применения антифрикционных покрытий для повышения эффективности работы газовых подшипников судовых турбомашин. приведены результаты разработки новой конструкции радиального гибридного подшипника с газовой смазкой с повышенной несушей способностью по сравнению с существующими типаьш подшипников, изложен способ очистки внутренних поверхностей труб сверхкритическим диоксидом углерода.
Секция «Судовая электротехника» представлена всего одной, но при этом весомой статьей, в которой описано отечественное комплексное программное обеспечение для проектирования судовых электроэнергетических систем - оно может являться основой для создания системы сквозного проектирования. Близкими по тематике являются и материалы следующей секщш - «Информационные технологии в судостроении». Все они посвящены разработке нового программного обеспечения. Также рассмотрены возможности оценки надежности программного обеспечения и эффективности моделирующих и комплексных стендов.
Секция «Подводная и надводная робототехника» в 2017 году впервые начала свою работу на Конференции молодых ученых и специалистов, и сразу же продемонстрировала актуальность предмета обсуждения. Затронуты вопросы, связанные с формированием облика и аппаратного состава автономной дрейфующей системы для сбора океанографических данных:
управлением необитаемым подводным аппаратом -в части как ориентации, так и алгоритмов управления движителями. Предложена концепция устройства, относящегося к надводной робототехнике, и представляющая собой беспилотный разгонный аппарат для обеспечения взлета авиационной техники с палубы корабля. Сталь примечательные результаты научных изысканий позволяют надеяться на усиление интереса к секции подводной и надводной робототехники на последующих конференциях, а также на освещение таких важнейших тем в этой области, как расширение уровня информационной автономности, совместное взаимодействие, базирование подводного аппарата и др.
Последней по порядку, но. разумеется, не по значимости является секция «Экономика и управление в судостроении». Проведенный анализ научного уровня и глобальных факторов, влияющих на современное и перспективное состояние судостроительной промышленности. позволяет оценить текущее состояние судостроительной отрасли, а также сделать прогнозы ее развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. На основе действующих нормативно-правовых актов и данных научно-исследовательских работ предложены практические рекомендации по совершенствованию методологического аппарата программно-целевого планирования и особенностей использования метода анализа иерархий применительно к судостроительной отрасли
В современных условиях эффективная организация экономического и научного сопровождения судостроения невозможна без компьютерных технологий и внедрения соответствующего программного обеспечения. Заключительная статья раздела посвящена программе для ЭВМ «СУ РНГД», представляющей собой информационную систему, которая обеспечивает потребности учета выполняемых работ и полученных новых данных, а также дает возможность их успешного дальнейшего использования. Программа является эффективным инструментом не только для управления интеллектуальной собственностью и иными результатами научно-технической деятельности организации, но и для улучшения ее обшей конкурентоспособности. Это достойное логическое завершение данного специального выпуска в целом, поскольку работы молодых ученых должны способствовать поддержанию высокого статуса предприятий российской кораблестроительной отрасли Со своей стороны. Крыловский государственный научньш центр готов оказывать таким специалистам всемерную поддержку. С 2018 года конференция «Научно-технологическое развитие судостроения» станет ежегодной. Мы рассчитываем на постоянный, уверенный приток новых сип и идей в нашу профессиональную область - одну из самых важных и стратегически значимых для эко-ношгческого развития и обеспечения обороноспособности России.
8
Труды Крыловского государственного научного центра, специальный выпуск 1/2D18